Налоговое планирование
1.Понятие налогового планирования, его сущность и сфера применения в организации. Налоговое планирование это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов. Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика. Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок. Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства. Составными частями (этапами) НП являются: определение главных принципов; анализ проблем и постановка задач; определение основных инструментов, которые может использовать организация; создание схемы; осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой. |
2.Правовое обеспечение налогового планирования в организации. Правовой базой для налогового планирования являются следующие нормативно-правовые акты: Законодательно-нормативные документы Гражданский кодекс РФ. Часть I. 30.11.94 г. с доп. и изменен. Гражданский кодекс РФ. Часть II. 8.02.96 г. с доп. и изменен. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. Федеральный закон РФ от 31.07.98 г. № 147-ФЗ с доп. и изменен. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон РФ от 5.08.00 г. № 117-ФЗ с доп. и изменен. Закон РФ 13.12.91 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с изменениями и дополнениями. Закон РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с изменениями. Закон РФ от 30.12.01 г. № 195-ФЗ "Кодекс РФ об административных правонарушениях". Приказ Минфина РФ от 9.12,98 г. № 60н "Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации". Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ". Приказ Минфина РФ от 6.05.99 г. № 32н "Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" с изменениями и дополнениями. Приказ Минфина РФ от 6.05.99 г. № 33н "Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" с изменениями и дополнениями. Приказ Минфина РФ от 16.10.0 г. № 91н " Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов". Приказ Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н "Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств". Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н "Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов". На основе этих документов происходит регулирование налогового планирования на всех уровнях. |
3.Принципы налогового планирования в организации. Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием. Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц. Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы. Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д. Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным. Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование - не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект. |
4.Виды и способы налогового планирования в организации. Виды налогового планирования: В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование. В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным. В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным. Долгосрочное налоговое планирование использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Элементы данного вида планирования: выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов; выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры. Текущее налоговое планирование совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. Элементы текущего планирования: использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства; использование оптимальных форм договоров; разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения. В основе минимизации налогов лежит прежде всего использование пробелов налогового законодательства. Они возникают из-за несовершенства юридической техники и устраняются при внесении необходимых поправок в текст закона либо официальным толкованием неточных или двусмысленных формулировок.Налоговое планирование с использованием пробелов не может быть долговременным. Это наименее квалифицированный способ минимизации налогов. Долговременное налоговое планирование, особенно в международном масштабе, проводится с использованием других способов. Возможность минимизации налога на долговременной основе обусловлена рядом факторов. Во-первых спецификой объекта налогообложения. Например, законодательство в большинстве стран не облагает налогами доходы, вложенные в государственные ценные бумаги, что создает возможность экономить на уплате налогов. Во-вторых спецификой субъекта налога. Примером может служить существующий в ряде стран принцип семейного налогообложения, в основе которого лежит разделение подлеж ащего обложению налогом дохода на равные части между супругами1. В качестве другого примера можно привести особое регулирование, применяемое в ФРГ к коммандитному (смешанному) товариществу2. Несмотря на то что такое товарищество признается юридическим лицом, оно не является плательщиком налога на прибыль предприятий (в Германии такой налог называется налогом на доходы корпораций), а в случае использования в качестве комплементария (полного товарищества) общества с ограниченной ответственностью получившееся таким образом коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью будет нести также незначительную ответственность по гражданско-правовым обязательствам общества. В-третьих, определенные возможности для минимизации налога предоставляет метод налогообложения. Прогрессивное налогообложение иногда дает налогоплательщику значительные преимущества по сравнению с пропорциональным, а кадастровое налогообложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции. |
5.Стратегическое и тактическое налоговое планирование в организации. Налоговое планирование в стратегическом или тактическом плане является наивысшим этапом налогового планирования на предприятии. Если рассматривать этот вопрос с практической точки зрения, то налоговое планирование представляет собой оптимизацию предприятия. Конечным результатом данного процесса должен явиться налоговый план, целью которого является достижение стратегических целей предприятия, так как налоговое планирование призвано определить будущие перспективы предприятия в налоговом аспекте. Налоговое планирование имеет основу для определения стратегических целей, которые влекут за собой принятие определенных управленческих решений. Любая налоговая стратегия имеет под собой основу в виде налоговой идеологии, которая представляет систему принципов управления налоговыми платежами. Процесс стратегического налогового планирования базируется на нескольких основных этапах. 1. Определение периода налоговой стратегии. Налоговое планирование в какой-то степени легко при достаточной информированности развития экономики, перспектив этого развития. Основой для определения периода налогового планирования служит отраслевая принадлежность, специфика предприятия. 2. Мероприятия по изучению внешних налоговых факторов и налоговой политики государства. Полный и точный анализ ситуации налогового законодательства дает возможность прогнозировать изменения этой среды в будущем. Налоговое планирование это неотъемлемая часть финансового планирования в целом. 3. Определение стратегических целей касательно налоговой политики предприятия. Главная цель любой деятельности это максимизация прибыли. Главная цель любого планирования это минимизация рисков и получение максимального финансового результата. Налоговое планирование также преследует цель повышения благосостояния собственников компании, повышение уровня рентабельности. Эффективная система налогового планирования должна обеспечивать необходимое наличие ресурсов и наиболее эффективное использование средств и капитала компании. 4. Определение целей налогового планирования в конкретном плане по периодам. Здесь рассматривается взаимосвязь и динамичность показателей налогового планирования, их взаимодействие и направленность. 5. Определение налоговой стратегии в зависимости от принадлежности к той или иной сфере. Этот этап считается самым ответственным. Планирование в зависимости от аспектов носит многоуровневый характер. 6. Разработка мероприятий организационно- экономического и экономически-правового плана, призванных к обеспечению налоговой стратегии. На данном этапе предусматривается выделение центров финансовой ответственности и анализ обычаев делового оборота и судебных прецедентов, прогноз налоговых обязательств, разработка финансовых схем и схем материальных потоков, формирование графика исполнения налоговых обязательств и т. д. 7. Анализ эффективности разработанной налоговой стратегии. Это заключительный этап стратегического налогового планирования на предприятии. На данном этапе происходит согласование налоговой стратегии со стратегией предприятия, с изменениями внешней среды, анализируется сбалансированность и реальность исполнения, уровень рисков. Кроме того, рассматривается результативность налоговой стратегии, которая просчитывается на основании прогнозных показателей. Согласно Налоговому кодексу РФ любое предприятие в обязательном порядке должно вести учет доходов и расходов. Вот почему налоговый контроль, а следовательно, и налоговое планирование имеют важнейшее значение для деятельности любой компании. |
6.Система аналитических показателей, используемых в налоговом планировании в организации. В процессе финансового анализа используют систему оценочных показателей. Их можно систематизировать по определенным признакам: - исходя из положенных в основу измерителей стоимостные и натуральные; - в зависимости от того, какую сторону явлений и операций они измеряют количественные и качественные; - исходя из применения отдельно взятых показателей или их соотношений объемные и удельные. К удельным показателям относят финансовые коэффициенты, которые широко применяют в аналитической работе. В состав показателей каждой группы входит несколько основных общепринятых параметров и множество дополнительных, определяемых исходя из целей анализа. Наибольшее распространение получили пять групп финансовых показателей. 1. Показатели финансовой устойчивости. 2. Измерители платежеспособности и ликвидности. 3. Показатели рентабельности (доходности). 4. Параметры деловой активности. 5. Показатели рыночной активности. По показателям финансовой устойчивости собственники и руководство предприятия могут установить допустимые доли собственных и заемных источников финансирования активов и соотношение между ними. Кредиторы предпочитают выдавать кредиты коммерческим организациям, у которых доля заемных средств в финансировании активов невелика (менее 50 %). Условием финансовой устойчивости предприятия служит приемлемое значение показателей платежеспособности и ликвидности. Они выражают его способность погашать краткосрочные обязательства быстро реализуемыми активами. Показатели рентабельности позволяют получить обобщенную оценку эффективности использования активов (имущества) и собственного капитала предприятия. Параметры деловой активности также предназначены для оценки эффективности использования активов и собственного капитала, но с позиции их оборачиваемости. В группу показателей, характеризующих рыночную активность предприятия, входят параметры, выражающие стоимость и доходность его акций на фондовом рынке. Коэффициенты рыночной активности соотносят рыночную цену акции с ее номинальной стоимостью и доходом на акцию. Они позволяют дирекции и собственникам акционерной компании оценить отношение инвесторов к ее текущей и будущей деятельности. Приведенные в этой таблице показатели могут быть использованы внешними пользователями бухгалтерской отчетности: инвесторами, акционерами, кредиторами и другими контрагентами. Для предварительной оценки финансового состояния предприятия вышеприведенные параметры целесообразно разделить на две группы, имеющие между собой качественные различия. В первую группу входят показатели, для которых определены нормативные значения (коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости). При этом как снижение значений параметров ниже нормативных, так и превышение, а также их движение в одном из названных направлений следует трактовать как ухудшение финансового состояния предприятия. Во вторую группу входят ненормируемые показатели (коэффициенты рентабельности и оборачиваемости активов и собственного капитала), которые обычно сравнивают в динамике за ряд периодов или со значениями этих же показателей на аналогичных предприятиях. По данной группе показателей целесообразно опираться на изучение тенденций их изменения и устанавливать улучшение или ухудшение значений этих параметров. 7.Этапы и сроки налогового планирования на микроуровне. Налоговое планирование сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа. На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п. На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица. Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п. На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода. Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке. |
8.Налоговая нагрузка организации и методы её расчета. Налоговая нагрузка это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010). Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности. Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т. д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки. Налоговые органы считают налоговую нагрузку очнь просто и усредненно путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. Но есть и другие методы. Например, можно уточнить методику ФНС России и получить более совершенную формулу: Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов. При применении каждой методики возникает масса спорных вопросов. Например, следует ли включать в налоговую нагрузку косвенные налоги или НДФЛ. Попробуем выделить несколько интересных методик. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации: НН = (НП / (В + ВД)) 100 %, где НН налоговая нагрузка на предприятие; НП общая сумма всех уплаченных налогов; В выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД внереализационные доходы. К сожалению, данный расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика Методика 2. Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова в статье «Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты., согласно которой: сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей; в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи; сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации; сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации. По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом АНН = НП + ВП + НД, где АНН абсолютная налоговая нагрузка; НП налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД недоимка по платежам. Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты. И подобные методики. |
9.Применение методов планирования налоговых обязательств для оптимизации налоговой нагрузки организации. Планирование налоговых обязательств на предприятии осуществляется посредством воздействия на элементы налога: субъект налогообложения, налоговую базу, налоговые льготы, срок уплаты налога |
10.Учетная политика организации как инструмент налогового планирования. Основным документом по учётной политике является Положение по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организаций" ПБУ 1/98. Данное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придание гласности) учётной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций). Согласно ПБУ 1/98 под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Положение распространяется: - в части формирования учётной политики на организации, независимо от организационноправовых форм; - в части раскрытия учётной политики на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. Учётная политика совокупность способов ведения бухгалтерского учёта первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности». В соответствие с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности. За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся: допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций; допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке; допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому; допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. |
11.Налоговое планирование как функция финансового менеджмента, ее содержание и закрепление за структурами организации. Тема денежных отношений, которая связана с формированием, использованием и регулированием ресурсов организации. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Одним из эффективных методов является применение теста Хаскеля, позволяющего в короткие сроки выявить слабые стороны в финансовом менеджменте. Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления Налоговое планирование это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Налоговое планирование выступает функцией финансового менеджмента и обеспечивает базу для создания максимально эффективной системы управления организацией. |
12.Информационное обеспечение налогового планирования в организации. Основой информационного обеспечения исполнения обязанности по уплате налога являются данные бухгалтерского и налогового учета. Взаимодействие этих видов учета может быть представлено следующими моделями: 1) налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета; 2) налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения; 3) показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются на основе данных налогового учета1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1. Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Налоговый учет это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Налоговый учет официально введен в Российской Федерации с 1 января 2002 г. в отношении налога на прибыль организаций. Его назначение обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет этого налога. Такой вид учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 НК РФ, и охватывает первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы. Налогоплательщики производят расчет налоговой базы на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете. 1 На практике применяются разные модели. Так, например, для исчисления налога на имущество организаций требуются только данные бухгалтерского учета, для расчета налога на прибыль организаций данные налогового учета. |
13.Налоговый мониторинг в организациях: сущность и содержание. Важной компонентой деятельности налоговых органов должно быть антикризисное влияние на экономические процессы. Для этого необходимы сбор и обработка соответствующей экономической информации, что предполагает разработку системы приемов и методов. Одним из таких методов является налоговый мониторинг как комплекс системных наблюдений, оценок и прогнозов качественных изменений в социально-экономической ситуации на конкретной территории, что связано с выделением антикризисной деятельности как особого направления работы налоговых органов. На основе трудов отечественных исследователей в области формирования систем наблюдения за развитием социально-экономических процессов автором разработаны концептуальные подходы и методическое обеспечение антикризисного налогового мониторинга, главная цель которого - обеспечение налоговых органов полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в налоговой сфере, о состоянии и изменении налогового потенциала региона. Антикризисный налоговый мониторинг включает: организацию наблюдения и получения достоверной информации о налоговой сфере и основных экономических процессах региона; оценку и системный анализ налоговой информации, выявление причин, вызывающих те или иные кризисные явления в экономике; анализ текущих тенденций в экономике региона, в финансово-кредитной и социальной сферах, выявление информационных взаимосвязей между макроэкономическими показателями, характеризующими состояние и тенденции развития экономики; рганизацию системы анализа отчетной информации субъектов хозяйствования, установление информационной связи между ними и параметрами экономической статистики; прогнозирование и моделирование изменения налогового потенциала региона; подготовку рекомендаций, направленных на преодоление кризисных процессов в регионе, и доведение их до соответствующих органов управления. Предложенная нами методика расширенного налогового мониторинга построена в развитие принципиальных подходов, представленных в "Методических рекомендациях проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов"(1 Методические рекомендации проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов. Приказ ФНС России от 23 июля 2009 г. NMM-8-l\24gsn@). Основной ее целью является внедрение в практику налоговых органов механизма наблюдения, диагностики и анализа, позволяющего определять области риска образования кризисных ситуаций и оценивать угрозы их возникновения на основе среднеотраслевых индикаторов для принятия антикризисных управленческих решений органами государственного регулирования. Проведение полного и налогового мониторинга информационно обеспечивают современные формы бухгалтерской и налоговой отчетности. Основные методические элементы во взаимосвязи с мониторингом налоговых рисков, проводимого фискальными органами, нами представлены следующим образом. Индикаторы мониторинга представлены шестью оценочными группами: оценка рыночной эффективности предприятия; оценка устойчивости предприятия; оценка эффективности использования активов предприятия; оценка структуры затрат; оценка использования труда; оценка налоговой нагрузки. Новизна представленной методики - в диагностических оценках расчетных показателей, в масштабах и способах подсчета. Рассмотрим содержание каждой группы индикаторов, способов расчета, наблюдения с целью выявления диагностируемых угроз. |
На уровне оперативного налогового планирования оптимизация условий хозяйствования группы организаций заключается в определении наиболее эффективных с точки зрения налогообложения форм и условий осуществления текущих операций, а также рациональных направлений размещения активов и прибыли. Определение наиболее эффективных с точки зрения налогообложения форм и условий осуществления текущих операции. Этот этап предусматривает анализ возникающих налоговых последствий по текущим хозяйственным и финансовым операциям на стадии заключения договоров. Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления. От того, как изложены те или иные условия соглашения, во многом зависит величина налоговых обязательств. В силу ст. 422 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) договор (или соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей) должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае договор является недействительным. Статья 421 ГК РФ закрепляет принцип свободы договора. Участники гражданских отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, они вправе заключать как предусмотренные ГК РФ, так и не поименованные в нем договоры, выбирать вид договора, его условия, в том числе способ обеспечения исполнения договора, свободно выбирать контрагента, в любое время соглашением с контрагентом изменить или расторгнуть договор. Таким образом, соблюдая требования закона к форме и содержанию договора или императивные нормы (предписания закона, которым договор должен соответствовать в обязательном порядке), организации свободны в формировании условий договора, не являющихся обязательными, сообразно конкретной хозяйственной ситуации. Хозяйственные операции, по-разному оформленные с точки зрения гражданского законодательства, естественно, неодинаково отражаются в бухгалтерском и налоговом учете и вызывают различные налоговые последствия. С точки зрения налоговых последствий виды хозяйственных договоров можно классифицировать как благоприятные, неблагоприятные и нейтральные. К благоприятным относятся договоры, исполнение которых влечет положительные в плане налогообложения последствия для хозяйствующего субъекта. Это договоры, по которым нормативными актами, регулирующими порядок налогообложения, предусмотрены льготы или особые условия налогообложения (договор простого товарищества, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договор займа, договор подряда), а также договоры, платежи по которым признаются расходами для целей исчисления налога на прибыль (договоры аренды с юридическим лицом, страхования и др.). Применение благоприятных хозяйственных договоров эффективно только в том случае, если соблюдаются все необходимые условия, предусмотренные законодательством, или императивные нормы. Нарушение в договоре этих предписаний рассматривается как противоречие договора действующему законодательству. Договор, не отвечающий императивным нормам, юридически ничтожен (недействителен). К неблагоприятным хозяйственным договорам можно отнести договоры, использование которых увеличивает налоговые обязательства организации. Это договоры, по которым применяются повышенные налоговые ставки, договор аренды с физическим лицом, договоры мены, бартера, дарения, внешнеторговые контракты и пр. Договоры, не изменяющие величину налоговых обязательств организации, относятся к нейтральным. Отнесение вида договора к той или иной группе в зависимости от благоприятности возникающих налоговых последствий условно. Конкретные обстоятельства, исходные параметры сделки могут сделать применение договора, отнесенного к неблагоприятным, наиболее выгодным в данной хозяйственной ситуации. Кроме вида договора при заключении сделки надо также учитывать факторы, играющие существенную роль в формировании налоговых последствий: - отражение в договоре момента перехода права собственности на продукцию, товар, другой имущественный объект, что определяет момент реализации этого объекта и, значит, сроки начисления налогов;- характер взаимоотношений сторон договора, поскольку при сделках между взаимозависимыми лицами согласно ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен; - уровень цены сделки (колебания цен более чем на 20% тоже подлежат контролю со стороны налоговых органов на предмет соответствия рыночному уровню);- выбор партнера (резидент или нерезидент; резидент, пользующийся или нет льготами по налогу на добавленную стоимость; нерезидент из стран СНГ или дальнего зарубежья; нерезидент, со страной которого подписано или нет соглашение об избежание двойного налогообложения; юридическое или физическое лицо и т.д.).Таким образом, в каждом договоре есть свои особенности и условия, влияющие на налогообложение. Их нужно учитывать на стадии заключения договора путем детальной экономико-правовой проработки проектов хозяйственных операций объединенными усилиями юридической, экономической и бухгалтерской служб организации. На этапе оптимизации договорной работы наиболее употребим балансовый метод налогового планирования. С помощью создания бухгалтерской модели хозяйственной операции он позволяет оперативно просчитать все налоговые последствия по возможным вариантам сделки и определить наиболее выгодный. |
15.Методика расчета плановых налоговых обязательств организации. Сущность налогового планирования в общем виде состоит в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств [4, с. 411]. Налоговое обязательство - экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в виде уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны. Налоговое обязательство - налоговое правоотношение, в силу которого одно лицо (налогоплательщик) обязано совершить в пользу другого лица (налогового органа) определенные действия по полной и своевременной уплате налога в бюджет соответствующего уровня. Налоговое обязательство регулируется налоговым правом [10, с. 32] Важнейший аспект контрольно-экономической работы на предприятии - исследование состояния расчетов с бюджетом. Это составная часть анализа финансового положения предприятия должна быть направлена на совершенствование регулирования денежных потоков, определение возможностей роста чистой прибыли за счет экономии налоговых платежей и предупреждение уплаты налоговых пени и штрафов [11, с. 377]. В соответствии с п. 20 ПБУ 18/02 сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерской учете независимо от суммы налогообложения прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль. Именно на основе этой величины рассчитывается налог на прибыль, подлежащей перечислению в бюджет [5, с. 577]. Требования по учету расчетов по налогу на прибыль определены в ПБУ 18/02, которые сведены к отражению суммы налога на прибыль, исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и выполнения определенных корректировок, основанных на различии в бухгалтерском и налоговом учете. Причины изменения суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет (НП), можно установить, пользуясь простейшей моделью: НП = НОП х НС (1) где НОП - налогооблагаемая прибыль; НС - ставка налога на прибыль. Учитывая возможность предоставления налогооблагаемой прибыли в виде суммы бухгалтерской прибыли и отклонения налогооблагаемой прибыли от бухгалтерской прибыли, формула (1) может быть представлена и расширена в виде: НП = (БП + ОТ) х НС (2) где БП - бухгалтерская прибыль; ОТ - отклонения налогооблагаемой прибыли от бухгалтерской; НС - ставка налога на прибыль. В отношении величины (ОТ) в модели (2), которая слагается и, следовательно, может быть детализирована в разрезе данных налогового и бухгалтерского учета в соответствии с порядком учета налога на прибыль, установленным ПБУ 18/02. [10, с. 379] |
16.Особенности налогового планирования в организациях крупнейших налогоплательщиках. . К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение: 1.1. суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 300 миллионов рублей; 1.2. суммарный объем полученных доходов (Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 миллиардов рублей; 1.3. активы превышают 20 миллиардов рублей. 2. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация оборонно-промышленного комплекса, у которой один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения: 2.1. сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год; 2.2. сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; 2.3. среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; 2.4. доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%. 3. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения: 3.1. сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год; 3.2. сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; 3.3. среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; 3.4. доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%. 4. К кредитным и страховым организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение: 4.1. суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов, согласно данным налоговой отчетности, свыше 300 миллионов рублей; 4.2. объем чистых активов на конец года составляет не менее 25 миллиардов рублей (Положение Центрального банка Российской Федерации от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капиталов) кредитных организаций"; 4.3. сумма страховых премий за отчетный период составляет не менее 2 миллиардов рублей (Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 010, 080). 5. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно, и при этом либо активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно, либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей. 6. Некоммерческие организации могут быть отнесены к организациям - крупнейшим налогоплательщикам, в случае, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций соответствует суммовым значениям, указанным в п. 1.2. или 5. Критериев. 7. Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. При реорганизации крупнейшего налогоплательщика организация (организации), образовавшаяся в результате реорганизации, сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации. |
17.Создание специальных подразделений (служб) по налоговому планированию в организации, специфика их деятельности. Налоговое планирование как функция управления включает вопросы об объекте управления, применяемых методах управления и др. Если рассматривать вопрос об объектах налогового планирования более детально, то следует это делать в рамках вопроса об объектах планирования вообще. Объекты планирования: 1. Ресурсы: собственные источники (выручка от реализации) 2. Обязательства (налоговые выплаты) 3. Активы (объекты налогообложения) 4. Деятельность - деятельность, влияющая на формирование объектов налогообложения - налоговая деятельность - объекты налогового планирования в виде объектов налогообложения (с выделением соответствующих групп объектов); - объекты налогового планирования в виде процессов управленческой деятельности, направленной или влияющей на формирование и/или изменение объектов налогообложения, а также процессов деятельности в области управления налогами (налоговой деятельности). Специальные налоговые подразделения создаются в конкретной организации для учета конкретных видов налогов. 18.Внешние и внутренние факторы, влияющие на налоговую нагрузку организации. Фактор Ка индикатор обновления средств труда, облагаемых налогом. По динамике этого показателя определяется изменение среднего процента погашенной стоимости основных средств. Приобретая новые основные средства, предприятие может быстрее, масштабнее реализовать свои цели, одновременно оно будет иметь больше расходов по налогу на имущество вследствие уменьшения среднего процента погашенной стоимости основных средств. И наоборот, при замедлении обновления основных средств увеличивается процентная доля накопленной амортизации по отношению к средней первоначальной стоимости основных средств и как следствие уменьшаются остаточная стоимость основных средств и сумма налога на имущество. Следующий фактор, включаемый в модель факторной системы налоговой нагрузки по налогу на имущество, фактор Кр коэффициент рентабельности (доходности) продукции, используется для оценки эффективности хозяйствования. Этот фактор показывает, сколько прибыли до налогообложения, исчисленной без учета расходов по налогу на имущество, приходится на единицу реализованной продукции. Прибыльность (доходность) продукции обусловлена как уровнем применяемых цен и затрат на производство реализованной продукции, так и результатом от прочей деятельности, не относящейся к обычным видам деятельности организации. Снижение значения коэффициента Кр свидетельствует о применении организацией более низких цен или об увеличении производственных расходов, а также свидетельствует о неэффективной прочей деятельности, не относящейся к основный деятельности организации. |
19.Различия в налоговом планировании в коммерческих и некоммерческих организациях. Планирование в деятельности предприятий, является одним из принципов организации работы предприятия, планомерность его хозяйственной деятельности. Планирование - конкретный инструмент (средство) обеспечения этой планомерности. В зависимости от уровня планирования оно подразделяется на такие виды, как народнохозяйственное, отраслевое, территориальное, внутрипроизводственное (внутрифирменное). При этом предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимые продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) товаров и поставщиками материально-технических ресурсов. Планирование на предприятиях, как одна из важнейших функций системы управления, должно наиболее полно охватывать всю производственную деятельность трудового коллектива (планирование производства и реализации продукции, развития науки и техники, ресурсного обеспечения, финансовой и социальной деятельности). План является документом, направляющим всю работу предприятия. С его помощью деятельность отдельных подразделений, работников объединяется в единый производственный процесс. Планирование охватывает весь комплекс его деятельности, в том числе внутренних подразделений. В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Основная цель планирования - это обеспечение развития производства и повышение его эффективности, достижение высоких конечных результатов, более полное удовлетворение растущих общественных и личных потребностей. Планирование деятельности предприятия осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы должны быть взаимоувязаны между собой. Важнейшая задача планирования своевременное выполнение принятых обязательств по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг при наименьших затратах. Методы планирования это способы, приемы, используемые при разработке плана. Основной метод планирования балансовый, который широко используется при разработке планов предприятий. Большое значение приобрел метод оптимизации плановых решений. Он обеспечивает выбор наиболее эффективного варианта плана. Используются методы экономического анализа (индексный, балансовый, аналитический) и экономико-математического моделирования (транспортная задача, симплексный метод, модель Леонтьева и др.). Разрабатываются экономико-математические модели проекта плана или его частей, которые затем рассчитываются на компьютерных программах в целях выяснения качества модели плана. Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН. |
20.Элементы налогового планирования, их характеристики. Элементами налогового планирования являются: Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции; Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации; Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги; Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования; Налоговые льготы и организация сделок; Рациональное размещение активов и прибыли организации. Способы налогового планирования использование пробелов законодательства; применение налоговых льгот; выбор формы деятельности; правильное формирование учетной политики; применение офшоров; изменение срока уплаты налогов; правильная организация сделок; лоббирование; прогнозирование изменений налогового законодательства |
. 21.Ситуационный метод в налоговом планировании организации. Метод ситуационного налогового планирования наиболее простой и доступный для любой бухгалтерии. В настоящее время его применяют многие бухгалтеры, не давая ему специального научного определения. Данный метод относится к очень важному первому этапу налогового планирования Метод ситуационного налогового планирования. Этот метод наиболее прост и доступен для любой организации Более того, его в настоящее время применяют во многих организациях, не давая ему специального научного определения. Данный метод относится к очень важному первому этапу налогового планирования. Ситуационный метод налогового планирования можно представить в виде следующих блоков. 1. Определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать организации, уточняются ставки, льготы и формируется так называемое налоговое поле организации. 2. Формируется система договорных отношений организации с учетом формирования налогового поля. 3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые организации предстоит выполнять повседневно или эпизодически. 4. Затем разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких вариантах. На основе всестороннего исследования ситуации выбираются оптимальные варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. 5. После этого из оптимальных ситуационных блоков хозяйственных операций составляется реальный журнал хозяйственных операций, который и служит основой бухгалтерского и налогового учета. 6. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Последний блок требует повышенного внимания из-за серьезности целого ряда санкций и существенного размера возможных потерь. К тому же иногда лучше пойти на некоторые утраты и получить определенный (иногда существенный) выигрыш в чем-то другом (например, в оборачиваемости средств, во времени для принятия решений и т. п.). Сейчас бытует мнение, что если налоговое планирование дает хотя бы небольшой финансовый выигрыш, то его следует использовать. Практикующие бухгалтеры-аналитики не всегда согласны с этим утверждением, так как прекрасно знают, что при очень жестком дефиците времени целесообразно идти на некоторые налоговые утраты, дабы обеспечить себе возможность и время для необходимого маневра. Важно только найти понимание и поддержку у руководителя организации. После определения границ налогового поля своей фирмы следует провести уточнения по каждому конкретному налогу федеральным, региональным и местным. Для этого целесообразно проанализировать конкретные законы и инструкции налоговых служб о налогах применительно к конкретной организации и характеру хозяйственных операций. Для каждого налога следует установить примерный перечень хозяйственных операций и написать проводки по реализации этих операций. Лучше составить небольшой справочник таких операций с пояснениями. Это значительно сэкономит время. Определение налогового поля организации тесно связано с выбором вида договорных отношений и используемым методом бухгалтерского учета. Поэтому целесообразно проводить данную операцию комплексно в рамках всей учетной политики организации. Для уменьшения вероятности возникновения ошибок при исчислении налогов важно в повседневной работе использовать набор стандартных кодировок блоков хозяйственных операций в виде серии известных бухгалтерских проводок. Кроме того, необходимо осуществлять налоговое планирование и простейшую оптимизацию налоговых платежей. Налоговое планирование имеет особенно большое значение, если фирма собирается проводить такие хозяйственные операции, которые в ее практике ранее не встречались. В этих ситуациях лучше потратить дополнительное время для проведения хотя бы простых расчетов. Потраченные дополнительные усилия обязательно окупятся, так как уменьшат вероятность ошибок и подскажут путь снижения налоговых платежей. Руководители организаций, к сожалению, часто требуют от бухгалтеров «налоговых чудес». Они уверены, что именно в этом и заключается предназначение бухгалтера. Вот поэтому бухгалтеру целесообразно при всей своей занятости находить время для проведения исследований и исподволь готовить такие «чудеса». Теперь перейдем к высшей ступени исследований, а именно, к комбинированным расчетам и анализу. Все дело в том, что анализ отдельных операций и блоков хозяйственных операций может не дать полного ответа на вопрос о минимизации налогообложения. Поэтому в арсенале бухгалтера-аналитика и финансиста должны быть и другие средства. Для этих целей рекомендуется использовать численные балансовые методы микробалансов и замкнутых балансов; графо-аналитических зависимостей; матрично-балансовые; статистические балансовые; а также их комбинации. Их применение значительно приблизит численные эксперименты к реальной экономической жизни и максимально полно даст ответ на интересующие вопросы. |
22.Методы оценки эффективности налогового планирования. Вся система налогового планирования в интегрированных структурах имеет одну конечную цель - увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц. Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп. 1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики. Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле: Кэн = ЧП / Н, Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет. КНЗ = НЗ / З; КНЦ = НЦ / Ц; КНП = НП / П, |
23.Балансовые методы и их роль в налоговом планировании организации. Сущность балансового метода состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. То есть, он предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе расчета баланса. Этот метод широко применяется во многих организациях. |
24.Влияние договорной политики организации на налоговые обязательства. Договорная политика - это возможность выбора вида заключаемых договоров и его конкретных условий. Данная возможность является следствием действия двух важнейших принципов гражданского права: принципа свободы договора и принципа диспозитивного регулирования ряда условий заключаемых организациями договоров. Первый из названных принципов выражается в том, что организации, согласно статье 421 ГК РФ, могут заключить договор как предусмотренный, так не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны также могут заключить договор, который будет являться комплексом элементов различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (так называемый смешанный договор). При этом к отношениям сторон по смешанному договору будут применяться в соответствующих частях нормы о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ стороны могут вводить в договор любые условия, не противоречащие обязательным предписаниям закона. ГК РФ устанавливается, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, у организаций существует возможность выбирать, каким видом договора будут оформлены осуществляемые ими хозяйственные операции. Наличие такой возможности является очень существенной потому, что одни и те же хозяйственные операции, т.е. операции с одинаковыми финансовыми (денежными) и материальными потоками, предполагающие одинаковую прибыль, юридически могу быть оформлены различными договорами. На практике это имеет повсеместное распространение, так как одни и те же операции могут оформляться, например, договорами поставки или комиссии (поручения, агентским договором), индоссированием векселя или цессией, приобретением доли в уставном капитале или покупкой предприятия как имущественного комплекса*, договором аренды или приобретением имущества в собственность и т. д. Второй принцип объясняется существованием двух способов регулирования договорных отношений организаций. Предписания законодательства могут носить либо императивный, либо диспозитивный характер. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, императивные нормы - это предписания закона, которым договор должен соответствовать в обязательном порядке. И противоречие условий договора данным предписаниям рассматривается как противоречие договора действующему законодательству. Это делает договор, не соответствующий императивным нормам закона, недействительным (юридически ничтожным). К императивным предписаниям законодательства, например, можно отнести установление: обязательности регистрации сделок с недвижимым имуществом (ст. 131 ГК РФ); обязательной возмездности договора комиссии (ст. 991 ГК РФ); обязанности продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора, в договоре купли-продажи (ст. 469 ГК РФ) и т. д. Диспозитивные предписания законодательства относительно условий договора как бы предлагают сторонам некий стандартный шаблон условий договора, который они по своему усмотрению могут изменить, выбрав более подходящие для них условия сделки. Закон указывает на диспозитивный характер конкретного предписания через добавление к нему формулировки "если иное не установлено договором" или подобного этому выражения. По общему правилу, устанавливаемому пунктом 4 статьи 421 ГК РФ, в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Таким образом, выполнив обязательные предписания закона относительно формы и содержания договора (императивные нормы), организации самостоятельно могут изменять предлагаемые законодательством шаблоны договоров, не являющиеся обязательными и строить договорные схемы так, как того требует конкретная хозяйственная ситуация. Следовательно, выбирая конкретные виды заключаемых договоров, варьируя их условиями, определяемыми диспозитивными (необязательными) нормами закона или вообще не определяемыми законодательством, организация может менять гражданско-правовые последствия осуществляемых ею хозяйственных операций. Данный выбор представляет договорную политику организации, то есть, использование возможностей варьирования видами хозяйственных договоров, юридически оформляющих осуществляемые организациями операции, и их конкретными условиями. Целью такого варьирования является достижение организацией определенных экономических выгод. Такие выгоды могут быть достигнуты в том числе и в области бухгалтерского учета и налогообложения. |
25.Разработка налогового бюджета организации. Бюджет Налоговый бюджет государственной организации, расходы на который полностью или частично покрываются налоговыми сборами. В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации. Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств. Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование. Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов. Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета). |
26.Формирование резервов по сомнительным долгам с целью снижения налоговой нагрузки организации. Сомнительным долгом может быть признана дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв по сомнительным долгам создается на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода. Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности. В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. В силу того, что резерв, определяемый налоговым кодексом, имеет ограничение признания, появляется различие между бухгалтерским и налоговым учетом. Возникает постоянная разница, В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом: По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва. включается полная сумма задолженности По сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90(включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности. По сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва. Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного периода. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв. |
27.Зарубежная практика оптимизации налогообложения в организации. Организационно процесс централизованного планирования в большинстве крупнейших фирм осуществляется «сверху вниз». Это означает, что плановые директивы разрабатываются на высшем уровне управления, где Здесь определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития фирмы и предпринимаются попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма. Затем, на более низких ступенях управления, эти цели и задачи конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения, вплоть до дочерней компании и отдельного завода. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством. Такая организация процесса планирования свидетельствует о централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене управления материнской компании и, вместе с тем, предоставляет определенную самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы. Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство ТНК должно располагать данными о состоянии и развитии каждого конкретного рынка и каждого отдельного продукта на рынке. Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях. Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления. Высшее звено системы планирования составляют комитеты при Совете директоров (Плановые комитеты). В них, как правило, входят представители высшего руководства фирмы, которые подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики фирмы, выполняют координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании основных целей и задач фирмы на длительную перспективу. Подготавливаемые ими рекомендации выносятся на рассмотрение Совета директоров и после одобрения включаются в форме конкретных мероприятий в перспективный план развития фирмы. Можно сказать, что на этом уровне управления формируются исходные положения для оптимального распределения внутрифирменных ресурсов в течение определенного планового периода. Следующим звеном аппарата планирования является центральная служба планирования, в функции которой входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными отделениями или дочерними компаниями, корректировка и уточнение плановых показателей и контроль за их выполнением. Она составляет формы плановой документации, консультирует высшее руководство по вопросам планирования. Центральная служба планирования осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими подразделениями, а также со службами планирования в производственных отделениях, получая от них всю информацию, необходимую для разработки планов. Практика показывает, что в американских компаниях текущие планы составляются, как правило, в производственных отделениях. Планы, разрабатываемые оперативными подразделениями, рассматриваются центральной плановой службой, Главным администратором. После утверждения Советом директоров план принимает директивный характер. Каждая страна старается оптимизировать свою систему налогообложения и сократить риски. Это реализуется на основе законодательных актов данной страны, и её финансовых и ресурсных возможностей. |
28.Определение цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Общим принципом определения цены любой сделки в целях налогообложения является ее соответствие уровню рыночных цен. Пунктом 1 статьи 40 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Предписания статьи 40 НК РФ, регламентирующие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, являются крайне важными, т.к. на них законодатель ссылается при установлении правил определения налогооблагаемой базы по НДС (статья 154 НК РФ), акцизам (статья 187 НК РФ), налога на прибыль организаций (статьи 250 НК РФ, 274 НК РФ и др.). В соответствии с пунктом 4 статьи 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рынком товаров, работ или услуг признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары; потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе, при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Пунктом 8 НК РФ статьи 40 специально устанавливается, что при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только при условии, что взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок. В пункте 11 статьи 40 Налогового кодекса указывается также, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и местного самоуправления и информация, предоставляемая налогоплательщиками налоговым органам.В соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля над полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам только в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Налоговые органы наделены правом контроля над соответствием цены сделки уровню рыночных цен в целях проверки полноты исчисления именно налогов, но не сборов (в том числе и таможенных). Понятие налога и сбора установлено в статье 8 НК РФ. В тех случаях, при которых налоговые органы при осуществлении контроля вправе проверять правильность применения цен по сделкам, необходимо остановиться на определении следующих понятий: взаимозависимых лиц, товарообменных (бартерных) операций, внешнеторговых сделок. |
29.Методы выявления необходимости налогового планирования организации. Необходимость в налоговом планировании обусловлена наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены , либо допускают их неоднозначное толкование? В этой сфере выбор наиболее “налогооптимальных” направлений требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большой вероятности вступления в активные действия с целью получения ее предварительной реакции на те или иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий. Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров. Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д. Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации. Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции. |
30.Налоговые риски, учитываемые в процессе налогового планирования в организации. Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам. Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства. Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей. Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам. Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него. Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации. Риски налогового планирования Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других к разряду правонарушений. Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий: Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов. В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков. С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски. |