Конспект урока по истории Народы России 10 класс


Урок №

Класс. 10

Тема: Народы России.

Цель: Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

Задачи:

Образовательные: Выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия

ясак

,

острог

,

мягкая рухлядь

.

Развивающие: Развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.

Коррекционные: Развивать слуховое восприятие, внимание; обогащать словарный запас.

Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы,

Мягкая рухлядь

Основные даты: 1639г. – экспедиция И. Ю.Москвитина, 648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. - экспедиция Е. П. Хабарова на Амур.

Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация по теме

Народы России

, карта России в XVIIв., интерактивная доска, фонограмма: шум леса. Выставка книжной литературы.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: работа с документами, сообщениями, контурными картами, заполнение таблиц.

Подготовка к уроку.

1. Подготовить сообщения

Русские первопроходцы XVII в.

2. Подготовить материал для учеников.

3. Подготовить раздаточный материал для учащихся: таблицы, контурная карта.

Значение темы В изучении истории России трудно переоценить, т. к. она затрагивает историю родного края, значит, важна не только для того, чтобы знать, понимать историю страны, но и любить и уважать историю малой родины.

4. Фонограммы: шума моря, шум леса.

План урока:

1. Повторение пройденного.

2. Изучение новой темы:

народы Сибири (работа с контурной картой);

освоение русскими Сибири;

землепроходцы и их открытия (сообщения обучающихся).

Заполнение таблицы

Землепроходцы и мореходы

.

3 Подведение итогов урока.

4 Домашнее задание.

Ход урока:

Оргмомент (1 – 2 мин)

Мотивация на урок.

Как можно чаще улыбайся.

И радость всем свою дари.

С улыбкой лёгкой просыпайся

От счастья в облаках пари.

Жизнь так прекрасна, улыбайся.

И засмеётся мир с тобой.

Как можно чаще улыбайся.

Встречай улыбкой день любой.

(Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.)

На прошлом уроке мы узнали о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, а сегодня мы постараемся раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли

бунташным

, так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.

Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок. В 17 веке начала править династия Романовых.

Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал:

Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти?

Работа со слайдом (на слайде изображен Алексей Михайлович, учащиеся угадывают и охарактеризовывают личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?)

Какую роль в жизни страны играла Русская православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чем она усиливалась? В чем ослаблялась?

Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформ.

3 ученика работа с карточками (средний и слабый ученик), проверка на слайде.

Задание №1

По иллюстрациям назвать событие и охарактеризовать причины. (Церковный раскол)

Задание №2

1. Филарет был Михаилу Федоровичу:

а) старшим братом;

б) отцом;

в) дядей.

2. Церковный раскол связан с именем патриарха:

а) Филарета;

б) Гармогена;

в) Никона.

3. Соловецкое восстание в XVII веке было связано:

а) с голодом;

б) с интервенцией;

в) с церковной реформой.

4. Во главе церковной реформы XVII века стоял:

а) Патриарх Никон;

б) Протопоп Аввакум;

в) Царь Алексей Михайлович.

5. Складывание всероссийского рынка происходит:

а) XV в.;

б) XVII в.

в) XVI в.

6. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:

а) Соборным уложением 1649 г.;

б) Специальным указом 1581 г.;

в) Судебником 1550 г.

7. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:

а) Широких родственных связей;

б) своей родовитости;

в) избрания на Земском Соборе.

8. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:

а) Алексей;

б) Федор;

в) Гермоген.

9. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:

а) Поднял восстание верующих;

б) Был заживо сожжен в 1681 г.;

в) Стал патриархом в 1666 г.

10.

Соляной бунт

произошел в:

а) 1648 г.;

б) 1662 г.;

в) 1653 г.

(-б; - в; - в; - а; - б; - а; - в; - б; - б; - а)

Ход урока:

Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами в 17 веке.

Сообщение темы и цели урока.

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

20.02.2015 г. Тема урока: Народы России.

Цель урока: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

Эпиграф.

… Из века в век

Шел крепкий русский человек

На дальний север и восток

Неудержимо, как поток…

Он шел в безвестные края

Пока в неведомой дали

Он не пришел на край земли,

Где было некуда идти

Где поперек его пути,

Одетый в бури и туман,

Встал необъятный океан. (из старинной сибирской песни).

Задачи урока состоят в том, чтобы выяснить

Какие народы населяли Сибирь;

Как шло освоение Сибири русскими;

Каково значение присоединения Сибири.

Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?

Сибирь и ее народы.

Учитель. Просторы Сибири раскинулись от Урала до Тихого океана. Суровые климатические условия мешали освоению этого края. Здесь была непроходимая тайга, а к северу – тундра. Сильные морозы, топкие болота, леса делали жизнь людей трудной.

В Сибири проживали люди разных национальностей.

Работа с учебником и контурной картой.

Какие народы жили в Сибири в XVII веке? стр.82 - 83

На контурной карте отметить места расселения народов Сибири.

Проверка: на слайде выводится карта, ребята проверяют у себя.

Физкультминутка (включить фонограмму: шум леса)

1. Освоение русскими Сибири.

Когда началось проникновение русских в Сибирь?

Сообщение ученика (Жуламанова Лиля)

XVI век – казак Ермак Тимофеевич открыл для русских путь в Сибирь.

Ермак Тимофеевич - русский казачий атаман, покоритель Сибири для Российского государства.

1сентября 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход в Сибирь. Он разбил Сибирское ханство. Казаки стали править именем русского царя. Сибирские жители должны были платить ясак. Ермак начал присоединение Сибири к русским владениям.

Фильм 4 минуты

Ермак покоритель Сибири

Учитель.

XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.

Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.

На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.

Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.

Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.

Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.

Работа со словарем. (вывести на слайд)

Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.

Острог – небольшая деревянная крепость.

Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной.

Землепроходцы и их открытия.

Сообщения учащихся, заполнение таблицы

1. Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море. Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану. (Балянова Влада)

2. Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой

землицы

на юге.(Балянова Влада)

3. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме, обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски.(Бакеев Дима)

4. В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.(Бакеев Дима)

Закрепление нового материала

Заполнение таблицы

Землепроходцы и мореходы

.

Имя землепроходца или морехода

Когда начался поход

1. Иван Юрьевич Москвитин

1639 год

Выход к Тихому океану

2. Василий Данилович Поярков

1643 год

Освоение земель по реке Амур

3. Семен Иванович Дежнев

1648 год

Открытие пролива между Азией и Америкой


4. Ерофей Павлович Хабаров


1649 – 1653 годы


Присоединение приамурских земель к России


Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?

Присоединение Сибири к России имело историческое значение.

Обучающиеся дополняют (работа со слайдом)

Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).

Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).

Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).

Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М. В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.

Рефлексия

- Урок мне понравился (не понравился).

На уроке я узнал(а), что…

Подведение итогов урока

Домашнее задание: § 10 , определения учить.

    Подготовить сообщение о Владимире Васильевиче Атласове. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории.

    u>

    u>

Приложение.


Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:





Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:


Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Отметьте пожалуйста:

Ваше настроение на уроке

мнение об уроке

Пожелания:

Карточка № 1

Какое событие изображено? Назовите причины данного события.