Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы…………………………………….4

Причины образование налоговых задолженностей……………………...8

Виды налоговой задолженности………………………………………....13

Заключение………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………….19


Введение

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.

Актуальность выбранной мной темы состоит также и в том, что в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Налоговая задолженность возникает, когда неточно функционирует налоговая система. Она может просматриваться как на федеральном уровне, так и на муниципальных уровнях бюджетной системы. Так же из-за неточности исполнения налоговыми органами своих функций она возникает по различным видам налогов.

Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и сборов и уровням бюджетной системы

В последнее время тема роста и снижения налоговой задолженности достаточно актуальна. В периодической печати, в работах разных ученых раскрывается тема недопоступления налоговых платежей, вносятся различные предложения по сокращению налоговой задолженности в таких направлениях, как ужесточение контроля над налогоплательщиками, так и внесение новых предложений в развитии налогового стимула.

Налоговую задолженность целесообразно рассматривать, как совокупная налоговая задолженность. Механизм урегулирования с целью снижения задолженности законодательно установлен в не зависимости от характера, причин возникновения, статусного уровня налоговой задолженности. Задолженность есть смысл раскрывать в совокупности. Совокупная налоговая задолженность – это суммарный объем выявленных и подтвержденных налоговых недопоступлений, законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени и присужденных штрафных санкций, в отношении которой применяется механизм урегулирования с целью ее снижения.

В не зависимости, какая задолженность рассматривается и анализируется, приостановленная или безнадежная к взысканию, недоимка временного характера или взыскиваемая, совокупность налоговой задолженности делится на две взаимосвязанные чередующиеся категории: урегулированная задолженность и неурегулированная задолженность.

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены методы урегулирования налоговым органом или налогоплательщиком: 1. Реструктуризация долгов; 2. Отсрочка, рассрочка или налоговый кредит по решению налогового органа; 3. Отсрочка, рассрочка по решению суда; 4. приостановление мер взыскания до принятия решения арбитражного суда, вышестоящего налогового органа по существу; 5. задолженность, в отношении которой применен весь порядок бесспорного взыскания, вплоть до передачи в Службу судебных приставов; 6. задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности безнадежной к взысканию, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика, невозможность установления его фактического местонахождения, регистрация налогоплательщика по подложным документам, ликвидация в порядке банкротства и др.)., а также из недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок, в отношении которой сроки применения мер взыскания и урегулирования путем изменения срока уплаты действительны.

Раскрывая структуру совокупной налоговой задолженности – урегулированной и неурегулированной (Рисунок 1), – необходимо отметить, что неурегулированная задолженность требует своевременного применения мер взыскания в судебном порядке, так и в бесспорном по мере выявления, что свидетельствует, в свою очередь, о выжидании перехода одного периода к другому – так называемой недоимки, способствующей нанесению экономического ущерба государству, в то время как урегулированная задолженность требует постоянного контроля за исполнением отсроченных и приостановленных сумм задолженностей к взысканию.

Рисунок 1. Структура совокупной налоговой задолженности

Совокупная налоговая задолженность урегулирована путем применения мер бесспорного взыскания, в том числе Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство, но в рамках Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» судебными приставами проведена работа по розыску предприятия, руководителя, применены меры по аресту имеющихся счетов в банке. В результате данной работы имущество не выявлено, движение денежных средств на счете отсутствует, юридическое лицо по адресу не находится, соответственно составляется акт о невозможности взыскания и возвращаются материалы в налоговый орган. Данная налоговая задолженность из урегулированной перешла в неурегулированную.1

Реструктурируемая или отсроченная, рассроченная задолженность требует постоянного контроля выполнения условий реструктуризации или отсрочки, рассрочки, то есть своевременная уплата по утвержденному графику, текущих платежей, а также процентов за пользование бюджетными средствами налогоплательщиком. В случае нарушения налогоплательщиком–должником принятых условий, налоговый орган должен в сроки, установленные Налоговым кодексом, применить весь комплекс мер на взыскание задолженности, перешедшей в категорию неурегулированной задолженности.

Также стоит рассмотреть примеры перехода из неурегулированной задолженности в урегулированную. Недоимка, это часть налоговой задолженности, которая имеет временный характер. Своевременно принятые меры по урегулированию приводят недоимку в категорию урегулированной задолженности.

У многих организаций бюджетной сферы сохранилась старая задолженность в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования), которые была передана по состоянию на 1 января 2001 г. с фондов в налоговый орган с целью снижения задолженности фондов. В настоящее время данную задолженность можно считать безнадежной к взысканию, то есть находящейся в категории неурегулированной. Но в 2009 году по решению Правительства РФ, в рамках принятого постановления от 16.07.2009 г. № 581, эту задолженность можно реструктурировать на 10 лет, без уплаты процентов за пользование бюджетными средствами. Таким образом, реструктуриуемая задолженность уже является урегулированной, в отношении которой налоговый орган осуществляет контроль.

Анализ причин возникновения совокупной налоговой задолженности дает возможность не только классифицировать причины возникновения и роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению. Данные меры сами по себе не приведут к полному уничтожению налоговой задолженности, но в комплексе с другими действиями, как административного, так и экономического характера позволят предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям максимально снизить уровень задолженности по налоговым обязательствам. Благодаря внесенным изменениям и расширением списка оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию в ст. 59 НК РФ в 2010 г. позволит достигнуть снижения налоговой задолженности существенного прогресса в улучшении налогового администрирования задолженности, невозможной к взысканию.

Рационально проводить детальный анализ причин образования налоговой задолженности. Аушев Т.А. в своей диссертационной работе причины образования налоговой задолженности разделил на внутренние и внешние. Внутренние причины разделены в свою очередь на субъективно-психологические и организационные. Внешние – на экономические, политические, правовые, институциональные, общесоциальные и криминальные

Причины образование налоговых задолженностей

Обычно выделяют следующие причины образования налоговой задолженности:

1) Макроэкономические причины – спад производства в стране; преобладание «ресурсорасточительных» технологий, которые сокращают платежеспособный спрос на отечественную продукцию; наличие дебиторской задолженности.

2) Психолого-экономические причины – отсутствие у многих руководителей современного экономического мышления либо наличие на крайне низком уровне налогового правосознания в обществе.

3) Причины экономико-правового характера – высокий уровень налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, с одной стороны, и наличие возможностей уклонения от уплаты налогов с помощью различных схем. При этом действующее законодательство не дает налоговым органам действенных рычагов для обеспечения более полного сбора налогов, а предусмотренная законом ответственность за уклонение от их уплаты далеко не соответствует социальной опасности таких преступлений.

4) Причины организационно-управленческого характера, связанные с несвоевременно принятыми мерами, направленными на формирование элементов механизма ликвидации недоимок, совершенствование законодательной базы, мерами по урегулированию задолженности путем ее реструктуризации.2

Существует так же ряд причин, влияющие на рост совокупной задолженности. К данным причинам относятся:

  1. миграция предприятий-должников из одного субъекта РФ в другой.

Вследствие отсутствия целостной системы учета учредителей организаций (единой базы данных) на территории всей страны и как следствие, несвоевременное реагирование ФНС РФ на этапе регистрации таких предприятий приводит к неограниченному передвижению предприятий и чаще всего только на бумагах.

2. упрощенная процедура регистрации предприятий.

Минимальные требования к размеру уставного капитала организации приводят к тому, что отсутствует ответственность учредителей и руководителей организаций-налогоплательщиков и отсутствуют эффективные механизмы привлечения в отношении учредителей и руководителей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

3. добровольная ликвидация предприятий.

Установленная процедура добровольной ликвидации согласно ст. 61 - 64 Гражданского кодекса РФ по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может длиться годами, что приводит к признанию задолженности невозможной к взысканию. При ликвидации должника-организации Службой судебных приставов исполнительные документы передаются в ликвидационную комиссию (ликвидатору) в соответствии с п. 6 ст. 47 Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Законом не установлены сроки проведения процедуры ликвидации юридического лица и за торможение ликвидации не предусмотрены наказуемые меры.

4. упрощенная процедура прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.

По условиям Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговый орган обязан принять в пятидневный срок после принятия заявления от индивидуального предпринимателя, квитанцию об уплате госпошлины в размере 150 руб. и документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР необходимых сведений. То есть после проведенной налоговым органом проверки в отношении индивидуального предпринимателя и доначисленных сумм налогов, пени, штрафов, к примеру более 1 млн. руб., индивидуальному предпринимателю достаточно заплатить 150 руб. за прекращение деятельности. В результате этого порядок взыскания доначисленных сумм по результатам проверки кардинально меняется, отменяются меры бесспорного взыскания за счет денежных средств, за счет имущества и прекращаются процедуры банкротства, взыскание производится, как с физического лица, даже если это налоговая задолженность от предпринимательской деятельности.3

В случае если предприниматель подает заявление о прекращении предпринимательской деятельности спустя шесть месяцев от срока исполнения предъявленного требования об уплате налога, пени и штрафа, то налоговый орган уже не вправе подавать заявление мировому судье о вынесении судебного приказа на взыскание налоговой задолженности. Данная задолженность автоматически становится невозможной к взысканию. Необходимо ввести в обязательное условие перед подачей заявления о прекращении предпринимательской деятельности проводить сверку по налоговым обязательствам и полностью погасить налоговые долги от предпринимательской деятельности, что приведет к ответственности физических лиц. Многоликость причин возникновения совокупной налоговой задолженности, требуют системного, совокупного подхода с целью ее снижения, а принципы действия механизма урегулирования налоговой задолженности позволят взаимоопределить налоговые отношения в государстве:

Принцип прозрачности основан на том, что открытость и доступность в информации о действиях пошаговых применяемых мерах урегулирования налоговой задолженности способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей.

Принцип нейтральности и независимости. Субъект, как налоговый орган, налоговых отношений должен быть независим от налогоплательщиков, в отношении которых применятся меры взыскания, чтобы на деятельность налоговых органов не могло быть оказано никакого постороннего влияния.

Принцип стабильности означает, что законодательство о налогах и сборах и, соответствен­но, сама система по снижению налоговой задолженности должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени.

Принцип эффективности урегулирования налоговой задолженности состоит в том, осуществляемые действия в урегулировании неуплаченных налогов должны быть направлены на увеличение налоговых поступлений и снижению налоговой задолженности. Эффективность системы взыскания налогов и сборов означает минимизацию применяемых методов урегулирования неуплаченных налогов и максимизацию их положительного эффекта.

Принцип эластичности - система налогов и сборов должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе края и страны и при этом оказывать на нее пози­тивное влияние. Вследствие этого конкретный налог может быть также оперативно изменен в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективны­ми нуждами и возможностями государства. Гибкость применяемых мер по урегулированию задолженности в форме зачетов, отсрочек, рассрочек, залога или поручительства связующее звено между государством и налогоплательщиком в налоговых отношениях.

Принцип оптимальности заключается в том, что в основу деятельности механизма урегулирования задолженности по налогам входит не только принудительная форма урегулирования долгов, где используются инструменты по снижению задолженности только в рамках установленных сроков взыскания, но и добровольная, предупредительная, обеспечительная, позволяющие оптимально формировать налоговые отношения в направлении по снижению налоговой задолженности.

Принципы реализации механизма урегулирования совокупной налоговой задолженности являются универсальным показателем снижения налоговой задолженности. Характерной чертой принципов реализации механизма урегулирования совокупной налоговой задолженности является их системность, означающая следующее: во-первых, каждый принцип выступает частью всей совокупности принципов; во-вторых, каждый принцип системы самостоятелен, но не авто­номен; в-третьих, нарушение какого-либо одного из принци­пов затрагивает всю систему принципов в целом.

Специфика принципов построения механизма урегулирования налоговой задолженности сформулирована в результате неравенства субъектов налоговых отношений, поскольку, государство устанавливает принципы посредством односторонне-властного характера. Целостность и действенность предложенных принципов реализации механизма урегулирования задолженности направлено на регулирование налоговых отношений и вы­ступает как определенная совокупность требований общества, предъявляемых к государству.

Виды налоговой задолженности

Налоговая задолженность может возникать по основным видам налогов:

1.Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика.

2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. 4

Налоговая задолженность по данным видам налогов приносит значительный ущерб бюджетам всех уровней, и нарушает работу налоговых органов если задолженность по видам налогов и сборов в государстве является высокой.

Следует сказать так же о налоговой задолженности на различных уровнях бюджетной системы. Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

Из-за частой несогласованности между бюджетами различных уровней, и высокому уровню коррупции, налоговая задолженность может возникать как между примерно равными бюджетами (горизонтальная налоговая задолженность) когда по каким либо причинам: миграция, природные и техногенные катастрофы вынуждают массу людей сменить место жительства, многие организации территориально переместиться, и таким образом «перехватывают» бюджетную налоговую составляющую другого региона ничем её не компенсировав.

Также между муниципальными, и региональными бюджетами может возникать задолженность по налогам перед федеральным бюджетом (вертикальная задолженность). Она появляется в том случае если налоги рассчитанные на федеральном уровне исчисляемые из региональных бюджетов, «оседают» в самих регионах и муниципальных образованиях не доходя до целевого федерального бюджета.

Таким образом мы видим что сбои приводящие к появлению задолженности на любом уровне и по любым видам налогов и сборов, крайне негативно сказываются, на экономическом состоянии государства, и на его бюджетной политике.

Заключение

Федеральные налоги – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Таким образом, государство за счет налогов само является плательщиком разнообразных потребностей его граждан. Налог – это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, взамен получения права на пользование предоставляемых государством и (или) муниципальными образованиями услуг. Это определение, закрепленное в НК РФ, по моему мнению, наиболее точно выражает экономическую и правовую сущность налога, что даст возможность формирования у налогоплательщиков правильного отношения к налогам, а именно того, что налоги работают на налогоплательщика, а не наоборот – налогоплательщики ради налогов.

При сбоях стройной системы налогообложения начинают появляться виды различной налоговой задолженности, которую можно обобщить, назвав «Совокупной налоговой задолженностью». Она приводит к появлению белых пятен в финансовой системе и сбоям расчетов в бюджетной политике, что крайне негативно сказывается на процессе финансирования сфер жизнедеятельности населения.


Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 11.12.2012.в ред. сборника электронного законодательства «Консультант+»
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 14.01.2013.в ред. сборника электронного законодательства «Консультант+»
  3. ФЗ - №137 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» Федеральный закон от 22.07.2009 // СПС Гарант.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30. 09.2009 №506 «Об утверждении Положения о Федеральной Налоговой службе Российской Федерации» // СПС Консультант.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2007 №118 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СПС «Консультант+»
  6. Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков / С.Н. Алехин // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 15. – 107 с.
  7. Аушев Т.А. Организационно-экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности и пути ее сокращения. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.э.н.. – М. РАГС, 2010. 46 с.
  8. Баскин А.И., О прогнозировании развития налоговой системы / А.И. Баскин, Р.А. Саакян // Налоговый вестник. 2012. №2. – 98 с.
  9. Бобоев М.Р., О проблемах и перспективах развития налоговой системы, М., ЮристЪ 2009 г. 525 с.
  10. Курочкин В.В., Практические аспекты принципов организации системы налогообложения в РФ / В.В. Курочкин // Финансы и кредит. 2012. №4. – 111 с.
  11. Пронин С.Б. Обращение взыскания по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды на имущество организаций. – М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень». – 2010 г. 528 с.

1 Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков / С.Н. Алехин // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 15 с. 74.

2 Курочкин В.В., Практические аспекты принципов организации системы налогообложения в РФ / В.В. Курочкин // Финансы и кредит. 2012. №4. – с.25.

3 Пронин С.Б. Обращение взыскания по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды на имущество организаций. – М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень». – 2010 г. с 322-323.

4 Бобоев М.Р., О проблемах и перспективах развития налоговой системы, М., ЮристЪ 2009 г. с. 118.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы