Представление об обществе и государстве у Платона

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Жизнь Платона и его учение об идеях………………………………………….5

Рассуждения Платона о человеке………………………………………………10

Представление об обществе и государстве у Платона………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15


Введение

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IY в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу,
названную потом Академией, и просуществовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его
преемниками, было полно заблуждений. Основные точки зрения этого учения не только фантастичны, на наш современный взгляд, но в прямом смысле слова превратны, глубоко ошибочны. И все же Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила. Платоном был создан и разработан один из двух
основных, главных типов философского мировоззрения. Платон - создатель
философского идеализма.

До Платона идеализм выступает еще в зачаточной, частичной форме. Это учение пифагорейцев о переселении и перевоплощении душ. Это учение
италийских философов Парменида и Зенона о противоположности достоверного 'знания', добываемого посредством ума, и надежного, обманчивого 'мнения', доставляемого чувствами. Это учение Анаксагора, друга и учителя Перикла, об 'Уме', который, прикоснувшись в некоторой точке кхаосу материальных частиц, внес в них движение и разделение, в
результате которого хаос начал преобразовываться в 'космос'. Это
воззрение мегарцев, представителей одной из сократовских школ,
утверждавших существование 'бестелесных идей'. Но как бы не приближались к идеализму все эти учения, творцы их еще были далеки от создания идеализма как мировоззрения. Даже Сократ, намечающий поворот
древнегреческой философии от первоначального материализма YI-I вв. до н.
э. к идеализму, был далек от этого. Он не отделял еще 'идеи' от 'вещей'.
Правда, он утверждал, будто человек может познавать в самом себе не
тело, но только душу, так как лишь душа находится будто бы целиком в
нашей власти.

У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о
душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и об
языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о
красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы
'пробных систем' философии, то Платон создал 'пробную систему'
идеализма.

В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Такими были специальные вопросы математики, астрономии
(космологии), музыкальной акустики. Учение Платона - глава не только в
истории античной философии, но и в истории античной науки. Школа Платона одна из школ античной математики. Изучение математики Платон
рассматривал не в плане одной лишь педагогики - как стадию в воспитании
ума, как тренировку логическую и диалектическую, - но и в плане задач
положительного знания. Платон-философ неотделим от Платона-математика.
Многогранность его дарования удивительна. В нем не только философ
сочетается с ученым. В свой черед философ и ученый неотделимы в нем от
художника: поэта, драматурга.

Актуальность темы состоит в том, что в свое время Платон очень четко, ясно и просто, а главное грамотно описал идеальный тип общества, при котором достигались бы идеальные взаимоотношения между управляющими структурами и простым населением. Если прислушаться к тому, о чем он говорит можно избавиться от многих проблем в обществе. Поэтому данная тема непременно должна быть озвучена и услышана.

Цель данной работы рассмотреть философию Платона в отношении Идей, Человека (Души и Тела) и Общества (Государства).

Задачами являются:

- рассмотреть жизнь Платона как философа, и его учения об идеях;

- рассмотреть представления Платона о человеке;

- рассмотреть представления Платона об обществе.

  1. Жизнь Платона и его учение об идеях

Сведения о жизни Платона скудны, неполны и противоречивы. Платон родился в знатной и богатой семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со
стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики
Кодру, а со сторона матери, Периктионы, - к семье родственников
знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и
другими греческими поэтами. Родственником матери Платона был также
известный афинский политический деятель, впоследствии тиран, Критий.
По-видимому, именно Критий ввел Платона в круг Сократа и его учеников.
Философская деятельность Платона началась не очень рано. Есть предание,
будто ей предшествовали занятия атлетикой и даже успешные выступления на истмийских состязаниях, а также опыты Платона в области художественной литературы, музыки и живописи. Впоследствии Платон, как верно заметил Теодор Гомперц, не то чтобы отрекся от них, но скорее поставил свои художественные склонности и дарования на службу философии. Еще до вступления в число учеников Сократа Платон учился философии у Кратила (последователь Гераклита).

С годом гибели Сократа (336) заканчивается первое пребывание философа в Афинах. Платону было в это время двадцать восемь лет. Он покидает родину и возвращается в Афины только через двенадцать лет. За это время Платон побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии.
Впечатления и сведения, вынесенные из пребывания в Египте, сыграло
важную роль в формировании научных и политических воззрений Платона.
Хотя Египет испытал в 525 г. до н.э. вторжение персов, социальный и
политический строй государства не был поколеблен. По видимому, особо
сильным оказалось произведенное на Платона впечатление от бытовавших в
Египте фиксированных форм разделения труда, а в области науки - от
практиковавшихся там форм обучения арифметике. Наиболее длительным было пребывание Платона в Гелиополе, центре египетской религии.
Из Египта Платон прибыл на побережье африканской Кирены. Здесь он
общался с видными греческими астрономом и сведущими в музыкальной
акустике математиком Феодором, которого он впоследствии вывел как
действующее лицо в трех своих диалогах. Вслед за пребыванием в Кирене последовал переезд Платона в Южную Италию, так называемую Великую Грецию. Здесь было много основанных греками городов, среди которых большим успехом пользовалось учение пифагорейцев. Одной из задач Платона в его путешествии в Италию было ознакомление с
этим учением, в особенности с результатами математических исследований
учеников Пифагора. В это время центром деятельности пифагорейцев был
Тарент. Крупнейшей умственной силой Тарента был тогда пифагореец Архит, государственный деятель, стратег и ученый: математик, физик, механик.1

В 389—387 гг. до н. э. Платон посетил Италию и Сицилию. В Сицилии
случилась какая-то коллизия между ним и Дионом - родственником
сиракузского тирана Дионисия. Этот конфликт закончился для Платона
рабством, из которого выручил философа пифагореец Архит, заплатив 30
мин. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили погасить Архиту долг,
тот от денег отказался. Тогда Платон на эти 30 мин купил сад, носивший
имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу. (Сад героя Академа был у афинян обычным местом прогулок. Гиппарх, сын тирана Писистрата, обнес его стеной, Кимон превратил эту местность из
запущенной и безводной в хорошо орошаемую рощу с тенистыми аллеями и
устроил там гимнасий.) Вскоре вокруг Платона собрались ученики. Часть из них пришла в Академию для изучения наук, и, прежде всего математики. Уже для принятия в школу требовались определенные математические знания. Школа Платона – это целая эпоха в истории античной математики.

Остаток своей долгой жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться в ход политических событий и перестроить общество принесла ему горькое разочарование. В последнем своем крупном произведении - 'Законах' - Платон отказывается от ряда ригористических черт своей первоначальной системой воспитания и политической системы.

Даже люди, не изучавшие историю философии или поверхностно ее изучавшие, представляют себе более или менее смутно, что идеализм есть учение, по которому истинное бытие вещей - мысль, идея, понятие. Однако в этом своем содержании идеализм возник отнюдь не сразу. До н.э.
никому из греков даже не снилось, что можно предполагать, будто суть
бытия - 'идея' в современном философском смысле этого термина.

Философия не сразу воспользовалась термином 'идея' было введено в греческую философию не Платоном. Слово это было использовано его старшим современником, материалистом Демокритом. Имеется сообщение, что 'идеями' Демокрит называл свои телесные атомы, или материальные элементы вещей. Слово 'идеи' (ideai) означает у Демокрита то же, что слово 'формы' (morphai). По Демокриту, эти формы-фигуры не воспринимаемы с помощью чувств. Их нельзя видеть глазами, осязать пальцами, обонять ноздрями. Однако существование и свойства их вполне достоверны для нашего познания. В их существовании нас удостоверяют не чувства, а ум. Для него 'идеи' - формы, открывающиеся уму в вещах как элементы бытия этих вещей.

Принципиальную перемену в применении термина 'идея' вносит Платон. У Платона слово 'идея' и близкое к нему этимологически слово 'вид' (eidos) также применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения 'формы', 'фигуры', 'облика', 'вида'. У него, как и у
Демокрита, 'идея' (или 'вид') есть форма, постигаемая не чувствами, а
умом.

Как утверждает Платон, в философии имеются два разряда, или класса,
философов. Одни допускают, будто существовать может только то, что
может быть воспринимаемо внешними чувствами; другие - будто кроме
чувственного воспринимаемого существует также и бытие бестелесное и
именно в области бестелесного пребывает истинная сущность.

Эту противоположность двух воззрений Платон ярко изобразил в диалоге 'Софист', где излагается беседа между странником из Элеи и Теэтетом. В ходе беседы выясняется, что в философии происходит борьба великанов из-за спора друг с другом о сущности. И мы понимаем это, как первое свидетельство о происходившей в IY в. до н.э. в Древней Греции борьбе материализма и идеализма.

Хотя до Платона в древнегреческой философии идеализм не существовал как учение осознанное и систематически разработанное, хотя Платон как основатель идеализма оригинален, но вместе с тем его мышление опирается на элементы, которые могут быть обнаружены предшествующих Платону философских учениях, религии и мистике.

Немалую роль среди этих учений сыграла философия элейцев, южноиталийских ученых Парменида и Зенона. От них Платон усвоил чрезвычайно важное для всей последующей философии различие между сущностью и явлением. Четко формулирует это различие в одном из важнейших поздних своих диалогов – в 'Тимее'. 'Прежде всего, - утверждает Платон, - по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует'.

Платон распространяет это различие на все предметы исследования. Он
различает сущность прекрасного и его явлений, сущность доброго и его
явление и т. д. Из подобных сущностей он уделяет наибольшее внимание
исследованию прекрасного. И это не удивительно. Платон - великий
художник античного мира. Для него вопрос о прекрасном, о его сути, о его
критериях - один из наиболее захватывающих. О нем он рассуждает в ряде
диалогов: в 'Гиппии Большем', 'Пире', 'Филебе', 'Тимее' и др.2

Вывод: прекрасное, которого ищет Платон, не есть все лишь кажущееся. 'Мы исследовали то, - поясняет Платон, - чем прекрасны все прекрасные предметы, подобно тому, что великое велико своим превосходством'. И то же относится, по Платону, ко всем другим классам предметов и их свойств. Каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не
возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что делает
вещь именно вещью этого и никакого другого класса. Указать эту причину -
значит указать в противоположность явлению истинную сущность вещи.

  1. Рассуждения Платона о человеке

Платон рассуждает о человеке как о соединении Души и Тела, т.е. того

чем, по его мнению, обладает каждый.

У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков он тоже считает истинное знание. Именно поэтому Платон продолжает работу своего учителя, пытаясь путем исследования понятий преодолеть субъективизм учения о познании софистов и достигнуть верного и для всех единого, т. е. объективного, знания. Эта работа с понятиями, установление родо-видовых отношений между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, получила название диалектики (греч. dialektike – беседовать, рассуждать).

Знание подлинного бытия, т. е. того, что всегда себе тождественно и неизменно, – а таков у Платона, как мы уже знаем, мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира, – должно по замыслу философа дать прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, а значит, – вспомним Сократа – и счастливы.

Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека. Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы – вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира – с другой, – он и в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души – не только в ее единстве, но и в ее самодвижении; все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.

Но если душа едина и неделима, если она есть нечто самостоятельное и нематериальное, то почему же она нуждается в теле? По Платону, человеческая душа состоит как бы из двух «частей»: высшей – разумной, с помощью которой человек созерцает вечный мир идей и которая стремится к благу, и низшей – чувственной. Платон уподобляет разумную душу возничему, а чувственную – двум коням, один из которых благороден, а другой – низок, груб и туп. Здесь телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению с духовным, но и как само по себе злое, отрицательное.

Платон – сторонник теории переселения душ; после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем – в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, – вновь вселиться в какое-то другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. Тело, таким образом, рассматривается как темница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу. Достигается же это путем познания идей, которые созерцает разумная душа.3

Можно сделать заключительный вывод о том, что с учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании. Еще до своего воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому и теперь для нее чувственные явления – лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие теории познания не только в античности, но и в Средние века и в Новое время.

  1. Представление об обществе и государстве у Платона

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Антропология и этика греческого философа, так же как и его онтология, имели целью создание совершенного человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ протекала в полисах – городах-государствах, – создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества. Она имеет не индивидуальную направленность, как, например, у стоиков или эпикурейцев, а социальную и потому органически сращена с политической теорией Платона.

Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве. При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями – храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопасности государства. Наконец, люди «вожделеющего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала принадлежат к телесно-физическому миру: это – сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства.

Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко, – это мера. Ничего сверх меры – таков принцип, общий у Платона с большинством греческих философов; к мере как величайшей этической ценности призывал своих сторонников Сократ; умеренность как добродетель мудреца чтили Аристотель, стоики и эпикурейцы. Именно этот принцип характерен в отношении государства с обществом. «Всё должно быть равным с обеих сторон. Государство в меру управляет своими людьми, общество в меру подчиняется государству, и в меру оно живет внутри себя. Нарушение меры приводит к распаду общества, а оное к распаду всего государства».4

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство – ради человека. В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным.

Опасность абсолютизации такого подхода увидел уже Аристотель. Будучи большим реалистом, чем его учитель, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию, что, кстати, сами греки могли видеть на многочисленных примерах из собственной истории.

Таким образом, можно сделать вывод, что по Платону государство не

может существовать вне общества, равно как и общество не может быть вне государства. Рано или поздно в обществе появляется строй, выделяются правящие структуры. Однако не стоит забывать в равенстве и взаимозависимости государства и общества. «Если ты рождён по духу воином, правителем, или хлебопашцем, то делай своё и не пытайся учить иного».

Заключение

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей. Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства. Однако до сих пор учение Платона о государстве не получило должного внимания со стороны управляющих структур многих государств мира.

Что касается учения об идеях и человеке у Платона, то мы можем отметить, их важность для каждого современного человека, однако тут же мы можем заметить их полное игнорирование со стороны большинства. Если бы общество учитывало мудрость которую нам оставили в наследство мыслители древности в мире было бы на порядок меньше проблем во многих сферах жизнедеятельности человека.

Список литературы

  1. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Демокрит». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 2011 г., 448 с.
  2. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 2010г., 723 с.
  3. Говеркян А.Т. Иносказания Платона. - Ереван, Айастан, 2011 ., 480 с.
  4. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 2009 г., 686 с.
  5. Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 2009 г., 219 с.
  6. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, изд. 2010 г., 959 с.
  7. Платон. Парменид. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. II.- М.: Мысль, 2009г., С.354.
  8. Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. II.- М.: Мысль, 2009г., С.347.
  9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – С-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 2010 г., 501 с.
  10. Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 2012г., 375 с.
  11. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 2012г., 566 с.

1 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 2012г., с 344.

2 Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. II.- М.: Мысль, 2009г., с 291-292.

3 Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 2009 г., с 388

4 Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 2010г., с 594-596.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Представление об обществе и государстве у Платона