Путешествие в Андерсенландию


По сказкам Г.-Х. Андерсена. 5-й класс

П Риступая к изучению темы «Сказки русских и зарубежных писателей XIX века. Г.-Х. Андерсен», учитель скажет детям о предстоящей игре, даст опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки Андерсена, подобрать эпизоды для инсценирования, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам. Позднее, по завершении темы, можно будет разделить класс на три команды (по 8–10 человек), выбрать капитанов, сформировать “актёрские” группы для подготовки инсценировок и пантомим. Остальное зависит от самих ребят: от знания ими текста, а также от их находчивости и сообразительности.

Вступительное слово ведущего

Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Г.-Х. Андерсена. «Дюймовочка» и «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Гадкий утёнок», «Соловей» и «Калоши счастья» – кто не читал этих “историй”? Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью. “Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья”, – писал К. Г. Паустовский, передавая детские впечатления от знакомства с этим чудесным миром.

Сегодня у нас особенный день: нас ожидают путешествие в Сказочную страну и встреча со многими героями Андерсена. (Звучит песня И. Николаева «Маленькая страна» в исполнении Н. Королёвой.)

I. Puzzle. Разминка

Команды получают одинаковые репродукции картины Н. Ромадина «Сон Андерсена». (Репродукцию указанной картины можно найти в книге: Зельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5–7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998. С. 55.) Репродукции эти заранее разрежем на множество частей разнообразной формы. Задача команд – сложить из “кусочков” целостное полотно. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.

II. Театр сказок. Домашнее задание

1. Конкурс инсценировок.

Инсценировать можно, например, эпизоды, когда королевская доска из сказки «Дурень Ганс» принимает во дворце “кандидатов” в женихи, как принцесса из «Свинопаса» торгуется с принцем, принявшим обличье пастуха, за право обладания очередной “диковинкой”. Интересным может получиться диалог вещей из «Пастушки и трубочиста». Роли все характерные, и представление будет ярким, зрелищным. Игроки каждой из команд выберут тот фрагмент, который больше всего придётся им по душе.

2. Театр пантомимы.

Команды представляют предварительно подготовленные пантомимические мини-спектакли. Соперники же должны догадаться, какие сказки послужили материалом для пантомимы.

III. Музей восковых фигур

Этот конкурс носит характер экспромта. Участникам состязаний предлагается из подручных средств создать костюмы известных андерсеновских героев, одеть и причесать одного-двух членов команды “под” выбранных персонажей. Игроки также должны подумать, какие позы придётся принять тем, кто будет изображать “фигуры”. Когда приготовления завершатся (на это уйдёт приблизительно три–пять минут), представители разных команд одновременно выйдут на сцену и, “замерев” на несколько секунд, составят галерею “восковых фигур”. Капитаны команд или специально назначенные ими “экскурсоводы” расскажут об “экспонатах” воображаемого музея (каждый о своих, разумеется). Жюри назовёт лучших исполнителей.

IV. Викторина

Задавая вопросы, ведущий обращается к командам в целом.

Викторина состоит из пяти небольших разделов. Каждый раздел включает в себя три вопроса (по одному для конкретной команды). Исключение составляет последний раздел: из 9 предложенных афоризмов на долю отдельной команды придётся три.

1. Как начинаются русские народные сказки? Ну конечно: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...” У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:

“Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку”. («Огниво».)

“Видали вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..” («Пастушка и трубочист».)

“Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь”. («Снежная королева».)

2. В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: “Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!”

– Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от... ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка».)

– Другую интересную историю ему поведало... бутылочное горлышко. Вспомните название “истории”. (Сказка так и называется – «Бутылочное горлышко».)

– Сюжет какой сказки, по уверению автора, “заимствован прямо из газет”? («Дурень Ганс».)

3. В сказках зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.

– Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева». Письмо на треске пишет лапландка, отправляя Герду к северной родственнице.)

– В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует... нет-нет, не ковёр-самолёт, не Сивку-бурку, а... предмет мебели? («Сундук-самолёт».)

– Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25.)

4. Необыкновенное, поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные явления. Вот, например:

– Коротая с детьми зимние вечера, бабушка рассказывает им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и имена детей?

(“На дворе ветер крутил снег.

– Это роятся белые пчёлки! – говорила старая бабушка.

– А у них тоже есть королева? – спрашивал мальчик...

– Есть, – отвечала бабушка. – Она там, где рой всего гуще <...> всегда взлетает на чёрной туче. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стёкла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами”.) («Снежная королева»; Кай и Герда.)

– Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Герда услышала от лапландки историю о том, что в Финляндии “Снежная королева живёт на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни”.)

– В одной из сказок Спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам “бриллиантовый чай”. Догадались ли вы, о каком “чае” идёт речь? (Речь идёт о росе, так как Спички “в детстве” были деревцем. А сказка эта называется «Сундук-самолёт».)

5. Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?

“А король-то голый!” (Ребёнок; «Новое платье короля».)

“Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)

“Да, позолота-то сотрётся, // Свиная ж кожа остаётся!” (Стены, лоскуток свиной кожи; «Старый дом».)

“Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас”. (Розовый куст; «Улитка и розовый куст».)

“Оглянуться не успеешь, // Как уж песенке конец”. (Колья изгороди; «Лён».)

“Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)

“Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)

“Я слишком тонка, я не создана для этого мира!” (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки.)

“И в щепке порой скрывается счастье”. (Токарь; «И в щепке порой скрывается счастье».)

V. Кто есть кто? Конкурс знатоков

Для участия в конкурсе ведущий приглашает по 1–2 человека от каждой команды.

Вначале ребята должны ответить на вопросы, причём “знатоки” не имеют права совещаться с командой. За правильный ответ они получают 1 балл. Все вопросы начинаются со слова “кто” (исходя из названия конкурса).

Вопросы:

1. Кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)

2. Кто из персонажей “так любил наряжаться”, что “на каждый час дня у него было особое платье”? (Король; «Новое платье короля».)

3. Кто из героев Андерсена носил уникальное воинское звание “обер-ундер-генерал-адмирал-сержант”, не имеющее аналогов в мире? (Козлоног; «Пастушка и трубочист».)

4. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)

5. “– Я не принесу никакого свадебного подарка, кроме сказки!” – заявил один герой своей невесте. А невеста была турецкой принцессой. Кто же сей жених? (Купеческий сын; «Сундук-самолёт».)

6. Кто из персонажей сказок Андерсена был таким богачом, что “мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу”, но не делал этого, так как “знал, куда девать деньги”? (Купец; «Сундук-самолёт».)

Закончив отвечать на вопросы, “знатоки” переходят в следующий этап. Теперь уже ведущий ни о чём их не спрашивает, а последовательно в виде тезисов сообщает некоторые сведения о герое. Ребятам предоставляется возможность угадать этого героя с трёх попыток. Если представители команд смогут назвать персонаж сразу же, едва ведущий выдвинет первый тезис, они принесут своему коллективу максимальное количество очков – 3. В случае же, если “знатоки” дадут правильный ответ со второй или с третьей попытки, на командный счёт поступит, соответственно, либо два, либо только одно очко.

Задание знатоку команды № 1.

Этот герой:

А) имеет родного брата, которого люди зовут Смертью;

б) получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за деньги; детей же посещает каждый вечер;

в) владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя.

(Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)

Эти герои:

А) “были отличной парочкой, оба молоды... и оба одинаково хрупки”;

б) считали звёзды, сидя на краю печной трубы, “очень устали, и было от чего!”

в) “оба из фарфора”, “любили друг друга, пока не разбились”.

(Пастушка и трубочист, главные герои одноимённой сказки.)

Задание знатоку команды № 2.

Этот герой:

А) инвалид с рождения; не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома;

б) совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы;

в) во всех жизненных испытаниях “держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд”.

(Стойкий оловянный солдатик, герой одноимённой сказки.)

Эти герои:

А) затеяли грандиозное мошенничество, сделав ставку на то, что ни один человек на свете не захочет выглядеть глупым перед другими людьми;

б) блефовали перед главой государства и кабинетом министров, едва не одурачили целый город;

в) не учли того, что устами младенца глаголет истина, и были разоблачены.

(Мошенники; «Новое платье короля».)

Задание знатоку команды № 3.

Эта героиня:

А) хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;

б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;

в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.

(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)

Эти герои:

А) вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать дней;

б) колдовскими чарами были лишены человеческого облика;

в) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.

(Братья Элизы; «Дикие лебеди».)

Заключительное слово ведущего

Великий сказочник подарил миру множество чудесных произведений. Много лет прошло после его смерти, а мы всё слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, горячо любить настоящую красоту. Хочется надеяться, что, прочитав андерсеновские “истории”, люди станут добрее и мудрее.