Конспект урока русского языка «Семья»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 26»

Г. Вологда

Конспект урока русского языка «Семья»

(авторская разработка)

подготовила

учитель-логопед Чистякова Елена Борисовна

г. Вологда

2012 г.

Цель: Закрепление представлений о семье и родственных отношениях, развитие речи.

Задачи:

- уточнять, расширять и активизировать словарь по данной теме;

- формировать навык образования притяжательных прилагательных с помощью суффикса «ин»;

- закреплять умение подбирать родственные слова к слову «родня»;

- упражнять в употреблении существительных в родительном падеже с предлогом «для»;

- упражнять в составлении простых распространённых предложений с однородными

членами;

- совершенствовать навык составления сложносочинённых предложений с союзом «а»;

- активизировать в речи сложноподчинённые предложения со словами: когда,

потому что, если;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать уважительное отношение к взрослым членам семьи, желание

помогать родным.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят в кругу, передают мяч по кругу и называют друг друга ласково: Танечка, Наденька, Мишенька и т. д.

2. Логопед читает стихотворение Чистяковой Е. Б.:

Маша знала слов немало: ручка, платье, одеяло,

Самолёт, кино, окно, стол, весло и домино.

Только есть слова иные, очень важные, большие.

Мы хотим напомнить вам эти важные слова.

(дети по очереди говорят: мир, Родина, мама, солнце, дружба, любовь, семья)

3. Логопед предлагает детям сесть, когда они услышат слово, обозначающее члена

семьи: друг, товарищ, подруга, одноклассник, ровесник, брат.

(дети садятся за столы)

4. Логопед:

- Назовите родственников, с которыми вы живёте.

Дети:

- Я живу с мамой, папой и сестрой.

- Я живу с мамой, бабушкой и братом.

5.Логопед:

- Всех людей, кого вы вспомнили, можно назвать одним словом – «родня» или

«родственники» (дети хором произносят новые слова).

- Люди похожи на своих родственников. Им об этом часто говорят.

На кого ты похожа, Надя? А ты, Гоша?

Дети:

- Я похожа на маму. Я похож на папу.

Логопед:

- Многие слова русского языка тоже имеют родственников, эти слова похожи

друг на друга. Послушайте и найдите среди произнесённых мной слов то,

которое не является родственником для всех остальных слов: род, родной,

родня, Родина, родинка, ручка, родители.

Дети:

- Слово «ручка» не является родственным для всех остальных.

Логопед:

- Какие слова из семьи слова «род» вы запомнили?

Дети перечисляют слова, которые запомнили.

6. Логопед предлагает вниманию детей логическую загадку И. Лопухиной.

Мама купала в лохани малышку.

Мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла,

Тёплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца

Тёплым, мохнатым, большим полотенцем.

Логопед:

- Сколько детей у мамы?

Дети:

- У мамы трое детей.

7. Физкультурная минутка «Мамины помощники» (Е. Чистякова)

Логопед:

- У мамы всегда много дел, давайте ей поможем.

Мама стирала, и мы помогали,

Мылили вещи и полоскали.

После повесили всё на верёвку.

Это у нас получилось так ловко.

Гладили вещи мы утюгом.

В шкаф аккуратно сложили потом.

(имитация движений)

8. Логопед предлагает вниманию детей демонстрационную сюжетную картинку «Семья дома».

Логопед:

- Скажите, чем занимаются члены этой семьи?

Дети:

- Папа читает газету. Мама смотрит телевизор. Сын читает книгу. Дочь играет мячом.

Логопед убирает картинку и предлагает вниманию детей новую картинку с изменённым сюжетом.

Логопед:

- Припомните, что делали члены этой семьи раньше и что они делают сейчас.

Дети:

- Папа читал газету, а сейчас он играет с сыном в шашки. Мама смотрела телевизор, а сейчас она читает дочке книгу.

Логопед:

- Любое дело становится ещё интереснее, если его делать вместе с близким, родным человеком.

9. Пальчиковая игра «Дружная семья» (Е. Чистякова)

С дедом печь истоплю, пальцы рук поочерёдно соединяем с большими

С папой дров нарублю, Пальцами (на каждую фразу)

С братом сходим в кино,

Поиграем в домино.

С мамой борщ сварю,

С бабушкой поговорю.

Я с сестрой пойду в музей,

Полюбуюсь на зверей.

Все родные мне друзья. пальцы рук в замок

Мы ведь дружная семья.

Логопед:

- Есть хорошая поговорка: Семья вместе – и душа на месте.

10. Логопед:

- Вы всегда слушаетесь своих родителей? Ответы на этот вопрос мы узнаем, сыграв в игру «Закончи предложение».

Папа сердится, если я….

Мама обижается, если я……

Дедушка хочет, чтобы я…..

Бабушка радуется, потому что я….

11. Дидактическая игра «Магазин».

Логопед предлагает детям порадовать своих родственников подарками.

(на доске предметные картинки)

Дети:

- Здравствуйте. Я хочу купить яркие бусы для мамы. Спасибо. Теперь это мамины бусы. До свиданья.

- Здравствуйте. Я хочу купить новый галстук для папы. Спасибо. Теперь это папин галстук. До свиданья.

Логопед:

- Давайте всегда радовать наших родных не только подарками, но и добрым отношением, улыбками, приятными словами. И тогда в наших семьях будет мир и покой.

12. Итог занятия.

Логопед предлагает вспомнить интересные моменты занятия, благодарит активных и внимательных детей.

Использованные Интернет-ресурсы

Https://sites. google. com/site/logopedonlain/logopediceskie-upraznenia/stihi-na-raznye-zvuki/stihi-na-bukvu-zvuk---m-m

Целью данного занятия является закрепление представлений о семье и родственных отношениях. В конспект включены речевые игры и игры на развитие мелкой и общей моторики, а так же стихи и пальчиковые игры написанные автором конспекта.