Урок по алгебре для 9 класса на тему «Функции и их графики»


Муниципальное автономное образовательное учреждение,

Средняя общеобразовательная школа №58,

П. Мулино, Володарский район, Нижегородская область

Проект урока-семинара по алгебре

«Функции и их графики» Для 9 класса

Выполнила:

учитель математики

Нина Витальевна Байгулова

МАОУ СОШ №58,

п. Мулино,

Нижегородская область

2015 год

«Но кривая линия – геометрический эквивалент функции, гораздо больше говорит воображению, чем формула, и гораздо более легко обозрима, чем таблица числовых значений»

В. И. Гончаров

Тема: «Функции и их графики».

Класс: 9

Предмет: «Алгебра»

Учебник: Автор С. М. Никольский и др.

Тип урока: урок-семинар обобщающего ( итогового ) повторения.

Цели урока:

    осуществляется коррекция знаний, контроль знаний, обобщение материала темы, а также некоторое углубление;

    развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, развитие интереса к предмету;

    воспитание познавательной активности и культуры общения, формирование навыка самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование урока:

- презентация №1учителя ;

- презентация №2 учащихся;

- карточки с тестами (Приложение 1);

- карточки для лабораторно-практической работы (Приложение 2);

- карточки с домашним заданием (Приложение 3).

План урока:

Этапы урока





Вид деятельности

Форма деятельности

Тип деятельности

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя о понятии «функция».

3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Математический диктант

4. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

Выступление учащихся с презентацией: «Красавицы функции и их графики» (теоретическая часть)

5.Обобщение и усвоение системы знаний.

Дидактические тесты

Групповая или индивидуальная

6.Применение знаний для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Представление учащимися презентации «Красавицы функции и их графики» (практическая часть)

7.Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных и в изменённых условиях.

Лабораторно - практическая работа по теме: «Построение графика и исследование функции».

8.Усвоение ведущих идей и основных теорий.

Домашнее задание

9. Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Сообщение темы и цели урока (Презентация №1.Слайд 1).

2)Вступительное слово учителя о понятии «функция» (Презентация №1.Слайд 2).

Одно из основных понятий алгебры «функция». Мы начали изучать функцию в 7 классе, и с каждым годом мы узнавали и исследовали всё новые и новые функции. Современная математика знает множество функций, и у каждой свой неповторимый облик, как неповторим облик каждого из миллиардов людей, живущих на Земле. Этой математической модели отводится такое важное место потому, что функция позволяет описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами. Например, зависимость между массой тела и его объёмом является функцией; зависимость между путём, пройденным телом и временем является также функциональной зависимостью. Графики функций являются особым языком, на котором можно выражать различные мысли, писать сочинения, рисовать картины.

3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Математический диктант или самостоятельная работа (Презентация №1. Слайд 3)

1) Постройте график функции у= (х+2)2-1.

2) Используя график функции, найдите:

А) область определения;

Б) множество значений;

В) нули функции;

Г) промежутки монотонности;

Д) промежутки знакопостоянства;

Е) наибольшее и наименьшее значения функции;

З) определить, чётная или нечётная функция.

Работа учащимися ведётся в тетрадях. Осуществляется взаимоконтроль, при этом используются записи ответов, а где нужно, и пояснений, приготовленных учителем заранее (Презентация №1. Слайд 4). После такой самостоятельной работы отвечаю на вопросы учеников. Затем каждый ученик может оценить работу.

4. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. (Презентация №2. Слайды 1-21)

1)Выступления учащихся с рефератом «Красавицы функции и их графики»( теоретическая часть).

2)Учащиеся задают выступающим вопросы по теме «Функция».

5.Обобщение и усвоение системы знаний.

Дидактические тесты на карточках (Приложение 1).

Работа ведётся в тетрадях или на персональном компьютере, осуществляется самопроверка, учащиеся сверяют решения с ответами, заранее приготовленными учителем. Учитель отвечает на вопросы учащихся. Учащиеся могут оценить свои работы.

Ответы к тестам (Презентация №1. Слайд 5)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Вариант 1

Вариант 2

6.Применение знаний для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Выступления учащихся с рефератом «Красавицы функции и их графики»( практическая часть). (Презентация №2. Слайд 23-25 ).

Ребята вместе с учителем выбирают: (Презентация №1. Слайд 6)

- самый сложный рисунок;

- самый красивый рисунок;

- самый оригинальный рисунок.

7.Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных случаях и в изменённых условиях.

Лабораторно – практическая работа по теме «Построение графика и исследование функции». (Презентация №1. Слайд 7)

Оборудование: разноуровневые карточки с заданиями, рабочие тетради, карандаши, линейки.

План работы:

1.Определите вид графика.

2.Найдите координаты вершины параболы.

3.Постройте график функции.

4.Найдите: а) область определения;

Б) множество значений;

В) нули функции;

Г) промежутки знакопостоянства;

Д) промежутки монотонности;

Е) наибольшее и наименьшее значения функции.

5.Найдите (графически) абсциссы точек пересечения графика функции 1-4 с графиком

Функции 5.

Разноуровневые карточки с заданиями (Приложение 2):

8.Усвоение ведущих идей и основных теорий.

Домашнее задание. (Презентация №1. Слайд 8)

Индивидуальная творческая работа (Приложение 3).

9.. Подведение итогов урока.