Операторская работа, как журналистика на примере Евгения Лагранжа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра журналистики и рекламы

Операторская работа, как журналистика на примере Евгения Лагранжа.

Курсовая работа студента 3 курса Аднаева Э.А.

Научный руководитель

Ивин А.А.

Иваново

2013

Содержание:

Введение……………………………………………………………..

Глава 1. История операторского мастерства…………………..

1.1 Кино и телевидение ..………………………….………….

1.2 Фотожурналистика…………………………………………

Глава 2. Оператор и искусство.……..……………………………

2.1 БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ…………………………………..

2.2 Документальное кино .…………………………………..

2.3 Просветительство………………………………………..

Глава 3. Оператор и журналистика.……………………………..

3.1 Горячая точка ……………………………………………..

3.2 Интернет …….……………………………………………..

3.3 Региональные СМИ...……………………………………..

3.4 Стрингеры …………………………………...……………..


Заключение…………………………………………….……………

Список использованной литературы……………………………

Введение.

Журналист. В начале обучения студентов постоянно спрашивают, каким должен быть журналист? Какими качествами он обладает? Приходя на телекомпании, руководство задает вопрос: «Кем вы хотите работать: журналистом или оператором?» Заранее отдаляя операторство от журналистики.

Некоторые люди склонны к работе оператора, а не репортёра. Но это не означает, что их рамки колоссально уже.

Журналист — человек, чьи журналистские произведения публикуют в СМИ. Журналистом так же может быть блогер, если его блог является СМИ.

Оператор — группа профессий по управлению работой оборудования (установок) различного вида и назначения; по проведению и обеспечению фото- кино- и видеосъёмки.

Репортёр — сотрудник СМИ, который иногда работает в кадре (ТВ) или эфире (радио) и за кадром — в печатных изданиях (чаще всего в газетах) и/или интернет-изданиях.

Ни для кого не секрет, что главной отличительной чертой телевизионной журналистики от печатной и радио является наличие видеоряда, картинки.

Телеоператор и обеспечивает качественную картинку. Эта профессия позволяет первому увидеть и донести до зрителя новости: от глобальных катастроф до частных происшествий. Это ежедневная работа. Оператор должен быть на месте до того, как там что-то случиться. Успеть настроить камеру и начать съёмку. Он должен следить за тем, чтобы герой все время был в кадре, чтобы он был в фокусе и хорошо освещен. Телеоператору часто приходиться забывать о себе, главное, чтобы событие было на экране. Для этого делается всё. Телеоператор совместно с корреспондентом добирается в любую точку мира, несмотря ни на какие преграды и неурядицы. Необходимо не только добраться до места, но и вернуться обратно. Привезти отснятый материал, и привезти его вовремя. Нас интересует только актуальная информация. Иначе зритель не получит информацию, а значит всё будет зря.

Поэтому профессия телеоператора требует выдержки и смелости, умения принять необходимое решение в течение нескольких секунд. 

Телеоператор должен владеть в совершенстве приемами композиции кадра и световым решением. Знать в совершенстве съёмочную и осветительную технику. А это огромный поток информации, так как техника постоянно совершенствуется, появляются новые системы, форматы и технологии съёмок. Поэтому профессия телеоператора всегда находится на пике творческих и технических возможностей.

В большинстве случаев, бригада тележурналистов состоит из двух человек: оператор и корреспондент. Идеальная бригада дополняет друг друга, напарники советуются и понимают друг друга без слов. Вырабатывают определённые жесты, сокращения для обозначения того или иного действия. Знают, чего хотят друг от друга на месте съёмок без лишних указаний.

Как правило, кто-то в команде позиционируется как главный. В большинстве случаев им является корреспондент, так как под его текст подбирается видео материал. Корреспондент говорит, какие кадры должны быть обязательно, какие желательно и какой будет хронометраж. Бывает так, что оператора даже не посвящают в курс дела, а просто раздают указания. Хотя, если оператор будет знать больше, то и видение его будет шире. А видение оператора – важная часть работы.

На примере Евгения Лагранжа, исследование постарается определить журналистскую роль в работе оператора и наоборот. Выявить точки соприкосновения. Узнать о путях развития оператора в журналистике.

Также работа затронет такое понятие как «СТРИНГЕРЫ». Журналисты и операторы в одном лице. Это явление становится всё популярнее в связи с новыми технологиями, которые позволяют одному человеку выполнять работу всей телевизионной бригады. разобраться в плюсах и минусах такого явления одной из задач работы. Выяснить, какая стихия в работе стрингера преобладает, операторская или репортерская.

Для плодотворной работы, опираться следует на учебные пособия вузов нашей страны с кафедрами журналистики. Также понадобятся учебники по операторскому мастерству, мнения людей из «профессии», и, конечно же, работы Евгения Лагранжа и ещё нескольких знаменитых телеоператоров.

Глава 1. История операторского мастерства.

1.1 Кино и телевидение.

В кино и телевидении масса интересных профессий. Все они необходимы для конечного результата, но наиболее важная – оператор.

Операторское мастерство - одна из основные профессий кино-, теле-, видеоискусства. Именно оператор является создателем окончательной зрительной формы фильма, телепередачи, репортажа, сериала, клипа, рекламного ролика и т. д.

Все мы знаем братьев Люмьеров и их знаменитый фильм «Прибытие поезда». С этого дня и началось восхождение первых видеооператоров. В 1896 году к съемкам видовых фильмов и хроники бр. Люмьеры привлекли киномехаников Ф.Месгиша и Ж.Промио, ставших, по существу, первыми профессиональными кинооператорами.

Но это всё кино. Непосредственно первыми журналистскими трудами телеоператоров стала всевозможная хроника, в первую очередь военная. А отсюда и документальная журналистика, у которой безусловно, есть свои особенности. Оператор-документалист - одна из наиболее сложных профессий. Она требует умения мгновенно ориентироваться, а это значит, что владение техникой съемок должно быть доведено до автоматизма. российская школа документального кино считается одной из лучших в мире - во многом благодаря высокому уровню операторов. 

Документальное кино предполагает наличие у оператора качеств исследователя, журналиста: с помощью камеры он может выразить свое отношению к тому, что снимает. Здесь важно обладать терпением, выдержкой, хорошим знанием объекта съемок. Иногда получасовой фильм снимается два-три года, и это считается нормой. 

    Вертов – Кауфман «Человек с киноаппаратом». Р.Флаэрти – «Человек из Орана» «Нанук с Севера».  Роман Кармен – испанские дневники. Фронтовые кинооператоры, летопись Великой Отечественной войны – В. Сущинский, В. Микоша, М. Сухова. Послевоенное документальное кино – А. Медынский «Повесть о нефтяниках Каспия».

1.2 Фотожурналистика, как предшественник.

Курсовая работа рассматривает работы телеоператора Евгения Лагранжа. Однако предшественником тележурналистики, как медиа, была фотожурналистика, а предшественником Евгений был его отец – известный фотограф и фотожурналист. Владимир Руфинович Лагранж - фотокорреспондент ТАСС, классик отечественной фотографии.

Владимир Руфинович в разные годы сотрудничал с отечественными и зарубежными изданиями — «Литературная газета», «Комсомольская правда», АПН, «Paris Match», «Freie Welt» французским агентством «Sipa Press». Владимир Руфинович Лагранж — классик советской и российской фотографии. Он один из тех фотожурналистов, которые не просто выполняли редакционное задание, а пытались отразить в своих работах эпоху и жизнь людей в ней. Именно поэтому среди фотографий Владимира Лагранжа, помимо уникальных снимков политиков, артистов и других известных людей, столько бытовых тем. И прежде всего именно они прославили талантливого фотографа. Фотожурналистика означает, что фотографы могут рассказать о событии сами, с помощью фотографий. И всегда были места, где они могли опубликовать свои репортажи. Но в сегодняшнем мире медиа многие из этих мест попросту исчезли

Фотография о газетах в одной из газет страны. «Заводская газета» Владимир Лагранж. Советское Фото, № 02 за 1981 г.

На место фотожурналистики пришло телевидение. И точно также как фотожурналисты телеоператоры должны были выдавать целостный информативный материал, только вместо фотографий - видео. Наилучшим примером этого может послужить рубрика «NO COMMENT» на одном из известнейших телеканалов EURONEWS.

Глава 2. Оператор и искусство.

2.1 Без комментариев.

«NO COMMENT» - с анг.яз. БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ – одна из самых популярных рубрик на телеканале Euronews, короткие видео без каких-либо комментариев. Предоставление зрителям сухих фактов, позволяющее избежать какой-либо политической окраски информации. Зрители просто видят происходящее так, как оно есть, о событиях говорится только время и место. Хронометраж видео отрывков варьируется. Временной отрезок, отведенный на представление материала, может составлять как и несколько секунд, если этого будет достаточно для целостности видео информации (например панорама типичного утра в Париже, где ничего не происходит), как и несколько минут, когда полноценной информативности за более короткий срок достигнуть невозможно, или просто на просто некорректно показать слишком мало. Это бесспорно является сильной стороной канала, так как он вещает во множестве стран, однако есть и небольшой минус. Авторство работ не указывается, а потому герои-операторы остаются скрытыми для телезрителей.

В одном из выпусков 2011 года (видео прилагается) идет видео ряд последствий цунами в городе Кесенума (Япония). Планы очень наглядные, видно мастерство оператора. В видео фрагменте есть многие приемы операторского искусства, такие как вертикальная (самое начало видео, при помощи этого приема достигается контраст между спокойным небом и разрушенной землей) и горизонтальная (отображается масштабность катастрофы на замкнутой местности) панорамы, переброски с плана на план при помощи детали (смягчение переходов). Однако это еще не все, оператор удивил не только этим. Катастрофы к сожалению явление нередкое, однако автор данного материала смог передать зрителю и информацию о том, что работы в месте трагедии ведутся, и ощущение трагичности ситуации. Служащие, устраняющие последствия цунами, запечатлены именно в тот момент, когда выражают свою отношение к всеобщей трагедии минутой молчания.

Рубрика “NO COMMENT” бес сомнений является истинным отражением операторского искусства и четко указывает место оператора в журналистике, но есть один недочет. К сожалению, не всегда понятно, что и к чему относится. Но и недочет этот отражает суть журналистики – актуальность. Если взять выпуск опять же за 2011 год (видео прилагается) о беспорядках в Афинах в Греции, то совсем не понятно, что вообще происходит. Однако если этот фрагмент увидеть в 2011 году, когда все СМИ твердили о том, как экономический кризис заставляет людей в Греции выходить на улицы, вопросов бы к видео было значительно меньше. Также как например, если сейчас смотреть видео отрезок из Украины, то вполне понятно что костюмированные люди собрались, дабы оказать поддержку кандидату в президенты – Дарту Вейдеру (видео прилагается).

2.2 Документальное кино.

Значительной частью журналиста-оператора является возможность участия в создании документальных фильмов. Здесь оператор может выступать в нескольких ролях: от одной роли только оператора, до режиссера. Сфера операторской профессии в документалистике ограничена тем, что оператор не должен искажать реальность в угоду собственному видению. Оператор-документалист обязан работать, сообразуясь с принятыми в кино или на телевидении стандартами экспонирования, нормами контрастности изображения, параметрами цветной шкалы, а если и нарушать их, то только лишь во имя четко осознанной творческой задачи. Оператор-документалист жестко связан с каналом коммуникации и его требованиями: в противном случае он потеряет контакт с аудиторией, т. е. останется всего лишь кинолюбителем, а общественная ценность его работы минимальной либо вовсе равной нулю.

Остается ли в этих строгих условиях работа оператора творческой, выражающей его личностную, художественную позицию? Ответ на этот вопрос не прост; искать его надо не только в общих тенденциях развития профессии, но и во всей исторической перспективе развития профессии оператора-документалиста. Первый этап, идущий от изобретателей кино братьев Люмьер, можно назвать документальным. Кинооператор профессионально и бесстрастно фиксировал событие в его максимально возможной целостности: общими планами, в непрерывном течении.

Авторское начало оператора в таких съемках весьма незначительно, он выступает лишь как техник, ответственный за профессиональное качество произведенной съемки. Зрителя не интересует, кем именно сняты коронационное шествие русского царя или похороны жертв февральской революции, так снять мог бы любой профессионал, оказавшийся на месте события с кинокамерой. Съемки ценны для нас именно как документ, анонимность которого неотделима от его подлинности. Параметры техники здесь существенной роли не играют, они определяют скорее, может быть произведена съемка или нет (например, по условиям освещения в закрытых помещениях), а не само ее качество.

Уже на этой стадии вызревает второй к этап, где запечатленное на пленке событие характеризуется некоторым отбором материала. Оператор Дранков, снимающий Льва Толстого, фиксирует на пленку некоторые специально отобранные моменты, но моменты эти отражают не собственно индивидуальный, личностный взгляд оператора на великого писателя, а те общепринятые клише, которые соответствовали представлениям тогдашней аудитории: Толстой на прогулке, Толстой с семьей на веранде пьет чай, Толстой пилит дрова, Толстой косит и т. п., Дранков в этой съемке выступает уже как журналист, не просто снимающий происходящее, но и его организующий в соответствии с какой-то задумкой. Роль техники здесь второстепенна. Камера должна быть достаточно мобильна, чтобы можно было укрыться с ней за деревьями, она должна быть достаточно легкой, чтобы обеспечить относительно быструю смену точек съемки.

Иными словами, на этом этапе эволюции кинематографа происходит постепенное, но неуклонное превращение оператора в творческую натуру. Помимо чисто технической задачи получения качественного изображения перед оператором встает и журналистская задача отбора: отбора событий и фактов, документальных героев, характерных видов, наиболее важных моментов происходящего события фрагмента реальности, включаемого в рамку кадра. Во всем этом уже были элементы журнализма, и как ни стереотипны были видовые фильмы или «хроники», снимавшиеся в предреволюционные годы, тем не менее это были уже репортажи, а люди, запечатлевшие их, репортеры.

Следующий этап развития экранной документалистики – собственная трактовка фактов, материала. Режиссер-публицист может использовать видеоматериал любого характера, давая ему необходимую трактовку путем монтажных сопоставлений, композиционной организации, титров, закадрового текста и музыки. Но, естественно, возможности его окажутся более широкими, если материал будет снят в расчете на заранее задуманную постановку. Тогда арсенал выразительных средств на экране расширится благодаря точному выбору крупности плана, ракурса, отбора деталей и т. д. Именно эту цель преследовал Вертов, создавая свою группу так называемых «киноков», операторов-журналистов, способных самостоятельно добывать материал, давать ему необходимую трактовку, ориентированную на общий замысел создаваемого экранного произведения. Со временем техника приобретала для операторов особую важность: от ее возможностей зависит мера трактовки материала, его осмысления.

Развитию документального кино сопутствует процесс неуклонного возрастания в нем авторского начала это относится и к режиссеру и к оператору документального кино. Опыт, накопленный кинодокументалистикой, обретенные ею новые технические средства, а с ними и художественные возможности сделали возможным переход к следующей качественной ступени ступени «экранной прозы», той, где документальное сообщение становится художественным произведением, сохраняя при этом все необходимые черты документального повествования. Собственно говоря, единичные произведения подобного рода появлялись еще в 20-30-е годы (фильмы Вертова, Флаэрти, Ивенса, Грирсона), но тогда возможности проникновения в духовный мир героев, будь то эскимос Нанук или шахтеры Донбасса, были крайне ограничены. Кинематограф раньше научился давать сгусток поэтической образности, выражать на экране такие идеальные понятия, как энтузиазм, созидание, труд, борьба со стихией, материнство и т. п., где герой выступал как обобщенный представитель Класса, Нации, Человечества, чем рассказывать о конкретных людях и их конкретных повседневных делах. Именно кинопрозе более всего была необходима та техника съемки и звукозаписи, которая позволяла фиксировать поток жизни в его ненарушаемом течении и которую принесло с собой телевидение. А вместе с этой техникой необходим был и оператор, способный не просто в совершенстве ею владеть, но обладающий способностью тонко чувствовать психологию снимаемых людей, наделенный человеческой восприимчивостью и очень развитым этическим чувством. Именно вторжение кинодокументалистики в жизнь человеческой души поставило наконец вопрос о профессиональной этике кинематографистов с той остротой, какой эта проблема никогда не могла иметь прежде.

Оператор сегодняшнего кино и телеэкрана, как правило, работает во многих жанрах, тут вряд ли уместна какая-либо узкая специализация. Важно только в каждом отдельном случае четко осознавать творческую задачу и в соответствии с ней определять меру своего индивидуально-авторского участия в снимаемом материале. Было бы странно, к примеру, вводить в протокольную съемку официального визита свое личностное отношение к прибывшему в страну гостю либо, напротив, сохранять в поэтическом очерке манеру бесстрастного очевидца события. Журналистское начало сценариста, режиссера и оператора может и должно присутствовать в каждом из жанров, но проявляется оно по-разному.

Журналистская направленность лежит в основе всех творческих профессий телевизионной документалистики, но, может быть, более всего сказалась она на профессии оператора. Не раз возникал и поныне возникает вопрос: насколько творческая и самостоятельная эта профессия? Достаточное развитие имели мнения, что оператор лишь технический исполнитель режиссерского замысла, что ему вполне достаточна роль человека, владеющего приемами ремесла, касательства к которым не должен иметь режиссер, целиком поглощенный стороной творческой.

Профессия оператора связывает две экранные формы публицистики -кинематографическую и телевизионную. В этой профессии особенно отчетливо проявляются черты и журналистики и искусства; материал оператора-документалиста это реальная жизнь, увиденная и переданная им соответственно своему мировоззрению, мироощущению, умению понимать ее закономерности. Владение языком экрана так же необходимо оператору, как знание жизни: от умения «говорить» на этом языке, чувствовать его оттенки, нюансы, знать его грамматику зависит и способность постигать жизнь, осмысливать ее на экране.

«Синхронность» видения, ощущения и переживания оператора и режиссера идеальное условие творческого содружества в кинематографе не только художественном, но еще в большей степени в документальном. Ведь в экранной документалистике, если она действительно документальна, нет ни дублей, ни актеров, ни декораций, ни заранее спроектированных и отрепетированных мизансцен. Сама жизнь диктует здесь свой ход событий, в которые, по большей части, не имеет ни права, ни возможности вмешиваться документалист. Он должен мгновенно ориентироваться в потоке событий, а потому и успех будущего произведения зависит не только от его умения снимать, но и от понимания того, что, зачем, с какой целью он снимает.

Оператор-документалист это прежде всего журналист, но журналист, овладевший и культурой живописи; он выражает свой замысел прежде всего через изображение, которое в лаконичной художественной форме должно выражать его мысль, его отношение к запечатлеваемым событиям. Именно творческим характером профессии оператора определяются высокие требования к его художественной культуре и производственной квалификации. Конечный результат работы сценариста, режиссера, актеров или иных членов съемочной группы воплощается в запечатленном на пленке изображении, автор которого и есть оператор. Таким образом, общий замысел материализуется в творчестве оператора: именно его глазами видит зритель на экране все происходящее.

Экранное искусство - искусство «машинное», основанное на технике, осуществляемое посредством техники. Воплощение любого замысла может быть осуществлено только с помощью техники. Камера, оптика, свет, пленка инструменты творчества оператора; он обязан владеть всем арсеналом технических средств, как живописец владеет кистью и красками, как писатель пером.

Требования, предъявляемые профессией к журналисту-оператору, подчас более жестки, чем к журналисту-литератору. Действительно, оператор выходит к событию «один на один», он единственный, кто запечатлевает его на пленке. Понятно, какое огромное значение приобретает авторское, журналистское начало в творчестве оператора. Только «пишет» оператор не словами, а кадрами, и этот текст должен быть для зрителя так же богат смыслом, так же ярко эмоционально окрашен, так же легко и увлеченно читаем, как хорошая литература. И это еще одно подтверждение тесной взаимосвязи в экранной публицистике задач журналистских и задач художественных.

Евгений Лагранж имел опыт в документальной журналистике. Одно время он работал телеоператором южноевропейского бюро ВГТРК в Италии в паре с собственным корреспондентом ВГТРК Асей Емельяновой, пресса называет их одним из самых мастерских дуэтов на российском ТВ. Вместе они снимали специальные репортажи, документальные фильмы из Италии, Греции, Франции, Португалии, Испании, Кипра и других стран. Были первыми российскими журналистами, оказавшимися в апреле 2009 года на месте землетрясения в Аквиле, а в январе 2012 года на месте столкновения с рифом самого большого в истории пассажирского судна, потерпевшего крушение. Об этом рассказывает их д.фильм «Курсом Титаника» 2012 года.

Costa Concordia – самый большой лайнер после Титаника, который потерпел крушение и стал своего рода достопримечательностью для итальянских островов.

Документальные фильмы по определению, не могут быть динамичными, а потому, чтобы удержать зрителя у голубых экранов, необходима высокая концентрация профессионализма авторов. Что в фильме и присутствует, не смотря на то, что Евгения Лагранжа не было на месте при спуске Конкордии на воду, а после крушения из-за опасности нахождения вблизи от корабля особого разнообразия кадров не могло быть в принципе, он всё-таки сумел снять нечто интересное. Фрагменты с мнением специалистов выдержаны в стиле местности: авторитетность личностей, дающих комментарии по данной теме подкреплены обстановкой в кадре. Помещения, в которых интервьюируемые отсняты, соответствуют их статусу. А планы с затонувшим лайнером сняты не только в статике, чего в данной положении Конкордии могло хватить, но и с различными эффектами, что придавали фильму некую мистику и добавляли драматизма. Событие достаточно трагического характера, несколько десятков человек погибло при крушении, и Евгений отразил это грусть в замедленных панорамах с временными перебивками фокуса.

2.3 Просветительство.

Операторы также вносят свой вклад в культурообразующий фактор. Просветительство является одной из задач журналистики. Хоть отношение к такому роду деятельности журналистики у некоторых практиков скверное, однако мнение на этот счет у аудитории такое: 11% россиян считают просветительство основной задачей СМИ.

Понятие просветительство связано с традициями. Просветительством издавна занималось духовенство, но вскоре журналистика заняло его место вследствие демократизации и распространения грамматики. Современная культура со всеми его HD1 и VIMEO2 требует от видеоконтента следование формату. Современный человек искушен, его мало чем удивишь, но даже если удивление не первостепенная задача, все должно быть сделано по правилам. Видео материал не должен быть длинным, в среднем от 6 секунд до 2 минут. Видео планы должны быть как минимум красивыми. Также современный быт требует от видео плавности. Исследования показывают, что видео с плавным движением кадра и объектов в кадре привлекает аудиторию. Данный эффект может достигаться с помощью умений оператора, его стойкости и чувства камеры и стабилизирующих фильтров в медиа программах. Первое наиболее ценно. Все нынешние видео ролики требуют избирательности в планах, оператор должен видеть картину в целом, чтобы монтажёру не пришлось отдуваться за всех. И здесь уже не важно какой текст будет. Важна тема и видение оператора. Текст подстроить легче.

Просветительство такого рода часто используется такими СМИ как телеверсии журналов о спорте, путешествиях, фильмах и так далее. Например видео ролик «Суперсооружения Третьего Рейха» (видео прилагается) на канале «National Geographic». Динамичные кадры, логически связанные между собой, создающие все больше и больше давление на зрителей, заставляя их хотеть узнать об этих сооружениях. Или ещё один ролик телеканала «NG» «IF. Live curious» (видео прилагается): кадры этого ролики повышенной четкости и контрастности изображения, цветовая гамма меняется с высокой периодичностью, однако есть эффект плавности переходов. Отметим также небольшую длительность видеоматериала, всего 1 минута и 1 секунда. Достаточно, чтобы объяснить зрителю, что такое «National Geographic» и жизнь в его понимании.

Глава 3. Оператор и журналистика.

3.1 Горячая точка.

В истории нашей планеты к сожалению есть времена, когда регион или отдельная территория являются местом, где ведется война, мятеж, гражданские волнения, террористические акты, а также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или общественных беспорядков. Или же территория имеет экстремальный характер климата или местности. Такие территории называются «горячими точками». И к сожалению, из таких мест и нужно добывать информацию. А так как телевидение является самым массовым средством информации, видеоматериалы очень высоко ценятся. В связи с этим огромная ответственность лежит на операторах. Высокое качество съемки требует от журналистских материалов современность, однако при боевых действиях добиться такого качества весьма сложно. И поэтому операторам приходиться выжимать из своего таланта и умений максимум. Находить выходы из ситуации, изощряться, чтобы компенсировать неполадки в изображении.

Основными проблемами в съемке в зоне боевых действий или же каких-то других бедствий являются тряска, задымленность, невозможность продолжительной съемки из-за опасности жизни и здоровью журналиста, высокая громкость, порча аппаратуры и невозможность пустить материал в эфир.

Основной информацией для телевидения является картинка, а потому телекомпании зачастую отправляют в горячие точки одного оператора. Подтверждая поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

К нам ближе всего тема военных действий в Украине. На территории которой уже погибло несколько российских журналистов. Анатолий Клян, оператор "Первого канала" российского телевидения, погиб в Донецкой области. Съемочная группа ехала в автобусе, когда по авто был открыт огонь, в результате Анатолия ранило в живот и спустя некоторое время он скончался. На последних кадрах было видно, что пассажиры пытаются укрыться лежа на полу, а Анатолий жалуется, что не может больше держать камеру. Преданность своему делу в высшем своем проявлении.

На другом видео фрагменте (http://www.youtube.com/watch?v=oC4NXIx7E5w) хорошо видно, как журналисты попадают под обстрел и как сильно эти чрезвычайные ситуации осложняют передачу информации. Однако оператор все равно отчаянно пытается запечатлеть хоть что-то, и потому передает в эфир начало съемок, где виден первый минометный выстрел.

Евгений Лагранж также присутствовал в одной из горячих точек. В 2011 году он и его напарница Ася Емельянова присутствовали в Греции во время демонстраций, конфликта народа с властями.

Вот описание одно из репортажей:

… Улицы Афин и площадь перед парламентом превратились в арену жестоких столкновений. И если бы не восемь миллиардов евро, которые Евросоюз экстренно направил на помощь Греции, страну уже в ближайшие недели мог бы накрыть дефолт.

На Синтагме вставляют стекла. Пятый раз за год. Светофоры меняли трижды, остановки тоже были новые. Забастовка - это всегда погромы и миллион убытков в день.

Пакт сокращений принят, и наутро после голосования безработных плюс 30 тысяч. На афинских крышах разрываются колонки - революционные мелодии 70-х зовут на борьбу. Сшив черные флаги, работники минэкономики идут на Площадь плачущих. Это традиция - сюда всегда приходили поплакать проигравшие, уволенные. Плечом к плечу с товарищами те, кто пока в штатном расписании. Хотя непонятно, кому повезло больше.

<…>

Магазин одежды, еще один, аптека. Здесь продавали путевки. Здесь машины. Этот дом вообще только сдали - на Приморском, где пили кофе за три евро, все заколочено. А это центр Афин, который медленно превращается в Гетто – то, что не по карману грекам, арендуют курды, албанцы - Сомали и Афганистан».

Для подобных ситуаций существуют центры подготовки журналистов к экстремальным ситуациям. Журналисты в этих условиях должны подготовить материал и в том числе живыми вернуться домой. В России эти курсы проводит Союз журналистов Москвы при поддержке Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, МВД, МЧС. Министерства иностранных дел.

Вот пример одной из подготовки: участок полигона, где журналистам и операторам на практике показывают, как эвакуировать раненного при подрыве машины. Пока же всё проходит под пристальным вниманием руководителя и старшего лейтенанта медицинской службы Александра Алексанова. Необходимо знать правильное извлечение раненого из техники, своевременное оказание первой медицинской помощи. То есть это правильная остановка кровотечения, правильное положение жгута, правильное наложение повязок.

На другой учебной точке осваивают навыки при переносе пострадавшего. Корреспондентам-женщинам задания даются с трудом. Но на войне все равны. И во время боевых действий инструктора по близости не будет. Вынести с поля боя раненого товарища, своего коллегу, на безопасное расстояние у женщин получается не с первого раза.

Обычный пример, как это бывает, на примере статьи Захара Гельмана (Российская газета):

Для сергея Гранкина и Семена Кацыва, репортера и оператора международного телеканала "Радио- и телевижн интернэшнл" (RTVI), день 19 июля 2006 года начался как обычно. Казалось, ничто не должно было помешать подготовке репортажа о хоккее с шайбой из Метилы, городка на севере Израиля.

Неожиданный звонок из редакции нарушил все планы. Руководство канала сообщило о нападении боевиков ливанской шиитской организации "Хезболла" на пограничный патруль израильской армии. Гранкин и Кацыв, которые находились недалеко от места событий, прибыли туда буквально через считаные минуты. Они еще застали два догоравших военных джипа. "Невозможно описать, что я увидел, - сказал Семен корреспонденту "РГ", - но я это снял". Эти кадры обошли весь мир.

- Конечно, мы очень рисковали, отправляясь без всякой подготовки к ливанской границе, где только что начались боевые действия, - продолжил свой рассказ Кацыв, вспоминая далеко не лучший день в своей жизни, ставший началом Второй ливанской войны. - Ведь мы, по сути, еще оставались вполне гражданскими журналистами, у нас не было ни касок, ни бронежилетов.

Правда, ребята быстро "перестроились". Уже через несколько часов на них были и каски, и бронежилеты - непременное снаряжение израильского журналиста, работающего в "горячей точке". Но и оно, увы, не всегда помогает.

Три года назад в ходе противостояния подразделений израильской армии и палестинцев в районе поселка Ар-Адар возле Иерусалима резиновая пуля, случайно выпущенная израильским солдатом, попала Сергею Гранкину в живот. Удар был настолько сильным, что, несмотря на бронежилет, у репортера на минуту остановилось дыхание. Когда же Сергей пришел в себя и смог дышать самостоятельно, кругом сочился слезоточивый газ. Тем не менее журналист и работавший с ним тогда оператор Сурил Ильягуев привезли отснятый материал в студию.

В "горячие точки" израильских журналистов-новичков никогда не пошлют. Когда грянула Вторая ливанская война, выбор пал на Гранкина и Кацыва не только потому, что они были неподалеку от события, а в первую очередь поскольку оба уже успели понюхать пороха. Сергей, 40-летний уроженец Ленинграда, вел репортажи из Карабаха и Приднестровья, Косово и Македонии, Грузии и Абхазии. Уроженец Кишинева 51-летний Семен, выпускник операторского факультета ВГИКа, набрался немалого опыта в освещении боевых действий в Приднестровье в 1992 году.

К слову, в Израиле нет необходимости организовывать какие-то специальные курсы выживания для "фронтовых" корреспондентов. Практически все здешние мужчины, как уроженцы, так и репатрианты, после завершения срочной воинской службы остаются до седых волос в армейском резерве. А навыки военнослужащего не забываются, более того, пополняются на ежегодных военных сборах. В израильском варианте "фронтовой корреспондент" - это во всех смыслах "солдат", приравнявший перо одновременно к штыку.

Бесспорно, работа журналистов в горячих местах "и опасна, и трудна". Поэтому они должны иметь высокое страховое покрытие на случай ранения, потери трудоспособности или смерти. В RTVI, сказала генеральный директор компании и режиссер программ канала Татьяна Кисилевская, страховой полис "фронтового корреспондента" - миллион долларов. Кроме того, к зарплате журналистов в таких ситуациях добавляются весьма серьезные премии.

Ведущие израильские газеты выплачивают своим "фронтовым корреспондентам" командировочные в зависимости от конкретного местонахождения военного корреспондента. Их сумма варьируется от 900 до двух тысяч долларов в день.

В целях безопасности командировка израильского корреспондента в конфликтную зону согласуется с армейской пресс-службой. Тем не менее, несмотря на все меры безопасности, журналисты нередко погибают.

В данном случае журналистов на подготовку отправилось 2, а именно оператор и корреспондент. Кто из них главный не определялось, возможно из-за политкорректности, а возможно потому что оба важны для задания, и рассматривать их по-отдельности как «боевую единицу» нет смысла.

3.2 Интернет.

Операторы есть не только на телевидении или в кино, также существуют и интернет порталы. Рассмотрим непрофессиональные СМИ – влоги (видео блоги). Данное средство массовой информации весьма популярно среди пользователей интернета. Это связано с тем, что СМИ это не официально, а потому жестких критериев работы нет, бюджета нет – полная свобода, снимай и показывай что хочешь. Однако по этой же причине операторы интернет изданий порядком ниже по уровню операторского мастерства.

В большинстве случаев вся операторская работа в таких интернет передачах – это зафиксировать видеокамеру на штативе в каком-нибудь помещении (обычно комната автора) нажать на «запись» вначале и на «стоп» в конце. Примером такой операторской работы может служить видео блог “Badroom”. Шоу, в котором вместо студии используется ванная комната, использующая в качестве освещения – фонарь.

Темами данного блога являются личности, так или иначе проявляющие себя в интернете. В основном граждане нетрадиционной сексуальной ориентации. В сущности информативности влог никакой не несет, и направлен лишь на увеселение автора и его подписчиков гневными изречениями, как самого ведущего, так и зрителей.

Другим примером операторства в интернете может послужить видео блог Ромы Жёлудя. Данный влог отличается от предыдущего тем, что тема выпуска всегда одна и та же – это сам автор. Рассказ о самом себе. Ещё одним отличие будет то, что камера в проекте не всегда используется статично. Часть выпусков иногда очень динамична, за счет того, что камера находится у блогера в руке. Тогда к заглавному плану из комнаты подключаются еще 2. План от первого лица, при следовании в какое-нибудь место и план в формате селфи (англ. Selfie от англ. Self — сам, само; в рунете также распространены названия «себяшка», «самострел», он же фотоавтопортрет — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала, шнура и/или таймера. Термин приобрёл известность в конце 2000-х, начале 2010-х г.г. благодаря развитию встроенных функций фотоаппарата мобильных устройств. Поскольку селфи чаще всего выполняется с расстояния вытянутой руки, держащей аппарат, изображение на фото имеет характерный ракурс и композицию — под углом, чуть выше или ниже головы). Картинка становится разнообразной, однако профессионализма это не добавляет, как и журналистики. Ракурсы не определены, горизонт завален, нет устойчивости и четкости в изображении, и никакой логики переходов кадров.

Однако есть и другие интернет проекты, например современное интернет-шоу писателя, телеведущего, блогера автора книг «ДухLess» Сергея Минаева «Минаев LIVE». В данном интернет-шоу совсем другой уровень. Операторская работа равная телевизионным аналогам, но все это упирается в финансирование и требования. Если в шоу Ромы Жёлудя он сам себе режиссер, то в «Минаев LIVE» есть и свой режиссер, и свой оператор. В выпуске, где гостем студии был Анатолий Александрович Вассерман, планы строго выдерживались, чувствовалась режиссура картинки. А также во время интервью соблюдалось правило восьмерки1, в отличие от выпусков того же Жёлудя, если он разговаривал с госте в комнате.

В данных передачах грамотное построение кадра во много спасало журналистский материал. Поскольку придавало серьёзности.

3.3 Региональные СМИ.

Совокупность «средств массовой информации» классифицируется по данному признаку вертикально, согласно тому, каково административно-территориальное устройство конкретного государства, причём основным показателем является территория, обслуживаемая конкретным СМИ, а не место его выхода в свет. Соответственно, выделяется ряд подклассов:

- региональные СМИ (такие, в зону обслуживания которых входит или отдельная административная единица государства, или исторически сложившаяся часть страны, для которой характерны те или иные особенности — например, Урал или Дальний Восток применительно к Российской Федерации);

- местные СМИ (то есть районные, городские, корпоративные, организационные и им подобные)

Операторы, работающие на региональных СМИ больше относят себя к чистой журналистике, не же ли к искусству. Это объясняется тем, что новости в регионе довольно типичны, и ничего сверх необычного не происходит. Вследствие чего, мало кто из них старается сделать

  1. Двух разговаривающих можно снимать, расположившись только с одной стороны от них.

по-настоящему интересный материал. В многих местных телекомпаний уже есть свой потолок, и пробивать его никто не собирается. Соответственно интерес как к журналистике у таких операторов, так и к художественным приемам операторского искусства незначителен. Материалы готовят по уже отработанным схемам и сворачиваются.

Данные телеоператоры пожелали остаться анонимными.

Однако есть и те, что все же пытаются отснять свой материал с какой-то изюминкой. Дать что-то, и внести журналистскую подаплеку. Так например телеоператор Степан Дорофеев из компании ГТРК "Ивтелерадио" в одном из своих сюжетов (февраль 2014) о низкой заработной плате учителей включил в свой видео ряд не только преподавателей школ, их учеников и сами школы, но и шикарные автомобили, припаркованные у здания администрации, намекая этим на несправедливость. Руководство Ивтелерадио оценила хитроумный ход, и вручила Степану премию.

Ситуация доказывает, что не все так просто с местом оператора в журналистике.

3.4 Стрингеры.

Стрингер — это свободный журналист, продающий свою информацию тем, кто в ней нуждается. Стрингеры называют себя «фри лэнсами» (английское выражение free lance означает человека, не придерживающегося ни одной из известных концепций в своей деятельности). Это основное значение понятия «стрингер» в журналистике.

Однако с появлением новых технологий, под описание стрингеров стали попадать не просто внештатные сотрудники по найму в горячих точках, но и те журналисты, что способны выполнять и функцию оператора и корреспондента одновременно.

Обычно стрингеры специализируются на громких событиях — скандалах, самоубийствах и криминале. Но основным источником информации для них служат войны и события в «горячих точках». Попадая в «горячие точки», стрингер рискует только своей головой, своими деньгами и своей аппаратурой. В частности мобильной камерой с хорошими техническими характеристиками, и каким-либо средством связи с редакцией или же выход в интернет.

Стрингер сам разрабатывает стратегию действий и маршрут. Он похож на волка-одиночку, которому никто не помогает в поисках добычи. Сняв материал, стрингер продает его той или иной телевизионной компании. Иногда он получает конкретный заказ, но средства достижения цели остаются теми же.

Конечно, стрингер рискует своей жизнью, причем иногда попадает в самые невероятные переплеты. В фильме «Стрингер» режиссера П.Павловски он снимает, как политик убивает охранника, вступившего в интимные отношения с его женой. Стрингер снимает кадр за кадром, как один человек убивает другого, погружая голову жертвы в аквариум.

Профессия стрингера обязывает его входить в самые разные круги, представители которых вовсе не отличаются соблюдением общепринятых моральных норм и нравственностью. Если стрингеру приходится иметь дело с представителями иных национальностей, он обязан уважать и их законы. В противном случае стрингеру грозят неприятности. Но он прежде всего рискует собственной жизнью.

Преимуществом стрингера является не только ощущение собственной свободы, приносящей чувство независимости. Он отличается нестандартностью мышления.

Последнее качество позволяет стрингеру предугадывать события, оказываться в тех местах, куда обычный журналист иногда просто не успевает. Так, стрингеры первыми зафиксировали на кинопленке будни первой чеченской кампании. Они смогли предугадать время появления в Москве первых гробов и снять страшную хронику войны.

Именно стрингеры смогли снять для компании Си-Эн-Эн переворот 1991 года в Тбилиси, разгон мирной демонстрации, когда полицейские открыли огонь. Позже оказалось, что политика частной компании повлияла на парламент другого государства. И все это произошло благодаря меткому глазу стрингера, оказавшегося в нужный момент на месте события.

Сами стрингеры признаются, что с каждым годом работать становится все труднее. Предполагая их возможные действия, полицейские могут нередко просто расправиться с ними: пустить пулю в лоб» ударить прикладом по камере. Такие кадры также фиксируют стрингеры, хотя понимают всю исходящую от блюстителей порядка опасность.

Стрингерами становятся не только профессионалы-журналисты, хотя многие из них имеют соответствующее образование. Чтобы стать стрингером, необходимо обладать особым состоянием души, иметь зоркий глаз, — быстрые ноги и особый моральный кодекс. Стрингер должен быть наглым, вездесущим, бесстрашным и обладать особым чутьем, позволяющим находить интересный материал.

Кстати, именно в подобном взгляде на действительность заключается значимая особенность стрингера. Он может получить такую информацию, которую не способны снять другие журналисты. Действуя в одиночку, он оказывается более мобильным. Ведь иногда ему приходится снимать скрытой камерой.

Особую известность получили «черные стрингеры», они были названы так потому, что им приходилось работать в сложных условиях апартеида, преодолевая противодействие властей и местных спецслужб. Впервые «черные стрингеры» заявили о себе в Южной Африке. Они принадлежали к представителям коренного населения страны, являлись, истинными патриотами, борющимися за свободу своего народа. Благодаря своим репортажам они приблизили независимость страны.

С не меньшими трудностями сталкивались стрингеры в современном Иране. Известно, что в исламских странах сложно брать интервью у мусульманских женщин. Чтобы снять интервью с ними, пришлось найти стрингера-женщину, потому что мусульманки боялись наказания и отказывались разговаривать с иностранным корреспондентом, а тем более с мужчиной.

Интересно, что именно стрингеры впервые зафиксировали некоторые религиозные ритуалы, например поклонение верующих черному камню в Каабе. Только оператор-мусульманин с замаскированной камерой смог проникнуть внутрь святилища.

Стрингеры отличаются особой профессиональной честностью, снимая только реальные события. Они не моделируют то, чего не было.

Стрингеры являются отличным доказательством того, что телеоператор не имеет четкой грани разделения от журналиста. А наоборот является неотъемлемой его частью.

Заключение.

Данная курсовая работа была направлена на уточнение места оператора в журналистской среде. Исследование доказало, что оператор многогранен в своей работе, в ней содержаться как технический, культурный, журналистский аспекты. Однако в большинстве случаев в приоритете находится именно журналистская деятельность, так как именно для нее и предпринимаются другие составляющие.

Команда тележурналистов в основном состоит из двух человек: оператор и корреспондент. Самые интересные видеосюжеты получаются, когда этот тандем работает исправно, дополняет друг друга, как прекрасно работали Евгений Лагранж и Ася Емельянова. Однако сюжеты не хуже получаются и в руках всего одного человека – стрингера. Когда все решения взвешены и нет колебаний по поводу разных мнений, все движется в рамках одной точно мысли. Конечно же, все выше перечисленное может уступать работе операторов, которые состоят в команде на студии, но там нет той души и свободы, какая есть первых двух форматов.

По мнению работников разных телекомпаний, все же лучше, когда каждый занимается четко своим делом. Но пробовать никогда не поздно и тем более не запрещается. Разнообразие, свобода – вот ключ к интересному сюжету, который найдет отклик у аудитории. Это задача операторов, а значит журналистов.

Список литературы.

  1. Видео архив телеканала «Euronews» рубрики «NO COMMENT»
  2. Видео архив телеканала «LIFENEWS»
  3. Видео архив телеканала «Первый» программы «Время»
  4. Видео архив интернет шоу «Минаев LIVE»
  5. Архив газеты «Российская газета»
  6. Сайт Владимира Лагранжа
  7. «Основы творческой деятельности журналиста» Галина Викторовна Лазутина 2001 г.
  8. «Телевизионная журналистика» Г.В. Кузнецов 2002 г.
  9. Архив телеканала «Россия 1» программы «Вести недели»
  10. Фильмография Аси Емельяновой, фильм «Курсом Титаника».

Операторская работа, как журналистика на примере Евгения Лагранжа