Нравственные искания . русской интеллигенции XIX века


Среди многих литературных героев XIX века я хочу выделить троих — Онегина Чацкого, и Печорина. Спросите почему именно их? Не только потому, что они являются главными героеми замечательных литературных произведений (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), но и потому, что они мненя интересуют как люди. Каждый из них прошел сложный путь Нравственные искания русской интеллигенции XIX века и по-своему характеризует то время, в котором проживает, и то общество, в котором прибывает.

Между собой они имеют некие сходства: принадлежат к одному социальному слою (дворяне), получили похожее одинаковое образование и воспитание, находятся в одном и том же обществе (высшем свете), хотя при этом не довольны ни обществом, окружающим их, ни собственным образом жизни. На этом их похожесть заканчивается: между ними все же больше различий, чем сходств.

принадлежит к московской дворянской среде; он вырос и воспитывался в доме известного московского барина Фамусова, у которого пол-Москвы — знакомые и родственники и само имя которого стало даже нарицательным для обозначения группы людей. Но сам Чацкий по своим взглядам и убеждениям не относится к «фамусовскому обществу», а прямо противостоит ему. Чацкий в своих гневных монологах обличает нравы и обычаи «века минувшего», называя его веком «покорности и страха». Он является противником крепостнических порядков, когда было возможным обменять верных дворовых слуг «на борзые три собаки», когда человек ценился не по уму и образованности, а лишь по своему чину и богатству. Александр Андреевич бичует «прошедшего житья подлейшие черты» и таких людей, как Молчалин и Скалозуб, являющихся верными сторонниками старых порядков. Можно сказать, что Чацкий — это будущий декабрист и что он примет участие в деятельности тайных декабристских обществ.

Евгений Онегин живет в то же время, что и Чацкий (в конце десятых — начале двадцатых годов XIX века) и даже, возможно, встречался с ним в петербургских великосветских салонах или в московских гостиных. Он, как и Чацкий, недоволен окружающим его обществом: его раздражают пустота и бесцельность светского существования, но, в отличие от героя Грибоедова, герой Пушкина не стремится изменить устоявшиеся обычаи и порядки: он похож на путешественника, со скукой взирающего на пейзажи за окном почтовой кареты и лениво ожидающего конца утомительного путешествия. Онегин не пытается изменить ни самого себя, ни общество. Я думаю, что он вряд ли примкнет к декабристам, а, скорее всего, так и останется сторонним наблюдателем, который смотрит «на жизнь, как на обряд», и «равно» зевает «средь модных и старинных зал».

., Григорий Александрович Печорин живет позднее, чем Чацкий и Онегин,— в середине тридцатых годов. Это было уже совсем другое время: в обществе ценились не ум, не талант, не «пылкая любовь свободы», а умение сделать карьеру, выгодно жениться, получить «орденок в петличку». Это было время ничтожеств типа Грушницкого. Такие одаренные и сильные люди, как Печорин, не могли найти себе место в этом обществе и были вынуждены растрачивать свои способности по пустякам. Трагедия Печорина, как я думаю, заключается в том, что он родился не в свое время; ему надо было родиться на десять лет раньше, и тогда он бы смог стать, как и Чацкий, декабристом. Печорин чувствует в своей душе «силы необъятные», но он не смог «угадать своего предназначения». Его душа, как и у Онегина, «испорчена сзетом», он очень точно называет самого себя «нравственным калекой». Всем окружающим Печорин доставляет боль и страдание, он является своеобразным «топором в руках судьбы», но при этом сам страдает не меньше, чем его жертвы. Печорин является причиной гибели Бэлы и ее отца, нарушает покой «мирных контрабандистов», причиняет боль Мери и милейшему Максим Максимычу, разрушает семейное счастье Веры, убивает на дуэли Грушницкого... Но все это происходит не по злому умыслу героя, а как бы помимо его воли, как влияние его судьбы, «фатума». Печорину скучно жить на свете, потому что у него нет настоящей, высокой цели в жизни, нет достойного дела и нет даже достойного противника. Печорин, как и Лермонтов, мог бы сказать: «А жизнь, как посмотришь с холодным

Вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка!» Печорин, как и Онегин, «лишний» человек в своем обществе.

Этим они похожи и этим же они отличаются от Чацкого, которого никак нельзя назвать «лишним». Хотя Печорин весьма активен, деятелен, а Онегин, наоборот, пассивен, но итог их жизни, как думается, один — пустота и забвение. И только такие люди, как Чацкий, живущие не ради себя, а ради всех людей, являются настоящими героями общества и героями нашей жизни.

Таким образом, мы видим, каким сложным, непростым был путь под названием Нравственные искания русской интеллигенции XIX века, как трудна была дорога к постижению истины и пониманию смысла жизни.