Процесс переживания жизненного кризиса в период с 27 до 32 лет

PAGE 40

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………..………3

Глава 1. Возрастные кризисы………………………………..…………….………6

1.2 Молодость, характеристика возраста …………..…………….…………..16

1.3 Я – концепция…………………..………………………………………………19

1.4 Межличностные отношения в молодости………..……………………….22

Глава 2. 2.1 Процесс переживания жизненного кризиса в период

молодости (27 - 32 года)………………………………….………………………29

2.2 Трансформация Я - концепции в период переживания возрастного

кризиса 27 – 32 года…………………………………………….……………..…..32

2.3 Либо кризис возраста, либо кризис семьи, либо жизненный кризис……………………………………………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………………38

Литература………………………………………………………………………. 40

Введение

Проблема развития индивида становления его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Процесс развития продолжается на протяжении всей жизни, как в детском, так и во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях..), оптимистическая и пессимистическая жизненные позиция – все это и многое другое присуще людям в период молодости.

В данной работе пойдет речь о влиянии возрастного кризиса на межличностные семейные отношения в период молодости.

Актуальность темы исследования. Проблема переживания возрастных кризисов не теряет своей актуальности для психологии, т.к. обусловлена самой жизнью человека с постоянно возникающими противоречиями (Э.Эриксон, Ф.Е.Василюк, А.С.Шаров, М.Ю.Овчинникова). При всем многообразии причин возникновения жизненного кризиса, его основными признаками является невозможность осуществить человеком регуляцию жизнедеятельности и отсутствие жизненных перспектив. В процессе переживания кризиса происходит изменение отношения к жизни, взглядов, трансреформация ценностно-смысловой сферы, это усугубляет внутренние противоречия личности, обостряет тяжелые смысло-жизненые переживания, осложняет планирование и разворачивание жизнедеятельности (Э.Эриксон,Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Г.И. Малкина –Пых, К.Н. Поливанова, и др.)

Кризис может возникать у человека в различных возрастных периодах, хорошо изучены и имеют определенные границы возрастные кризисы новорожденности, 1-го, 3-х, 7-ми лет, кризис подросткового и юношеского возраста (Л.С.Выготский, Л.Ф.Обухова, Л.И.Божович). А вот по поводу кризисов взрослости единого мнения нет. Возрастные кризисы взрослости во многом зависят от социальной ситуации развития, не имеют определенных границ, возникают с периодичностью 7-10 лет (Б.С.Братусь, Levinson D, В.И.Слободчиков).

Границы молодости условно располагают на отрезке от 18-20 до 30 лет. С этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки способности принимать «смысло-жизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентации, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д. Исследователи подчеркивают двоящийся характер молодости: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Выше сказанное дает нам возможность предположить, что в этот период личность переживает кризис развития.

В процессе переживания возрастного кризиса часто происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее «ядро», задают направленность в целом.

Знание и понимание содержание механизмов переживания кризиса и их влияния на межличностные семейные отношения представляет несомненную важность для практической психологии, а именно открывает новые возможности в работе с людьми, переживающими кризис жизнедеятельности в период молодости.

По последним статистическим данным в Украине распадается каждый второй брак. Преобладающее количество разводов происходит в возрасте от 25 до 30 лет и в чаще всего инициаторами разводов становятся женщины.

Таким образом, проблема нашего исследования определяется, недостаточной разработанностью вопроса о природе и содержании рефлексивных механизмов переживания кризиса и их роли в межличностном общении супругов, а также значимостью этой проблемы для практики.

Объект исследования – процесс переживания жизненного кризиса в период с 27 до 32 лет.

Предмет исследования – рефлексивные механизмы переживания жизненного кризиса и их влияние на межличностные семейные отношения в период молодости.

Цель исследования: изучить рефлексивные механизмы переживания жизненного кризиса и их влияние на межличностные семейные отношения в период молодости.

Гипотеза. Мы предполагаем, что в процессе переживания жизненного кризиса функционируют различные виды рефлексивных механизмов переживания, которые определенным образом влияют на изменение ценностно-смысловой сферы человека. Вероятно, что виды рефлексивных механизмов переживания определяется качественными характеристиками рефлексии; временной направленностью рефлексии; преобладающей активностью, в которой разворачивается переживание (аффективное, когнитивное, конативное). В связи с этим в ценностно-смысловой сфере происходит ситуативно-динамические, либо содержательные изменения. Следовательно, эти изменения влияют на межличностные отношения.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать психологическую и философскую литературу по проблеме исследования;

2. выявить и охарактеризовать рефлексивные механизмы переживания жизненного кризиса в период молодости;

3. исследовать процесс переживания кризиса в период молодости;

4. исследовать влияние переживаний кризиса на межличностные взаимоотношения.

РАЗДЕЛ 1. Возрастные кризисы.

Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания [8., 6].

Проблемой градации возрастных кризисов занимались большое количество психологов, как и в отечественной, так и в зарубежной психологической науке, среди них Л.С.Выготский, С.Б.Братусь, Л.Ф.Обухова, Э.Эриксон, И.Г.Малкина-Пых, К.Н.Поливанова, В.И.Слободчиков, С.Я Рубинштейн и многие другие [3, 10, 17, 30, 32].

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» [10., 384]. Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению, которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979).

По мнению Выготского, кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Это поворотные пункты в детском развитии, для которых характерно наличие кульминационных точек, или «вершин» кризиса. Л.С. Выготский предложил принимать начало кризиса, в период - ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание — ближайшее полугодие последующего возраста. Эти «вершины», характеризуют все критические возрасты, и резко отличают их от стабильных эпох детского развития. Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой литическими переходами фаз: предкритической, критической и посткритической [8., 244-256].

Периодизаций возрастного развития довольно много. Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, возрастная психология, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе, так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни [25]. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека – истоки, время становления психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен.

Первым в отечественной науке разработал концепцию жизненного пути личности Рубинштейн С.Л., которая способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека.

Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в «Основах общей психологии», где пока еще не фигурирует само понятие субъекта, но та реальность, которую оно обозначает, уже представлена. «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал». В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обуславливает. Сознание, активность, зрелось личности, рассматриваются Рубинштейном как «высшие личностные образования», которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности [26].

В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. «Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности» [26].

В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память и произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается [15.,137]. А переломы и сдвиги в развитии возникают именно тогда, когда налицо несоответствие между наличными возможностями, областью знаний и умений и системой смысловых связей с миром [3., 10]. В точках значительного расхождения этих сторон деятельности и происходят мало изученные доселе нормативные кризисы зрелости.

Можно указать, по крайней мере, следующие отличия этих кризисов от кризисов детства. Они возникают реже, с большим временным разрывом (7—10 лет), не столь строго привязаны к возрасту и более тесно зависят от «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский, 1984), наконец, они проходят достаточно осознанно и куда более скрыто, интериоризовано; не демонстративно (последним во многом и обусловлена их малая изученность в научной психологии) [20., 448-449].

«Вторая половина жизни» человека весьма интересовала еще К. Юнга. Середину жизни он рассматривал как критический момент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души» [32., 467]. Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как «женское», так и «мужское» начало, объединить все аспекты личности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружающим миром. Во второй половине жизни человек посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опираясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности [32., 467].

Г.С. Абрамова рассматривает основные задачи периода взрослости через призму интимных отношений, где основными задачами в ранней взрослости, являются создание семьи, достижение интимности, данная точка зрения поддерживается, экзистенциальными психологами и представителями гуманистического направления в психологии.

По Левинсону (Levinson D., 1978), жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния различные компоненты жизни человека (его работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в состоянии равновесия между собой. При этом один-два компонента являются центральными. По Левинсону, этот период продолжается обычно 6 — 8 лет [21., 133-139].

Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете. Собственное отношение к различным ценностям жизни кажется ему уже неправильным. Он начинает понимать, что некоторые моменты в своей жизни переоценивал, в то время как другие недооценивал. Он может прийти к выводу, что не сумел самореализоваться, проявить способности, утвердить свои ценности и идеалы. Наконец, ему может просто показаться, будто в его жизни что-то не так. Возникшая неудовлетворенность требует от личности поисков выхода. Человек должен понять, что ему нужно изменить в своей жизни, от чего он должен отказаться, чтобы найти что-то новое [21., 133-139].

Развитие личности происходит лишь тогда, когда ей в период изменения удается совершить ту духовную работу, которой требует жизненная ситуация. Человек должен адекватно оценить эту ситуацию и принять решения, которые лягут в основу его следующего жизненного периода [21., 133-139].

Период изменения, или нормальный кризис, можно разделить на несколько этапов. Во время первого из них человек старается не видеть, как изменилась его жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастным, разочарованным, испытывать депрессию или ощущать нависшую над ним угрозу (у него могут даже обнаруживаться соответствующие психосоматические симптомы). Второй этап начинается, когда личность обращает внимание на эти сложные чувства, приближается к ним, одобряет их, считает своими, не отказывается думать о них. На третьем этапе человек начинает выяснять, как эти чувства связаны с его жизненной ситуацией, ищет причины недовольства собой и той жизнью, которую ведет. На последнем этапе принимается решение, какой путь в жизни избрать, что оставить и с чем расстаться, чтобы освободить место для нового [29].

Американская журналистка Гейл Шихи, применив автобиографический метод, в своих исследованиях также отмечает, что при переходе с одной ступени развития на другую, у человека разрушается существующая защитная структура, но и приобретается новая, постепенно приспосабливаясь к окружающим условиям. Этот переход может продолжаться несколько лет. По преодолении этого периода человек попадает в продолжительный период стабильности, приобретая чувство равновесия. Г. Шихи утверждает, что личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий. Вехами нашей жизни являются знаменательные события такие как, например: окончание учебного заведения, брак, развод, прием на работу и т.п. а ступень развития определяется изменениями, которые происходят в личности в эти переходные периоды.

По мнению Б.С.Братуся движущей силой психического развития выступает накапливающееся противоречие между мотивационно-потребностной сферой и операционально-технической стороной ведущей деятельности. Позднее Б.С. Братусь предложил сделать это противоречие предметом психологического анализа и не только в детском возрасте, но и зрелом, обосновав это тем, что возрастное развитие в зрелом возрасте также неизменно предполагает переоценку смыслообразующих мотивов и стремление согласовывать свои реальные практические возможности (инструментальная сторона деятельности) с мотивами и актуальными целями [3., 3-13].

Характеризуя зрелый возраст, Б.С. Братусь, отмечает: «Так или иначе, здесь не редко прежние мотивы, прежние представления о себе, своих возможностях и перспективах перестают соответствовать на деле изменившимся возможностям, изменившейся внешней «социальной ситуации развития», изменившемуся соотношению между пройденным и оставшимся жизненным временем» [3., 3-13]. К основным же изменениям, которые укладываются в понимание «социальной ситуации развития» в этом возрасте, можно отнести, прежде всего, отношение к человеку со стороны окружающих, в котором определенные надежды, которые на него возлагались, сменяются ожиданием реального их подтверждения.

По мнению Б.С. Братуся, выход из ситуации нормативного кризиса может быть двояким. Необходимо либо найти пути дальнейшего совершенствования и тем самым достигнуть соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменить смысловую ориентацию в том направлении, в котором будет возможно поступательное развитие личности. Невозможности осознания этой альтернативы, по утверждению того же автора, приводит к аномальному развитию личности, реактивному преодолению сложившегося противоречия. Например, к появлению разного рода «защитных» мотивов, которые толкают к осуществлению ложнокомпенсаторной деятельности. Смысл этой деятельности сводится к тому, чтобы «законсервировать» [11., 157], оставить прежним внутренне противоречие и тем самым приспособиться к нему.

Б.С. Братусь обозначил следующие периоды жизни, с прохождением которых чаще бывают, связаны личностные сдвиги: 28 —34 года, 40 —45 лет, 50 —55 лет, наконец, изменения позднего старческого возраста. Это время нередких кризисов личности, тогда как развитие в интервалах между обозначенными возрастными рамками обычно происходит более сглажено. Можно предполагать, однако, что именно в эти интервалы происходит постепенное накопление тех противоречий (в частности, между операциоально-технической, познавательной и смысловой сторонами деятельности), которые предстанут в явном виде во время кризиса. «Следует, видимо, особо подчеркнуть, что указанные возрастные рамки являются достаточно условными. Как характер, так и сроки тех или иных кризисов могут заметно варьироваться в зависимости от конкретных особенностей двух основных условий протекания психических процессов: физиологических условий (например, длительная и тяжелая болезнь, гормональные сдвиги и т.д.) и — что наиболее важно — внешних социальных условий (изменение внешних требований, социальных ожиданий и т.д.). Указанные сроки можно рассматривать лишь как нормативные, т. е. достаточно типичные для нормального, не отягощенного болезнями или особыми социальными потрясениями хода развития личности…» [20., 446].

В.И. Слободчиков предположил, что предельно общим понятием, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие человеческой общности, внутри которой формируются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), то есть быть самобытным. Основу описанной концепции составляет представление Л.С.Выготского об интерпсихическом этапе каждой высшей психической функции. В этом плане общности людей осмыслены как каналы, связывающие человека с теми пластами культуры, в которых данные способности опредмечены. Если человек не попадает в определенную общность, то у него не складывается или травмируется какой-то орган, связывающий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности. Периодизация В.И. Слободчикова представляет собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций. Начало каждого нового цикла ознаменовано сменой ценностно-смысловых ориентиров в кризисе развития. Развитие рассматривается как циклический процесс, в котором чередуются и сосуществуют процессы социализации (расширение сферы взаимодействия с миром, обществом) и индивидуализации (дифференцировка этого взаимодействия).

При изучении взрослой личности ряд теоретиков выделяют категории самопознания, самореализации, саморазвития, причем допускается как наличие кризисов развития, так и возможность бескризисного перехода от одного периода развития к другому [13]. В этих подходах развитие человека рассматривается не как результат столкновения двух противоположных сил, а как действие одной, направляющей развитие, силы. По мнению К. Роджерса, например, такой силой является стремление человека к актуализации своего "Я", в результате чего формируется "конгруэнтная себе" личность. А. Адлер выделяет такую направляющую силу, как стремление к совершенству и, как следствие, формированию "активно-конструктивного" стиля жизнедеятельности. По мнению У. Олпорта, человек стремится к проприативному функционированию (выражению "Я"). Помимо вышеперечисленных предпринимаются попытки создания моделей развития личности, учитывающих наличие кризисов развития, с психофизиологических позиций. Ниже описывается психофизиологическая модель, в той или иной степени согласующаяся со всеми изложенными подходами (Гольдшмидт Е.С.). В основе модели лежит понятие цикла, в котором чередуются активность правого полушария мозга (ПП-фаза) и левого полушария (ЛП-фаза). В первой фазе происходит интуитивно-эмоциональное взаимодействие с миром ("Я и мир" по модели Эльконина-Фельдштейна-Слободчикова), формирование опыта. Следующая фаза соответствует целенаправленной деятельности и активному применению опыта предыдущей фазы ("Я в мире"). Как правило, ПП- и ЛП-фаза соотносятся как 1:1,5-2 [24., 210].

При формировании периодизации кризисов развития следует учитывать, что 1) кризис проявляется при переходе к следующему циклу развития с исчерпанием предыдущего на этапе индивидуализации ЛП-фазы; 2) циклы разного масштаба входят друг в друга (меньшие формируют большие), что отражается в неравноценности кризисов; 3) опорными точками, синхронизирующими проявления кризисов, являются этапы биологической перестройки (рождение, кризисы роста, половое созревание и т.д.) и этапы освоения социально-психологического пространства (освоение языка, кризис трех лет, кризис подросткового периода, кризис смысла жизни и т.д.).

Необходимо учитывать, что в стабильной культуре, в конкретных условиях формируется некий стереотип развития, которому может не соответствовать стереотип других культур. На конец XX в., для культуры типа европейской, можно дать условно следующую периодизацию [24., 210]:

 

Рис.1. Психофизиологическая модель развития личности.

На рис. 1 кривая (а) показывает общее развитие психофизического потенциала, кривая (б) выделяет три основных периода – биологический, социальный (психологический) и духовный, кривая (в) отражает основные деятельностные фазы на кривой (б), а кривая (г) отражает фазы восприятия на кривой (в). Особое значение имеют точки пересечения кривыми "оси жизни": чем больше их уходит вниз, в ПП-фазу, тем тяжелее кризис. Таким образом, самыми тяжелыми являются кризис рождения и кризис сорока лет. Важно отметить принципиальное сходство кризисов, определяемое сходными комбинациями кривых, обычно через период. Кроме этого, временные отметки периодов после 20-40 лет у разных людей сильно различаются вплоть до выпадения периодов.

Переход от одной фазы к другой сопровождается стрессовыми ситуациями. Необходимо учитывать, что ПП-фаза связана с формированием системы отношений, ценностей, ориентаций и может быть условно названа потребностной. В ПП-фазе преобладает эмоциональность и склонность к отрицательным эмоциям и депрессиям. ЛП-фаза характеризуется преобладанием инструментальной деятельности, направленной на удовлетворение сформированной в ПП-фазе системы потребностей. ЛП-фаза характеризуется преобладанием положительных эмоций и удовлетворенностью результатами деятельности [4]. Переходный период от ПП- к ЛП-фазе в норме совершается спокойно как проявление способности к действию, к принятию решения, к принятию ответственности на себя. В этой ситуации возможна задержка из-за отсутствия во внешней среде объективных условий для деятельности или внутренних возможностей у человека, что сопровождается депрессивными проявлениями. Переход от ЛП- к ПП-фазе происходит из-за противоречия между потребностями, изменившимися в условиях деятельности и под ее влиянием, и самой деятельностью, уже не соответствующей ситуации. Это противоречие обычно требует перехода к новому восприятию, новым отношениям и протекает в виде кризиса. Если человек противостоит изменениям, то могут развиваться полномасштабные кризисы, вследствие неразрешимости которых во второй половине жизни развивается социальная, личностная, биологическая, психологическая деградация. Выход из кризиса требует от взрослой личности переоценки ценностей, целей, отношений через расширение своего психического пространства, мировосприятия, через снятие противоречий на новом уровне, личность делает, таким образом, смысловой или ценностный выбор с целью упорядочения своего внутреннего мира. Совершая ценностный или творческий выбор, человек переходит в следующую "событийную общность", которая предполагает, по мысли В.И. Слободчикова, "творчество в системе экзистенциальных ценностей". Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности [24., 214].

1.2 Молодость, характеристика возраста.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

В молодости впервые выстраиваются жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста. Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соотносимую с рефлексией наличных возможностей.

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Один человек может сразу определить свою жизненную линию и профессиональную перспективу и упорно реализоваться в ней, другой предпочтет попробовать себя в разных качествах, намечая разные перспективы самореализации, и только после этого определит для себя главнейшие позиции. Один видит свои перспективы только при обеспеченном «тыле» и старается либо подольше не отрываться от родительской семьи, либо сразу решить для себя задачу создания собственной семьи и рождения ребенка; другой может хотеть подольше сохранять личную свободу для того, чтобы сначала утвердить себя, посмотреть мир, «встать на ноги» и т.п.

Смысл жизни — одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное. Обычно переживания, связанные с становлением и обретением индивидуальных смысложизненных ориентации, облекаются в формулу «быть самим собой», «самореализоваться», «осознавать себя как ценность» и во многом ориентированы на других людей.

Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума cвoeгo развития [10., 156]:

· оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и мнoгиe дpyгиe нaблюдаются около 20-25 лет (Е.Ф. Рыбалко);

· средний возраст олимпийских чемпионов среди женщин  23,6 лет, для мужчин  25,3 года;

· активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев);

· в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает cвoeгo оптимума физическое и половое созревание.

· если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости.

Задача личного развития в период молодости – устройство и организация жизни в семье. В этой задаче несколько планов: физиологический, социальный, психологический. Если эта задача развития не выполняется, то реальное жизненное пространство превращается в фантом – «проявление смерти в жизни».

Не менее важная задача развития – освоение родительской роли. Для Матери важно найти свое «Я» не только в пространстве семьи, но и в пространстве общества. Для Отца – выстроить «модель правильной жизни» для всей его семьи, которая складывается из рациональной оценки возможностей и воплощения их в жизнь.

Другая задача, связанная с предыдущими, – выработка собственного (семейного) стиля, который предполагает семейное единение «Мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи, принятие на себя определенных обязательств, ответственности [17., 31-32].

Жизненная стратегия молодости в самом общем виде определяется как приведение в соответствие своей личности, характера, индивидуальности с выбранным способом самореализации в обществе, среди других людей. Возраст дает для этого знание и понимание самого себя, ведущие к осознанию того, что искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать и реализовывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы индивидуальные возможности и достижения становились основой нового развития, открытия в самом себе новых способностей и качеств.

Это новое осознание себя снижает уровень подражательности в молодости, сравнения и идентификации себя с другими. Тем не менее, для части молодежи остается характерным жить по чужим образцам (рассматриваемым как некая социальная норма), что сохраняет несамостоятельность и приводит к не всегда адекватному жизненному выражению (из-за этого, например, молодой человек под внешним влиянием совершает необдуманные поступки, делает случайный выбор — профессии, партнера и т.д.). Обретение и принятие своей индивидуальности создает возможность выработки личных ценностей и превращения их в принципы собственной жизни, личностные установки.

В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие — важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию.

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей — оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, «полноты жизни», чувство собственной значимости и принадлежности к ней («счастья жить»). Нужно отметить, что, вопреки бытующим мнениям, для молодости в целом характерно стремление к духовному, возвышенному, высокому, неординарному, но осмысляемому не сентиментально-романтически, как в юности, а реалистически — как возможность достичь, изменить, стать, «сделать себя» [17., 31-32].

Решение выше поставленных может повлечь за собой изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами, задающими направленность жизнедеятельности в целом. Такие изменения лежат в процессе переживания жизненного кризиса.

Процесс переживания, в данном случае, представляется в широком плане как регулятивный, как некая «рефлексивная работа» человека направленная на оформление ценностно-смысловой сферы и преодоление кризиса.

1.3. Я – концепция.

Наряду с объективной и субъективной составляющими социальная ситуация развития в нормативных кризисах взрослости обязательно включает рефлексивную. Рефлексия личностью гетерохронных изменений, происходящих с ней в результате преобразований социальных отношений и динамики интериоризации образа возраста как формы развития, связана с процессом самоотождествления или эго-идентичности. Эго-идентичность - глубинная личностная структура, способствующая сохранению тождественности себе в условиях глубоких динамических преобразований всех уровней социальной ситуации развития личности. Эго-идентичность изменяется в нормативном кризисе от фиксированной или предрешенной к диффузной и, затем, к достигнутой. Достигнутая эго-идентичность является психологической готовностью к следующему этапу развития и новообразованием нормативного кризиса личности.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – направленность человеческой души на самое себя. Рефлексивные акты являются основным инструментом развития и поддержания целостности концепции "Я". Они лежат в основе психических процессов, участвующих в формировании "Я": самопознания – отражения в сознании субъекта его собственных свойств и качеств; самоощущения – переживания своего существования; саморегуляции – контроля над своими психическими и физическими проявлениями [14].

Важнейшей составляющей рефлексии является «Я» - концепция. Э.Эриксон [30] считал, что становление Я-концепции происходит в основном в сфере бессознательного и связано с формированием эго-идентичности – внутренней непрерывности и самотождественности личности, т.е. осознания самого себя как единого субъекта, интегрированного в свое социокультурное окружение, имеющее представление о своих возможностях, социальных ролях, восприятии себя другими. Идентичность – динамическое образование. Ее несоответствие воспринимаемой действительности стимулирует процесс поиска новой идентичности, более адекватной текущему опыту.

К. Роджерс в рамках феноменологии отмечает, что реальным для индивида является лишь то, что существует в пределах его субъективного восприятия и переживания. Поведение субъекта регулируется тем, как он интерпретирует ситуацию и каким индивидуальным значением он ее наделяет. «Я» рассматривается как часть феноменального поля (поля восприятия). Я-концепция содержит набор образов «Я» (в соответствии с социальными ролями) и Я-идеальное (представление о том, каким "Я" должно быть). Центральным внутренним мотивом «Я» К.Роджерс полагает тенденцию к самоактуализации – максимально полному раскрытию всех сторон своего «Я» [17., 31-32].

Одним из главных условий сохранения Я-концепции является, по К. Роджерсу, соответствие переживаемого опыта и представлений о своем «Я». Если актуальное переживание не соответствует Я-концепции, «Я» испытывает опасность дезорганизации и угрозу радикального изменения. В этом случае включаются механизмы психологической защиты целостности «Я» – либо отрицание угрожающих переживаний (когда они вообще не осознаются), либо искажение их субъективного восприятия (осознавание их в форме, совместимой с одним из аспектов концепции «Я»).

И.С.Кон [14] приводит следующую схему Я-концепции: психофизическая, социальная и в особенности личная идентичность индивида составляют интегральное чувство «самости». На основе личной идентичности формируются три составляющие «Я»: экзистенциальное «Я» (активное, действующее «Я», которому на психическом уровне соответствуют процессы саморегуляции и самоконтроля), переживаемое «Я» (чувство «самости», не трансформирующееся в понятийные формы, выражающееся через процесс самоощущения) и категориальное «Я» (рефлексивное «Я» – представления индивида о самом себе, выражающиеся через самопознание и самооценку).

По В.В.Столину [23], образ «Я» включает три компонента: схему тела и самочувствие, феноменальное «Я» и сознающего субъекта, наделенного феноменальным «Я» и схемой тела.

В целом Я-концепция имеет следующую иерархическую структуру [5., 79]. Вершину Я-концепции составляет глобальная Я-концепция – «поток сознания», чувство собственной преемственности и неповторимости. В нем выделяются Я-сознающее и Я-как-объект, единство которых и составляет Я-концепцию индивида. В свою очередь Я-концепция имеет ряд модальностей – реальное «Я» (представление о том, каков я на самом деле), идеальное «Я» (каким я хотел бы быть) и зеркальное «Я» (каким меня видят другие). Каждая из модальностей имеет свои аспекты – физическое, социальное, умственное, эмоциональное «Я».

Опыт всех остальных переживаний (представлений, эмоций, телесных ощущений), а также восприятия других индивидов, предметов и событий внешнего мира представляется в структуре «Я» в виде феноменов. Феномен, или интенциональный объект, – образ сознания, доступный для субъективного наблюдения, понимания и анализа. Феномены возникают в результате интенции сознания – его способности направляться на что-либо. Интенция может существовать в трех основных формах: восприятие, понимание и воображение. Непрерывная цепь устремлений сознания на те или иные предметы и явления и возникновение в сознании феноменов – основной принцип существования «Я».

В целом стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающего воздействия противоречивого опыта является одним из основополагающих мотивов поведения субъекта. Нередко внешне абсурдное поведение может быть объяснено этим мотивом.

Ситуация кризиса является пусковым механизмом, актуализирующим адаптивное поведение личности. Основной детерминантой эффективности адаптивных процессов является свойство рефлексивности определяющее выбор и способы реализации адаптивных стратегий и в конечном итоге уровень адаптации личности к среде.

Результат рефлексии — выявляемое ею рассогласование между ценностью (или нормой) и реальными основаниями совершенного акта, позволяющее, часто впервые, осознать то и другое и стимулирующее к пересмотру либо исходной ценности, либо оснований деятельности (мотивов, притязаний и пр.) [7].

1.4. Межличностные отношения в период молодости.

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Так Адлер важным показателем правильного направления в жизни считал полезную деятельность и профессионализм. «Тому, кто лишен этих качеств, - писал он, - не стоит доверять, он не вполне созрел для любовных отношений» [2., 39]. К недостаткам, увеличивающим вероятность не успешности межличностных супружеских взаимоотношений, Адлер относил: проявление недоверия к объекту любви, так как это знак установки порождающей постоянные сомнения и они ясно свидетельствуют о неготовности к реальным проблемам жизни; желание постоянно критиковать и воспитывать другого человека; излишняя чувствительность, которая может быть симптомом комплекса неполноценности; постоянное ожидание разочарования, становящееся в браке причиной ревности, что может привести к разрыву отношений.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон. Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя.

Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и ширине охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе» [27].

Формирование идентичности - непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. Хотя многие грани взрослой идентичности могут сформироваться уже к началу взрослой жизни, другим её граням ещё только предстоит определиться.

Если у молодого человека нет твёрдого ощущения того, что он занимается своим делом или что у него в семье всё благополучно, он может чувствовать какой-то пробел в своей жизни, как, если бы он что-то не довёл до конца. Люди, которые могут увлечься своей работой и отдаваться ей до конца, значительную часть своего чувства идентичности черпают в карьере. Другие могут приобрести свою идентичность не столько в профессиональной деятельности, сколько в семье или где-либо ещё.

С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с верными супругом или супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений.

Главная опасность этого возрастного периода, по мнению Эриксона, заключается в излишней поглощённости собой и избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать в совершенно формальные личностное взаимодействие (работодатель - работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлечённости в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчуждённости и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, как утверждает Эриксон, социальные условия могут задержать становление чувства интимности - например, препятствуют интимности условия урбанизированного, обезличенного технологического общества [27].

Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или просто живущими вместе, разведёнными, овдовевшими или выбравшими холостяцкую жизнь, стремятся к близким отношениям с другим человеком. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Подростковая «любовь» может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную идентичность, используя для этой цели другого человека. Это подтверждается следующим фактом: юношеские браки (в возрасте от 16 до 19 лет) не так продолжительны, как браки тех, кому за двадцать [13]. Эриксон усматривает в этом факте, доказательство того, что многие, особенно женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему [14]. С его точки зрения невозможно построить здоровые интимные отношения, стремясь к идентичности таким путём. Несмотря на то, что интимность обычно проявляется в условиях супружества, одинокие люди также могут завязываться отношения - хотя и на временной основе.

По мнению некоторых исследователей в большом числе случаев любовь оказывается фактором препятствующим сохранению семейного союза. Во-первых, пишет С.В.Ковалев, что в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем – вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром образом своего «Я» темпераментом характером и личностными особенностями отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под романтическим покровам любви мы часто забываем, что сколь супруги ни любили друг друга в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции [1., 56].

Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерархий ценностей — особая задача молодости, связанная с переосмыслением собственного «Я» (с установкой от детского к взрослому) [28]. Если молодые люди по разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, такой союз является заведомо малосовместимым и конфликтным.

Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений.

В этом возрасте человек склонен считать себя за единственного в своем роде: здесь я — там мир, который надо завоевать, опекать, изменить, побороть или бояться. Всякое стремление к власти живет идеей собственной неповторимости. В этом заключена опасность психологии козла отпущения: виновны всегда другие, если их отодвинуть в сторону или убрать, проблема будет решена. Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым [20., 398].

В семейной жизни многие трудности возникают из-за несинхронного развития супругов. Скажем, один из супругов переживает кризис, а другой нет. Или у обоих кризис одновременно, но у одного кризис одного возраста, а другой переживает кризис иного возраста. Во всех этих случаях лучший рецепт не мешать близкому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может это сделать за него, не может ему помочь. Просто не надо в это время к нему приставать, а с пониманием оставить его в покое. Все, что ему нужно, это, не замечая ничего вокруг, углубиться в себя, всю свою внутреннюю энергию направить вовнутрь [22., 339].

Выводы к первому разделу

Подводя итоги к первой главе данной работы, следует отметить, что, развитие человека это непрерывный процесс становления личности. На этом пути человек переживает критические точки – нормативные возрастные кризисы развития.

Возрастные кризисы первой половины жизни (детство, отрочество, юность) хорошо изучены и описаны. А вот о кризисах взрослости известно мало. Здесь развитие определяется прошлым опытом человека, острота и длительность зависит от результата прохождения предыдущих критических точек развития.

Возрастной кризис развития имеет трехчленное строение. Первая фаза «предкритическая» характеризуется накоплением противоречий между желаемым и возможным, усиливается конфликт между «Я реальным» и «Я идеальным». Когда эти противоречия достигают апогея, наступает вторая собственно «критическая» фаза. Запускаются рефлексивные механизмы переосмысления сложившейся ситуации, пересмотр своих ценностей и смыслов. В результате чего происходят целостные изменения личности связанные с изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В третьей «посткритической» фазе новый опыт закрепляется.

Все это происходит так, только в том случае, если кризис был разрешен конструктивно. Но, бывает и так, что человек не в силах подняться на новый качественный уровень в своем развитии, то за ним закрепляется деструктивный опыт.

Возрастные кризисы взрослости происходят периодичностью 7-10 лет (Б.С.Братусь, В.И. Слободчиков, Левинсон), зависят от социальной ситуации развития, проходят интериорезированно, скрытно, усвоение новообразования зависит от того, каков был результат предыдущих кризисов развития.

Период молодости период заключения браков, но в тоже время неумолимая статистика показывает то, что это и период когда приходится большое количество разводов. Многие авторы выделяют кризисы семейной жизни, но супружеские взаимоотношения куда более обостряются, когда кризис семьи совпадает с кризисом возраста.

Исходя из изученной литературы и утверждений авторов [1, 19, 30, 31] я могу сделать вывод что взаимоотношения могут ухудшиться, если оба партнера в одно время переживают возрастной кризис. Центральным психологическим моментом кризиса ранней взрослости (27-32 года) является установление интимности, если человек терпит неудачу в интимном общении, у него развивается чувство изоляции, ощущение того, что он не может ни на кого положиться кроме себя, отсюда может возникнуть желание критиковать и воспитывать другого человека, также есть вероятность что личность будет находиться в ожидании разочарования, которое в браке становится причиной ревности. Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым. Это все оставляет заметный отпечаток на межличностных супружеских взаимоотношениях и порой приводит к разрыву отношений.

ГЛАВА 2. Процесс переживания жизненного кризиса в период молодости (27-32 года).

В возрасте 27-34 лет (Слободчиков, Левинсон, Г. Шихи, И.С. Кон и др.) большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Новообразованием нормативных кризисов развития личности взрослого человека является достигнутая эго-идентичность. Каждому кризису соответствует определенная структура эго-идентичности, связанная с задачами развития личности. Новообразованием и критерием окончания кризиса перехода к взрослости является достижение эмоциональной зрелости. Новообразованием кризиса перехода к средней взрослости является принятие себя настоящего, осознание ценности «быть собой», и гибкость в выборе направлений саморазвития.

По мнению И.С. Кона, «никто не может реализовать себя полностью», и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В. Толстых, развивая мысль И.С. Кона, отмечает, что у человека «на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение... Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит, как при уже сложившейся и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено "напрасно", насколько мало он реализовал свои способности и возможности... Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности» [15., 394]

Проблема жизненного пути разрабатывалась в рамках индивидуальной психологии А. Адлера[2]. Автор указывает, что каждое проявление жизненной активности необходимо рассматривать в соотношении с личностью в целом. То есть личностные характеристики и особенности жизни взаимосвязаны и неделимы. В данной концепции предлагается рассматривать жизненный путь личности в качестве единого целого, подчиненного определенной цели.

В собственных исследованиях автор указывает, в жизни отдельного человека существует жизненная цель, она «определяет направление всех его поступков и побуждений»[2., 27]. При изучении феномена жизни отдельного индивида Адлер ввел понятие «жизненного стиля», под которым им понималось «единство, формирующееся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывающееся на стремлении к цели» [2., 27]. Стиль жизни отдельного человека индивидуален, что объясняется разнообразием стимулов, инстинктов и совершаемых ошибок. Каждому жизненному стилю соответствуют определенные жизненные установки. Типология жизненных установок построена на основе двух измерений: социального интереса и степени активности. Социальный интерес проявляется в сотрудничестве с другими ради общего успеха, с одной стороны, и в эгоистическом интересе — с другой. Степень активности отражает способ решения личностью жизненных проблем. Она варьирует от вялости, апатичности до неистовой активности. По мнению автора, степень активности имеет различное значение в сочетании с социальным интересом. Уделяя особое внимание процессу формирования жизненного стиля, Адлер отмечал, что первоначально ребенок «обладает некоторой степенью свободы в плане творческого построения своего жизненного стиля» [2., 253]. Ребенок, перебрав множество действий и мнений, останавливается на определенном способе поведения, который закрепляется в его воображении, выборе занятий и в дальнейшем начинает жестко детерминировать его поведение.

Следовательно, кризис в данном возрасте возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идет о том, что жизненный стиль вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут сковывать семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле отпущенных человеку возможностей. Если же жизненный путь выбран, верно, то привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Этот переход вызывает сильные чувства гнева, раздраженности, сомнений в себе, копания в своей душе и прожитой жизни, при этом человек испытывает боль. Первая, реакция на боль в данной ситуации отделаться от нее, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Все происходит внутри него, а он пытается свалить все «с больной головы на здоровую». Сначала на тех, кто ему ближе всего на жену, детей. Затем на свою работу, на начальника. Затем на район, в котором живет, затем на город и т.д. [22., 332].

К.Г.Юнг о содержании переживания кризиса писал: «Человек ищет нечто, что невозможно найти или о чем ничего не известно. В такие моменты совершенно бесполезны все добронамеренные и чуткие советы, призывающие постараться быть ответственнее, взять отгул, не надрываться на работе (или работать усерднее), больше или меньше контактировать с людьми, или придумать себе какое-нибудь хобби. Ни один из подобных советов не поможет или, в лучшем случае, поможет один из тысячи. Имеется, видимо, лишь один эффективный способ. Его суть в том, чтобы встретить приближающуюся темноту лицом к лицу, без предубеждения и совершенно искренне, и постараться понять, в чем ее скрытая цель и что она хочет от вас. Тень обычно содержит ценности, в которых нуждается сознание. … Иногда оно сначала предлагает серию болезненных открытий: что в вашем осознанном поведении и в вас самих не так. А затем начинается процесс усвоения горьких истин»[33].

Выше сказанное мы понимаем как рефлексию своего жизненного пути, в итоге возникает необходимость скорректировать свое поведение в соответствии с полученным рефлексивным ответом. Это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своей «тенью». Это время прощания, печали и отверженности; время нескончаемых вопросов и бесконечного непонимания. Это время, дающее возможность гусенице сделать выбор: поддаться страху темноты и неизвестности или превратиться в бабочку.

2.2 Трансформация Я - концепции в период переживания возрастного кризиса 27 – 32 года.

Одним из главных условий сохранения Я-концепции является, по К.Роджерсу, соответствие переживаемого опыта и представлений о своем «Я». Если актуальное переживание не соответствует Я-концепции, «Я» испытывает опасность дезорганизации и угрозу радикального изменения. В этом случае включаются механизмы психологической защиты целостности «Я» – либо отрицание угрожающих переживаний (когда они вообще не осознаются), либо искажение их субъективного восприятия (осознавание их в форме, совместимой с одним из аспектов концепции «Я»).

Я - концепция выполняет определенные функции:

- обеспечивает внутреннюю согласованность (конгруэнтность по Роджерсу) личности. Важным моментом согласованности является совпадение представлений и себе с той информацией, которая поступает извне. Я-концепция может: 1) допускать опыт, соответствующий образу Я; 2) отрицать его, используя примитивные формы защиты; 3) искажать с помощью более зрелых защитных механизмов; 4) изменяться сама;

- осуществляет интерпретацию опыта по типу атрибутивной проекции, уподобляя социум своему внутреннему миру. Так, если молодой человек уступает место женщине, то она может расценить этот поступок как проявление доброты, или как намек на возраст, или как стремление завязать знакомство;

- предвосхищает будущие успехи или неудачи, определяя направление поиска и достижения. Ожидание успеха будет сопровождаться положительными эмоциями, позитивно сформулированной целью, разработкой инструментальных средств, направленных на достижение успеха, а ожидание неудачи - иными стратегиями и чувствами - негативными эмоциями, целью, в которой изначально будет заложено представление о неудаче, инструментальными средствами, направленными на избегание неуспеха.

Рефлексивные механизмы переживания кризиса направлены на оформление и изменение ценностно-смысловой сферы и разворачиваются непосредственно в активности человека. Кризис мы понимаем, как невозможность собрать и завершить себя, своё «Я» целостным и непротиворечивым образом, когда стремление к собственной значимости блокируется, и человек это остро переживает. Из наиболее существенных признаков жизненного кризиса можно назвать следующие:

1) невозможность собрать себя (неустойчивость образов и мыслей о себе, собственном «Я», размытая временная перспектива или её отсутствие, блокада рефлексии, потеря чувства идентичности);

2) блокада стремления к собственной значимости (пониженное стремление к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущение своей ненужности и никчемности);

3) смысложизненные переживания, размышления и поступки. В кризисе человек не понимает, как и зачем жить и не может объяснить для себя возникшие трудности, он не в состоянии соединить свое прошлое и будущее в настоящем, собрать границы своего «Я» целостным и непротиворечивым образом. Происходит нарушение непрерывности линии жизни, возникает конфликт между «Я» в прошлом и «Я» в будущем, который не может сразу разрешится. При переживании кризиса происходит рефлексивное, изменение ценностно-смысловых образований, а именно, изменяются взгляды, приоритеты человека, он выходит на новые горизонты осмысления с целью согласования взаимодействия с миром и возможности осуществления дальнейшей жизни.

Мы выяснили, что Я - концепция представляет собой сложную систему, основными модальностями которой являются Я - реальное, Я - идеальное и Я - зеркальное, а компонентами - образ Я, самооценка и самоутверждение.

К.Роджерс в рамках феноменологии отмечает, что реальным для индивида является лишь то, что существует в пределах его субъективного восприятия и переживания. Поведение субъекта регулируется тем, как он интерпретирует ситуацию и каким индивидуальным значением он ее наделяет. «Я» рассматривается как часть феноменального поля (поля восприятия). Я-концепция содержит набор образов «Я» (в соответствии с социальными ролями) и Я-идеальное (представление о том, каким «Я» должно быть). Центральным внутренним мотивом «Я» К.Роджерс полагает тенденцию к самоактуализации – максимально полному раскрытию всех сторон своего «Я» [16].

2.3 Либо кризис возраста, либо кризис семьи, либо жизненный кризис.

Нормативный кризис 27-32 лет – обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей, осознает собственные ограничения реальные возможности. Полным ходом идет строительство собственного гнезда будущей стабильной жизни. Многолетние дружеские связи охладевают. Мужчины в этом возрасте заводят первую постоянную любовницу, помимо жены, втягиваются в карьеру, меньше времени уделяют семье. Эмансипированные женщины переживают этот период таким же образом, а остальные испытывают депрессию от снижения внимания супруга в условиях глубокой психологической и социальной зависимости от него [18., 41].

Семейный кризис – это пребывание целой семейной системы в состоянии, для которого характерно нарушение равновесия. Прежние привычные способы взаимоотношений в семье оказываются неэффективными, и становится невозможным справиться с новой ситуацией, используя старые способы поведения [19].

Кризисное обострение внутрисемейных проблем психологи рассматривают применительно к стадиям жизненного цикла семьи. Такие семейные кризисы, также как и возрастные кризисы, считаются нормативными, т.е. нормальными для всех семей.

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Как представляется, в некоторых случаях можно выявить события, которые служат пусковым механизмом для кризиса, такие как несчастный случай, операция, полученное в результате травмы увечье. Это могут быть также ситуации, связанные со смертью любимого человека, переживанием различного рода утрат, потерей семьи или работы; кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, неизлечимой болезнью, изменением социального статуса и др.

У кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что-то изменилось и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера: он стал другим. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". Таким образом, пусковые механизмы кризиса определяются не только внешним, но и внутренним содержанием, динамикой психологической жизни личности, которые так часто остаются за пределами сознания, а потому не поддаются контролю и предвидению.

Говоря о пусковых механизмах, надо учесть еще и тот факт, что возникновение кризисов могут провоцировать не только события личной истории человека, но и экстремальные ситуации глобального уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями. И если рассматривать нашу планету и то, что на ней происходит, как контекст для биологического, психологического и духовного развития всего человечества и отдельных людей, то связь между личностным и глобальными уровнями становится более очевидной. Как пишет Э. Йоманс, "те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни, являются зеркальным отражением событий, происходящих на уровне более обобщенном" и в тоже время они являются "частью общей мировой ситуации" [12., 111]. В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.

Кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону; положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых - еще нет. Это состояние "между небом и землей", "промежуточный период", о котором Э. Йоманс пишет, что это "время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения" [12., 127]. О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире.

Таким образом, кризис - это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. Можно сказать, что если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то экзистенциальных - становлению личности. [6]

Выводы ко второму разделу

Проанализировав литературу по данной проблеме, я могу сделать вывод, что нормативный кризис 27-32 года – обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Достигнув этого возраста человек, начинает испытывать какое-то беспокойное оживление неясное устойчивое желание добиться чего-то большего требующее изменения жизни. Он понимает, что до сих пор некоторые моменты жизни переоценивал или недооценивал, возникает потребность в пересмотре собственных ценностных установок и целей, поставленных на ранних этапах жизненного пути. В данной ситуации рефлексивные механизмы переживания кризиса направлены на оформление и изменение ценностно-смысловой сферы и разворачиваются непосредственно в активности человека.

Кризисное обострение внутрисемейных проблем психологи рассматривают применительно к стадиям жизненного цикла семьи но, как правило, в основе нормативного кризиса фиксируемого на микросоциальном уровне обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка ведущий к дестабилизации супружеских взаимоотношений.

Также на различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Кризис – это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие от него изменения способа бытия – жизненного стиля образа мышления отношения к себе окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. Можно сказать, что если преодоления возрастных кризисов способствует развитию человека то экзистенциальных – становлению личности.

Заключение

Подводя итоги к первой главе данной работы, следует отметить, что, развитие человека это непрерывный процесс становления личности. На этом пути человек переживает критические точки – нормативные возрастные кризисы развития.

Возрастные кризисы первой половины жизни (детство, отрочество, юность) хорошо изучены и описаны. А вот о кризисах взрослости известно мало. Здесь развитие определяется прошлым опытом человека, острота и длительность зависит от результата прохождения предыдущих критических точек развития.

Возрастной кризис развития имеет трехчленное строение. Первая фаза «предкритическая» характеризуется накоплением противоречий между желаемым и возможным, усиливается конфликт между «Я реальным» и «Я идеальным». Когда эти противоречия достигают апогея, наступает вторая собственно «критическая» фаза. Запускаются рефлексивные механизмы переосмысления сложившейся ситуации, пересмотр своих ценностей и смыслов. В результате чего происходят целостные изменения личности связанные с изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В третьей «посткритической» фазе новый опыт закрепляется.

Все это происходит так, только в том случае, если кризис был разрешен конструктивно. Но, бывает и так, что человек не в силах подняться на новый качественный уровень в своем развитии, то за ним закрепляется деструктивный опыт.

Возрастные кризисы взрослости происходят периодичностью 7-10 лет (Б.С.Братусь, В.И. Слободчиков, Левинсон), зависят от социальной ситуации развития, проходят интериорезированно, скрытно, усвоение новообразования зависит от того, каков был результат предыдущих кризисов развития.

Нормативный кризис 27-32 года – обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Достигнув этого возраста человек, начинает испытывать какое-то беспокойное оживление неясное неустойчивое желание добиться чего-то большего требующее изменения в жизни. Он понимает, что до сих пор некоторые моменты жизни переоценивал или недооценивал, возникает потребность в пересмотре собственных ценностных установок и целей, поставленных на ранних этапах жизненного пути. В данной ситуации рефлексивные механизмы переживания кризиса направлены на оформление и изменение ценностно-смысловой сферы и разворачиваются непосредственно в активности человека.

Центральным психологическим моментом кризиса ранней взрослости (27-32 года) является установление интимности, если человек терпит неудачу в интимном общении, у него развивается чувство изоляции, ощущение того, что он не может ни на кого положиться кроме себя, отсюда может возникнуть желание критиковать и воспитывать другого человека, также есть вероятность что личность будет находиться в ожидании разочарования, которое в браке становится причиной ревности. Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым. Это все оставляет заметный отпечаток на межличностных супружеских взаимоотношениях и порой приводит к разрыву отношений.

Кризисное обострение внутрисемейных проблем психологи рассматривают применительно к стадиям семейного цикла семьи но, как правило, в основе нормативного кризиса фиксируемого на микросоциальном уровне обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка ведущий к дестабилизации супружеских взаимоотношений.

Исходя из изученной литературы и утверждений авторов [1,19,30,31] и благодаря своим исследованиям я могу сделать вывод, что взаимоотношения могут ухудшиться, если оба партнера в одно время переживают возрастной кризис или когда кризис семьи совпадает с кризисом возраста.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, что в процессе переживания жизненного кризиса функционируют различные виды рефлексивных механизмов переживания, которые определенным образом влияют на изменение ценностно-смысловой сферы человека, что в свою очередь влияет на межличностные супружеские взаимоотношения, подтвердилась.

Литература

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие.-СПб.: Речь, 2004.
  2. Адлер А. Наука жить\ Пер. с англ. и нем. Киев , 1997.
  3. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 1980. № 2. С. 3-13.
  4. Брагина Н.И., Дорохова И.М. Функциональная асимметрия мозга. М.: Медицина, 1988.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  6. Баканова А.А. Личностный кризис. http://hpsy.ru/public/x1238.htm
  7. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки. http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885027.htm.
  8. Возрастные кризисы/О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4. М., 1984.
  10. Волков Б.С. Психолоrия юности и МОЛОДОСТИ: Учебное пособие. М.: Академический Проект:Трикста, 2006. 256 с.
  11. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997.
  12. Зейгарник. Б. В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  13. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000.
  14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. http://psylib.org.ua/books/konis01/index.htm
  15. Кулагина И.Ю. и др. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М., 2002. 464 с.
  16. Концепция "Я" и рефлексивные акты. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева Том 03/N 2/2006/ http://www.consilium-medicum.com/magazines/magazines/special/ psychiatryoverview/article/7041
  17. Малкина-Пых Г.М. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с. – (Справочник практического психолога).
  18. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.
  19. Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А, Велента Т.А. Психология семейных кризисов. М.: Речь, 2006 - 360 с. http://www.psiformer.ru/famcris.htm.
  20. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.
  21. Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982.
  22. Райгородский Д.Я. Психология зрелости: Учебное пособие по возрастной психологии. Изд-во: Бахрах-М, 2003 г.
  23. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  24. Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  25. Сапогова Е. Россияжурнал «Відкритий урок: розробки, технології, досвід» №7-8 (2005) Видавництво «Плеяди».
  26. Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003. http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/11.html
  27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt10.htm#5
  28. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 2004. - 296 с http://www.iqlib.ru/book/preview/77C4B768D2A540CD992F192836CD3BC9
  29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005.
  30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  31. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000. http://www.pedlib.ru/Books/1/0154/1_0154-1.shtml
  32. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  33. Юнг К. Человек и его символы. http://www.jungland.ru/node/630

Процесс переживания жизненного кризиса в период с 27 до 32 лет