Разгосударствление и приватизаци
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 31 страница, 10 источников.
ПРИВАТИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, СОБСТВЕННОСТЬ, РЕФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Объект исследования разгосударствление и приватизация.
Предмет исследования приватизация в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь, этапы и итоги.
Цель работы: освещение вопроса о приватизации и разгосударствлении в странах с развитой рыночной экономикой, выявление положительных и отрицательных сторон этих процессов.
Методы исследования: сравнительного анализа, общенаучный, аналитический.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их автора.
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Сущность приватизации 6
1.1. Понятие приватизации и ее цели 6
1.2. Формы и способы приватизации 10
2. Приватизация в странах с развитой рыночной экономикой 17
2.1. Приватизация в развитых капиталистических странах 17
2.2. Приватизация в развивающихся странах 19
2.3. Приватизация в постсоциалистических странах 21
3. Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь 23
3.1. Этапы проведения приватизации в Республике Беларусь 23
3.2. Итоги проведения приватизации в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий.
Актуальность проблемы приватизации заключается в том, что трансформация административно-командной экономики в рыночную требует особого переходного периода, что обусловлено принципиальными различиями двух экономических систем.
Административно-командная экономика такая экономическая система, в которой баланс между производством и потреблением поддерживается путем распределения и перераспределения всех товаров. Распределительный механизм порожден чрезмерной централизацией не только ресурсов, но и власти, что обусловлено монополией государственной собственности.
Объективно присущая экономическому развитию необходимость повышения уровня жизни населения потребовала коренных преобразований и перехода к рыночной экономике.
Важнейшими элементами рыночного механизма являются конкуренция между хозяйственно самостоятельными производителями и акционерная форма хозяйствования.
В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического и организационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.
Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике
В связи со всем выше указанным можно с уверенностью говорить о том, что проблема приватизации и разгосударствления важна и актуальна в настоящее время, а также просто интересна в качестве объекта изучения. Именно поэтому данная курсовая работа призвана осветить вопрос приватизации со всех аспектов общественной жизни.
Целью исследования данной работы является освещение вопроса о приватизации и разгосударствлении в странах с развитой рыночной экономикой, выявление положительных и отрицательных сторон этих процессов.
1 Сущность приватизации
1.1 Понятие приватизации и разгосударствления, их цели
Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.
Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.
Разгосударствление экономики осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности. Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, становления арендных отношений и т. д. Главные критерии реформы разгосударствления экономики сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.
Целями разгосударствления является:
разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;
создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности.
Итак, можно сделать вывод, что разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции.
При всей важности этого направления разгосударствления экономики оно недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.
Разгосударствление собственности разрушение монополии государственной собственности, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий.
В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.
Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватизация (от лат. privatus частный) это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
Приватизация государственной собственности осуществляется следующими способами:
выкупом арендного имущества арендным предприятием;
продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.
Крупная промышленность, предприятия сферы услуг, предприятия сельского хозяйства, жилищный фонд и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.
Следует отметить также и тот факт, что приватизация - это длительный, сложный и многоступенчатый процесс, как правило, он включает в себя этапы малой и большой приватизации.
Малая приватизация охватывает объекты, которые в основном являются предприятиями торговли, туризма, общественного питания, бытового обслуживания и т.д. как правило, это так называемые малые и средние предприятия. Их передача в негосударственную собственность относительно легка, так как предусматривает приватизацию этих объектов одним физическим лицом или небольшой группой физических лиц.
Большая приватизация должна осуществляться после малой и распространять этот процесс на крупные государственные предприятия в важнейших сферах и отраслях экономики.
Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.
В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.
Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.
Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах. Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д. Во-вторых, рассматривается как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества - основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав.
Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.
Государством предусматривается путём приватизации достичь: усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности, устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики.
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации многообразны, они могут быть и долгосрочными и краткосрочными, даже неотложными; обычно, к тому же, эти цели разноуровневые. Приватизация на макроуровне призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить сокращение государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы отдельных предприятий. Приватизация в разных странах проходила по-разному, имела свои особенности и, соответственно были различными цели.
Приватизация закономерное и необходимое явление, но заметим, что дело не в примитивном замещении государственной собственности частной, а в использовании всего накопленного в мире арсенала средств эффективного управления собственностью независимо от того, кто является ее владельцем.
Кому же выгодна приватизация? При ответе на этот вопрос особое значение приобретает выделение отдельных групп интересов и их учёт на практике с целью создания социального и политического баланса в стране. Именно эти группы интересов, а не экономическая рациональность, определяет результаты приватизации, причем каждая из них по-своему.
Речь идет о следующих основных группах конфликтных интересов: государства налогоплательщики (предприятия, граждане); поставщики производители; производители потребители; наемные работники управляющие; профсоюзы предприниматели; частные собственники наемные работники; частные собственники управляющие.
Государство заинтересованно в высокоэффективной экономике, являющейся источником постоянных и возрастающих платежей в бюджет. Собственник имеет долгосрочные интересы максимизация прибыли, ради неё он готов жертвовать текущим потреблением. У наемного работника на первом плане рост текущих доходов, экономическая самостоятельность, стабильность рабочего места. Интересы потребителя в приобретении недорогих и хорошего качества товаров и услуг. Многообразие интересов, реализуясь в соответствующих действиях, создает тем самым картину какой-то согласованности в обществе, имеющей особую ценность при приватизации.
Опираясь на прошлый опыт, нужно сказать, что далеко не все цели были достигнуты в ходе приватизации, что не в полной мере были осуществлены поставленные задачи. Зачастую проводимые реформы противоречили закону (конкретные примеры будут рассматриваться далее), т. е существует множество негативных сторон: рост коррупции и криминализации экономики страны. Не говоря уже о том, что пострадавшим в итоге мог оказаться каждый, к примеру, покупатели акций компаний, приватизированных с нарушением закона, в том числе те, кто добросовестно исполнял функции собственника, но очутился в положении человека, приобретшего, скажем, автомобиль, оказавшийся краденым и, следовательно, подлежащий конфискации.
Итак, мы можем сделать вывод, что при оценке происходящих процессов приватизации и разгосударствления, кроме целей, на которые они направлены, необходимо учитывать каким путем проводятся реформы, и какие отрицательные последствия они могут за собой повлечь.
1.2 Формы и способы приватизации
В мировой практике известно три основных способа приватизации государственных предприятий (ГП): изменение статуса, передача полномочий и замещение. Первые два процесса протекают более активно, последний более пассивно. Каждый из данных способов включает ряд специфических методов.
Изменение статуса
Изменение статуса означает ликвидацию предприятия или имущества. Для этого требуется непосредственная позитивная акция со стороны государства, которая представляет собой одноразовое действие (хотя распродажа может осуществляться в несколько этапов). Предприятие или имущество либо продаются, либо отдаются без остановки их функционирования, либо предприятие может быть ликвидировано (т.е. закрыто, а оставшиеся активы проданы).
Изменение статуса путем продажи. показывает, что изменение статуса может быть осуществлено путем продажи ГП одному или более покупателям из пяти указанных типов.
Путем продажи
А. Продажа
1. Частому покупателю (па аукционе, на торгах с подачей запечатанных заявок или путем переговоров)
2. 0бщественности
3. Руководству
4. Всем работникам
5. Пользователям или потребителям
Б. Свободная передача
1. Работникам (и) или их пенсионному фонду
2. Пользователям или потребителям
3. Общественности
4. Первоначальному владельцу (возвращение имущества)
В. Ликвидация
Путем передачи полномочий
А. Контракт
Б. Привилегия
1. В сфере общественного владения или контроля (концессия)
2. На общественные активы (лизинг)
В. Дотация
Г. Гарантия
Д. Мандат
III. Путем замещения
А. Прекращение платежей
Б. Изъятие
В. Дерегулирование
А. Предприятие (или имущество) может быть продано единственному покупателю; это стало наиболее очевидной формой приватизации во всех постсоциалистических странах, которая часто приводит к образованию совместных предприятий, в особенности, если государство сохраняет за собой часть собственности. В бывшей Восточной Германии частным (западногерманским) фирмам иногда платили за то, что они брали в свою собственность близкие к банкротству ГП, чтобы избежать политически болезненной их ликвидации с последующим увольнением всего рабочего персонала. Совместные предприятия порой создаются путем образования нового предприятия, поглощающего ГП и получающего дополнительный капитал от покупателя,
Другим распространенным способом приватизации является выпуск и продажа общественности акций. Этот подход был использован в Великобритании при продаже Бритиш Телекомьюникейшнз, Ягуар, Бритойль, Бритиш Гэс, Кейбл энд Уайслес и других государственных предприятий. Однако большая часть предприятий в постсоциалистических странах не может быть продана подобным образом прежде всего потому, что они находятся в плохом состоянии и будущее их, в лучшем случае, весьма неустойчиво.
Возможна также продажа предприятия менеджерам или всем его работникам. Последний способ был использован в Великобритании при продаже общенациональной государственной компании грузовых перевозок Нэшнл Фрейт Корпорейшн. Около 10000 ее работников и пенсионеров (составлявших в то время четверть от общего числа служащих) вложили в среднем по 700 ф.ст. каждый на покупку акций, подписка на которые превысила на 10% число выпущенных акций , и это оказалось весьма выгодным вложением капитала.
Последним подходом процесса изменения статуса указывалась продажа предприятия или имущества его пользователям или потребителям. Она может быть осуществлена, например, по отношению к государственным землям путем их продажи фермерам, скотоводам или лесорубам или путем продажи сельских предприятий электро и водоснабжения, а также пассажирских перевозок кооперативам местных пользователей.
Продажа ГП может быть по частям или поэтапной, когда государство проедает одноразово лини, часть капитала для того, чтобы избежать переполнения рынка. По если государство удерживает большую часть собственности и контрольный пакет акций, то такая продажа может рассматриваться как простая форма получения дополнительного капитала, но не как приватизация.
Б. Изменение статуса путем бесплатной передачи. Изменение статуса не требует обязательной продажи предприятия; последнее может быть отдано его работникам, пользователям или потребителям, общественности или его бывшему частному владельцу.
В. Изменение статуса путем ликвидации. Наконец, изменение статуса может быть проведено посредством ликвидации плохо работающего предприятия, т.е. путем продажи его фондов, если не нашлось желающего купить его в действующем состоянии и если имеются очень слабые надежды на то, чтобы превратить его в рентабельное предприятие. Это форма приватизации, ибо ресурсы высвобождаются и возвращаются в частный сектор для нового использования.
Комбинация методов. Некоторые из перечисленных подходов могут быть использовать при изменении статуса отдельного ГП Например, широко разрекламированный план приватизации в Польше предусматривает распределение акции следующим образом. 10 % продается работникам со скидкой, 5 % проедается менеджерам со скидкой, 10 % передастся с пенсионный фонд, 10 % передастся банкам и страховым компаниям для обеспечения капиталом, 20 % отдаются взрослому населению бесплатно, а оставшиеся 35 % продаются непосредственному единому покупателю, иностранному или отечественному.
Передача полномочий
Вторым широким направлением приватизации является передача полномочий, которая, также как и изменение статуса, требует активного участия государства. В отличие от первого, которое представляет собой, как правило, одноразовое действие, передача полномочий нуждается в продолжительном активном участии государства. Когда происходит приватизация путем передачи полномочии, государство делегирует частному сектору часть или всю деятельность по производству товаров или услуг, но, как и во всех случаях с делегированием власти, оно сохраняет за собой ответственность за обеспечение желаемых результатов, что и обусловливает продолжение им своей деятельности Делегирование осуществляется путем контрактирования, привилегии, дотаций, гарантии или мандата.
А. Делегирование на основе контракта. Государство может приватизировать какую-либо деятельность путем заключения контракты с частной организацией на выполнение этой работы. Технология приватизации услуг с помощью конкурсного контрактирования уже хорошо отработана.
При управлении предприятием на основе контракта (называемого в Китае «системой контрактной ответственности») менеджер, работающий по контракту, обязуется обеспечить определенный уровень рентабельности за фиксированное вознаграждение, но он может получать значительную долю прибыли сверх установленного уровня.
Б. Делегирование на основе привилегии. Предоставление привилегии является еще одним методом приватизации. Согласно ему, государство наделяет частную организацию правом (нередко исключительным) продавать обществу услугу или продукцию Частная фирма обычно вносит государству определенную плату.
Существуют две формы привилегии Одна из них включает использование сфер общественной собственности (контроля) эфир, космос, улицы, подземные территории и т.д. Второй формой является лизинг, при котором материальная государственная собственность используется частным арендатором для вовлечения ее в коммерческое предприятие. Это весьма важное стратегическое направление приватизации в постсоциалистических странах.
В коммерческом и промышленном секторах лизинг начинался с небольших масштабов в автотранспорте, рабочих столовых, магазинах розничной торговли и легкой промышленности. В Китае, который первым начал движение по этому пути, первоначальные успехи были весьма скромными. Но с течением времени, по мере вовлечения более крупных предприятий, основные недостатки лизинга всплыли на поверхность:
прежде всего, все причины успехов и неудач, связанные с контрактным управлением, а также приведенные выше, могут быть в равной степени отнесены и к лизингу.
во-вторых, арендатор заинтересован, в первую очередь, в экономии своих средств, сокращая расходы на содержание государственной собственности.
в-третьих, трудности поиска формы осуществления долгосрочных капиталовложений.
В. Делегирование путем дотации. Передача полномочий может быть осуществлена с помощью выдачи дотаций. Вместо того, чтобы государственному органу самому осуществлять конкретный вид деятельности, он организует эту работу с помощью частной фирмы, обеспечивая се субсидией. Дотации отличаются от контрактов тем, что они обычно предъявляют лишь самые общие требования (обеспечить автобусные услуги, построить жилые дома, за которые можно было бы взимать квартплату ниже рыночных цен), в то время как в контрактах, как правило, конкретная услуга детально специфицируется.
Г. Делегирование с помощью гарантий. Государственные органы могут делегировать свои полномочия путем выпуска ваучеров, дающих право их получателям на услугу, которая ранее предоставлялась государством. Ваучеры используются для обеспечения продуктами питания, жильем, образованием, медицинской помощью, детскими дошкольными учреждениями, пассажирским транспортом и т.д.; они увеличивают покупательную способность своих получателей, которые используют ваучеры для приобретения услуги на рынке. Вместо того. чтобы субсидировать производителей, как это делается при дотациях, гарантии субсидируют потребителей, имеющих на это право. Применение ваучеров для покупки акций приватизируемых предприятий рассматривается ниже.
Д. Делегирование с помощью мандата (предписания). Пятой и завершающей формой приватизации путем делегирования полномочий является государственный мандат, предписывающий частной фирме обеспечить конкретную услугу за свой счет. Страхование на случай безработицы в Соединенных Штатах представляет собой пример такого мандата, прошедшего испытание временем; частные работодатели оплачивают данный вид страхования своих работников.
Следует отметить, что приватизация подразумевает определенную направленность действия, поэтому предписания, также как и дотации, гарантии, привилегии и контракты, могут считаться формой приватизации только в том случае, если это приводит к уменьшению, а не к возрастанию участия государства. Таким образом, если государственная система пенсионного обеспечения заменена мандатными индивидуальными пенсионными счетами, то это будет приватизация с помощью предписания (форма делегирования, используемая, например, в Чили). С другой стороны, если основанное на рыночном механизме здравоохранение заменено мандатным здравоохранением, обеспечиваемым работодателем, то это будет противоположностью приватизации, ибо оно приведет скорее к возрастанию, чем к сокращению роли государства.
Замещение
Помимо изменения статуса и делегирования, приватизация может осуществляться путем замещения. В отличие от первых двух методов, требующих активных действий со стороны государства, замещение представляет собой своего рода пассивный процесс, в котором государственный сектор более или менее постепенно замещается частным сектором, так сказать, идет процесс отмирания государства по мере того, как рынок оказывается способным удовлетворять соответствующую потребность. Значение этого метода будет возрастать для постсоциалистических стран. Замещение происходит путем прекращения платежей, изъятия или дерегулирования.
А. Замещение путем прекращения платежей. Когда общество обнаруживает, что государственное обеспечение услуги неадекватно, а частный сектор осознает спрос и вступает в процесс его удовлетворения, то создаются условия для замещения путем прекращения платежей. Постепенно общество начинает обращаться к частному сектору за товарами или услугой; если с течением времени частная деятельность возрастает, а государственная продолжает игнорироваться или по крайней мере не возрастает в абсолютных показателях, тогда частный сектор играет все большую роль, а роль государства сокращается.
Предприниматели ощущают рыночный спрос и заполняют вакуум. По мере того, как все большее число потребителей полагается на частный сектор н находятся рыночные ниши, обслуживаемые частным сектором, общественный сектор теряет своих патронов и со временем исчезает. Появление «черных рынков» в социалистических странах представляет собой пример этого общего явления; и частные торговцы в странах Восточной Европы поставляют многие потребительские товары, которых нет в государственных магазинах.
Б. Замещение путем изъятия, В то время, как процесс прекращения платежей для государства является непреднамеренным, оно может заняться и обдуманным «сбросом нагрузки», т.е. использовать метод изъятия. Государство может закрыть близкое к банкротству предприятие или отказаться от его субсидирования и допустить или даже поощрить проникновение частного сектора в данную область. Это получило распространение в Восточной Германии.
В. Замещение путем дерегулирования. Государственные предприятия и различные виды государственной деятельности часто существуют благодаря тому, что им представлен статус монополии, а конкуренция со стороны частного сектора запрещена. К тому же, естественно, частное предпринимательство либо запрещалось, либо строго ограничивалось. Надлежащее дерегулирование считается методом приватизации, если оно способствует появлению частных предприятий, чтобы они могли бросить вызов ГП или даже вовсе их заменить.
Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги.
Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.
Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет преимущество получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.
Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет о сделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на частную (как было, например, в Восточных землях Германии). Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.
Особый случай продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики.
Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.
Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.
2 Приватизация в странах с развитой рыночной экономикой
2.1 Приватизация в развитых капиталистических странах
Каковы же факторы, вызывающие разбалансированность экономики? К ним, прежде всего можно отнести новый виток научного прогресса, который в середине ХХ века перерос в научно-техническую революцию, ознаменовавшейся переходом к наукоёмким сложным технологиям информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, новым композиционным материалам и т.п.
Вторым фактором, прямо вытекающим из первого можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позже в США, Японии была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное распространение огосударствление экономики. На определённом этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению уровня благосостояния народа, росту выпуска продукции.
Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажу и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажу государственного жилья квартиросъёмщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и её функций частному сектору.
Николас Ридли главный архитектор и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятия работают на себя, а не на потребителя.
Основной причиной приватизации в Великобритании, как, впрочем, и в других странах, была действительная или кажущаяся неэффективности государственных предприятий низкая производительность труда, высокая капиталоёмкость, малая прибыльность, завышенные издержки.
Основной декларированной задачей приватизации было повышение эффективности предприятий. Достичь этого фактически намечалось путём освобождения их от общественных обязательств и постановкой в конкурентные условия.
Второй важнейший целью приватизации было расширение числа индивидуальных акционеров, превращение британского общества в демократию собственников посредством участия в акциях, покупки собственного жилья и т.д. Кроме этих двух был целый ряд и относительно второстепенных задач сокращение потребности государственного сектора в займах, ослабление экономической и политической мощи профсоюзов, получение политических выгод.
Долгое время понятие "приватизация" отождествлялось с продажей госпредприятий и имущества. Первое широковещательное декларирование концепции безвозмездной приватизации было осуществлено в 1968 году в передовице «Таймс». В ней, в частности, говорилось, что поскольку собственниками государственных предприятий являются граждане всей страны, что каждому избирателю принадлежит некий пай государственного имущества. Исходя из такого понимания, приватизация замышлялась как превращение каждого гражданина из формального в реального собственника путём наделения акциями.
Так в Великобритании в 80-х г. было распродано 16 из 51 государственной корпорации, в результате чего число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. Покупателями акций приватизируемых предприятий были в основном финансовые институты (банки, страховые компании). Индивидуальным вкладчикам досталось чуть больше 20 % всех акций. Для работников приватизируемых предприятий были установлены некоторые привилегии. Например, при продаже акций «Бритиш ГЭС» каждому занятому в этой корпорации выдавалась по 52 бесплатных акций и, кроме того, на каждую купленную акцию выдавалось две бесплатных. В целом, число акционеров возросло в Великобритании до 11 миллионов человек на 24 % взрослого населения.
Несмотря на решимость по возможности быстрее провести компанию приватизации, консерваторы были полностью лишены шапкозакидательных настроений. Под давлением целого ряда обстоятельств они, вопреки своим устремлениям пошли на то, чтобы растянуть процесс приватизации во времени.
Спецификой приватизации Великобритании стала приватизация естественных монополий отраслей общественного пользования. Естественная или неустранимая монополия предопределена технологией экономией на масштабах и наличием сетевых структур газопроводов, линией телефонной связи и электропередач, железных дорог.
Возможно, что значимость процесса приватизации применительно к таким странам, как Великобритания, была в значительной мере переоценена. Она не привела к сколь-нибудь кардинальным переменам в жизни британского общества. Рост экономического индивидуализма, споры на собственные силы, лишь в некоторой своей части стал продуктом приватизации. Наиболее зримый ее итог рост числа индивидуальных акционеров.
Программа приватизации во Франции была рассчитана на пять лет и включала 65 компаний. Она начала реализовываться в 1986 году, сразу после перехода к власти правительства Ширака, и была прервана в 1988 году в результате возвращения социалистов после победы на президентских выборах и смены парламентского большинства.
В итоге за 14 месяцев 1986-1988 годов было приватизировано 15 крупных компаний. В их числе: обе главные финансовые компании-холдинги «Париба» и «Суэц»; крупнейшие банки; три банка среднего размера, страховая компания и др.
Чтобы понять масштаб проведенной акции приведем в сравнение с британской приватизацией, часто принимаемой за образец решимости и последовательности правительственной политики. В 19791985 годах Великобритании было передано в частную собственность 20 государственных компаний, общей стоимостью 7,5 миллиардов ф. ст., что эквивалентно немногим более 80 миллиардов франков.
Процедура приватизации происходила по следующей схеме: иностранным инвесторам не более 20 % капитала, так называемым стабильным акционерам 1530 %, персоналу приватизированных компаний 10 % предложенного капитала; остальное приходилось на открытое рыночное предложение, т.е. дол, реализованную на французских финансовых рынках.
Важнейший урок французского опыта состоит в том, что приватизация - это процесс, организованный сверху. Иными словами, приватизация представляет собой экономическую политику государства. Это означает, что приоритетность целей приватизации в собственном смысле слова над более краткосрочными проблемами, какими бы важными эти последствия не казались, составляет ключевое условие успеха этой политики.
2.2 Приватизация в развивающихся странах
Кризисное явление и тенденции, получившие развитие в большей части «третьего мира» в 70-е и особенно в 80-е годы, заставили более трезво взглянуть на роль государства. Во многих развивающихся странах интенсифицировались различные по глубине и масштабам попытки перестроить хозяйственные механизмы. Центральным направлением перестройки системы государственного регулирования стала приватизация. Во второй половине 80-х годов программы приватизации действовали более чем в 80-ти развивающихся странах.
Это часто используемое в преломлении к развивающимся, и не только к развивающимся, странам понятия не имеет четкого определения. Как правило, в широком смысле под приватизацией понимаются передача контроля над ресурсами общества в частные руки и соответствующие этому процессу возрастание значимости в экономике стихийных нерегулируемых начал за счет ослабления централизованного государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. В узком же смысле слово приватизация означает смену государственной формы собственности частной.
Процесс приватизации в странах высшего эшелона развивающегося мира, а также в больших и крупных государствах, сумевших создать более или менее диверсифицированную промышленную базу, в Алжире, Индии, Индонезии, Турции, сталкивается с серьёзными трудностями. Нередко их пытаются объяснить противодействием влиятельных социальных сил и групп, материальное благополучие которых напрямую связано с государственным сектором. Влияние этих социальных сил на экономическую политику своих стран достаточно сильно. Не случайно, например, в Бразилии и Индии национальный капитал, блокируясь с определёнными кругами госаппарата и армии, сумел навязать заведомо бесперспективный протекционистский вариант развития в едва ли не самом важном на сегодняшний день секторе экономики информационном.
Тем не менее, трудности приватизации в странах, далее других продвинувшихся по пути индустриального развития, не могут быть сведены к сопротивлению определенных социальных сил. Главная причина отсутствие за редкими исключениями каких-либо серьезных шагов по масштабной приватизации в Бразилии, Индии, Турции и во многих других развивающих странах состоит в особой роли госсектора в функционировании системы расширенного воспроизводства. Например, в Индии, хотя в целом госсектор является прибыльным, обеспечивается эта прибыль незначительным числом нефтяных корпораций. Как свидетельствует статистика, прибыльными являются и несколько крупных транспортных и энергетических предприятий, занимающих на местном рынке олигопольные позиции. При этом следует иметь в виду, что какая-то часть предприятий объективно не может не быть убыточной.
В развитых государствах с рыночной экономикой отбраковка неэффективных производств является повседневной практикой, не наносящей (за исключением периодов кризиса) заметного ущерба на макроуровне. В развивающихся странах ситуация принципиально иная. Народохозяйственый комплекс, как правило, здесь строился как единое целое, без особого учета микроэффективности составляющих его отдельных производственных единиц. Приватизация же предполагает перенос акцента с макро на микроуровень. Учитывая сложную структуру промышленности в странах высшего и среднего эшелона «третьего мира», выпадение цепочек межотраслевого взаимодействия только одного звена создает эффект «спускового крючка», когда по принципу каскада начинает сыпаться все нарастающее количество производств, завязанных в единый технологический узел.
Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование. При этом из 53-х государственных компаний, намеченных к приватизации, посредством акционирования лишь два контролировались государством на 100 %. Причем приватизации в основном подлежали вполне прибыльные производства, требующие, однако, значительных капиталовложений в модернизацию устаревшего оборудования.
По пути «мягкой приватизации» прошла Индонезия, где также методом акционирования проведена частичная приватизация производства банковской системы. При этом, зарезервировав за собой не менее 50 % акций в каждой приватизируемой компании, государство сохранило контроль, как за сферой производства, так и за финансовым сектором экономики.
Не решились на быструю ломку госсектора в Алжире и Марокко, предпочтя длительное совершенствование и реорганизацию деятельности госсектора посредством расширения административно-экономической свободы госпредприятий и частной либерализации их ценовой политики, акционирование через государственный «фонд участия» с сохранением, как правило, контрольного пакета акций за государством.
Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х начале 1990-х приходилось около 20 % стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран. В Бразилии летом 1998 произошла самая крупная в мире приватизационная сделка государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.
В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.
2.3 Приватизация в постсоциалистических странах
Приватизация стала «ключевым словом» в процессе мощного социального политического и экономического обновления постсоциалистического мира, развернувшимся судьбоносной осенью 1989 года. Все попытки улучшить, перестроить социалистическую хозяйственную систему, затянувшиеся на годы, даже десятилетия, только укрепляли убеждения в ее принципиальной нереформируемости. Смена социально-экономической модели наряд с коренными реформами политической системы требовала и глубокой перестройки отношений собственности.
В итоге сценарии либеральных рыночных реформ всех восточноевропейских стран развернулись по «шоковому варианту», наиболее последовательно в Польше. Сходность главных шагов реформы в странах объясняется объективной закономерностью трансформации системы. Стадия финансово-экономической стабилизации во всех странах стала первым этапом реформы. Во всех постсоцалистических странах, в том числе и в России, «шоковый вариант» реформы начинался с отпуска цен, за которым следует приватизация. Иначе не может быть, ибо нельзя продать имущество, не оценив его, и нельзя оценить, не имея нормальной финансово-экономической среды.
Главными процессами, развитие которых определяет ход реформы, выбор ее тактических шагов и общей стратегии, как показал опыт всех восточноевропейских стран, являются: обуздания инфляции (закономерно вспыхивающей после отпуска цен), противодействие или предотвращение спада производства в большинстве отраслей экономики и начала крупномасштабной приватизации.
После первого ценового скачка рост цен замедляется и в течение некоторого времени может оставаться вполне умеренным (так и было в Польше). «Держать» при этом рост денежных доходов населения, чтобы не дать возможности для нового «разогрева» инфляции, можно разными путями, и это уже зависит от концепции реформы. В Польше в полном соответствии с требованиями МВФ была принята опробованная уже в других странах мира жесткая конструкция сдерживания денежных доходов населения и ликвидности предприятий. Последующий анализ показал, что это было ошибочным решением, ибо сокращение доходов вызвало снижение объема продаж и следующий за этим спад производства.
Приватизация в Польше основывается на законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано министерство по реформе собственности (МРС) и очень быстро проведена «малая приватизация» в торговле и в сфере бытового обслуживания. Она охватила примерно 60 тысяч предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 19901991 годах. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых с самого начала частных предприятий.
К 1993 году в частных руках находилось примерно 70 % розничной торговли. В значительной мере приватизированы грузовые автоперевозки. Быстро шло разгосударствление внешней торговли и строительства. Приватизации экономики способствовало также создание зарубежными и польскими фирмами 1312 совместных предприятий. Что касается сельского хозяйства, то примерно 75 % его продукции давно уже давал частный сектор.
В сравнении с прочими странами, находящимися на этапе перехода к рынку, Венгрия осуществляла приватизацию в целом в более благоприятных экономических, политических и социальных условиях.
Важным фактором, создавшим предпосылки для достаточно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, явилась довольно высокая степень готовности экономики и общества к рациональным изменениям. В 1988 году был принят Закон об экономических ассоциациях по существу, новая экономическая конституция, затем Закон о преобразовании государственных предприятий, Закон об иностранных инвестициях, Закон о ценных бумагах и фондовой биржи.
За 19901991 годы в Венгрии было приватизировано 25 % всей государственной собственности (в том числе 7 % перешло в частные руки, в частности и в собственность иностранных фирм, 18 % в акции различных компаний и холдингов).
Опыт приватизации в Венгрии показывает, что даже при наличии определенной инфраструктуры рынка процесс протекает сложно и вряд ли уложится в годполтора. Для нормального осуществления приватизации нужны рыночная сфера, капиталы, готовность населения.
3 Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь
3.1 Этапы проведения приватизации в Республике Беларусь
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.
Закон «О собственности в Республике Беларусь» предусматривается три формы собственности:
- частную имуществом владеет гражданин, как физическое лицо;
- коллективную имуществом владеет группа лиц, коллектив. Коллективная собственность может выступать в форме арендных и народных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, других организаций и объединений;
- государственную имущество принадлежит государству, его народу и от имени народа управляется Кабинетом Министров и местными Советами депутатов. Государственная собственность разделяется на 2 вида: республиканскую и коммунальную.
Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:
- выкупом арендного имущества арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.
Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы т.е. с анализа республиканской и местных программ приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.
В этой связи республиканской программой определены предприятия по отдельным группам:
- объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты, имеющие особый режим управления и являются монополией государства и затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Перечень таких предприятий утверждается Верховным Советом Республики Беларусь;
- объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению правительства Республики Беларусь;
- объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств;
- объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии с местными программами приватизации.
В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых к приватизации.
Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, то подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов и бухгалтерии, а также представителя профсоюзного комитета, способного активно защищать интересы трудового коллектива.
Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива на предмет выявления числа работников, согласных на выкуп предприятия и сколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждый работник. Результаты опроса дают общее представление о ситуации в коллективе и готовности к преобразованию предприятия.
Для разработки проекта приватизации и ознакомления с ним трудового коллектива инициативная группа с привлечением специалистов готовит следующие основные данные:
- отраслевая принадлежность предприятия;
- место нахождения его;
- численность работающих с разбивкой по категориям, стажу работы на данном предприятии;
- структурная характеристика предприятия;
- среднемесячная заработная плата;
- степень вредности и тяжести труда; (необходимо проанализировать, какую численность работников следует сохранить, какие нужны структурные преобразования);
- балансовая, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов;
- стоимость оборотных средств;
- номенклатура выпускаемой продукции;
- отчетная и прогнозируемая прибыль;
- размеры фондов экономического стимулирования и других фондов, образуемых на предприятии;
- отчетная и прогнозируемая рентабельность;
- экологическое состояние предприятия (после приватизации предприятие будет самостоятельно нести всю ответственность за экологический вред, наносимый его деятельностью).
Анализ этих данных позволяет определить возможные размеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначального взноса; перспективы выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заемных средств и сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов.
Вторым этапом подготовительной работы для приватизации является предварительная оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей.
Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференций трудовых коллективов для ознакомления с подготовленными документами и главное с расчетами о том, что будет иметь каждый работник от приватизации предприятия.
Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подаче заявки на приватизацию предприятия (с изложением вопросов одобрения проекта приватизации, создания и персонального состава рабочей группы по приватизации и персонального состава представителей трудового коллектива, уполномоченных войти в комиссию по приватизации, создаваемую республиканскими и местными органами приватизации; о размерах личных средств, вносимых членами трудового коллектива на приватизацию предприятия) завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы предложения в соответствующие органы о приватизации предприятия.
В частности, представляется выписка из протокола общего собрания или конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости имущества, источники средств для выкупа, направления использования объекта после приватизации. Предложение рассматривается органом приватизации лишь в тои случае, когда за него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию прилагается чек-формат, являющийся коммерческим паспортом предприятия.
Чек-формат содержит:
- общие сведения о приватизируемом предприятии, такие, главным образом, как номенклатура и ассортимент производимой продукции;
- сведения об активах предприятия, определяющих его количественную и качественную характеристику;
- территориальную характеристику предприятия (площадь занимаемой территории, характеристика строений);
- характеристику рынка сбыта продукции и рынка основных видов потребляемого сырья и материалов;
- важнейшие экономические показатели (прибыль, рентабельность и т.д.);
- бухгалтерский баланс на момент подачи предложения на приватизацию и за два предшествующих года.
На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.
Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способы приватизации как продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу. Предприятие переходит в собственность того покупателя, который предложил самую высокую цену. Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизированного предприятия.
Продажа по конкурсу это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.
Условия конкурса предусматривают:
- сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;
- проведение природоохранных мероприятий;
- обеспечение безопасных условий труда;
- сохранение или создание новых рабочих мест;
- финансирование или порядок использования в течение определённого срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.
Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно.
Право собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.
Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены.
На аукционах и по конкурсу, как правило, продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.
3.2 Итоги проведения приватизации в Республике Беларусь
В настоящий момент приватизационные процессы (их проведение) полностью контролируются органами Комитета Государственного Контроля Республики Беларусь. Следует привести пример такого контроля: органами КГК РБ было проведена проверка правомерности приватизации (акционирования) ОАО «Белпромпроект». Результатом проверки стало признание процедуры акционирования недействительной.
Опыт приватизационных процессов белорусских предприятий (в частности негативный опыт акционирования ОАО «Крыница» и «Белшины») показывает, что на современном этапе проще создать предприятие с нуля, чем пытаться включится в непонятный и запутанный процесс приватизации, требующий согласования с Президентом.
Акционированные предприятия (приватизированные в частности Российскими инвесторами) подвергаются неоправданному риску экспроприации собственности, путем вмешательства в хозяйственную деятельность контролирующих органов.
Приватизационная политика сводится к разовым продажам госсобственности (точечная, селективная приватизация). 12 мая 2010 года на пресс-конференции в Минске директор фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Беларуси Наталья Жерносек сообщила, что Белоруссия работает над созданием агентства по приватизации. 1 июля 2010 в окончательной редакции принят законопроект «Об объектах, находящихся в собственности государства» По сообщению председателя Государственного комитета по имуществу Георгия Кузнецова, приватизация через продажу акций на льготных условиях будет отменена.
В 2011 году в страну начали поступать деньги по трёхмиллиардному кредиту, условием которого стало проведение приватизации на сумму 7,5 миллиардов долларов за три года. Было заявлено о выставлении на продажу акций ряда предприятий. В их числе Белтрансгаз, СООО МТС, Гродно Азот, Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, Минский автомобильный завод, «Интеграл», БелАЗ, Беларуськалий (озвученная оценка $30 млрд.), «Бархим», Барановичский комбинат железобетонных конструкций, Брестский электромеханический завод, Белсантехмонтаж-2, Стройтрест №8, ОАО Автомагистраль, ОАО Белгазстрой, ОАО Медпласт, ОАО Конфа.
Отсюда видно, что в Республики Беларусь приватизация идет медленно, и ее главной задачей является не создание «широкого» слоя собственников, а привлечение инвестиций в экономику. Приоритетные отрасли поддерживаются государством.
Необходимо ускорить темпы реформирования собственности для осуществления радикальных изменений в организационных формах промышленных предприятий, структурной среди их функционирования, способствующей развитию полноценной конкуренции производителей в борьбе за потребителей и рынки сбыта. Для этого необходимо активизация государственного регулирования процесса формирования институциальной среды. При этом следует учитывать, что российские «шоковые» методы реформирования для республики Беларусь неприемлемы.
В структуре институциональных реформ одно из центральных мест принадлежит трансформации отношений собственности, которая в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования, как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, республика не пошла по пути обвальной приватизации. В Республике Беларусь, имеющей более 70 % основных фондов в собственности государства, и в прогнозируемом периоде предполагается не единовременная приватизация, а постепенное реформирование с привлечением, прежде всего, стратегических инвесторов. Для того, чтобы исключить неэффективное и незаконное перераспределение собственности, государство по-прежнему контролирует этот процесс.
Совершенствование отношений собственности будет осуществляться в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста и должно обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Основные его направления: развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, сохранение потенциала система образующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Для достижения этих целей предстоит:
- сформировать благоприятные условия для обеспечения возможности оборота прав
- собственности, прежде всего в реальном секторе экономики;
- создать широкий слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу развития производств;
- привлечь инвестиции за счет инвесторов, готовых выполнять обязательства по реализации инвестиционных и социальных условий;
- расширить инструментарий приватизации, используя продажу объектов приватизации за свободно конвертируемую валюту, а также продажу на аукционе с условиями или по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест (если задолженность их по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее), с начальной ценой, равной одной минимальной заработной плате.
Предусматривается предпринять ряд мер по обеспечению эффективного управления государственными пакетами акций (долями) в уставных фондах негосударственных коммерческих организаций. Часть средств, получаемых от приватизации, а также дивидендов от акций, находящихся в государственной собственности, предполагается использовать для поддержки реформируемых предприятий.
В процессе реформирования государственной собственности на каждом этапе предполагается обеспечить экономическую безопасность и приоритет интересов государства и граждан Республики Беларусь с помощью государственного контроля.
И всё-таки приватизация в Республике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации. При этом определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что приватизация общемировой процесс уже с достаточно продолжительной историей. В него включились практически все страны, где имеется государственный сектор. Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода в экономике к рыночным отношениям.
В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой, она следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Любые перемены сталкиваются с сопротивлением, разгосударствление и приватизация не является исключением, как бы они не проводились. В Зарубежных странах, накопивших более солидный опыт экономических реформ, приватизация осуществлялась по тщательно разработанным государственным программам под контролем и при поддержке специально созданных для этого государственных органов. Опыт приватизации в Венгрии показывает, что даже при наличии определенной инфраструктуры рынка процесс протекает сложно и вряд ли уложится в год-полтора. Для нормального осуществления приватизации нужны рыночная сфера, капиталы, готовность населения. Важнейший урок французского опыта состоит в том, что приватизация это процесс, организованный сверху. Иными словами, приватизация представляет собой экономическую политику государства, его централизованное регулирование.
Сущность разгосударствления заключается в выводе большей части экономики из-под прямого контроля государственных органов, с целью создания полноценной рыночной инфраструктуры, где бывшие государственные унитарные предприятия будут выступать в роли свободных товаропроизводителей. По сравнению с приватизацией разгосударствление достаточно быстрый во времени процесс, осуществляемый путем акционирования государственных предприятий, сдачи их в аренду с правом выкупа.
В настоящее время очень важным является вопрос о приватизации земли, и в тоже время, все более актуальной становится проблема возврата части переданного в частные руки государственного и муниципального имущества, которая включает в себя разработку и принятие закона о национализации и муниципализации.
Если сравнивать опыт России и мировой опыт, то можно сказать, что идеальной модели приватизации нет ни в одной стране. В каждой из них можно выявить как положительные, так и негативные последствия. Не следует строить иллюзий относительно возможностей в короткий срок выгодно и безболезненно распродать большую часть государственного имущества. Приватизация явилась краеугольным камнем, фундаментом перехода от централизованной административной системы управления к рыночной экономике, который практически невозможен без негативных последствий и непопулярных мер.
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходящих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разгосударствления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собственности в Республике Беларусь. Излагаются вопросы порядка преобразования форм собственности в республике. Изложена информация о принятых законах, постановлениях и методических указаниях, регламентирующих проведение приватизации с тем, чтобы законодательная и нормативная база приватизации помогла сделать правильный выбор при решении проблем, возникающих на приватизируемых предприятиях.
Для более глубокого анализа происходящих в стране преобразований и поиска путей решения проблем, возникающих при приватизации государственных предприятий, рассматривается зарубежный опыт разгосударствления. В данной работе мы кратко рассмотрели существующие в мировой практике способы и методы приватизации.
Сейчас уже можно делать вывод о том, в каких странах, и какой подход к разгосударствлению оказался наиболее успешными. Если судить по динамике развития экономики государства, то это бесспорно Польша, Чехия, Словакия. Следовательно, нам не стоит бояться шоковой терапии, разукрупнения огромных убыточных предприятий, введения частной собственности на землю. Дальнейшее затягивание этих процессов все дальше и дальше отбрасывает нашу страну назад, от развитых европейских государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Глинкина С.П., Приватизация: концепции, реализации, эффективность / С.П. Глинкина. Москва, 2006.235 с.
- Государственная программа приватизации (утверждена постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 16 июня 1993г.)
- Государственная программа разгосударствления и приватизации/ Минск, 2006.
- Макроэкономика: учебное пособие/А.В.Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.
- О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: декрет Президента Республики Беларусь, 20 марта 1998 г., № 3//Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 9. ст. 206
- О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г., № 2103-XII 1993. № 7. ст. 41
- Положение по оценке объектов государственной собственности
- Приватизация в производственной и социальной сферах. Зарубежный опыт/ Москва, 2005.
- Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Минск, 2004.
- Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: макроэкономика: Учебно-методический комплекс. М.: МЭСИ, 2008. 286 с.
Разгосударствление и приватизаци