Организация Адаптивного физического воспитания

Лекция № 8 Организация Адаптивного физического воспитания.

Характеристика системы специального образования в Российской Федерации

В настоящее время во всех субъектах Федерации специальное образование осуществляется в различных типах учреждений .

Дошкольные образовательные учреждения:

  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат; санаторный детский дом.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

  • ППМС-центры диагностики и консультирования;
  • ППМС-центры психолого-медико-социального сопровождения;
  • ППМС-центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
  • ППМС-центры социально-трудовой адаптации и профориентации;
  • ППМС-центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I–VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

В этих учреждениях общее образование дается обучающимся (воспитанникам) в три ступени: начальное, основное общее, среднее.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется как базовое, так и компенсирующее обучение.

Специальные коррекционные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализуют, в зависимости от видов коррекционного учреждения, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения I–VIII видов:

I вид – для неслышащих (глухих);

II вид – для слабослышащих и позднооглохших;

III вид – для незрячих (слепых);

IV вид – для слабовидящих и поздноослепших;

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид – для детей с задержкой психического развития;

VIII вид – для умственно отсталых детей.

Профессиональное образование осуществляется в системе образования РФ в следующих образовательных учреждениях.

Допрофессиональное образование (в ряде случаев начальное профессиональное образование) обучающиеся получают в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

Начальное профессиональное образование — в образовательных учреждениях начального профессионального образования:

  • профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);
  • профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);
  • учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное училище;
  • специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных образовательных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения среднего и высшего профессионального образования.

Получение образования для воспитанников специальных учреждений I—VI видов является единственной гарантией их реабилитации через образование. Возможности интеграции таких детей в общие классы массовой общеобразовательной школы пока ограничены.

В массовой школе в последнее время широко открываются специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Для детей-сирот действуют следующие образовательные учреждения:

  • специальный (коррекционный) детский дом;
  • специальная (коррекционная) школа-интернат.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии:

  • специальная общеобразовательная школа;
  • специальное профессиональное училище.

Новая образовательная политика РФ направлена на демократизацию и гуманизацию образования, одним из основных принципов школьной реформы и всех начавшихся в стране преобразований стала «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (Закон Российской Федерации «Об образовании», раздел 1, ст. 2).

Термин «адаптивность системы образования» появился в современной педагогике в 90-х гг. XX в. «Адаптивность» — один из основных принципов государственной политики в сфере образования, заключающийся в приспособлении системы образования, «совокупности образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; систем органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

Очень важно заметить, что разработка концепции адаптивности требует привлечения достижений всего комплекса наук о человеке: педагогики, психологии, социологии, возрастной нейрофизиологии и обязательно — разных направлений в медицине.

Для реализации адаптивного подхода к образованию требуются:

  • использование современного отечественного научно-педагогического и зарубежного научного и практического потенциала;
  • целенаправленная работа по возможно раннему выявлению склонности и способности обучающихся, позволяющего дать возможность каждому ребенку максимально самореализоваться, обеспечить ему индивидуальную траекторию развития на всех этапах обучения;
  • создание непрерывного педагогического пространства;
  • повышение творческого потенциала (креативности) школьника;
  • осуществление комплексного клинико-психолого-педагогического подхода в образовании обучающихся.

Требование соединения обучения, воспитания и лечебно-оздоровительных мероприятий все чаще выдвигается представителями адаптивных концепций. Оно особенно важно, когда речь идет о различных специальных (коррекционных) учреждениях.

Формы организации АФВ в специальной (коррекционной) школе.

Система АФВ в специальной школе включает уроки адаптивной физической культуры, ритмики, а также, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на общеобразовательных уроках, корригирующая гимнастика, ЛФК, упражнения и игры на переменах, во внеурочное время), закаливание, рекреационно-оздоровительные занятия, спортивно-массовые мероприятия и др.

К урочным формам работы по адаптивному физическому воспитанию относятся:

1. Урок адаптивной физкультуры – основная урочная форма обучения и развития двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы. Количество часов в учебном процессе, отводимое на урок физкультуры весьма незначительно, так, например, в первом классе специальной (коррекционной) школы VIII вида – 1 час в неделю, со второго по восьмой – 2 часа в неделю, в старших классах – 3 часа в неделю. В младших классах продолжительность занятия, составляет 30 минут, только в старших классах увеличивается до 40-45 минут (при обязательном учёте патологии, что может влиять на продолжительность занятия).

2. Помимо урока адаптивной физкультуры урочной формой организации занятий школьников является урок ритмики. Уроки ритмики проводятся в основном с учащимися младших классах, как правило, один раз в неделю.

Уроки по адаптивной физкультуре и ритмике проводятся по программам для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

К физкультурно-оздоровительным формам работы в режиме дня относятся:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика, проводится перед уроками или в школах-интернатах после пробуждения, рекомендуется в сочетании с водными процедурами и оздоровительным бегом. Продолжительность – от 10 до 20 минут. Комплексы утренней гимнастики для школьников составляются обычно из 9-10 гимнастических упражнений, целесообразно также включать специальные корригирующие упражнения.

2. В режиме дня учеников специальной (коррекционной) школы используются и такие формы двигательной активности, как физкультминутки. Их проводят во время общеобразовательных уроков, на уроках трудового обучения, с целью снижения утомления и повышения работоспособности.

3. Неотъемлемой частью системы мероприятий по АФВ в режиме дня является лечебная физическая культура, которая осуществляется в форме индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий, а также, консультаций в кабинете ЛФК, которые включаются в учебный план школы. Специальные группы создаются из учеников одного или разных классов с явно выраженными нарушениями моторики или различными формами двигательной недостаточности. Для них дополнительно педагогами адаптивного физического воспитания проводятся занятия коррекционной направленности (по коррекции вторичных нарушений двигательной сферы - нарушения осанки, деформация стоп, нарушения телосложения и физического развития, нарушений моторики и др.), занимаются по отдельной программе, 2-3 раза в неделю по 30 мин. (Е.С. Черник, 1997).

4. Организованные игры на переменах.

5. Закаливающие процедуры. Учителю АФВ в специальных коррекционных учреждениях можно рекомендовать следующие формы работы по закаливанию: регулирование температуры помещения, ежедневное пребывание учащихся на открытом воздухе.

Для того чтобы температурный режим способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на терморегуляторные физиологические механизмы, необходимо сделать его «пульсирующим», с оптимальной амплитудой колебаний. Для школьников колебание температуры достаточно в пределах 5-7 градусов Цельсия и достигается за счёт открывания окон и форточек.

Общая длительность пребывания учащихся специальной школы на открытом воздухе должна быть не менее 3-3,5 часов.

К внеклассным и самостоятельным формам работы относятся:

1. Рекреационно-оздоровительные занятия в школе (в группах ОФП, группах подвижных и спортивных игр и др. формах, организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения).

2. Спортивные соревнования.

3. Физкультурные праздники, развлечения, соревнования типа «Весёлые старты), «Дни здоровья», прогулки и туристические походы.

АФВ в школе, техникуме и вузе.

АФВ в массовой школе, в техникуме и вузе осуществляется в специальных медицинских группах в форме урочных занятий. Содержание процесса АФВ должно соответствовать основным показаниям при заболеваниях.

Специальные медицинские группы дифференцируются по следующим основным заболеваниям:

  1. заболевания сердечно-сосудистой системы;
  2. заболевания дыхательной системы;
  3. заболевания опорно-двигательного аппарата.

В школе группы комплектуются по возрасту детей:

- для младшего школьного возраста (1-4 класс);

- для среднего школьного возраста;

- для старшего школьного возраста.

Специальные медицинские группы занимаются по специальным программам. Уроки в групповой или индивидуально-групповой форме носят образовательно-оздоровительный характер и направлены на устранение дефектов, профилактику вторичных отклонений в состоянии здоровья, закаливание, поддержание работоспособности учащихся за счёт щадящих режимов нагрузки.

Эта работа требует от педагога дополнительных специальных психологических и медицинских знаний, потребность в которых обусловлена отличием адаптивного физического воспитание, ориентированного на больного ребёнка, от физического воспитания, ориентированного на здорового ребёнка.

Занятия в специальных медицинских группах в школе проводятся после уроков 2 раза в неделю по 45 мин. или 3 раза в неделю по 30 мин., в техникуме и вузе - 3 раза в неделю по 45 мин.

Списки групп составляет врач совместно с преподавателем по АФВ, утверждает их директор, оформляя приказом по образовательному учреждению. Количество занимающихся в группе 10-15 человек.

Занятия проводит преподаватель по АФВ. Осмотр врача дети, подростки и взрослые проходят не реже 2-х раз в год, желательно ведение дневника самоконтроля.

2.2. Организация АФВ в системе соцзащиты.

В системе социальной защиты АФВ осуществляется в реабилитационных центрах, в детских домах для детей с множественными дефектами, в домах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Реабилитационные центры, как правило, являются многофункциональными: включают в себя диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские. Для каждого инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации. АФВ осуществляется на индивидуальных занятиях коррекционной направленности и во время физкультурно-оздоровительных мероприятий. В соответствии с медицинскими показаниями инвалидов приобщают к различным видам спорта (настольный теннис, плавание, пулевая стрельба, дартс, иппотерапия, общая физическая подготовка).

В детских домах занятия по АФВ проводятся с детьми со сложными дефектами (дети от 3-х до 18 лет), с комбинированными нарушениями зрения и слуха (слепоглухие), и с другими множественными нарушениями, где в качестве компонента сложного дефекта могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в лёгкой степени, аутистические проявления в поведении. В домах-интернатах занятия по АФВ проводятся с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с умственной отсталостью.

В детских домах и домах-интернатах основными формами организации АФВ с детьми-инвалидами являются:

1. Занятия по адаптивному физическому воспитанию коррекционной направленности (групповые с детьми с нарушениями средней тяжести, индивидуальные с детьми с тяжёлыми нарушениями развития); занятия проводятся, как правило, 2-3 раза в неделю по 20-30 минут;

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня проводятся с обучаемыми детьми:

- утренняя гимнастика, проводится перед завтраком, как правило, с детьми с нарушениями средней тяжести;

- физкультминутки, проводятся во время учебных образовательных занятий, продолжительность 2-3 минуты;

3. Внеклассные занятия: прогулки, подвижные игры, физкультурные праздники.

2.3. Организация АФВ в системе здравоохранения.

АФВ в системе здравоохранения осуществляется в специализированных домах ребёнка, находящихся в ведении органов здравоохранения, с детьми раннего возраста – до 4-х лет. Занятия по АФВ проводятся по индивидуальной коррекционно-развивающей программе.

Основными задачами, решаемыми в процессе занятий, могут быть:

  • формирование предпосылок к эмоциональному общению со взрослым (улыбки, контактный взгляд в глаза, ритмичные движения ручками, звуки гуления);
  • развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; нормализация тонуса рук средствами укрепляющего массажа и приёмами лечебной физкультуры;
  • развитие движений руки и зрительно-моторной координации; нормализация состояния органов артикуляции: нормализация пониженного тонуса жевательных и мимических мышц средствами массажа и специальными артикуляционными упражнениями;
  • развитие общих движений;
  • формирование навыков кормления (Ю.А. Разенкова, 1998).

В детских домах-интернатах здравоохранения АФВ осуществляется с детьми с глубокими поражениями центральной нервной системы, а также с детьми со сложным дефектом (слепые и слабовидящие умственно отсталые и др.).

Занятия по АФВ проводятся в форме индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, 2-3 раза в неделю по 15 - 20 минут.

Таким образом, специалист АФВ имеет уровень подготовки, позволяющий ему работать в качестве преподавателя физического воспитания и в специальной (коррекционной) школе и в массовой школе, и в центре реабилитации и в учреждении относящимся к системе здравоохранения, что свидетельствует о высоком уровне подготовки и широте приобретённых знаний.

Все программы в адаптивном физическом воспитании должны быть основаны на интересах, возможностях, и учёте ограничений занимающихся.

4.1. Направленность и требования к программам АФВ.

Программы АФВ должны быть направлены на:

  1. Развитие физическое и моторное, необходимое для адаптации к активной повседневной жизни, общения с друзьями, семьёй, решение бытовых проблем (социализация).
  2. Развитие более позитивного самосознания и самооценки (повышение психологического статуса).
  3. Укрепление здоровья и профилактика развития осложнений основного дефекта , общее оздоровление.
  4. Развитие двигательных возможностей, обеспечивающих базу для освоения профессиональных навыков (трудоустройство).
  5. Развитие движений и возможностей, обеспечивающих участие в рекреативных программах (играх, спорте и т.д.).

Программы АФВ должны отвечать следующим требованиям:

- должны быть разнообразными, т.е. они не должны включать только упражнения лечебной физкультуры и не должны быть направлены только на терапевтический эффект, а должны отражать или адаптировать основные разделы программы традиционного физического воспитания для специального контингента занимающихся;

- должны стимулировать развитие двигательных параметров, нарушенных болезнью или являющихся следствием недоразвития или вторичных дефектов, таких как: сила, подвижность, моторные возможности, сенсомоторные функции, выносливость, двигательное восприятие (понимание движения) и др.;

- должны способствовать переходу занимающихся на уровень развития движений соответствующий их возрастной норме и индивидуальным возможностям и потребностям.

Включение разнообразных видов занятий (спорт, танцы, игры) позволяет модифицировать программы и расширить двигательные возможности занимающихся, повысить оздоровительный, педагогический и коррекционный эффект АФВ.

На первом этапе АФВ должно базироваться на принципе учёта возрастных интересов занимающихся, стремлении к совершенствованию возможностей и коррекции дефектов; необходимо основывать программу занятий для инвалидов на принципах АФВ, т.к. они не могут участвовать в традиционной программе физического воспитания.

4.2. Уровни развивающих и обучающих программ в АФВ

К развивающим и обучающим программам относятся программы раннего детства, дошкольные программы, программы средней школы, программы техникумов и Вузов.

Программы раннего детства

  1. Базируются на развитии зрительных и слуховых ориентировочных реакций (стимулирование длительного сосредоточения и слежения за игрушкой, закрепление умения прислушиваться к голосу и т.д.).
  2. Основаны на ранней стимуляции (рефлекторный уровень деятельности двигательного аппарата и реакции на тактильные ощущения – моторно-сенсорный акт).
  3. Направлены на развитие общих движений (умения лежать на животе, приподнимать и длительно удерживать голову и др.) и удовлетворение потребности в двигательной активности (свободное пеленание, частая смена позы во время бодрствования и проведения занятий)
  4. Осуществляются через индивидуальную работу.
  5. Носят преимущественно игровой характер, т.к. маленькому ребёнку не свойственно умение участвовать в строго организованном процессе.

Дошкольные программы строятся в диапазоне от сенсорной стимуляции до развития различных форм двигательной активности. Здесь развивается сенсомоторная координация, базовая моторика и моторные модели. Основу составляет объединение рефлекторной и проприорецептивной регуляции.

Средняя школа – акцент делается на формирование более совершенных моторных моделей, приближающихся к модели возрастной нормы здоровых детей. Обучение направлено на формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта.

Техникум и Вуз – разнообразие двигательных моделей повседневной жизни и развитие спортивных навыков.

4.3. Индивидуализация программ в АФВ

Достижение максимальных возможностей в моторном развитии можно осуществить через индивидуальную работу. При индивидуальной форме построения занятий принцип индивидуализации реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства педагога.

Адаптивные программы физического воспитания должны соответствовать реальным индивидуальным возможностям, возрасту и ступени развития. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребёнок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая даёт ребёнку возможность продвигаться вперёд и добиться успеха. Слишком трудная программа не позволит ребёнку проявить себя. Слишком лёгкая не будет стимулировать его психическую активность.

Программа должна основываться на анализе данных из истории развития ребёнка, на объективной оценке уровня и темпа развития ребёнка, его поведенческих реакциях.

Для построения коррекционно-развивающих программ АФВ в одинаковой мере для педагога важна информация, как о формах и вариантах психического дизонтогенеза, так и медицинские сведения об основном дефекте, сопутствующих нарушениях, состоянии психомоторики, особенностях функционирования организма и эмоционально-волевой сферы.

В задачу специалиста по АФВ входит умение разрабатывать программу, обеспечивающую развитие ребёнка в целом. Специалист должен изучить коммуникативные особенности ребёнка, диагностировать уровень сформированности основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, владения мячом и др.), а также то, как ребёнок играет, обучается, рисует, и т.д.

Так, например, подходы к индивидуальной работе с учениками вспомогательных школ в процессе адаптивного физического воспитания могут быть различными: это может быть индивидуальное дозирование нагрузок, индивидуальный подход к коррекции конкретного двигательного нарушения, индивидуальное развитие каких-либо двигательных качеств (Е.С. Черник, 1997).

Таким образом, специалисту по АФВ необходимо разбираться в структурах дефекта аномального развития, знать причины, вызвавшие заболевание, он должен уметь определить характер двигательных нарушений и уровень развития двигательных возможностей. Работа специалиста требует учёта особенностей дефекта, связанных с развитием потребностей, ограничений и перспектив.

Портрет специалиста по адаптивному физическому воспитанию

В работе с людьми с особыми потребностями роль преподавателя чрезвычайно велика. Это связано как с ограниченным кругом общения человека со стойким дефектом, так и со значимостью процессов обучения и адаптации в жизни инвалида. Представления ребенка-инвалида в огромной мере зависят от личности преподавателя: его ценностей, мудрости, чуткости, терпения, честности и справедливости, любви к людям и жизни; возможности помочь ребенку победить трагическую судьбу, научить его преодолевать жизненные кризисы и проблемы; раскрыть личность, реализовать творческий потенциал. Для этого преподавателю самому необходимо быть незаурядной личностью, иметь достаточно сил, чтобы преодолевать жизненные проблемы и вести за собой своих учеников. Преподавателю необходимо много работать, прежде всего, над собой, своим характером, своими физическими и духовными способностями, профессиональными знаниями и общей культурой.

В АФВ преподавателю необходим сильный характер: твердость, выдержка, терпение, умение довольствоваться небольшими успехами, сдержанность в проявлении эмоций, в движениях и поведении. Большое воспитательное значение имеют образцовое поведение, справедливое бесстрастное отношение ко всем членам коллектива. В АФВ абсолютно недопустимо высмеивание чьих-либо слабостей и резонерство со стороны преподавателя. Важно импонировать детям и руководить ими. Это возможно при живом увлечении своей работой и умении делиться своим увлечением

Деятельность специалиста АФВ имеет принципиальное отличие от таковой специалистов по традиционному физическому воспитанию, в том, что осуществляется не только процесс содействия естественному развитию ребёнка, но и обеспечивается формирование возможностей физического и моторного развития аномального ребёнка, которое в естественных условиях могло значительно задержаться или не произойти совсем.

Однако, чтобы осуществить эту деятельность, специалисту АФВ необходимо знать модель развития здорового ребёнка на физическом, психологическом, психомоторном и моторном уровне, чтобы увидеть, понять и скорректировать атипичную модель развития аномального ребёнка.

Специалист по АФВ должен руководствоваться медицинским диапазоном и образовательными возможностями аномального ученика. Главное учитывать зону ближайшего развития и существующий двигательный потенциал, а не выявленный характер недоразвития. Учёт только клинических проявлений недоразвития снижает представление об истинных возможностях развития ребёнка и тормозит процесс его формирования.

В работе преподавателя АФВ большое значение имеет систематическая последовательность, однако необходимо знать, что ученики, привыкая к приемам преподавателя, перестают откликаться даже на самые эффективные из них, но уже неоднократно использовавшиеся. В процессе обучения ученики изучают преподавателя и, выполняя его задания, стараются угадать критерии оценки. В АФВ особенно важна похвала, но следует помнить, что она должна быть всегда искренней и своевременной, лучше хвалить действие, поступок, чем личность.

Большое воспитательное воздействие оказывает внешний вид преподавателя: чистота, опрятность, изысканный стиль одежды, манеры.

Практическая работа в АФВ связана с необходимостью адаптации учителя (тренера) к ученику с особыми потребностями.

Алгоритм работы преподавателя (специалиста по АФВ) выглядит следующим образом:

• Изучение диагноза ученика и материалов, связанных с данной проблемой.

• Тестирование двигательных возможностей заниамающихся.

• Формирование мотивации у занимающихся к занятиям.

• Выбор: учебных заданий; материально-технического обеспечения; помощников; средств контроля.

• Планирование работы.

• Непосредственно учебно-воспитательная работа


Отличительная особенность АФВ — максимальное привлечение к учебному процессу добровольных помощников и участников: родителей или родственников учеников, старших учеников, всех желающих. Такое увеличение “тренерской команды” одновременно облегчает проведение занятия, делает его более интересным и в то же время повышает требования к преподавателю как к организатору. В этой связи преподавателю необходимо решить ряд задач:

• выбор волонтера;

• его инструктирование;

• демонстрация волонтеру учебного материала;

• предоставление ему возможности участвовать в воспитательном процессе;

• делегирование ответственности;

• воодушевление волонтера на труд и творчество.

Важные требования при выборе волонтера – доброжелательность, способность к сопереживанию, чувство ответственности, наличие времени для участия в занятиях, готовность к работе, к самообучению.

При инструктировании волонтера необходимо четко, ясно и однозначно излагать цель, задачи и требования занятий.

Помощники-волонтеры в свою очередь нуждаются в поддержке руководителя занятий – преподавателя, который должен передать им свои профессиональные знания и опыт, научить каждого волонтера методам обучения других. Обучение должно быть неформальным, спонтанным. В работе с волонтерами не следует забывать следующие правила:

• всегда благодарите волонтеров за приложенные усилия;

• критика должна быть конфиденциальной и конструктивной;

• постоянно спрашивайте волонтеров об их идеях по улучшению учебного процесса;

• продемонстрируйте волонтерам наглядный результат их усилий: как благодаря их действиям изменилась жизнь учеников.

Таким образом, специалист по АФВ должен учитывать специфику патологии и фокусировать внимание на особенностях индивидуального развития занимающегося, даже при обеднённых проявлениях моторики (без специальной стимуляции) и строить наиболее эффективную модель занятия для группы, принимая во внимание особенности каждого.

Организация Адаптивного физического воспитания