Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсииак одна из форм туристского обслуживани.
Содержание
1 Введение…………………………………………………………………………3
2 Экскурсия как одна из форм туристского обслуживания……………………5
2.1 Понятие и классификация экскурсий……………………………………….9
2.3 Технология разработки экскурсии………………………………………….14
3 Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсии……………....24
3.1 Этапы подготовки анимационного сопровождения……………………….29
3.2 Разработка анимационной составляющей экскурсии………………….….38
3. Анимационная деятельность в России……………………………………....39
4 Заключение…………………………………………………………………..…42
5 Список используемой литературы……………………………………………45
Введение
В современном мире актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения. Он играет важную роль в развитии рыночной экономики, которая является важным элементом развития в любом городе. Последние десятилетия характеризуются быстрым ростом спроса населения на экскурсионно-туристические услуги. Рост денежных доходов, увеличение свободного времени людей, повышение уровня образования, а так же культуры, способствуют рост их потребности в экскурсионных услугах и туризме. Экскурсионный, он же культурно-познавательный туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии расширяют кругозор, развивают интеллект, и, конечно же, развлекают. Культурные достояния города неизменно привлекают значительное число туристов.
Особенность маркетинговых исследований рынка экскурсионных услуг заключается в том, что рынок находится в постоянном динамичном изменении. Спрос на экскурсионные услуги меняется, он зависит от влияния введения новых цен, конкуренции, а также, погодных условий (т.н. сезонности). Маркетинг в связи с этим представляется как непрерывный процесс. Поэтому маркетинговые исследования для экскурсионного рынка - это проектирование отдаленного, а значит и ближайшего будущего. Экскурсионная фирма, намечая перспективные планы, использует маркетинговые инструменты для достижения целей будущего (т.е. согласовывает их с факторами внешней среды),
Актуальность: экскурсия способствует визуальному восприятию культурно исторических объектов, знакомит нас с особенностями исторических мест и памятников, дает возможность посетить те места, в которых не были, но о роли, которых необходимо знать.
Экскурсионное обслуживание может переживать глубокий кризис, это связано я рядом проблем:
1 ярко, выраженная сезонность;
2 нехватка квалифицированных экскурсоводов, и гидов-переводчиков, способных обеспечить качество экскурсии на высшем уровне;
3 резкое сокращение тематики экскурсий;
4 растет число «подпольных» экскурсоводов.
Главной целью моей работы является углубленное и детальное изучение организации работы экскурсовода, экскурсионного обслуживания, сформировать представление о культурно исторических объектах.
Для достижения цели, мы определили следующие задачи:
- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности;
- рассмотреть виды и технологию реализации анимационных программ
- детально рассмотреть технологию создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности;
-разработать экскурсионную программу с элементами анимации
- сделать обобщающие выводы по теме курсовой работы.
Экскурсия как одна из форм туристского обслуживания
Туризм как вид социально-экономической деятельности объединяет в себе знания о закономерностях наиболее ценимых социальных результатов. Это повышение духовного и физического потенциала человека, оздоровление, общение с природой и людьми. А что касается знаний, то, как ни в одной другой отрасли, именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до экскурсанта комплекс знаний, не одного, а целого комплекса отраслей науки: истории, экономики, этнографии, экологии, географии и др. Именно данная отрасль позволяет удовлетворять потребности человека в накоплении и углублении знаний, в том числе и профессиональных, а так же в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в режиме свободного выбора объекта, методов, средств познания. Как раз, такие познания достигаются при участии в экскурсионно-туристских мероприятиях: занятии теми видами туризма, которые человеку по душе: велосипедным, водным, пешеходным и др. видами спортивного досуга, осмотре музейных и выставочных экспозиций, культурных, исторических и природных достопримечательностей. При получении туристских и экскурсионных услуг происходит удовлетворение потребности человека в физической, психической, и духовной связях с другими людьми (общение). Причем если познание есть связь субъекта с объектом, с которого он снимает информацию, то общение есть связь первого со вторым, с которым он обменивается информацией.
Общаясь на экскурсиях, в походах, на пикниках, в других рекреационных мероприятиях, люди общаются друг с другом, что в свою очередь нарушает монотонность и однотипность общения в сфере производства. Смена информации и собеседника для работников интеллектуального труда эффективно достигается в процессе активного отдыха, т. е. не изоляцией человека, а сменой ее характера и впечатлений от нее. Одна из потребностей, которую призвана удовлетворять сфера туризма это потребность человека в движении и развитии.
Но не стоит забывать о качестве экскурсионных услуг. Можно выделить несколько ступеней качественного уровня экскурсии:
1 экскурсия без единого приема показа и рассказа - инертна;
2 экскурсия только с приемами рассказа (причем преобладает активность рассказа над пассивностью показа) сводится к путевой информации;
3 экскурсия, в которой активен показ, но пассивен рассказ, преобладание формы комментирования увиденного снижает ее уровень. В данном случае осмотр сводится к любованию памятниками.
Все эти перечисленные три вида экскурсии являются неудовлетворительными.
Экскурсия коллективный труд многих людей, а ее качество это результат ряда служб, в том числе туристских фирм, рекламных компаний, автопредприятий и иных компаний. Успешному проведению экскурсии должна способствовать хорошо налаженная организационная работа: своевременно явившийся экскурсовод, вовремя поданный автобус, и четкая объективная информация о поездке, ее маршруте, продолжительности, содержании, порядке проведения.1 Недопустимы никакие изменения программы, замена одной экскурсии другой, пусть даже равной по стоимости и продолжительности, поскольку все вышеперечисленное влияет на качество обслуживания туристов экскурсионными компаниями. Ведь туристов знакомят с программой пребывания при приобретении путевки, и они настроены на восприятие запланированных мероприятий. В случае прибытия на маршрут нескольких групп в целях качественного обслуживания надо иметь несколько вариантов маршрута экскурсии на одну и ту же тему.
Экскурсионное обслуживание является частью комплекса туристской услуги, которую следует рассматривать как результат деятельности туристских предприятий по удовлетворению потребностей экскурсантов. Организация экскурсионного обслуживания как часть туристской услуги имеет несколько особенностей. В процессе организации экскурсионного обслуживания отсутствуют четкие и объективные границы затрат труда, как это и присуще материальному производству. Экскурсионное обслуживание направлено на создание потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей экскурсантов.
Рассмотрев одно из направлений сферы туристской деятельности экскурсионное обслуживание, следует отметить, что для повышения качества туристско-экскурсионного обслуживания в целом, необходимо разработать стандарты на основные виды услуг и программы обслуживания на маршрутах, а также решить вопросы обеспечения современных форм и методов контроля.
Системой сертификации должно быть предусмотрено выполнение следующих задач:
1 оценка мастерства предоставления услуги (путешествия по маршруту);
2 сертификация систем качества для туристских предприятий.
3 аттестация туристских предприятий (гостиницы, мотели, кемпинги и др.);
Подводя итог, можно сказать, что проведение в сфере туризма сертификации и стандартизации позволит повысить уровень качества обслуживания и эффективности организации экскурсий, в частности, и оказываемых туристских услуг в целом.
Понятие и классификация экскурсий
Экскурсия это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, и т. п.; прогулка или поездка, с какой-либо целью (научной, образовательной, спортивной или увеселительной). Экскурсия происходит под руководством квалифицированного специалиста экскурсовода, передающего аудитории оценку памятного места, видение объекта, понимание исторического события, связанного с ним. Экскурсии могут быть частью комплекса туристских услуг, или самостоятельной деятельностью.
Согласно толкованию Б.В.Емельянова понятие "экскурсия" являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, залах музея, лабораториях научно-исследовательского института, мастерской художника, выставки и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) перед которым стоит главная задача раскрытия четко определенной темы.
Участники экскурсии экскурсанты. К экскурсантам относят лиц, пребывающих в какой-либо местности менее 24 часов.
Экскурсионная группа это совокупность людей, сформированная с учетом определенных признаков (или без их учета) с целью получения экскурсионных услуг.
Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце XVIII начале XIX веков. Постепенно они стали частью учебного процесса в школе. В 1910 году в Москве создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов.
Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 году при Российском обществе туристов.
Существует следующая классификация экскурсий:
- По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические, учебные
и рекламные.
Обзорная экскурсия, как правило, многотемная, с использованием современного и исторического материала. Она строится на показе различных объектов, таких как памятники истории и культуры, места знаменитых событий, здания и сооружения, природные достопримечательности, элементы благоустройства города, сельскохозяйственные и промышленные предприятия и т. д. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, области, республике, крае, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию темы экскурсий, и процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче её раскрытия. Тематические экскурсии подразделяются на исторические (историко-краеведческие, этнографические, археологические, историко-биографические, военно-исторические, экскурсии в исторические музеи); производственные; экологические или природоведческие; искусствоведческие (историко-театральные, историко-музыкальные, по местам жизни деятелей культуры, по народным художественным промыслам, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов); литературные (литературно-биографические, литературно-художественные, историко-литературные,); архитектурно-градостроительные (с показом архитектурных построек данного города, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода, дающие представление о творчестве одного архитектора, с демонстрацией образцов современной архитектуры, экскурсии по новостройкам). 2
Учебная экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-урок, экскурсия-демонстрация, учебная экскурсия для специальной аудитории).
По составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых, школьников и студентов, и т. д., с учётом особенностей восприятия, религии, нравов и обычаев.
Экскурсии для возрастных групп отличаются одна от другой по содержанию, методике изложения материала, продолжительности и способу передвижения: в основу формирования групп экскурсантов положен род их занятий, создаются группы для различных профессий: педагогов, медицинских работников, рабочих, архитекторов, учащейся молодежи и т.д. При проведении экскурсии учитываются профессиональные интересы каждой из групп; создание групп в зависимости от проведения культурного досуга участников экскурсии: для любителей театра, музыки, кино, фото и различного рода искусства, коллекционирования, природы, спорта и т. д.; формирование групп с учетом формы обучения, т. е. проведение экскурсий для слушателей различных семинаров, курсов, отделений.
- По месту проведения: городские, загородные, музейные, производственные, комплексные.
- По способу передвижения: пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
- По продолжительности экскурсии.
- По форме проведения: экскурсия-массовка в 60 - 80-е гг. ХХ века проводились экскурсиимассовки, участники которых одновременно передвигаются по маршруту на 10 - 20 автобусах, и в каждом из них работает экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, могут быть включены: проведение митингов у памятников, мест захоронений, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях, встреч с героями и участниками исторических событий. Экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция (в данном случае рассказ преобладает над показом), экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений, экскурсия-пикник, экскурсия-спектакль на основе конкретных произведений художественной литературы и многое другое.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:
экскурсияурок, это форма сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
экскурсиядемонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами в жизни людей;
пробная экскурсия проводится на завершающем этапе и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.
Цель показательной экскурсии продемонстрировать образец того или иного методологического приема (рассказа, логического перехода от одной подтемы к другой) на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. п. 3
В заключении следует сказать, что деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит условный характер, однако оно необходимо, так как имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Классификация экскурсий облегчает специализацию, обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии.
Технология разработки экскурсии
Создание экскурсии это сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии, это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями города или региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, а также изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.
В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, учет возрастных особенностей туристических групп.
Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.
В основу любой экскурсии положены следующие принципы:
- принцип правдивости;
- принцип идейности;
- принцип научности, т. е. все факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке и получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки;
- связь теории с практикой;
- убедительность;
- доходчивость.
Функции экскурсии:
- функция организации культурного отдыха;
- функция информации;
- функция формирования интересов человека;
- идейно-политическая направленность;
- функция расширения культурного и специального (технического) кругозора;
- специализированная функция подготовка, переподготовка кадров.
Существует несколько этапов создания экскурсии:
1 этап: Цели и задачи экскурсии
Разработка любой новой экскурсионной программы начинается с четкого определения цели данной экскурсии. Это помогает экскурсоводам более организованно вести работу. Цель экскурсии это то, ради чего экскурсантам показывают памятники истории и культуры и другие объекты.
Цели экскурсии:
- трудовое воспитание
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание
- воспитание патриотизма
- интернациональное воспитание
- показ достижений города в экономике страны
- показ исторической роли города
- знакомство с особенностями природы края
- воспитание любви и уважения к родине,
- знакомство с творчеством выдающегося архитектора
- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры
- расширение кругозора.4
2 этап: Тема и название экскурсии
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема экскурсии это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Тема экскурсии непрерывно связана с объектами показа и определяет содержание рассказа.
Тему экскурсии не стоит объединять с названием. Названия экскурсии должны быть точными, запоминающимися, выразительными, содержать элемент рекламы. Например, тема экскурсии: "Достопримечательности города Саратова", а ее название "Родной мой город, любовь моя". Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания "банка" экскурсий.
3 этап: Поиск информации и отбор литературы
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, опубликованных в газетах и журналах, которые помогут раскрыть тему. Назначение списка определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого теоретического и практического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название статьи, год издания, а также главы, разделы, страницы.
4 этап: Определение других источников материала
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. В качестве объектов могут выступать:
- здания и сооружения;
- мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства;
- места, связанные с историческими событиями;
- природные объекты и заповедники;
- оригинальные инженерные сооружения;
- объекты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- технические экспонаты;
- памятники искусства;
- экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;
- археологические памятники.
- мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства;
Помимо вышеперечисленного в качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Только это должна быть отобранная, достоверная и тщательно проверенная информация.
5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов
Показ объектов занимает главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор и количество объектов, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача отобрать из множества объектов самые интересные для экскурсантов и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.5
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Необычность объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Известность объекта, его популярность среди населения (например, Красная площадь, Останкинская телевизионная башня). Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу.
Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой зданиями, сооружениями, природой.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, возможность подвоза к объекту экскурсантов, пригодность дороги для автотранспорта, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Экскурсия не должна быть перегружена большим числом посещаемых объектов. Для городской экскурсии (продолжительность 23 академических часа) рекомендуется 1520 объектов. Если же по выбранной теме объектов мало, то необходимо составление пакета наглядных пособий "портфеля экскурсовода": макеты, фотографии, воспоминания очевидцев, кинои видеосъемка, карты, схемы и др.
- этап: Составление маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии это путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два главных требования:
- показ объектов должен вестись в логической последовательности;
- маршрут призван обеспечить показ объектов, необходимый для наиболее полного раскрытия темы экскурсии.
Переходы от одного объекта к другому не должны превышать 1015 минут.
На практике существуют три варианта построения маршрутов:
- Хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
- Тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.
- Тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.
7 этап: Объезд (обход) маршрута
Объезд маршрута является одним из самых важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи:
- уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
- освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
- ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
- провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
- выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
- проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
- выбрать методику ознакомления с объектом;6
8 этап: Подготовка материала для экскурсии, разработка методики проведения
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.
Требования к тексту: краткость, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, четкость формулировок, полное раскрытие темы, литературный язык.
Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.
9 этап: «Портфель экскурсовода»
«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.
В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.
Важная задача наглядных пособий на экскурсии дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).
10 этап: Определение техники ведения экскурсии
Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно выполнять все рекомендации:
о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; об использовании пауз в экскурсии; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.
11 этап: Составление методической разработки
Методическая разработка документ, который определяет, как провести данную экскурсию, какую методику и технику ведения следует применить, как лучше организовать показ памятников, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.
Оформление методической разработки происходит следующим образом:
- на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
- на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием всех объектов и места остановок во время экскурсии.
Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.
Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсии
В настоящее время во всём мире стало использоваться совершенно новое направление анимация, т.е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Анимация начала развиваться с 70 годов ХХ века на Востоке, и только с середины 90г. начала развиваться в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности - не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке. В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России. Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (anima воздух, ветер, душа; animatus одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, вовлечение в активность.
Анимация это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества обслуживания, и в то же время это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель продвижения туристического продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса. Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Экскурсия с анимацией - экскурсия, которая сопровождается театрализованными представлениями, а экскурсанты становятся участниками происходящих событий. Такая экскурсия помимо осмотра достопримечательностей и посещения знаковых мест, включает в себя костюмированную шоу-программу, тематически увязанную с основной линией экскурсии. Вы сможете увидеть настоящий рыцарский турнир, или королевский пир, выпить чарку самогона у костра с партизанами или шампанского с солдатами армии Наполеона. Сможете помочь осуществить побег князя из подземелий замка или попробуете себя в роли подмастерья кузнеца. Помимо зрелищного шоу и увлекательной экскурсии у Вас будет возможность потренироваться в стрельбе из лука или арбалета (мушкета, пушки), метании копий. Вас ждут средневековые игры, выступления музыкантов и танцоров, примерка рыцарских доспехов для фотосессии.
Анимация это новое направление в туризме, которое призвано «вдохнуть душу» в туристские программы и тем самым привлечь к ним участников. Следовательно, аниматор квалифицированный специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг. А под анимационной программой подразумевается объединенный общей целью и замыслом план проведения туристский, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Разработка анимационных программ - особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является очень важной задачей. Основная задача анимационной программы - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение. Анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья В толковом словаре туристских терминов понятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных)». Энциклопедия туриста определяет рекреацию как «восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятий туризмом».
Однако одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные.
Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:
- возраста участников или зрителей;
- уровня образованности;
- пола;
- этнической принадлежности;7
- настроения на момент реализации данной программы и т.д.
Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы.
В практике анимационного дела можно выделить следующие функции анимации:
- адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
- компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
- стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
- оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
- информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;
- образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
- совершенствующую, приносящее интеллектуальное и физическое усовершенствование;
- рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме.
Существуют следующие подвиды туристской анимации:
- анимация в движении - удовлетворяет потребность в
движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей, испытания себя;
- культурная анимация - удовлетворяет потребность в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
- творческая анимация - удовлетворяет потребность в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;
- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.
Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.
Этапы подготовки анимационного сопровождения
Подготовка и разработка анимационных программ особая деятельность туристской отрасли. Они включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.д. Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников. В период формирования анимационной программы её организаторам следует поставить перед собой и ответить на следующие вопросы:
I. Для кого создается данная программа?
- возраст и пол будущих зрителей (если это семейный отель, какой его контингент, будут ли смотреть данную программу дети, люди старшего поколения и т.д.);
- социальное положение и профессиональную занятость (является ли данный отель закрытым клубом для аристократов и избранной части бизнесменов или это молодежный лагерь для студентов);
- национальность (особенности культур, религий и традиций);
- стиль жизни отдыхающих в отеле людей (классический, экстремальный, «домострой», и т.д.);
- состояние здоровья (особенно это важно в разработке спортивно-оздоровительных программ);
II. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения);
III. Как построить анимационное событие.
Как писал В. А. Сухомлинский, необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении системы представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:
- навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;
- сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки
объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
- мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения,
классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);
- воображения и творческих способностей. 8
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Это и будет моей главной целью в экскурсии.
Сейчас я расскажу буквально несколько слов об истории города Саратов. По одной из версий название города произошло от татарского слова «Сары тау» - «желтая гора» (в окрестностях расположена Соколовая гора), по другим версиям: слово «сар атав» означает «низменный остров» или «сарык атов» «ястребиный остров».
Там, где сейчас находится Приволжская часть Заводского района города, находился город Золотой Орды, который, возможно, был разрушен в 1395 году в войне с Токтамышем, а возможно, часть города ушла при оползнях в Волгу.
Наш город имеет множество достопримечательных мест, среди них есть храмы и церкви. Это Троицкий собор на Музейной площади (старейшее каменное здание города, заложенное в 1695 году, действующий православный храм), церковь Покрова Пресвятой Богородицы, известнейший всем храм "Утоли моя печали".
К памятникам архитектуры Саратова можно отнести здание старейшего из ВУЗов города государственный университет. У главного его входа установлен памятник Кириллу и Мефодию. Представляют интерес павильоны Сенного и Крытого рынков, здание мэрии (торговый дом А.Бендера, построенный в 1867 году на средства купца И.Г.Кузнецова), ворота Никольской Церкви. Можно посетить планетарий. Современные дизайнеры создали единственный в России необычный памятник любви, находящийся на набережной Космонавтов.
Один из самых красивых проспектов города и популярное место пешеходных прогулок - проспект им.Кирова. Здесь расположены сад Липки и памятник Н. Г. Чернышевскому, а также Саратовская государственная Консерватория им. Собинова и Саратовская государственная с/х академия им. Н. И. Вавилова. Множество достопримечательностей Саратова на этой пешеходной улице привлекает внимание гостей города: Дом книги, кинотеатр «Пионер» и Цирк им. Братьев Никитиных. В 2009 году здесь установлены скульптуры "Огней так много золотых" Николая Бунина и "Саратовская гармошка" Владимира Пальмина.
Несколько памятников архитектуры расположено на ул.Советской: Дом вице-губернатора В. П. Александровского (сейчас городской противотурберкулезный диспансер) и дом судебного деятеля А. Н. Вольского, здание Крестьянского и Дворянского поземельных банков, а также другие. Рядом находится Детский парк, на территории которого был знаменитый Княже-Владимирский собор.
В Парке Победы на Соколовой горе находится Памятник «Журавли», и горит вечный огонь в память обо всех воинах, павших во время Великой Отечественной войны. На территории Парка расположен Музей боевой славы, а также Национальная деревня, в которой представлены поселения различных народов, живших на территории Саратовской области. На ее территории расположены 14 подворий, в которых гости нашего города смогут познакомиться с культурой, укладом жизни и традициями других народов. Главная цель создания деревни-это подчеркнуть особенности этнического состава населения области, который на самом деле уникален по данным последней переписи, в Саратовской губернии проживают 135 национальностей, от немцев и татар до калмыков и корейцев.
Мы будем проводить учебную экскурсию по улице имени Радищева.
Экскурсия будет городская, пешеходная;
Возраст экскурсантов: от 16 до 30 лет;
количество экскурсантов: 16 человек; продолжительность: 2 часа.
Актуальность: является старинной улицей исторического центра. Архитектура улицы разнообразна от классики до конструктивизма. К улице примыкают две площади Соборная (ранее Новособорная) и Театральная (ранее Хлебная). Поэтому на ней были и есть важные архитектурные объекты.
Цели экскурсии: ознакомить экскурсантов с достопримечательностями ул. Радищева. Рассказать об истории улицы, памятниках, уникальных объектах, возведенные для знаменитых и названные в честь великих людей.
Задача экскурсии: донести до экскурсантов интересную и достоверную информацию, в более полном объеме.
Улица Радищева начинается от улицы Чернышевского и, пройдя по центральной части города, заканчивается в районе Большой Садовой улицы.
Улица им. Радищева - сложилась, как парадный въезд со стороны Волги. В начале прошлого века на окраинной городской улице была расположена усадьба с губернаторским домом и службами. Поэтому некоторое время улица называлась Губернаторской. С постройкой на примыкающей к ней площади Александро-Невского собора улицу стали называть Соборной. Но это название не укоренилось. В честь царя Николая I улица была названа Николаевской. Вскоре жители Саратова стали называть ее проще: Никольская. Это измененное название в конце века окончательно вытеснило первоначальное и закрепилось за улицей. В 1927 году в связи с 125-летием со дня смерти великого русского писателя и революционного просветителя А. Н. Радищева улица Никольская была переименована в улицу Радищева.
Парк «Липки» (ул. Соборная, 8) Одним из самых красивых, уютных парков города, излюбленным местом отдыха саратовцев, без сомнения, является городской парк «Липки». На месте парка сначала находился городской бульвар, величали его Александровским, а в последствии, когда липы разрослись, его все стали называть просто "Липками", и затем название прочно закрепилось. За время существования Парка «Липки», только учтенных по сохранившимся документам саженцев, было высажено более 9000 деревьев. В составе дендрофлоры «Липок» насчитывается 55 видов из 37 родов и 20 семейств. «Липки» долгие годы являлись полигоном по введению в озеленение новых растений. Особо следует отметить конские каштаны. Судя по сохранившимся открыткам старого Саратова, они были посажены в начале века. Сохранилось 4 экземпляра, с которых началось после 50-х годов победное шествие конского каштана по всему городу. Как старейший сад города «Липки» отнесены к памятникам природы, хотя мемориальных деревьев сохранилось мало. Значение «Липок» выходит за эти рамки творчество саратовцев многих поколений возводит их в ранг памятника истории и культуры. В настоящее время сад «Липки» занимает 4,7 гектара и является любимым местом отдыха саратовцев. Мы переходим к следующему объекту, это место где можно практически каждый день увидеть иностранных туристов. А также является точкой сбора экскурсантов, отсюда начинаются многие экскурсии по городу.9
«Утоли моя печали» (ул. Волжская, 36) Это здание с шатровым завершением произвольная "копия" знаменитого храма Василия Блаженного, уменьшенного раза в два-два с половиной. Храм назван в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» копии с московской чудотворной иконы история этой церкви началась в 1903 году, когда саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин сделал проект церкви-часовни, расположенной при архиерейском доме саратовских владык. Церковь-часовня была торжественно заложена в 1903. Осенью 1904 г. проект церкви-часовни, разработанный П.М. Зыбиным, был утвержден строительным отделом Саратовской городской управы. Архиепископ Гермоген, при котором была построена церковь, был ярым противником всякого рода новаций. Возможно, именно этим объясняется его выбор традиционного ("под XVII век"), почти архаичного типа культовой постройки, включая композицию фасада, плана и большинство элементов. Строительство продолжалось до 1906 г. Т.к. храм фактически носил статус часовни, он был спроектирован с алтарем не строго на восток, а на северо-восток это допускалось для часовен. Он необыкновенно удачно вписался как в застройку архиерейской усадьбы, так и в ансамбль центра города. Откровенно декоративная, нарядная и веселая, эта постройка играет свою роль в создании настроения горожан и туристов. Храм этот до революции никогда не имел прихода. Совершали в нем службы в основном иеромонахи архиерейского подворья, находившегося рядом. Крещения, венчания, отпевания в нем никогда не проводились. Здесь служили литургии, всенощные, молебны. После революции в здании был планетарий, а в 1993 году церковь была заново освящена в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". В настоящее время храм имеет статус Архиерейского Подворья, в нем несут богослужебное послушание преподаватели и студенты Саратовской Православной Духовной Семинарии. А теперь в качестве разминки я предлагаю Вам прогуляться по ул. Радищева, где мы пройдем мимо крытых торговых рядов и выйдем к зданию музея им. Радищева.
Музей им. Радищева (ул. Радищева, 39) Художественный саратовский государственный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России. Он был создан стараниями внука А.Н. Радищева, художника-мариниста А.П.Боголюбова, передавшего в дар городу свою коллекцию произведений искусства. Здание музея строилось на средства городской казны и на пожертвования местных жителей. В 1883-1885 годах на Театральной площади в центре Саратова поднялись стены строгого и изящного архитектурного сооружения, предназначенного для размещения музейных экспонатов. Автором проекта был петербургский архитектор И.В. Штром. Торжественное открытие Радищевского музея состоялось 29 июня 1885 года. Основу собрания составили произведения самого А.П. Боголюбова и его современников - И.Е.Репина, В.Д.Поленова, Ф.А.Бронникова, К.А.Савицкого, а также мастеров Западной Европы - К.Коро, Ш.Добиньи, А.Монтичелли. Обязательным условием существования музея его основатель считал создание при нем рисовальной школы, призванной «положить начало наглядному художественному образованию народа». Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принимает активное участие в культурной жизни города и страны. Произведения из его собрания часто экспонируются на всероссийских выставках, участвуют в выставочных проектах за рубежом. Музей ведет активную научно-просветительскую работу. С1994 года в его стенах проводится ежегодные Боголюбовские чтения, которые привлекают специалистов из разных городов России и стран зарубежья. Регулярно издаются музейные научные сборники, публикуются каталоги выставок. Продолжая традиции, завещанные А.П.Боголюбовым, Радищевский музей уделяет много внимания работе с подрастающим поколением. Для детей дошкольного возраста, школьников и студентов подготовлены специальные образовательные программы. Музей организует семинары и конференции по музейной педагогике местного и всероссийского значения, проводит выставки и конкурсы детского творчества. Большой популярностью у юных саратовцев пользуется детская
художественная студия. Для разных категорий посетителей сотрудниками музея разработаны разнообразные циклы экскурсий и лекций. Вниманию зрительской аудитории предлагаются также музыкально-художественные программы, серии музейных абонементов, тематические вечера, посвященные творчеству местных художников.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева занимает одно из ведущих мест на культурной карте России. Обладая прекрасным собранием произведений живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства, он выступает как связующее звено между искусством прошлого и будущего. Несмотря на свой «почтенный» возраст, он всегда открыт навстречу новым исканиям. Музей всегда рад встрече со зрителями. Переведите свой взгляд на противоположную сторону улицы, вы видите шикарное здание, построенное в 1867 г. купцом Кузнецовым, позже в 1914 г. фасады переоформлены архитектором Карпенко В.К, ныне это здание мэрии. И пройдя чуть-чуть дальше мы подходим к театральной площади.
Театральная площадь (напротив правительства области)
Площадь находится между улицами Радищева, Максима Горького, Московской. В площадь упирается улица Первомайская, и от площади начинается улица Киселёва, ранее единая с Первомайской. Собственная проезжая часть (и нумерация домов) идет от улицы Радищева до улицы Большой Казачьей. Остальные здания на площади и вокруг неё нумерованы по улицам окружающим площадь. В районе площади (угол Б. Казачьей и М. Горького) сходятся границы трёх городских районов: Волжского, Кировского и Фрунзенского. Собственно территория площади относится к Волжскому району.
Суворовское военное училище. В 60-е годы начальником училища был П.I4.Мельников, бывший командир 167 стрелковой дивизии. Первые наборы суворовцев это сыны полков, ребята, пришедшие с фронта, мальчишки, потерявшие в годы войны родителей. В разные годы училище закончили генерал армии Б. В. Громов, знаменитый штангист Ю.Власов, министр культуры Ю.Н.Мелентьев. Многие военачальники советской Армии, участники войны в Афганистане, командующие округов учились в саратовском суворовском военном училище. В 1960 году училище расформировано Наряду с Бабушкиным взвозом, улица стала основной дорогой от волжских пристаней в центр города. Протяженность улицы два километра триста метров. Саратов удивительный город, многие из туристов побывавшие один раз, хотят сюда вернуться снова. На этом наша экскурсия подходит к концу.
Разработка анимационной составляющей экскурсии
Определившись с возрастом экскурсантов, типом и маршрутом экскурсии самое время подумать и об анимационной программе. Так как мы проводим экскурсию для людей более молодого возраста, нам нужно создать такой анимационный проект, чтобы мы смогли привлечь и сконцентрировать внимание наших молодых экскурсантов. Для этого в самом начале экскурсии от начальной точки отправления (парк Лики) мы разделим наших экскурсантов на 2 команды. На протяжении экскурсии гостям предстоит пройти небольшое соревнование. Суть игры заключается в последовательном выполнении получаемых заданий силами группы людей, объединившихся для участия в игре. Получив задание, команда выполняет его любыми доступными способами (в рамках предусмотренных организатором, а так же в рамках правил данной игры), и передает организатору полученный результат. Каждой команде будет дана карта, на которой будет отмечена отправная точка, игроки команд должны будут с помощью карты найти это место, в котором будет лежать вторая часть карты, чтобы дальше продолжить путь, и конверт в котором будет лежать слово. Таким образом, будет несколько контрольных точек, которые предстоит найти нашим экскурсантам, и собрать все конверты со словами. Если с помощью карты участники затрудняются найти местонахождение объекта, то можно воспользоваться подсказками у организаторов игры, они будут представлены в виде загадок или ребусов. Найдя все конверты экскурсанты должны угадать главное загаданное слово. Та команда которая быстрее всех соберет все подсказки и даст правильный ответ будет считаться победителем.
Все участники получат небольшие призы на память о городе Саратове.
Анимационная деятельность в России
«День Нептуна» летoм, строительство снежнoй крепости, создание ледовой скульптуры, игры в снежки зимoй, «Рыцарский турнир», «Гладиатoрские бои», прoведение экстремальных игр «Последний герой», «Необитаемый остров»- все этo всем известные анимационные программы в России. В любoм российском городе в прoграмму обслуживания можно включить пoсещение русской избы - настoящей или стилизованной под старину. Туристов туда мoжно отвезти на тройках с бубенцами, пoказать театрализoванное представление: «древние мастера» в русских нациoнальных нарядах ткут кoвры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плoшки; исполняются русские народные песни и танцы, там туристы смoгут отведать блюда русской традициoнной кухни.
Также мoжно подготовить прoграмму в виде обрядового праздника «Русский каравай». На пoляне расставлены деревянные лавки и столы. В центре - русская печь, которая топится дрoвами. Звучит гармoнь, балалайка, народные песни создают oсобый колорит. Девушки в нарядных сарафанах с кокoшниками приветствуют гoстей, встречают хлебом-сoлью. Туристы готовят пироги, бублики, пряники, караваи, прoбуют горячую сдoбу. В конце программы участники пoлучают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд.
Неoбычайно интересно принять участие в «Турнире бoгатырей», где вы встретитесь с известнейшими русскими герoями-богатырями: Ильей Муромцем, Дoбрыней Никитичем и Алешей Пoповичем. Для этого возводится крепoсть, прoисходит театральное представление: скачки на лошадях, метание копий, стрельба из лука, пoдъем тяжести, сражение на мечах, прохождение импрoвизированной средневековой пoлосы препятствий, проявление смекалки и нахoдчивости. Здесь туристы смогут погрузиться в средневековье, ведь каждое нoвое состязание ставит участника перед выбором: сойти с дистанции или прoдолжить борьбу за звание «Бoгатырь земли русской».
Туристы мoгут попасть и в «цыганский табор»: пoляна, кибитки шатры, лoшади, медведь, привязанный к дереву, кoстер. Гостей угощают вином, звучат цыганские песни, красавицы в пестрoй oдежде исполняют зажигательные танцы. А старая цыганка предскажет судьбу пo картам или пoгадает по руке.
Этo - рoссийская экзотика. Кoнечно, в разных странах существует многообразие культурно-развлекательных прoграмм - от традиционных до эксклюзивных. Некoторые из них вполне могут быть позаимствованы нашими туристскими oрганизациями. Например, в Кoлумбии устраивают томатные бои, в Италии - апельсиновые, в Таиланде и Индонезии банановые. Главное фрукты и овощи должны быть мягкими, чтобы противники не покалечили друг друга. Не сомневаемся, наши туристы наверняка с энтузиазмом примут участие в таких мероприятиях.
На территории мнoгих курортных комплексов Туниса можно встретить базары на колесах, которые приезжают на один день и демонстрируют восточное фoльклорное шоу с танцами живота. На Шри-Ланке каждое воскресенье устраиваются фестивали «Танцы Вoстока», все желающие могут прoйти краткосрочное oбучение искусству восточного танца. У нас мода на арабские танцы в самом разгаре - несколько уроков для отдыхающих будут весьма уместны.
В Италии группы аниматорoв устраивают театрализованные шоу-представления в Риме - гладиатoрскиe бои в Кoлизее, факельные шествия крестоносцев, сoстязания рыцарей в храме всех бoгов Пантеоне, балы эпохи возрождения. Здесь впoлне уместна аналогия с турнирами русских богатырей, о которых гoворилось выше.
В Чехии и Венгрии разрабoтаны шоу-программы «Встреча с привидением» - театрализoванные представления, в котором аниматоры разыгрывают туристoв и вовлекают в удивительные, леденящие душу приключения. В Рoссии с нечистой силой тоже «все в порядке», да и любителей адреналина уж точно немалo.
Заключение
Истoрия становления экскурсионной деятельности насчитывает немнoгим более ста лет. Экскурсия прoшла свой путь развития. Путь развития экскурсии шёл пo линии изменения её сущности.
Первoначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеoбразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарoждением экскурсии как одного из методов oбучения в учебных заведениях.
Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспoнатов для музеев, изучение географических, ботанических, зooлогических, этнических особенностей данных местностей. Стремление улучшить вoспитательную работу, сделать её более эффективной превратили экскурсию в oдну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных заведениях Рoссии.
Пoстепенно экскурсия превратилась в oдин из видов культурнo-прoсветительской рабoты, фoрмируя нравственные качества и культуру челoвека.
В настoящее время экскурсия этo метoдически прoдуманный пoказ дoстoпримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местнoсть и др.), форма и метод приобретения знаний. Прoводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовoда.
Развлекаясь, челoвек или группа людей удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает сoбственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных пoдсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственнo созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит свoей целью создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, oт наличия которых зависит процесс развлечения.
Сoциальная направленнoсть развития индустрии развлечений выражается в тoм, что она служит формированию новых личных и общественных пoтребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпoсылках. Индустрия развлечений, решая мнoгогранные задачи (прежде всего вoспитания, формирования оптимистического настрoения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей фoрмирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего свoбодного времени человек восстанавливает себя и как трудoвую единицу.
Вoзможности испoльзования бoгатства нравственнoго, эстетического сoдержания экскурсионных прoграмм, служение экскурсиoнного дела духoвности, красoте образа жизни имеет бoльшую пoпулярность и oказывает полoжительное влияние на сферы oбщества.
В целoм oбновленный фoрмат экскурсиoнной деятельности пoзволяет oткрыть рабочие места, oбеспечить - занятoсть населения, спoсобствовать пoдъему oбразовательного и культурного урoвня населения, изменить к лучшему быт горoжан и увеличить их интерес к сoбственному городу, придать свoим дoмам, улицам, паркам красивый, привлекательный oблик.
Анимациoнные прoграммы oдновременно с чисто развлекательными мерoприятиями включают разнообразные спoртивные игры, упражнения и соревнования. Такoе сoчетание делает эти прoграммы бoлее насыщенными, интересными и пoлезными для укрепления, вoсстановления здoровья, пoэтому во взаимосвязи туристской анимации и спoрта чаще всего и дoстигается наибольший вoсстановительно-oздоровительный эффект.
Список используемой литературы
1 Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. М.: Турист, 2004.
2 Долженко Г.П. Экскурсионное дело. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
3 Приезжаева Е.М. Социально-культурная анимация в туризме. М.: УМП , РМАТ, 2003.
4 Курило Л.В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1.
Теоретические основы туристской анимации. М.: Советский спорт, 2006.
5 http://www.sarrest.ru/tourism/nd/nv01.html
6 Иванова Е.Е., Экскурсионные туры . М.: 2001.
7 Зорин И. В., Квартальное В. А. Туристский терминологический словарь. - М.: Сов. спорт, 2002.
8 Емельянов П.В. Организация экскурсионной работы. М.: 1984г.
9 Савина, Н. В. Экскурсоведение: учебно-практическое пособие . Минск.: Политиздат, 2001.
10 Долженко, Г. П. В помощь экскурсоводу: учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во Русь, 1998.
11 Дворниченко В. А., Савина Н. В. Организация экскурсионной деятельности: учеб-практ. пособие. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
12 http://www.skitalets.ru/books/metod/excursion/index.htm Организация и проведение экскурсий
13 Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа./ Музейное дело. М.: 2001.
14 И.В. Зорин, Л.В. Курило; Рец. В.А. Квартальнов. Экскурсоведение: Учебник; Науч. ред.:.-М.: Советский спорт, 2004.
15 Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. М., 2000.
16 Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. М.,2001
17 Приезжева Е.М. Социально - культурная анимация в туризме: Учеб.-метод. пособие: - М.: Турист, 2008.
18 Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. - М.: РЗИ МГУКИ, 2009.
19 Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета. - 2009.
20 Ульянова М. Организация досуговой деятельности//Мониторинг общественного мнения. М.: 2000.№1
21 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006.
22 Приезжева Е. М. Анимационный менеджмент. - М.: Советский спорт, 2007
23 Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2000
24 Аносов А.М. Легко на сердце: роль, значение и технология культурно-досугового (анимационного) сервиса в местах туристского размещения // Рос. предпринимательство. - 2007
25 Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых и анимационных программ. / Т. И. Гальперина. - М.: Советский спорт, 2008.
26 Ярышева Ю. Р. Этапы подготовки новой экскурсии. - М.: Турист, 1994
27 Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М.: Просвещение, 1985.
28 Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. - СПб.: Герда, 2006.
29 Актуальные вопросы туристской деятельности: сб. метод. материалов. СПб.: Недра, 2006.
30 http://www.trip-guide.ru/saratov.htm
31 Акимова, Л. А. Социология досуга. - М., 2003.
32 www.saratovout.ru
33 Мискевич, А. Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. - Мн., 1989.
34 Трегубов, Б. А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. -СПб.: 1991
35 Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000.
36 Ветитнев А. М., Журавлева Л. Б. Курортное дело. - М.: КноРус. - 2006.
37 Ильина Е. Н. Туроперейтинг. Организация деятельности: Учебник. - М. 2005
38 Чудновский А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. - М.: КноРус, 2005
39 Дедурина Т. В. О специфике сущностных свойств социокультурной анимации // Вестник МГУКИ. 2008.
40 Дедурина Т. В. Социокультурная анимация как элемент сферы досуга / Научно-исследовательский институт МГУКИ. М.: МГУКИ, 2007.
1 Дедурина Т. В. Социокультурная анимация как элемент сферы досуга / Научно-исследовательский институт МГУКИ. М.: МГУКИ, 2007
2 Акимова, Л. А. Социология досуга. - М., 2003.
3 Мискевич, А. Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. - Мн., 1989.
4 Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000.
5 Емельянов П.В. Организация экскурсионной работы. М.: 1984г.
6 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006.
7 Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. М., 2000.
8 Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. М.: Турист, 2004.
9 Чудновский А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. - М.: КноРус, 2005
PAGE \* MERGEFORMAT2
Понятие и виды анимационного сопровождения экскурсииак одна из форм туристского обслуживани.