Роль правовых идей Авиценны в развитии медицины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

им. Академика М.Ф. Решетнева

(СибГАУ)

Кафедра Правоведения

Реферат

Предмет: «Правоведение»

Тема: «роль правовых идей Авиценны в развитии медицины»

Выполнил:

Проверил

Красноярск 2014

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Общая характеристика правовых идей Авиценны ………………. 4

1.1 Идеи гуманизма …………………………………………………………… 4

1.2. Идеи естественных прав …………………………………………………. 8

Глава 2. Использование Авиценны права в медицинской науке…………… 14

2.1. Права на медицинскую помощь ………………………………………….... 14

2.2. Права на медицинскую тайну …………………………………………….. 16

Заключение ………………………………………………………………………. 20

Список использованной литературы ………………………………………….. 21

Введение

Актуальность. Насущная проблема государственного строительства и демократического общества на прямую связано с реализацией достижений видных мыслителей прошлого. Так, например результатов профессиональной деятельности Авиценны в системе социальных связей: человека, общества и государства.

Цель – отразить роль правовых идей Авиценны в развитии медицины.

Задачи:

  • исследовать образ высшей ценности прав человека в реализации медицинской деятельности;
  • исследовать права человека (на жизнь и на смерть);
  • анализ гуманистических принципов права в сфере медицины.

Объект – круг общественных отношений, обусловленный взаимовлиянием медицины и права.

Метод: генерации (апробация источников права в научных достижениях по средствам трансформации прикладных исследований в области права и медицины).

Имя Абу Али ибн Сины (Авиценна) прочно вошло в историю мировой культуры. Он внес богатейший вклад непреходящей ценности в развитие· общественной мысли человечества, мировой цивилизации.

Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн-Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.

Особенно велики заслуги Ибн-Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества.

Главным медицинским трудом Ибн-Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней.

Глава 1. Общая характеристика правовых идей Авиценны

1.1. Идеи гуманизма

Идеи гуманизма давно признаны в качестве фундамента прогрессивных идей в таких сферах деятельности как медицина, юриспруденция, философия, политика и прочее.

Гуманизм – это деятельность, направленная на уважение неотъемлемых прав человека (свобода, достоинство, неприкосновенность и т д.). 1

Биография Ибн Сины, составленная им самим и продолженная его учеником Абу Убайдом Джузджани, дошла до нас в четырех редакциях: Абул Хасана Байхаки (ум. около 1160), Кифти (ум 1172) Усайбии (ум. 1203) и Ибн Халликана (1256-1274).

Ибн Сина родился 16 августа 980 г. в селении Афшана близ Бухары.

Отец его Абдуллах, уроженец города Балха, переехал в Бухару во времена правления Нуха ибн Мансура Самани. Мать Ибн Сины, Сита-рабану, была из Афшаны, которое в Х в. было небольшим, но сильно укрепленным селением, славившимся еженедельным базаром. По-видимому, уровень культурной жизни в ней был высок. Отец Ибн Сины занимал видное место среди знати Афшаны. В семье было двое сыновей: Хусейн (собственное имя Ибн Сины) и Махмуд - младший брат Ибн Сины. В 986 г. семья Абдуллаха переезжает в Бухару, где Ибн Сину отдают в школу.

Бухара в Х в. была не только одним из многолюдных торговых городов своего времени, но и крупнейшим культурным центром Востока, «где можно было встретить представителей и сторонников всех течений тогдашней интеллектуальной жизни: от самых право верных (следовательно, реакционных) мусульманских верований до самых крайних шиитских воззрений, от философских течений, в той или иной мере связанных с исламом, до самых нигилистических теорий, ересей и толков, ничего общего фактически с исламом не имевших. Все это диспутировало между собою, волновалось и доходило до ожесточенных, даже кровавых столкновений на идеологической почве.

В юные годы Ибн Сина сначала с помощью учителей, а затем самостоятельно стал изучать математику, геометрию, законоведение, логику, физику, естествознание, философию и другие науки по произведениям древнегреческих и восточных авторов. В своей автобиографии он рассказывает, как штудировал «Исагогу» -. сочинение по логике древнегреческого философа неоплатоника Порфирия Тира (232-364), «Начало» - произведение древнегреческого математика Евклида (III в. до н.э.), «Альмагест» - сочинение Птолемея по астрономии, «Метафизику». Аристотеля, комментарий Фараби к «Метафизике»· - «Цели метафизики» и др.

Первыми наставниками Ибн Сины были Махмуд Массох, известный бухарский ученый Исмаил Захид. У них Ибн Сина обучился «индийскому счету», законоведению. Философию, логику он начал изучать под руководством философа Абу Абдуллаха Натили, но вскоре превзошел учителя. Рассказывая о процессе изучения «Альмагеста», Ибн Сина в биографии о своем наставнике пишет: « ... Сколько было сложных фигур, которых он не знал до тех пор, пока я не изложил и не объяснил ему!» Однако путь познания наук, как признает Ибн Сина, был тяжел и тернист. Особенно большие трудности он встретил при изучении «Метафизики» Аристотеля. Арабские тексты сочинений древнегреческих ученых не всегда были доступными для понимания, так как они, искаженные вымыслами переводчиков, были известны в передаче неоплатоников. Кроме того, переводы на арабский язык были сделаны не непосредственно с греческого, а с переводов на сирийский среднеперсидский и другие языки. 2

Как рассказывает сам Ибн Сина, «Метафизику» Аристотеля он читал сорок раз, текст книги знал наизусть, но приходил в отчаяние из-за того, что никак не мог вникнуть· в сущность идей Аристотеля. По счастливой случайности Ибн Сине удалось приобрести на книжном базаре Бухары комментарии Фараби к «Метафизике» Аристотеля, ознакомившись с которыми он понял смысл учения Аристотеля.

Когда Ибн Сине исполнилось 16 лет, он приступил к изучению медицины. В занятиях по медицине ему помогал известный бухарский врач ученый Абу Мансур Камари - один из придворных врачей эмира. В своей биографии Ибн Сина пишет: «... Я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней ... За короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Благодаря приобретенному опыту, передо мною открылись неописуемые врата врачевания». Таковы сведения документального источника автобиографии Ибн Сины.

К 18 годам Ибн Сина завершил изучение всех наук и стал достаточно искусным врачом, приобрел популярность и пользовался большим авторитетом среди врачей Бухары. Об этом он так писал в своей автобиографии: «Правителем Бухары в то время был Нух ибн Мансур. Однажды он заболел, и врачи оказались не в состоянии исцелить его. Поскольку мое имя было известно в их среде благодаря начитанности, они. упомянули ему обо мне и попросили его вызвать меня».

Несомненно, что в формировании Ибн Сины как ученого-медика большую роль играли его. поразительные трудолюбием трудоспособность, настойчивость, упорство и любовь к знаниям, активность в преодолении трудностей и особенно глубокое знание философии и логики. Об этом свидетельствуют строки из его автобиографии - «Полтора года я учился еще усерднее и снова прошел логику и все философские науки. Во все это время я с ночи до утра не спал и с утра до ночи не отдыхал и кроме умственной работы ничем не занимался. Если я ... на мгновение забывался сном, то во сне я видел эти самые научные проблемы, и часто бывало, что во сне спадал покров с трудных вопросов и мне удавалось разрешить их».

Так упорна работал 16-18-летний юноша. Результаты такого труда в последующем отразились на его творческой деятельности как ученого-медика. В частнасти, различные проблемы медицинской науки он постоянно стремился рассматривать с широких философских позиций, строить рассуждения и выводы в строгой логической системе.3

Таким образам, гады, проведенные Ибн Синой в Бухаре, оказались благоприятными для самостоятельного изучения наук. В молодом ученом уже пробудился мыслитель-энциклопедист. 4

На относительно спокойная научная и творческая деятельность Ибн Сины была нарушена. В конце Х в. политическая обстановка в стране осложнилась. После того как Илек-ханНаср занял Бухару (999), в ней на несколько лет установилась анархия, никто не мог быть спокоен ни за свое имущество, ни за свою жизнь. Ибн Сине пришлось покинуть Бухару и в 1002 г. переехать в столицу Хорезма - Гургандж. Там его принял под свое покровительство Хорезмшах Али ибн Мамун и назначил жалованье.

Обстановка в столице Хорезма в тот период для ученых была более благоприятней, чем в Бухаре. Хорезмшах Мамун поощрял развитие наук и искусств. При дворце шаха находились многие известные тогда ученые, поэты, художники и музыканты. В знаменитой «Академии Мамуна» объединились блестящие ученые во главе с Беруни Ученые Хорезма приветливо встретили Ибн Сину. Здесь в тесном кругу с великим ученым и мыслителем Беруни, медиком Абу СахлемМасихи, математикам и астрономом Абу Насром ибн Ираком и другими видными учеными он мог вникать в суть различных философских вопросов и вести научные споры.

Научные диспуты и беседы с виднейшими представителями среднеазиатской культуры и науки помогли Ибн Сине углубить сваи знания на ряду областей науки, особенно на медицине.

1.2. Идеи естественных прав

Идеи естественных прав выражаются в совокупности неотъемлемых ценностей, принадлежащих каждому человеку от рождения. Авиценна сделал попытку развития идеи естественных прав в профессиональной медицинской деятельности. Ему удалось доказать неразрывную связь естественных прав с аксиомами медицинской науки. Так, например, естественные права:5

1. жизнь

2. здоровье

3. честь

4. достоинство

5. личная неприкосновенность были существенно разработаны Авиценной в его трудах.

Как подлинный ученый - энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, «физика» (т.е. естествознание), астрономия, математика, музыка,

химия, этика, литература, языкознание и др.

Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.

В своих философско-энциклопедических сочинениях «Справедливость» и «Восточная философия», «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений», «Книга знаний» и других Ибн Сина сумел преодолеть груз идеалистических традиций ислама. В противоположность религиозным легендам о сотворении мира Ибн Сина создает философскую систему, положившую в основу происхождения мира «те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему». Ибн Сина верит в объективное существование материи, ее

бесконечность, несотворимость и вечность.

Определенный интерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности · человека с определенными частями головного мозга.

Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой. 6

Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и ему приписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовал последующему развитию химии, главным образом благодаря критике основного принципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов в благородные.

В области геологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точку зрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2 факторов: 1 - поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 - действие потока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этим самым обусловливает образование больших возвышенностей.

В трудах Ибн Сины объяснены образование гор, долин, ущелий, возникновение пустынь, причины землетрясений, лунного и солнечного затмения, природа теплоты, света, радуги, небесных явлений и др. Доказывая их объективный, закономерный характер, он подрывал суеверные представления. Ибн Сина объявляет астрологию лженаукой. В книге «Опровержение приговоров звезд» он пишет: «Если бы астрология была наукой, то как же это? Ведь она чистейшая ложь и откровенный вздор!».

Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707-17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем - Авиценния. 7

Геолого-минералогические воззрения ученого излагаются в «Книге исцеления», «Книге знания» и др. Он высказывал мысль, что горообразование связано с землетрясениями, происхождение которых объяснял глубинными геологическими перемещениями. В горообразовании значительную роль играет и вода, размывающая землю и способствующая образованию ущелий и горных плато. Ибн Синаписал, что современные населенные области в прошлом были необитаемы и были дном моря. Об этом свидетельствуют камни, в которых находят части водяных животных, раковины и др. Эти высказывания Ибн Сины шли вразрез с существовавшими в то время представлениями о Земле, как результате единовременного творения.

Взгляды Ибн Си:ны на воспитание и образование молодого поколения были прогрессивны в свое время и довольно близки к современным. Он один из первых ученых на Востоке дал стройную систему и описание приемов· воспитания. По убеждению Ибн Сины, воспитание ребенка должно начинаться с младенческого возраста, все внимание воспитателя должно быть обращено «на улучшение характера ребенка, на надлежащую направленность ухода, на то, чтобы всегда было налицо то, что он желает и к чему стремится, и не допускалось бы в· его присутствии ничего такого, чего он не любит ... от воспитания зависит как его нравственное, так и физическое здоровье». Большое внимание Ибн Сина уделяет постановке правильного школьного воспитания, обращая серьезное внимание на личность воспитателя, участвующего в формировании характера будущего гражданина. По его мнению, в школе должны преподавать только хорошие учителя. Учитель должен быть мужественным, честным и сердечным · человеком, хорошо знающим методы воспитания и правила морали. Нельзя допускать, чтобы ребенок учился в одиночку. Дети должны общаться друг с. другом, заимствовать друг у друга хорошие манеры. 8

Широкую известность получило поэтическое творчество Ибн Сины. Литературно-поэтические взгляды мыслителя нашли отражение в его трактатах по поэтике и музыке. Художественные и философские повести Ибн Сины «Живой сын Бодрствующего», «Птицы» и др.) оказали большое влияние на последующее развитие литературы народов Востока.

Мотивы его художественно-философских повестей можно .обнаружить и в «Божественной комедии» Данте, упоминавшего Ибн Сину как выдающегося мыслителя. Восхваление разума и знаний, высоких идеалов гуманизма и дружбы, критика отрицательных черт морали феодального общества, невежества и ханжества составляли содержание его яркой поэзии.

Ибн Сина понимал великую эстетическую силу подлинной красоты он возвеличивал музыку как искусство, способное облагораживать человека, поднимать его дух. Ибн Сина устанавливает зависимость эмоционального состояния человека от определенных свойств исполняемой музыки. По его мнению, звуки, соединенные в гармоничную композицию, могут возвысить душу человека, поднять ее от слабости к силе, и наоборот, музыка, лишенная гармоничности, способна привести человека в состояние душевного упадка.

Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его· справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По содержанию его труды можно разделить (за исключением «Kaнона») условно на три группы: 9

  • труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы;
  • труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;
  • труды по лекарствоведению.

Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, при несшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В «Каноне врачебной науки», а также в ряде специальных работ по лекарствоведению («Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса - лида» и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже· некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь про верки действия лекарственных средств и предлагает «условия», обеспечивающие «чистоту эксперимента». В «Каноне врачебной науки» содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении, Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывал ась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита.10

Глава 2. Использование Авиценны права в медицинской науке

2.1. Права на медицинскую помощь

Права на медицинскую помощь немыслимо без реализации медицинской науки. Право на медицинскую помощь, закрепленные как в Конституции РФ, так и в Международном пакте о социально-экономических правах и свободах человека, представляет собой возможность каждого на получение надлежащих услуг со стороны государства в связи с нарушением нормального цикла жизнедеятельности биосоциального организма.

Философия Авиценны была теоцентрической, однако, в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в· коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным, творческим условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно.

В философию Авиценны можно входят следующие положения: 11

  • высмеивание косности и догматизма исламских теологов;
  • Авиценна пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);
  • видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;
  • основывал многие философские идеи на достижении естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);
  • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;
  • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;
  • причину возникновения мира видел в «эманации» - истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;
  • выступал против идеи «первотолчка», которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи.

Человек - это общественное существо: «он не может обойтись без общества на всем протяжении своего существования ... Что же касается одинокого человека, то, если бы не существовало никого другого, кроме него самого и кроме того, что есть в природе, то он бы погиб или же условия его существования были бы крайне тяжелыми». Только во взаимодействии с подобными себе людьми, в процессе разделения труда и общения человек обеспечивает возможность своего существования.

Человек - деятельное существо, характеризующееся способностью осуществлять производительную активность. Он не удовлетворяется тем, что дает ему природа в готовом виде - пищу, одежду, а изготовляет необходимые ему жизненные блага «искусственным путем». Ибн Сина указывает, что человек «нуждается в земледелии и в подобного рода занятиях».

Такое понимание окружающего мира позволило Ибн. Сине сделать открытия в еще плохо развитой медицине. К лечению он подходит не с позиций голого эмпиризма, а старается обосновать его с точки зрения особенностей анатомического строения и функции органа, общей патологии и патогенеза заболевания.

Историческое значение правил выбора и назначения лекарств Ибн Сины, прогрессивный характер их становятся еще более очевидными, если вспомнить что до Ибн Сины И после него лечебные назначения делали, руководствуясь сновидениями, или эффект лекарства связывали с волей бога, а назначение лекарства сопровождали астрологическими рассуждениями.

2.2. Право на медицинскую тайну

Право на медицинскую тайну – свобода и возможность обеспечить неприкосновенность чести и достоинства каждого пациента от распространения сведений персонального характера. Право на медицинскую тайну, закрепленное как у УК РФ так и в подзаконных актах о профессиональной тайне, отождествляет сведения медицинского характера с государственной тайной, профессиональной, коммерческой и служебной тайной. Главная заповедь медицинского работника: «Не навреди». Распространение сведений, затрагивающих социально-правовой статус пациента, причинят вред (моральный и физический).12

Известный врач ХУIII в. Сайд Мухаммад Хусайн полагал, что поскольку лекарственные вещества находятся под влиянием семи планет, применять их нужно в соответствующие дни влияния той или иной планеты только тогда лекарство окажется эффективным. В книге «КарабадиниКабир» в большой главе «Изложение некоторых дел, относящихся к астрономии и естествознанию» он при водит обширные астрологические таблицы применения различных лекарств в соответствии с .состоянием «семи планет» (Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера Меркурий, Луна). Специальная глава об астрологии и астрологические таблицы даны также в медицинском сочинении известного арабского врача ХVI в. Давуда Антаки (l542 -1599).

Самым известной из всех работ Авиценны, безусловно, является его знаменитый «Канон врачебной науки». Вторая и пятая книги «Канона» посвящены вопросам лекарственной терапии. Во второй книге описаны 811 простых лекарств растительного, минерального и животного происхождения, в пятой - приготовление сложных лекарств и лекарственных форм (порошки, лепешечки, отвары, соки, настои, мази, сиропы, варенья, пилюли, масла и. др.) и их применение при различных заболеваниях.

Учение Ибн Сины о назначении и применении лекарств имеет ряд особенностей. Интересна мысль о необходимости назначать лекарства индивидуально.

Утверждение о том, что одно и то же лекарство по-разному действует на разных больных, неслучайно, оно логично вытекает из учения Ибн Сины о строении человеческого тела. «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Это принципииальное и основное требование, наложившее отпечаток на всю систему медицинских взглядов Ибн Сины, сохраняет свое значение и в. настоящее время.

Знание свойств и действия лекарств рассматривается как важное предварительное условие их приготовления и практического использования. Этому вопросу посвящен специальный раздел, начинающийся словами: «Свойства лекарств познаются двумя путями: путем сравнения и путем испытания. Поговорим сперва об испытании и скажем: ·испытание приводит к достоверному познанию свойств лекарства только после соблюдения (известных) условий».

Об этом утверждении Ибн Сины Б.Д. Петров справедливо говорил: «Здесь все заслуживает внимания: и то, что указывается на два главных пути - эксперимент и умозаключение, и то, что эксперимент ставится на первое место. Эксперимент трактуется как критерий практики». Далее приводятся условия успеха эксперимента: «Первое из этих условий (лекарство должно быть) свободно от всякого приобретенного качества. Например, вода по естеству холодна, поэтому, если испытывают воду, не нужно ее подогревать. Второе условие состоит в том, чтобы болезнь, на которой испытывают лекарство, была простая, так как, если болезнь сложная, то тут имеются два явления, требующие двух противоположных способов лечения. В-третьих; лекарство следует испытывать при двух противоположных (болезнях). B- четвертых, … следует сначала испытывать лекарство против самой слабой болезни и понемногу переходить к более сильным, чтобы узнать силу лекарства ... В-пятых, (следует) учитывать время, когда проявляется действие и влияние лекарства». Побочные действия лекарства также надо учитывать.

Ибн Сина выдвигает три основных правила лечения при помощи лекарства.

Первое правило (<<выбор лекарства по качеству») исходит из основного терапевтического принципа древних врачей «лечить противоположным» и предусматривает выбор лекарства, натура которого противоположна натуре болезни. Например, при горячей болезни следует выбрать лекарство с холодной натурой, при холодной болезни, наоборот - горячее лекарство и др.

Так, Ибн Сина об этом говорил: «Что· касается правила выбора по качеству лекарств вообще, то выбор пойдет по· правильному пути при распознавании рода заболевания. Поистине, когда будет понятно качество болезни, нужно выбрать лекарство с противодействующим качеством, ибо болезнь лечится противодействием, а здоровье сохраняется при помощи того, что способствует ему».

Второе правило («<выбор лекарств по количеству») предусматривает; с одной стороны, определение степени (в количественном выражении)

теплоты, холодности, влажности и сухости лекарства соответственно роду болезни, с другой, - установление дозы лекарств из текста «Канона» следует, что Ибн Сина понимал, как сложно выполнить это правило и установить какой-либо один критерий.

Ибн Сина указывал, что при определении дозы (третье правило) лекарства врач должен исходить из предшествующего опыта, учитывать анатомо-физиологические· особенности пораженного органа, индивидуальные особенности больного (пол, возраст, привычки, профессию) и различные внешние факторы (время года, климат, страну и др.) Он писал: «Количественное измерение (лекарства) в двух отношениях (то есть выбор лекарства соответствующей степени по качеству и собственно дозы) взятое в целом, про изводится путем домысла при помощи врачебного искусства, (основываясь) на естестве органа, степени заболевания и таких моментах, которые требуют для себя соответствия и сообразности; (эти моменты) суть - пол,- возраст, привычка, сезон, страна, профессия, сила и наружность».

Систематичность и логичность как большие достоинства «Канона» отмечали даже те, кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины. Успех «Канона врачебной науки» был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической картины болезней , точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро создали «Канону» огромную популярность, а его автору обеспечили самодержавную власть в течение пяти столетий во всем медицинском мире средних веков».

Также Авиценной были написаны следующие труды: «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца, «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан алабдон ал инсонияби-тадориканвоъхато ан-тадбир»), «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан вафазоилаш-шаробваманофиъихвамазорих») - самый короткий трактат Ибн Сины, «Поэма о медицине» («Урджусафит-тиб»). «Трактат о пульсе» («Рисолайинабзийа»), «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»), «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений, «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-ссиканджубiш») описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда, «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»), «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола филурук ал-мафсуда»), «Рисола-йижудия» - описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены.

Заключение

Из выше изложенного можно сделать вывод о жизни Абу Али ибн-Сина (Авиценна) о его работах, о заслугах в науке, в частности о заслугах в области медицины.

Авиценна стад величайшим ученым-врачом своего времени. И до наших дней дошли его работы как врача и ученого. Им были сделаны важные открытия в большинстве областей медицины, даже в области фармакологии и психологии. Авиценна предложил использование многих до него неизвестных эффективных лекарственных препаратов на растительной, животной и минеральной основах. Более того, действие многих из них он проверил лично на практике у постели больного. Ибн Сина изучал психические расстройства не только с врачебной позиции, но и с позиции психоанализа.

В книгах «Канона врачебной науки» изложены истории болезней, физиологические и анатомические обоснования патологических процессов и конечно же, известные в то время методы лечения и профилактики.

Все свои знания и умения Абу Али ибн-Сина систематично, логично и рационально изложил в самом знаменитом своем труде, в «Каноне врачебной науки»). Методы лечения из этих книг используются докторами и по сей день.

Список использованной литературы

  1. Воскобойников В. М. Великий врачеватель - Москва: Просвещение, 2011 г.
  2. История медицины Т.С Сорокина - 2009г.
  3. «Малая медицинская энциклопедия». Главный редактор академик РАМН Покровский, Москва. «Большая Российская энциклопедия», 1992.
  4. Борисов Б.А. – Теория государства и права// БелГУ.-2007.- с. 292.
  5. Бошно С.М. – Теория государства и права // М. Экспо.-2007.- с. 400.
  6. Иванов А.А., Иванов В.П.. Теория государства и права// М.Юнити-Дана.-2007.- с.303.
  7. Мелехин А.В..Теория государства и права// М: Маркет ДС.-2009.- с. 640.
  8. Мардалиев Т.В., Правоведение. М.Юнити-Дана.-2010- с.126.
  9. Смоленский М.Б. «Правоведение» -М: «Март» – 2008г., с.59.
  10. Мазуров А.В. «Правоведение» -М: «ЮРАЙТ» – 2008г. , с.37.
  11. Абдулаев М.И. Правоведение: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2009.
  12. Балашов, А.И. Правоведение (Текст): учебник/А.И. Балашов, Г.П. Рудаков.-3-е изд.,перераб. И доп.-СПб.:Питер, 2008.-464с. –(Учеб. для вузов).
  13. Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол - отношение, качество, положение или всё-таки количество? // Историко-математические исследования. - 2006г.с. 123.

1 Воскобойников В. М. Великий врачеватель - Москва: Просвещение, 2011 г.

2 «Малая медицинская энциклопедия». Главный редактор академик РАМН Покровский, Москва. «Большая Российская энциклопедия», 1992

3 Воскобойников В. М. Великий врачеватель - Москва: Просвещение, 2011 г.

4 «Малая медицинская энциклопедия». Главный редактор академик РАМН Покровский, Москва. «Большая Российская энциклопедия», 1992

5 «Малая медицинская энциклопедия». Главный редактор академик РАМН Покровский, Москва. «Большая Российская энциклопедия», 1992.

6 Воскобойников В. М. Великий врачеватель - Москва: Просвещение, 2011 г.

7 Мардалиев Т.В., Правоведение. М.Юнити-Дана.-2010- с.126.

8 Мардалиев Т.В., Правоведение. М.Юнити-Дана.-2010- с.126.

9 Мардалиев Т.В., Правоведение. М.Юнити-Дана.-2010- с.126.

10 История медицины Т.С Сорокина - 2009г.

11 История медицины Т.С Сорокина - 2009г.

12 История медицины Т.С Сорокина - 2009г.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Роль правовых идей Авиценны в развитии медицины