Исследование и раскрытие понятия права, его сущности и определение его характерных признаков

PAGE \* MERGEFORMAT 3

ВВЕДЕНИЕ

В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, в чем его сущность. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Сложная внутренняя структура правовой материи дает основание говорить о многогранности каждого отдельного элемента правового пространства и показать различные аспекты и значения этого социального явления. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки, уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

Действительно, проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от конкретных условий. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей, как отдельными индивидами, так и общностями людей.

Необходимо также отметить, что раскрытие сущности права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависят и законодательная деятельность государства, и ориентация юридической практики, а также оно оказывает влияние на правосознание людей.

Исходя из этого, можно сказать, что тема данной курсовой работы является весьма актуальной в современном мире.

Цель курсовой работы – исследование и раскрытие понятия права, его сущности и определение его характерных признаков.

Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:

- изучение теоретических основ понятия права и его характерных признаков;

- изучение теоретических основ сущности права и его социальной ценности;

- изучение принципов права;

- изучение функций права.

В данной работе применялись формально–логический, диалектический и сравнительный методы исследования.

  1. Понятие и признаки права.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис классового общества требовал новых обязательных норм, установленных и охраняемых государством.

Таким образом, становление права происходило в течение многих веков. Это был закономерный процесс, вызванный усложнением хозяйственной и социальной организации догосударственного общества, имущественным расслоением общества, углублением и обострением социальных противоречий и конфликтов, потребностью упорядочить хозяйственную деятельность, необходимостью стабилизировать существующие общественные отношения, защитить их от разрушения и установить социальный порядок и т. д.

При этом необходимо рассмотреть и закономерности возникновения права. Закономерности права - это объективно обусловленные и объективно необходимые тенденции, выражающие сущность права в процессе его становления, развития и функционирования. К числу закономерностей возникновения права следует отнести:

- эволюционное становление наиболее значимых обычаев для индивида и общества, служащих защите их безопасности, осуществлению производства, распределения, потребления, которым придается авторитет общеобязательности, обеспечиваемой всеми членами рода (неписаное право, «социальное» право, предправо, протоправо, моноправо, архаическое право);

- возникновение по взаимной договоренности между племенами общих для них обязательных правил, соблюдение которых гарантировало нормальные межродовые, межплеменные отношения по использованию природных богатств, обмену продукцией, удовлетворению других интересов и их мирное сосуществование;

- придание с появлением государства соответствующим обычаям силы закона, превращение обычного права в юридический обычай, становление исполнения юридического права обязательной всеми членами общества;

- установление государством новых, вызываемых объективными потребностями развивающегося общества норм путем создания судебных прецедентов и издания государственных нормативных правовых актов;

- формирование юридического права в многообразных источниках (юридических обычаях, судебных прецедентах, нормативных договорах, нормативных актах, священных писаниях), возникновение системы источников права.1

Обобщая, можно сказать, что именно право, опирающееся на государственное принуждение, явилось мощнейшим социальным регулятивным средством, способным стабилизировать, упорядочить и защитить общественные отношения. Поэтому происхождение права, как и происхождение государства, всегда привлекало внимание мыслителей древности и в более поздние времена. Так сформировались различные теории происхождения права, которые позволяли познать природу права, его сущность, характерные особенности, выяснить соотношение права и государства, а также с другими социальными явлениями. Основными теориями происхождения права являются:

1 Дробязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права: учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomart.ru/library/l0017-0200-1028-03379.html;

- Теологическая теория (Фома Аквинский) – исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления;

- Теория естественного права (Б. Спиноза, Г.Гроций, Д.Локк и др.) –

человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить;

- Психологическая теория (Л.И.Петражицкий) - право есть результат

человеческих переживаний;

- Историческая школа ( Г.Гуго,Ф.Савиньи, Г.Пухта) - право

первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах, правовые нормы меняются, что обусловлено изменениями самой жизни;

- Позитивистская теория - право порождено противоречиями жизни,

конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший, он диктует свои правила и устанавливает свой порядок;

- Марксистская теория - право связано с государством и зависит от

социально-экономических факторов общества.

Несмотря на многовековую историю права как одного из вида регуляторов общественных отношений, до настоящего времени не сформировалось универсального общепризнанного определения этого термина. Это обусловлено, прежде всего, тем, что слово "право" – имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п.). Эти притязания обусловлены

природой человека и общества и считаются естественными правами. 2

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определённая

2 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под. ред. Корельского В.М. , Перевалова В.Д. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – с. 223

правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).3

В-третьих, под правом понимают целую систему юридических норм. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Следует также подчеркнуть, что в разные исторические эпохи с развитием общества и государства менялось и представление о праве. Например, для Аристотеля право — олицетворение политической справедливости и норма политических отношений между людьми; для средневековых ученых — божественное установление; для Ж.-Ж. Руссо — свобода и равенство; Р. Иеринга — защищенный интерес субъектов социального взаимодействия; для Л.И.Петражицкого – право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека; а для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства. Российский правовед С.С.Алексеев рассматривает право в трех образах: как общеобязательные нормы, как сложное социальное образование и как явление мирозданческого порядка.

Многообразие определений понятия «права» объясняется, прежде всего:

  1. Особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств;
  2. Многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норма, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм.

3 Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие [Электронный ресурс]

– Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. университета, 2009.– Режим доступа: http://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.tgp.html

В зависимости от того, какого из названных начал и форм придерживаются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию, или три типа правопонимания: нормативный, нравственный (философский), социологический. 4

При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства. Другими словами, в соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, — это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

С позиций нравственного подхода право рассматривается как идеологическое явление (идеи, представления и т.д.), отражающие идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей, т.е. этот подход основывается на теории естественного права. Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе наделены от природы определенными правами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать.4

Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. В соответствии с этим подходом право рассматривается не только как нормы, установленные государством, а скорее, как сами общественные отношения, складывающиеся в обществе, т.е. мерой всех вещей является общество. Суть социологической теории составляют следующие положения:

  1. Право и закон нетождественны между собой;
  2. Закон - писаное право;

4 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. / Л.А.Морозова. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – с. 181-182.

  1. Право – есть реализация  закона  (то есть  правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

При этом следует помнить, что все типы правопонимания имеют свои достоинства, и свои недостатки, каждая концепция служит противовесом другой не дает возможности возобладать крайности. Но с практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается, ясностью, доступностью, а главное – ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Другие подходы к пониманию права ориентированы на соблюдение прав человека на учет действия права, его эффективности.4

Таким образом, анализируя различные точки зрения в понимании права, можно дать общее определение этого понятия. Право – это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, на достижение равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения. 5

Право – социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках. Таким образом, к признакам, характерным праву относятся:

  1. Системность, которая проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет своё место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны,

4 См.: Там же, с. 186.

5 Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник/ Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – с. 142.

расположены определённым иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.3

  1. Формальная определенность. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.
  2. Нормативность - заключается в том, что оно, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
  3. Общеобязательность - в нём воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе ничего нет и что все принимаемые нормы права распространяются на всех без исключения.
  4. Гарантированность (обеспеченность государством). Возведение права в закон, придание правилам поведения официального внешнего выражения означает, что государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом применяет к правонарушителю меры государственного принуждения. 5 Обеспеченность норм права государственным принуждением - вот главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3 См.: Там же.

5См.: Там же, с. 143.

  1. Сущность права и его социальная ценность

Вопрос о сущности права также принадлежит к числу фундаментальных, вечно волновавших пытливые умы. Само понятие «сущность» - это философская категория, отражающая разнообразные реалии предметного мира и его познание человеком. Под сущностью следует понимать совокупность самых важных качеств, связей и отношений, коренных атрибутов того или иного феномена, благодаря которым он существует и действует именно так, а не иначе.6 Исходя из этого, можно сказать, что сущность любого предмета, явления представляет собой единство наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.

Под сущностью права следует понимать совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение. Это обусловленная материальными и социально – культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Поэтому при рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два обстоятельства:

- то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

- то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

6 Теория государства и права: учебное пособие / под. ред. Е.И.Темнова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – с. 49

Следует отметить, что в истории правовой мысли содержательная сторона сущности права была подмечена уже давно и создала условия для дискуссий. Гуго Гроций, голландский государственный деятель и философ эпохи Просвещения, отмечал, что «право имеет своим источником волю». Томас Гоббс, английский философ XVII в., утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов».

Ж.-Ж. Руссо считал, что право заключает в себе общую волю. Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Общая воля есть результат согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов индивидов.

Исходя из того, чью волю «представляет» право возникли два основных подхода к понимаю сущности права.

Хронологически первым является классовый подход, который выражен в марксистско-ленинской теории. Марксистско-ленинское понимание сущности права основывалось на определении, данном в «Манифесте Коммунистической партии» (1848 г.). В этом документе Маркс и Энгельс, обращаясь к буржуазии, писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

В рамках этого подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведённую в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы, т.е. классовые интересы превалируют над общенародными, а общенародные интересы – над общечеловеческими. В этом случае, право рассматривается как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Социально-классовая сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политической силы, как инструмента классового и политического господства. Тем самым сущность права обуславливает следующие его свойства – общеобязательность, строгую формальную определенность, гарантированность в случае нарушения силой государственного принуждения, защищенность прежде всего интересов господствующего класса. 7

Идея признания сущностью права общей воли положена в основу общесоциального подхода. Сторонники такого понимания исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение.   Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности. 8 Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

С этой точки зрения общая воля, которая закрепляется в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. В этом случае она является нормативной, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, правовой обычай и т. д.) и

7 Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шундиков. – 3-е изд., стер. - . М.: КНОРУС, 2009. – с. 56.

8 Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/sushchnost-prava.html

является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается как господствующая система нормативного регулирования.

В современной отечественной ТГП сущность права рассматривается по-разному. Одни исследователи считают, что сущность права имеет две стороны: классовую и общесоциальную. В различные исторические эпохи на первый план выступает либо классовая, либо общесоциальная сторона.
   Другие исследователи полагают, что в прошлом право носило классовый характер, современное право превратилось из орудия классового господства в орудие социальных компромиссов. Общесоциальная сущность права выражается в том, что оно служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а общество в лице государства защищает и гарантирует эту свободу.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права". Ценность какого-либо явления или предмета определяется его способностью выступать средством удовлетворения тех или иных потребностей отдельного человека или общества в целом. Социальная ценность права проявляется в трех аспектах:

  1. Право обладает определенной ценностью, являясь элементом духовной культуры общества (культурная ценность права);
  2. Право является средством удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (социальная ценность права);
  3. Право имеет опреденную ценность для реализации интересов отдельной личности, т.е. закрепляет, гаратирует права и свободы человека и устанавливает режим благоприятствования для его всестороннего развития (индивидуальная ценность права).7

В юридической литературе под ценностью права принято понимать его способность служить целью и средством для удовлетворения основных потребностей и интересов граждан, общества в целом (инструментальная ценность права). Изменение системы социальных ориентиров и потребностей общества обуславливает необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни, в том числе и в праве. Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой – само выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно осуществить необходимые преобразования. Таким образом, инструментальная ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:
  - регулирования общественных отношений - придаёт действиям людей согласованность, упорядоченность, устойчивость, обеспечивает их подконтрольность; право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными;
  - защиты существующего общественного и государственного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

- обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);
  - решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

- определения меры свободы личности в обществе (право, фиксируя
масштабы, границы свободы помогает индивиду их осознать);

- утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом

7 См.: Там же, с. 56-57.

воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

Таким образом, право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.


  1. Принципы права.

Важное значение для правотворческого и правореализационного процессов имеют принципы права, которые воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения.

Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права.

Принципы права обладают наивысшей обобщенностью и в концентрированном виде характеризуют право в целом, отражая объективные закономерности его развития. В них обобщенно выражены характеристики действующего законодательства, определены тенденции его развития и практика его применения. Иными словами, в принципах выражается первооснова права и эталоны для формирования законодательной и правоприменительной практики. Сама система принципов права основывается на цивилизованности общества, действующем законодательстве, научном мировоззрении и правовой культуре общества.9
Принципы права выражают то главное, основное в праве, что должно быть ориентировано, устремлено на его развитие, т.е. они определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих для законодателя. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Таким образом, каждый принцип - это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы

9 Теория государства и права: учебник /кол. авторов; отв. ред. А.В.Малько. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – с.127.

объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.

Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципы права в том виде, в котором они сейчас используются, сформировались в процессе эволюции общества и права. К примеру, равноправие и гуманизм нельзя отнести на более ранние этапы развития человеческого общества, т.к. в государствах того периода времени законодательство выражало принцип сословного неравноправия, активно устанавливало жестокие наказания (членовредительство, клеймение и т.д.).

В научной литературе выделяется большое количество разнообразных принципов права, которые в своей совокупности образуют структурно упорядоченную систему, взаимодействующую с внешней средой по поводу урегулирования социально значимых отношений. Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права.

В юридической науке сложилось деление их на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые. Общеправовые принципы характеризуют всю систему права, межотраслевые – ложатся в основу нескольких отраслей права, отраслевые раскрывают и определяют качественные особенности правового регулирования отдельной отрасли права. 9 Например, равенство сторон, презумпция невиновности, свобода труда – отраслевые принципы, характерные для гражданского, уголовного и трудового права соответственно.

Существование межотраслевых принципов в праве объясняется, прежде

9 См.: Там же, с. 128

всего, необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание обших принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. 8 К примеру межотраслевых принципов можно отнести состязательность процесса, который характерен для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Общие (общеправовые) принципы, в свою очередь, представляют собой исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом. С учетом того, что эти принципы распространяют свое действие на все отрасли права и выступают его первоосновой, кажется целесообразной рассмотрение их более подробно.

Принцип федерализма, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, т.е. в данном государстве существует четкое распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Принцип справедливости. Справедливость одновременно является философской, нравственной, общесоциальной и одновременно юридической категорией. Во всеобщей декларации прав человека справедливость понимается в органическом единстве со свободой, достоинством и неотъемлемыми правами человека, которые отражают основные критерии справедливости. Равенство, уважение прав человека, защита прав и свобод человека, разумность, добросовестность, учет личных, общественных и государственных интересов, охране и защите общественных отношений,

8 См.: Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/principy-prava.html

соответствие правовых норм общечеловеческой морали выступают критериями принципа справедливости. 9

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм»в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Следовательно, этот общеправовой принцип подразумевает уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство. Принцип гуманизма, прежде всего, закреплен в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», а также находит отражение и в других нормативно-правовых актах.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ установлено: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека. 2

Принцип законности подразумевает над собой обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все

2 См.: Там же, с. 239-240.

9 См.: Там же, с. 129.

нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Принцип единства прав и обязанностей, означает наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав).

Обобщая можно сказать, что роль и значение принципов права в правовой системе определяется самой их природой. Принципы права в концентрированном виде выражают содержание права, в силу чего они имеют значение руководящих начал при осуществлении государством (его органами, должностными лицами) правотворческой, правоприменительной деятельности. На основе принципов права создаются нормы права. Последние являются "несущими конструкциями" всей системы права, всего массива норм права. Принципы права могут применяться при решении конкретных юридических дел, например, при необходимости применять аналогию права в качестве средства преодоления пробела в праве. Следует также отметить, что в научной литературе существуют и другие классификации принципов права, но приведенная выше деление прав на общие, межотраслевые и отраслевые является основной.

  1. Функции права.

Сущность и социальное назначение права конкретизируются в его функциях. Однако следует отметить, что в юридической литературе по вопросу о понятии и классификации функций права учеными высказываются различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.).

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права – в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права – это главные направления правового воздействия на общественные отношения, пути влияния на общественные отношения.4

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должны охватывать оба этих аспекта.

Таким образом, под понятием «функции права» следует понимать наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права: историческая цель и служебная роль в жизни общества.

Воздействие права на общественные отношения носит неоднородный характер. С учетом того, что одни отношения право регулирует, другие охраняет, на третьи оказывает только косвенное влияние, выделяют такие понятия как «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Понятие «правовое воздействие» шире по своему объему, т.к. включает в себя и

4 См.: Там же, с. 192

правовое регулирование как воздействие права на отношения между людьми специальными юридическими средствами, и общесоциальное, культурное, воспитательное воздействие, свойственное морали, науке, искусству и праву. Правовое регулирование, следовательно, связано с установлением конкретных юридических прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном поведении, т.е. при его помощи происходит непосредственное регулирование общественных отношений. 9

Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций, вследствие чего важное научно-практическое значение приобретает вопрос об их классификации. 

В юридической литературе принято подразделять функции права на внутренние и внешние. Внутренние функции права – это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права (собственно юридические функции). Внешние функции права находятся как бы за пределами права и характеризуют право как социальный регулятор, т.е. это общесоциальные функции.4

Среди общесоциальных выделяют следующие функции права:

1. Экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности и т.д.).

2. Политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность

4 См.: Там же, с. 193

субъектов политической системы).

3. Культурно-историческая функция - это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей.

4. Воспитательная функция – способность права выражать определенную идеологию, оказывать влияние на сознание и волю людей (связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения).

5. Функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

6. Коммуникативная функция – информирует о возможности того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

На собственно юридическом смысле право выполняет регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция права – это обусловленное его социальным назначением основное направление правового воздействия, заключающееся в закреплении, упорядочивании общественных отношений и оформлении их движения путем дозволений, запретов, обязываний и поощрений.9 Эта функция вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий. В рамках ее выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамичекскую функции права. Первая осуществляется путем установления запретов, предписаний, воздерживаться от посягательств на определенные общественные отношения, вести себя пассивно; таким образом происходит закрепление определенного состояния общественных отношений. 10

Вторая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Здесь

9 См.: Там же, с. 134

10 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – с. 195

правовое воздействие оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике. Оно нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно» данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В содержание охранительной функции права вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе этой функции находятся главным образом запрещающие правовые нормы. Ее содержание включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности.11

В рамках охранительной функции можно выделить такие подфункции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, установление санкций за совершение правонарушений и их информационное воздействие (угроза применения), и информационное

11 Сайт «Правотека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoteka.ru

воздействие со стороны практики применения наказания (взыскания), которые упреждают лица с антисоциальными установками. Иными словами она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

В рамках теории государства и права приводится и другая классификация функций права:

1. основные и иные общие функции права;

2. производные от основных функции права: общие и частные;

3. функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм.

Основанием приведенной выше первой классификации функций права является двуединый критерий, который предполагает выявление степени воздействия права на общественные отношения, характера и цели такого воздействия.

По характеру воздействия на общественные отношения основной среди остальных является регулятивная функция права. Данная функция права состоит в правовом регулировании, общесоциальном, воспитательном и культурном воздействии права на общественные отношения.

Регулятивно-охранительная функция вместе с регулятивно-статической и регулятиво-динамической входит в число общих основных функций права, каждая из которых имеет относительно самостоятельное значение в механизме действия права и является необходимым условием и средством правового регулирования.

Помимо трех общих основных функций права существует еще одну общая, четвертая функция права – воспитательная.

Конкретное содержание рассматриваемой функции составляет именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права, в органической связи с содержанием его основных регулятивных функций. Соответственно эта функция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к труду, закону, нетерпимости к правонарушениям. Тем самым воспитательная функция активно способствует повышению авторитета права и закона, обеспечению незыблемости прав и свобод граждан, преодолению противоречий и сближению права и морали, укреплению законности и правопорядка, формированию правового государства.

Наряду с двуединым критерием разделения функций права, можно выделить и другой критерий, в основе которого лежит сфера регулируемых общественных отношений (вторая классификация). Согласно данному критерию выделяются производные от основных правовые функции, которые, в свою очередь, подразделяются на:

1. Общие, представляющие собой стабильное комплексное приложение основных, собственно юридических функций к однородным крупным, широким сферам общественных отношений (экономическая, политическая, социально-культурная функции).

2. Частные, представляющие собой комплексное приложение основных специально-юридических функций к определенным более или менее широким сферам общественных отношений (экологическая, налоговая и др.).

Согласно третьей классификации, функции права распадаются на:

- функции отраслей права (например, в конституционном праве - функция закрепления прав и свобод человека и гражданина);

-функции правовых институтов (например, в гражданском праве — функция приобретения права собственности; в семейном праве — функция института усыновления (удочерения) и др.);

- функции отдельных правовых норм (например, в конституционном праве — учредительная функция; в особенной части уголовного права — запретительная функция). 12

Все рассмотренные выше функции права в гармоничном взаимодействии друг с другом представляют собой упорядоченную систему и выражают многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

12 Электронная библиотека Библиотекарь.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/32.htm

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и другими отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право.

Обобщая весь изложенный материал, можно утверждать, что в наше время по-прежнему нет определения понятия права, которое было бы общепризнанным. В понятии права должны найти отражение естественно-исторический характер его происхождения, способность права быть масштабом поведения свободных и равных субъектов, таких его свойств как нормативность, общеобязательность, взаимосопряженность заключенных в нем прав и обязанностей, наконец, обеспеченность его реализации возможностью вмешательства со стороны государства.

В каждом варианте современного правопонимания содержатся научные рациональные теоретически обоснованные подходы, расширяющие и усиливающие представления о праве как общественном феномене, важнейшем средстве цивилизованного жизнебытия людей. Право – это одновременно фундамент того, что должен выполнять человек, живущий в обществе, и совокупность правил, регулирующих отношения между людьми. Право – это одновременно моральная и социальная система, а также позитивные юридические правила. Правовая норма, посредством которой находит внешнее выражение юридический порядок и которая, следовательно, выступает всего лишь элементом формы, не может быть отделена от глубинной правовой основы, то есть от оснований и целей юридической системы. Отсюда всякое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена и феномена правовой нормы, глубинной сути и внешней формы. Право как таковое является одновременно продуктом событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного порядка, комплексом внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения. Что касается различных проявлений права, они носят частный характер и выражают в большей или меньшей степени то, что зависит от конкретной юридической системы: либо социальное устройство, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу. Право, следовательно, как отражение наиболее сущностных сторон общественной жизни фиксирует и аккумулирует в себе все те ценностно–регулятивные начала, которые способны направлять поведение людей в нужное русло, обеспечивать их права и свободы, гарантировать достижение ими определенных целей и устремлений.

Роль права в нашей жизни несомненно очень важна. Как отмечал Коркунов Н.М. в своей работе «Значение и сила права лишь в том, что оно сознается отдельными личностями, как должный порядок общественных отношений. Поэтому право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, a субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Нормативно-правовые и иные акты»
  2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Общероссийская справочная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/.

II. «Специальная литература»

  1. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник/ Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
  2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.
  3. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шундиков. – 3-е изд., стер. - . М.: КНОРУС, 2009. – 240 с.
  4. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. / Л.А.Морозова. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 448 с.
  5. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под. ред. Корельского В.М. , Перевалова В.Д. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 570 с.
  6. Теория государства и права: учебник /кол. авторов; отв. ред. А.В.Малько. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 400 с.
  7. Теория государства и права: учебное пособие / под. ред. Е.И.Темнова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 382 с.
  8. Дробязко С.Г., Козлов B.C. Общая теория права: учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomart.ru/library/l0017-0200-1028-03379.html
  9. Электронная библиотека Библиотекарь.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/32.htm

  1. Сайт «Правотека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoteka.ru
  2. Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/sushchnost-prava.html

Исследование и раскрытие понятия права, его сущности и определение его характерных признаков