Урок-экскурсия по познанию мира в 3 классе
Конспект урока-экскурсии по познанию мира для учащихся 3 классаУрок-экскурсия по познанию мира в 3 классе по теме «Как человек изучает природу»Автор: Алексеева Светлана Викторовна, учитель начальных классов СОШ № 10, г. Экибастуз
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока-экскурсии по познанию мира для учащихся 3 класса по теме «Как человек изучает природу». Данный материал будет полезен учителям начальных классов общеобразовательных школ. Это конспект урока-экскурсии, направленный на формирование умения наблюдать, обобщать, делать выводы, развитие любознательности у младших школьников.
Конспект урока-экскурсии по познанию мира
Тема: Как человек изучает природу
Цель:
- сформировать у учеников понятие об окружающей природе;
- дать понятие метода наблюдения при изучении природы;
- объяснить особенности наблюдения за объектами неживой природы, растениями и животными;
- развивать кругозор, наблюдательность;
- прививать любовь и интерес к окружающему миру.
Оборудование: У учащихся блокноты, ручки. Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Фронтальный опрос.
- Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Какое значение имеет природа для человека?
- Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда.
III. Экскурсия.
- В окружающей среде человек постоянно сталкивается с различными телами и явлениями природы. Чтобы правильно распознать то или иное явление, нужно уделить ему пристальное внимание.
Учитель предлагает детям рассказать о своих наблюдениях за природой.
- Как изменилась природа по сравнению с летом?
- Осенняя погода повлияла на жизнь растений и животных? Как?
- Какие растения вы видите на территории? (Деревья, кусты, травы.)
- Чем отличаются?
- Сколько стеблей у дерева? А сколько у куста, посчитайте.
- Посмотрите, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Почему?
- Что происходит с листьями?
- Почему они опадают?
- Среди опавших листьев есть зелёные. Почему?
- Что ещё можно наблюдать осенью? (Изменения в жизни растений и животных.)
Вывод: Изменения происходят и в живой и в неживой природе. Человек, наблюдая за природой, стал много понимать, распознавать, определять.
Ситуация: Во время обеденного чая отец спросил у сына: «Какие птицы прилетали сегодня к нам во двор и что они делали?»
- Подумайте все, даст ли сын полный ответ на этот вопрос?
- Почему? (Полный ответ дать трудно. Можно сказать, что птицы летали вокруг деревьев. А какие птицы были, сколько их?)
- А почему затруднительно? (Потому что не вели наблюдение, т. к. не было такой цели.)
Ситуация: Ты много раз видел муравьёв, которые тащат мелкие травинки или веточки. Ты задумывался, зачем и куда они несут всё это?
- Если ты наблюдаешь за объектом – это и есть метод наблюдения.
Как вести наблюдение?
1. Выбрать объект наблюдения.
2. Определить цель наблюдения. Какую цель наблюдения можно поставить для себя, наблюдая за муравьями?
3. Составить план наблюдения. (Где, когда и как оно будет вестись.)
- Попробуйте составить план наблюдения за муравьями.
- Что такое метод наблюдения? (Объект, цель, план.)
- Только при этих условиях метод наблюдения поможет получить сведения о природных телах и явлениях.
- Как вы думаете, а сколько нужно времени, чтобы добиться результата своего наблюдения?
Если мы наблюдаем за растением, то проследить развитие растения, начиная от семени до получения плодов за 1-2, 30 дней невозможно. Для этого нужны месяцы.
А за животными наблюдать невозможно. Зверьки не сидят на одном месте. Животные, крупнее человека, близко его не подпускают. За ними нужно наблюдать скрытно и осторожно.
Насекомое можно поместить в банку и внимательно рассмотреть.
Если вы будете наблюдать за окружающей средой и делать всё правильно, используя метод наблюдения, не причиняя вред, то у вас сформируется и будет развиваться наблюдательность
IV. Итог экскурсии.
- Чем занимались?
- Что полезного узнали?
- Наблюдая за природой, необходимо к ней бережно относится: растения нельзя ломать, вырывать с корнями, срывать цветки и т. д.
VI. Домашнее задание.
Написать о своих наблюдениях в тетради.