Конспект урока русского языка для 6 класса на тему «Волшебница - Зима»
Конспект урока русского языка для 6 класса на тему
«Волшебница - Зима»
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Задача занятия: развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий:
1)личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания исходя из личных ценностей;
2)познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала, её структурирования; синтез как составление целого из частей; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки объектов;
3)коммуникативных – учёт позиции других людей, умения слушать одноклассников, правильно выражать свои мысли в речи.
Оборудование: мультимедийное оборудование, репродукции картин русских художников (И. И.Шишкин «Зима», А. М.Васнецов «Снегурочка», Н. С.Крылов «Зимний пейзаж», К. Ф.Юон «Волшебница – Зима»), музыкальное произведение А. Вивальди «Времена года».
Фактический материал: Стихотворение В. Брюсова «Первый снег», Б. Петров «Разговор о снеге», стихотворение К. Бальмонта «Фея».
Ход урока
1.Индуктор
- Ребята, сегодня я приглашаю вас поработать в творческой мастерской. Что мы будем творить – пока секрет. А вначале я попрошу вас вспомнить мгновения, моменты вашей жизни, когда на вашем лице появлялась улыбка…Вспомните, что вы чувствовали, ощущали в эти минуты…
- А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…
- А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.
- Вам не кажется, что в нашем классе стало ещё светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!
2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.
Внимание на экран:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. С.Пушкин
- Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. И не только потому, что оно принадлежит перу А. С.Пушкина, а ещё и потому, что оно будет эпиграфом к нашему уроку и поэтическим ключом. Разгадайте смысл данной строфы, и вы узнаете тему нашей творческой мастерской.
(Ученики дают ответы и комментируют их)
- Ребята, помните строки Пушкина:
И вот сама идёт волшебница –зима…
- Итак, тема нашей творческой мастерской – «Волшебница –зима». И сегодня каждый из вас будет «творить» свою зиму, создавать её «портрет».
3.Социоконструкция. Работа с ключевым словом. Круг ассоциаций.
- Мы живём в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них – волшебница-зима. После серых дней осени выпадает первый снежок – это чудо природы – и у нас на душе становится радостно и светло.
- Ребята, какие вы испытываете чувства, когда видите первый снег?
- Произнесите вслух слово «ЗИМА». Прислушайтесь, как оно звучит.
(легко, нежно, ласково); 1 слог «ЗИ» - робко и несмело, 2 слог «МА» - широко, открыто и радостно.
- А какого цвета слово « ЗИМА»?
- На листе напишите в столбик слово «ЗИМА», закройте глаза, мысленно вглядитесь в проявленный этим словом образ и составьте круг ассоциаций, которые вызывает у вас это слово.
- Рядом с каждой буквой напишите слова (любые части речи) на «зимнюю» тему, начинающиеся с этой буквы.
(Ученики вслух произносят свои «зимние» ассоциации)
- Прислушайтесь к звукам под каблуками. Это ломаются, мнутся снежинки. Снег под ногами скрипит капустой, поёт под лыжами скрипкой… Белое чудо – снег! Его ожидают как светлую благодать.
- В. Брюсов описал свои впечатления от первого снега в своём стихотворении «Первый снег», прочитаем его.
Первый снег Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера. Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым. Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
- Какой видит поэт зиму?
- Какие выразительные средства использует автор?
- В. Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником Белой сказки.
Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грёзы, поэтому данное явление природы характеризуется самобытной метафорой: Этот мир очарований.
Этот мир из серебра!
Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений: Целый мир из серебра!..
Это — область чьей-то грёзы,
Это — призраки и сны!
Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным проведением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать: На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
4.Социализация. Устное словесное рисование «Я рисую зиму».
( слова учителя звучат на фоне тихой музыки А. Вивальди «Времена года»)
- Представьте, что вы художник. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины». Расскажите о своей картине как можно ярче, постарайтесь передать образ своей картины в словах.
(Несколько человек по желанию «озвучивают» свои «зимние» картины)
5.Афиширование работ. «Зимний вернисаж»
- Мы с вами побывали на выставке ваших виртуальных картин. Она удивила нас игрой фантазии и воображения. А теперь давайте посмотрим на зиму глазами настоящих мастеров живописи – замечательных русских художников. Я приглашаю вас на «Зимний вернисаж».
На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин:
- Присмотритесь к этим картинам, выберите «свою», которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…
(Звучит тихая музыка)
-Заканчиваются ваши зимние прогулки. Возвращаемся обратно в класс, я думаю, что вам есть о чём рассказать друг другу. Опишите свои впечатления, напишите совместную небольшую миниатюру по картине в малых группах.
Работа с текстом.
- «Творить» зиму можно не только красками, как художники, но и словом, как писатели и поэты. Не случайно их называют «художниками слова».
-Обратимся к отрывку из текста Б. Петрова «Разговор о снеге».
«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».
- Какова тема, основная мысль этого текста?
- Что вы заметили в этом тексте, какие слова повторяет автор? Для чего?
- Выпишите эти слова, выделив корни.
- Какие слова вам непонятны?
-В старину февраль на Руси назвался «снежень».
- Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу.
- Обратим внимание на слова «снежище», «снежик». Что в них необычного?
- Из данных текстов выберите тот, который, как вам кажется, наиболее созвучен «вашей» картине и мог бы служить эпиграфом к ней…
- Попробуйте понять, почему вы выбрали этот текст. Выпишите из текста слова, строки, в которых наиболее тесно сходятся пейзаж и стихотворение.
- Найдите в тексте тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), с помощью которых поэт нарисовал картину.
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
(Выступление чтецов )
6. Разрыв. Подготовка к сочинению-миниатюре.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «ФЕЯ»? запишите 5-6 слов.
- Какой вы себе её представляете?
- Феи – это молодые волшебницы, которые творят добрые дела.
- Фея – в западноевропейской мифологии означает «волшебница» (Академический словарь русского языка)
- С феями вы уже встречались на страницах книг. Какие это сказки?
- Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «ФЕЯ»
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата,—
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
- Какие детали внешности ФЕИ из стихотворения вы позаимствовали для портрета своей? Какие поэтические находки автора вам показались интересны? Выпишите их.
- Ребята, мы не случайно вспомнили о феях. Дело в том, что к нам в гости обещала прибыть Фея Зимы, которая не хочет уступать дорогу своей сопернице Фее Весны.
- Опишите Фею Зимы, какая она?
(Под музыкальное сопровождение учащиеся делают первые наброски к портрету своей феи. В классе возможно зачитать некоторые варианты).
7.Рефлексия
Цветограмма «Моё зимнее настроение»
- Сегодня из вас каждый создавал «портрет» своей зимней Феи, «творил» для себя: вслушивался в себя, в свои чувства, эмоции, развивал фантазию и воображение. Дома вы приведёте свой черновой вариант в настоящее произведение. И последнее задание нашей творческой мастерской – «нарисовать» своё зимнее настроение, передать его с помощью цветограммы.
(Все рисунки вывешиваются на доске, участники мастерской делятся своими впечатлениями).