Функции местного самоуправления

Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Исходя из задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

в) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

г) обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;

д) охрана общественного порядка на территории муниципального образования;

е) защита интересов и прав местного самоуправления и др.

а) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношениями религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания, сходы граждан. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право выступать с правотворческой инициативой:

• вносить проекты правовых актов, касающихся вопросов местного значения в органы местного самоуправления, обращаться индивидуально или коллективно в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;

• участвовать в местном референдуме по вопросам местного значения.

Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Одним из условий эффективного и активного участия населения в решении вопросов местного значения и контроля за работой органов местного самоуправления является информированность граждан об их работе.

б) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Органы местного самоуправления имеют право:

• передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам;

• сдавать в аренду объекты муниципальной собственности;

• отчуждать в установленном порядке объекты муниципальной собственности;

• образовывать целевые внебюджетные фонды;

• создавать муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

• устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования;

• выпускать муниципальные займы.

Население непосредственно или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения. Представительный орган местного самоуправления имеет ряд полномочий по осуществлению данной функции.

  • утверждать местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливать местные налоги и сборы;
  • устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Население непосредственно или представительный орган местного самоуправления определяют порядок и условия приватизации муниципальной собственности. (ст. 51 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Часть 3 этой статьи повторяет нормы ст. 217 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ приватизация - переход имущества из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" учреждает порядок, способы приватизации муниципального имущества и особенности приватизации отдельных видов имущества. В соответствии с нормами вышеназванного Закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью финансовыми ресурсами население должно получать своевременно и достоверно, в целях осуществления контроля.

в) Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Данная функция призвана обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решения социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, контролируют их реализацию, утверждают отчеты об их исполнении.

Осуществление данной функции тесно связано с бюджетно-финансовой политикой. направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

г) Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Данная функция является одной из основных функций местного самоуправления, которая предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения и включает в себя следующее:

• организацию, содержание и развитие муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб (в том числе дошкольных учреждений, основного общего и профессионального образования: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.;

• создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий;

• обеспечение санитарного благополучия населения: социальной поддержки и содействие занятости населения: противопожарной безопасности в муниципальном образовании и т.д.

д) Охрана общественного порядка на территории муниципального образования. Конституция РФ возлагает обязанности на органы местного самоуправления по охране общественного порядка (ч. 1 ст. 132). Охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью районных, городских органов внутренних дел. В районах и городах создается и функционирует милиция общественной безопасности (местная милиция), которая согласно закону РФ «О милиции» является составной частью милиции России и входит в структуру МВД РФ.

Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета могут создавать дополнительные подразделения местной милиции, которые подчиняются непосредственно руководителям соответствующих органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

е) Защита интересов и прав местного самоуправления. Гражданам и должностным лицам местного самоуправления в соответствии с целым рядом норм Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» предоставляется право на судебную защиту местного самоуправления.

По вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни органы и должностные лица местного самоуправления имеют право обращаться в органы государственной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций.

В целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов, образуются ассоциации и союзы муниципальных образований. Необходимо отметить, что положения ФЗ 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривали право муниципальных образований на объединение в ассоциации и союзы, но не обязанность такого объединения.

В Российской Федерации в последние годы были созданы общероссийские союзы (Союз Российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Российский Союз местных властей), межрегиональные ассоциации (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Союз городов Северо-запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация городов Юга России), региональные центры (Ассоциация городов Иркутской области, Ассоциация городов Ленинградской области) и специализированные ассоциации (Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Минобороны и Миноборонпрома РФ).

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренными ее учредительными документами.

Ст. 66 ФЗ 2003 г. закрепляет императивную норму, согласно которой в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ должен быть создан совет муниципальных образований субъекта РФ (см. также ст.8 ФЗ). Организация и деятельность такого совета муниципальных образований должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Между тем согласно ст. 11 упомянутого Закона некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Более того, ст. 12 Федерального закона «О некоммерческих организациях» закрепляет право каждого члена ассоциации или союза выйти из ее состава по истечении финансового года. В этой связи следует отметить, что ФЗ 2003 г. нарушает принцип добровольности объединения муниципальных образований, что подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о местном самоуправлении в России.

Подводя итог вышеизложенного можно отметить, что местное самоуправление одна из основ конституционного строя, форма народовластия и право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. В своей деятельности местное самоуправление осуществляется на основе присущих ему принципов. Функции местного самоуправления обусловлены природой местного самоуправления, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретном этапе их развития, поскольку в функциях выражается сущность местного самоуправления. Единую систему местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования составляет совокупность различных организационных форм. Основными среди них являются формы непосредственной демократии: местные референдумы, муниципальные выборы, сходы граждан и некоторые другие. Кроме этого, систему местного самоуправления составляют и формы представительной демократии: выборные и другие органы и должностные лица местного самоуправления. Законодательство о местном самоуправлении в настоящее время развивается и совершенствуется.

PAGE 7

Функции местного самоуправления