Творческий путь Ю. В. Бондарева

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Бондарев Юрий Васильевич: биография…………………………………….4

2. Творческий путь Ю. В. Бондарева……………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованных источников…………………………………………..13


Введение

Изучение творчества Юрия Васильевича Бондарева имеет весьма продолжительную историю. Анализ его произведений начался сразу же после выхода в печать первого его прозаического сборника «На большой реке» в 1953 году. Первоначально в газетах и журналах появились многочисленные рецензии, содержащие восторженные отзывы о молодом писателе. Сразу же в прессе возникла дискуссия и о масштабе художественного таланта автора. Эти отклики - первый подход к многостороннему и разноплановому анализу творчества Ю. Бондарева. В последующем появляются более обстоятельные разборы его произведений. И здесь на смену мнениям журналистов и критиков приходят полноценные литературоведческие исследования. В книгах В. Ковского, М. Кузнецова, О. Михайлова, А. Овчаренко содержатся размышления об истоках творческой индивидуальности Ю. Бондарева, подвергается тщательному анализу его художественная манера, метод и стиль. Не обойден вниманием и язык прозы Ю. Бондарева, поэтика его романов. Впервые отмечается одна из основных проблем, выдвигаемых Ю. Бондаревым в его творчестве, - проблема нравственного выбора героев.

Освещению нравственно-философской сущности романов писателя посвящен ряд диссертационных исследований. Открывается дискуссия о необходимости включать произведения Ю. Бондарева в школьную программу, а впоследствии главы о его творчестве входят в учебники. Наряду со статьями обобщающего характера, появляются работы, рассматривающие жанровую специфику произведений Ю. Бондарева, затрагивающие вопрос о традициях и новаторстве в творчестве писателя.

Начало осмыслению литературной критики о творчестве Ю. Бондарева было положено появившемся в 1960 году обзором А. Нинова в журнале «Сибирские огни», посвященном критическим публикациям о повести «Батальоны просят огня». Продолжено в начале 80-х гг. XX века диссертационным исследованием Ф. Наджиевой «Основные проблемы русской советской прозы и творчество Ю. Бондарева 50-60-х гг.», где представлена краткая характеристика состояния отечественной литературной критики, посвященной произведениям Ю. Бондарева.

  1. Бондарев Юрий Васильевич: биография

Бондарев, Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в городе Орске (ныне Оренбургской области) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978). В 1931 году они переехали в Москву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.

В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.

В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.1

В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учебы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951).

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм,1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм, 1984).

Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970) и фильма «Батальоны просят огня».

Депутат Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984-1989) от Карачаево-Черкесской автономной области. Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988). Член ЦК Компартии РСФСР (1990—1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 2001 года член редакционной коллегии журнала «Мир образования — образование в мире».

  1. Творческий путь Ю. В. Бондарева

Выдающийся прозаик, публицист и общественный деятель, Юрий Бондарев является признанным классиком современной отечественной литературы. Произведения, созданные им с поистине эпическим размахом, в полной мере отразили авторскую и гражданскую позицию писателя и нашли своего искреннего, преданного читателя. Его книги о героизме народа в годы Великой Отечественной войны полны размышлений о духовности и морали, о долге и чести. Они отличаются не только достоверностью деталей фронтовых будней, но и напряженным драматизмом, психологической глубиной.

«Если у писателя не было биографии, он не сможет создать ее искусственно, он может ее только пополнить. Между тем жизнь современного писателя настолько насыщенна, что необходимо лишь подробно осмысливать ее. Материал лежит везде», – писал Ю.Бондарев в своих мемуарах. У писателя Ю.Бондарева биография была. 2

Нфронте в сознание Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности – ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что – зло. И каждый оказывается перед выбором – его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти».

Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году. Первые рассказы писателя выходили в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М. Горького. В том же году был принят в Союз писателей СССР. Из журнальных публикаций составился первый сборник рассказов «На большой реке» (1953).

В 1956 г. появилась в печати повесть «Юность командиров» – о жизни курсантов артиллерийского училища, в 1957 г. – повесть «Батальоны просят огня», которая стала классикой военной прозы в советской литературе. «Батальоны просят огня» и повесть о самом конце войны «Последние залпы» (1959) принесли Ю.Бондареву славу. В них была сказана «беспримерная, обжигающая правда о войне». Но несмотря на то, что критика стала относить творчество Бондарева к «военной прозе», уже в ранних повестях писатель остро ставил вечные вопросы о подлинном смысле жизни и человеческого счастья, о добре и зле. Эти вопросы стоят и перед полковником Иверзевым («Батальоны просят огня»), и перед капитаном Новиковым («Последние залпы»), и перед героями последующих романов писателя.

Его перу принадлежат романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975; Государственная премия СССР, 1977), «Выбор» (1980; Государственная премия СССР, 1983), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести «Юность командиров» (1956), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1976); книги литературных статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).

Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Его знаменитый роман «Тишина» рассказал о судьбах людей, прошедших сражения, которые искали и не всегда могли найти свое место в послевоенном обществе.

Юрий Бондарев верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставило перед ним его время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл – воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет», – сказал Юрий Бондарев на одной из встреч с читателями.

Главная тематика романов Ю.Бондарева – это нравственная заостренность повествования, обращённость в наш день, к духовному миру современника. Нельзя не согласиться с мнением критика А. Ланщикова: «Герои Ю.Бондарева истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других, что сообщает им ту мягкость характера, которая так привлекает людей. Они мужественны в бою и до последней капли крови отстаивают каждую пядь родной земли. Они упорны в своей деликатности и деликатны в своем упорстве и до последнего вздоха отстаивают свой духовный мир, мир высоких нравственных ценностей своего народа».

60-80-е гг. ХХ века в советской литературе – время, когда происходили значительные изменения жизненного материала, тематики и проблематики художественных произведений. И если в предшествующий период развитие советской литературы шло под знаком напряженных индивидуальных нравственных исканий персонажей, то в семидесятые усилилась философская направленность художественной прозы. В литературе по-прежнему было широко распространено мнение, что главная книга о войне еще впереди.3 Именно это и обусловило в этот период усиленные поиски новых жанровых форм. Писатели, рассказывая о современности, постоянно возвращаются к памяти военных лет, сопоставляют день сегодняшний и день вчерашний. Многие исследователи подчеркивают, что именно в середине 60-х – 80-е гг. ХХ века наметилась необходимость в жанрах, «раздвигающих масштабы художественного миропонимания до масштабов исторической современности». И литература искала такие жанры: романтическое повествование («А зори здесь тихие» Б.Васильева), героическая повесть с притчевым подтекстом («Обелиск» В.Быкова), героический роман («Горячий снег» Ю.Бондарева).

Уже в первых своих произведениях Юрий Бондарев утверждает, что «величайшая ценность данного мира» – человек, всей своей жизнью отстаивающий высокие принципы революционной нравственности.

В «Горячем снеге» полнота и насыщенность в передаче героического начала, в воссоздании «мысли народной» (выражение Л.Толстого) достигается не за счет беспредельного расширения изображаемых событий, а за счет глубины и объемности их изображения.

«Горячий снег», если сравнить его с предыдущими романами и повестями автора, произведение во многих отношениях новое. И прежде всего по новому ощущению жизни и истории. Этот роман возник и развернулся на более широком основании, что сказалось в новизне и богатстве его содержания, более масштабного и философски размышляющего, тяготеющего к новой жанровой структуре. И вместе с тем он часть биографии самого писателя. Биографии, понимаемой как непрерывность жизни человека и человечества. Эта генерализирующая идея, заявленная в романе о битве под Сталинградом, во всей своей полноте развернется и в последующих произведениях Юрия Бондарева, особенно в «Береге».

Еще в рецензиях на романы «Тишина» и «Горячий снег» исследователями творчества Ю.Бондарева отмечалось характерное для его произведений 60-80-х гг. ХХ века и для всего литературного процесса этого периода постепенное укрупнение масштабов изображаемых событий и характеров. Эта тенденция нашла продолжение в работе писателя над многосерийной киноэпопеей «Освобождение».

Следующие романы Бондарева «Берег» (1975), «Выбор» (1979), «Игра» (1985), «Искушение» (1991) составили своего рода тетралогию о судьбе русской интеллигенции за последние полвека. В ней автор повествует о духовных исканиях своих героев-интеллигентов: писателя Никитина («Берег»), художника Васильева («Выбор»), кинорежиссера Крымова («Игра»), ученого Дроздова («Искушение»). Никитин, преодолев все тяготы жизни на войне, приходит к ощущению собственной вины за происходящее в послевоенном мире. Недовольство самим собой, осознание призрачности человеческой жизни приводит его к мечте о некотором волшебном береге. Переосмысление жизненных ценностей обнаруживает себя в последних пейзажах Васильева, который также общую беду воспринимает как личную вину. Трудность анализа «Берега» и «Выбора» состоит в том, что их герои соприкасаются с действительностью главным образом в пространстве рефлексии и мысли. Реальность проступает в романах лишь в отрывках, снах, воспоминаниях. Романы Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра» выдержали множество переизданий, были переведены на несколько десятков языков.

Таким образом, если всматриваться в развитие прозы Бондарева от первых повестей до романов «Берег» и «Выбор», то нетрудно заметить, что уже в первых произведениях о войне усилия писателя как художника, стремящегося исследовать характер в его возможной глубине и сложности, связаны не только с главным конфликтом – борьбой с фашистской Германией, но и с теми противоречиями, которые проявляются в среде людей. В сюжетном движении немалую роль играют коллизии, источник которых – разная мера зрелости, особенности склада личности, непримиримость нравственных позиций. От первых повестей до романов данный аспект художественного внимания усиливается и нарастает.4

Можно сказать, что Ю.Бондарев прошел сложный путь от повестей «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» к роману «Горячий снег» и дальше к романам «Берег», «Выбор» – типологически характерный для литературы последних лет путь последовательного восхождения от драматически напряженных, психологически насыщенных, но коротких, строгих по языку повествований, ограниченных сюжетно рамками одного или немногих взаимосвязанных эпизодов войны, ко все более укрупненному, ко все более масштабному изображению ее событий, широко развернутых во времени и пространстве, увиденных на просторах мировой истории.

Заключение

Благодаря ясному, непоколебимому гуманистическому пафосу бондаревская проза стала самобытным явлением в советской литературе, причем явлением не статичным и на каком-то этапе исчерпавшим себя, а беспрестанно развивающимся, обогащающимся, открывающим все новые грани человеческого бытия на поистине неисчерпаемом материале, лаконично именуемым «человек и война».

Уже в романе «Горячий снег» убедительно и наглядно проявилась расположенность бондаревского таланта к укрупненно-лаконичному изображению мира. Рядом с великолепной батальной живописью, отличающей и прежнее творчество писателя, здесь раскрылась его способность воссоздать и общую картину великой и грозной войны.

Однако в полную силу как художник-мыслитель и мастер лапидарного повествования Бондарев показал себя позднее, когда вышел его роман «Берег».

Здесь впервые в круг интересов автора самостоятельно вошли крупные нравственно-философские проблемы, такие как совесть, честь, сострадание, любовь, ненависть, расширились пространственные горизонты. Местом действия стала не только Россия, но и Европа. Военная тема утратила былую суверенность, подчинилась решению актуальных вопросов духовной жизни современного мира.


Список использованных источников

  1. Агеносов В. Художественный мир философских романов Ю. Бондарева. // Советская литература и воспитание общественно активной личности. Межвуз. сб. науч. тр. – М. 2008 г. 492 с.
  2. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. – М., переизд. «Эксмо» 2010 г. 372 с.
  3. Богатко И. Истина в человеке: о творчестве Ю. Бондарева //Москва. – 1983. – №10.//сборник статей по художественной литературе Спб. 2011 г. 933 с.
  4. Бондарев Ю. В. О себе / Ю. В. Бондарев // Советские писатели: автобиографии. Т. 5 / сост. С. Колов. – М., 1988. 296 с.
  5. Вахитова Т.М. О творчестве Юрия Бондарева // Литература в школе. – 2005 г. – №6. 94 с.
  6. Горбунова Е. Проблемы выбора и вины: к спорам вокруг романов Ю. Бондарева //Октябрь. – 2006 г. – №11. 73 с.
  7. Ершов Л. Эхо войны и память сердца: О творчестве Ю. Бондарева // Звезда. – 1984. – №3. В сборнике статей по художественной литературе. 933 с.
  8. Золотусский И. Материал и мысль. Заметки о прозе Ю. Бондарева // Литературная газета. – 1969. – 26 ноября. 73 с.
  9. Игнатова Е. О художественном своеобразии романа Ю. Бондарева «Выбор».// Сб. науч. трудов. – Алма-Ата, 2010 г. 216 с.
  10. Идашкин Ю. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. – М., 2009 г. 464 с.
  11. Макшина В. Г. Бондарев Юрий Васильевич // Русские писатели. ХХ век: биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 1. А – Л / ред. Н. Н. Скатова. – М., 2009. 849 с.

1 Агеносов В. Художественный мир философских романов Ю. Бондарева. // Советская литература и воспитание общественно активной личности. Межвуз. сб. науч. тр. – М. 2008 г. стр. 44.

2 Идашкин Ю. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. – М., 2009 г. стр. 291.

3 Ершов Л. Эхо войны и память сердца: О творчестве Ю. Бондарева // Звезда. – 1984. – №3. В сборнике статей по художественной литературе. Ст. 432. Стр. 496.

4 Золотусский И. Материал и мысль. Заметки о прозе Ю. Бондарева // Литературная газета. – 1969. – 26 ноября. Стр. 28.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Творческий путь Ю. В. Бондарева