Финансово-промышленные группы и их роль в современной экономик

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и маркетинга

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

на тему: «Финансово-промышленные группы и их роль в современной экономике»

Выполнил

Студент гр. 2МН-27

Францев Артём Андреевич

Руководитель

Селезнёва Юлия Михайловна

ВИТЕБСК

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.Теоретические аспекты функционирования финансово-промышленных групп и их роль в современной экономике 5

1.1. Понятие и типы финансово-промышленных групп 5

1.2. Принципы современного функционирования финансово-промышленных групп 8

1.3. Роль финансово-промышленных групп в экономике индустриально-развитых стран 11

2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции 13

2.1. Предпосылки и особенности формирования финансово-промышленных групп в Республике Беларусь 13

2.2.Анализ показателей и эффективность функционирования финансово-промышленных групп в Республике Беларусь 22

3.Проблемы и перспективы развития финансово-промышленных групп в Республике Беларусь 27

Заключение 32

Список использованных источников 35

Приложение А 38

Приложение Б 40

Приложение В 40

Приложение Г 41
ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы. Отечественная промышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление финансово-промышленных групп.

В форме финансово-промышленных групп реализуется схема интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы. В процессе реализации основных задач финансово-промышленных групп должны стать основой системы инвестирования экономики; они формируются как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений производства. Это всё и обуславливает актуальность данной темы.

Первая финансово-промышленная группа была официально зарегистрирована в конце 1996 г. после выхода Указа Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. №482 «О создании и деятельности в Республики Беларусь хозяйственных групп». Данный Указ стимулировал множество инициатив банков и предприятий к организации совместной деятельности, ряд из которых завершился созданием финансово-промышленных групп. Выход Закона Республики Беларусь от 4 июня 1999 г. № 265-З «О финансово-промышленных группах» стал основой законодательной базы последующего становления финансово-промышленных групп в Беларуси.

В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, состояния финансового, фондового и товарного рынков.

Цель курсовой работы: исследовать деятельность финансово-промышленных групп, выявить их значение и влияние на экономику страны.

В данной курсовой работе дана характеристика финансово-промышленных групп: понятие, типы, роль в формировании рыночной экономики, правовые условия формирования, проблемы функционирования, перспективы развития.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

  1. Понятие и типы финансово-промышленных групп

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики. Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово – промышленные группы представляют собой совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе соответствующего договора о создании финансово-промышленных групп с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, освоение новых рынков, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Финансово-промышленные группы зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. Финансово-промышленные группы довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных финансово-промышленных групп можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США. Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.

В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность финансово-промышленных групп, является Закон Республики Беларусь от 04.06.1999 г. № 265-З "О финансово-промышленных группах" (с изменениями и дополнениями).

Участники группы, задействованные в сфере производства, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, т.е. единым субъектом налоговых правоотношений.

С точки зрения антимонопольного законодательства участники группы, даже если они являются формально автономными (независимыми) юридическими лицами, представляют собой составные части общей структуры, управляются из единого центра и занимаются предпринимательской деятельностью для достижения интересов группы в целом. Поэтому в антимонопольном законодательстве финансово-промышленные группы признаются единым хозяйствующим субъектом.

Финансово-промышленные группы можно классифицировать по следующим критериям:

  • способу создания;
  • форме производственно-хозяйственной интеграции;
  • степень диверсификации бизнеса;
  • инициатору формирования;
  • масштабам деятельности;
  • организационному строению.

По вариантам организационного строения финансово-промышленные группы можно разделить на:

  • «мягкие» (консорциум, ассоциация, союз);
  • «жесткие» (холдингового типа).

Участники финансово-промышленной группы могут построить свои взаимоотношения двумя путями: либо как взаимодействие основного и дочерних обществ, либо как взаимодействие на условиях полного или частичного объединения своих материальных и нематериальных активов. В первом случае мы имеем дело с фактически холдинговой моделью, когда основное (материнское) общество имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций (долей) дочерних обществ, т.е. в силу преобладающего участия в их уставном капитале, руководить деятельностью каждого из них. Можно сказать, что финансово-промышленная группа первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. В таком объединении основное общество выполняет функции центральной компании, через которую, по сути, и ведется деятельность группы в целом.

Финансово-промышленная группа второго вида является добровольным договорным предпринимательским объединением независимых друг от друга юридических лиц. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) финансово-промышленных групп создаются именно по типу объединений на основе договора; их иногда именуют «мягкими не холдинговыми корпорациями», или «договорными холдингами». Финансово-промышленная группа этого вида создается путем заключения участниками группы договора о создании финансово-промышленных группах, в соответствии с которым учреждается центральная компания. То есть центральная компания, по сути, представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению ко всем участникам финансово-промышленных групп. По своей юридической природе договор о создании финансово-промышленной группы является разновидностью договора простого товарищества.

  1. Принципы современного функционирования финансово-промышленных групп

В общем случае финансово-промышленные группы могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные и конгломератного типа. Так же подразделяются одно-банковые структуры и много банковые структуры.

С точки зрения структурной организации финансово-промышленных групп цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.

С исторической точки зрения инициатором создания финансово-промышленных групп не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.

Банки альянса в финансово-промышленных группах должны выполнять следующие функции:
      - расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы: депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых финансово-промышленными группами, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование: трастовые операции:
       - лизинговые операции в интересах участников группы:
       - размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;

- поиск инвестиций под целевые программы финансово-промышленных групп и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.
       

Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на следующих принципах:

  • добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды;
  • открытость для приема новых членов, если их включение создает синергетический эффект;
  • добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу;
  • сохранение автономности каждого из членов объединения;
  • обязательность проведения единой стратегической политики;
  • наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в финансово-промышленные группы;
  • приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей финансово-промышленными группами.


Использование финансово-промышленных групп как форм сотрудничества финансовых и промышленных учреждений позволяет:

  • восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности;
  • создать финансовый механизм для развития производства;
  • увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;
  • увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;
  • повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  • проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;
  • аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках финансово-промышленных групп, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ;
  • всем членам финансово-промышленных групп, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции;
  • использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;
  • иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;
  • уменьшить трансакционные, технологические и информационные издержки;
  • банкам коалиции участвовать в проектном финансировании, что позволит повысить рентабельность разрабатываемых проектов;   
  • выступать на рынке в двух ролях — как самостоятельная компания и как финансово-промышленные группы, что даст дополнительные возможности по приобретению заказов и реализации продукции;
  • использовать интегральный имидж преуспевающих компаний для получения дополнительного преимущества не только на российском, но и на мировом рынке;
  • составить конкуренцию мощным иностранным компаниям, все в большей степени занимающим российский рынок и имеющим преимущество перед раздробленными российскими фирмами, практически лишенными инвестиций и внешнего финансирования, работающими в режиме самофинансирования, что в значительной степени ограничивает их развитие.


Получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной финансово-промышленной группы будет расти и имидж крупного банка.
          При формировании финансово-промышленных групп используется и следующий метод. Он заключается в создании в структуре группы так называемых "финансовых бассейнов", в которые кроме банков должны входить страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, брокерские конторы, фонды взаимного страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть которых также может быть направлена на 

финансирование проектов ФПГ. Кроме того, создание силами групп или включение в состав уже действующих коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с большой нормой прибыли позволит "переливать" часть их доходов на развитие программ ФПГ.
        Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ выгодно и государству (иначе в законе не было бы прописано столько поддерживающих мер). Во-первых, решается проблема направления банковского капитала в промышленность; во-вторых. увеличивается надежность банковской системы в целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и неоднородной; в-третьих, усиливается конкуренция: между банками внутри финансово-промышленных группах за обслуживание наиболее выгодных участников группы, между ФПГ за привлечение новых крупных организаций.

  1. Роль финансово-промышленных групп в экономике индустриально-развитых стран

Практика развития ведущих индустриальных стран показывает, что одна из форм интеграции финансового и промышленного капитала (финансово-промышленные группы) образует важнейший элемент экономики этих стран и мирового хозяйства в целом. Проведение активной промышленной политики в развитых государствах также немыслимо без их создания.

В отечественной практике финансово-промышленные группы рассматриваются как интегрированные комплексы, в рамках которых происходит объединение финансово-кредитных институтов и промышленных предприятий для осуществления координируемой производственно-хозяйственной деятельности. Основным принципом создания финансово-промышленных групп является объединение финансового, научно-производственного и коммерческого потенциалов.

Для большинства индустриально развитых стран характерно отсутствие формально закрепленной структуры финансово-промышленных групп. Соотношение участников довольно часто меняется, а основой их совместной деятельности являются, как правило, доверительные соглашения. В условиях современного этапа научно-технической революции непрерывно идут изменения в организационно-хозяйственных связях банков с крупными промышленными субъектами. Наиболее характерные в настоящее время формы сращивания финансового и промышленного капитала развиваются в следующих направлениях:

  • развитие кредитных связей;
  • расширение возможностей владения акциями;
  • совершенствование взаимных расчетных операций и ведения текущих счетов.

В последние годы значительно расширилась потребность промышленных компаний, как отечественных, так и иностранных, в заемных средствах. При этом важное значение приобрели кредитные связи, выступающие своеобразным рычагом влияния банков на экономическую политику входящих в группу промышленных субъектов. Также характерной чертой современного этапа финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности, наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с выраженной специализацией. Это, прежде всего, формирование финансово-промышленных групп на основе предприятий наиболее передовых, наукоемких отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса.


2 ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

  1. Предпосылки и особенности формирования ФПГ в Республике Беларусь

До начала 90-х годов в Республике Беларусь был сформирован достаточно мощный по валовым объемам производства и техническим возможностям промышленный комплекс. Однако в условиях переходного к многоукладной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово- кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий, внешними долгами.

Наряду с общеизвестными предпосылками, обеспечивающими актуальность формирования финансово-промышленных групп в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности, существуют и более конкретные. К ним относятся:

  • острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;
  • формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
  • возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
  • серьезный структурный и финансово-инвестиционный кризис промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
  • необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их развитие на общепринятой в мировой практике основе;
  • сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
  • потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.

Создание финансово-промышленных групп в отраслях, тяготеющих к концентрации производства, представляется одним из наиболее эффективных путей решения указанных проблем и финансово-промышленные группы должны служить реализации имеющихся преимуществ и потенциала промышленности Беларуси и преодолению недостатков.

Государство в этой ситуации обязано поддержать национальных товаропроизводителей. Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, развитие конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию производства.

Важной отличительной характеристикой многих белорусских предприятий является экспорт-импорт. Интернационализация рынков, приспособление к новым методам организации, знание проектов и затрат конкурентов приобретают столь же важное значение, как и внедрение новой технологии и совершенствование производства.

Необходимо содействовать тому, чтобы отечественные предприятия могли составить основу международной группы, в первую очередь предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханического производства компонентов.

Отношение к государственной к программе содействия формированию ФПГ определяется тем, что они рассматриваются двояко - как одна из мер преодоления кризиса в промышленности и как "несущая конструкция" современной развитой экономической системы.

Создание финансово-промышленных групп в Республике Беларусь можно осуществить в рамках общей программы выхода экономики из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования финансово-промышленных групп основывается на существующих в республике экономических реалиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими программами - структурной перестройки, антимонопольной политики, развития малого и среднего бизнеса, конверсии и т.д..

В то же время за счет тщательного индивидуального создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов финансово-промышленных групп, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах).

Финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для своего создания, являются сейчас инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как финансово-промышленные группы, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.).

Учитывая темпы реформирования экономики в республике, необходимо создание финансово-промышленных групп перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.

Главные усилия при этом следует сосредоточить на разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности финансово-промышленных групп, ориентированных, прежде всего на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.

Для предприятий, организаций и учреждений необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования финансово-промышленных групп (нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта; порядок регистрации группы).

Необходимы обучение и подготовка кадров органов государственного управления, менеджеров высшего и среднего звеньев предприятий, подбор кадров. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовку кадров целесообразно проводить как первоочередной этап работы на предприятиях в рамках создания финансово-промышленных групп.

Потребуется создание системы комплексного информационно-справочного обеспечения всех участников информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной информацией о показателях работы финансово-промышленных групп и другими данными. Целесообразно также создание и введение реестра финансово-промышленных групп, базы данных об основных технико-экономических параметрах их работы. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, создает предпосылки для формирования цивилизованного и эффективного рынка.

Программа содействия формированию финансово-промышленных групп сможет обеспечить изменение сложившейся ситуации, иначе решение структурных проблем может оказаться делом далекого будущего и обернуться трудно восполнимыми потерями.

Вместе с тем анализ положения дел в экономике Республики Беларусь свидетельствует, что для некоторых подотраслей организация нескольких финансово-промышленных групп не целесообразна.

Процессы создания финансово-промышленных групп в Республике Беларусь как инструмента реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

В качестве приоритетных направлений для проектирования финансово-промышленных групп в Беларуси целесообразно:

  • осуществление инвестиционных программ (проектов), сориентированных на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивания производства продукции первичной переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения экспортной направленности продукции оборонных предприятий, обеспечения необходимых организационно-экономических предпосылок для закрепления на конкретных рынках;
  • налаживание новых технологических цепочек и организационно-экономических связей, способствующих ускоренному и рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие переориентацию ресурсов с малоэффективных производств на выпуск конкурентоспособной продукции, а также возможность создания и выпуска продукции, которая выводит страну из отставания в передовых областях науки и техники;
  • реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах экономики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики;
  • разработка и выполнение коммерчески эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных для частных инвесторов (негосударственных финансово-кредитных и инвестиционных институтов);
  • организация взаимовыгодных кооперационных связей и осуществление совместных инвестиционных проектов с предприятиями России и государств - участников СНГ.

При создании финансово-промышленных групп с участием фирм Запада акцент целесообразно делать на их высокие технологии с дальнейшей продажей готовых товаров первоначально на рынках стран Содружества. К участникам таких финансово-промышленных групп следует отнести предприятия республики, наиболее готовые к внедрению передовых технологий. Для таких предприятий характерно наименьшее отставание от западных фирм в организации и технологии производства. При незначительных инвестициях на них возможно внедрение современных технологий. Это предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).

При образовании финансово-промышленных групп с участием предприятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и Казахстана, следует ориентироваться на их сырьевые ресурсы при обработке и производстве конечных изделий на предприятиях Беларуси. К таковым можно отнести предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырьевых ресурсов.

При образовании национальных финансово-промышленных групп основной задачей является повышение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и устойчивости работы предприятий.

Для успешной реализации данной концепции необходима системная организационно-практическая работа предприятий и органов управления. Поскольку основные партнеры по финансово-промышленных групп расположены, как правило, за рубежом, предстоит обеспечить скоординированную деятельность многочисленных организаций и государственных институтов, создать межгосударственные и смешанные комиссии, группы и т.п.

Существенную роль в формировании финансово-промышленных групп должны сыграть предприятия, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым условием широкого вхождения данных предприятий в состав финансово-промышленных групп должна стать четкая регламентация особенностей объединения не приватизируемых предприятий, их взаимоотношений с генеральными заказчиками и государственным бюджетом.

Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками будет широко распространяться на отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Так, например, становление финансово-промышленных групп топливно-энергетического комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков, инвестиционных компаний.

Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные группы будут располагать большими возможностями для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.

Не следует принуждать ни одно предприятие к вхождению в состав более крупной группы против его воли.

Ключевым моментом в более четком определении обязанностей государства и предприятий при создании государственных акционерных компаний служит выявление различий в обязанностях сторон, особенно в части управления собственностью и хозяйственно-оперативной деятельностью.

Необходимо предусмотреть, чтобы директора предприятий получали согласие на утверждение того или иного решения собственником, если эти решения потенциально влияют на стоимость и значимость предприятия, его перспективы.

В то же время за счет тщательно продуманного создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов финансово-промышленных групп, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах). Как любое новое явление, финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для создания, выступают инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как финансово-промышленные группы, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду для образования и функционирования этих групп.

Учитывая темпы реформирования экономики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.

Главные усилия при этом следует сосредоточить па разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности финансово-промышленных групп, ориентированные, прежде всего, на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.

Для предприятий, организации и учреждении необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования финансово-промышленных групп, такие, как нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта и регистрации группы.

Следует предусмотреть проведение ряда работ на предприятиях в целях создания условий, отвечающих требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах, регламентирующих создание и функционирование финансово-промышленных групп, а также требованиям зарубежных партнеров и инвесторов, если предполагается их привлечение.

Необходимо организовать обучение кадров органов государственного управления, подготовку менеджеров высшего и среднего звена предприятий, подбор специалистов. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовка кадров должны быть первоочередным этапом работы на предприятиях в рамках создания финансово-промышленных групп.

Потребуется создание комплексной информационно-справочной системы финансово-промышленной группы, обеспечивающей всех участников необходимой информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной информацией о показателях работы финансово-промышленных групп и другими данными. Следует также создать и ввести реестр финансово-промышленных групп, базу данных об основных технико-экономических параметрах работы финансово-промышленных групп. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, станет почвой для цивилизованного и эффективного рынка.

  1. Анализ показателей и эффективность функционирования финансово-промышленных групп в Республике Беларусь

Приоритетным направлением формирования финансово-промышленных групп в Республике Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования.

Однако реальная ситуация с зарегистрированными в Республике Беларусь финансово-промышленными группами более чем скромная, в некоторой мере компенсируется участием белорусских субъектов хозяйствования в межгосударственных группах, регистрируемых в Российской Федерации. С 1997 г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь было одобрено участие резидентов Беларуси в международных финансово-промышленных группах.

Уже в 1996 г. была зарегистрирована финансово-промышленная группа под наименованием «Российский уголь», имеющая целью обеспечение российским углем белорусских субъектов хозяйствования. В 1997 г. было завершено формирование трех финансово-промышленных групп - "Формаш", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех финансово-промышленных групп - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". В 2000 г. утверждено Соглашение между Правительством Республике Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы». Опыт создания финансово-промышленной группы предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

Первая в Беларуси аграрно-финансово-промышленная группа - АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" создана в Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".C 1997 года “Жлобинский мясокомбинат” является открытым акционерным обществом с долей государственной собственности – 39,7%.

В 2004г. проводилась реорганизация ОАО "Жлобинский мясокомбинат" путем присоединения к нему ОАО " Жлобинский комбикормовый завод", сельскохозяйственного производственного кооператива "Степской", ОАО "Центральная компания Жлобинской аграрной финансово- промышленной группы".

В декабре 2004г. было зарегистрировано ОАО "Аграрнофинансово промышленная компания" Жлобинский мясокомбинат" в составе которой действуют филиалы: "Комбикормовый завод", "Общепит", "Торговый дом".

ОАО "АФПК" Жлобинский мясокомбинат" является головным предприятием Жлобинской аграрной финансово- промышленной компании.

Органом управления общества являются: собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция и генеральный директор.

Рассмотрим на примере реорганизации концерна "Белнефтехим"

Первые планы относятся еще к 1995 году. Тогда концерн подготовил проект концепции реформирования всего нефтяного комплекса Беларуси. В рамках его обсуждался вариант создания Белорусской нефтяной компании. Предполагалось, что на начальном этапе будет создана компания со 100-процентным госкапиталом, которой передадут контрольные пакеты акций предприятий нефтедобычи, нефтепродуктообеспечения, трубопроводного транспорта и значительные пакеты предприятий нефтепереработки. Оговаривалось также участие российских компаний в качестве совладельцев Новополоцкого и Мозырского НПЗ.

Для реализации проекта были созданы Белорусский нефтяной торговый дом, Белорусская нефтяная страховая компания, Славнефтебанк, имелись проекты создания собственной финансовой компании и Пенсионного фонда. Таким образом создавались предпосылки для образования на базе этих акционерных обществ государственной холдинговой компании.

Однако реализовать идею не удалось, поскольку чуть позже был наложен запрет на акционирование предприятий нефтедобычи, нефтепродуктообеспечения, трубопроводного транспорта и "Нафтана".

В 1999 году появился проект создания Государственной нефтяной компании. Вертикально интегрированную государственную нефтяную компанию предлагалось создать на базе гомельского "куста" предприятий - ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод", ПО "Белоруснефть", гомельского предприятия транспорта нефти "Дружба" и нефтебаз Гомельской области. Предлагались два варианта создания такой структуры: в форме открытого акционерного общества и госкомпании, но А. Лукашенко дал указание сохранить имущество компании в госсобственности.

Однако спустя некоторое время о создании южного "куста" все забыли.

Позже "Белнефтехим" предложил создать республиканское унитарное предприятие (РУП) на базе гомельского и новополоцкого нефтепроводов "Дружба", ПО "Белоруснефть" и 38 нефтебаз. Была поставлена цель - сконцентрировать финансовые ресурсы, чтобы вкладывать в наиболее перспективные с точки зрения "Белнефтехима" проекты. Но, опять же, эта идея не была реализована.

В 2002 году обсуждался вопрос создания на базе концерна "Белнефтехим" финансово-промышленной группы. Протокол поручений был подписан А. Лукашенко, а ФПГ должна была заработать с 1 января 2003 года.

Сторонники этого проекта аргументировали необходимость его реализации тем, что без этого в условиях жесткой конкуренции развиваться отечественному нефтехимическому комплексу будет очень сложно. Предполагалось, что создание такого ФПГ на базе концерна позволит обеспечить замкнутый цикл производства и тем самым поможет укрепить экономическое положение предприятий, входящих в новую структуру.

За последние 2-3 года подходы по созданию нефтяной компании поменялись уже несколько раз.

В 2004 году в Белорусскую нефтяную компанию концерн "Белнефтехим" предложил включить ПО "Белоруснефть", Белорусский нефтяной торговый дом - дочернее предприятие "Белнефтехима", а также предприятия нефтепродуктообеспечения страны.

Однако окончательный проект выглядел несколько иначе. Правительство Беларуси постановлением от 14 сентября 2004 года приняло решение о преобразовании РУП "ПО "Белоруснефть" путем присоединения 6 областных предприятий нефтепродуктообеспечения, а также РУП "Оргнефтехим" и "Нефтехимпроект". На новую компанию возложены функции поставок нефти в Беларусь, а также обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами, в том числе и предприятий АПК.

Эффективность весьма важно рассматривать не только как результат переработки поступающих в систему ресурсов в конечный продукт (хотя это в действительности так и происходит), но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. В приложении А, эффективность показана с точки зрения системного подхода. Здесь видно, что на эффективность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку все эти факторы влияют и друг на друга, то можно сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению эффективности не существует. Многие попытки повышения эффективности провалились именно потому, что руководители не предвидели возможных результатов предпринятых ими усилий. Модель, представленная в данном разделе, указывает пути повышения эффективности. Один из этих путей связан с зависимостью между качеством и эффективностью.

В настоящее время жизненно важное значение для устойчивого роста эффективности имеет перспективное планирование, поскольку для эффективности вполне типичны временные падения по причинам, не связанным с эффективностью реализуемых программ ее повышения.

Необходимость учета долгосрочной перспективы пронизывает весь процесс планирования сверху донизу. Перспективные долговременные стратегические планы необходимо всесторонне подкреплять краткосрочными планами, целями подразделений организации и даже правилами и нормами, принятыми в организации.

Формализованное планирование эффективности прослеживается во всем процессе управления. Оно мотивирует людей на такую работу, которая способствует росту эффективности, разъясняя, чего же добивается организация, и закладывает базис для того, чтобы увязать вознаграждение за труд с его эффективностью. Естественно, что планы по развитию эффективности одновременно являются и основой для контроля за ней.


3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Опыт зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом кризисе, показывает, что один из путей возрождения промышленного производства и экономики в целом состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и промышленного капитала.

Финансово-промышленные группы по своей сущности являются, с одной стороны, формой интеграции финансового и промышленного капитала, с другой – видом производственно-инвестиционного сотрудничества в рамках реализации внешнеэкономических связей. Для Беларуси, при её относительном высокоразвитом промышленном потенциале, создание финансово-промышленных групп с партнерами из стран СНГ приобретает особую привлекательность. Заявляют о себе международные финансово-промышленные группы в топливно-энергетическом, автомобиле- и тракторостроении, телевизионном производстве и др. отраслях.

Современная экономическая политика Республики Беларусь имеет целью достижение устойчивого развития, в том числе и за счет создания институтов рыночной экономики в финансовой сфере, где существовавшие индивидуальные капиталы объединяются, чтобы усилить влияние на производство и обращение. Совместное использование капиталов с различными кругооборотами и циклической оборачиваемостью позволяет обеспечить оперативную переориентацию ресурсов в целях восстановления нарушенного равновесия и стабилизации роста доходности. Объединение разнородных капиталов знаменует эволюцию капитала в более сложную форму нового порядка. Когда объединяются капиталы с целью получить дополнительные возможности от кооперации по сравнению с суммарными возможностями отдельных капиталов, то образуется не просто новая форма капитала, а более сложная система, наделенная новыми специфическими свойствами.

Мировая хозяйственная практика показывает, что, прежде всего, крупное производство формирует в современной экономике спрос и предложение на рынке, определяет условия ценообразования, реализует крупные программы капиталовложений. Только крупным производителям под силу осуществление значительных научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок (НИОКР), массовое внедрение в производство новшеств научно – технического прогресса. Именно финансово–промышленные группы составляют каркас экономически развитых стран и мирового хозяйства в целом, являясь эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных партнеров. Во многом укрупнение производств стало основой для лидирующих позиций в мире США и Японии.

В условиях переходного периода финансово-промышленные группы являются островками стабильности, отличающимися большей рентабельностью, предсказуемостью, управляемостью. В отличие от множества мелких фирм, создающихся нередко для проведения двух - трех операций по сокрытию налогов, финансово-промышленные группы как крупные хозяйственные комплексы формируются надолго и поэтому могут быть стабильными налогоплательщиками.

Положительный эффект от работы финансово-промышленных групп для государства заключается в увеличении налоговых поступлений в бюджет, снижении государственных расходов на создание рабочих мест и выплату социальных пособий, повышении общественной стабильности вследствие лучшей прогнозируемости ценовой политики.

Экономическую политику белорусских регионов следует формулировать исходя из утверждения о том, что изолированные экономики исчерпали потенциал развития и необходима их структурная перестройка. Вход в "рынок" международных монополий возможен только через предварительное развитие внутреннего рынка, на котором с помощью государства сформировались и функционируют свои структуры, эквивалентные по мощности зарубежным. Такими структурами на региональном уровне должны стать финансово - промышленные группы, ориентированные на развитие определенных территорий и области в целом.

Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становление сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

Среди существующих проблем становления и функционирования финансово-промышленных групп можно выделить:

  • общеэкономические;
  • законодательные;
  • организационные;
  • финансовые.

Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости налоговой политики.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности финансово-промышленных групп. Главная роль при образовании финансово-промышленных групп возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого товарищества. По этому договору совокупность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о финансово-промышленных группах договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридического лица (центральной компании).

Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в финансово-промышленных группах. Функции управления финансово-промышленных групп выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью финансово-промышленных групп центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета - один голос, на Общем собрании центральной компании - голосование идет пакетами обыкновенных акций.

Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности финансово-промышленных групп представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о финансово-промышленных группах) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, не разработанностью организационных структур управления финансово-промышленных групп; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.

Среди финансовых трудностей функционирования финансово-промышленных групп следует, прежде всего, назвать низкий потенциал коммерческих банков, оцененный по их собственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса экономической и политической ситуациях, белорусские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более чем на 10%. Отсюда необходимость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без государственных гарантий.

Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных финансово-промышленных групп необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению вышеперечисленных проблем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были изложены основные аспекты финансово-промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству Республики Беларусь, рассмотрена нормативно-правовая база и роль финансово-промышленных групп в формировании рыночной экономики, также рассмотрены типы и принципы функционирования финансово-промышленных групп, исследован мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.

На основе вышеизложенного материала можно сделать вывод, что финансово-промышленные группы - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Сегодня роль финансово-промышленных групп является особенно заметной в условиях спада экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники и производства.

Закономерность появления в белорусской экономике финансово-промышленных групп вызвана целым рядом причин:

Во - первых, какой бы характер не носили происходящие в ходе реформы изменения в белорусской экономике, эти изменения неизбежно несут в себе определенные элементы прежней хозяйственной системы, одна из важнейшей особенностей которой заключалась в преобладании мощных промышленных предприятий и научно-производственных объединений.

Во - вторых, слабость современной белорусской банковской системы, финансовая недостаточность большинства промышленных предприятий, отсутствие крупных торговых структур неизбежно подталкивают их друг к другу в целях совместного выживания в рамках финансово-промышленных групп.

В - третьих, как свидетельствует история мирового рыночного хозяйства, в нем существуют различные по масштабам операций и организационно-управленческим характеристикам типы промышленных структур, причем при всей важности малого и среднего бизнеса роль своего рода станового хребта промышленности в большинстве современных развитых рыночных экономик до сих пор играют именно крупные корпорации, как наиболее эффективные и стабильные.

Финансово-промышленные группы способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и последующему развитию отечественного производства и помогут:

  • сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики;
  • обеспечить финансовыми ресурсами промышленность, НИОКР;
  • ускорить НТП;
  • повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность продукции отечественных предприятий;
  • сформировать рациональные хозяйственные связи в сегодняшних условиях.

Белорусское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования финансово-промышленных групп. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких финансово-промышленных групп ничего дурного.

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мегакорпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т. д..

Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: создание финансово-промышленных групп в нашей стране - это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе финансово-промышленные группы видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.

Сегодня интеграционные процессы в экономике – это тот фундамент, на котором формируется вся структурная основа мирового хозяйства. В основе же широкомасштабных интеграционных процессов лежит как деятельность транснациональных корпораций, расширяющих границы своей деятельности и создающих единое экономическое пространство, так и объединение более мелких хозяйственных форм. Мировая экономическая система развивается на основе оптимального сочетания мелких, средних и крупных предприятий, каждое из которых имеет свою нишу и играет определенную роль в экономике. В таких странах, как США, Япония, Корея, Швеция, Италия, Германия, Голландия, тысячи мелких и средних предприятий объединены в интегрированные производственные комплексы. Такая интеграция дает огромный экономический и социальный эффект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон Республики Беларусь от 04.06.1999 г. № 265-З "О финансово-промышленных группах"
  2. Мировая экономика. Учебник / М., Издательство БЕК, 2000.
  3. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для вузов/ Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер.-М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997.
  4. Базылев Н.И., Гурко С.П., Лещиловский П.В., «Основы экономической теории и практики». Мн.: БГЭУ, 1996.
  5. Мясникович М.В., ФПГ как фактор развития экономической интеграции, Белорусский экономический журнал. – 1998, №2.
  6. Рудашевский В.Д. ФПГ: возможности и ограничения. Государство и право. -1998, №2.
  7. Рожков М., Балабаева Н., «Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания.» Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г
  8.  Т. Гурова. «Финансово-промышленные группы: современное состояние и перспективы». "Эксперт" №13 от 6 апреля 1998 года.
  9. Онда Хисао Финансово-промышленные группы: долгосрочные деловые взаимоотношения.// Маркетинг. 1997. № 2. С.3.;
  10. Балабанова Н.В. Международные финансово-промышленные группы: проблемы и перспективы //Проблемы прогнозирования, 2004, №3.
  11. Беляева И.Ю., Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. - М.: Финансовая академия, 2006.
  12. Волков Ф.М., Козлова М.И. ФПГ в рыночной экономике. - М., 2004.
  13. Дворецкая А.Е., Никольский Ю.Б. Финансово-промышленные группы: менеджмент+финансы. - М.: «ПРИНТЛАЙТ», 2007.
  14. Уткин Э.А., Эскиндаров М.А. Финансово-промышленные группы. - М.: ЭКМОС, 2007.
  15. И.М. Абрамов, И.А. Михайлова-Станюта, О.С. Булко, Е.В. Васина, А.П. Урбан. «Финансово-промышленные группы в Беларуси (перспективы и методы формирования)». Минск., 2007.
  16. Рожков М., Балтабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №32, 1996 г.
  17. Вабищевич, С. С. Финансово-промышленные группы: Пробл. Теории и законодательства: Монография / С. С. Вабищевич. - Мн. : Молодеж., 2003. - 136 с.
  18. Торкановский Е., Финансово-промышленные группы: перспективы и проблемы // Хозяйство и право. – 1996. – №4
  19. Стародубская И. Финансово-промышленные группы: иллюзии и реальность // 1995, №5
  20. Орехов С.А. Менеджмент финансово-промышленных групп (курс лекций). – М.: МЭСИ, 1998.
  21. Мовсесян А.Г. Методологические основы обеспечения устойчивости финансово-промышленных групп. – М., 1997.
  22. Макарова Г.Л. Организация ФПГ. – М., 1998.
  23. Винслав Ю.Б., Гуськов Э. Факторы и пути повышения эффективности работы отечественных финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал. – 1996. – №7
  24. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебное пособие –М.: Инфра-М, 1997.
  25. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. проф. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Факторы влияющие на эффективность

Ресурсы

Связь

Результаты положительные

Материалы

Труд

Капитал

Энергия

Информация

Принятие решений

Руководство

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Качественные товары и услуги

Управление прибылью и затратами

Занятость

Результаты отрицательные

Дефекты

Финансовые потери

Безработица

Социальные последствия

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Характеристика видов международных ФПГ

Характеристические признаки

Интернациональные корпорации

Многонациональные корпорации

Глобальные корпорации

1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов

Этноцентрический

Полицентрический или региоцентрический

Геоцентрический

2. Ориентация

Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта.

Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную.

Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.

3. Отношение к зарубежному рынку

Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании.

Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ФПГ по сравнению с внутренним рынком.

Ареной деятельности является весь мир.

4. Уровень централизации принятия управленческих решений

Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании.

Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами.

Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами

5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов

Сильный контроль со стороны материнской компании.

Филиалы, как правило, автономны.

Филиалы, как правило, автономны

6. Кадровая политика

Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ФПГ назначаются на все возможные посты за рубежом.

В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты.

Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты.

7. Организационная структура

Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов.

Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов.

Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами.

8. Информационные потоки

Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов.

Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами.

Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Классификация видов ФПГ

Классификационный признак

Виды ФПГ

Целевой характер формирования

- производственное развитие

- осуществление НИОКР

- диверсификация бизнеса

- региональная экспансия

- выполнение государственного заказа

Происхождение капитала

-бывшие отраслевые министерства

- промышленный капитал

- банковский капитал

- страховой капитал

Источник финансирования организационного проекта ФПГ

- собственные финансовые ресурсы

- заемные финансовые ресурсы

Форма собственности

- частные

- государственные

- смешанные

Статус регистрации

- официальные ФПГ

- неофициальные ФПГ

PAGE \* MERGEFORMAT1

Финансово-промышленные группы и их роль в современной экономик