Вопросы и ответы к стихотворениям Н. А. Некрасова «Железная дорога» и «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)


Какова тема стихотворения "Железная дорога"? Как оно построено? Как вы думаете, почему разговор генерала с Васей как бы изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф?

Эпиграф по-своему формулирует главную проблему стихотворения, которое, по сути, является ответом на вопрос мальчика: "Кто строил эту дорогу?" Поэт доказывает, что ответ генерала лжив: не граф Клейнмихель, а народ - строитель железной дороги, как и создатель всего прекрасного на земле.

Каким настроением проникнут пейзаж ("Славная осень..."), открывающий стихотворение? В чем его своеобразие? Какова роль в произведении?

Бодрым, жизнеутверждающим настроением проникнут пейзаж. Интересно сравнить его с пушкинским описанием осени: "унылая пора", "очей очарованье", "прощальная краса", "мглой волнистою покрыты небеса", "в багрец и золото одетые леса" - поэт прекрасно и торжественно воплотил полноту жизни, радость творчества.

У Некрасова иное мировосприятие, и он использует слова другого ряда: "здоровый, ядреный воздух", "лед... словно как тающий сахар...", "покой и простор", "листья... желты и свежи лежат, как ковер", "славная осень", "нет безобразья в природе". Даже родину поэт называет "родимой" Русью (не родной!), как пелось в народных песнях о матери.

Настроение бодрое, но поэт не только любуется увиденным, он в раздумье и уже тут намекает на контраст красоты природы и "безобразья" в человеческих отношениях.

Какие две стороны народного труда показаны в стихотворении? Нет ли здесь противоречия?

Строительство, то есть творчество, созидание, осуществлялось в нечеловеческих условиях - так было в жизни, и противоречия здесь нет - рождается гордость за народ, который сумел все вынести и все-таки построил дорогу.

Какие картины рисует поэт перед мальчиком? Не слишком ли он беспощаден к чувствам ребенка? В чем смысл его (поэта) полемики с генералом? На чем основана твердая вера в будущее народа? Почему генерал, споря со своим попутчиком о строителях железной дороги, вспоминает Ватикан, Колизей, собор святого Стефана, Аполлона Бельведерского, говорит о славянах, англосаксах, германцах?

Потому что спор о строителях дороги - это, по существу, спор о роли народа во всемирной истории. В стихотворении есть еще один предмет спора: генерал полагает, что "зрелищем смерти, печали детское сердце грешно возмущать". Поэт утверждает, что лучший учитель - неприкрытая правда. Тут идет схватка за душу ребенка. Поэт уверен: чтобы стать гражданином своей страны, надо знать правду о ней и нести эту правду людям.

Казалось бы, тема исчерпана. Зачем же нужна завершающая ее четвертая часть?

Эта часть представляется главным открытием и предметом иронии поэта. В примирении народа со своими палачами есть что-то жуткое. Ни подрядчик, ни Клейнмихель, ни царь не имеют право посягать на народный труд, присваивать его себе.

Почему все-таки стихотворение посвящено детям? Справедливо ли это? Поэма "Мороз, Красный нос" посвящена "печальной женской доле". Ее героиня - крестьянка Дарья - человек трагической судьбы. Почему же в лирическом отступлении "Есть женщины в русских селеньях..." Некрасов славит не Дарью, а поет гимн русской женщине вообще?