Конспект урока по истории Народы России 10 класс
Урок №
Класс. 10
Тема: Народы России.
Цель: Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
Задачи:
Образовательные: Выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия
ясак
,острог
,мягкая рухлядь
.Развивающие: Развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Воспитательные: Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.
Коррекционные: Развивать слуховое восприятие, внимание; обогащать словарный запас.
Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы,
Мягкая рухлядь
Основные даты: 1639г. – экспедиция И. Ю.Москвитина, 648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. - экспедиция Е. П. Хабарова на Амур.
Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация по теме
Народы России
, карта России в XVIIв., интерактивная доска, фонограмма: шум леса. Выставка книжной литературы.Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: работа с документами, сообщениями, контурными картами, заполнение таблиц.
Подготовка к уроку.
1. Подготовить сообщения
Русские первопроходцы XVII в.
2. Подготовить материал для учеников.
3. Подготовить раздаточный материал для учащихся: таблицы, контурная карта.
Значение темы В изучении истории России трудно переоценить, т. к. она затрагивает историю родного края, значит, важна не только для того, чтобы знать, понимать историю страны, но и любить и уважать историю малой родины.
4. Фонограммы: шума моря, шум леса.
План урока:
1. Повторение пройденного.
2. Изучение новой темы:
народы Сибири (работа с контурной картой);
освоение русскими Сибири;
землепроходцы и их открытия (сообщения обучающихся).
Заполнение таблицы
Землепроходцы и мореходы
.3 Подведение итогов урока.
4 Домашнее задание.
Ход урока:
Оргмомент (1 – 2 мин)
Мотивация на урок.
Как можно чаще улыбайся.
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся
От счастья в облаках пари.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
(Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.)
На прошлом уроке мы узнали о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, а сегодня мы постараемся раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли
бунташным
, так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок. В 17 веке начала править династия Романовых.
Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал:
Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти?
Работа со слайдом (на слайде изображен Алексей Михайлович, учащиеся угадывают и охарактеризовывают личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?)
Какую роль в жизни страны играла Русская православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чем она усиливалась? В чем ослаблялась?
Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформ.
3 ученика работа с карточками (средний и слабый ученик), проверка на слайде.
Задание №1
По иллюстрациям назвать событие и охарактеризовать причины. (Церковный раскол)
Задание №2
1. Филарет был Михаилу Федоровичу:
а) старшим братом;
б) отцом;
в) дядей.
2. Церковный раскол связан с именем патриарха:
а) Филарета;
б) Гармогена;
в) Никона.
3. Соловецкое восстание в XVII веке было связано:
а) с голодом;
б) с интервенцией;
в) с церковной реформой.
4. Во главе церковной реформы XVII века стоял:
а) Патриарх Никон;
б) Протопоп Аввакум;
в) Царь Алексей Михайлович.
5. Складывание всероссийского рынка происходит:
а) XV в.;
б) XVII в.
в) XVI в.
6. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:
а) Соборным уложением 1649 г.;
б) Специальным указом 1581 г.;
в) Судебником 1550 г.
7. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:
а) Широких родственных связей;
б) своей родовитости;
в) избрания на Земском Соборе.
8. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:
а) Алексей;
б) Федор;
в) Гермоген.
9. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:
а) Поднял восстание верующих;
б) Был заживо сожжен в 1681 г.;
в) Стал патриархом в 1666 г.
10.
Соляной бунт
произошел в:а) 1648 г.;
б) 1662 г.;
в) 1653 г.
(-б; - в; - в; - а; - б; - а; - в; - б; - б; - а)
Ход урока:
Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами в 17 веке.
Сообщение темы и цели урока.
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
20.02.2015 г. Тема урока: Народы России.
Цель урока: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
Эпиграф.
… Из века в век
Шел крепкий русский человек
На дальний север и восток
Неудержимо, как поток…
Он шел в безвестные края
Пока в неведомой дали
Он не пришел на край земли,
Где было некуда идти
Где поперек его пути,
Одетый в бури и туман,
Встал необъятный океан. (из старинной сибирской песни).
Задачи урока состоят в том, чтобы выяснить
Какие народы населяли Сибирь;
Как шло освоение Сибири русскими;
Каково значение присоединения Сибири.
Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?
Сибирь и ее народы.
Учитель. Просторы Сибири раскинулись от Урала до Тихого океана. Суровые климатические условия мешали освоению этого края. Здесь была непроходимая тайга, а к северу – тундра. Сильные морозы, топкие болота, леса делали жизнь людей трудной.
В Сибири проживали люди разных национальностей.
Работа с учебником и контурной картой.
Какие народы жили в Сибири в XVII веке? стр.82 - 83
На контурной карте отметить места расселения народов Сибири.
Проверка: на слайде выводится карта, ребята проверяют у себя.
Физкультминутка (включить фонограмму: шум леса)
1. Освоение русскими Сибири.
Когда началось проникновение русских в Сибирь?
Сообщение ученика (Жуламанова Лиля)
XVI век – казак Ермак Тимофеевич открыл для русских путь в Сибирь.
Ермак Тимофеевич - русский казачий атаман, покоритель Сибири для Российского государства.
1сентября 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход в Сибирь. Он разбил Сибирское ханство. Казаки стали править именем русского царя. Сибирские жители должны были платить ясак. Ермак начал присоединение Сибири к русским владениям.
Фильм 4 минуты
Ермак покоритель Сибири
Учитель.
XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.
Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.
На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.
Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.
Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.
Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.
Работа со словарем. (вывести на слайд)
Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.
Острог – небольшая деревянная крепость.
Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной.
Землепроходцы и их открытия.
Сообщения учащихся, заполнение таблицы
1. Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море. Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану. (Балянова Влада)
2. Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой
землицы
на юге.(Балянова Влада)3. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме, обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски.(Бакеев Дима)
4. В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.(Бакеев Дима)
Закрепление нового материала
Заполнение таблицы
Землепроходцы и мореходы
.
Когда начался поход |
||
1. Иван Юрьевич Москвитин |
1639 год |
Выход к Тихому океану |
2. Василий Данилович Поярков |
1643 год |
Освоение земель по реке Амур |
3. Семен Иванович Дежнев |
1648 год |
Открытие пролива между Азией и Америкой |
4. Ерофей Павлович Хабаров |
1649 – 1653 годы |
Присоединение приамурских земель к России |
Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?
Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
Обучающиеся дополняют (работа со слайдом)
Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).
Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).
Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).
Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М. В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.
Рефлексия
- Урок мне понравился (не понравился).
На уроке я узнал(а), что…
Подведение итогов урока
Домашнее задание: § 10 , определения учить.
Подготовить сообщение о Владимире Васильевиче Атласове. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории.
u>
u>
Приложение.
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
|
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Отметьте пожалуйста: Ваше настроение на уроке мнение об уроке Пожелания: |
Карточка № 1
Какое событие изображено? Назовите причины данного события.