Статистическое изучение взаимосвязей
Статистическое изучение взаимосвязей
- Виды взаимосвязей
- Количественная оценка взаимосвязей количественных признаков
- Количественная оценка взаимосвязей качественных признаков
- Задача статистики в изучении взаимосвязей заключается в количественной оценке тесноты связи и в установлении формы существующей зависимости.
При изучении взаимосвязей, все признаки делятся на 2 группы:
- Факторные признаки x (причина)
- Результативные признаки y (следствие)
Все виды связей делятся на 2 группы:
- Функциональная связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно строго определенное значение результативного признака.
В социально-экономических явлениях функциональные связи практически не встречаются.
Пример: Формула площади квадрата
a сторона квадрата (факторный признак)
S площадь квадрата (результативный признак)
- Стохастическая связь, при которой одному значению факторного признака может соответствовать несколько значений результативного признака.
Данный вид связи может быть обнаружен только в результате массового наблюдения. Она проявляется не для каждой отдельно взятой единицы совокупности, а выступает как средняя закономерность для совокупности в целом. Статистика изучает только стохастические связи.
Эти связи могут быть квалифицированы по ряду признаков:
- в зависимости от количества факторных признаков:
- парная (1 факторный, 1 результативный признаки)
- множественная (несколько факторных, 1 результативный признаки)
- по направлению:
- прямые (изменение факторного и результативного признаков является однонаправленным)
- обратные (изменение разнонаправленное)
- по аналитическому выражению:
- линейные (зависимость описывается уравнением прямой)
- нелинейные (описывается нелинейным уравнением)
2. Пример
Имеются следующие данные о количестве медалей, выигранных странами и размере ВВП на душу населения
n/n |
Страна |
Количество медалей (y) |
ВВП (тыс. долл.) (x) |
Знак отклонения (-) |
Знак отклонения (-) |
Ky |
Kx |
di=(Ky-Kx)2 |
1 |
Россия |
33 |
18,7 |
+ |
- |
1 |
21 |
400 |
2 |
Норвегия |
26 |
57,5 |
+ |
+ |
3 |
1 |
4 |
3 |
Канада |
25 |
43,1 |
+ |
+ |
4 |
7 |
9 |
4 |
США |
28 |
52,5 |
+ |
+ |
2 |
2 |
0 |
5 |
Нидерланды |
24 |
44,4 |
+ |
+ |
5 |
5 |
0 |
6 |
Германия |
19 |
38,9 |
+ |
+ |
6 |
10 |
16 |
7 |
Швейцария |
11 |
48,7 |
- |
+ |
10 |
3 |
49 |
8 |
Белорусь |
6 |
16,7 |
- |
- |
17.5 |
22 |
20.25 |
9 |
Австрия |
17 |
43,7 |
+ |
+ |
7 |
6 |
1 |
10 |
Франция |
15 |
37,7 |
+ |
+ |
8.5 |
11.5 |
9 |
11 |
Польша |
6 |
21,9 |
- |
- |
17.5 |
19 |
2.25 |
12 |
Китай |
9 |
9,9 |
- |
- |
11 |
25 |
196 |
13 |
Южная Корея |
8 |
34,8 |
- |
+ |
14 |
14 |
0 |
14 |
Швеция |
15 |
41,4 |
+ |
+ |
8.5 |
8 |
0.25 |
15 |
Чехия |
8 |
28,7 |
- |
- |
14 |
17 |
9 |
16 |
Словения |
8 |
31,9 |
- |
- |
14 |
15 |
1 |
17 |
Япония |
8 |
37,5 |
- |
+ |
14 |
13 |
1 |
18 |
Финляндия |
5 |
37,7 |
- |
+ |
19 |
11.5 |
56.25 |
19 |
Великобритания |
4 |
39,2 |
- |
+ |
20.5 |
9 |
132.25 |
20 |
Украина |
2 |
8,2 |
- |
- |
23 |
26 |
9 |
21 |
Словакия |
1 |
26,5 |
- |
- |
25 |
18 |
49 |
22 |
Италия |
8 |
31,6 |
- |
- |
14 |
16 |
4 |
23 |
Латвия |
4 |
16,3 |
- |
- |
20.5 |
23 |
6.25 |
24 |
Австалия |
3 |
44,7 |
- |
+ |
22 |
4 |
324 |
25 |
Хорватия |
1 |
20,4 |
- |
- |
25 |
20 |
25 |
26 |
Казахстан |
1 |
14,7 |
- |
- |
25 |
24 |
1 |
Существует ряд методов, которые позволяют:
- подтвердить или опровергнуть гипотезу о наличии связи
- определить направление связи
- оценить тесноту связи
Простейшим методом, позволяющим выявить наличие связи и определить ее направление, является графический метод (построение поля корреляции)
Графический метод позволяет установить факт наличия связи и определить ее направление (в данном случае связь прямая).
Для оценки тесноты связи рассчитаем и определим ряд показателей:
- Коэффициент знаков Фихнера
КФ= количество совпадений знаков отклонения
индивидуального значения от среднего
количество несовпадений
=33,2 =11,3
КФ==0,46 (если число положительное, значит связь прямая)
Шкала оценивания
0 - 0,3 слабая связь
0,3 0,5 средне слабая
0,5 0,7 средняя
0,7 1,0 сильная
- Коэффициент ранговой корреляции:
Р = 1 - = 1 - = 1 - = 1-0,316=0,684
Статистическое изучение взаимосвязей