Чтобы не было скучно
Среди наших учеников всегда есть такие, кто интересуется литературой чуть больше остальных. Как правило, такие ребята стремятся сдавать устный экзамен по этому предмету в случае, если школа предлагает возможность выбора. Конечно, можно организовать экзамен и по традиционным билетам, составленным на материале пройденных произведений, но гораздо интереснее определить тему для учебного исследования и попытаться хоть чуть-чуть, но выйти за рамки школьного курса.
Так ли уж это обязательно — выходить за эти рамки? Нет, но практика показывает, что ребята стремятся при выборе темы “зацепиться” за что-то им лично интересное (а это — увы! — далеко не всегда то, что предлагаем им на уроках мы). Это может быть современная поэзия или беллетристика (часто плохо нам знакомая), зарубежная фантастика или авангардная литература (не всегда, скажем прямо, должного качества) либо какой-то нетрадиционный, “нешкольный” аспект классического произведения. Часто тему толком сформулировать ученики не могут, но зато называют автора, или жанр, или круг книг, или даже конкретную вещь, про которую им хотелось бы отдельно подумать и что-нибудь написать. Если эта вещь (или автор) нам не известны, стоит попросить книгу и прочесть её самим (кстати, очень важный педагогический момент, когда не вы просите учеников читать, а они вас — не упускайте его!). Бывает, что предложенный учеником текст не выдерживает никакой критики — тут стоит провести с ребёнком детальный разговор и, ни в коей мере не стараясь пренебрежительно отзываться о заветном, попытаться убедить школьника, что для исследования этот текст не подходит. Бывает, что по прочтении книги вы сами не знаете, что о ней можно сказать. Так, кстати, произошло у меня недавно с одним учеником, который собирался писать исследование по книге Курта Воннегута «Колыбельная для кошки» — я прочёл её и понял, что а) она мне понравилась, б) это качественная литература и в) что я абсолютно не знаю, какую тему здесь можно сформулировать. Тут нужно быть с учеником честным и прямо ему сообщить то, что вы чувствуете. Вообще, чем чаще вы выступаете перед учеником не носителем некоего абсолютного знания, а таким же ищущим, как и он, Предстоящим перед непознанным вместе с ним, школьником, тем больше доверия возникнет между вами. Тем полезнее это для дела образования.
Так или иначе, но процесс выбора и формулирования темы — процесс долгий, непростой и при этом плодотворный (бывают, конечно, случаи, когда тема ясно и чётко определилась у ученика и даже не нуждается в корректировке). Нужно отвести на него достаточное время. На мой взгляд, стоит избегать стандартных тем, которые дублируют темы обычных школьных сочинений. “Мысль семейную” в романе Толстого или споры Чацкого и Фамусова оставьте для урока, для всех — пусть ваш ученик почувствует, что вы с ним находитесь в каком-то небольшом таинственном комплоте, что его тема — не для всех, что и он — уже чуть-чуть посвящённый. Поэтому здесь не может быть никакого оглядывания на стандарт (и с маленькой, и с большой буквы), никакой обязаловки и скуки. И ещё: этому жанру противопоказано отсутствие личного отношения к теме. Не в смысле оригинальничанья и безапелляционного “а я считаю, что…”, а в смысле внутреннего волнения, интереса, которые вызывает тема в пишущем. Иначе и браться за неё не стоит.
Перечислю в качестве примера некоторые темы, которыми занимались ребята 10–11-го классов за последние годы (причём это ученики математических классов): «Образ Африки у Гумилёва», «Движение времени в романе “Сто лет одиночества”», «Готика Максимилиана Волошина и Осипа Мандельштама», «Анализ мотивной структуры стихотворения Лорки “Начинается плач гитары”», «Тема города в поэзии Бродского», «“Пляски смерти” в страшном мире Блока», «Пространство и география в поэме “Кому на Руси жить хорошо”». О последней теме скажу особо: это пример школьного произведения, взятого в необычном ракурсе. Мальчик сопоставил два образа России: той, которую странники исходили своими ногами (оказалось, что это не такая уж большая территория), и той, о которой они Слышали от разных людей во время своих странствий (а это уже огромное пространство). Выяснилось, что это две совершенно непохожие друг на друга страны…
А вот как рассказывает о выборе тем для исследования моя коллега Надежда Ароновна Шапиро, которая работает в гуманитарных классах нашей школы: “Обычно гуманитарии не реже раза в год пишут большую работу по самостоятельно сформулированной (или выбранной из ряда предложенных) теме, так называемую курсовую. Работа может быть связана с тем, что в это время изучается на уроках, а может быть посвящена совсем другим произведениям, заинтересовавшим ученика. Так, после изучения античной литературы девятиклассники более или менее успешно писали о пьесах, написанных в ХХ веке на античные сюжеты, сравнивая трагедии Эсхила и Софокла с произведениями О’Нила, Ануя, Сартра, Жироду; были сравнительные работы о Плавте и Мольере, Плавте и Шекспире, о фильме «Царь Эдип» Пазолини, о цикле стихотворений Бенедикта Лившица «Эдип», об образе Одиссея в русской поэзии, о мифе о Минотавре в произведениях Борхеса и Кортасара и т. п.”. Как видим, принципы здесь во многом схожи.
Если вы совместно с учеником нащупали нерв будущего исследования и определили тему, дальше работа идёт гораздо легче — ведь учащийся сам заинтересован в процессе. Тут самое важное найти источники. Для некоторых тем это сделать очень трудно или невозможно, потому что просто никто про это толком не писал (или писал так, что школьнику не разобраться). Придётся торить дорогу самому — вы должны быть к этому готовы (да, коллеги, придётся тряхнуть стариной и вспомнить о том, как вы сами занимались научной работой в вузе, хотя бы на уровне курсовых, дипломов). Тем не менее общетеоретические работы (скажем, по особенностям стиха или переводческому делу) подобрать можно для любой темы. Как правило, нынешние школьные библиотеки редко могут снабдить ученика качественной и доступной ему по уровню научной литературой. Вам придётся прийти ему на помощь, самому подсунуть нужную книгу, подсказать, как организовать поиск в Интернете. Любопытным ходом становится параллельный поиск источников в течение какого-то времени, а потом “обмен” ими (для современной литературы это могут быть рецензии, печатающиеся в разных, не обязательно специализированных, периодических изданиях).
Сам текст работы обсуждать удобно по кускам. Здесь вам придётся попотеть (и не однажды проклясть тот момент, когда вы “решили сесть за баранку этого драндулета”). Этап многократного прочтения и редактуры, постоянного обмена вариантами неизбежен, поэтому советуем вам воспользоваться услугами современных видов связи (например, электронной почтой) — процесс ускоряется во много раз. Учтите, что на эту работу может уйти не один месяц, поэтому стоит спланировать сроки создания окончательного варианта. Бывает и так, что в процессе работы вы меняете, корректируете тему — к этому толкает вас и сам материал. Бояться этого не нужно. Так же как и нестандартных композиционных решений, которые тоже выводятся из материала, а не навязываются ему извне. Конечно же, о некоторых принципиальных узлах любого исследования (постановке проблемы, анализе источников и т. п.) обязательно стоит рассказать ученику, однако не нужно рабски следовать их унылому прейскуранту. Если толковых источников не было или они лишь по касательной затрагивают вашу тему, то чего же их анализировать? Если параграфы в исследовании не нужны, то зачем их выделять насильно?
После того как окончательный текст появился (кстати, не нужно гнаться за большим объёмом), необходимо озаботиться проблемами презентации материала. Элементарное десятиминутное сообщение на основе многостраничного исследования составить подчас необыкновенно трудно: хочется ведь рассказать и о том, и об этом, а нужно уложиться в отведённое время и не упустить главного. Облегчает эту задачу создание компьютерной презентации — если такая возможность есть, то упускать её не стоит.
Сам экзамен должен стать для ребят, проводивших исследование, праздником. Они впервые будут слушать друг друга. Если работа шла заинтересованно и осмысленно, то сам экзамен превращается в обучающее занятие, зачастую с очень интересным эффектом: ребята начинают читать те книги, о которых они услышали. Никогда не забуду, как на одной из защит мальчик очень эмоционально, с подъёмом рассказывал о книгах Ромена Гари (он же Эмиль Ажар). “Как-как он там зовётся? Повтори-ка! И названия книжек тоже давай — мы запишем”, — потребовали после его выступления слушатели. Вот для таких мгновений и стоит заводить многомесячную канитель по созданию учебных исследований.