Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления

Знание общих принципов местного самоуправления является одним из главных условий формирования представлений о муниципальном праве как особой отрасли права. Опираясь на общие принципы, специалист получает возможность систематизировать нормы муниципального права, преодолевать трудности толкования права, обусловленные проблемами в законодательстве. Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления, правотворчества, применения муниципального права, изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права.

В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Наша задача состоит в том, чтобы определить наиболее общие принципы, которые более полно раскрывают общее и особенное в муниципальном праве и усвоить их содержание, особенно обращая внимание на изучение муниципальной практики, в ходе которой реализуются эти принципы.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», основывались на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении. Они закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ. В пределах данных принципов происходит регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и местных традиций.

Принципы местного самоуправления закреплены в законодательстве, уставах муниципальных образований, что придает им правовой характер. Их реализация обеспечивается системой организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся следующие:

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местного самоуправления;

в) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) гласность деятельности местного самоуправления;

е) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

з) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, а также перед юридическими и физическими лицами за свою деятельность и др.

а) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, которое осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм местного волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы организации и осуществления местного самоуправления закреплены и регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

Принцип самостоятельности предполагает обеспечение экономической самостоятельности местного самоуправления. В РФ она обеспечивается прежде всего, наличием муниципальной собственности (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).

Невмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ их законами. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается правом на судебную защиту.

б) Организационное обособление местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, государство признает местное самоуправления в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Население непосредственно осуществляет свою власть, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ ).

Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление (ст. 131 Конституции РФ). На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления имеют право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Этот закон закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

в) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления обусловлено:

• федеральным устройством Российского государства;

• многонациональностью нашего государства, самобытностью и особенностью исторических и иных местных традиций;

• разнообразием основных типов поселений.

В Российской Федерации около 9 основных типов поселений, всего с учетом подвидов более 80 специальных типов поселений. Структура и форма осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. имеют свои особенности. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

г) Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. В ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении указано, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочий. В Конституции РФ и законодательстве о местном самоуправлении этот принцип также нашел свое отражение.

В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

При наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием им должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Согласно этой же статьи органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

д) Гласность деятельности местного самоуправления. Гласность - это один из важнейших принципов демократического устройства. Данный принцип проявляется как право на информацию через свободу печати и слова, собраний, доступ к материалам и документам, демократическую деятельность средств массовой информации и т.д.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целом ряде своих норм устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе:

• информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления;

• доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими;

• отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.

Ограничение или отказ в доступе к информации может быть обусловлен:

• государственной тайной;

• экономическими (коммерческими) интересами местного самоуправления, отдельных физических и юридических лиц;

• судебным процессом или предварительным следствием, если только на ознакомление и получение указанных документов не будет дано разрешение компетентными органами;

• тайной частной жизни, личных дел человека, историей его болезни;

• иными в общем плане охраняемыми законом тайнами.

е) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке.

В работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, при подготовке проектов решений могут привлекаться представители заинтересованных предприятий, учреждений, организаций. Принцип коллегиальности проявляется еще и в том, что при подготовке и принятии решений представительным органом его депутаты имеют возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказывать свое мнение, предложения и замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

Принцип единоначалия допускает возможность использования и коллегиальных начал (при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью т.д.).

ж) Принцип законности в организации и деятельности местного самоуправления.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это означает, что организация и деятельность местного самоуправления должны осуществляться на основе закона и в рамках закона.

Основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления (ст. 8 Европейской хартии о местном самоуправлении):

1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления осуществляет прокуратура Российской Федерации, которая вносит протест на противоречащий закону правовой акт изданный органом местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления. Выносит представление об устранении нарушения закона.

Соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается и судебными органами:

• обжалование решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан;

• обжалование решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право:

• прекратить полномочия соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Контроль за соблюдением законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается также представительным органом местного самоуправления и субъектами Российской Федерации. Последние, в случае противоречия устава муниципального образования Конституции и законам муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

з) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением, государством, а также перед юридическими и физическими лицами за свою деятельность. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением - утрата доверия населения.

Население имеет право выразить свое мнение к выборным органам или должностным лицам местного самоуправления, используя для этого различные формы прямой демократии, вплоть до отзыва депутата представительного органа муниципального образования, члена иного выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица.

Основанием для ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам.

В этом случае ответственность наступает в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Общим основанием данного вида ответственности является: нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции РФ, Конституции, устава субъекта РФ, а также устава муниципального образования.

Одной из форм проявления этой ответственности - прекращение полномочий представительного органа муниципального образования.

Решение о прекращении полномочий вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Основанием для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта РФ является заключение соответствующего суда субъекта РФ (Верховного Суда республики, краевого, областного или городского (города федерального значения) о признании несоответствия деятельности представительного органа муниципального образования Конституции РФ, Конституции, уставу субъекта РФ, уставу муниципального образования.

PAGE 9

Принципы местного самоуправления