Понятие, предмет и метод правового регулирования муниципального права

Понятие, предмет и метод правового регулирования муниципального права

Начавшиеся после принятия Конституции РФ 1993 года процессы реформирования власти на местах на основе принципов самоуправления, закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, принятый в 1995 г. стали основой дальнейшего формирования новой отрасли права Российской Федерации – муниципального права. В стадии становления в настоящее время находится наука и учебная дисциплина. Муниципальное право Российской Федерации, изучение которой предусмотрено в соответствии с Государственным образовательным стандартом во всех юридических вузах страны имеет важное значение в системе профессиональной подготовки слушателей и студентов нашего университета.

Понятие муниципальное право является новым в отечественном государствоведении. Слово муниципалитет происходит от латинского Municipium – самоуправляющаяся община1. В Древнем Риме так назывались города. Муниципальным в зарубежных странах называют городское и сельское самоуправление, которое избирается населением и принимает от государства на себя бремя, тяготы по решению вопросов местного значения.

Выделение отрасли права, регулирующего общественные отношения, связанные с самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения муниципального образования по решению вопросов местного значения, связано с тем, что, во-первых, местное самоуправление составляет самостоятельную систему власти народа на местах, а органы местного самоуправления полномочны решать все вопросы местного значения. Во-вторых, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а значит, их деятельность не охватывается осуществляемым государственным строительством.

В законодательстве Российской Федерации понятия “муниципальный”, “муниципальные органы”, “муниципальное право” используются как синонимы таких понятий как “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”, “право местного самоуправления”. Так, в отличие от законодательства зарубежных стран, в котором органы власти на местах именуются как “муниципалитеты”, “муниципальные органы”, Конституция Российской Федерации при характеристике этих органов использует понятия “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Вместе с тем Конституция Российской Федерации определяет в качестве одной из форм собственности муниципальную собственность. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. слова “местный”, “муниципальный” и образованные на их основе словосочетания применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов собственности, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Муниципальное право, таким образом, можно определить как право местного самоуправления.

Как и всякая иная отрасль российского права, муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, установленных и санкционированных государством.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли является предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимаются качественно однородные общественные отношения, под методом – специфические приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов), а также органов местного самоуправления.

Предметом муниципального права России как отрасли права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  1. территориальных, экономических, правовых основ местного самоуправления и государственных гарантий его осуществления;
  2. организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);
  3. полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  4. отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.2

Под методом правового регулирования муниципального права Российской Федерации следует понимать совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений, возникающих в процессе деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

В отрасли муниципального права равно используются два основных метода правового регулирования:

  • императивный метод;
  • диспозитивный метод.

Императивный метод - это способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений. Императивный метод заключается в подчинении одного субъекта другому.

Диспозитивный метод – предполагает относительную свободу поведения сторон. Так, органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки т.д. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

Кроме того, в отрасли муниципального права также используются такие методы правового регулирования, как:

  • метод гарантий;
  • метод рекомендаций.

Классические способы воздействия на участников общественных отношений – предписание, дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.

Предписание характерно для императивного (властного) регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления. С учётом того, что местное самоуправление – это форма народовластия, законодательство определяет обязанность выполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечёт ответственность в соответствии с законом.

Дозволение предоставляет субъектам правоотношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признаёт равенство сторон и лежит в основе диспозитивного регулирования. Дозволение как метод муниципального права применяется при регулировании общественных отношений, связанных с реализацией органами местного самоуправления права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности. Например, при передаче его в постоянное или временное пользование, сдачи в аренду, приватизации, совершении иных сделок, предусмотренных законом. Заключаемые при этом договоры и соглашения закрепляют равноправие сторон.

Запреты используются в муниципальном праве, прежде всего с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Так, например ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» запрещает подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления другого муниципального образования.

При правовом регулировании деятельности органов местного самоуправления используются два способа: позитивный (разрешительный) и негативный (запретительный).

Позитивный способ предполагает, что конституции и другие нормативно-правовые акты устанавливают, что органы местного самоуправления могут делать в решении вопросов местного значения. Второй способ – негативный исходит из признания за данными органами права осуществлять деятельность, прямо не запрещённую законом. Например, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» представляет муниципальным образованиям право принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесённые к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Муниципальное право как отрасль права имеет свои особенности, связанные с тем, что оно не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе национального права России определяется тем, что муниципальное право – это вторичное, производное образование, возникшие в результате развития местного самоуправления и законодательства о нём. Такие образования в науке именуются комплексными отраслями (например, хозяйственная, морская, банковская и другие отрасли права). Комплексный характер муниципального права, проявляется в том, что оно регулирует отношения, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, финансовой, социально - культурной, охраны общественного порядка и др.

Определив предмет муниципального права как отрасли права, метод его регулирования, а также особенности данной отрасли права, можно сформулировать определение муниципального права.

Муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закреплены территориальные, экономические, правовые основы местного самоуправления, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Муниципальное право Российской Федерации – совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в системе местного самоуправления.

1 См. Словарь иностранных слов. М. 1988. С. 326.

2 Малько А.В., Корсакова С.В. Муниципальное право / учебник.- М.: Издательство Юрайт; Высшее образование,2010.С.41.

PAGE 6

Понятие, предмет и метод правового регулирования муниципального права