Междунар тамож отношения в обл тариф регулирования

58. Междунар тамож отн-ия в обл тариф регулирования.

Таможенная политика осуществляется путем таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Оба этих метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности регламентированы соглашениями в рамках ГАТТ/ВТО. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу

Таможенная процедура

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемым путем установления ввозных и вывозных (только в отношении сырьевых товаров) таможенных пошлин при их перемещении через таможенную границу. При этом таможенная пошлина представляет по своей сути разновидность косвенного налога, которым облагается товар при его перемещении через таможенную границу. Как всякий косвенный налог, она увеличивает цену товара и тем самым снижает его конкурентоспособность.

Импортная таможенная пошлина — наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Импортные таможенные пошлины - наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации реализуется преимущественно путем применения двух инструментов:

- корректировки ставок импортных таможенных пошлин (возможно применение как в целях протекционизма, так и в целях либерализации)

- применения мер защиты внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных) в основном в форме пошлин (в целях протекционизма).

Механизм изменения ставок таможенных пошлин, являясь наиболее эффективным и оперативным инструментом, в тоже время требует наличия серьезных системных предпосылок и требует значительных лоббистских усилий. Изменение ставки пошлины происходит на неопределенный период и обусловлено сохранением структурных потребностей экономики в некоторых видах товаров или в защите отдельных отраслей национальной экономики.

Механизм и процедура применения мер защиты внутреннего рынка детально регламентированы законодательством, что с одной стороны устанавливает жесткие условия для их применения, но с другой накладывает обширные обязательства и на органы государственной власти. Так, введению мер защиты внутреннего рынка обязательно предшествует расследование, проводимое уполномоченным органом, которое должно подтвердить факт возросшего импорта или демпинга или наличия субсидий иностранному импортеру и ущерб отрасли российской экономики. Меры вводятся на определенный срок.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории.

Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на:

адвалорные пошлины, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические пошлины, которые начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

комбинированные пошлины, которые сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

смешанные пошлины, которые сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Нетарифное регулирование. Поэтапное снижение уровня тарифной защиты странами в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО или последующих раундов многосторонних переговоров вывело на первый план в качестве наиболее эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Эти обстоятельства лежат в основе проблем, с которыми сталкиваются как государственные органы власти, так и участники рынка в урегулировании спорных вопросов применения нетарифных барьеров.

Уровни тарифных ставок, согласованные в ходе переговоров или предложенные странам другим путем, перечисляются в перечнях (списках) тарифных уступок. Каждая страна-член BTO имеет свои национальные перечни уступок и обязуется не вводить тарифные ставки и другие сборы выше уровня, указанного в перечнях. Ставки пошлин, указанные в перечнях, получили название «связанных» (консолидированных) ставок. Страна-член ВТО может получить возможность поднять связанную ставку пошлины. Для этого она должна вновь вступить в переговоры с другими странами, в переговорах с которыми эта ставка была согласована, а также с главными странами-поставщиками товара, ставка пошлины на который должна быть изменена. Предполагается, что в таких переговорах страна, ищущая возможности поднять ставку пошлины, должна предложить равноценную тарифную уступку по другому товару. Это соответствует основному принципу, на базе которого страны-участницы ведут тарифные переговоры, – принципу взаимных уступок и взаимной выгоды. Это означает, что любая страна, стремящаяся улучшить доступ своих товаров на рынки других стран и добивающаяся снижения их тарифных ставок, должна быть готова сделать тарифные уступки на взаимной основе в тех областях, в которых эти страны их добиваются.

«Перечни тарифных уступок содержат ставки таможенных пошлин на отдельные товары, существовавшие до начала тарифных переговоров, и ставки, которые страна согласилась связать в ходе переговоров. Существует несколько возможных путей сделать это:

связать действующий уровень пошлины (например, 10%) или нулевой уровень;

снизить действующий уровень пошлины и связать новый уровень;

установить так называемый лимитный уровень связанных пошлин, который ниже существующего, но выше уровня, сниженного в ходе переговоров. Например, начальный уровень – 10%, сниженный – 6%, а лимитный (связанный) – 8%. Это означает, что страна может маневрировать величиной ставки пошлин до 8%, не нарушая своих обязательств по тарифному протоколу».

Нетарифные меры— любые меры национальной торговой политики, выходящие за рамки таможенно-тарифной политики и используемые в качестве инструментария при регулировании внешней торговли, то есть, любые меры экономического, административного или технического характера, ограничивающие свободную торговлю между государствами.

Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д.

Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер. Существуют различные классификации нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО.

Междунар тамож отношения в обл тариф регулирования