Сравнительно-стилистический анализ произведений «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра коммуникативный дизайн

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

_____________________

«___» ______________ 2013г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Сравнительно-стилистический анализ произведений «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын»

Студент 3 курса

специальности Коммуникативный дизайн

гуманитарного факультета

дневной формы обучения Мозговая Анастасия Владимировна

Руководитель

Кандидат исторических наук

Доцент Коврик Оксана Александровна

Минск 2013

РЕФЕРАТ

Перечень ключевых слов: картины, покаяние, религиозный, символы, , композиция, колорит.

Курсовая работа выполнена на тему: «Сравнительно-стилистический анализ работ: А.Г.Горавского «Кающаяся Мария Магдалина» и Н.Д.Лосева «Блудный сын»»

Цель работы: провести сравнительно-стилистический анализ картин «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын». Найти сходства и различия между этими работами.

Задачи исследования:

- описание и анализ картины А.Г.Горавского «Кающаяся Мария Магдалина»

- описание и анализ картины Н.Д.Лосева «Блудный сын»

- провести сравнительно-стилистический анализ А.Г.Горавского «Кающаяся Мария Магдалина» и Н.Д.Лосева «Блудный сын»

Объем записки составляет 30 страниц и состоит из следующих разделов: реферат, введение, три раздела основной части, заключение, список использованных источников и приложения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат ………………………………………………………………………….

2

Введение ………………………………………………………………………..

4

Глава 1. Картина Горавского Аполинария Гиляриевича «Кающаяся Мария Магдалина»…………………………………………………...............................

5

1.1 Некоторые сведения из биографии и творческого пути А.Г.Горавского…………………………………………………………………..

5

1.2 Анализ и описание картины «кающаяся Мария Магдалина»……………

5

Глава 2. Картина Лосева Николая Дмитриевича «Блудный сын»…………...

14

2.2 Некоторые сведения из биографии и творческого пути Н.Д.Лосева……

14

2.2 Анализ и описание картины «Блудный сын»……………………………..

14

Глава 3. Сравнительно-стилистический анализ произведений «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын»…………………………………………

25

Заключение ……………………………………………………………………..

31

Список использованных источников………………………………………….

32

Приложения …………………………………………………………………….

33

ВВЕДЕНИЕ

Для сравнения я выбрала две работы, которые были написаны во второй половине 19 века. Это работы Лосева Николая Дмитриевича «Блудный сын» и Горавского Аполлинария Гиляриевича «Кающаяся Мария Магдалина». Обе картины относятся к религиозному жанру живописи. Обе картины выставлены в Национальном Художественном музее в Минске.

Произведение «Блудный сын» написано в 1882 году и относится к жанру религиозной живописи. Сюжетом служит известная притча о блудном сыне. Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. Она учит добродетелям покаяния и прощения. Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. В работе Лосева представлена сцена, когда сын возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.

Работа Горавского А.Г. написана в 1861 году и также относится к религиозному жанру живописи. Сюжетом служит легенда, придание о последовательнице Иисуса Христа, христианской святой, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.

Выбранные работы, как произведения религиозного жанра, написаны на тему покаяния, прощения, возвращения к вере в Бога.

В рамках данной курсовой работы будут проведен сравнительно-стилистический анализ картин «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын», а также описания и анализ каждой из картин.

ГЛАВА 1

КАРТИНА ГОРАВСКОГО АПОЛИНАРИЯ ГИЛЯРИЕВИЧА «КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА»

1.1 Некоторые сведения из биографии и творческого пути Горавского А.Г

Горавский Аполлинарий Гиляриевич – беларуско-русский художник 19 века. Портретист, пейзажист, писал также работы на религиозные сюжеты. Учился в Академии художеств (1851 – 1854) у М.Н. Воробьева, Ф.А. Бруни. Пенсионер Академии художеств (1838 – 1860), работал в Дюсельдорфе у А Ахенбаха Его привлекла Италия – «Мекка» художников всей Европы.[1]

1.2 Анализ и описание картины «Кающаяся Мария Магдалина»

Картина «Кающаяся Мария Магдалина» (см. приложение1) написана под влиянием старых итальянских мастеров в 1861 .[1]Работа относится к религиозному жанру станковой живописи. Материалы произведения - холст и масло. Формат изображения - вертикальный. Размер холста 206,8142 см.

Сюжет

Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. После того как Иисус Христос исцелил её от одержимости, она отдала ему всю свою жизнь без остатка. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание — «равноапостольная». Она присутствовала при крестных муках Иисуса, присутствовала при погребении, и была первым человеком, увидевшим его после Воскресения. Именно ей была оказана великая честь - донести эту радостную весть до скорбящих апостолов и учеников Господа.

Надо сказать, что в отношении Марии Магдалины православная и католическая традиции несколько расходятся в своих взглядах. Дело, в том, что западные богословы отождествляют её с грешницей, которая при встрече с Иисусом раскаялась, омыла его ноги своим слезами и отёрла их своими волосами. Правда, некоторые католические авторитеты, среди которых и великий Фома Аквинский, не уверены в правомерности подобного отождествления. В православной же традиции Мария Магдалина и раскаявшаяся блудница — это, две разные женщины, и никаких споров по этому вопросу не возникает. По этой причине именно в западноевропейской культуре, в изобразительном искусстве такое важное место занимает образ кающейся Марии Магдалины. С этим образом связано множество легенд и преданий. Эту женщину делали героиней своих произведений крупные живописцы и скульпторы.

Описание картины

Действие происходит в гроте пещеры. В стене пещеры углубление, где молодая женщина, расположилась на выступах, которые напоминают ступени. За фигурой женщины большое углубление в стене округлой формы, с немного заостренным верхом. Собравшаяся в этом углублении тень, обрамляет пространство и фигуру Марии и напоминает по форме икону. В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. Мы и не видим правую ногу, на которую опирается женщина, но, судя по расположению складок ткани, Мария стоит на колене. Туловище наклонено немного вперед, локти стоят на самой верхней ступени, пальцы рук соединены в молитве, голова отклонена назад - девушка смотрит вверх, на распятие. На этой же верхней ступени, прячась за руки Марии и опираясь на стены грота, стоит раскрытое писание, с пожелтевшими, скрученными страницами. Основания распятия не видно за книгой, само распятие находится под наклоном и как бы нависает над Марией. Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. Видя такое распятие, мы понимаем, что Мария сделала его сама, из доступных на тот момент материалов.

Художник трепетно передает нам красоту Магдалины: молодое тело, нежная розовато-персиковая кожа, прекрасные густые золотистые вьющиеся волосы, большие проникновенные светлые глаза, полные просьбы о прощении, высокий лоб, алые губы, узкое овальное лицо.

Молодое, нежное тело прикрывает легкая светлая одежда и плотная, тяжелая серо-синяя накидка, которая, ниспадая большими глубокими складками , обернулась вокруг талии героини. Накидка полностью закрывает ноги Магдалины, только правая босая нога, спущенная со ступеней на землю, выглядывает наружу. Концы этой самой накидки подложены под сложенные в молитве руки женщины. Магдалина смотрит на распятие покрасневшими, влажными от слез глазами. Ее взгляд полон раскаяния и отчаяния, щеки горят легким румянцем.

Свет падает сверху слева, мягко мерцает в пышных волосах, освещает правую половину лица, отражается в немного влажных глазах Марии. Он также освещает и синюю накидку, создавая мощные контрасты глубоких черных теней и яркого света. Скользит по поверхности распятия, по листам священного писания, и, отражаясь, создает тонкие рефлексы на руках женщины. Свет касается и пространства картины - стен грота. Лицо Марии, обнаженное плечо, руки, сложенные в молитве, раскрытое писание - единственные светлые пятна композиции, остальное уходит в тень, где палитра холста темнеет и приобретает мрачное звучание: преобладают темно-коричневые, серые, черные цвета. Внизу справа, в тени лежит череп золотисто - зеленоватого цвета. Еще правее видны листья растения. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка.

В целом образ Марии воспринимается возвышенным, устремленным, надеющимся. Это было достигнуто при помощи определенных художественных средств.

Художественные средства

Картина «Кающаяся Мария Магдалина» – объемно-пространственная композиция, с изображением одно единственного персонажа. Сразу на восприятие картины влияет ее большой формат - вертикальное полотно, размером 206,8142 (см). Зритель смотрит на изображенную сцену снизу вверх: полотно картины и отраженный на нем образ Марии возвышается над ним. Изображение фигуры Магдалины несколько больше реальных размеров тела человека. Ощущения надежды, возвышенности, устремленности вверх, которые возникают при рассмотрении картины, усиливаются благодаря перечисленным фактам

Все движение в картине устремлено по диагонали снизу вверх: из нижнего левого в верхний правый угол. Взгляд, наклон тела, выставленная нога Марии, складки ткани – все направляет взгляд зрителя. Босая ступня героини, хотя и не сильно заметная в тени, выступает как точка, начало, откуда идет это движение. По причине того, что на картину смотришь снизу вверх, образ Магдалины еще более динамичен, полон напряжения. Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Распятие, расположенное на стене грота под наклоном, немного изменяет траекторию движения, отклоняя ее влево. Волосы спадают красивыми локонами, руки соединены в молитве, складки ткани подчеркивают динамичность образа.

Пространство, изображаемое на полотне, крайне замкнуто: оно стесняется стенами грота. В пространственном отношении можно выделить два плана. Передний, где изображена сама кающаяся женщина с соответствующими атрибутами, и задний – поверхность каменной стены пещеры.

Первый план, в особенности фигура Марии, отличается, по сравнению с задним планом, высокой степенью детализации, наличием световых и цветовых контрастов, большого количества предметов. На заднем же плане одного цвета коричневая стена, с несколько разной степенью освещенности, в которой небольшое отверстие – единственное контрастное пятно. Слева снизу вероятно некое растение, но художник не делает на нем акцентов – изображение нечеткое, размытое, затемненное, без каких-либо контрастов. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя. Таким образом, выделяются яркие контрасты планов: переднего, более насыщенного различными элементами, и заднего - пустого, без особых акцентов. На мой взгляд, такой темный фон оказывает двойное воздействие : он давит на героиню, угнетает ее, в то же время он позволяет сконцентрировать все внимание на образе.

Плановость в картине ясно читается также благодаря четкому распределению темных и светлых пятен.

Художник работал в технике старых мастеров, благодаря чему добился большой реалистичности изображения. Фактуры красочных слоев не видно. Мастер использует мощные контрасты светлого и темного, как основной прием композиции.

Поток света, направленный из левого верхнего угла расставляет определенные акценты. Лучи света слегка касаются стен грота сверху и только немного доходит по самого низа. В целом нижняя часть полотна гораздо темнее верхней.

Каждый момент первого плана проработан с особым вниманием, тщательностью, жесткими контрастами света и тени. Но особенный акцент сделан на образе Марии. Самый яркий, интенсивный свет касается верхней части тела Магдалины: половины лица обнаженного плеча, рук, кистей; он также проходит по страницам святого писания, по распятию. Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным. Контрасты света и глубоких темных теней усиливают впечатление напряженности и значимости момента.

При написании тела Марии, автор старается избегать жестких контрастов и контуров, которые изолируют объем. Тени на шее, руке, а также тень, отбрасываемая легкой белой одеждой, написаны очень мягко, тонко, светло. То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени. Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Правая половина, обращенная к зрителю, залита ярким светом, внимательно прописаны все черты героини, четкая контрастная граница света и тени отделяет половину лица, которая в тени. Там художник уже не прописывает с такой тщательностью черты лица - изображение темное, без контрастных отношений.

Ярко выделяются на фоне практически черной тени светлые, бежево-розовые руки Марии, сложенные в молитве. От рук Магдалины тень падает на серо-охристые страницы писания, которые тоже достаточно сильно выделены светом. По сравнению с розоватым цветом рук, эти страница выглядят практически бесцветными и не мешают восприятию героини. Особенную живость образу придают рефлексы на руках, отброшенные страницами раскрытой книги. Силуэт распятия автор изображает на темном фоне - в углублении скалы.

Для тог, чтобы зритель еще больше сконцентрировался на образе Магдалина, художник пишет волосы героини темнее там, где они обрамляют лицо, касаются спины. Верхнюю светлую часть фигуры подчеркивает холодная, синяя ткань с глубокими, черными тенями. Она написана резко, контрастно: яркие сине-голубые поверхности чередуются с черными, жесткими впадинами крупных складок. Нижняя часть накидки практически растворяется, уходя в тень.

В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты. Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини. Если на мгновение закрыть этот момент, то мы отметим, что в картине уже нет такого движения, устремления вверх. Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. Мы с трудом видим всю массу. Череп погружен в темноту, но на коричневом фоне хорошо выделяются блики, которые обозначают форму. Особенно примечателен на теплом фоне холодный желто-зеленый блик, расположенный на лбу черепа.

Колорит произведения

Картина выполнена в теплом колотите. Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок. С темными коричневыми цветами контрастируют светлые розоватые цвета кожи и желтоватые цвета станиц писания, а с теплыми охристыми и золотистыми волосами в контраст вступают холодные синие и голубые оттенки накидки. Теплые тона кожи выделяются на фоне более холодных стен грота: коричневых с розоватым оттенком. Колорит работы намеренно сгущен автором. Все окружение, изложенное в градациях белого, коричневого и черного цветов словно довершает атмосферу отчаяния.

Что хотел сказать художник

В путеводителе по Национальному художественному музею дается следующее описание картины. Образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, последовательницы Христа, связан с поклонением таинству покаяния. Молодая женщина с распущенными волосами изображена в гроте, где она провела, как отшельница, остаток жизни. Непременными атрибутами образа Марии Магдалины являются Распятие, книга и символ бренности и земного существования - череп.[1]

Полотно картины внушительных размеров - 206,8142(см). Вертикальный формат, который возвышается над зрителем, придает произведению торжественное, волнующее, даже величественное звучание. Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ. Не случайно художник рисует углубление в скале, которое аркой располагается над фигурой Марии, что в свою очередь напоминает икону. И действительно, надпись на картине говорит нам о том, что картина была написана и подарена римско -каталической церкви.

На обороте надпись на польском языке: «Obraz St.Maryi Magdaliny wykonany I ofiarowany do Rzymsko Katolickiego Kosciola Bialynickiego przez A. Horawski 1861w. Brodai». [6]

На мой взгляд, образ, написанный А.Г.Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды. Несмотря на то, что в отношении Марии Магдалины православная и католическая традиции несколько расходятся в своих взглядах, образ, рассказанный художником не ассоциируется с блудницей. Большие проникновенные, ясные глаза, порозовевшие от слез лицо, вызывают у зрителя чувство сострадания, жалости и сочувствия. Сочетание сильных, резких контрастов и мягких переходов, использованных художником при написании образа Марии, мгновенно приковывают взгляд зрителя.

Горавский показывает, насколько искренне и сильно Мария просит прощения у Бога, делая ее образ столь динамичным, рвущимся вверх. Кажется, что стены давят на главную героиню, не дают ей свободы.

В данной картине прочитывается много символов. Голубой, синий – цвет накидки Магдалины — цвет Богородицы, означает чистоту и праведность, символизирует глубину откровения. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. В символике череп-эмблема смертности человека. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. Череп — атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению.

В своей работе Горавский рассказывает про человека, совершившего грех, пошедшего против Бога, но сумевшего найти в себе силы признать свои ошибки и покаяться. Это картина, как произведение религиозного жанра, говорит нам о возвращении грешника на истинный путь - на путь служения Богу. Магдалина грешница, которая просит прощения, которая стала отшельником и провела остаток жизни, служа Богу, чтобы всевышний мог простить ее.

Вывод

Главной темой произведения Горавского А.Г. «Кающаяся Мария Магдалина» является тема покаяния. Художник решает ее при помощи следующих художественных средств.

Формат изображения - вертикальный. Материалы работы - холст, масло. Художник использовал технику старых мастеров, благодаря чему добился большой степени реалистичности. Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Пространство ограничено стенами грота. Фигура Марии Магдалины - композиционный центр - находится практически посередине полотна. Свет падает сверху слева. В картине два плана: передний, где изображена Мария и прочие атрибуты, и задний - стены грота. Контрасты света и тени - основной прием, которым пользуется художник. Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. Задний план приглушенный темный, без особой проработки.

Атмосфера произведения достаточно напряженная, тяжелая, но в то же временя образ Марии вышел динамичным, рвущимся ввысь, в нем читается много надежды. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету. Вертикальный формат, при его огромных размерах(206,8142 см) как бы нависает над зрителем. Движение заключено в положении тела, во взгляде героини: наклон корпуса, взгляд вверх, будто в движении отставленная назад нога. Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. Фигура Магдалины, которая несколько больше реального размера человека, кажется возвышенной, великой, но в то же время композиция построена так, что над головой героини много темного пространства, которое давит на нее. Зритель смотрит на работу как на святой образ. Колорит произведения затемнен, мрачен, только фигура Марии и страницы писания написаны светло. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины.

Горавскому А.Г. удалось показать сцену раскаяния. Образ Марии вышел искренним, вызывающим сострадание, сочувствие. Это картина, как произведение религиозного жанра, говорит нам о раскаянии грешника, о возвращении к Богу.

ГЛАВА 2

КАРТИНА ЛОСЕВА НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА «БЛУДНЫЙ СЫН»

2.1 Некоторые сведения из биографии и творческого пути Н.Д. Лосева

Николай Дмитриевич Лосев — русский живописец, академик. Став вольноприходящим учеником Академии художеств в 1870 году, Николай Дмитриевич Лосев в 1874 перешел в очные академисты — юноша почувствовал уверенность в своем немалом таланте. Успехи обозначились довольно скоро: в 1879 году Н. Лосев получил малые серебряную и поощрительную медали, в 1880 — две больших серебряных медали. С 1879 по 1882 год работы Н. Лосева отмечаются различными медалями Академии. А в 1883 году ему присуждается Большая золотая медаль Академии художеств за полотно «Последние минуты князя Михаила Черниговского в ставке Батыя». [2] Кроме того, ему присваивается звание художника Российской академии художеств первой степени и право на пенсионерскую поездку в Италию. Часто художник пишет картины исторического жанра, также обращается к бытовым и религиозным композициям. Свои работы Лосев выполнял в соответствии с академической традицией — добротно, в деталях, слишком правильно. [5]

Писал исторические, библейские и бытовые сюжеты. За картину «Блудный сын» в 1882 году получил малую золотую медаль.[7]

1.2 Анализ и описание картины «Блудный сын»

Работу «Блудный сын» (см. приложение 2), относящуюся к религиозному жанру станковой живописи, художник пишет в 1882году. Картина написана по мотивам одноименной притчи Иисуса Христа. Материалы произведения - холст и масло. Размер картины большой – 151,4203,6 см. Формат изображения –горизонтальный.

Сюжет

Ниже приводится отрывок из притчи.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. [3]

Описание картины

Действие происходит у входа в дом, построенного из больших песчано-белых каменных блоков. На переднем плане изображен молодой человек с загорелой, смуглой кожей с темными, немного растрепанными волосами и щетиной на лице. Его одежда, а вернее сказать лохмотья серо-синего тусклого цвета, поношена, потрепана временем. Стоит юноша на коленях, склонивши голову к ногам седоволосого старца, своего отца. Мы видим босые ступни сына-бродяги и понимаем, насколько долгий путь проделал он, прежде чем явился перед своим отцом. Рядом брошены вещи бродяги: потрепанная соломенная шляпа, трость, мешок и фляга для воды.

Образ сына вышел полным внутреннего напряжения: глаза юноши смотрят вниз, спина ссутулена, пальцы рук напряженно сомкнуты в замок. Кожа вокруг глаз, носа несколько покраснела, щеки покрылись стыдливым румянцем, губы слегка приоткрыты. Художник запечатлел именно тот момент, когда герой упал на колени перед отцом: правая нога и корпус тела поданы вперед, голова наклонена, неподвижный взгляд устремлен вниз, каждый мускул застыл в напряженном ожидании.

К сыну протягивает распахнутые руки отец. Фигура отца очень динамична: припадая на правую ногу, он наклоняется к сыну. От улыбки старик немного прищурил глаза. Лицо и руки старика изрезаны морщинами, волосы и борода совсем белые. Загорелое морщинистое лицо светится добротой. Благородная седина старца и его облик способствуют созданию образа мягкой одухотворенности. Он одет в чистую, светлую одежду, которая собирается в крупные, красивые складки. Весь облик создает ощущение доброты, мудрости, глубины души отца. Богатая светлая ткань, ниспадающая благородными, глубокими складками, лишь усиливает это впечатление. Его фигура словно излучает яркое, озаряющее все пространство божественное сияние, которое притягивает взгляд зрителя.

Фигуры отца и сына расположены к зрителю в профиль, они озарены ярким солнечным светом. За стариком большой длинношерстный пес красно-коричневого с белым окраса несколько припал на передние лапы, обнюхивая молодого человека. Это также динамичная фигура в композиции: в движении шерсть развивается по воздуху, большие висящие уши немного насторожены, но пес не лает, а только смотрит.

Слева, у порога дома, группа персонажей второго плана. Их образы полны эмоций и очень выразительны. Художник сумел передать легкий хаос, неожиданность и неразбериху происходящего, что видно по следующим деталям.

Темноволосый мужчина с бородой одет в темно-оливковую одежду, неаккуратно, второпях накинута темно-сливовая ткань: крупными глубоки складками она спадает с плеча и предплечья героя, местами дотягиваясь до земли. Он похож на блудного сына: так же черные волосы, черты лица. Мужчина смотрит на происходящее с недоумением и недовольством: брови нахмуренны, рука застыла в воздухе в вопросительном жесте. Вторая рука лежит на плече женщины. Молодая женщина вопросительно смотрит на него и указывает рукой на сцену справа. В другой руке у нее пряжа. На голову накинут платок с красными полосами, в волосах золотое украшение. Сама она одета в сиреневую одежду, на шее бусы. На плечо небрежно накинут темно бирюзовый с коричнево-горчичными полосами платок, который закреплен где-то на талии. По одежде героев можно предположить, что семья, в которую вернулся блудный сын, была небедной. Оба персонажа стоят босыми ногами на земле, будто второпях не успели обуться.

За парой, на пороге дома, стоит пожилая женщина. На ее лице читается радостное удивление: она улыбается, брови немного приподняты, сомкнутые пальцы натруженных рук поднесены к губам. Голова укутана, словно у монашки, в темно-болотный платок. Вход в дом завешан темно-красной тканью. Несмотря на сложившуюся напряженность ситуации, фигуры достаточно статичны, все герои стоят тесно, в тени.

Справа растет дуб, часть его кроны заслоняет окно, на котором стоит большая золотистая ваза. У корней дерева растение с большими листьями. Больше растений никаких нет: земля сухая, в глубоких трещинах, светло-охристого цвета.

Художественные средства

На живописном полотне художник выстраивает объемно пространственную многофигурную композицию. Формат изображения расположен горизонтально, линия горизонта низко. Зритель смотрит на происходящее прямо, будто является свидетелем происходящего. В пространственном отношении композиция строится из нескольких планов.

Художник решил сократить пространство, занимаемое персонажами, представив их на фоне кладки стены дома. В картине три плана. На первом плане показаны фигуры отца и сына, на которые сбоку, слева падает яркий солнечный свет; ближе к зрителю изображены вещи бродяги, за фигурой отца - большой пес. По сравнению с героями второго плана их тела выглядят огромными. Таким образом, выделяются яркие контрасты между разновеликими фигурами, скачкообразные переходы от переднего плана к заднему. Третий план - стена здания.

Живописец работал в технике старых мастеров и благодаря этому Лосев добился очень большой реалистичности, мощной проработки объемов.Картина написана гладко – толщина красочного слоя равномерна. Картина отличается высокой степенью детализации и проработанностью как переднего, так и заднего планов. До мельчайших подробностей художник изобразил даже детали персонажей второго плана: мы достаточно ясно видим черты лиц, элементы одежды, золотое украшение на шее женщины, пряжу в ее руках. Видим реалистично и подробно прописанные руки и ступни ног. Даже видим ногти и жилы на руках и ногах.

В композиции прослеживается диагональ, растущая справа налево. Всех героев можно объединить в прямоугольный треугольник, лежащий на большем катете. Направление острого угла указывает на главного героя - блудного сына. Этот треугольник включает в себя еще два. Первый — группа, в которую можно объединить героев, которые находятся на свету. Второй — группа героев, которые в тени. Все внимание обращено на персонаж сына

Плановость в картине «Блудный сын» ясно читается благодаря четкому распределению масс, а также темных и светлых пятен.

Персонажи первой группы

Персонажи первого треугольника — отец и блудный сын. Композиционный центр решается двумя, стремящимися друг к другу, фигурами отца и сына. Отец, делая широкий шаг вперед и опираясь на правую ногу, распахнул руки в порыве обнять блудного сына. Корпус тела отца подан вслед за движением рук. Крупные, глубокие складки его одежды подчеркивают динамику линий движения, а созданные светом сильные световые и цветовые контрастные отношения только усиливают впечатление. Направления силовых линий заставляют переключить взгляд на персонаж сына.

Фигура сына менее подвижна, но созданный образ полон напряжения. Он, наклоняясь и стоя на коленях, тянется к отцу. Для большей устойчивости герой несколько выдвинул правое колено вперед.

Фигуры отца и сына — самый контрастный по динамике, свету, тону и цвету момент в работе. В первую очередь внимание привлекает фигура отца. Она «вырывается» из тени и «стремится» в светлую часть композиции.

Контрасты светлого и темного, теплого и холодного – один из приемов композиции. Фигура отца - самое светлое, яркое пятно на полотне. Посмотрим, какими элементами оперирует художник, чтобы подать его четко, на первом плане. Наиболее крупная масса светлого одеяния отца, окружена необходимым количеством темного: справа – теневая часть композиции, справа внизу - тень, отбрасываемая самой фигурой отца, снизу – более темная по цвету земля; а также холодного: справа сверху – более холодная по тону стена здания. Художник использует цвет, чтобы еще больше выделить персонажа: теплые молочно-кремовые оттенки одежды достаточно сильно контрастируют с холодной серо-охристой стеной дома. Чтобы подать фигуру отца наиболее четко, мастер погружает стоящих сзади персонажей в тень.

Хотелось бы отметить прием автора – изобразить персонажи главных героев как бы выходящими из тени на свет. Те части фигуры, которые находятся от зрителя дальше, художник поместил в тень. Так мы видим, что лева нога отца находится еще в тени, в то время как выставленная вперед правая уже освещена ярким светом. То же мы можем наблюдать и глядя на руки отца: левая в тени, первая – на свету. Аналогично решение персонажа сына: направленный слева свет освещает лицо, руки, грудную клетку героя. Благодаря такому приему, в значительной степени усиливается ощущение глубины пространства.

Цвета, использованные для написания персонажа сына-бродяги, сближены и затемнены: коричнево-рыжий загар и темные серо-синие, с грязными коричнево-зеленоватыми потертостями лохмотья. И, если фигура отца была белым пятном, на темном фоне, то фигура сына темное пятно на светлом фоне, что также создает контрастные отношения. Для того чтобы больше обратить внимание зрителя на лицо, художник наделяет героя темными волосами.

Персонажи второй группы

Персонажи второго треугольника находятся в тени. Три фигуры стоят плотно друг к другу, в них мало динамики, цветовые, световые отношения близки. Художник намеренно здесь понизил яркость и контрастность, для того, чтобы отделить эту группу персонажей, чтобы они не мешали воспринимать главное. Автор сгустил краски, и, не смотря на то, что цвета, используемые в данном моменте, достаточно контрастны: темно-оливковый, сливовый, горчичный, красный - без солнечных лучей уже не создают резких отношений.

Персонаж собаки очень выделяется в этой группе. Он динамичен и представляет собой острый угол второго треугольника, который составляет направление силовых линий, указывающих на главного героя. Здесь художник использует светотеневой прием, подобный тому, что был применен при написании персонажей отца и сына. Мастер слегка освещает морду собаки, холку и правую лапу, а остальное прячет в тень. Треугольник, в который я объединила этих персонажей, острым углом указывает на фигуры отца и сына.

Колорит произведения

Колорит произведения в целом светлый: светлый песчаный фон, белая одежда отца. Светлые краска автор дополняет темно-оливковыми, зелеными, серо-бирюзовыми, бордовыми, красными – цвета одежды персонажей. Художник сгущает краски в тенях, подбирает менее контрастные отношения, одевая героев в подобные цветовые гаммы: зеленоватая одежда старшего сына, практически сливается в тени с накидкой молодой женщины и платком пожилой. Теплые тона одежда отца прекрасно выделяются на фоне более холодной бежевой, но с сероватым, сиреневым оттенком стены. Благодаря разнице температур цвета его фигура особенно выделяется. Персонаж сына написан темными, но теплыми коричнево-оранжевыми красками и серо-синими с зеленоватым оттенком - цвет одежды. На фоне светлой стены, холодного серо белого, с вкраплениями бежевого цвета его фигура выделяется особенно сильно. Не только в тени художник нейтрализует контрасты. Лежащие на переднем плане вещи бродяги также написаны не слишком броско, чтобы не мешать восприятию главного – персонажей отца и сына.

Что хотел сказать художник

Данную картину религиозного жанра художник написал на тему покаяния. Суть произведения – обращение героя к вере, возвращение к Богу.

Известному сюжету художник находит собственное толкование. Несмотря на то, что картина носит название «Блудный сын», важным персонажем, в изложении мастера, является отец.

Человек читает тексты слева направо. Поэтому и живописное полотно он обычно рассматривает в том же направлении. Учитывая эту особенность, можно предположить, что художник намеренно изобразил слева именно фигуру отца. Также невольно глаз первым воспринимает именно его фигуру, как самое светлое пятно в композиции.

Такая подача не случайна: белые, с легким кремовым оттенком одежды старца, указывают зрителю на чистоту и благородство этого человека. Согласно религиозной семиотике, белый – цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Художник изображает героя духовно сильным и прекрасным. Отец – воплощение силы человека, способного прощать.

Еще один немаловажный момент – направление, в котором смотрит герой. Направление слева направо воспринимается человеком как направление в будущее, а справа налево — в прошлое. Также направление справа налево обычно расценивается как неуверенность, сомнения главного героя. Персонаж сына повернут как раз в таком направлении. Он отказывается, отворачивается от прошлой грешной, распутной жизни. Возвращаясь домой, он возвращается в веру, возвращается к Богу. На мой взгляд, таким способом Лосев хотел показать персонаж сына, который раскаивается в грехах, признает ошибку, он хочет, чтобы его приняли. Но надежды у героя немного, он угнетен, не знает, простят его или нет. Такое напряженное, подавленное состояние читается в позе и эмоциях сына: он стоит на коленях, спина согнута, голова наклонена вниз, он не смотрит на отца, лицо покрылось стыдливым румянцем, герой расстроен, его переполняют чувства.

Слова сына, согласно притче: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».[3] Замечая, что взгляд, движение и вся положительная энергетика отца направлена слева направо, зритель предчувствует радостный, благополучный исход события, отраженного на полотне.

Собака - еще один символический элемент произведения. В пластических искусствах собака символизирует верность. Одновременно с этим собака воплощает добродетели бдительности, повиновения, веры, преданности и дружбы.[4] Если принимать во внимание еще одно символическое значение собаки – выздоровление - то можно говорить и об исцелении, прощении грехов содеянных бродягой-сыном.

Хотелось бы выделить еще один элемент картины, который несет в себе определенный смысл. Думаю, что не случайно автор изображает в правой части полотна именно дуб в качестве христианского символа. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели.

Необходимо отметить значение персонажей второго плана. Не всех героев произведения автор изобразил положительно настроенными. Брат бродяги и молодая женщина, стоящая с ним, не рады возвращению. Они как бы отражают вину, грехи главного героя, показывают отношение к нему. Дальше всех стоит фигура пожилой женщины, вероятно матери, которая рада возвращению. Художник поместил их всех в тень, будто хотел показать прошлое бродяги: он жил в семье в тепле и добре(олицетворяет персонаж матери), но потом предал семью и ушел(отрицательное отношение к этому поступку мы видим на лицах брата и молодой женщины). Своим присутствием они привносят в атмосферу картины некоторую напряженность, угнетение, но

теплый, светлый колорит картины, а также эмоции отца создают радостную атмосферу — счастье от встречи самых близких, родных людей.

Мне кажется, что данным произведением художник хотел напомнить, как важно уметь прощать. Он изображает человека, сумевшего простить, великим, можно сказать, олицетворяющим божественную силу. Безусловно, это рассказ о том, как сын однажды отвернулся от Бога, от семьи, но, познав несчастье, вернулся. Вернулся домой, вернулся к вере. Можно уйти из дома , ошибиться, но, по возвращению получишь прощение. Так же и у Бога - можно ошибаться, не верить, но если поверишь и раскаешься в своих пригрешениях, то всё тебе простится.

Вывод

Главной темой произведения Лосева Н.Д. « Блудный сын» является тема покаяния и прощения. Художник рассказывает о возвращении человека в веру, отказ от прошлой распутной жизни. Данная религиозная идея показании через сцену возвращения блудного сына. Художник решает ее при помощи следующих художественных средств.

Формат изображения – горизонтальный, что придает произведению повествовательный характер. Материалы работы - холст, масло. Картина представляет собой многофигурную пространственную композицию с тремя планами. Линия горизонта низко. Зритель смотрит на происходящее снизу вверх. В пространственном отношении композиция строится из нескольких планов. Плановость четко читается благодаря пропорциональным отношениям, а так же благодаря контрастному светотеневому решению. Фигуры первого плана выглядят огромными, по сравнению с героями второго плана. Первый план написан гораздо светлее и контрастнее заднего.

Художник сократил пространство, занимаемое персонажами, представив их на фоне стены дома. Фигуры отца и сына - композиционный центр – смещены вправо относительно середины полотна. Особое внимание привлекает фигура отца. Свет падает сверху слева. Контрасты светлого и темного, теплого и холодного – один из приемов композиции.

Художник использовал технику старых мастеров, благодаря чему добился большой степени реалистичности. Тщательно проработаны как передний, так и задний планы композиции.

Возникают положительные эмоции при просмотре этого произведения, несмотря на то, что в сцене присутствуют персонажи, которые не довольны происходящим. Лосев показывает сцену возвращения сына – бродяги полной доброты и тепла. Зритель предчувствует радостный, благополучный исход события, отраженного на полотне. Этот эффект достигнут во многом благодаря светлому, легкому, теплому колориту, а так же благодаря радостным эмоциям отца. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины.

Смысл произведения заключен в том, что возвращение сына домой символизирует возвращение сына к вере. Произведение «Блудный сын», как картина религиозного жанра, учит прощению, покаянию, доверию к Богу. Так сын ушел из дому, ошибся, но покаялся и получил прощение от отца.

ГЛАВА 3

СРАВНИТЕЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

«КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА»

И

«БЛУДНЫЙ СЫН»

Живописные произведения Лосева Н.Д «Блудный Сын» и Горавского А.Г. «Кающаяся Марина Магдалина» имеют ряд сходств и отличий.

В выбранных работах прослеживается параллельность сюжетных линий: обе работы написаны на тему покаяния в содеянных грехах. Как картины религиозного жанра, они рассказывают о героях, которые согрешили, но осознав свою неправоту, обратились к Богу.

По-разному воспринимаются зрителем живописные полотна, но есть и определенные сходства. Оба полотна внушительных размеров: картина «Кающаяся Мария Магдалина» 206,8142 (см), картина «Блудный сын»151,4203,6(см). Здесь в значительной степени влияют расположения форматов картин и то как зритель смотрит на нее(сверху вниз или снизу вверх). Вертикальное расположение формата картины «Кающаяся Марина Магдалина» создает более напряженную, атмосферу, где все внимание уделено только главной героине. Картина нависает над зрителем. Размеры фигуры Марии несколько больше реальных размеров человека. Зритель смотрит на живописное полотно снизу вверх. Образ Магдалины воспринимается как возвышенный святой образ и это не случайно – картина была написана для римско-католического костела. Даже форма углубления в стене грота за спиной Марии напоминает свод иконы. Картина «Блудный сын» - горизонтально расположенный формат. Горизонтальный формат носит более повествовательный характер. Здесь зритель смотрит на сцену прямо и как будто является свидетелем события. Она не такая возвышенная, как первая картина.

Картины схожи тем, что авторы ограничивают пространство отображаемой сцены. В картине «Блудный сын» этим ограничением служит стена дома. В работе «Кающаяся Мария Магдалина» - грот пещеры. Но есть разница в том, как написаны эти ограничения. Если в картине «Блудный сын» стена была фоном, который не давал взгляду уйти вглубь холста, но никак не влияла на персонажей, то во второй работе стены «давят» на образ героини. Особенно угнетающим, на мой взгляд, является то, что над головой Марии много темного пространства, меньше, чем снизу. Это немного «прижимает» образ к земле. В то же время на темном фоне фигура Магдалины очень контрастно выделяется, я бы сказала даже светится.

Хотелось бы отметить цветовое различие полотен, которое сразу бросается в глаза. Полотно картины «Блудный сын» светлое, полотно «Кающаяся Марина Магдалина» - темное. Обе работы выполнены в теплом колорите. В работе «Блудный сын» много бежевых, охристых, золотистых белых цветов. Там много света. Полотно «Кающаяся Марина Магдалина» отличается темным коричневым фоном. Колорит работы намеренно сгущен автором. Все окружение, изложенное в градациях коричневого и черного цветов, словно довершает атмосферу отчаяния, одиночества.

Полотно «Кающаяся Марина Магдалина» – однофигурная композиция. Композиционный центр работы Горавского – по центру холста. Здесь все внимание сосредоточено на главной героини и окружение написано таким образом, чтобы не отвлекать зрителя: ярким светом выделена фигура Марии, фон зачернен, размыт. Когда смотришь на картину, остаешься с героиней одон на один. Эта работа более личная. Зритель не видит отношения других героев, как, например, в картине «Блудный сын». Работа Лосева многофигурная сюжетная картина, композиционный центр которой немного смещен вправо относительно центра холста. Здесь мы видим много персонажей, видим их эмоции. мы как бы являемся свидетелями происходящего.

Художники используют схожий композиционный прием: контраст светлого и темного. То, что ближе к зрителю и то, что является главным в произведении они изображают более светлым. Это светлое пятно они окружают темнотой. Благодаря такому приему светлое берет на себя много внимания, тем самым оно кажется зрителю ближе. То, что ближе и освещено, обладает более яркими контрастами, по сравнению с тем, что в тени. В Работе «Кающаяся Мария Магдалина» лицо, руки девушки, плечи, страницы писания - светлые пятна - окружены темным фоном. Поэтому фигура Марии очень ярко контрастно выделяется , «вырывается» из темного окружения

Обе работы написаны методом старых мастеров, изображения отличаются высокой степенью детализации. Но есть здесь отличие в работе мастеров. Лосев тщательно прописывает первый и второй планы, детализация третьего плана тоже высока. В этой работе много деталей, которые очень подробно прописаны, которые можно долго рассматривать, временами отвлекаясь от сюжета, не воспринимая картину в целом. В одежде персонажей второго плана даже больше мелких деталей, чем в образах отца и сына: тонкие пояски, украшения на шее и голове женщины, пряжа и т.д. Горавский же в своей работе не делает акцентов на втором плане, все внимание сосредоточено на первом. В целом работа «Кающаяся Мария Магдалина» менее насыщена деталями, по сравнению с работой «Блудный сын». Магдалина, ее эмоции – самое главное в работе и ни что не должно отвлекать от образа, мешать восприятию. Только приглядевшись мы замечаем некоторые предметы символического характера такие как череп, веревка. Здесь взгляд только изредка отрывается от героини. Во второй же работе постоянно рассматриваешь детали, порой отвлекающие от целостного восприятия картины. Работа «Блудный сын» отличается большей степенью проработанности деталей, большей жесткостью и четкостью изображения. В работе «Кающаяся Мария Магдалина» картинка более мягкая, контуры не такие четкие.

Различаются и эмоции: в картине «Блудный сын» в целом создается ощущение благоприятного развития событий. Сцена полна тепла, доброты. Это встреча родных, близких людей. В картине же «Кающаяся Мария Магдалина», появляется жалость, сочувствие, тревога за дальнейшую судьбу героини.

Играет роль и количество персонажей, участвующих в изображенных сценах. В картине «Кающаяся Марина Магдалина» ощущается отчуждение, изолированность от мира. Магдалина – отшельница, это очень сильно чувствуется, когда смотришь на произведение. Она изображена в одиночестве. Темные краски, которые окружают героиню, давят, создают ощущение тяжести. В тоже время чувствуется надежда героини, большая сила воли, душевная энергия.

В работе «Блудный сын» действующих лиц много, у них различные эмоции. Не все рады встрече, но есть те, кто готов простить и принять покаявшегося сына-это отец. Его персонаж и задает радостное звучание произведению. Положительную атмосферу поддерживают и светлые, теплые краски живописного полотна.

Схожесть состоит в том, что художники изображают много динамики в движения, позах героев. Когда смотришь на картину «Блудный сын» кажется, что это кадр фильма, который на мгновение остановили, что вот вот герои продолжат движение. В сцене присутствует атмосфера смятения неразберихи. Герои как бы не готовы к тому, что происходит, их будто оторвали от повседневных хлопот: они не успели как следует поправить одежду, у женщины в руках пряжа, которую она, вероятно, второпях забыла оставить.

В образе Магдалины тоже много движения, которое заключено в позе, во взгляде героини: наклон корпуса, взгляд вверх, будто в движении отставленная назад нога. Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. В царящей атмосфере нет суеты, которая присутствует во второй работе. Возможно, так происходит потому, что все слишком аккуратно: края синей ткани, которой обернута героиня, достаточно уютно расположились под ее локтями и прядью распущенных волос. То есть, нет деталей, которые говорили бы нам о неожиданности происходящего: для Марии это постоянное событие.

Художник не изображает сына уже в объятиях отца, как, например, в известной картине Рембрандта, а изображает момент секундами до того. В этом есть определенная интрига. Мы точно не знаем, что будет дальше, но по теплому колориту, эмоциям отца можем предугадать кульминацию действия, автор как бы показывает развязку истории, предвещая положительный исход, событий. В произведении «Кающаяся Мария Магдалина» мы видим сцену, но не знаем, что будет с судьбой героини. Как говорилось ранее, образ Марии- святой образ. Она не выглядит поникшей, сгорбленной, как блудный сын, о котором идет речь во второй работе.

Не смотря на то, что в целом при рассмотрении работы «Блудный сын» возникают положительные эмоции (радость от встречи родных людей), персонаж сына выглядит поникшим, подавленным, сгорбленным, неуверенным. Сын даже не в силах посмотреть на отца - его взгляд направлен вниз. Образ Марии напротив – стремящийся вверх, надеющийся на прощение. Горавский рисует Марию, смотрящей вверх, на распятие большими, влажными от слез глазами. Она молится, просит прощения у Бога, осознавая свои грехи. Картина

Вывод

Выполнив сравнительный анализа полотен «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын», здесь отмечу именно особенности восприятия картин, их тематику.

Картины Горавского А.Г. « Кающаяся Марина Магдалина» и Лосева Н.Д. «Блудный сын» написаны, по сути, на одну и ту же тему. Как картины религиозного жанра они учат прощению, покаянию, доверию к Богу. Говорят о том, что Бог прощает тех, кто раскаялся в своих грехах.

Так в картине «Блудный сын» рассказывается о встрече отца и сына. Сын отказался от распутной прошлой жизни и пришел покаяться. Он надеется на то, что его примут в семью. История говорит о том, что дома тебя всегда примут, даже если ты покинешь его. Смысл произведения заключен в том, что возвращение сына домой символизирует возвращение сына к вере. Картина «Кающаяся Мария Магдалина», написанная для римско-католического костела, воспринимается как святой образ. Сцена покаяния говорит о том, что Бог прощает тех, кто раскаивается в своих грехах.

Когда смотришь на картину «Блудный сын», чувствуешь себя участником сцены, как будто действие разворачивается перед твоими глазами. Мы смотрим на сцену прямо, видим эмоции, чувства героев, видим все до мельчайших подробностей прописанные детали, которыми насыщена работа. Атмосфера, царящая в картине, теплая - это радость встречи родных людей.

Во второй работе все внимание уделено одному герою - Магдалине. Отвлекающих деталей мало. Все построено так, чтобы зритель смотрел только на Марию. Мы смотрим на картину снизу вверх, поэтому образ Магдалины кажется более возвышенным. Такой эффект достигнут во многом благодаря большому вертикальному формату картины. Именно в таком, эмоциональном восприятии заключается ключевое различие этих работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Картины Горавского А.Г. « Кающаяся Марина Магдалина» и Лосева Н.Д. «Блудный сын» написаны на тему покаяния.

Тема покаяния раскрыта в картине Горавского А.Г. через изображения образа Марии Магдалины. Эта картина, как произведение религиозного жанра, говорит нам о возвращении грешника на истинный путь - на путь служения Богу. Картина была нарисована для римско-католического костела, она воспринимается как святой образ, почти как икона, как прямое обращение к Богу. Если сравнить ее с картиной «Блудный сын», можно отметить, что в ней нет земной суеты. Мария отреклась от земного мира. В работе «Блудный сын» изображенные герои не были готовы к встречи с сыном, чувствуется смятение, легкий переполох. В картине много деталей. Увиденное воспринимается как изображение земной жизни.

Атмосфера в картине «Блудный сын» более радостная, несмотря на то, что не все, изображенные герои рады бродяге-сыну. В картине «Кающаяся Мария Магдалина» атмосфера более тяжелая, напряженная. Такое различие в восприятии происходит во многом от цветового решения работ. Работа «Блудный сын» написана в теплых светлых тонах, в картине «Кающаяся Мария Магдалина» много темного.

Проанализированные работы написаны на одну и ту же тему, но воспринимаются по-разному. Тема покаяния показана через разные сюжеты, с использованием разных художественных средств. В них много общего в смысловом значении, но много отличий в технической реализации замысла.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Национальный художественный музей РБ. Путеводитель/ Под ред. И.Н. Наньшевой.- Мн., 2002.
  2. Бондарев Ю. И. Школа в веках. — Орёл: "Труд", 2009. — С. 151 — 176.
  3. http://biblia.org.ua/bibliya/lk.htmlhttp://www.symbolarium.ru/
  4. Популярная художественная энциклопедия/ Под ред. В.М. Полевого - Москва: "Советская энциклопедия", 1986.
  5. Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея РБ. Каталог/ Под ред. Е.К. Ресиной. Т.1.-Мн: «Беларусь» ,1995. - С.234.
  6. Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея РБ. Каталог/ Под ред. Е.К. Ресиной. Т.2.-Мн: «Беларусь» ,1995. - С.82.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Кающаяся Мария Магдалина»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Блудный сын»

Сравнительно-стилистический анализ произведений «Кающаяся Мария Магдалина» и «Блудный сын»