Развитие формы правления Древнего Рима

PAGE \* MERGEFORMAT 3

  1. Развитие формы правления Древнего Рима

История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из важных этапов всемирной истории. Римское государство занимает в истории правового развития человечества и современной юриспруденции особенное место, как и, собственно, римское право, поскольку именно эта система, ставшая некогда единой для античного мира, легла в основу права многих современных государств. 

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце. Таким образом, история Древнего Рима делится на следующие этапы:

  1. Царский период (754-753 – 510-509 до н. э.).
  2. Республика (509 – 27 год до н. э.)

3. Империя (30-27 г до н. э. - 491 г. н. э.)

- Ранняя Империя Принципат (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.)

- Поздняя Империя. Доминат (193 - 476 гг.)

Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским», который, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Этот период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима.  Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.

Общество, подобное древнеримскому, называют военной демократией. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно

войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.1

Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен), делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов. Таким образом, свободное население Рима насчитывало первоначально 300 родов. Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Род состоял из больших отцовских семей.2 Хозяин (патер) такой семьи занимал главную роль. Семьи, во главе которых стоял патер, получили название патрицианских, а их члены назывались патрициями. Патриции были не только хозяевами земли, но имели право избирать и могли быть избранными во все органы власти. Часть населения Рима, которая происходила из покоренных племен завоеванных территорий или переселилась в город из других мест, называлась плебсом. Плебеи не были членами родовой организации Рима, поэтому они не имели права на надел земли из общинного поля и занимались ремеслом, торговлей. Некоторые плебеи владели небольшими участками собственной земли, добытой разными способами.3 Плебеи были лично свободными, но не имели политических прав и права вступать в брак с представителями патрицианских родов, а также они несли военную службу, платили налоги.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти, состоявший первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение

Народного собрания (первоначально был собранием римских курий). 4 На куриатных собраниях принимались или отвергались новые законопроекты,

__________________________________________________________________

1 История государства и права зарубежных стран. Часть 1.Учебник для вузов. 2-е изд, стер. / под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издат-во Норма, 2001 - с.160.

2 http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DREVNI_RIM.html (Энциклопедия Кругосвет.)

3 http://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira/452-carskij-period-v-istorii-rima.html (Публичная историческая библиотека )

4 См: История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е изд, перераб и доп.. / под ред. проф.К.И. Батыра. – М.: ТК Велби, 2003 - с. 81-82.

избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Главой римской общины, ее гражданским управителем был рекс - царь, который избирался на общем собрании, участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Царь являлся верховным военачальником, жрецом и судьей, при необходимости ему помогали квесторы - должностные лица, осуществляющие суд по делам об убийствах.

С течением времени начинает увеличиваться численность плебеев. Появляются плебеи – богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие и превращаются в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство. 1

Закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связана с реформами рекса Сервия Туллия, в результате которой плебеи были введены в состав римского народа. Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на имущественные разряды. В основе такого

________________________________________________________________________________________

1 См: Там же, с. 162-163.

деления был положен размер земельного надела, которым владел тот или иной человек: обладавшие полным наделом входили в - первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е.

римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество центурий (сотен). 5 Данная реформа имела также большое политическое значение, т.к. центурия после реформы становится не только военной, но и политической единицей. Со включением основной массы плебеев в гражданскую общину народные - собрания по центуриям вытесняют куриатные собрания, которые утрачивают почти всякое значение.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу. Территория города была разбита на 4 округа – трибы, что являлось свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушило общество, основанное на родовом строе, и вместо него создало государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. 4

После устранения должности рекса как главы государства в 509 г. до н.э. Рим стал республиканским. Период республики – период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. В раннереспубликанский период Рим был полисом - гражданской общиной, состоящей из свободных. В V—IV вв.

__________________________________________________________________

4 См.: Там же, с. 83.

5 http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st019.shtml (Сайт «Всемирная история»)

до н.э. римскую республику можно назвать патрицианской, так как все должностные лица избирались только из патрициев. К концу IV в. до н.э. плебеи добились политических прав, и в III в. до н.э. деление римского общества на патрициев и плебеев потеряло политическое значение.

Таким образом, период республики (конец VI в. до н.э. – середина I в.

до н.э.) характеризуется борьбой плебеев и патрициев, завершившейся полным уравниванием в правах этих сословий и слиянием патрицианско-плебейской верхушки. В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского общества: нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами (в отличие от плебеев времен борьбы с патрициями). К негражданам относились сословия вольноотпущенников и рабов.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки

рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. 1 Основными органами власти были: Народные собрания, магистратуры, сенат.

В республиканский период существовало три вида народных собраний:

1. Куриатные - народные собрания по 30-ти родовым куриям. Они обладали формальным правом вручения исполнительной власти магистратам (должностным лицам) и решали некоторые вопросы семейных отношений;

2. Центуриатные - народные собрания, собиравшиеся по военно- политическим подразделениям (центуриям). Они выбирали высших должностных лиц: консулов, преторов, цензоров, решали вопросы войны и мира,

разбирали уголовные дела;

3.Трибутные - народные собрания, собиравшиеся по трибам территориальным округам, на которые делилось Римское государство. Они

___________________________________________________________________________________________

1 См.: Там же, с. 170.

избирали низших должностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа, принимали законы.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.

Важнейшим органом государственной власти в Римской республике являлся сенат. Первоначально сенат состоял из 300, в конце I в. до н.э. - из 600 человек. Сенат комплектовался главным образом из выслуживших свой срок высших римских магистратов, назначали их особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры. Сенат утверждал постановления комиций, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, наблюдал за религиозным культом, определял сроки набора воинов, контингент войска, полномочия военачальников. Сенат оформлял свои решения в форме сенатус-консультов, которыми руководствовались магистраты, хотя они не имели законодательной силы.

Исполнительная власть в Римской республике принадлежала магистратам - должностным лицам, избиравшимся комициями на год. Магистратура была представлена должностными лицами, выполнявшими различные функции управления. Важнейшими принципами были: выборность, коллегиальность, срочность, ответственность перед народом, безвозмездность службы. 6 Магистратуры делились на ординарные (постоянные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились:

1. Два консула - два высших магистрата. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью: они созывали комиции и сенат и исполняли их решения, руководили выборами других магистратов, набирали войско и командовали им. Власть консулов была коллегиальной: один из них мог наложить вето на решение другого.

2. Преторы - высшие магистраты, ведавшие судопроизводством. С 247 г. до н.э. избиралось два претора: городской претор, разбиравший судебные дела среди граждан, и претор перегрин, разбиравший судебные дела между гражданами и негражданами (перегринами).

3. Два цензора - высшие магистраты, проводившие переписи граждан, пересматривавшие списки членов сената, наблюдавшие за поступлением налогов, дававшие на откуп государственные доходы, надзиравшие за поведением и нравами граждан.

4. Народные трибуны - римские магистраты, избиравшиеся с 494 г. до н.э. только из плебеев как защитники их интересов перед патрициями. Народные трибуны обладали правом вето - правом приостанавливать действия и решения магистратов и опротестовывать мнения сената. Особа трибуна считалась священной и неприкосновенной, насилие над его личностью приравнивалось к религиозным преступлениям.

5. Квесторы - низшие из ординарных магистратур. Они заведовали казной, вели финансовые книги доходов и расходов, сопровождали консулов в военных походах, ведали продажей пленных и учетом военной добычи.

6. Эдилы - низшие магистраты, ведавшие благоустройством города Рима. Они организовывали общественные празднества, контролировали снабжение

городов продовольствием и охрану порядка в городе.

Экстраординарные магистратуры, которые создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Риму обстоятельствах. Диктатор - единоличный носитель неограниченной власти, назначавшийся

по рекомендации сената в чрезвычайных ситуациях на срок не более шести месяцев. Начальник конницы - заместитель диктатора, который назначался им самим и выполнял все его поручения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

6 Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебно-практическое пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. – с. 24.

Республиканский период истории Древнего Рима характеризуется почти непрерывными войнами. Территория, которой владел Рим, все время увеличивалась, а его могущество росло. Следствием военных успехов Рима, захвата новых территорий явилось резкое увеличение числа рабов. Развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий.

Главной причиной падения республики являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.

Кризис рабовладения, конфликт между центром и провинциями, грандиозные восстания рабов (в Сицилии и под руководством Спартака) привели в I в. до н.э. к падению республики в Риме. Империя (монархия) стала той формой государственной власти, с помощью которой рабовладельцы надеялись удержать свое господство. 6

Принципат - форма правления в Древнем Риме при которой формально сохранялись республиканские учреждения: Собираются Народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но реально вся власть принадлежала императору-принцепсу, который соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских

____________________________________________________________________________________________________________________6См: Там же, с. 24, 27.

магистратур. Как цензор – он комплектует сенат, как трибун – отменяет по своей воле действия любого органа власти, как консул и диктатор – определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления, командует армией и т.д. 4 Ему присваивается титул “август” (“возвеличенный божеством”). Составными частями системы управления принцепса становятся: “совет друзей”, развившийся в постоянный орган– консилиум, особая казна – фиск, несколько канцелярий, назначаемые принцепсом многочисленные чиновники. Опорой его власти становится постоянная армия, и, прежде всего, гвардия преторианцев, несшая охрану

принцепса. Глава преторианцев – префект претория становился доверенным лицом принцепса. В то время как республиканское управление приходит в упадок, аппарат принцепса непрерывно растет и усиливается, и республиканское прекрытие вскоре становится уже ненужным.

Период 193-284 гг. часто именуется историками временем кризиса III в. По существу, это был кризис рабовладельческого строя. Владение землей все

более переходило к провинциальной знати, а основной рабочей силой становились колоны - мелкие арендаторы земли. Начинало преобладать натуральное сельское хозяйство. Кроме того, в Империи отсутствовало национальное единство. В это же время начинается вторжение варваров в пределы империи.

В конце III в. разные слои господствующего класса Римской империи, напуганные экономическим кризисом и вторжениями варваров, временно сплачиваются вокруг императора власти. В III – V вв. н.э. утверждается новая форма– доминат (от нового наименования императора “доминус” – “господин”). Старые республиканские учреждения теряют силу, исчезают. Все управление сосредотачивается в руках императора, власть которого рассматривается теперь как божественное установление. Среди ведущих учреждений периода домината можно выделить государственный совет–

__________________________________________________________________

4 См: Там же, с. 94.

консисторию, финансовое ведомство, военное. Создается разветвленный государственный аппарат с массой чиновников: исключительных, благородных, сиятельных. Среди них устанавливается строжайшая иерархия. К числу высших сановников можно отнести квестора священного дворца (главу консистории), магистра должностей, начальника священной опочивальни. Сенат сохранился, но роль его совершенно незначительная. Магистраты превращаются в почетные звания. В395 г. империя разделяется на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе). Каждая из них возглавляется императором – августом, который назначает себе помощника– цезаря.

Серьезные изменения происходят в местном управлении. Вводится

единая система административного деления: префектура, диоцез, провинция. Каждой провинцией руководил наместник, опиравшийся на свой бюрократический аппарат. Важнейшей функцией наместников стал сбор налогов. Высшая гражданская власть в префектуре принадлежала префекту претория, которому подчинялись викарии диоцезов и президы провинций. Префекты подчинялись непосредственно императору. Военных функций они не имели, так как гражданская власть была окончательно отделена от военной. В этот период реорганизуется полиция. Армия окончательно превращается в постоянное, профессиональное войско со строжайшей дисциплиной, особыми привилегиями. Несмотря на все эти меры, Рим из кризиса не вышел. В476 г. под непрерывным напором варваров Западная Римская империя пала.

____________________________________________________________

7См: Там же, с. 29.

  1. Ограничение королевской власти по Великой хартии вольностей 1215г.

К нач. XIII в. в Англии складываются объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства – монархии с сословным представительством. Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих классов. В связи с этим признание права сословий участвовать в решении важных политических и финансовых вопросов происходило в Англии в ходе острых социально-политических конфликтов.

Данный конфликт закончился принятием Великой хартии вольностей в 1215 г. Великая хартия вольностей сыграла важную роль в английской истории. Она способствовала складыванию английской сословной монархии (начиная с 1297 г. все очередные подтверждения Великой хартии вольностей дополнялись новыми, более актуальными политическими статьями).

Из всех статей Хартии, регулирующих отношения английского монарха с его подданными, 30 статей выражали интересы баронов, 7 – рыцарства и фригольдерской верхушки, 3 – горожан. Хартия по форме выглядела как договор между королем и пэрами, светскими и духовными представителями. 7

Все эти статьи можно разделить на три основные группы:

1) Статьи, отражающие материальные интересы разных социальных слоев;

2) Статьи, претендующие на установление новых политических порядков, в частности на ограничение королевской власти – так называемые конституционные статьи;

3) Статьи, подтверждающие ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов, а также пресекающие злоупотребления королевского аппарата в центре и на

__________________________________________________________________

7 История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. / Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. – М.: Евразийский открытый институт, 2007. – с. 87.

местах.

Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение. Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Так, ст.2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст.4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст.44, 47, 48). 1

Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. По Хартии «щитовые деньги» и пособия могли теперь взиматься королем только по общему согласию Совета королевства. В статье14 Хартии записано: «А для того, чтобы иметь этот общий Совет королевства при обложении пособием или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим сзывать архиепископов, епископов, аббатов, графов». Тем самым ставилось препятствие против злоупотреблений короля. Порядок взимания пособия для выкупа из плена короля, для возведения первородного сына в рыцарское

достоинство, выдачи замуж старшей дочери монарха сохранялся прежний, но сумма такого пособия должна была быть умеренной. 7

Вместе с тем некоторые постановления Хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее

____________________________________________________________

7 См.: Там же, с. 88

привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

Интересы рыцарства в наиболее общем виде были выражены в ст.16 и 60, где говорилось о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами. В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большом размере, чем тот, который следует по обычаю.

Хартия подтверждала древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, вести торговлю без каких-либо стеснений. В хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов. «Одна мера вина пусть будет по всему нашему королевству, и одна мера пива, и одна мера хлеба, именно лондонская четверть, и одна ширина крашеных сукон и некрашеных и сукон для панцирей, именно два локтя между краями; то же, что о мерах, пусть относится и к весам…».

Статья 39 положила начало свободе личности: ни один свободный человек не мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или покровительства законов, изгнан или подвергнут иной каре иначе, как по суду равных ему и согласно законам страны. Статья 20 ограничивала размеры административных штрафов: свободному человеку сохранялась собственность в размере, необходимом для сохранения социального статуса, при взыскании этих штрафов товар купца и инвентарь виллана объявлялись неприкосновенными. Свободным крестьянам было обещано не обременять непосильными поборами, не разорять штрафами.

Статья 17 разрывает связь между отправлением правосудия и личностью короля, постановляя, что общие тяжбы будут разбираться и решаться в определенном раз и навсегда месте (Вестминстере), а не будут следовать за королем. Дела о преступлениях, относящихся к исключительной компетенции коронного суда, не должны впредь решаться шерифами, коронерами и другими чиновниками короля (ст. 23). Такие дела должны рассматривать исключительно судьи королевства Англии. Тем самым судебная власть отделялась от администрации. Это был зачаток разделения властей.

В ст. 36 король обещал, что впредь не будет брать в его канцелярии за приказ, предписывающий расследование дела человека, арестованного по обвинению в преступлении, и не будет отказывать в просьбе выдать такой приказ. Здесь речь идет о фиксации важного процессуального средства защиты заключенного, иногда совершенно невинного, от произвола, которое дает ему определенную гарантию на относительно скорый разбор его дела, предотвращает грозившую опасность месяцы и годы ждать судебного приговора. 7

Особую известность получила ст. 39 Хартии. Она гласила: "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны". Таким образом, она запрещала арест-, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или "обездоливание каким-либо образом" свободных людей иначе, как по законному приговору равных или по закону страны. Идея законности четко фиксировалась и в ст. 40: «Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их». 8

Многие англичане считали, что статьи 39 и 40 Хартии доставили ей неувядаемую славу на протяжении веков; их с благословением перечитывали, как святое письмо, видя в них торжественную юридическую формулировку принципа гражданской свободы, открытой всякому

_____________________________________________________________

7 См: Там же, с. 89

8 http://lib.ru/INOOLD/ENGLAND/hartia.txt ( Электронная библиотека)

цивилизованному человеку, гарантию от административного произвола и беззакония. Вероятно, нельзя принижать огромной исторической роли этих статей, как знамени, объединившего англичан в их в борьбе за свободу своей страны, за лучшие формы политического существования.

Учитывая роль церкви в этом конфликте, король был вынужден в первой же статье Хартии подтвердить ее исконные свободы и привилегии. Особое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст.18 - 20, 38-40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах.

В Хартии сделана попытка установить определенные политические механизмы, гарантии, которые могли бы воспрепятствовать ее нарушению в дальнейшем и возвращению к прежней политике королевской администрации. Иногда эти гарантии именуются "конституционными статьями" Хартии. В ст.61 предусматривается учреждение комитета из 25 баронов с определенными контрольными функциями в отношении короля. 1

Значение Хартии в государственно-правовой истории Англии огромно. В историю Великая хартия вольностей вошла как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.

Значение этого документа наиболее ярко проявилось в последующие эпохи, но с самого своего появления Хартия была символом протеста

_____________________________________________________________

1 См.: Там же, с. 347.

народа против притеснений власти, и каждое последующее поколение использовало её как гарантию соблюдения прав личности. Отойдя от реальной исторической почвы, на которой Хартия взросла и утвердилась, возникает своеобразный идеологический феномен: история Хартии становится историей ее истолкований, преследующих политические цели. Среди историков и государствоведов до сих пор нет единого мнения относительно оценки Великой Хартии Вольностей 1215 года.

Историки Д.М. Петрушевский и Р.Ю. Виннер усматривают в Хартии победу феодальной реакции. Благодаря опережающим время идеям, заложенным в Великой Хартии Вольностей 1215 года, она положила начало развитию законодательства о правах человека. Другие важнейшие документы, связанные с правами и свободами личности в Англии, основывались на тексте и главной идее Великой Хартии Вольностей: "ни один свободный человек не может быть подвергнут аресту или преследованию иначе как на основании решения суда". В государствах англо-саксонской системы права эти документы до сих пор используются в судебной практике, а в США и федеральная, и местные Конституции содержат идеи и цитаты из Великой Хартии Вольностей.

  1. Билль о правах 1791г.

Оригинальный текст федеральной Конституции США не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, хотя в некоторых из них в основном содержались отдельные предписания. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромное недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июле 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции, по предложению Д.Медисона были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определения правового статуса американского гражданина.9

Билль о правах - основной юридический документ, гарантирующий личные политические права и свободы граждан США. Положил конец концепции божественного происхождения власти короля и правительства, характерной для раннесредневековой Европы и эпохи абсолютизма.

Провозглашенные в билле права и гарантии были существенно уже того, что заключалось в конституциях большинства штатов, однако они были всеобщими и создавали высокую для XVIII в. степень общегосударственного демократизма. Поправки имели еще как минимум двойную цель: они создавали сферу общефедерального контроля и законодательства в отношении гражданских прав и свобод, во-вторых, впервые в сфере политического законодательства они были построены как запреты и ограничения, налагавшиеся, в том числе и на законодателей.

Первые десять поправок не были однородными по своему назначению и не всегда имели отношение к уточнению гражданских прав и свобод. Последняя из них говорит о том, что остаточные полномочия осуществляются штатом и народом, его населяющим. Девятая поправка

__________________________________________________________________

9 История государства и права зарубежных стран. Часть 2.Учебник для вузов. 2-е изд, стер. / под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издат-во НОРМА-ИНФРА, 1998 - с.37-38.

содержит оговорку о том, что имеющийся теперь в Конституции перечень прав не ущемляет других прав, которые уже признаны или будут признаны за гражданами в неопределенном будущем. Третья поправка регулирует такое редкое ныне для конституций дело, как порядок принятия солдат на постой в мирное или военное время (дело это считалось важным с точки зрения соблюдения прав граждан на неприкосновенность их жилища). В остальных семи поправках речь шла о конкретных гражданских правах и свободах, которые гражданину в принципе необходимы для нормальной, т.е. безопасной и нестесняемой, жизни в государственно организованном обществе и для соучастия в делах и заботах государства.

Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний. Так, поправка I говорит о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями: "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб". 10

Сохранение свободы вероисповедания (религиозной) было и является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом гражданских прав. Чтобы избежать вмешательства в свободу вероисповедания и одновременно сохранить совместимость с основными причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой либо определенной религии.

На первой поправке и до сих пор базируются основные права граждан

____________________________________________________________

10 http://www.grinchevskiy.ru/17-18/bill-o-pravah.php (сайт «История США в документах»)

и политических объединений - партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ — хранить и носить оружие. Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; она утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещая обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии «основательных причин». 11 Эти положения, осуществляемые посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы - свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, - являются существенными элементами свободного общества. Эти меры защиты частной жизни обычно объединяются под термином "гражданские свободы".

5-я поправка вводит суд присяжных, провозглашая, что «никого нельзя принудить при каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства».

Поправки 6, 7 и 8 посвящены процессуальным принципам и гарантиям судопроизводства, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Согласно поправки 6 все уголовные дела рассматривал суд присяжных.

_____________________________________________________________

11 http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=615898 Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Обвиняемый имел право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть советам адвоката. 4

Поправка 7: "Во всех исковых производствах, основанных на общем праве, где оспариваемая цена иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных; ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего нрава".

Поправка 8: "Не должны требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрезмерные штрафы либо назначаться жестокие и необычные наказания". 10 На основании 8-й поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям».

9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут. Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав.

Поправка 10 вообще не касалась гражданских прав: "Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми ею не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом". Согласно 10-й поправке, права штатов, не переданные федеральному правительству, неприкосновенны. Сторонники суверенитета штатов, в частности, в период Гражданской войны США, часто опирались на 10-ю поправку. В 1941 Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом. 11

В сочетании с этими поправками Конституция США приобрела еще большую направленность. Был создан, как показала последующая история,

______________________________________________________________

4 См: Там же, с. 266.

10 См: Там же.

11 См: Там же.

наиболее оптимальный вариант государственного строя для США.

Необходимо отметить, что стремление составителей Конституции 1787 г. обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:

1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;

2. В Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в.)

Принятие Билля о правах явилось несомненной победы американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актах Конгресса.9

Таким образом конституция 1787 года и "Билль о правах" впервые в истории человечества закрепили представительную демократию, принцип разделения властей, принцип федерализма, а так же демократические права и свободы человека и гражданина. Основной закон США оказал большое влияние на развитие конституционализма в других странах и развития идей правового государства. Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

_____________________________________________________________________________________19 См: Там же, с. 38.

Список использованной литературы:

  1. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4-е изд, перераб и доп.. / под ред. проф.К.И. Батыра. – М.: ТК Велби, 2003-496с.
  2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1.Учебник для вузов. 2-е изд, стер. / под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издат-во Норма, 2001 - 624 с.
  3. История государства и права зарубежных стран. Часть 2.Учебник для вузов. 2-е изд, стер. / под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издат-во НОРМА-ИНФРА, 1998 - с.37-38.
  4. Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебно-практическое пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. – 305 с.
  5. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. / Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. – М.: Евразийский открытый институт, 2007. – 198 с.
  6. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DREVNI_RIM.html (Энциклопедия Кругосвет.)
  7. http://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira/452-carskij-period-v-istorii-rima.html (Публичная историческая библиотека )
  8. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st019.shtml (Сайт «Всемирная история»)
  9. http://lib.ru/INOOLD/ENGLAND/hartia.txt ( Электронная библиотека)
  10. http://www.grinchevskiy.ru/17-18/bill-o-pravah.php (сайт «История США в документах»)
  11. http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=615898 (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)

Развитие формы правления Древнего Рима