Анализ затрат-результатов и принятие природоохранных решений

КОНОМИКА ПРИРОДПОПОЛЬЗОВАНИЯ

Лекция № 12. (осенний семестр)

Анализ затрат-результатов и принятие природоохранных решений

Метод анализа затрат-результатов (АЗР)

Согласно российской традиции метод АЗР также именуется анализом эффективности. Английское написание метода, широко используемое специалистами – cost-benefit analysis (CBA).

Современная история АЗР насчитывает несколько десятилетий. К числу одной из первых стран, где он стал внедряться, относится США. Его применение было обусловлено принятием специального Акта по контролю за наводнениями (1936), в котором содержалось требование сопоставлять выгоды и издержки в рамках всех проектов по использованию воды. Целью таких оценок и сопоставлений, в частности, было стимулирование исследований в области экономики для решения проблем, связанных с рациональным распределением бюджетных средств. В течении 50 – 60-х годов ХХ столетия управление водными ресурсами оставалось основной областью применения АЗР. К 1958 г. относится издание работы Отто Экштайна, в которой технические приёмы АЗР были увязаны с экономической теорией благосостояния. И, наконец, с рубежа 60-70-х годов, чему, в частности, способствовало принятие в США специального федерального Акта «О национальной экологической политике» (1969), исследования стали переключаться на общую природоохранную проблематику. К этому же периоду относится возрастание интереса (который не потерял своего значения и поныне) к конкретным вычислительным процедурам и приёмам, лежащим в основе АЗР.

В европейских странах систематическое применение АЗР относят к концу 80-х годов. В СССР, как и в США, первые работы по теории эффективности были опубликованы во второй половине 30-х годов вне непосредственной связи с природоохранной проблематикой. И лишь в дальнейшем из-за обострения интереса к природоохранной проблематике она была инкорпорирована в общую теорию эффективности. К 1983 г. относится утверждение Типовой методики по оценке экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды и эффективности природоохранных мероприятий.

Отличительные черты, определяющие как содержание, так и порядок применения данного метода, таковы:

  • В его основе (что следует уже из названия метода) лежит сопоставление затрат на проведение каких-то природоохранных мероприятий, реализацию проектных решений и т.п. и результатов от этих мероприятий.
  • Он базируется на общих критериях рыночной эффективности, диктующих представление и затрат, и эффектов в единообразных денежных измерителях. Обязательным также является оценка ресурсов (издержек), используемых в рамках проекта, с позиции альтернативной стоимости. Тем самым каждый ресурс (фактор производства) в рамках проекта должен обеспечивать получение результата, не худшего в сравнении с любой из возможных альтернатив применения этого ресурса.
  • Применение метода АЗР может осуществляться лишь в системе сложившихся и вырабатываемых в обществе определённых ценностных представлений, в том числе о степени приоритетности и настоятельности экологических и природно-сырьевых потребностей. Данные ценностные представления формируются за пределами чисто рыночной сферы и охватывают такие вопросы, как равенство, справедливость в обществе, предпочтительность того или иного способа распределения общественных благ между различными социальными группами, а также издержек, связанных с реализацией проектов и политик, учёт интересов будущих поколений и т.п. С изменением этих ценностных общественных императивов должны быть другими и решения, вырабатываемые на основе АЗР.

Наряду с анализом затрат-результатов и близким к нему по значению анализом затрат-эффективности (АЗЭ) для оценки экологической политики и проектных решений используются и другие приёмы. В их числе: методы принятия решений в условиях риска и неопределённости, сценарный анализ, метод многокритериальной оценки и др.

Природоохранные мероприятия бывают разнообразными по содержанию. Как правило, различают:

  • производственно-технологические мероприятия (установка очистного оборудования, средств контроля и мониторинга технологических процессов, внедрение замкнутых технологических линий, освоение производства экологически чистой продукции, меры по утилизации и переработке отходов и вторичных ресурсов и т.п.);
  • организационно-управленческие мероприятия (разработка и внедрение новых экологических стандартов и нормативов, создание единой региональной системы контроля и экологического мониторинга, реструктуризация и рационализация топливно-энергетического баланса региона (города), разработка и внедрение природоохранного законодательства и т.п.);
  • научно-исследовательские (связанные с исследованиями и разработками в области создания природоохранного оборудования, экологически чистых технологических процессов, продукции и т.д.);
  • образовательно-воспитательные (например, направленные на реализацию системы непрерывного экологического образования, природоохранное просвещение местного населения и т.п.).

Остановим внимание на двух разновидностях мероприятий: производственно-технологических и организационно-управленческих как основных. Что касается организационно-управленческих мер, то в современных условиях особое значение приобретает экологическое обоснование законодательной деятельности как их разновидности. Зарубежная практика (в США, странах Западной Европы) в этом вопросе насчитывает несколько десятилетий. В России экологическое обоснование законодательных решений было впервые предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (1995), что активизировало как научно-методическую, так и практическую работу в этой области.

Природоохранные мероприятия сопровождаются определёнными затратами. В соответствии принятой в большинстве стран методологией учёта к природоохранным относятся:

  • затраты на покупку, установку, обслуживание и ремонт природоохранного оборудования и средств экологического контроля (в пределах, необходимых для соблюдения действующих в стране законодательства и стандартов);
  • затраты на модернизацию основного производства в целях обеспечения необходимого уровня экологической безопасности и ресурсосбережения;
  • затраты (государственные, частные) на реализацию экологических и ресурсосберегающих программ (по строительству объектов экологической инфрастуктуры, организации производства природоохранного оборудования; сбору, переработке и безопасному хранению отходов производства; энерго- и ресурсосбережению и т.д.);
  • затраты, связанные с управлением и контролем в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе по содержанию органов экологического контроля и управления; введению нового природоохранного законодательства и экологических стандартов; разработке применению автоматизированных кадастров природных ресурсов и т.п.).

Для оценки эффективности природоохранных мероприятий и отбора наиболее рациональных из них учитываются как полные (совокупные), так и предельные затраты. И поскольку природоохранная деятельность прежде всего направлена на снижение загрязнения природной среды, и соответственно – ущерба от этого загрязнения, то при анализе эффективности рассматриваются затраты данного назначения, а именно – затраты на снижение (или предотвращение) загрязнения окружающей природной среды.

Концепция полной экономической ценности

Наиболее сложной составляющей применения метода АЗР является определение результатов (эффектов, полезности, выгод) экологических мероприятий. Если находится в системе рыночных представлений, то, как нам известно, большое значение для оценки того удовлетворения, которое получает потребитель от пользования некоторым благом, играет понятие «излишек потребителя». Это плата, которую потребитель готов был бы заплатить за потребление определённого блага сверх того, что он заплатил по рыночной цене. Таким образом, как следует из понятия излишка потребителя, рыночные цены представляют собой лишь нижнюю границу оценки полезности блага потребителем. Полезность блага для потребителя определяется как ценой (платой), которую он внёс за право пользования благом, так и излишком потребителя.

Понятие излишка потребителя имеет существенное значение для оценки экологических благ, цены на многие из которых либо не устанавливаются вообще, либо занижаются (например, при пользовании национальными парками, охранными зонами и т.п.).

Литература:

  1. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. – 220 с.
  2. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учеб. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 367 с.
  3. Папенов К.В. Экономика и природопользование. М.: Изд-во МГУ, 1997. – 240 с.
  4. Рябчиков А.К. Экономика природопользования. Учеб. Пособие. М.: «Элит – 2000», 2002. – 192 с.
  5. Экономика природопользования / Под ред. Т.С. Хачатурова. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 271 с.

PAGE 1

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Анализ затрат-результатов и принятие природоохранных решений