Идейный замысел романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова


Лермонтов начал писать роман в 1838 году. Через два года "Герой нашего времени" вышел отдельным изданием.

В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в "Думе": почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

Роман (бессмертное произведение) состоит из пяти повестей: "Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены персонажем Печорина. Этот герой занимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные персонажи произведений.

События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Место действия выбрано автором не случайно. На Кавказ ссылались критически мыслящие, неугодные правительству люди. Печорин принадлежит к их числу. В тревожных условиях, вызванных войной с горцами, всесторонне раскрывается деятельная, не знающая покоя натура героя. Печорин сталкивается с контрабандистами, ведет скрытую борьбу с пятигорским "водяным обществом", ищет приключений в отдаленной крепости, в казачьей станице и в горном ауле. Автор сводит Печорина с людьми различных национальностей, профессий, убеждений, разной степени культуры. Обстановка, события, люди - все привлекается для того, чтобы зримо, в полный рост показать Печорина, раскрыть его сложный, противоречивый духовный мир. Этой задаче подчинена и манера повествования.

Пушкин, как мы помним, подчеркивает свою близость к герою романа "Евгений Онегин" ("Онегин, добрый мой приятель, / Родился на брегах Невы..."). После такого "признания", сделанного в начале произведения, рассказ о жизни Онегина становится достовернее и правдивее. Лермонтов достигает той же цели другими художественными средствами. Он отделяет от себя главного героя. В начале романа Печорин показан как бы со стороны: о жизни героя рассказывает штабс-капитан Максим Максимыч, проживший с ним несколько месяцев в крепости ("Бэла"), В повести "Максим Максимыч" сам автор говорит о встрече с Печориным, а повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" представляют собой дневник Печорина, якобы опубликованный автором романа. Такое построение произведения заинтересовывает читателя. Мы с напряженным вниманием следим за событиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя.

В "Герое нашего времени" связная биография Печорина отсутствует. "Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе", - пишет Лермонтов. Описываемые события, составляющие основу романа, развиваются не в хронологической последовательности. Так, сначала показана жизнь Печорина в крепости ("Бэла"), а затем объяснены причины, которые привели героя в это глухое место ("Княжна Мери").

В хронологическом смещении событий есть своя художественная логика и закономерность. В начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина: в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" его произведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор открывает страницы дневника "того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки", и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. Композиция и сюжет, таким образом, подчинены задаче постепенного раскрытия и углубления внутреннего мира Печорина. От поступков, которые совершает герой, Лермонтов незаметно ведет читателя к их причинам.

Задаче всестороннего раскрытия характера Печорина подчинены и подбор и группировка всех действующих лиц.