Порядок обжалов постан-я о назначении админ наказания за правонар в обл тамож дела
50. Порядок обжалов постан-я о назначении админ наказания за правонар в обл тамож дела.
Административному способу обеспечения конституционных гарантий прав и свобод граждан в сфере таможенных отношений принадлежит важнейшая роль. Это связано с тем, что вся деятельность государственных органов в сфере принятия властных решений, выражающаяся, в частности, в действиях либо бездействии должностных лиц, затрагивает права и законные интересы физических или юридических лиц. Поэтому закон предоставляет право на их обжалование.
Основанием обжалования может служить дефектность принятого решения вследствие некомпетентности или недостаточной компетентности должностного лица, принимавшего решение или совершившего то или иное действие либо бездействие; противоправная деятельность должностного лица вопреки интересам государственной службы; неправильное применение закона (например, не того, который следовало применить) вследствие небрежности или преднамеренных действий. В этих случаях право на обжалование, т.е. требование пересмотра противоправного решения (с точки зрения заявителя), действия (бездействия), является одной из форм защиты прав и интересов гражданина.
Обжалование осуществляется путем подачи жалобы, т.е. обращения в соответствующие государственные органы или к их должностному лицу по поводу нарушенного права, либо заявления, представляющего собой обращение в связи с реализацией права.
Институт обжалования должен служить гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления таможенного дела. Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Право подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица предусмотрено на альтернативной основе: как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд или арбитражный суд. Это означает, что подача жалобы собственно в таможенный орган не препятствует одновременной или последующей подаче жалобы аналогичного содержания в судебные органы. Данная процедура не распространяется на процедуру обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил. Защита правоотношений, возникающих из таможенных правонарушений, ведется по правилам административного производства. В случае обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу или замещает государственную должность данное лицо. Понятно, что жалоба на решение самого начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.
При получении жалобы, которую он не правомочен рассматривать, направлять такую жалобу в трехдневный срок в уполномоченный таможенный орган с уведомлением заинтересованного лица. При обнаружении в ходе рассмотрения жалобы признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей должны быть приняты меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
Из сказанного вытекает, что в обеспечении прав и законных интересов граждан в сфере таможенных отношений важную роль играет четко налаженный ведомственный контроль в самих таможенных органах. Суть ведомственного контроля состоит в проверке органами отраслевой компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, организациями, учреждениями, предприятиями. Вышестоящий орган принимает предусмотренные законом меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих органов или нижестоящих должностных лиц, гарантируя тем самым правовую защиту от различных проявлений административного произвола.
Наиболее распространенными предметами обжалования являются вопросы, связанные с уплатой таможенных платежей, определением таможенной стоимости товаров, предоставлением льгот по таможенному оформлению, а также действия должностных лиц таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля.
Второй способ защиты российскими гражданами своих прав в сфере таможенных правоотношений заключается в обжаловании незаконных (с их точки зрения) постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (таможенных правонарушениях).
Таможенное правонарушение означает любое нарушение таможенного законодательства или попытку такого нарушения. Производство по делам о таможенных правонарушениях - это деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов России, судов общей юрисдикции по применению административных наказаний в установленной Кодексом об административных правонарушениях форме. Это один из важнейших видов правоохранительной деятельности российской таможни.
Основным процессуальным документом, который свидетельствует о совершении административного правонарушения в таможенной сфере, является протокол об административном правонарушении. Его составляют уполномоченные должностные лица таможенных органов, перечень которых устанавливает руководитель Федеральной таможенной службы своим приказом в соответствии с положениями ст. 28.3 КоАП РФ.
Итогом рассмотрения дела о нарушении таможенных правил является вынесение постановления по делу. На стадии обжалования такое постановление может быть пересмотрено, причем порядок обжалования зависит от субъекта ответственности. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, каковым и является нарушение таможенных правил, закреплено ст. 30.1 КоАП РФ и принадлежит лицам, участвующим в производстве по делу. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, их законный представитель и адвокат. В соответствии с административным законодательством постановление по делу может быть обжаловано: вынесенное должностным лицом таможенного органа - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил может быть вынесено одно из предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ решений.
Важной гарантией обеспечения прав граждан в сфере таможенных правоотношений является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление по делам об административных правонарушениях. Так, постановление по делу о нарушении таможенных правил, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Однако предпочтительным вариантом таможенных правоотношений является такой, когда разбирательство по делу об административном правонарушении не доводится до суда, а справедливо и на законных основаниях разрешается вышестоящим таможенным органом.
Анализ жалоб, поступающих в таможенные органы, позволяет выявить основные причины отмены постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Среди них на первом месте находятся многочисленные нарушения процессуальных прав участников таможенных правоотношений, привлекаемых к административной ответственности. В частности, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к ответственности, не разъясняются его права и обязанности (ст. 28.2 КоАП РФ); лицо, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, с определением о назначении экспертизы не ознакамливается (п. 4 ст. 26.4 КоАП РФ); лица, привлекаемые к ответственности, надлежащим образом не уведомляются о времени и месте рассмотрения дела, в результате нередко дела об административных правонарушениях рассматриваются в отсутствие этих лиц (пп. 4 ст. 29.7 КоАП РФ); при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в нем не указываются все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не описываются собранные по делу доказательства; нет ссылок на нормативные правовые акты, требования которых лицом, привлекаемым к ответственности, нарушены (ст. 29.10 КоАП РФ); в постановлении не указывается, в чем выражена вина лица, привлекаемого к ответственности. Как известно, недоказанность вины свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения, что является основанием для прекращения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ; в адрес лица, привлекаемого к ответственности, несвоевременно направляется постановление по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ); в ходе административного расследования и рассмотрения дела не всегда дается правовая оценка доводам лица, привлекаемого к ответственности.
Административное обжалование играет важную роль в обеспечении прав, свобод и законных интересов российских граждан в сфере таможенных отношений. Однако оно может быть эффективным при наличии ряда условий: при понимании самими таможенными органами и их должностными лицами важности и значения их места и роли в защите прав и законных интересов российских граждан, участвующих в таможенных правоотношениях; при условии улучшения правового обучения и воспитания должностных лиц таможенных органов всех уровней, дабы минимизировать процессуальные огрехи при составлении ими протоколов об административных правонарушениях, рассмотрении дел и вынесении постановлений, которые впоследствии могут отменяться вышестоящими таможенными органами или обжаловаться в судах; необходимость активной деятельности самих граждан, при использовании и защите предоставленных им прав и свобод в сфере таможенного дела.
Порядок обжалов постан-я о назначении админ наказания за правонар в обл тамож дела