История философии

Лекция 2
История философии
План:
1) Античная философия;
2) Философия Средних веков;

3) Философия Эпохи Возрождения;
4) Философия Нового времени;

5) Философия Новейшего времени (современная философия).

  1. Античная философия.
    Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима.

Основные принципы античной философии:
) Космоцентризм – базовый принцип философии. Это принцип, согласно которому весь мир является космосом. Космос древние греки и древние римляне понимали не так, как мы сейчас. Если для нас космос – это что-то бесконечное, то древние греки считали, что космос – это замкнутая ограниченная сфера – это сфера красоты, гармонии и порядка. Космос противостоит хаосу: беспредельный хаос царит вокруг, а в нём выделяется космос как некая ограниченная замкнутая сфера.
2) Онтологизм – это принцип, который характеризует направленность философии на бытие как таковое. То есть основными вопросами античной философии являются вопросы онтологии: в чём заключается бытие как таковое? что является первоначалом всего, что есть?

3) Рационализм (от греческого «рацио» что означает разум). Греческая философия даёт приоритет разуму и говорит, что только с помощью разума можно постичь сущность бытия и познать первоначало. Чувственно это сделать невозможно, так как именно с помощью разума можно постичь бытие и первоначало. Разум даёт человеку истинное знание.
4) Антропологичность ( от слова «антро» - человек). Эта греческая философия ориентирована на человека.


В греческой философии выделяется три периода:

1) Период ранней классики. Главным вопросом этого периода является вопрос о первоначале всего мира: откуда произошел мир, какая цель лежит в основе этого мира.


Здесь выделяется несколько школ:
а) Милетская школа
Представителями данной школы являлись стихийные материалисты. Основателем является Фалес. Он утверждал, что основой первоначала всего мира является вода: всё в этом мире произошло из воды. Вода – это материальная субстанция, из которой всё произошло: именно вода является источником всего.
Анаксимен – второй представитель школы. Он считал, что первоначалом всего мира является не вода, а воздух.

Рис.1 «Анаксимен»


Анаксимандр – другой представитель милетской школы – полагал, что первоначалом является некая беспредельная неопределенная субстанция. Из этого первоначала вытекают четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь.


Рис. 2 «Анаксимандр»

Все представители милетской школы полагали, что первоначалом мира является некая первичная материальная субстанция, в основе которой лежит одна из стихий: у кого-то вода, у кого-то воздух и т.д.
б) Эфесская школа
Главным представителем и основателем этой школы является Гераклит. Он считает, что первоначалом мира является огонь, который то воспламеняется, то угасает. Мир, согласно Гераклиту, постоянно то возникает, то сгорает в очистительном огне, затем снова возникает и так бесконечно. Возникновение многообразия – это зло, в возвращение к единству, т.е. уничтожение многообразия – это добро.



рис. 3 «Гераклит»


Согласно Гераклиту, всё течёт, всё изменяется:
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
Всё находится в постоянном движении. Всё переходит из одного состояния в другое: горячее становится холодным, холодное - горячим. Отсюда следует, что мир представляет собой постоянную борьбу противоположностей. Ничего устойчивого в этом мире нет и не может быть.
в) Пифагорейская школа
В пифагорейской школе зарождается идеализм. Согласно «пифагорейцам», основой мира является не материальная субстанция, а числа. Как весь мир состоит из чисел, так и физические тела состоят из них. Всё можно свести к числовым выражениям, поэтому мир ни что иное, как громада чисел. Число является идеальным первоначалом.


рис. 4 «Пифагор»

г) Элейская школа

Главным представителем и основателем этой школы является Парменид. Он самым первым в философии ввёл понятие «бытие». Парменид считает, что всё в мире течет, изменяется и нет ничего постоянного. Любая вещь может быть, а может и не быть. К примеру, сегодня наука доказывает одни тождества, а завтра уже другие. Отсюда Парменид делает вывод, что в вещах чувственно-воспринимаемого мира невозможно никакое истинное знание, его нет. В основе чувственно-воспринимаемого мира лежит совершенно другой мир – мир подлинного бытия. В отличие от вещей чувственно-воспринимаемого мира, которые постоянно меняются, возникают и исчезают, бытие не возникает и не исчезает, не движется и не изменяется, оно едино и не имеет частей. Только в бытие возможно истинное знание, которое постоянно и не изменяется. Однако, бытие не доступно восприятию, так как всё, что доступно восприятию с помощью чувств движется, изменяется, возникает и уничтожается. Но, поскольку бытие не возникает и не уничтожается, то оно находится за пределами нашего чувственно-воспринимаемого мира: оно доступно только мышлению, потому что его нельзя увидеть и потрогать.



Таким образом, Парменид выделяет два мира:
- Мир чувственно-воспринимаемых изменяющихся вещей, в котором возможно истинное знание;
- Мир бытия, который изменяется, исчезает. В нём возможно истинное знание, но оно доступно только мышлению и не доступно чувственному восприятию.
Тем самым, Парменид заложил основы метафизики.
Метафизика – это учение, согласно которому в основе нашего чувственно-воспринимаемого постоянно изменяющегося мира лежит нечто вечное, постоянное и абсолютное, но не доступное чувственному восприятию, а доступное лишь чувственному мышлению.
Бытие есть источник истинного знания.
Последователей Парменида называют элеадами.
д) Античный атавизм
Представителями являются Демокрит и Левкит.
Согласно их учению, весь мир состоит из атомов. Атомы – это неуничтожимые и неделимые частицы. Всё, что есть в этом мире – это соединение атомов. Атомы вечные, но вещи из атомов – нет. Сами атомы могут разлететься и вещь распадется, но сами атомы останутся и, в дальнейшем, будут образовывать новые вещи.



рис.5 «Демокрит»


2) Период средней классики. Для этого периода характерен временный отход от онтологической проблематики и обращение к проблемам, связанным с человеком. Представителями этого периода являются школа софистов и школа сократов и его последователей.
Софисты утверждают, что в нашем мире нет ничего абсолютного: никакой абсолютной универсальной истины не существует. Всё в этом мире относительно. Соответственно, любое знание тоже относительно. Следовательно, абсолютного знания нет. То, что является добром для одного, является злом для другого и наоборот, то, что является злом для одного есть благом для другого.
Например, смерть – это зло для умирающего и его родственников, но благо для гробовщиков, которые зарабатывают на этом деньги.
Софистам принадлежит разработка логического приёма, основанного на заведомо ложной ошибке. Этот прием получит название софит. С помощью этого приема можно доказать, что любое положение заведомо имеет ошибку.
Пример приёма:

а) То, что ты не потерял, ты имеешь.
б) Ты не потерял рога.
Из этих двух заключений следует, что ты рогатый.
Другой из представителей софистов – Протагор, считает, что «человек есть мера всех вещей». Отсюда можно сделать вывод, что каждому кажется, то и есть. А из этого утверждения можно сделать вывод, что истины нет, поскольку каждому будет казаться что-то своё.



рис.6 «Протагор»


Школе софистов противостояла школа сократов. Если софисты утверждали, что в этом мире нет ничего истинного, то сократы утверждали обратное: есть абсолютная универсальная истина. Такой истиной, для сократов, является добродетель, а источником добродетеля является знание. Мудрый, знающий человек неизбежно приходит к добродетелю, то есть к пониманию того, какие должны быть поступки, а какие – нет. Всё зло происходит от незнания: человек, который совершает дурные поступки, делает эти поступки лишь потому, что он ещё не знает, что является добродетелью; а когда он это познает, то сразу же исправится.

Отсюда и появился основной тезис Сократа: «Познай самого себя!». Если человек познает самого себя, то он неизбежно придет к пониманию добродетеля. Таким образом, Сократ одним из первых поставил во главу угла разум и знание. Источником моральных поступков, по Сократу, является знание и разум.



рис. 7 «Сократ»


3) Период высокой классики. Период расцвета античной онтологии. В основе этого периода лежат учения Платона. В молодости Платон был последователем Гераклита: он считал, что все чувственно-воспринимаемые вещи изменяются, исчезают и ничего постоянного в мире чувственно-воспринимаемых вещей нет. В последствие, Платон воспринял учение Парменида, однако стал учеником Сократа.



рис. 8 «Платон»


Платон приходит к выводу, что в основе нашего чувственно-воспринимаемого мира должно лежать нечто постоянное, вечное, абсолютное. В качестве такого вечного абсолютного первоначала Платон выдвигает идеи (или, по-другому, образы или понятия вещей).
Таким образом, Платон разделяет наш мир на два мира:


Мир чувственно-воспринимаемых, постоянно изменяющихся вещей. Эти вещи доступны чувственному восприятию. Наш мир ложный, поскольку в нём всё меняется, всё течет. Наш мир – это призрачный мир теней. В основе этого мира лежит подлинный мир – мир идей. Только идеи являются вечно прибывающими, не изменяющимися, абсолютными и постоянными. Только они обладают подлинным существованием. Однако, все идеи не доступны чувственному восприятию: их нельзя увидеть, потрогать и т.д. Таким образом, мир идей является сверхчувственным: он превосходит основу нашего чувственного восприятия. Именно идеи являются первоначалом всего того, что существует в нашем мире: всё, что существует в этом мире, является источником вечных идей. А что такое идея?
Идея – это общее понятие, которое присуще одному классу вещи.
Всё, что существует в нашем мире, является копией совершенных идей.
Представители чувственно-воспринимаемого мира являются многообразными. К примеру, если посмотреть друг на друга, то мы заметим, что все люди отличаются. Это и есть многообразный мир вещей. В основе нас лежит одно единое общее явление человека, то есть сущность, которая даёт общее представление о человеке, некое понятие человека: то общее, что свойственно человеку как таковому. Именно поэтому первоначалом человека является идея человека. Человек умрёт, а идея человека останется. Аналогично, первоначалом любого животного является идея животного. Согласно Платону, идея есть не только у конкретных предметов, но и у абстрактных сущностей. Например, у какого-то прекрасного есть идея прекрасного. Идеи могут быть прекрасными, а могут и не быть таковыми. К примеру, в юном возрасте мы обладаем физической красотой, но пройдут годы и красота начнёт увязать. Или же прекрасные предметы могут быть для кого-то прекрасными, а для кого-то не прекрасными. Если задаться вопросом, почему в чувственно-воспринимаемом мире одни предметы, как мы считаем, являются прекрасными, то есть идея прекрасного. Сама идея прекрасного является абсолютно прекрасной. Если же прекрасный предмет для кого-то является прекрасным, а для кого-то не очень, то идея прекрасного прекрасна всегда. Любой предмет внешнего мира может быть прекрасным только потому, что несёт в себе идею прекрасного.
Вывод: в основе мира вещей лежит подлинный мир идей.
На основании теории идей, Платон разработал идею познания. Согласно Платону, подлинное знание является припоминанием идей.
Таким образом, Платон доводит античную метафизику до наиболее разработанной формы. Именно Платон смог увидеть и сформулировать теорию двух миров:

-Чувственно-воспринимаемый мир конечных изменяющихся предметов;
- Мир подлинных вечных сущностей и идей (сверхчувственный мир, не доступный нашему чувственному восприятию).
Идеи представляют собой то общее (то свойственное предметам данного класса), что составляет сущность, то есть отражает наиболее существенные характеристики предметов данного класса.
Например, общее для всех людей, что отражает сущность людей как таковых, может быть различным: люди могут различаться по цвету волос, цвету глаз и так далее, но сущность человека составляет то общее, что присуще всем людям, независимо от их различия. Именно общие базовые характеристики являются идеями.
Платон так же является основателем и одним из ярких представителей объективного идеализма.
Следующим представителем периода высокой классики является ученик Платона – Аристотель. Но, несмотря на то, что Аристотель являлся учеником Платона, он раскритиковал его учения, так как выявил в нём много ошибок и недостатков.



Одними из главных ошибок «платоновского» учения, согласно Аристотелю, является:

а) То, что Платон приписывает самостоятельное независимое бытие идеям, то есть он тем самым удваивает вещи.
Мало того, что существуют отдельные люди, так, согласно Платону, существуют еще и идеи человека. Мало того, что существуют животные, так еще и существуют идеи животного. То есть мир удваивается.

б) Во-первых, не ясно, каким образом идеи могут присутствовать в вещах: вещей много, а идея у них одна. Возникает вопрос, как одна идея может присутствовать сразу во множестве предметов? Каким образом, к примеру, во множестве кошек может существовать единственная идея?
Есть два варианта:
- Либо идея разделяется и частично присутствует в каждом предмете, но это невозможно, поскольку идея неделима. К примеру, в каждом человеке присутствует частичка идеи других людей, но это невозможно!
- Либо идея существует отдельно от вещей. Получается, что в каждом из нас идея человека вообще никак не присутствует, что тоже невозможно!
в) Каждая идея, по Платону, представляет собой род по отношению к видам. Но, в свою очередь, любой род может представлять собой вид по отношению к любому другому роду. Получается, что более высший род является идеей по отношению к низшему роду. Выходит, что у идеи есть своя идея.
Например, у нас существуют различные виды собак: доберман, дог, пудель, овчарка и т.д. Эти различные виды относятся к роду собак. Однако, этот род является видом по отношению к более высшему роду – роду млекопитающих. Получается, что у идеи собак есть еще идея млекопитающих, а у идеи млекопитающих есть более высшая идея и так далее.
Отсюда следует, что идея является идеей чего-то высшего.
г) Согласно Платону, идея является благими, абсолютно позитивными сущностями, в них нет ничего плохого и негативного. Тогда возникает вопрос: существует ли идея для негативных предметов, таких как грязь, помои и т.д. Если идеи существуют, то они тоже должны быть грязными и негативными, но это противоречит учению Платона. Но, раз идея не может быть негативной, значит её вовсе нет, что так же противоречит учению Платона. Оба варианта невозможны!
Чтобы исправить эти недостатки, Аристотель разработал своё учение – оно является дуалистическим, то есть в основе лежат два первоначала. В основе всех вещей, согласно Аристотелю, лежат два начала: материя и форма. Материя по своей сущности приближается к небытию. Материя – это неопределенная субстанция: то, что не имеет формы; то, что не имеет никакого определения. По-другому, материя – это бытие в возможности. То есть сама материя не является действительным бытием, она является бытием в возможности. Формой является то, что переводит материю из бытия в возможность, а из состояния возможности – в состояние действительности. Только благодаря тому, какое значение принимает форма, мы получаем определенный предмет.
К примеру, кирпич является материей, а дом – формой.
Любой предмет составляет единство материи и формы.
Процесс реализации материи в определенном направлении является движением.
И материя, и форма, согласно Аристотелю, являются вечными и неуничтожимыми. Материя представляет собой пассивное начало, а форма – активное. Форма, как активное начало, является источником движения материи. Материя движется, когда она приобретает определенную форму. Форма является целью материи. Материя движется для того, чтобы дойти до реализации формы.


4) Период эллинизма (позднее время). Когда Римская Империя достигла расцвета, римляне старались подчинить себе культуру Древней Греции, однако она оказалась настолько развитой, что оказала влияние на дальнейшее развитие философии. Соответственно, период эллинизма – это период Древнеримской философии, а так же Древнегреческой философии, которая находится под властью (под господством) Древнего Рима.
Эта поздняя Древнеримская философия выделяет четыре направления:
а) Скептицизм ( от слова «скептик» - тот, кто сомневается). Это учение заключается в том, что люди должны во всем сомневаться, поскольку любое наше знание является неверным и ошибочным. Мудрым человеком, согласно скептицизму, является не тот, кто делает мудрые вещи, а тот, кто во всём сомневается. Мудрый человек – это тот, кто знает, что истинного знания не существует.
Основной представитель эллинизма – Пирро – считает, что для того, чтобы не ошибиться, нужно воздерживаться от веры в истину.
б) Стоицизм. Представителей данного направления называли стоиками. Ими являлись такие исторические лица, как римский император Марк Аврелий, Луций Сенека.


Рис.10 «Марк Аврелий» Рис. 11 «Луций Сенека»


Смысл этого учения состоит в том, что мир, в котором мы живём – это суета. Наш мир – это нечто, не имеющее никакой разумной цели, никакого смысла. Поэтому мудрость заключается в том, чтобы оградиться от этого мира и достигнуть состояния невозмутимости. А достигнуть этого состояния можно только в том случае, если отгородиться от всего мира. Мудрый человек отгородится от этого мира и, что бы ни происходило в этом мире, будь то катаклизмы или землетрясения, наводнения или цунами, его ничто не потревожит.
в) Эпикуреизм. Представителем и основателем данного учения является Эпикур.


Рис.12 «Эпикур»


Согласно эпикуренистам, главной целью в жизни человека является наслаждение: человек живет для того, чтобы наслаждаться. Однако, наслаждение Эпикур понимал не так как в современном мире. Для них наслаждение – это отсутствие страданий. Когда человеку ничего не угрожает, ничто его не беспокоит, то человек находится в состоянии наслаждения. Именно поэтому человек должен так организовать свою жизнь, чтобы ничто ему не приносило страданий. Но как это возможно? Очень просто, нужно всего лишь отгородиться от внешнего мира и не подпускать к себе ничего, что могло бы нас огорчить и расстроить.

г) Киникизм. Представителей данного направления называли киниками. В отличие от стоиков, киники полагали, что главной целью жизни человека является абсолютная свобода и независимость от всего, что есть. Всё, что делает человек будучи зависимым, всё, что его ограничивает, нужно устранить. Все социальные, моральные, политические нормы ограничивают человека, поэтому, согласно киникам, их нужно устранить. Киники презирают мораль, общественные устои и прочее. Выражая свой протест, киники носили грязную одежду, жили на улице, то есть нарушали все нормы морали. Таким образом, они выступали за свободу и независимость.
Одним из самых ярких представителей киников являлся Деагер.


Выводы античной философии:
В античной философии сформировались все базовые типы и способы философствования, которые будут развиваться в дальнейшем.

Во-первых, были заложены основы материализма (стихийный материализм): учение Гераклита.

Во-вторых, был разработан объективный идеализм: учение Пифагора и концепция Платона.

В-третьих, сформировалась античная метафизика: учения Парменида и Платона.

Так же сформировались самые разнообразные подходы к решению вопроса о познаваемости и не познаваемости мира, то есть вопросы о том, познаваем ли мир или не познаваем, существует абсолютная истина или не существует.
Многие утверждают, что вся последующая философия: Средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени представляют собой частичную доработку того, что было заложено в античной философии. Вся последующая философия ест ни что иное, как разработки Платона.
Современные мыслители утверждают: «Вся философия есть ни что иное, как построчный комментарий к Платону». То есть теория Платона является основой для последующих эпох философии.


11

История философии