Долгосрочные финансовые инвестиции. Бухгалтерский финансовый учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления, экономики и финансов

Кафедра финансового учета

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Бухгалтерский финансовый учет

Тема: Бухгалтерский финансовый учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования.

Казань 2014


Содержание

Введение 3
1.Понятие и классификация долгосрочных инвестиций 5
2.Синтетический и аналитический учет долгосрочных инвестиций 12
3.Раскрытие информации о долгосрочных инвестициях в бухгалтерской (финансовой) отчетности 25
4.Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций 30
Заключение 37
Список использованных источников 39

Введение

Неотъемлемой частью деятельности любого существующего в современных экономических условиях предприятия являются долгосрочные инвестиции. Они позволяют не только удерживать уровень предприятия на рынке труда, но и продуктивно развивать и расширять его возможности. Рыночная экономика не имеет возможности развития без инвестиций, поэтому в России к ним большое внимание проявляют как предприниматели, так и государственные органы, что обосновывает актуальность данной работы.

Инвестируя капитал в различные инвестиционные проекты, организация может как возместить вложенный капитал, так и получить прибыль от вложения.

Долгосрочные инвестиции, как правило, направляются на приобретение или строительство зданий, оборудования для производства, а также проведения опытно-конструкторских разработок и внедрения передовых технологий производства.

 В зависимости от вида предпринимательской деятельности, предприятие может привлечь долговременные инвестиции и иными способами, например, многие строительные компании предлагают инвесторам принять участие в долевом строительстве объектов.

 В России долгосрочные инвестиции не слишком популярны. Большинство предпринимателей предпочитают получить прибыль за короткий срок. Большинство инвесторов также предпочитают краткосрочные, а не долгосрочные инвестиции.

 В настоящее время ситуация несколько меняется, крупнейшие российские компании, работающие в сфере добычи полезных ископаемых, топливно-энергетическом и телекоммуникационных секторах экономики ищут различные способы для привлечения долгосрочных инвестиций.

Любая финансовая компания знает, что достижение высоких показателей доходности происходит за счет разумного выбора средств. Такими средствами являются источники долгосрочных инвестиций – финансовые (портфельные) и реальные (капиталообразующие) инвестиции. И если портфельные инвестиции – это вложения денег в различные акции, векселя и другие виды ценных бумаг, то капиталообразующие подразумевают предоставление денег для развития определенного бизнеса, то есть обновления его производственного процесса. Оба способа могут приносить доход клиенту. Секрет доходности в том, чтобы проанализировать финансовые цели и текущую ситуацию клиента, его потребности и только тогда подобрать оптимальные инструменты управления деньгами.

Цель данной работы заключается в раскрытии понятия долгосрочных инвестиций в финансовом бухгалтерском учёте.

Задачи, вытекающие из заданной цели:

-определить роль долгосрочных инвестиций в финансовом бухгалтерском учёте

-разобрать синтетический и аналитический учёт долгосрочных инвестиций

-показать процесс отражения долгосрочных инвестиций в бухгалтерской отчётности

-пояснить, за счёт чего финансируются долгосрочные инвестиции

1. Понятие и классификация долгосрочных инвестиций

Инвестициями называют вложения денежных ресурсов в строительство, ценные бумаги, с целью получения дохода в виде дивидендов, а также приобретение основных средств и нематериальных активов.

Инвестиции подразделяют на краткосрочные и долгосрочные.
Долгосрочные инвестиции – это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного (свыше одного года использования, не предназначенных для продажи, исключением выступают долгосрочные финансовые вложения в государственные ценные бумаги и уставные капиталы иных организаций.

К долгосрочным относят следующие виды инвестиций:

1) инвестиции в ценные бумаги;

2) инвестиции в ценные бумаги, дающие право собственности (привилегированные и обыкновенные акции);

3) инвестиции в долговые обязательства других компаний (облигации, долгосрочные векселя, закладные);

4) инвестиции в материальные необоротные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности, а предназначены для перепродажи, будущего использования или держатся с целью будущего увеличения их стоимости;

5) инвестиции в дочерние компании, филиалы, совместные предприятия и другое, если данные об их деятельности не входят в консолидированную отчетность; [3]

Инвесторы, подрядчики и заказчики являются основными субъектами инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями.

Инвесторами могут быть:

- физические и юридические лица

- объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности

- государственные органы

- иностранные инвесторы, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и привлеченных средств

Одним из самых распространённых видов долгосрочных финансовых инвестиций являются взносы в уставные капиталы прочих организаций и коммерческих банков.

К долгосрочным финансовым инвестициям относятся инвестиции в дочерние, зависимые и другие общества, долговые ценные бумаги, срок погашения которых превышает 12 месяцев с даты создания отчетности, займы выданные, срок погашения которых также превышает 12 месяцев с даты создания отчетности.

К долгосрочным инвестициям можно отнести:

1. Капитальное строительство новых объектов, расширение, реконструкция или модернизация предприятий, зданий и сооружений;

2.Приобретение зданий, оборудований, транспортных средств  и других объектов основных средств;

3.Приобретение объектов природопользования или земельных участков;

4.Создание или приобретение нематериальных активов;

1)Капитальное строительство новых объектов или расширение, реконструкция и модернизация действующих предприятий, строений и сооружений;

Капитальное строительство- это процесс создания новых и реконструкция действующих производственных и непроизводственных фондов народного хозяйства.

При организации учета затрат по капитальному строительству нужно принять во внимание, что:

  1. учет капитальных вложений на счете 08 может вестись заказчиком и инвестором (при приемке объекта) либо одним инвестором, если он выполняет функции заказчика;
  2. учет капитальных вложений на уровне заказчика - застройщика может вестись в порядке, установленном для учета результатов деятельности подрядных строительных организаций;
  3. не все затраты заказчика по капитальному строительству формируют инвентарную стоимость объектов (затраты по строительству, в размере которых объект вводится в состав основных средств), вводимых в эксплуатацию. [14]

Затраты по строительству основных средств учитываются в зависимости от способа производства: хозяйственного или подрядного. Согласно порядку, установленному в ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" при хозяйственном способе производства застройщик учитывает затраты на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

При подрядном способе производства затраты также отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций. [1]

  Для ведения учета заказчику-застройщику необходима информация о структуре капитальных вложений.

Можно выделить такие виды структур:

- технологическая;

- воспроизводственная;

- по способу производства строительно-монтажных работ;

- по назначению вложений;

- по источнику финансирования вложений.

Технологическая структура делит затраты на:

- строительные работы;

- работы по монтажу оборудования;

- приобретение оборудования, не требующего монтажа;

- приобретение оборудования требующего монтажа;

- прочие капитальные затраты.[2]

Воспроизводственная структура включает затраты на:

- новое строительство;

- расширение действующих объектов и предприятий

- реконструкцию и техническое перевооружение объектов.

Основные направления воспроизводства:

- новое строительство

- реконструкция

- расширение

- техническое перевооружение

К капитальному строительству также может относиться деятельность по выполнению проектных и изыскательных работ, подготовке технической документации, необходимой для выполнения строительных, монтажных и других специальных капитальных работ.

Объекты капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.

Лицо, которое осуществляет строительство или реконструкцию объекта называется застройщиком.

Строительство осуществляется подрядным, хозяйственным или смешанным способом. 

При подрядном способе застройщик исполняет роль заказчика в договоре подряда. Согласно этому договору, фирма-подрядчик выполняет строительные работы.  При хозяйственном методе ведения работ строительство выполняется  собственными силами организацией-застройщиком.

 При хозяйственном способе:

- строительные работы осуществляются предприятием самостоятельно, без привлечения подрядчика;

- функции заказчика и подрядчика выполняет сам инвестор;  - в организации могут создаваться специализированные структурные строительные подразделение (например, отдел капитального строительства - ОКС);

- договорные отношения между организацией и ее структурными подразделениями, выполняющим строительные работы, отсутствуют, основой регулирования взаимоотношений является внутрихозяйственный заказ;
  - строительство осуществляется для собственных нужд.

Когда часть работ выполняется собственными силами застройщика, а часть  работ выполняется по договору подряда, такой способ принято называть смешанным.

 Реализация инвестиционных проектов по строительству объектов начинается с заключения инвестиционного договора между инвестором и заказчиком- застройщиком.(рис.1)

рис.1

Заказчик-застройщик имеет права владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на срок и в пределах полномочий, прописанных в договоре.
  Заказчик-застройщик заключает договор строительного подряда со строительной организацией для осуществления строительства (рис.2)

рис.2

2.Приобретение зданий, оборудований, транспорта  и прочих объектов основных средств;
Доля имущества организации, многократно используемая в виде средства труда при изготовлении продукции, осуществлении работ или оказании услуг, также для управленческих нужд предприятия в течение периода сроком более двенадцати месяцев называется основными средствами.

Основные средства делятся:

  1. По видам:
  • Здания
  • Сооружения
  • Рабочие и силовые машины и оборудование
  • Измерительные и регулирующие приборы и устройства
  • Вычислительная техника
  • Транспортные средства
  • Инструменты
  • Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности
  • Рабочий, продуктивный и племенной скот
  • Многолетние насаждения
  • Прочие основные средства.
  1. По принадлежности:
  • Собственные
  • Арендуемые
  1. По признаку использования, то есть находящиеся
  • В эксплуатации (действующие)
  • В реконструкции или техническом перевооружении
  • В запасе (резерве)
  • На консервации

3.Приобретение земельных участков и объектов природопользования;
Объектами природопользования являются: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительный, животный мир и другие организмы, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство, создающие в сумме благоприятные условия для существования жизни на Земле.

4.Приобретение или создание нематериальных активов;

К нематериальным активам можно отнести такие объекты интеллектуальной собственности как: 

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; 
  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; 
  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; 
  • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; 
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. [13]

Также к нематериальным активам относят деловую репутацию организации и организационные расходы.

Долгосрочные инвестиции делятся:

а) По своей природе

  1. Коммерческие
  2. Социальные
  3. Финансовые
  4. Производственные
  5. Интеллектуальные

б) По целевому назначению

  1. Наращивание производственной мощности организации
  2. Обновление действующей технической базы организации
  3. Расходы на изучение новых технологий
  4. Расходы, не зависящие от финансовых результатов деятельности
  5. Вложения в акции иных организаций
  6. Нематериальные активы

в) По форме

  1. Новое строительство
  2. Реконструкция
  3. Расширение
  4. Техническое перевооружение
  5. Поддержание работы действующих производств

г) По степени готовности

  1. Завершенные
  2. Незавершенные

д) По структуре

  1. Строение и создание объектов основных средств
  2. Приобретение основных средств
  3. Приобретение объектов природопользования
  4. Создание и приобретение объектов нематериальных активов

е) По назначению

  1. В производственные объекты
  2. В непроизводственные объекты

ж) По отраслям

  1. Вложения в промышленность
  2. Вложения в транспортные средства
  3. Вложения в объекты жилищного строительства
  4. Вложение в здравоохранение
  5. Вложение в сельское хозяйство
  6. Вложения в иные отрасли

з) По уровню централизации источников финансирования

  1. Средства федерального бюджета
  2. Средства субъектов федерации
  3. Средства местного бюджета
  4. Централизованные средства
  5. Нецентрализованные средства
  6. Собственные средства
  7. Заёмные и привлечённые финансовые ресурсы

и) По способу производства строительных работ

  1. Подрядный способ
  2. Хозяйственный способ [12]

  1. Синтетический и аналитический учет долгосрочных инвестиций

Долгосрочные инвестиции учитываются на синтетическом счёте 08«Вложе-ния во внеоборотные активы».

Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных.

По видам вложения долгосрочные инвестиции отражаются на субсчетах:

08-1 "Приобретение земельных участков",

08-2 "Приобретение объектов природопользования",

08-3 "Строительство объектов основных средств",

08-4 "Приобретение объектов основных средств",

08-5 "Приобретение нематериальных активов",

08-6 "Перевод молодняка животных в основное стадо",

08-7 "Приобретение взрослых животных",

(в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н)

08-8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и др.

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н)

08.1. Учитываются расходы на покупку земельных участков.

Земельные участки учитываются по первоначальной стомости, которая затем должна быть списана на дебет счета 01 «Основные средства». Основанием для списания становится акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1.

Земельные участки не подлежат амортизации, так как их потребительские свойства с течением времени не изменяются. Стоимость приобретенного земельного участка не включается в расходы на протяжении всего срока его использования.

Рассмотрим пример:

Приобретен земельный участок с постройкой. Цена приобретения 150000 рублей. Перед поставкой на учёт сумму распределили: земля была оценена на 100000 рублей, постройка – 50000 рублей.

Предположительно определен срок эксплуатации здания. Ликвидационная  стоимость нулевая, поскольку ожидаемые затраты на ликвидацию (снос)  этой постройки равны тем выгодам, которые, возможно, будут получены  в качестве выручки от продажи тех материалов, что от нее останутся после разбора и демонтажа.

Через несколько лет цена на землю выросла, и участок был дооценен до 130000 рублей. Это не повлияет на стоимость здания, приобретенного с земельным участком. Здание продолжает амортизироваться исходя из первоначальной его оцен-ки, то есть по 2000 рублей в год.

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

1. Приобретение ОС

08

60

150000

2. Ввод в эксплуатацию здания

01

08

50000

3. Начало полезной службы земельного участка (одновременно с вводом здания, на нем расположенного)

01

08

100000

2. Износ здания (за год)

20,23,25,26

02

2000

3. Дооценка земли

01

83

30000

4. Износ здания (продолжается ежегодное начисление)

20,23,25,26

02

2000

08.2.Учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования.

Стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных организациями в собственность, отражается согласно оплаченным или принятым счетам продавцов. 

Сумма инвентарной стоимости земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению и затрат по улучшению их качества, комиссионных вознаграждений и прочих платежей. Расходы на строительство приобретенных земельных участков различных сооружений учитываются отдельно от стоимости этих участков, и по окончанию работ по строительству они принимаются на учет по первоначальной стоимости в качестве отдельных объектов основных средств. Указанные расходы по приобретению земельных участков и объектов природопользования отражаются по дебету вышеназванных субсчетов и кредиту счетов учета расчетов (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). 

Затраты, учтённые на 08 счёте, списывают с кредита этого счёта на дебет счёта 01 «Основные средства» после принятия к учёту.

Типовые проводки по данному субсчёту будут выглядеть так:

Содержание операции

Д

К

1

Сформированы расходы на приобретение объекта природопользования в виде консультационных услуг

08

60

76

2

Приобретен объект природопользования

08

60

3

Объект введен в эксплуатацию

01

08

08.3. Учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчётами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

Аналитический учёт затрат по строительству объектов следует вести по данной структуре расходов:

  1. Расходы на строительные работы
  2. Расходы на монтаж оборудования
  3. Расходы по приобретению оборудования, сданного в монтаж
  4. Расходы по приобретению оборудования, не нуждающегося в монтаже
  5. Расходы на приобретение инструмента и инветаря
  6. Расходы на приобретения оборудования, нуждающегося в монтаже, но предназначенного для постоянного запаса
  7. Расходы, не влияющие на стоимость основных средств
  8. Прочие капитальные затраты [2]

Некоторые строительные организации также ведут учет затрат на производство строительных работ по статьям расходов:  "Материалы","Расходы на оплату труда рабочих","Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов","Накладные расходы". 

По статье «Накладные расходы» отражаются расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением строительного производства.
Эти расходы списываются на дебет счета 08 с кредита счетов 10 "Материалы" (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и др. 

Строительная организация вправе сама определять номенклатуру статей затрат, исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности.

Рассмотрим пример:

ЗАО «Максимилиан» в 2014 году осуществило строительство объекта для собственного потребления. При этом были использованы материалы, приобретенные у сторонних организаций, на сумму 59 000 рублей, в том числе НДС 9 000 рублей. Другие расходы предприятия составили 84 000 рублей. Строительство объекта завершено в августе 2014 году. Документы на его государственную регистрацию также были поданы в августе 2014 г., и расходы на нее составили 6000 рублей.

Содержание операции

Д

К

Сумма

Отражено приобретение материалов

10

60

50000

Отражён НДС по приобретённым ценностям

19

60

9000

Списаны материалы на строительство объекта

08.3

10

50000

Списаны другие расходы организации, связанные со строительством объекта

08.3

70,69,02,23

84000

В момент окончания строительства следует оформить первичные документы по учету работ в капитальном строительстве проводкой на август 2014 г.:

Содержание операции

Д

К

Сумма

Оплачены расходы на государственную регистрацию

76

51

6000

Списаны расходы на государственную регистрацию

08.3

76

6000

Если оборудование для строительства приобретает лично заказчик, вне зависимости от способа производства строительных работ, учёт затрат на приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию ведёт застройщик (заказчик). Оборудование, требующее монтажа, учитывают по фактической стоимости приобретения с кредита счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (и других счетов) на дебет счёта

07 «Оборудование к установке». Затем стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается с 07 счёта на дебет счёта 08. Сумма расходов по приобретению оборудования складывается из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных и заготовительно-складских расходов. 

Рассмотрим пример:

Организация «Крауз» приобрела оборудование, требующее монтажа, стоимостью 531000 рублей, в т.ч НДС 81000 рублей. За его доставку транспортной организации было перечислено 41 300 руб., в том числе НДС 6300 руб. Стоимость монтажа оборудования, проведенного подрядной организации 135 700 рублей, в т.ч НДС 20 700 рублей. Учётной политикой организации предусмотрен учёт оборудования, требующего монтажа, на счёте 07 (по планово-расчётной цене) с использованием счетов 15 и 16. Планово-расчётная (учётная) цена оборудования установлена равной 490 000 руб.

Фактические расходы на приобретение оборудования к установке составили : 531 000 – 81 000 + 41 300 – 6300=485 000 рублей.

Поскольку планово-расчётная цена определена в сумме 490 000 рублей, в учёте (по дебету счёта 15 и кредиту счёта 16) необходимо отразить разницу между фактической себестоимостью оборудования и его учётной ценой (5000 руб.).

В бухгалтерском учёте приобретение оборудования, требующего монтажа, принятие его к учёту, осуществление его монтажа и ввода в эксплуатацию сопровождается следующими проводками:

Содержание операции

Д

К

Сумма

Перечислена предоплата за приобретаемое оборудование

60 "А"

51

531000

Отражена задолженность за приобретаемое оборудование

15

60

450000

Выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования

19

60

81000

Принят к оплате счёт за доставку оборудования

15

60

35000

Выделена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией;

19

60

6300

Перечислены денежные средства транспортной организации

60

51

41300

Погашена задолженность перед поставщиком оборудования

60

60 "А"

531000

Оборудование принято по планово-расчётной цене;

7

15

490000

Оборудование передано в монтаж

8

7

490000

Отражена разница между планово-расчётной ценой и фактической стоимостью оборудования(490 000–485 000)

15

16

5000

Сторно на разницу между фактической стоимостью оборудования и его планово-расчётной ценой

8

16

5000

Отражены затраты на монтаж оборудования

8

16

115000

Выделен НДС, предъявленный подрядной организацией, осуществляющей монтаж оборудования;

19

60

20700

Перечислены денежные средства подрядной организации за монтаж оборудования

60

51

135700

Оборудование введено в эксплуатацию(490 000 – 5000 + 115 000)

1

8

600000

Приняты к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиком оборудования, транспортной организацией и подрядчиком (81 000 + 6300 + 20 700)

68

19

108000

08.4. Учитываются затраты  по  приобретению  оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не  требующих монтажа.

Рассмотрим пример:

 Предприятие купило токарный станок за 118 000 руб., включая НДС. В счете-фактуре продавца отдельно показан НДС 18 000 руб. и цена без НДС 100 000 руб.

Содержание операции

Д

К

Сумма

Отражена задолженность перед продавцом ОС

08.4

60

100000

Отражён НДС по приобретённому ОС

19

60

18000

Объект ОС введён в эксплуатацию

01

08.4

100000

Сделан вычет входного НДС 

68

19

18000

Оплачен счёт продавца ОС

60

51

118000

08.5.Учитываются затраты на приобретение нематериальных активов. По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основ-ных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в мате-риальные ценности", 04 "Нематериальные активы" и др. [15]

Рассмотрим пример:

Фирма «Азалия» купила у фирмы «КисловодскСтрой» исключительное право на изобретение. Договор уступки патента был зарегистрирован в Роспатенте с уплатой пошлины 2400 рублей. Стоимость патента 59000 рублей.

Содержание операции

Д

К

Сумма

Оплачена стоимость патента

60

51

59000

Учтена стоимость купленного патента

08.5

60

59000

Учтена уплата пошлины

08.5

60

2400

НМА принят к учету

04

08.5

61400

08.6.Учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо.

Перевод молодняка продуктивного и рабочего скота в основное стадо учитывается по дебету счета 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» и кредиту счета 11 «Животные на выращивании и откорме». Переведенный молодняк одновременно списывается в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08-6. Списание со счета 11 осуществляется по стоимости, числящейся на начало года, с присоединением плановой себестоимости привеса или прироста за период с начала года до момента перевода. В конце года, после составления отчетной калькуляции разница между указанной стоимостью переведенного молодняка и его фактической себестоимостью списывается дополнительной проводкой со счета 11 на счет 08 и со счета 08 на счет 01.

Рассмотрим пример:

В ЗАО «Коровий рай» переводятся коровы в основное стадо. Планово-учетная стоимость животных составляет 210 000 руб. Предположим, что по итогам года было определено, что их фактическая стоимость составила 215 000 руб. 

Бухгалтер ЗАО «Коровий рай» отразит операции в учете следующим образом. 
В момент перевода коров в основное стадо: 

Содержание операции

Д

К

Сумма

списана плановая стоимость переводимых в основное стадо коров; 

08.6

11

210000

отражены коровы в составе основного стада по планово-учетной стоимости

01

08.6

210000

В конце года 215 000 – 210 000=5000

Содержание операции

Д

К

Сумма

– увеличена стоимость коров, переведенных в основное стадо в течение года (списана калькуляционная разница)

08.6

11

5000

отражены коровы в составе основного стада по планово-учетной стоимости

01

08.6

5000

08.7.Учитывается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его дос-тавке.

Стоимость взрослых животных, приобретенных со стороны, учитывается по по фактической себестоимости их приобретения, включая транспортные расходы по дебету субсчёта 08.7.

Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой прибавляются фактические расходы по доставке животных в организацию. Рыночная стоимость животных, полученных безвозмездно, записывается в дебет счета 08 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов».

Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списывают с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства.

Рассмотрим пример:

ЗАО «Лошадка» приобрело у ООО «Порода» пять лошадей по цене 33 000 руб. (в том числе НДС – 3000 руб.) за единицу. Расходы на доставку лошадей собственным транспортом ЗАО «Лошадка» составили 4000 руб.
Предположим, что ЗАО «Лошадка» применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС. Тогда бухгалтер отразит это таким образом:

Содержание операции

Д

К

Сумма

Отражена стоимость приобретённых лошадей

08.7

60

150000

Отражён входной НДС

19

60

15000

Предъявлен к вычету НДС

68

19

15000

Отражены расходы на доставку лошадей собственным транспортом,

08.7

23

61400

Приняты к учёту лошади, пополнившие основное стадо

01

08.7

154000

Перечислено ООО «Порода» за приобретённых лошадей

60

51

165000

08.8. Учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Рассмотрим пример:

ОАО «Молот» в период с января по февраль 2010 года выполнило НИОКР для собственных нужд. Сумма расходов, связанных с их выполнением, составила 360 000 руб., из них:

– материалы – 102 000 руб.;

– амортизация объектов основных средств – 6000 руб.;

– зарплата сотрудников, участвовавших в разработке, – 200 000 руб.;

– взносы во внебюджетные фонды – 52 000 руб.

В марте 2010 года по результатам проведенной работы научно-технический совет ОАО «Стрела» дал заключение о положительном результате НИОКР, установив срок его использования в производственной деятельности 2 года.
В мае 2014 года ОАО «Стрела» начало использовать результат. В соответствии с учетной политикой предприятия списание расходов на НИОКР проводится линейным способом. В бухгалтерском учете ОАО «Стрела» были сделаны следующие проводки. В январе–феврале 2014 года:

Содержание операции

Д

К

Сумма

Списана амортизация, начисленная на стоимость объектов основных средств, использованных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

08.8

02

6000

Списана стоимость материалов, использованных при выполнении НИОКР;

08.8

10

102000

Начислена заработная плата работникам отдела;

08.8

70

200000

Начислены взносы во внебюджетные фонды

08.8

69

52000

В марте:

Содержание операции

Д

К

Сумма

Учтены расходы на проведение НИОКР

04

08.8

360000

Научноисследовательские и опытноконструкторские работы, которые выполнены сторонней организацией, предприятие учитывает по дебету счета 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и кредиту счета 60. Сделать это надо после подписания акта приема-сдачи. После того как будет принято решение использовать результаты исследований в производстве, они списываются в дебет счета 04. 

К научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (далее НИОКР) относятся разработки, связанные с созданием новой или усовершенствованием производимой продукции либо технологии, а также совершенствование методов организации производства и управления. Такие работы могут осуществляться как специализированными научно-исследовательскими учреждениями, так и любыми коммерческими организациями или физическими лицами.

По способу учёта затрат НИОКР следует подразделять на:

1)Товарные НИОКР (текущие, заказные) — работы, относящиеся к обычным видам деятельности предприятия, результаты которых предназначены для реализации заказчику.

2)Капитальные НИОКР (инициативные, для собственных нужд) — работы, затраты по которым являются вложениями в долгосрочные активы предприятия, результаты которых используются в собственном производстве или предоставляются в пользование иным лицам.

3. Раскрытие информации о долгосрочных инвестициях в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные нормативные документы по учёту долгосрочных инвестиций:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 24.10.2008.

2. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций: Утв. письмом Министерства финансов РФ от 30.12.1993 № 160.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н (с учетом последующих изменений и дополнений).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 № 44н (с учетом последующих изменений и дополнений).

5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 № 91н (с учетом последующих изменений и дополнений).

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (с учетом последующих изменений и дополнений).

7. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств: Утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с учетом последующих изменений и дополнений).

В бухгалтерском балансе долгосрочные инвестиции входят в состав внеоборотных активов вместе с нематериальными активами и основными средствами.

Долгосрочные финансовые инвестиции отражаются в отчетности по фактической сумме затрат на их приобретение. Основанием для отражения затрат, связанных с долгосрочными инвестициями, на счёте 08 «Вложения во внеоборот-ные активы» являются представленные ниже документы:

  • акты сдачи-приема результатов осуществленных подрядчиками работ в целом по договору или по самостоятельному законченному этапу работ;
  • акты о расходе материалов, переданных подрядчику на давальческих условиях (форма актов произвольная);
  • акты приема-сдачи услуг, оказанных привлеченным заказчиком;
  • счета за электроэнергию, водоснабжение и т.п.[5]

На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется учет затрат в объекты, которые будут приняты к учету в виде основных средств или нематериальных активов. Процесс приобретения основных средств и нематериальных активов обычно сопровождается затратами, связанными с их доставкой, монтажом и другими расходами, которые необходимы для того, чтобы довести данные средства до рабочего состояния и начала эксплуатации.

Счет 08 имеет следующие субсчета:

08.1 «Приобретение земельных участков»;

08.2 «Приобретение объектов природопользования»;

08.3 «Строительство объектов основных средств»;

08.4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;

08.5 «Приобретение нематериальных активов».

Сальдо на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает стоимость незавершенных строительных работ или незавершенного процесса приобретения средств.

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты на строительство и монтаж отдельных объектов основных средств нарастающим итогом с начала строительства. Сальдо (дебетовое) по счету отражает стоимость незавершенных работ. На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» аналитический учет ведут по каждому объекту строительства или приобретения.

До окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», составляют незавершенные капитальные вложения.

По условиям договора заказчик может поставлять подрядчику оборудование, которое подлежит установке на строящихся объектах. Для учета поступающего оборудования в бухгалтерском учете заказчика необходимо открыть самостоятельный синтетический счет 07 «Оборудование к установке». По дебету этого счета отражаются затраты на оборудование, поступившее на склад организации и требующее монтажа. Указанные затраты складываются из стоимости оборудования по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования, заготовительных расходов (включая комиссионные вознаграждения посредническим фирмам), стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины и прочее.

Приобретение оборудования для монтажа на счетах бухгалтерского учета отражается следующей записью:

Д 07 «Оборудование к установке»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Только после фактический передачи оборудования подрядчику для монтажа на счетах делается бухгалтерская проводка:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К 07 «Оборудование к установке»

Подрядчик, получивший от заказчика оборудование для использования в строительстве объекта, учитывает такое оборудование за своим бухгалтерским балансом, то есть на забалансовом счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Если подрядчик обеспечивает строительство необходимым оборудованием, то его стоимость отражается согласно выставленному счёту у заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» со стоимостью монтажа и прочих работ.

Затраты по строительству основных средств учитываются в зависимости от способа производства: хозяйственного или подрядного. Согласно порядку, установленному в ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" при хозяйственном способе производства застройщик учитывает затраты на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

При подрядном способе производства затраты также отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций. [1]

На счетах бухгалтерского учета эта операция отражается следующей записью:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Задолженность по мере оплаты счетов уменьшается, что отражается по:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 52 «Валютные счета»

Если оплата производится зачетом взаимных требований или в соответствии с договором по уступке денежного требования опреция отражается следующим образом:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

При хозяйственном способе производства строительно-монтажных работ учет затрат ведется также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражаются фактически произведенные застройщиком затраты и отражаются на счетах следующим образом:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 51 «Расчетные счета», 50 «Касса» и др.

Если строительные организации выполняют капитальные вложения для собственных нужд, то они учитывают свои затраты до полного их завершения на счете 20 «Основное производство» (или 23 «Вспомогательные производства», если производства, выполняющие строительные работы, действуют в составе организации, но состоят на внутрихозяйственном расчете):

Д 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства»

К 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр.

По окончании данных работ затраты списывают:

Д 90 «Продажи»

К 20 «Основное производство»

И одновременно:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К 90 «Продажи»

После окончания строительства осуществляется приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов основных средств,

которая оформляется:

• Актом приемки законченного строительством объекта (ф. № КС-11);

• Актом приемки законченного строительством объекта приемочной

комиссией (ф. № КС-14).

К этому моменту на счете 08-3 формируется инвентарная стоимость

законченных строительством объектов основных средств. Для отражения в учете составляется акт по форме № ОС-1 и составляется запись

Д 01 К 08-3 и заводится инвентарная карточка.

На произведенные капитальные работы для собственных нужд начисляется налог на добавленную стоимость:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Ввод объектов основных средств в эксплуатацию отражается на счетах бухгалтерского учета:

Д 01 «Основные средства»

К 08 «Вложения во внеоборотные активы»

При постановке на учет объектов основных средств (зданий, сооружений и пр.) необходимо иметь основание, то есть первичный документ, подтверждающий факт совершения операции и переход права собственности. Основанием для осуществления данной операции является утвержденный руководителем организации акт приемки-передачи основных средств, а также документ, подтверждающий право собственности на объект. [7]

С момента государственной регистрации прав на приобретаемый объект возникает право собственности. До перехода права собственности на объект основных средств они по счету 01 «Основные средства» не отражаются (амортизация по ним не начисляется и на себестоимость продукции не относится), а учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Важная задача бухгалтерского учета капитальных вложений — определение всей совокупности затрат, относящихся к возведенному объекту строительства, его реконструкции или приобретению. Эти затраты по окончании строительства будут определять инвентарную (первоначальную) стоимость вводимых в эксплуатацию объектов — зданий, сооружений, оборудования и т.п.

Инвентарная стоимость вводимых в эксплуатацию объектов складывается из затрат на строительные работы, прочих капитальных работ и затрат, приходящихся на данные объекты. Инвентарная стоимость определяется по законченному строительству. Для проверки пригодности объекта к эксплуатации создаются специальные приемочные комиссии.

Полная готовность к эксплуатации подтверждается актом приемки. В нем указываются:

  1. объем,
  2. производственная мощность,
  3. площадь,
  4. параметры,
  5. характеризующие объект,
  6. готовность его к эксплуатации,
  7. качество выполненных работ,
  8. наличие недоделок, сроки их устранения

Оформленный полностью и подписанный акт передается заказчику-застройщику и является основанием для определения инвентарной стоимости объекта капитальных вложений.


4. Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций

Источники финансирования долгосрочных инвестиций- это собственные средства, заемные средства и средства целевого назначения.

К собственным источникам организации относятся:

-Уставный, добавочный и резервный капитал

-Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и других аналогичных платежей; [17]

-Страховые возмещения, полученные для покрытия потерь и убытков от страховых случаев, наступивших в результате утраты и порчи имущества

К привлеченным средствам относятся:

  • средства, поступающие от дольщиков при долевом участии в строительстве;
  •  кредиты банков и других институциональных инвесторов, займы;
  • средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основах.

Выбор способа финансирования зависит от следующих показателей:

• достаточность собственных финансовых ресурсов;

• стоимость долгосрочного финансового кредита в сравнении с уровнем прибыли и его доступности;

• достигнутого соотношения использования собственного капитала и заемного капитала.

К собственным средствам также относят амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам. Использование амортизации как источника финансирования долгосрочных инвестиций не отражается в бухгалтерском учёте.

В соответствии с требованиями бухгалтерского учета организации могут применяться разные методы начисления амортизации с целью формирования налогообложения прибыли и финансирования капитальных вложений.

Амортизация, относящаяся на себестоимость товаров в сумме выручки от продажи, должна быть возвращена либо на расчётный счёт предприятия, либо в кассу, либо в составе иных активов при расчетах неденежными средствами. [21]

Для учёта чистой прибыли используется 84 счёт «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Использование прибыли отражается по дебету счёта 84.3 «Нераспределенная прибыль в обращении» и кредету счёта 84.4 «Нераспределенная прибыль использованная» Начисленные суммы амортизационных отчислений учитывается на счёте 02, а нематериальных активов – 05.

С целью осуществления контроля за состоянием и использованием средств на финансирование долгосрочных инвестиций организации могут образовывать фонды накопления.

Поступление заемных средств, в частности кредитов банка, для финансирования долгосрочных инвестиций учитывают по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. На суммы погашенных кредитов дебетуют счет 67 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Порядок кредитования, условия выдачи кредитов и их погашения регулируются банковским законодательством и кредитными договорами.

Расходы организации по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами банков на осуществление долгосрочных инвестиций относятся в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Проценты, уплаченные после ввода в эксплуатацию объектов внеоборотных активов, и просроченные проценты относятся в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Один из способов решения проблемы финансирования долгосрочных вложения- это заключение договоров лизинга, аренды долгосрочных активов с выкупом, простого товарищества.

Поступления заёмных средств отражается по кредиту счёта 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51,52,55,60 и др.

Учет привлеченных на финансирование долгосрочных инвестиций средств осуществляется в следующем порядке.

Привлеченные для финансирования капитального строительства заемные средства, полученные по договорам займа или кредита, отражаются в бухгалтерском учете заемщика по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Заемные средства отражаются в бухгалтерском учете заемщика по факту получения в корреспонденции с дебетом счетов соответствующих денежных или материальных средств. [19]

При использовании кредитов и займов их сумма, полученная для финансирования долгосрочных инвестиций отражается в учете проводкой:

Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Проценты по кредитам и займам(полученным для строительства объектов)начисленные до окончания строительных работ и ввода объекта в эксплуатацию относятся в состав затрат на строительство с одновременным увеличением обязательств по кредиту или займу записью:

Дебет сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Проценты, начисленные после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, относятся в состав прочих расходов. Начисление и принятие к учету процентов производится в сроки, прописанные в договоре заимствования или кредитования. Расчеты с поставщиками и подрядчиками по операциям, связанным с приобретением и созданием имущества, за счет средств полученного кредита или займа отражается в учете записью:

Дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит сч. 51 «Расчетные счета».

При погашении задолженности по кредитам и займам в бухгалтерском учете делают запись:

Дебет сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Кредит сч. 51 «Расчетные счета».

В таком же порядке учитываются средства, полученные на финансирование капитальных вложений из бюджета и внебюджетных фондов на возвратной основе. При этом сумма средств, полученных на возвратной основе, подлежит хранению на специальном счете в банке и отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках». В случае, если средства из бюджета и внебюджетных фондов поступают на безвозвратной основе, то они подлежат учету как целевое финансирование. В учете при этом составляются записи:

Содержание операции

Д

К

Отражена сумма средств целевого финансирования долгосрочных инвестиций

76

86

Отражена сумма полученных денежных средств в порядке целевого финансирования

55

76

Произведены расчеты с поставщиками и подрядчиками по операциям, связанным с приобретением и созданием имущества.

60

55

Использование средств целевого финансирования в бухгалтерском учете отражается после ввода объектов основных средств в эксплуатацию. При этом использованные средства включаются в доходы будущих периодов:

Дебет сч. 86 «Целевое финансирование»

Кредит сч. 98 «Доходы будущих периодов».

По мере начисления амортизации часть доходов будущих периодов в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации, включается в прочие доходы:

Дебет сч. 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Средства, поступающие от дольщиков при долевом участии в строительстве, также учитываются в составе целевого финансирования. При этом использование средств целевого финансирования отражается после завершения строительных работ при передаче соответствующей части построенного объекта дольщику. В учете при этом составляется бухгалтерская запись:

Дебет сч. 86 «Целевое финансирование»

Кредит сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В том случае, если полученные средства в качестве целевого финансирования превышают стоимость передаваемого объекта строительства, разница возвращается дольщику:

Дебет сч. 86 «Целевое финансирование»

Кредит сч. 55 «Специальные счета в банках».

В бухгалтерском балансе коммерческих организаций источники финансирования долгосрочных инвестиций отражаются в составе краткосрочных (долгосрочных) обязательств или в составе доходов будущих периодов.

Рассмотрим пример:

Организация «Ливерпуль» получила денежные средства на приобретение оборудования в размере 600000 рублей из бюджета на безвозвратной основе. Уточним, что оборудование используется в производственной деятельности данного предприятия.

Содержание операции

Д

К

Сумма

Получены бюджетные средства

51

86

600000

Принят к оплате счёт поставщика оборудования

08

60

600000

За счёт бюджетных средств произведена оплата поставщику

60

51

600000

Оборудование принято к учёту

01

08

600000

Отражено целевое использование бюджетных средств

86

98

600000

Отражена амортизация по оборудованию

20

02

10000

Списана часть доходов будущих периодов в сумме начисленной амортизации

98

91

10000

Заключение

Долгосрочные инвестиции — это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций

Бухгалтерский учет долгосрочных вложений ведут на самостоятельном синтетическом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах.

Следует различать в учете обороты по счету 08 имевшие место вследствие инвестиционного и не инвестиционного характера. Для этой цели можно ввести отдельный субсчет. Однако процесс учета долгосрочных инвестиций в значительной мере состоит из учета затрат на их проведение, контроля над этими затратами, их списание на соответствующие счета бухгалтерского учета в строгом соответствии с требованиями нормативных документов регулирующих бухгалтерский учет и налоговое законодательство.

Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются:

своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;

обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций в действующем виде удовлетворяет требованиям нормативных актов регламентирующих бухгалтерский учет.

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть как собственные средства предприятия, так и привлеченные. При этом финансирование долгосрочных инвестиций может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников

Список использованных источников: