Быстрое нападение в баскетболе

6

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТА И ТУРИЗМА

Кафедра спортивные игры

Тема:

«Быстрое нападение в баскетболе»

Выполнила: студентка І курса заочного отделения группа № 4

Куликова Ирина Анатольевна

Смоленск 2013г

План.

1. История возникновения баскетбола.

2. Значение баскетбола.

3. Средства и способы ведения игры.

3.1. Тактика.

3.1.1. Определение.

3.2. Классификация тактики.

3.3. Тактика нападения.

3.3.1. Командные действия. Стремительное нападение.

4. Заключение.

БАСКЕТБОЛ – спортивная игра, цель которой забросить мяч в подвешенную корзину.

Она появилась в 1891 году в США. Преподаватель Серингфилдского колледжа Джеймс Нейсмит придумал динамичную и увлекательную игру в помещении для групп студентов, во время которой занимающиеся, разделившись на две команды по 9 человек, стремились забросить мяч в цель, взаимодействуя между собой передачами и перемещениями.

Сначала мишенью служили две корзины из-под персиков, укрепляемые на балконе гимнастического зала на высоте 3м 05см.

Играли футбольным мячом и только руками. Игра требовала от игроков точности движений, исключала контакт противоборствующих и не позволяла бегать с мячом в руках.

Новая игра названная БАСКЕТБОЛОМ (basket – корзина, ball - мяч) вскоре завоевала всеобщее признание в Америке, и в настоящее время в неё играют миллионы людей на всей планете.

В нашей стране к баскетболу начал проявляться большой интерес с 1906 года.

И на данный момент БАСКЕТБОЛ – одна из самых популярных игр в нашей стране.

Для неё характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками.

Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма.

БАСКЕТБОЛ имеет не только оздоровительно – гигиеническое значение, но агитационно – воспитательное. Игра вызывает у зрителей желание стать такими же ловкими, выносливыми, как и спортсмены.

Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.

БАСКЕТБОЛ как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

ТАКТИКА – это раздел теории и практики изучающий закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника.

Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры.

Их наилучшее использование возможно только при правильном учете основных факторов, которые реально влияют на данный конкретный матч.

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты.

Каждый раздел ее подразделяется на группы в зависимости от принципа организации действий игроков: индивидуальные, командные, групповые.

В свою очередь, каждая из групп, исходя из форм ведения игры, делится на виды (например, индивидуальные действия в нападении могут быть действиями игрока с мячом и действиями игрока без мяча).

НАПАДЕНИЕ – основная функция команды в игре. Команда, овладевшая мячом, становится нападающей. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный ей тактический план.

Главная цель нападающей команды – забросить мяч в кольцо соперника.

По своему характеру все действия нападения подразделяют на индивидуальные и коллективные. В соответствии с классификацией тактики коллективные действия подразделяются на групповые и командные.

Командные действия.

Основа успеха нападения в баскетболе – коллективные действия, направленные на то, чтобы рациональными путями и как можно быстрее создать одному из игроков удобное положение для атаки корзины.

Без командных действий, требующих четких организационных форм взаимопонимания, сыгранности, подчинение индивидуальных стремлений интересам всего коллектива, не может быть полноценной игры в нападении.

Нападение в баскетболе по тактической направленности разделяют на два вида: стремительное (быстрое) и позиционное.

Каждый вид нападения имеет свои системы командных действий.

Так в стремительном (быстром) нападении сложились системы «быстрый прорыв», «эшелонированный прорыв».

Быстрый прорыв – это весьма эффективная система нападения, позволяющая использовать преимущество над соперником в физической и технической подготовленности. Суть её в том, что игроки, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремясь в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать корзину с близкой дистанции.

Быстрый прорыв удается чаще всего, если команда перехватит мяч у соперника или овладеет им при отскоке от своего щита.

Быстрый прорыв можно разделить на три фазы: начало, развитие и завершение.

Успех первой фазы определяется быстротой проведения первоначального отрыва, скоростью рывка каждого участника и своевременностью первой передачи (без лишних движений). Игроки отрываются от соперников, начиная движение вперед в момент, когда партнер ещё готовится овладеть мячом, если, конечно, есть уверенность, что он овладеет мячом. Обычно в прорыве активное участие принимают два-три игрока, находящиеся в первой линии защиты, при поддержке четвертого, пятый игрок обеспечивает страховку тыла. Направление передвижения этих игроков зависит от их расположения на площадке и места. Где команда сумела овладеть мячом. В то время как игроки без мяча делают рывок их партнер, владеющий мячом, должен немедленно отдать его игроку, оказавшемуся впереди соперника.

Стремясь к использованию в игре быстрого прорыва, команда должна создать для этого необходимые предпосылки. Речь идет об активной защите с постоянным воздействием на игрока с мячом, о хорошо организованной, продуманной борьбе за отскок у своего щита, о нацеленности на перехват мяча.

Вторая фаза быстрого прорыва – развитие включает дальнейшие прямолинейные передвижения игроков, ведение мяча и одну-две передачи между нападающими для прохождения средней части поля. По времени эта фаза длится 2-3с.

Завершающая фаза прорыва проходит вблизи щита соперника и длится около 1,5с. Заключительный бросок в корзину обычно выполняют после короткого ведения или быстрого выхода игрока на мяч под щит. В целом хорошо подготовленная команда тратит на проведение быстрого прорыва 4-6с, используя не более трех передач.

Эшелонированный прорыв – наиболее универсальная система стремительного нападения, в которой команда использует каждую благоприятную ситуацию, связанную с овладением мячом, для стремительного перехода в зону соперника и проведения маневренных атак против еще не успевшей организоваться защиты. Развивается и завершается такое нападение, как правило, при подвижном численном равновесии нападающих и защитников с применением взаимодействия двух и трех игроков (пересечение, «тройка», «скрестный выход»). Большое количество участвующих игроков (включая высокорослых нападающих), широкий фронт наступление двумя последовательными эшелонами дают возможность команде оказать разрушающее давление на оборону соперников и добиться результата, используя броски в корзину с близкого расстояния.

Эшелонированный прорыв также имеет три отчетливо выраженные фазы: начало, развитие и завершение.

В первой фазе атаки, в момент, когда один из игроков овладевает мячом, отскочившим от щита, два его партнера уходят в отрыв, вблизи щита разворачивается острая борьба за первую передачу и выход на оперативный простор в середину поля. Игрок, выигравший отскок, после приземления соперников, которые всячески препятствуют первой передаче вперед, укрывает мяч от соперника, уходит с коротким ведением от своего щита и, преодолевая сопротивление, выполняет первую передачу партнеру, которому финтом удалось освободиться от плотной опеки и выйти на заранее обусловленную позицию. Партнер в свою очередь немедленно отправляет мяч вперед игрокам первого эшелона. Длительность первой фазы – 2,5-3с.

Во второй фазе в атаку включаются два игрока второго эшелона, участвовавшие в борьбе за отскок мяча (пятый игрок несколько отстает для страховки тыла на случай потери мяча). Вырвавшись на середину поля, они продвигаются вперед, взаимодействуя на скорости с партнером из первого эшелона по типу пересечения, «тройки» или «скрестного хода». Игрока, выходящего из второго эшелона для завершающей атаки корзины, часто называют сопровождающим. Длительность второй фазы – примерно 3,5с.

В третьей фазе атака завершается в соответствии с типовыми взаимодействиями двух или трех игроков, которые осуществлялись нападающими с ходу в предыдущей фазе развития. Если же защитники группируются у своего щита, стараясь воспрепятствовать проходу, то один из игроков второго эшелона может бросить мяч в корзину со средней или с дальней (трехочковой) дистанции.

В качестве примеров приведем три варианта эшелонированного прорыва:

1. с использованием во второй фазе взаимодействия трех игроков с ходу по принципу «тройки».

2. с использованием во второй фазе взаимодействия трех игроков на скорости по принципу «скрестного хода».

3. с использован6ием перпендикулярных заслонов, выполненных игроками второго эшелона.

Таким образом, эшелонированный прорыв с успехом выполняется командой, имеющей в своем составе баскетболистов, достаточно универсально подготовленных, которые умеют действовать с ходу на любом участке площадки.

И в завершении хочу привести цитату из трудов барона Пьера де Кубертена: «Главное в спорте – не выигрыш, а участие; главное в жизни спортсмена – не турнир, но борьба; важнейшее дело – быть не победителем, но бороться отлично и честно». Дело, а не слава! Вот суть проблемы.

Баскетбол – это как магазин «1000 мелочей», где каждая мелочь нужна и важна. Именно здесь наиболее отчетливо проявляется противоречие между, казалось бы, незначительными причинами и кардинальными последствиями.

Литература:

1. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры под ред. Ю.М.Портнова., Москва 1997., стр. 480

Быстрое нападение в баскетболе