Планирование уроков физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Урок как основная форма организации учебной работы 5

1.1 Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности …………………………………………………….5

1.2 Педагогические требования к уроку физической культуры………………. 8

1.3 Классификация урочных форм занятий и типы школьных уроков... ……10

1.4 Управление нагрузками на уроке физической культуры …………………11

1.5 Домашнее задание по физической культуре ………………………………15

1.6 Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры …………………………………………………..16

2. Планирование уроков физической культуры 22

2.1 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год… ……22

2.2 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть …………………………………………………..24

2.3 Планирование урока по физической культуре…………………........ ……30

2.4 Анализ и самоанализ урока ……………………………………………33

2.5 Пути повышения эффективности урока физической культуры ……37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42


ВВЕДЕНИЕ

Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно является урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями.

Все другие формы - неурочные, не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю), играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам.

В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах и т.д.).

Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, предоставляют для этого наиболее благоприятные возможности[6].

Цель – исследование школьного урока физической культуры как основной формы учебной работы.

Задачи исследования:

- описать характерные черты урока физической культуры;

- определить педагогические требования к уроку физической культуры;

- представить классификацию урочных форм занятий по физической культуре;

- рассмотреть управление нагрузками на уроке физической культуры;

- охарактеризовать особенности домашнего задания по физической культуре;

- описать пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры;

- провести анализ особенностей планирования урока физической культуры на год, четверть, урок.

- проанализировать особенности проведения анализа урока;

- охарактеризовать пути повышения эффективности урока физической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория содержания общего образования, разработанная в трудах В.В. Краевского, Ф.Б. Сушковой, согласно которой в основе обоснования содержания образования должны быть положения о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения; концепции физического воспитания и обязательного минимума содержания среднего П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Ю.Д. Железняка, В.И. Ляха, Б.А. Ашмарина.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.


1. Урок как основная форма организации учебной работы

1.1 Характерные черты урока физической культуры и его специфические особенности

Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Урочная форма занятий предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков [30].

Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направленных на прохождение учебного материала, то есть вооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками. Может иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса к выполнению упражнений в основной части урока. Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит время для решения других педагогических задач.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

В классно-урочной системе основной формой учебных занятий является урок, в том числе и по предмету «Физическая культура и здоровье». Уроки являются обязательными для всех учащихся и должны обеспечивать прочные знания, умения и навыки, предусмотренные государственной учебной программой. Уроки являются обязательными для всех учащихся и должны обеспечивать прочные знания, умения и навыки, предусмотренные государственной учебной программой. На уроках имеются условия для решения всех задач физического воспитания школьников [22]. Характерными чертами урока, которые отличают его от других форм, являются:

- Ярко выраженная дидактическая направленность, обусловленная решения образовательных задач;

- Руководящая роль учителя на уроке;

- Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки;

- Постоянный состав учащихся и их возрастная однородность;

- Обязательность урока для учащихся и проведение согласно расписанию.

Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности по сравнению с уроками других предметов:

- Они могут проводиться в разных условиях (спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне, на лыжне и т.д.), где дети не ограничены в движениях так, как в классе за партой;

- Учащиеся занимаются в спортивной форме, соответствующей месту занятий, погодным условиям и особенностям учебного материала и находятся в различных температурных условиях;

- Уроки физкультуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействий на организм учащихся и требуют индивидуального подхода к детям;

- Учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда ученики вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива, что способствует решению воспитательных задач.

Современный урок физической культуры должен отвечать научно – педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока – залог успешной работы педагога по физической культуре в школе.

Школьные уроки физической культуры обязательно должны быть инструктивными, т.е. дающими знания и умения школьникам для самостоятельных занятий [12].

Содержание и структура школьного урока

В уроке физической культуры принято выделять 2 взаимосвязанные стороны — структуру и содержание.

В содержание школьного урока входит 4 компонента:

- Предметное содержание – физические упражнения, обусловленные конкретными учебно-воспитательными задачами;

- Руководящая деятельность учителя;

- Деятельность учащихся;

- Воспитательно-образовательное содержание как результат совместной деятельности учителя и учащихся.

Структурой принято называть упорядоченность компонентов содержания. В ней выделяют 3 уровня (этапы построения урока):

- Макроструктура – деление урока на наиболее крупные обязательные взаимосвязанные части;

- Мезоструктура – последовательность и взаимосвязь упражнений каждой из частей урока и взаимосвязь между частями урока;

- Микроструктура – взаимосвязанная последовательность действий учителя и учащихся по решению задач урока (методы, методические приемы, установка и уборка оборудования и т.д.).

1.2 Педагогические требования к уроку физической культуры

Урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

- Каждый урок должен быть правильно методически построен по структуре и содержанию;

- Урок должен представлять собой целостное завершенное занятие логически связанное по содержанию и логических установках с предыдущими и последующими уроками. Изучая новое необходимо повторять и закреплять ранее изученное и готовиться к освоению последующего;

- Урок необходимо рассматривать как звено непрерывной цепи урока в течение четверти, полугодия и учебного года;

На каждом уроке необходимо комплексно решать конкретные задачи по 4 основным компонентам:

- Изучение знаний;

- Освоение двигательных действий;

- Развитие физических качеств;

- Овладение навыками и умениями самостоятельных занятий;

Необходимо целесообразно использовать время урока, обеспечив высокую моторную плотность, динамичность, эмоциональность, образовательную и оздоровительную направленность занятий. Паузы отдыха должны носить активный характер анализа ошибок, мысленное проектирование действий;

При проведении уроков нужно использовать разнообразные методы организаций занятий, особое внимание следует уделять методам, побуждающим к творческой активности на занятии;

Влияние каждого урока должно быть разносторонним, усилия необходимо варьировать, обеспечивая оптимальный уровень работоспособности;

Необходимо обеспечить связь изучаемого материала с нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием в зависимости от условий урока;

Необходимо обеспечить индивидуальный подход с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности;

Обязательным условием каждого урока является обучение двигательным действиям и развитие двигательных качеств;

Если на уроке используются упражнения и команды, необходимо правильно и четко их отдавать и добиваться четкого и правильного выполнения, уделяя особое внимание осанке, подтянутости и выправке. Если таких команд нет, урок можно провести без них;

Для формирования навыков, умений самостоятельных занятий необходимо систематически давать и проверять домашние задания;

Уроки физической культуры должны правильно сочетаться с уроками по другим предметам в течение учебного дня и в течение учебной недели;

При проведении занятий необходимо строго соблюдать требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования [4].

В работе нужно основываться на трех принципах.

Принцип сознательности и активности. Его реализация в практической деятельности предполагает: формирование осмысленного отношения, как к общей цели, так и к конкретным задачам и упражнениям урока; поощрение умений и попыток анализировать и контролировать свою деятельность при выполнении физических упражнений; развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.

Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения учебного материала; обучении умениям учитывать свои индивидуальные особенности; обучении способам самосовершенствования.

Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения в целом.

1.3 Классификация урочных форм занятий и типы школьных уроков

Существует большое количество классификаций урочных форм занятий в зависимости от того, какой признак положен в основу каждой из них:

По целевой направленности (цели занятий) различают:

- Уроки ОФП (общей физической подготовки);

- Уроки специальной и прикладной физической подготовки (военно-прикладной);

- Спортивно-тренировочные уроки;

По направленности на решение задач оптимизации здоровья различают:

- Уроки ЛФК (лечебной физической культуры);

- Профилактические уроки;

- Реабилитационные уроки;

- Компенсаторные занятия (рекреационные уроки – активный отдых);

В зависимости от этапа учебно-воспитательного процесса различают:

- Вводные уроки;

- Базовые уроки;

- Изучение, повторение учебного материала;

- Развивающие, поддерживающие уроки;

- Контрольные, учетные, зачетные уроки;

- Комбинированные (смешанные) уроки;

По предмету (содержанию) занятий различают:

- Уроки с однопредметным содержанием (легкая атлетика, гимнастика, плавание);

- Комплексные (с разнопредметным содержанием) уроки (гимнастика + волейбол);

- Методические уроки (подготовки будущих учителей и повышение их квалификации).

К типам школьных уроков относятся уроки по классификации в зависимости от этапа учебно-воспитательного процесса. Сюжетные уроки проводятся в начальных классах на основе сказки, рассказа. Уроки интегрированные – это уроки с использованием материала по другим предметам (литературы, математики) [6].

1.4 Управление нагрузками на уроке физической культуры

Нагрузкой в физических упражнениях называют величину воздействия их на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Под дозированием нагрузки понимается назначение и поддержание определенной меры усилий при выполнении упражнения, а также при необходимости изменения назначенной меры. При управлении нагрузками необходимо придерживаться следующих методических положений:

- Дозировка зависит от педагогических задач, особенностей упражнения и условий их применения;

- Не рекомендуется ориентироваться на стандартные величины нагрузок, хотя допустимо использовать хорошо проверенные образцы в их применении;

- Назначение и регулирование нагрузки производится на основе теоретических глубоких знаний;

- Необходимо наблюдать и учитывать дыхание и ЧСС (частоту сердечных сокращений), окраску кожных покровов, координацию движений, внимание, характер реакции на неожиданные раздражители;

- Обязательно нужно учитывать жалобы и высказывания учеников, резкое снижение работоспособности;

- Нужно проявлять максимальную наблюдательность, быть осторожным при выводах на жалобы при утомлении [5].

Существуют разные способы дозирования нагрузок:

- Уменьшение или увеличение количества повторений;

- Изменение амплитуды движений;

- Уменьшение или увеличение скорости движений, темпа;

- Изменение продолжительности;

- Увеличение или уменьшение длины дистанции;

- Использование дополнительной весовой нагрузки, использование сопротивления упругих или жестких ограничений;

- Усложнение рельефа, пути перемещения;

- Изменение характера преодолеваемых препятствий;

- Усложнение или облегчение исходных и заключительных положений.

Учет возрастных, психофизиологических и личностных особенностей учащихся. Грамотное распределение индивидуальной физической нагрузки во время урока.

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания – одно из главных требований урока.

Восхождение к качеству учебно-воспитательного процесса немыслимо без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры.

Дифференциация обучения предполагает определение четких заданий мальчикам, девочкам, юношам, девушкам, отдельным группам учеников (основной, подготовительной) одного и того же возраста, примерно одинаковых по уровню подготовленности с целью достижения оптимального эффекта в решении педагогических задач. Готовясь к занятию, следует продумать дифференцированные задания для учащихся, особенно в основной части урока. Целесообразно делить учащихся в основной части урока на небольшие отделения, группы, команды, распределять школьников для выполнения упражнений по парам.

Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания. Известный педагог А.С. Макаренко уделял большое внимание этому и рекомендовал предоставить возможность каждому ученику раскрыть свои способности, сохраняя индивидуальность. Необходимо тщательно изучать своих учеников, знать их общие черты и индивидуальные особенности [12].

Систематическое повторение ранее пройденного учебного материала осуществляется для более прочного формирования двигательных умений и навыков, особенно тех, которые составляют основу движений человека в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, перелезании и др. Это одно из важных требований урока физической культуры.

На уроках физической культуры надо осуществлять текущее повторение с целью предупреждения забывания ранее пройденного материала и закрепления двигательных действий. Обобщающее повторение проводится в конце обучения движениям (окончание прохождения темы, четверти, полугодия). Оно ставит задачей систематизацию двигательных умений и навыков, приобретенных за какой – либо отрезок времени. Заключительное повторение проводится после изучения темы, перед выполнением упражнений на оценку.

Педагогический контроль над уровнем физической подготовленности школьников

Постоянный педагогический контроль за усвоением учебного материала дает информацию о качестве овладения движениями, уровнем развития физических качеств, воспитанности школьников. На каждом уроке должен проводиться опрос и вызов учеников с целью демонстрации заданных на дом для закрепления упражнений, выявления теоретических знаний. Наблюдения учителя за группой учеников и отдельными школьниками позволяют оценивать действия учеников, проставлять оценки. Каждая оценка ученика должна быть обоснована, прокомментирована.

Физическая подготовленность – уровень достигнутого развития физических качеств, формирование двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность десантников, спортсменов, учащихся) [9].

Для контроля используются следующие способы:

- Анализ данных медицинских осмотров, состояния здоровья, физического развития школьников;

- Педагогические наблюдения;

- Проверочные испытания (сдача учебных нормативов предусмотренной программой, бег 30, 60м);

- Тестирование физической подготовленности.

Проводится в начале 1-ой четверти (через 1,5-2 недели от начала учебного года) и в конце 4 четверти (за 1-2 урока до конца учебного года). Для этого используются следующие тестовые упражнения:

- Наклон вперед из положения сидя на полу;

- Подтягивания на высокой перекладине (мальчики);

- Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (девочки);

- Бег 30 метров;

- Челночный бег 49м;

- Прыжок в длину с места;

- Бег на длинные дистанции от 500 до 1500 метров.

В течение 1 урока используются не более 2-ух тестовых упражнений.

Ученики 1-ого класса выполняют тестовые упражнения только 1 раз в учебном году в мае. Ученики 2-4 классов тестируются 2 раза – в сентябре и мае.

В 1-2 классах проводится безотметочное оценивание учащихся. В 3-4 классах результаты тестирования не учитываются при выставлении отметок за четверть и учебный год. В 1-4 классах тесты имеют отличия. Поднимание туловища для девочек проводится за 30 секунд, а для мальчиков вис на согнутых руках. Бег на длинные дистанции может состоять по выбору из 6-минутного бега или бега на 800 метров (мальчики 1-2 классе), 500 метров девочки или 800 девочки, мальчики 1000 метров (3-4 классы).

Тестирование 5-11 классов отличается следующим: используется поднимание туловища из поднимания лежа у девочек за 1 минуту, подтягивания в висе у мальчиков. Отсутствие 6-минутного бега, вместо него 1000 метров у мальчиков и девочек (5-8 класс), мальчики 1500 метров и девочки 1000 метров (9-11 классы) [9].

1.5 Домашнее задание по физической культуре

Инструктивно-методическими документами и учебными программами предусмотрены по предмету «Физическая культура и здоровье» домашние задания. Они являются логическим продолжением и дополнением учебной работы. Домашние задания могут быть 3 видов:

  • Задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплекса упражнений;
  • Задания, связанные с развитием двигательных качеств;
  • Задания по самостоятельному усвоению теоретических сведений.

Сроки, на которые они даются, могут длиться от 1-2 недель (1, 3 виды) до 1-2 месяцев (2 вид). Они записываются в классный журнал в графу «Домашние задания», кратко, с обязательным указанием сроков контроля.

На уроке упражнения для домашних заданий должны быть изучены. Ученики должны знать правила безопасности для их выполнения. На выполнение домашних заданий должно ежедневно затрачиваться не более 30 минут. Упражнения должны быть травмобезопасными, известными, не требующими специальных условий и страховки.

В качестве домашних заданий на развитие двигательных качеств могут быть: упражнения со скакалкой, другие прыжковые, беговые, с гантелями, обручами, сгибание-разгибание рук, туловища, комплексы утренней гимнастики. По овладению двигательными навыками могут использоваться упражнения подвижных и спортивных игр, лыжного спорта, ритмической гимнастики, равновесие и т.д.

Выполнение домашних заданий учениками предусмотрено программой физического воспитания. Учитывая их обязательность в формировании двигательного режима ученика, следует планировать систему заданий в четверти, регулярно проверять их выполнение, ставить оценку в классный журнал. Домашние задания не должны вызывать случаи травматизма учеников. Они рассчитаны на доступность и самостоятельность выполнения их учениками дома, во дворе и т.д. к выполнению домашних заданий ученик должен быть подготовлен на уроках физической культуры [15].

1.6 Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической культуры

Учебно-двигательная деятельность по предмету «Физическая культура и здоровье» имеет большие возможности для решения задач нравственного воспитания. Нравственная сущность человека проявляется в единстве его сознания, поведения и чувств. Нравственность как стержневое качество человека требует усвоения нравственных знаний, понятий, которые являются предпосылками осознания учениками своих обязанностей и привычек поведения. Учитель физкультуры должен владеть методикой передачи знаний по вопросам морали и обеспечения связей. Формирование нравственного сознания преимущественно связано с методами словесного воздействия на личность. Итогом их применения должно явиться преобразование нравственных понятий в жизненную позицию, нравственные убеждения школьника.

Эффективность нравственного воспитания учитывается степенью слияния понимания школьником нравственных норм и его поведения. Основная проблема нравственного воспитания — разрыв нравственного воспитания и нравственного поведения [7].

Нравственное поведение складывается из поступков, в основе которых лежат знания и убеждения. Создание ситуации выбора в воспитании — это важнейший путь превращения нравственных знаний в поступок. Физическая культура содержит огромные возможности для воспитания сугубо человеческих качеств — силы воли, смелости, коллективизма, умение терпеть и т.д.

Важное место принадлежит приобретению нравственных привычек, их разделяют на:

  • Индивидуальные;
  • Социальные.

Процесс формирования нравственных привычек требует соблюдения правил:

  • Нужно знать какие привычки отсутствуют, и выбирать к формированию только ту, в которой ученик больше всего нуждается;
  • Необходима опора на положительный образец ребятам;
  • Необходимы ежедневные упражнения с применением этих привычек;
  • Ко всем ученикам надо соблюдать единые требования при любых формах физического воспитания;
  • Во всех формах необходим контроль;
  • Очень сложно разрушать вредные привычки, здесь важно добиться отрицательного отношения к ней у самого ученика, и очень важна реакция других учащихся (группы, коллектива и т.д.).

Формирование нравственного поведения и привычек требует использования методов педагогической коррекции (поощрение и наказание).

Эффективность воздействия методов в большой мере зависит от авторитета учителя. При непререкаемом авторитете учителю не обязательно даже применять наказание, при отсутствии авторитета самое строгое наказание окажется нейтральным [17].

Содержание учебно-двигательной деятельности имеет много ситуаций для выражения чувства мужского достоинства, уважения к девушкам, верности, долга, ответственности, гордости, стыдливости, совести.

Совесть — это группа чувств, позволяющая человеку совершать поступки лично ему не только не полезные, а даже опасные, но в целом полезные сообществу людей.

Нравственное воспитание на уроках физической культуры может осуществляться посредством воздействия словом, применением методов: убеждения (одобрение, поощрение, отрицание), предъявления педагогических требований (прямых и косвенных). Воздействие посредством наглядности с использованием примеров, положительных (педагога и ученика) и отрицательных. Нравственное воспитание осуществляется также посредством специфических средств физического воспитания, к которым относят практическое приучение (выполнение требований спортивной этики, моральных норм) и противодействие их нарушению, а также волевой подготовки.

Эффективности применения методов воспитания способствуют опора на общественное мнение или коллектив и на правила внутреннего распорядка.

Физическое воспитание обладает большими возможностями для формирования поведения, которые приносит человек личные эстетические удовлетворения и не приносит неудобства другим. В эстетическом воспитании на уроках физкультуры также используют воздействие словом для формирования знания о красивом, эстетической оценке упражнений, приучении к творчеству двигательной деятельности.

Важное значение имеет и принцип наглядности, который носит эмоционально выразительных показ технически совершенных упражнений и действий, а также использование различной динамической и статической информации (видео).

Для эстетического воспитания используют также специфические средства физического воспитания – приучение к культуре движений, воспитание стремления к красоте тела, выразительности движений с использованием музыки, эстетически оправданному поведению. Очень важное значение имеют в эстетическом воспитании объективные условия физического воспитания (образцовая постановка учебного процесса, прекрасно оформленная материально техническая база, использование музыкальных произведений и т.д.).

Важное значение физическое воспитание играет и для подготовки учащихся к учебной деятельности. Сущностью многих видов труда являются произвольные движения, которые составляют основу физического воспитания. Многообразие физических упражнений, их разностороннее воздействие на организм является основой для подготовки школьников к трудовой деятельности. Подготовка учащихся к трудовой деятельности на уроках физической культуры осуществляется посредством слова с использование бесед, рассказов и положительной оценки активности учащихся, воздействием посредством наглядности, применением примеров, а также специфическими средствами физического воспитания: приучение к трудовой деятельности на уроке, высокой моторной плотностью урока, подготовкой инвентаря, установкой и уборкой оборудования и т.д. Способствуют повышению эффективности объективные условия: дежурство в раздевалке, уборка спортивного зала, ремонт инвентаря, субботники по оборудованию спортивной базы [25].

Обеспечение психологических условий ведения урока.

Является фактором повышения активности учеников, сознательного отношения их к усвоению знаний. Умений и навыков. Создание благоприятной и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями влияет на результативность работы школьника и педагога. Со временем вырабатывается стиль педагогической деятельности учителя физической культуры.

В конце каждого урока или его части важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

1.Можно предложить ответить на следующие вопросы:

1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2. Было ли тебе интересно?

3. Сумел ли ты получить новые знания?

4. Ты был активен на уроке?

5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашние задания?

6. Учитель был внимателен к тебе?

2 .Можно выдать карточки трех цветов:

- красного цвета обозначает «Я удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я с пользой хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

- желтого цвета обозначает «Урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, на уроке для меня было достаточно комфортно»

- зеленого цвета обозначает «Пользы от урока я получил мало»

3. В конце недели можно провести опрос ученики знаками «+» и «-» выражают свое отношение к учебному предмету [22].

1. Уровень предъявляемых требований меня устраивает.

2. Я доволен оценками, которые мне выставляют.

3. Я с удовольствием иду на урок.

4. Меня устраивает рабочий порядок во время урока.

5. После уроков я всегда выхожу с приятной усталостью.

6. Учитель понимает меня и некогда не кричит.

7. Учитель часто дает интересные задания.

8. Я выполняю домашнее задание систематически, в основном оно не вызывает затруднений.


2. Планирование уроков физической культуры