А. С. Пушкин «Повести Белкина»


Материалы для игры «Что? Где? Когда?». 6-й класс

В современной педагогике большое значение придаётся использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых технологии активного обучения занимают особое место, поскольку позволяют вовлечь учащегося в процесс глубокого, вдумчивого постижения учебного материала.

Целью данного урока-игры является обобщение и закрепление историко-литературных и теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения прозаического цикла А. С. Пушкина «Повести Белкина».

Задачи урока-игры. Проверить уровень усвоения изученного материала, актуализировать и структурировать его в сознании учащегося, создавая основу для последующего изучения творчества Пушкина и истории русской литературы в целом.

План игры

Сценка-вопрос, поставленная каждым классом по одной из повестей.

Конкурс 1

Задание. Восстановить названия произведений А. С. Пушкина. Баллы — по количеству угаданных произведений.

Игра со зрителем «Отгадай слово» по модели «Поля чудес» (пока команды работают с заданием конкурса 1). За каждое отгаданное слово команда класса получает три балла, если отгадали только после открытия букв, то один балл.

Конкурс 2. Имена героев «Повестей Белкина» (команды тянут билеты с названиями).

Конкурс 3. «Чёрный ящик».

Конкурс 4. Блиц для каждой команды (команды по очереди отвечают на восемь вопросов). За каждый правильный ответ один балл.

Конкурс 5. «Угадай отрывок» (необходимо назвать повесть и имена героев). Один-два балла.

Конкурс 6. «Чёрный ящик».

Конкурс 7. «Воспроизведение».

Игра со зрителями «Кто? Что? Где? Откуда?» (пока команды работают с заданием конкурса 7).

Конкурс 8. «Чёрный ящик».

Блиц со зрителями.

Материалы для проведения игры

Конкурс 1

Задание. В предложенном тексте есть слова, входящие в названия или первые строки известных вам произведений А. С. Пушкина. Выявите и запишите их.

Ночью мне приснилось, что я поймал огромного окуня, поэтому сегодня я окончательно решил во что бы то ни стало отправиться на рыбалку. Рыбак из меня вообще-то никудышный, но уж слишком замечательной и славной была осенняя погода. Небо дышало свежестью. Рощи в мёртвой тишине отряхали с веток пожелтевший груз листьев. Только у воды, у самой излучины реки, сидела прекрасная девушка в сарафане и с корзинкой грибов.

Вдруг тишину вспугнул прозвучавший в роще одинокий выстрел. И сразу пробудилась природа. Неизвестно откуда набежавший ветер взметнул в воздух ворох разноцветных листьев. Вскоре из леса вышел охотник и направился к станции.

Я тоже побежал домой и застал сестру за её любимым занятием: она сидела перед зеркалом и любовалась собой. В комнату вошла мама и удивилась царящему в ней беспорядку: “Вам что, работник нужен?”

Ответы

    «Сказка о рыбаке и рыбке» “Уж небо осенью дышало…” “Октябрь уж наступил…” “У лукоморья дуб зелёный…” «Барышня-крестьянка» «Выстрел» «Метель» «Станционный смотритель» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде»

Всего 10 произведений. По баллу за каждое угаданное.

Конкурс 2

Задание. Команды по очереди называют героев доставшейся им «Повести Белкина».