Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Биография Т. М. Рида………………………………………………………….4

2. Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида…6

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………………...12


Введение

Перу Майна Рида принадлежит также целый ряд книг, описывающих путешествия, растительный и животный мир Азии, Африки и Америки («Охотники за растениями», «Ползуны по скалам»). Успешно выступал Майн Рид и в роли популяризатора научных достижений своего времени («Зоология для детей», «Популярное описание различных человеческих рас»). Майн Рид родился в Ирландии, в семье священника.

В 1840 г., не желая идти по стопам отца, он отправился в Америку в надежде найти себе там дело по душе и выбиться в люди. Но Америка оказалась менее гостеприимной и более прозаичной, чем это казалось романтически настроенному ирландцу. Переменив множество мест и профессий, Майн Рид поселился в 1843 г. в Филадельфии и занялся журналистикой. В 1846-1848 гг. участвовал в войне США с Мексикой. Событиям этой войны посвящен первый роман Майн Рида «Вольные стрелки» (1850), проникнутый искренним сочувствием к мексиканскому народу.

Взгляды Майн Рида проявились в период революционных событий 1848-1849 гг., в которых писатель, вернувшись в Европу, принял участие. Воспоминания об этом периоде легли в основу романа «Жена-дитя», опубликованного только после смерти писателя. Лучшие романы Майн Рида созданы в основном в первые 10-15 лет его творчества («Белый вождь», 1855; «Квартеронка», 1866; «Оцеола, вождь семинолов», 1858; «Мароны», 1862; «Всадник без головы», 1866). В этих произведениях писатель затронул актуальные для своего времени вопросы: торговля людьми и истребление индейцев, жестокость плантаторов Юга и все подавляющая власть золота. Эти важные вопросы органично вплетены у Майн Рида в ткань авантюрно-приключенческого романа, увлекающего напряженным сюжетом и загадочными событиями, пробуждающего симпатию к смелым, находчивым, благородным героям. Лучшие его книги, оставаясь увлекательным чтением, выходят за рамки приключенческой литературы, воспитывают в читателях чувство гуманизма и справедливости, правдиво и ярко рассказывают о мире природы.

  1. Биография Т. М. Рида

Томас Майн Рид родился в деревне Баллирони (графство Даун, Ирландия) в семье англиканского пастора, Томаса Майна Рида. И отец и мать писателя по происхождению были шотландцами.

Рид получил образование в Белфасте и в 1840 уехал в США в поисках приключений. В качестве журналиста участвовал в Мексиканской войне 1846—1848 гг.

В 1849 году Рид собирался присоединиться к добровольцам и принять участие в Баварской революции, однако передумал и отправился в Северную Ирландию. Будучи раненым, вернулся в Лондон, где опубликовал в 1850 году свой первый роман «Вольные стрелки», посвящённый событиям Мексиканской войны. В 1854 году Рид женился на юной аристократке, дочери своего издателя Дж. Хайда, пятнадцатилетней Элизабет Хайд. После небольшого перерыва на медовый месяц, Рид вернулся к литературному творчеству. Его произведения этого периода по-прежнему основаны на приключениях Рида в США. В 1865 году выходит прославивший Рида роман «Всадник без головы». В 1867 году Рид возвращается в Нью-Йорк, где основывает журнал Onward Magazine. Рид рассчитывал на былой успех, но в этот раз американская публика принимает Рида и его новые произведения прохладно. К 1870 году начинает сказываться ранение, полученное Ридом при Чапультепеке во время Мексиканской войны. Рида госпитализируют, и он проводит в больнице Св. Луки несколько месяцев. Его жена была не в восторге от США, и как только Рида выписали из больницы 22 октября 1870 года, он и его жена перебираются в Англию и поселяются в Херефордшире.

Майн Рид страдал от депрессии, был отправлен в больницу ещё раз. Он пытался вернуться к писательскому ремеслу, но не смог воплотить всё задуманное. Основой его бюджета была пенсия, назначенная американским правительством за его военные заслуги.1

В последние годы жизни Майн Рид превратился в инвалида: он не мог передвигаться без костылей. Рид умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище Кенсал Грин.

В дореволюционной России, а затем в Советском Союзе книги Майн Рида пользовались большой популярностью, тогда как на родине и в США в XX в. писатель был уже почти не известен широкой публике.

В настоящее время интерес к писателю на Западе возрождается, и уже есть переиздания его книг в наше время. В последнее время также были переведены на русский язык некоторые произведения писателя, до сих пор не переводившиеся («Жена-девочка», «Гвен Уинн: Роман долины реки Уай» и другие).

При крещении будущему писателю было дано имя Томас Майн, в честь прадеда. Впоследствии, чтобы не путать его с отцом, также носившим имя «Томас Майн», первое имя употреблять перестали. По-английски полное имя писателя пишется «Thomas Mayne Reid» и по правилам транскрипции должно передаваться в русском языке как «Томас Мейн Рид». Однако в издании М. Вольфа писали «Майн Рид», что и стало традиционным в русском языке. Если употребляется сокращённое имя, то слово «Майн» при склонении не изменяется

  1. Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида

Расцвет творчества Рида приходится на 1850-60 гг. Именно в этот период он написал свои известнейшие романы: «Белый вождь» («The White Chief», 1855), «Квартеронка» («The Quadroon», 1856), «Оцеола», «Всадник без головы» («The Headless Horseman», 1865). Pид плодотворно продолжил традиции Д. Дефо и Дж.Ф. Купера, объединяя в своем творчестве черты романа странствований и приключенческого романа. Писатель стремился синтезировать в своих романах развлекательные и поучительные элементы. В тогдашней Великобритании, которая была могущественным колониальным и морским государством, большую популярность получили книги о жизни Африки, Индии, Америки. Это был период географических открытий и экспедиций, результатами которых всегда живо интересовался Рид. В конце концов, жизнь самого Рида - неутомимого путешественника - стало ценным материалом для его творчества. Личные наблюдения писатель дополнял сведениями, заимствованными из документальных источников, затем безупречность его описаний флоры и фауны экзотических стран признавали даже географы.

Описания природы сыграют в романах Рида особую роль. Писатель нередко делает перерыв в самый напряженный миг рассказа, чтобы рассказать о неизвестному европейскому читателю животном или растении. Взаимоотношения человека с миром природы, познание этого мира и борьба с ним под пером Рида приобретает очертания увлекающего приключения, становится важным звеном в развитии сюжета (следует вспомнить хотя бы эпизод спасения Виргинии от аллигатора в «Оцеоле» или бегство Луизы и Мориса от диких мустангов в «Всаднике без головы»). Иногда Рид вообще отказывается от традиционной романной интриги, выдвигая на передний план сугубо просветительские задачи. Так, содержание небольшой дилогии «Охота на растений» («The Plant Hunters», 1857) и «Скалолазы» («The Cliff Clim-bers», 1864) составляют эпизоды, в которых речь идет о знакомстве двух путешественников Каспара и Карла с богатой флорой и фауной Индии. Вместе с героями читатель узнает об особенностях поведения экзотических животных: быков чоури, горного козла, губастого медведя, о свойствах сока пальмиры или ореха поуни.

В романах Рида ведущую роль сыграют не характеры, а события. Его герои страдают от неверной судьбы, попадают в зависимость от случайного стечения обстоятельств, вынуждены преодолевать неожиданные препятствия. Персонажи Рида являются довольно условными, они не наделены глубокими психологическими характеристиками.2 Положительные герои отличаются исключительным благородством, они способны быть преданными друзьями и пылкими любовниками, и их привлекательная внешность является отражением их внутренней сущности. Вместе с тем их антагонисты - люди низменные, подлые, алчные, а нередко еще и безобразные снаружи. Тем не менее именно герои, созданные Ридом, стали ручательством популярности его романов. Несокрушимые в злоключениях, мужественные и справедливые, они всегда стремятся к победе добра над взлом и призваны стать жизненным примером для юных читателей Рида.

Своеобразность приключенческого романа Рида заключается в том, что остросюжетность писатель объединяет с важными проблемами современности. Так, в «Квартеронке» главным препятствием на пути героев к счастью становится рабство Авроры. Автор, предаваясь ярким деталям, обосновал мысль о постыдности и антигуманности рабства. Читатель становится свидетелем жестокой пытки, которую испытают невольники, преследование рабов-беглецов с помощью специально натренированных собак, продажи рабов с аукциона. Лишь неожиданное стечение обстоятельств, своевременная помощь влюбленного в Аврору Эдварда и ее бывшей хозяйки Эжени Безансон спасают героиню от посягательств коварного негодяя Доминика Гайара, который купил ее на аукционе. Рид не являлся активным сторонником аболиционизма, считая, что движение за отмену рабства в Америке приводит лишь к усилению вражды между Севером и Югом, тем не менее картина рабства, созданная в «Квартеронке», пафос негодования писателя дает основания приичислить этот роман к произведениям аболиционистской литературы, рядом с «Хижиной дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.

В «Оцеоле, вожде семинолов» («Oceola, the Seminole», 1858) Pид анализирует проблемы американской политики в отношении к индейцам, перекликаясь, таким образом, с пенталогией о Кожаном Чулке Купера. Сюжет «Оцеолы» связан с историческими событиями 30-х гг. XIX ст., когда американское правительство предприняло шаги для окончательного искоренення индейского племени семинолов с  территории Флориды, которое привело к войне с семинолами. В романе рассказ об этих событиях ведется от лица сына плантатора Джорджа Рендольфа. После окончания военного училища в Вест-Пойнте он вынужден принимать участие в войне с индейцами, тем не менее действия «бледнолицых захватчиков» приводят в негодование героя. Рэндольф, как и сам Рид, симпатизирует семинолам. Не случайно сторонники действий американского правительства - агент Томпсон, адъютант Скотт, молодой плантатор Рентгольд и его друзья Спенс и Вильямс - нарисованы в крайне отрицательных красках.

Одним из ярчайший образов романа является вождь племени семинолов Оцеола. Автор искренне восторгается своим героем, подчеркивая его благородство, мужество, бескорыстие, преданность родному народу. Рид, без сомнения, идеализирует историческую фигуру Оцеолы: у вождя утонченные манеры, патетичный язык, он готов рисковать жизнью, чтобы прийти на помощь своему белому другу Джорджу Рэндольфу. Такая трактовка образа объясняется старанием писателя опровергнуть клеветническую писанину американской печати, направленную против индейцев и их вождей. Захваченный американцами в плен, Оцеола умирает в неволе, но союз сестры Оцеолы Марии и Джорджа Рэндольфа в конце романа символизирует мечту Рида об объединении всех людей, независимо от их расового происхождения.3

Тип приключенческого романа, созданный Ридом, приобрел развитие в творчестве Брет Гарта, Р.Л. Стивенсона, Г.Р. Хагтарда, Дж. Конрада. Рида можно также считать одним из основателей детективного жанра. Его роман «Всадник без головы», наряду с новеллами По, оказал заметное влияние на творчество У. Коллинза и А. Конан Дойля. Действие романа происходит в Техасе, после окончания войны США с Мексикой. Писатель воссоздает тревожную атмосферу послевоенного Техаса (территорию, через которую прошла война), недоверчивое отношение людей друг к другу. Конфликт основывается на соперничестве двух героев - Мориса-Мустангера и капитана Кассия Колхауна, влюбленных в дочурку плантатора, красавицу Луизу Пойндекстер. Как и в других произведениях Pида, это конфликт благородства и подлости, добра и зла. Кассий - подлый и коварный, вместе с тем Морис - искренний, бескорыстный и храбрый. Завязкой головокружительного сюжета становится кровавое убийство Генри Пойндекстера, брата Луизы. В совершении этого преступления подозревают Мориса, но его преданный друг - старый охотник Зебулон Стамп - тщательно расследует это дело и, наконец, разоблачает настоящего убийцу - Кассия Колхауна. Автор постоянно держит читателя в напряжении. Постепенно перед нашими глазами появляются новые доказательства, и мы вместе с героями романа продвигаемся к раскрытию тайны загадочного всадника без головы. Создавая остросюжетный рассказ, Рид, тем не менее, не забывал и о своих образовательных задачах. Перед читателями возникает широкая панорама прерии, автор рассказывает о нравах ее жителей: диких мустангах, койотах, грифах, создает впечатляющую картину смерти.

Заключение

В современном литературоведении одной из основных проблем является проблема романа как литературного жанра. Изучение различных видов романа естественно усиливает интерес исследователей к историко-литературному анализу этого жанра во всем его многообразии. Вопросы типологии романа, приобретают особую научную актуальность В связи с этим представляется важным изучение малоисследованного в современном литературоведении жанра приключенческого романа.

Приключенческая литература играет в мировом литературном процессе роль Золушки. Читаемая взахлеб, издаваемая миллионными тиражами, она считается второсортной, недостойной внимания исследователей. Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с серьезной, более низкий эстетический уровень, критика чаще всего не пыталась разобраться в специфике этой литературы, объяснить ее популярность среди читателей.

Одним из тех людей, который пытался поднять именно жанр приключенческой литературы и стал Томас Майн Рид. Своими романами он вызвал не только взрыв критики, но и волну всеобщей популярности. Его романы читались, пользовались спросом. Именно его перу по праву принадлежат одни из самых запоминающихся романов в области приключений. Томас Майн Рид может по праву считаться одним из лучших писателей жанра adventure, характерного для своего времени. И именно поэтому и по сегодняшний день его романы пользуются не меньшей популярностью у любителей классической литературы.


Список использованных источников

  1. Бутовский А. Рецензия на новые сочинения М.Рида и Г.Змара.-СПб. «Педагогический музей» 2008 г. 880 с.
  2. Вельский А. Майн Рид.- КЛЭ. Т.6. М., Советская энциклопедия, перераб. и доп. 2010 г. 979 с.
  3. Вступительная статья.- Майн Рид. Собрание сочинений. T.I. М. переизд. 2007 г. 642 с.
  4. Желобовский И. Майн Рид и его романы.- Майн Рид. Всадник без головы. М.-Л.:Детгиз,1948 г. переизд. М. «Эксмо» 2011 г. 473 с.
  5. Зонин А. Предисловие к роману "Жилище в пустыне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.З. М.:Земля и фабрика,1930 г. 378 с.
  6. Крашина А. По поводу сочинений М.Рида и К°. Воспитание и обучение, 1980 г. № 9, 320 с.
  7. Левит Т. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. Майн Рид, Собр.соч. T.I. М. 2001 г. 415 с.
  8. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "На невольничьем судне".- Майн Рид. Собр.соч. т.1 СПб. «Светская литература» 670 с.
  9. Наркевич А. Майн Рид. М. «Детская литература»,1938, №14, 97 с.
  10. Самарин Р. Капитан Майн Рид. Майн Рид.Сочинения. T.I. М.: «Детгиз»,1956 г. переизд в собр. Литературных сочинений «Классическая литература» М. «Дрофа» 2010 г. 790 с.
  11. Урнов Д. Достойный своих героев. Майн Рид. Всадник без головы. М.:Правда,1982 г. переизд . М. «Эксмо» 2011 г. 216 с.


1 Бутовский А. Рецензия на новые сочинения М.Рида и Г.Змара.-СПб. «Педагогический музей» 2008 г. с 416-417.

2 Урнов Д. Достойный своих героев. Майн Рид. Всадник без головы. М.:Правда,1982 г. переизд . М. «Эксмо» 2011 г. с 98.

3 Самарин Р. Капитан Майн Рид. Майн Рид.Сочинения. T.I. М.: «Детгиз»,1956 г. переизд в собр. Литературных сочинений «Классическая литература» М. «Дрофа» 2010 г. стр. 116.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида