Тема преступной власти в трагедиях Шекспира «Макбет» и Пушкина «Борис Годунов»


План-конспект урока в 9-м классе

Эпиграфы к уроку

Я смею всё, что можно человеку, // Кто смеет больше, тот не человек (Шекспир. «Макбет»);

…Я в кровь // Так далеко зашёл, что повернуть // Уже не легче, чем продолжить путь (Шекспир. «Макбет»);

И не уйдёшь ты от суда мирского, // Как не уйдёшь от Божьего суда (Пушкин. «Борис Годунов»).

Вступительное слово учителя

Власть. Это слово, обладая необъяснимой, загадочной силой, становилось желанной целью для многих людей. В чём секрет такого полного подчинения ей, власти? Сегодня, когда этот вопрос продолжает оставаться открытым, мы обратимся к урокам истории, ожидая ответов на собственные вопросы. Все ли средства хороши на пути к власти? Даёт ли долгожданная власть то, чего так ждут от неё? Сегодня мы обращаемся к шедеврам мировой литературы — трагедиям А. С. Пушкина «Борис Годунов» и Шекспира «Макбет». Мы погружаемся в глубокую древность, чтобы не совершить ошибок в современности. Итогом нашего анализа текста станет таблица, которую мы будем заполнять в течение обоих уроков.

— Когда происходит действие в трагедии Пушкина?

Ответ. Действие относится к так называемому смутному времени, к периоду с 1598 по 1605 год.

— Наши историки получали задание рассказать об этом времени необычно и интересно.

Выступление творческой группы историков

1. Для своего выступления мы воспользовались трудами русских историков Н. М. Карамзина «История государства Российского» и В. О. Ключевского «О русской истории». Борис Годунов принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя. Привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми недостатками ума и сердца. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным.

Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошёл Годунов, наложила отпечаток на его сердце. Его воспринимали как умного и деловитого человека, но на всё способного, не останавливающегося ни перед каким нравственным затруднением. Это “рабоцарь”, царь из рабов, представляется загадочной смесью добра и зла, игроком, у которого чашки на весах совести постоянно колебались.

2. А я заметил, работая с книгами, что Борис отлично понимал, что люди, которые идут к ступенькам престола, не любят и не умеют быть великодушными. Мне показалось необычным, что уже в 32 года Борис был советчиком и помощником царя Фёдора, то есть сама власть будто благоволила к Борису, не видя в нём соперника.

— А теперь посмотрим, каков Борис в тексте Пушкина. Останьтесь на минуту с текстом: какие слова в описании героя поразили, обожгли странной несовместимостью?

Примерные ответы. Например, отзыв Воротынского: “А он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать…” Или: “Зять палача и сам в душе палач”, как сказал о нём Шуйский.

(Учитель своевременно напоминает о заполнении таблицы.)

— Итак, пушкинская характеристика соответствует исторической правде. Почему?

Ответ. Это неудивительно: Пушкин отыскивал документы в архивах и опирался на книги Н. М. Карамзина.

— Давайте оторвёмся от интереснейших страниц русской истории и обратимся к трагедии Шекспира. Что скажут наши исследователи древнеанглийской истории?

Историки. Действие происходит в Шотландии в XI веке, но вообще события, имеющие место в хронике, происходили в 1605–1606 годах. Историческое время действия в обеих пьесах совпадает, но они и современны! Это что, случайность?

— Не думаю. Мы найдём в текстах ещё много параллелей. Наверное, Пушкина волновало то же, что и Шекспира в эпоху Возрождения, что и нас с вами в начале XXI века. Поработайте с текстом, найдите характеристики Макбета.

Примерные ответы

Малькольм говорит о нём:

…он кровав

Развратен, жаден, лжив, хитёр, притворен,

Несдержан, полон всех грехов,

Которым дано названье…

Ангус:

…на своих руках

он чувствует налипшие убийства…

— А теперь зачитайте другие характеристики и передайте в чтении своеобразие характера.

Историки

1. Итак, мы и в том, и в другом произведении встречаемся с сильными личностями, мечтающими о власти.

2. Когда Борису Годунову предсказали, что он будет править лишь семь лет, он воскликнул: “Хотя бы семь дней, но только царствовать!”

— Верно. Какими же путями добиваются тот и другой желанной цели? Как идут к ней?

Примерные ответы

— Оба идут через кровавое преступление, через убийство.

— Борис чужими руками убивает невинного ребёнка, Макбет — короля Дункана.

— Зачитайте, как это происходит... А как всё происходило в истории? О Шотландии нам говорить трудно, нет исторических трудов об этом времени... А в России?

Историки

1. Вот как примерно рассказывает об этом Н. М. Карамзин: Борис венчался на царство ещё пышнее и торжественнее Фёдора; народ благоговел в безмолвии. Но царь, осенённый десницею первосвятителя, забыв про устав, в порыве чувства воззвал: “Бог мне свидетель, что в моём царстве не будет ни сирого, ни бедного”, — и, тряся рубашку, промолвил: “Отдам и сию последнюю народу”. В храме были слышны звуки умиления и благодарности, народ плакал. Новый венценосец дал обет щадить жизнь преступников...

2. А между тем сам был преступником! По его приказу был убит царевич Дмитрий, который рос на глазах всего Углича и которого оплакивали пять дней...

— Итак, цель достигнута! Счастливы ли новоявленные властители? Найдите подтверждение в тексте.

Ответы

1. Нет, их мучает совесть. Сам Годунов признаётся: “Счастья нет в моей душе...”

2. Макбет говорит так:

И вот я заперт, стиснут, сдавлен, скован

Грызущим страхом...

— Почему же нет счастья? Ведь мечта наконец воплотилась в реальность!

Ответы

1. Потому что невозможно стать счастливым, убивая! Недаром Годунов делает вывод: “Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”

2. А Шекспир подтверждает: повернуть назад уже невозможно, вечно клеймо убийцы, грех невозможно искупить.

— Хорошо. Но я заметила, что царственные преступники несчастливы и в семье. Подтвердите это.

Ответы

1. В трагедии Шекспира мы видим полный разлад в душе героя: размолвки с леди Макбет, потеря друзей, всеобщая подозрительность не отступают ни на шаг.

2. Мне показалось страшным наказанием отсутствие детей, проклятие и искоренение рода.

— Верно, но ощущают ли они сами свою греховность? В чём она выражается?

Ответы

1. Да, конечно. Внешне героям удаётся оставаться невозмутимыми, ведь, как мы выяснили, они очень целеустремлённые, сильные личности. Но всё же страх начинает овладевать ими.

2. Не только страх, но ожидание справедливого возмездия.

3. Наверное, и ощущение собственного “падения” не обходит стороной трагического разъединения с миром. Особенно мучает совесть, по-моему, Бориса.

4. Именно поэтому преследуют их призраки: Бориса — “мальчики кровавые”, а Макбета — “окровавленный младенец” и призрак Банко, убитого им.

— Кого обвинили в убийствах?

Примерные ответы

1. В трагедии Пушкина — Иуду Битяговского, а также трёх человек, растерзанных на месте; косвенной виновницей признали няню, не сумевшую уберечь ребёнка.

2. В трагедии Шекспира обвинили слуг, залитых кровью Дункана. Бежавшие сыновья короля Малкольм и Дональбайн обвинены в соучастии, в сговоре.

— А теперь главный вопрос: что же влечёт за собой злодеяние? Подумайте. Обратитесь к тексту.

Ответы:

1. Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты...

Государь... доносчиков допрашивает сам... — это у Пушкина.

2. В трагедии Шекспира за одним убийством тянется целая цепочка: и Банко, и семья Макдуфа...

3. И, как следствие, Макбет лишается сна! Не может молиться... “аминь” застряло в горле...

— Молодцы! Посмотрите, как я изобразила схематически “фейерверк” смертей, взорвавшихся вслед за убийством Дункана, и злодеяний, сопровождающих грех Годунова.

(Составление общими усилиями опорной схемы-конспекта.)