ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ТУРИЗМА, ТУРИЗМ
ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ
В РОССИИ
РЕФЕРАТ
Выполнил(а): |
Фогельман Ксения Васильевна, студентка группы Т 141 |
Научный руководитель: |
Тесля Елена Владимировна, канд.пед. наук доцент |
Омск
2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 ВИДЫ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………5
Глава 2 ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 Этнический туризм……………………………………………………………7
2.2 Классификация этнического туризма………………………………………8
Глава 3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ………………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: Данная тема является весьма актуальной на сегодняшний день, т.к. этнический туризм увеличивает объем туристских потоков по всему миру и России, в частности. Ранее в нашей стране подобных исследований в рамках индустрии туризма практически не проводилось. Информация касательно этнических туров практически отсутствует, что во многом осложняет освещение этой темы с научной точки зрения в настоящее время.
Собираясь в путешествие, каждый человек определят для себя цели своего путешествия, то, что он хочет увидеть и где побывать. В современном мире этнический туризм приобретает особую популярность, так как именно он позволяет узнать о традициях и культуре различных этносов не из книг или телепередач, а непосредственно путем погружения в среду. Каждый может сам увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта.
Этнографический туризм становится фаворитом приключенческого странствия по миру. Это прекрасный способ изучить историю любителям и ученым, а также узнать о своих корнях. Такое новшество в туристских фирмах дало возможность многим даже найти на чужих землях своих дальних родственников. Есть люди, которые посещают места, где когда-то жили их деды-прадеды или они сами были выселены с этих окрестностей в далекой молодости.
Именно стремление познать традиции, культуру, и быт предыдущих поколений, определяет актуальность этнического туризма в России и в мире.
Степень изученности: Степень изученности проблемы развития этнического туризма постоянно находились и находятся в поле зрения государства, практиков туристского движения, участников различных походов и этнографических экспедиций. В данной работе рассмотрены основные аспекты развития этнического туризма в стране и его развитие в мире и России.
Цель: Целью данной работы является изучение этнического туризма и его современного развития в мире и России.
Задачи:
- Определить место этнического туризма в современной классификации туризма.
- Рассмотреть основные виды этнического туризма и их географию.
- Проанализировать перспективы развития этнического туризма в России.
Объект исследования: Объектом исследования данной курсовой работы является этнический туризм.
Предмет исследования: География и развитие этнического туризма в мире.
Истоковедческая база: В ходе данной работы были использованы учебные пособия для студентов, словари и справочники по туризму, журналы по туристической деятельности, а также Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks и eLibrary.ru
ГЛАВА 1. ВИДЫ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Современный туризм явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. [7]
Классификация туристских поездок по видам туризма основывается на целях путешествий. Любая туристская поездка мотивируется какой-то главной целью. Кто-то едет, чтобы отдохнуть на море, кого-то интересуют заморские диковины, а кому-то необходимо подлечиться на курорте. Можно сказать, что существует главная цель путешествия, при отсутствии которой та или иная поездка не может состояться. Эта главная цель отражается в поведенческой модели потребления туристских ресурсов и услуг. Таким образом, можно сказать, что под видом туризма мы понимаем специализацию туристской деятельности, реализуемой на основе целевого использования определенных туристских ресурсов. Во многих случаях при поездке возникают дополнительные цели, например сочетание деловых целей с отдыхом. Следовательно, виды туризма могут комбинироваться в рамках одной туристской поездки. В соответствии с методологией ВТО современный туризм, как уже указывалось выше, классифицируется по следующим целям:
1. Досуг, рекреация, отдых.
2. Посещение знакомых и родственников.
3. Деловые и профессиональные цели.
4. Лечение.
5. Религия, паломничество.
6. Прочие цели.
В практической деятельности туристских фирм для более точного определения главной цели путешествия и формирования соответствующего комплекса туристских услуг (турпродукта) выделяются конкретные виды туристских путешествий. [5]
К ним относятся:
- Рекреационный туризм
- Лечебно-оздоровительный
- Культурно-познавательный
- Религиозный
- Деловой
- Спортивный
- Этнический
- Экзотико-приключенческий
- Транзитный туризм
- Экологоческий
В данном реферате мы рассмотрим один из вышеперечисленных видов туризма «этнический туризм».
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ.
- Этнический туризм.
Этнический туризм основан на посещении туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Вместе с тем этнический туризм определяется различными авторами совершенно по-разному.
-этнокультурный туризм поездки, организуемые в места проживания малочисленных народов, не имеющих своего национального государственного или административного образования;
-туризм соотечественников туристские поездки соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе по линии родственных связей, которые призваны сохранять родственные узы, способствовать культивированию родного языка, приобщению к своим национальным ценностям, взаимопониманию и сотрудничеству;
-ностальгический туризм поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения. [6]
В современной туристской литературе, не смотря на частое использование термина «этнический туризм», отсутствует его общепринятое и непротиворечивое определение. Кажущееся тождество понятий «этнокультурный» и «этнический туризм» - это не больше чем их внешнее сходство. Этнический туризм ориентирован на изучение модальных, стандартных, массовых форм этнического бытия, тогда как путешествия с этнокультурной мотивацией стоит рассматривать как более сложный феномен. С учетом разнообразия туристских ресурсов, диапазона туристских потребностей клиентуры и во многом обусловленной этими факторами вариативностью туров и программ этнический туризм выделяется среди прочих подвидов отечественного этнокультурного туризма едва ли не самым большим потенциалом к развитию.
Некоторые зарубежные авторы придают этническому туризму расширительное толкование, включая в объект познания любой из аспектов истории и социальной действительности различных народов. Но чаще этническим туризмом в отечественных и зарубежных источниках называют путешествия с целью приобщения к бытовому укладу и обычаям народов, ведущих традиционный или близкий к нему образ жизни.
Также этнический туризм можно трактовать как понятие, синонимичное аборигенному туризму. Многократно увеличившееся за минувшие полвека число туристских визитов в общины индейцев в Северной Америке, коренных австралийцев в Австралии, полинезийцев и меланезийцев в Океании, саамов в Северной Европе правомочно рассматривать как классическое проявление описанного феномена. В последние два десятилетия тенденция к поступательному развитию аборигенного туризма дала о себе знать и в России. В частности, наибольших сравнительных успехов на этом поприще добился ряд регионов Сибири и Дальнего Востока (республики Алтай и Бурятия, Прибайкальский, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Амурская область) и европейского севера (Мурманская область).
Параллельно в отечественной туристике бытует и другое понимание этнического туризма, почти тождественное современной дефиниции ностальгических путешествий. Некоторое сходство с ностальгическим туризмом в данном случае заключается в стремлении прикоснуться не к любой, а именно к собственной этнической традиции. [1]
- Классификация этнического туризма
Классификация, как известно, является инструментом научного познания. Согласно экономико математическому словарю, классификация представляет собой отнесение объектов, элементов некоторого множества к тому или иному классу (подмножеству, элементы которого характеризуются неким существенным признаком или группой существенных признаков). Классификация любых явлений позволяет выделить особенности структурных составляющих, ранжировать структуры по их значимости и расставить приоритеты, что необходимо для решения многих задач, в том числе касающихся управления туризмом.
В настоящее время не единой общепринятой классификации туризма, а в основе наиболее распространенных из них лежат признаки цели туризма, возрастной категории туристов, продолжительности путешествия и способа организации поездки. Интересно отметить, что в существующих классификациях туризма этническому туризму отводится разное место, что обусловлено несогласованностью определений понятия «этнический туризм» в научно исследовательской и учебной литературе. Одни авторы, говоря об этническом туризме, используют разные термины, например «этнографический», «ностальгический», «глубокий», или «аборигенный», другие полагают, что возник новый вид туризма, выделяя при этом этнографический и этнический виды туризма как самостоятельные; третьи рассматривают этнический туризм как разновидность культурного и как особое направление экологического туризма.
Наблюдаемая несогласованность мнений авторов относительно этнического туризма и его отсутствие в наиболее распространенных классификациях туризма обозначили один из главных вопросов, возникающих в процессе его изучения, - вопрос о том, относится ли этнический туризм к самостоятельному виду или является принадлежностью другого вида, т.е. разновидностью.
Для ответа на этот вопрос рассмотрим определения понятия «этнический туризм», предлагаемые различными авторами:
- Биржаков М.Б. Подвид культурного туризма, направленный на знакомство с отдельными нациями и народами и их изучение в целях культурного и языкового обмена.
- Малова Н.А. Вид туризма, связанный с посещением исторической родины или мест рождения родственников.
- Моралева Н.В. Ледовских Е.Ю. Сегмент туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристической достопримечательностью.
- Программа развития туризма в г. Минске на 2006-2010 гг. от 31 декабря 2005 г. № 212. Вид туризма, который позволяет удовлетворить интерес потребителей к самобытной народной культуре. Туристы о время экскурсии знакомятся с архитектурой, фольклором, обрядами, народными традициями, ремеслами, блюдами национальной кухни.
- Романов А.А. Саакянц Р.Г. Вид туризма, совершаемого народами в разных странах, имеющих единый или родственный языки либо связанных общностью истории и культуры.
- Сундуев Ч.Ч. Хышиктуева Л.В. Одно из направлений культурно- познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой.
Из приведенных определений видно, что понятие «этнических туризм» трактуется различными авторами по-разному, а место этнического туризма в системной классификации понятий оценивается неоднозначно этнический туризм признается видом туризма, подвидом, сегментом, направлением культурно-познавательного туризма.
Отнесение этнического туризма к категории разновидности было оправданно в прошлом столетии, однако в настоящее время, на наш взгляд, этнический туриз не является разновидностью, а относится к самостоятельному виду. Целесообразность закрепления за этническим туризмом статуса самостоятельного вида обусловлена рядом причин.
Во-первых, этнический туризм распространен во всем мире. Это связано с тем, что возможности для знакомства и соспрокосновения с подлинной, уникальной, традиционной жизнью людей имеются в различных уголках мира. В Российской Федерации все больше регионов экономически заинтересовано развивать этнотуризм. К их числу относятся республики Карелия, Марий-Эл, Саха, Бурятия, Приморский край, Иркутская и Самарская области и др.
Во-вторых, этнический туризм имеет тенденцию к непрерывному развитию, что вызвано процессами глобализации, утратой идентичности социальными группами, этносами, народами, а также, как отмечают ученые, «постмодернистскими настроениями в обществе, проявившимися в тяготении к самопознанию».
В-третьих, интерес к этническому туризму нарастает, что подтверждается увеличением количества туристов, желающих познать жизнь самобытных народов, а также проявлением инициативы этническим общностями, обусловленным большим количеством социальных функций, которые выполняет этнический туризм. В частности, этнический туризм сособствует укреплению толерантного отношения к представителям разных этносов; помогает мохранению культурного, социального и ландшафтно-экологического разнообразия; способствует укрепелению чувства идентичности и дальнейшему сохранению культуры региона; сохраняет многообразие и многоликость современного мира, способствует возрождению местно кухни, местных способов изготовления традиционных предметов быта и ремесел, а это в конечном итоге «возраждает местные сообщества в целом и обеспечивает альтернативу постепенному экономическому спаду и депопуляции, которые грозяи многим поселкам».
Таким образом, учитывая, что субстанцией этнического туризма является этническая общность, базовой составляющей которой служат люди, а также перспективу его распространения, можно сформулировать следующее определение понятия «этнический туризм»: это вид туризма, основная цель которого заключается в познании бытовой культуры народа той или иной этнической общности.
Уточненное содержание понятия «этнический туризм» и закрепление за ним статуса самостоятельного вида создают условия для более глубокого его изучения. В частности, нами выявлены две разновидности этнического туризма поверхностный и глубоки й. [4]
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.
Современное российское общество с каждым годом все активнее предъявляет к внутреннему туризму самые разнообразные требования. То обстоятельство, что Российская Федерация представляет собой огромное многонациональное государство, заставляет внутренний туризм реагировать на этнокультурные интересы, запросы и потребности ее населения и развивать в себе специальное этнокультурное направление.
Важность развития данного вида туризма для российского государства очевидна. С одной стороны, этнотуризм может способствовать удовлетворению этнокультурных социально-психологических и в целом познавательных потребностей россиян, а также содействовать их более тесному этническому знакомству и межкультурному взаимодействию. С другой стороны, этнотуризм может выступать эффективным средством воздействия на российскую экономику, развивая ее на первоначальном этапе в региональных и местных масштабах и далее, в масштабах страны. [2]
В России сейчас повышается интерес к традиционной русской культуре, и как следствие активно развивается этнографический туризм. Наряду с архитектурно - этнографическими музеями под открытым небом: Кижами, Витославлицами, Малыми Карелами, Семенково (архитектурно этнографический музей Вологодской область), открываются комплексы с характерными названиями: Тридевятое царство (Ярославская область), Город мастеров (Нижегородская область). Строятся многочисленные сельские усадьбы, предоставляющие услуги не только проживания, но и традиционного досуга (деревня Мандроги, Ленинградская область).
Развитие же этнического туризма, ориентированного на знакомство с традиционной русской культурой, в нашей стране сталкивается с дополнительной проблемой.
Традиционные культурные ландшафты европейской территории России в ХХ в. подверглись значительному разрушению, и их восстановление должно предшествовать или идти параллельно с развитием этнического туризма, а это требует дополнительных капиталовложений и долгосрочных государственных программ, направленных на восстановление традиционной системы расселения и традиционного природопользования.
Говоря о традиционной культуре и ее возрождении, сегодня чаще всего обращаются к Русскому Северу Пинежью, где еще сохранились живые русские деревни. Здесь еще можно найти молодое поколение, способное поддерживать традиционное хозяйство, еще живы старожилы, готовые принимать туристов в своих домах и учить их местным напевам и обрядам, в бабушкиных сундуках еще сохранились наряды начала прошлого века, а на чердаках предметы деревенского быта столетней давности. Еще есть мастера, хранящие традиции народных промыслов резьбы по кости, плетения из бересты, резьбы по дереву. К сожалению, современный сценарий развития рекреации на Русском севере напоминает азиатский вариант развития этнического туризма. Продукция, произведенная на местных полях, не может конкурировать с продукцией, произведенной в других регионах, а дома местных жителей с гостевыми домами, хозяева которых живут в Москве, Петербурге, Архангельске. Уходят из жизни старики, унося воспоминания, песни, сказы и мастера, способные передать свое искусство последующим поколениям. Живая культура подменяется фольклорными шоу, разрушаются дома, зарастают поля, и покосы, «местные» сувениры завозятся из Китая, а молодежь уезжает в города. [8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов. Современному обществу интересно изучение образа жизни различных народов, которые жили в давние времена, интересно знать их культуру и быт, знать историю происхождения своих предков, их обычаи и традиции, уклад жизни. У этнического туризма на сегодняшний день существуют прекрасные перспективы для развития, так как сегодня спрос на необычные места отдыха только растёт.
С каждым годом растет число туристов подобными путешествиями, тех, кто желает испытать на себе жизнь глубинки или окунуться в какую-либо историческую эпоху, оказавшись в бережно сохраненном уголке истории.
Этнический туризм, являясь одним из направлений культурно-познавательного туризма, позволяет совместить отдых с образованием. Только в таком окружении можно познакомиться с историей того или иного государства, окунуться в другую эпоху, представить себя другим человеком чаще всего аборигеном проживающим на данной территории.
Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, главным образом посредством знакомства его с культурными традициями народов.
Одним из перспективных направлении этнического туризма является посещение этнических или фольклорных деревень, в которых представлен быт, традиции и культура того или иного этноса. Таким образом, современные высокоурбанизированные страны могут познакомить туристов не только с историей страны, но также с бытом и укладом жизни проживающих на его территории этносов. В таких деревнях можно принять непосредственное участие в проведении обрядов и церемоний, примерить национальную одежду, заняться национальным ремеслом и даже остаться на ночь.
Для России этнический туризм представляет собой весьма перспективное направление для развития, Этнические экспедиции всегда будут популярны среди исследователей, фольклористов, да и просто жителей нашей страны. Богатая культура и история, разнообразные традиции, большое количество различных этносов, проживающих на территории государства, только способствуют его развитию.
По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами. По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент на рынке этнографического туризма. Растущая популярность туров на Русский север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России. [3]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бутузов, А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие. М.:КНОРУС, 2013. -248 с.
- Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса: научный журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. -2012, №3(22). С. 12.
- Бутузов, А.Г. Сервис в России и за рубежом. -2009, №4 (14) [Электронный научный журнал ресурс открытого доступа]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12881268 (дата обращения: 17.01.2015). С. 11-15
- Барлукова, А.В. Известия Иркутской Государственной экономической академии. -2010, №4 [Электронный научный журнал ресурс открытого доступа]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15128178 (дата обращения 17.01.2015) С. 106-108
- Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Исмаев Д.К. Электрон. текстовые данные. М.: Книгодел, МАТГР, 2009. 152 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3771. ЭБС «IPRbooks», по паролю G3Mvz59ucW С. 21.
- Кусков, А.С. Джаладян, Ю.А. Основы туризма: учебное пособие. М.:КНОРУС, 2008. -400 с.
- Солодовникова Ю.Р. Виды туризма [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Солодовникова Ю.Р. Электрон. текстовые данные. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. 212 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26680. ЭБС «IPRbooks», по паролю G3Mvz59ucW С. 7.
- Современные проблемы сервиса и туризма: научно-практический журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. -2014, №1 С. 67-68
PAGE \* MERGEFORMAT 1
ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИИ