Конспект урока для 1 класса «Маленькие человечки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Конспект урока для 1 класса
«Маленькие человечки»
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Кравченко Галина Евгеньевна
Воронеж 2015 год
Форма занятия: Эксперимент.
Тип занятия: Комбинированное.
Применяемые технологии:
Проблемная технология.
ТРИЗ.
Традиционная технология.
Интерактивная технология.
Оборудование:
Карточки «Маленькие человечки»
Коробочка с нарисованными на сторонах «маленькими человечкам» твердого и жидкого вещества.
Яблоки на каждого ребенка.
Кусочки яблок по количеству детей.
Апельсин.
Кусочки апельсина по количеству детей.
Тарелочки, пластиковые бутылочки по 0,33 гр., одноразовые стаканчики, салфетки один набор на двоих детей.
Лупы, одна на двоих детей.
Цель. Создание условий для экспериментальной деятельности и решения простых противоречий.
Задачи.
Обучающие:
Учить экспериментировать.
Учить детей самостоятельно добывать знания.
Закрепить знания детей о «Маленьких человечках».
Закрепить умение решать простые противоречия.
Развивающие:
Развивать речь детей.
Развивать логическое мышление и воображение детей.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в работе.
Воспитывать терпение при проведении опытов.
Воспитывать чувство товарищества.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход занятия.
Организационная часть.
Проверка готовности детей к работе.
Сообщение темы.
Педагог. Ребята, садитесь удобнее. Посмотрите, как много оборудования на ваших столах. Сегодня мы с вами будем заниматься экспериментальной деятельностью, будем делать простые опыты. А еще мы с вами будем решать противоречия. Все это мы будем делать по-порядку.
Основная часть.
Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, кто к нам сегодня пришел в гости? (На доске карточки с изображением «маленьких человечков»).
Дети. К нам пришли «Маленькие человечки».
Педагог. «Маленькие человечки», каких вещества пришли к нам в гости?
Дети. Одни «человечки» твердых веществ, они крепко держатся за руки. Другие «человечки» жидкостей, они стоят рядом и совсем не держатся за руки. Третьи «человечки» газообразного вещества, они бегают.
Педагог. Назовите предметы, в которых живут «маленькие человечки» которые крепко держатся за руки.
Дети. Это камень, металл, пластмасса, дерево.
Педагог. А почему вы не назвали бумагу, стекло, ткань? Какие «маленькие человечки» живут в этих предметах?
Дети. В этих предметах тоже живут «человечки» твердого вещества, он они держаться за руки не так крепко, как в дереве камне и металле, ведь их можно разорвать, разбить.
Педагог. А какие жидкости вы можете назвать?
Дети. Жидкости – это вода, молоко, сок, бензин, керосин, духи, кефир и т. д.
Педагог. Где мы встречаем «маленьких человечков», которым не сидится на месте и они все бегают и бегают?
Дети. Это воздух.
Педагог. Вы меня очень порадовали, вы так много знаете о «маленьких человечках», что вам не составит труда ответить на вопрос, какое вещество лежит в коробочке.
(Педагог показывает коробочку, на которой изображены «маленькие человечки» твердого вещества на одной стороне и «маленькие человечки» жидкого вещества на другой стороне).
Дети. В этой коробочке лежат твердые вещества.
Педагог. ( переворачивает коробочку) А теперь какие вещество лежат в коробочке?
Дети. А теперь там лежат жидкости.
Педагог. Как проверить, что там лежит?
Дети. Надо открыть коробочку.
Педагог. А если не открывать коробочку, то и нельзя узнать, что там лежит?
Дети. Можно коробочку потрясти, если там лежат твердые вещества, то они будут стучать, если там лежат жидкие вещества, то они будут булькать.
Педагог. Хорошо давайте встряхнем коробочку.
(Выходят несколько детей, и по очереди встряхивают коробочку, решают, что там лежит твердое вещество, потому что оно стучит).
Педагог. Тогда неправильно на коробочке нарисованы «человечки» жидких веществ.
Дети задумались.
Педагог. Если вы задумались – это хорошо. Давайте немного отдохнем, и решение придет само собой.
Физкультминутка.
«Маленькие человечки»
Дети встают в круг. Педагог называет предметы (твердые, жидкие, газообразные), дети изображают «маленьких человечков», которые живут в том или ином предмете. Дети берутся за пуки, опускают руки, двигаются по группе.
Педагог (Обращает внимание детей на коробочку).Ребята, я помню, что у вас было и другое предложение, как узнать, что лежит в коробочке, вспомните его сейчас.
Дети. Надо открыть коробочку.
Педагог. (Достает из коробочки яблоко). Скажите, может ли быть один и тот же предмет и твердым и жидким одновременно?
Дети задумались.
Педагог. Найдите у вас на столе целое яблоко. Протрите его салфеткой. Посмотрите на салфетку, она сухая или влажная?
Дети выполняют задания. Салфетка осталась сухой.
Педагог. Сделайте вывод, какие «человечки» живут в яблоке?
Дети. В яблоке живут «человечки» твердого вещества и они держатся за руки.
Педагог. А теперь возьмите кусочек яблока, который лежит у вас на тарелочке, его тоже потрите сухой салфеткой. Что теперь стало с салфеткой?
Дети. Салфетка стала влажной.
Педагог. А теперь какой можно сделать вывод?
Дети. Яблоко это и жидкость тоже.
Педагог. Молодцы, ребята. Действительно все фрукты и овощи это и твердые вещества и жидкости одновременно, но ведь мы с вами знаем, что жидкости растекаются. Возьмите разрезанный апельсин и потрясите его. Скажите, жидкость из него вытекает или нет?
Дети берут кусок апельсина и трясут его над салфеткой. Салфетка остается сухой.
Педагог. Как вы думаете, почему жидкость не выливается?
Дети задумались.
Педагог. У вас на столах есть бутылочка с водой. Она стоит на тарелочке. Попробуйте вылить воду из бутылки в тарелку, но условие – поднимать и наклонять бутылку нельзя. Работать надо в парах. Распределите, кто из вас будет что делать.
( Дети нажимают на бутылочку, и вода Вытекает на тарелочку).
Педагог. Во фруктах и овощах есть такие же бутылочки, и увидеть их лучше всего в апельсине. Возьмите лупу и рассмотрите эти бутылочки. Рассматривайте «бутылочки» по очереди, договоритесь, кто из вас будет рассматривать первый.
Дети выполняют задание.
Педагог. Теперь вы знаете, что нужно сделать, чтобы из твердого вещества потекла жидкость?
Дети. Нужно нажать на твердое вещество.
Педагог. Возьмите кусочек апельсина и выжмите из него жидкость. Скажите. Как называется жидкость во фруктах и овощах?
Дети выполняют задание.
Дети. Эта жидкость называется соком.
Педагог. Скажите, а жидкость есть только в овощах и фруктах?
Дети. Да!
Педагог. Скажите, а в листьях деревьев есть жидкость?
Дети. Есть!
Педагог. Как называется жидкость, которая в листьях, ветках, стволах деревьев?
Дети. Она называется сок.
Педагог. Скажите, а в воздухе есть жидкость?
Дети задумались.
Педагог. У вас на столах есть зеркальце. Возьмите его и посмотрите, оно сухое или влажное?
Дети. Оно сухое.
Педагог. А теперь подышите на зеркальце. Теперь какое зеркало сухое или влажное?
Дети выполняют задание и отвечают, что зеркало стало влажным.
Педагог. Откуда же взялась жидкость?
Дети. Она взялась из воздуха, который мы выдыхаем.
Педагог. Правильно, воздух, который мы выдыхаем теплее поверхности зеркала, поэтому на нем появляется влага. Сделайте вывод сами.
Дети. Жидкость есть в воздухе тоже.
Заключительная часть.
Педагог. Вы молодцы, ребята! Все справились с заданиями. Все вы были сегодня исследователями и экспериментаторами. Вспомните, что мы с вами делали (дети рассказывают о том, что делали).
Педагог. Как вы думаете, почему вам сегодня все удавалось выполнять легко?
Дети. Мы все выполнили потому, что мы были дружными и помогали друг другу.
Педагог. Вы сегодня узнали много нового, сами научились получать знания, проделывали опыты. Я вам скажу больше, жидкость есть во всем, что нас окружает. Жидкости на земле больше, чем твердых и газообразных веществ. Она есть в воздухе, воде, земле, деревьях. Без жидкости мы с вами просто не могли бы дышать, есть, пить, жить. Больше всего на земле воды, но это не значит, что ее надо расходовать без контроля. Воду надо беречь, экономить, чтобы хватило надолго всем нам.
Литература.
. Бондаренко Т. М «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002 г.
Воспитание дошкольников. Интегрированные занятия. Сборник материалов. Воронеж, 2015 г.
Фалькович Т. А., Барылкина Л. П., «Развитие речи, подготовка к освоению письма» занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования, Москва, «ВАКО», 2005 г.