Составление грузового плана

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТЕТ»

Кафедра Управления судном и промышленного рыболовства

Курсовой проект

По дисциплине: «Технология перевозки грузов морем»

Тема: Составление грузового плана

Курсант Иванов И.И.

Группа

Преподаватель

Нормоконтролер

Мурманск

2012 г.

Оглавление

1. Техническое задание 4

2. Расчет чистой грузоподъемности 7

3. Расчет крепления палубного груза 10

4. Расчет факультативного груза 15

5. Расчет аппликаты центра тяжести разнородного груза 18

6. Расчет посадки и остойчивости при составлении грузового плана 21

7. Построение ДСО и графика плеч кренящего момента 27

8. Проверка общей продольной прочности 32

9. Построение ДСО, критерии погоды и ускорения 35

10. Вывод 41

Список литературы 43

Приложение 45


1 Техническое задание

1.1.Рассчитать морские качества судна на выход из порта погрузки и на приход в порт выгрузки, используя «Информацию об остойчивости капитана». Расчет сделать в соответствии с требованиями Морского регистра судоходства РФ.

Характеристики судна:

Длина расчетная (между перпендикулярами) L = 116 м

Ширина наибольшая по ГВЛ B = 19,2 м

Высота борта при миделе H= 10,4 м

Осадка на ровный киль по ЛГВЛ d0 = 7,5 м
Элементы подводного объема при осадке по ЛГВЛ:

Водоизмещение объемное V=11260 м2

Водоизмещение (р= 1,025 т/м3) D0= 11550 т

Коэффициент общей полноты б = 0,674

Коэффициент полноты площади ватерлинии = 0,752

Коэффициент полноты площади миделя = 0,970

Водоизмещение порожнего судна Dп = 4585 т
(с командой, провизией и снабжением)

Условный максимальный дедвейт DW= 7015 т
(без команды, провизии и снабжения)

Площадь боковой парусности при осадке по ЛГВЛ: Sпо = 985 м2

Абсцисса центра парусности при осадке по ЛГВЛ: Хпо = 15,0 м
Аппликата ц.т. порожнего судна Zgп = 8,22 м

Груз :

зерно 1200 т УПО = з3 = 1,25 м3/т (3-й трюм).

зерно 1000 т УПО = з4 = 1,30 м3/т (4-й трюм).

Обязательный груз:

Олифа – Ролифа= 700 т УПО – олифа = 1,75 м3/т

Олово – Ролово = 600 т УПО – олово = 0,25 м3/т

Факультативный груз:

Ткань – Рткань УПО – ткань = 3,03 м3/т

Проволока – Рпров УПО – пров = 0,70 м3/т

Палубный груз: - Рпалуба=35 т; V = 4х4х4 м = 64 м3

Порт погрузки: Мурманск (Россия).

Порт выгрузки: Стамбул(Турция).

1.2. Судно следует через Кольский залив в Баренцево море. Затем в Норвежское море вдоль побережья Норвегии, далее в Северное море. Затем через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш – в Бискайский залив. После этого через Гибралтарский пролив в Средиземное море и затем через пролив Босфор в п. Стамбул.

Узкости и их протяженность:

- Кольский залив = 37 мм;

- пролив Па-де-Кале = 20 мм;

- Пролив Ла-Манш = 312 мм;

- Гибралтарский пролив = 32 мм;

- Пролив Босфор =16 мм.

Sуз = 417 мм.



2 Расчет чистой грузоподъемности

2.1. Расчет расстояния на переход

Используя «Таблицы морских расстояний» находим расстояние между портами:

Lп = 4689 морских мили.

2.2. Находим ходовое время по формуле:

tх = (S-Sуз) / (24 * Vгр) + (Sуз / (24 * Vуз)) (2.1)

где Vгр – скорость судна в грузу

Vгр = 13,5 узлов

Sуз – протяженность узкостей

Vуз – скорость в узкостях

Vуз = 7,0 узлов

tх = (4689 - 417) / (24 * 13,5) + (417 / (24*7,0)) = 4272 / 324 + 417 / 168 = 13,18+ 2,48 = 15,66 = 16 суток.

2.3. Рассчитываем запасы на рейс

Исходя из полученного времени, рассчитываем количество топлива, воды и провизии на рейс:

Рт = Кшт qxт tх (2.2)

Pв = Кшт qxв tх

где qxт, qxв – суточный расход топлива и воды на ходу, т/сут;

Кшт – штормовой запас

Кшт = 1,2

qxт = 21,5 т/сут Рт = 1,2 * 21,5 * 16 = 412,8 т

qxв = 6,0 т/сут Pв = 1,2 * 6,0 * 16 = 115,2 т

Мзап = Рт + Pв = 412,8 + 115,2 = 528,0 т

2.4. Рассчитываем чистую грузоподъемность

ч = w – Мзап (2.3)

где ч – чистая грузоподъемность; w = 7015т – дедвейт

ч = 7015 – 528 = 6487,0 т

Принимаем чистую грузоподъемность ч =6487 т.



3 Расчет крепления палубного груза

3.1 Для расчета креплений палубного груза используются гибкие средства крепления: стальные тросы, цепи, проволока, такелажные скобы, талрепы. В нашем случае будем использовать скобы, талрепы, зажимы и стальные тросы.

Гибкие крепления должны удовлетворять условию:

Qн = qFнmax, (3.1)

где Qн – разрывное усилие найтова;

q – коэффициент запаса прочности для стального троса(q = 3, если груз установлен на верхней открытой палубе);

Fнmax – наибольшее растягивающее усилие от бортовой или килевой качки.

Поскольку груз закреплён на палубе и троса натянуты под углом 30 к палубе, Fнmax найдём по формуле:

Fнmax = Fy/cos30. (3.2)

Составляющая Fy есть сумма сил, действующих на палубный груз:

Fy = Py + Py' + Py'', (3.3)

где Py – сила, действующая на груз при качке ( = 30);

Py' – сила давления на боковую поверхность груза;

Py'' – усилие от удара волн (гидравлические удары волн).

Py найдём по формуле:

Py = 0,5m[9,8 + (39,5(z + r0)/T12)] (3.4)

Z - расстояние от главной поалубы до ц.т. судна:

z = 5+ 0,5hгр (3.5)

Зная, что hгр = 4 м, получим:

z = 5 + 0,5 * 4 = 5 + 2= 7,0 м

r0 – полувысота волны:

r0 = (1/4)hгр (3.6)

r0 = 4/4 = 1,0 м

Период качки T1 выразим из формулы метацентрической высоты судна

h0 = (KB/T1) 2:

T1 = КВ/ h0 (3.7)

Зная, что B = 19,2 м, К = 0,78 (для нашего судна) и h0 = 1,6 м, получим:

T1 = 0,78*19,2/1,6 = 11,8 с.

Зная r0 = 1,0 м, z = 7,0 м, T1 = 11,8 с, и m = 35 т, найдём Py:

Py = 0,5*35*[9,8 + (39,5*(7 + 1)/11,82)] = 211,2 кН

Найдём Py' по формуле:

Py' = 1,5 * Sy (3.8)

где Sy = hгр2 – площадь подветренной стороны груза.

Получаем:

Py' = 1,5 * 42 = 24 кН

Py'' найдём по формуле:

Py'' = p * S'y, (3.9)

где S'y – половина площади подветренной стороны груза:

S'y = Sy /2, (3.10)

S'y = 16 /2 = 8 м2

p – сила удара волны, которая зависит от высоты заливания hв:

hв = hгр /2 (3.11)

hв = 4/2 = 2 м

При hв = 2 м, p = 17,6 кН/м. Зная S'y = 8 м2 находим Py''.

Py'' = 17,6 * 8 = 140,8 кН

Найдём Fy по формуле (9.3):

Fy = Py + Py' + Py'' = 211,2 + 24 + 140,8 = 376,0 кН

Найдём Fнmax по формуле (3.2):

Fнmax = 376,0/cos30 = 434,2 кН

Для подбора тросов, скоб, зажимов и талрепов найдём Qн по формуле (3.1):

Qн = qFнmax = 3*434,2 = 1302,6 кН

3.2. Исходя из полученных данных о разрывных усилиях найтова подходящие гибкие крепления по правилам 4-М.

3.2.1 Талрепы.

Берём 8 талрепа. Тогда каждый из выбранных талрепов должен иметь допустимую нагрузку не менее полученного разрывного усилия.

Qн тал = 1302,6/8 = 162,83 кН

По таблице 13.3 выбираем талрепы:

Талреп 200-ОС-ВВ. Допустимая нагрузка 200 кН(20 тс). Основные размеры:

B = 150 мм, b = 68 мм, d = 60 мм, Lmax = 1247 мм, Lmin = 939 мм, L2 = 1239 мм,

l = 120,0 мм.

3.2.2 Канаты.

Берём 8 канатов. Тогда каждый из выбранных канатов должен иметь разрывное усилие не менее полученного разрывного усилия.

Qн трос = 1302,6/8 = 162,83 кН

По таблице 13.1 выбираем канаты:

Канат типа ТЛК-О. Маркировочная группа 1666 МПа (170 кгс/мм2). Разрывное усилие не менее 376500 Н. Основные параметры: диаметр каната dk = 27 мм.

3.2.3 Скобы.

Берём 16 скоб для 8 канатов. Тогда каждая выбранная скоба должна иметь допустимую нагрузку не менее полученной допустимой нагрузки.

Qн скоба = 1302,6/16 = 81,4 кН

По таблице 13.2 выбираем скобы:

Скоба СА-100. Допускаемая нагрузка 100 кН(10 тс). Основные размеры:

L = 268 мм, D = 130 мм, Hl = 362 мм, B = 90 мм, dl = 72 мм.

3.2.4 Зажимы тросовые.

Берём 16 зажима для 8 канатов. Тогда каждый зажим должен соответствовать диаметру каната dk.

По таблице 13.4 выбираем зажимы:

Зажим марки 28. Диаметр каната dk = 25-28 мм. Основные размеры: А = 50 мм,

В = 42 мм, L = 86 мм, H = 110 мм, В = 30 мм, dl = М20, h = 35 мм.



4 Расчет факультативного груза

4.1. Определяем количество факультативного груза

Рф = ч – Роб (4.1)

где Роб – вес обязательного груза

Роб = Ролифа + Ролово + Рз + Pпалуб. (4.2)

где Ролифа – вес перевозимой олифы;

Ролово – вес перевозимого олова;

Рз – вес перевозимого зерна;

Роб = 700 + 600 + 1200 + 1000 + 35 = 3535 т

Рф = 6487 – 3535 = 2952 т

4.2. Определяем объем обязательного груза:

Vоб = * Роб (4.3)

V1об = олифа * Роб1 = 1,75 * 700 = 1225 м

V2об = олово * Роб2 = 0,25 * 600 = 150 м

Vоб = V1об + V2об (4.4)

Vоб = 1225 + 150 = 1375 м

4.3. Определяем объем трюмов для факультативного груза

Vф = V – Vоб (4.5)

где V – суммарный объем трюмов №1, №2, №5

V = V1 + V2 + V5

Где V1 – объем трюма №1 V1 = 1600 м;

V2 – объем трюма №2 V2 = 2400 м;

V5 – объем трюма №5 V5 = 2560 м;

V = 1600 + 2400 + 2560 = 6560 м;

VФ = 6560 – 1375 = 5185 м;

4.4. Определяем вес факультативного груза:

Рф = Рткань + Рпров (4.6)

Vф = ткань * Рткань + пров * Рпров (4.7)

Для полного и рационального использования грузоподъемности и грузовместимости судна решаем данную систему уравнений:

2952 = Рткань + Рпров

5185 = 3,03* Рткань + 0,70 * Рпров

Получаем:

Вес ткани – Рткань = 1338,5 т;

Вес проволоки – Рпров = 1613,5 т;

Vткань = 4055,6 м;

Vпров = 1129,4 м.



5 Расчет аппликаты центра тяжести разнородного груза.

Трюм №1

Олово Олифа Ткань

олово = 0,25 м/т; олифа = 1,75 м/т; ткань = 3,03 м/т;

Ролово = 600 т; Ролифа = 700 т; Рткань = 74,2 т;

Vолово = 150 м; Vолифа = 1225 м; Vткань = 225 м;

Zолово = 1,8 м; Zолифа = 4,5 м; Zткань = 8,3 м.

Объем трюма №1 = 1600 м;

Аппликата ЦТ разнородного груза в трюме №1 находится по формуле:

Z1 = (Ролово *Zолово + Ролифа* Zолифа + Рткань* Zткань) / (Ролово + Ролифа + Рткань) (5.1)

Z1 = (600 * 1,8 + 700 * 4,5 + 74,2 * 8,3) / (600 + 700 + 74,2) = 3,53 м.

Трюм №2

Ткань

ткань = 3,03 м/т;

Рткань = 792,1 т;

Vткань = 2400 м;

Zткань = 4,5 м;

Объем трюма №2 = 2400 м.

Аппликата ЦТ ткани в трюме №2 Z2 = 4,5 м;

Трюм №5

Проволока Ткань

пров = 0,70 м/т; ткань = 3,03 м/т;

Рпров = 1613,5 т; Рткань = 472,2 т;

Vпров = 1129,4 м; Vткань = 1430,6 м;

Zпров = 3,2 м; Zткань = 5,1 м;

Объем трюма №5 = 2560 м.

Аппликата ЦТ разнородного груза в трюме №5 находится по формуле:

Z5 = (Рпров * Zпров + Рткань * Zткань) / (Рпров + Рткань) (5.2)

Z5 = (1613,5 * 3,2 + 472,2 * 5,1) / (1129,4 + 472,2) = 4,73 м.



6 Расчет посадки, остойчивости к составлению грузового плана.

Судно в полном грузу со 100% запасов.

6.1. Распределяем генеральный груз по трюмам с таким расчетом, чтобы обеспечить продольную прочность судна и дифферент наиболее близкий к оптимальному d= -0,5 -1,0 м на корму. Объем, занимаемый принятым грузом, в каждом трюме определяется по формуле:

V = P (6.1)

где – удельный погрузочный объем груза, м/т, Р – вес груза, т

Распределение груза показано в табл.№1

Таблица 1 - Распределение грузов

№ п/п

Принятый груз

P,т

,м/т

V = P

1

Олифа

700

0,34

170

2

Олово

600

1,98

1386

3

Ткань

1338,5

1,27

4017

4

Проволока

1613,5

2,55

987

5

Трюм №3 (зерно)

1200

1,25

1250

6

Трюм №4 (зерно)

1000

1,35

1485

7

Палубный груз

35

-

64

Всего

6487

Координаты центра тяжести (ЦТ) генерального груза в трюмах №1,2,5 определяем по чертежу размещения грузов (Приложение 2) в зависимости от объема груза в каждом трюме

Трюм № 1 при V = 1600 м Z = 3,53 м, X = 44,0 м;

Трюм № 2 при V = 2400 м Z = 4,5 м, X = 26 м;

Трюм № 5 при V = 2560 м Z = 4,73 м, X = -16м;

Палубный груз: V=64 м; Z = 12,5 м; Х = -10 м.

Абсцисса Х ЦТ зерна в трюмах даны на стр 5 М9, а аппликата Z находится по графику Приложение 1 в зависимости от объема зерна в каждом трюме:

Трюм №3 при V = 1200 м Z = 3,70 м Х = 12м;

Трюм №4 при V = 1000 м Z = 3,20 м X = -2м;

Найденные координаты (X, Z) ЦТ груза в трюмах заносим в таблицу 2.

Поправочный момент для перехода к плоскости отсчета (Z0 = 6,0м)

Мz =11570,00 * 6 = 69420,00 тм;

Исправленный момент М0z = Мz - Мz = 66044,72- 69420,00 = -3375,28 тм;

Таблица 2 - Суда в полном грузу с 100% запасов

Статья нагрузки

Р, т

Х, м

Z,м

Мх, тм

Мz, тм

1. Судно порожнем

4500

-10,10

8,23

-45248,00

36870,40

2. Команда, снабжение, провизия

55

-51,50

9,25

-2832,50

508,75

3. Трюм №1

1374,2

44,0

3,53

60464,80

4850,90

Трюм №2

792,1

26,00

4,5

20594,60

3564,45

Трюм №3 (зерно)

1200

12,00

3,70

14400,00

4440,00

Трюм №4 (зерно)

1000

-2,00

3,20

-2000,00

3200,00

Трюм №5

2085,7

-16,00

4,73

-33371,20

9865,36

Палубный груз

35

-10,0

12,5

-350,00

437,5

Итого п.3

6487

9,21

4,06

59745,27

26337,22

4. Судовые запасы

528

-29,40

4,37

-15523,2

2307,36

5.Судно без балласта

11570

0,58

6,20

-3866,10

66044,72

По данным табл.2 рассчитываем координаты ЦТ судна без балласта

Xg = Мхi / Pi = -3866,10 / 11570,00 = -0,33 м;

Zg = Мzi / Pi = 66044,72/ 11570,00= 5,71 м;

6.2. Проверяем дифферент судна по формуле

d = (* (Xg – Xс)) / М (6.2)

где - весовое водоизмещение судна, т;

Xg – абсцисса ЦТ судна, м

Xс – абсцисса центра величины судна, м;

М – момент, дифферентующий судно на 1м, тм/м;

Значения Хс и М определяется по кривой элементов теоретического чертежа (Приложение 3) при = 11570,00 имеем: Xс = 0,66 м, М = 12750 тм/м

Дифферент судна в полном грузу со 100% запасов без балласта:

d = (11570,00* (-0,33 - 0,66)) / 12750 = -0,90 м

Знак «минус» означает, что дифферент на корму. Так как -0,5 < d = -0,9 < -1,0 м, то дифферент судна находится в допустимых пределах, т.е. судно дифферентовано без балласта.

6.3. Определяем среднюю осадку и начальную остойчивость.

Для весового водоизмещения судна = 11570,00 т с кривых элементов теоретического чертежа (Приложение 3) снимаем: среднюю осадку судна Т = 7,5 м и аппликату метацентра Zм = 7,30 м.

Так как критерием остойчивости является метацентрическая высота hо > 0, то определяем метацентрическую высоту по формуле:

hо = Zм – Zg = 7,30 – 5,71 = 1,59 м.

6.4. Проверяем остойчивость судна по предельному моменту (без учета смещения зерна).

Предельный момент (Мz)пред при определении по диаграмме предельных моментов (Приложение 4) при = 11570,00: (М)пред = 20000 тм.

Момент относительно плоскости отсчета Мz = -3375,28 тм.

Так как Мz = -3375,28 тм < (Мz) пред = 20000 тм, то судно остойчиво.

Судно в полном грузу с 10% запасов

6.5 Весовая нагрузка судна в полном грузу с 10% запасов представлена в табл.3

Таблица 3 - Весовая нагрузка судна в полном грузу с 10% запасов

Статьи нагрузки

Р,т

Х,м

Z,м

Мх,тм

Мz,тм

1. Судно порожнем

4500

-10,10

8,23

-45248,00

36870,40

2. Команда, снабжение,

55

-51,50

9,25

-2832,50

508,75

Итого п.3

6487

9,21

4,06

59745,27

26337,22

4. Судовые запасы 10%

52,8

-29,40

4,37

-1552,32

230,74

5.Судно без балласта

11094,8

0,91

5,76

10112,45

63947,11

6. Балласт

-

-

-

-

-

7. Судно с балластом

11094,8

0,91

5,76

10112,45

63947,11

Поправочный момент для перехода к плоскости отсчета (Zo = 6,0м)

Мz = 11094,8 * 6 = 66568,8тм

Исправленный момент Мz = Мz - Мz = 63947,11 - 66568,8 = -2621,69 тм

Координаты ЦТ судна без балласта

Xg = Мхi / Pi = 10112,45 / 11094,8= 0,91 м

Zg = Мzi / Pi = 63947,11 / 11094,8 = 5,76 м

6.6 Дифферент судна в полном грузу с 10% запасов без балласта:

d = (*(Xg – Xc)) / М

Значения Хс и М определяется по кривой элементов теоретического чертежа (Приложение 3) при = 11094,8 т имеем: Xc = 0,8, М = 12550 тм/м

d = (11094,8 * (0,91 – 0,9)) / 12550 = 0,01 м;

Судно не имеет оптимального дифферента и нуждается в приеме дополнительного балласта.

6.7 Расчет принятого балласта

Для изменения дифферента судна принимаем балласт в цистерну ахтерпик

№ 46: М = 11320 тм; Х= - 56,6 м.

Мх бал= М*(d- d0) = 11320*(0,01-0,7) = - 7810,8 тм

Весовая нагрузка судна в полном грузу с использованием балласта представлена в табл.4

Таблица 4- Весовая нагрузка судна в полном грузу с 10% запасов с балластом

Статьи нагрузки

Р,т

Х,м

Z,м

Мх,тм

Мz,тм

1. Судно порожнем

4500

-10,10

8,23

-45248,00

36870,40

2. Команда, снабжение,

55

-51,50

9,25

-2832,50

508,75

Итого п.3

6487

9,21

4,06

59745,27

26337,22

4. Судовые запасы 10%

52,8

-29,40

4,37

-1552,32

230,74

5.Судно без балласта

11094,8

0,91

5,76

10112,45

63947,11

6. Балласт

138,0

-56,6

7,64

-7810,80

1054,32

7. Судно с балластом

11144,8

0,21

5,83

2301,65

65001,42

Поправочный момент для перехода к плоскости отсчета (Zo = 6,0м)

Мz = 11144,8* 6 = 66868,8тм

Исправленный момент Мz = Мz - Мz = 65001,42 - 66868,8 = -1867,4 тм

Координаты ЦТ судна с балластом

Xg = Мхi / Pi = 2301,65/ 11144,8= 0,21 м

Zg = Мzi / Pi = 65001,42/ 11144,8= 5,83м

6.8 Дифферент судна в полном грузу с 10% запасов без балласта:

d = (*(Xg – Xc)) / М

Значения Хс и М определяется по кривой элементов теоретического чертежа (Приложение 3) при = 11144,8 т имеем: Xc = 1,0, М = 11480 тм/м

d = (11144,8 * (0,21– 1,0)) / 11480 = -0,77 м;

Проверяем остойчивость судна по предельному моменту (без учета смещения зерна). Предельный момент (М)пред при определении по диаграмме предельных моментов (Приложение 4) при = 11144,8 т: (М)пред = 18500 тм.

Момент относительно плоскости отсчета Мz = -1393,7 тм

Так как Мz = -1867,4 тм < (М)пред = 18500 тм, то судно остойчиво.


7 Построение ДСО, ДДО и графика плеч кренящего момента.

7.1. Диаграмму статической остойчивости судна в полном грузу с 10% запасов с учетом вертикальной составляющей момента Mgz от смещения зерна строим с использованием универсальной диаграммы остойчивости (Приложение 5). При этом начальную метацентрическую высоту h судна находим по формуле:

h = Zм – Zg – (1/) * [Mж + Mgz * (1/3 + 1/4)] (7.1)

где Mж = 350 – поправка на влияние свободных поверхностей жидких грузов, тм

3, 4 – удельный погрузочный объем зерна в трюмах №3 и №4.

Значение аппликаты метацентра Zм снимаем с кривых элементов теоретического чертежа (Приложение 3) для найденного водоизмещения судна в полном грузу с 10% запасов, а значение аппликаты ЦТ судна Zg берем из таблицы весовой нагрузки (табл. 3). Для =11094,8 т, Zм = 7,73 м, Zg = 5,76 м. При Mgz = 224 (из методических указаний), 3 = 1,25, 4 = 1,30, метацентрическая высота судна:

h = 7,73 – 5,76 - (1/11094,8) * [350 + 224*(1/1,25 + 1/1,30)] = 1,5 м

На универсальной диаграмме (Приложение 5) через точку на правой вертикальной шкале соответствующей h=1,5 м из начала координат проводим прямую линию. Расстояние по вертикали между этой прямой и кривой соответствующего водоизмещению судна равно плечам статической остойчивости для данного состояния нагрузки. Плечо статической остойчивости снимаем с универсальной диаграммы для водоизмещений 1=11000 т и 2=12000 т. Расчет плеча остойчивости с использованием универсальной диаграммы остойчивости производим в табличной форме (табл.4)

Таблица 4 - Расчет плеч остойчивости

L,м

0

0

10

0,29

20

0,59

30

0,95

40

1,25

50

1,36

60

1,26

70

1,02

80

0,41

По найденному плечу L строим диаграмму статической остойчивости (рис.1)

Рисунок 1 – Диаграмма статической остойчивости с 10% запасов

7.2. Диаграмму статической остойчивости судна в полном грузу со 100% запасов с учетом вертикальной составляющей момента Mgz от смещения зерна строим с использованием универсальной диаграммы остойчивости (Приложение 5).

Значение аппликаты метацентра Zм снимаем с кривых элементов теоретического чертежа (Приложение 3) для найденного водоизмещения судна в полном грузу с

100% запасов, а значение аппликаты ЦТ судна Zg берем из таблицы весовой

нагрузки (табл.2).

Для = 11570,00 т , Zм = 7,90 м, Zg = 6,20 м. При Mgz = 224 (из методических указаний), 3 = 1,25, 4 = 1,30, метацентрическая высота судна:

h = 7,90 - 6,20 - (1/11570,00) * [350+224*( 1/1,25 + 1/1,30)] = 1,63 м

На универсальной диаграмме (Приложение 5) через точку на правой вертикальной шкале соответствующей h=1,63 м из начала координат проводим прямую линию.

Расстояние по вертикали между этой прямой и кривой соответствующего водоизмещению судна равно плечам статической остойчивости для данного состояния нагрузки. Плечо статической остойчивости снимаем с универсальной диаграммы для водоизмещений 1=11000т и 2=12000т. Расчет плеча остойчивости с использованием универсальной диаграммы остойчивости производим в табличной форме (табл.5)

Таблица 5 - Расчет плеч остойчивости

L,м

0

0

10

0,31

20

0,62

30

0,99

40

1,28

50

1,38

60

1,29

70

1,04

80

0,53

По найденному плечу L строим диаграмму статической остойчивости (рис.2)

Рисунок 2 – Диаграмма статической остойчивости со 100% запасов



8 Проверка общей продольной прочности.

8.1. Судно в полном грузу со 100% запасов.

Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз от грузов, входящих в дедвейт выполнен в таблице 6.

Моменты |РХ| для трюма №4 рассчитаны по формуле:

|РХ| = (Р4 / 2L) * (Lн + Lк) = [1000 /(2 * 14)]*(5 + 9) = 3785,7 тм (8.1)

Таблица 6 - Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз

Веса, входящие в дедвейт

Р, т

|X|, м

|Px|, тм

Команда, снабжение, провизия

55

51,5

2832,50

Балласт

-

-

-

Судовые запасы 100%

528

29,40

15523,20

Трюм №1

1374,2

44,0

60464,80

Трюм №2

792,1

26,00

20594,60

Трюм №3 (зерно)

1200

12,00

14400,00

Трюм №4 (зерно)

1000

2,00

2000,00

Трюм №5

2085,7

16,00

33371,20

Палубный груз

35

10,0

350,00

Итого

7070

147536,10

Мз = 0,5 |PX|

73768,05

В результате расчета получено: Dw = 7070 т, Мз = 20691,3 тм

Нанесение соответствующей точки А на диаграмму контроля общей прочности (Приложение 6) показывает, что существует опасность при разгрузке судна на рейде.

8.2. Судно после выгрузки зерна с трюмов №3, №4 и с 10% запасов.

Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз от грузов, входящих в дедвейт выполнен в таблице 7.

Таблица 7 - Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз

,

Р,т

|X|,м

|Px|,тм

Команда, снабжение, провизия

55

51,5

2832,50

Балласт

-

-

-

Судовые запасы 10%

52,8

29,40

1552,32

Трюм №1

1374,2

44,0

60464,80

Трюм №2

792,1

26,00

20594,60

Трюм №5

2085,7

16,00

33371,20

Продолжение таблицы 7

Палубный груз

35

10,0

350,00

Итого

4394,8

118865,42

Мз = 0,5|PX|

59432,71

В результате расчета получено: Dw = 4394,8 т, Мз = 21476,69 тм

Нанесение соответствующий точки В на диаграмму контроля общей прочности (Приложение 6) показывает, что в рассматриваемом случае имеется опасность – перегиб на волне.



9 Построение ДДО и проверка судна на критерий погоды и критерий ускорения.

9.1. Судно в полном грузу со 100% запасов

= 11570,00 т, Т = 7,6 м, Zм = 7,90 м,

Zg = 6,20 м, ho = 1,63 м.

9.2. Проверка удовлетворения критерию погоды.

Судно удовлетворяет критерию погоды, если:

K = a/b 1

Для этого необходимо найти амплитуду качки Q, которая определяется:

Q = 109 * K * X1 * X2 * r * S (9.1)

K = 0,88.

Множитель X1 определяется по таблице 2.1.5.1-2 РМРС. Аргументом входа в таблицу является значение B/d = 19,2/7,6 = 2,53;

X1 = 1.

Множитель X2 определяется по таблице 2.1.5.1-3 РМРС. Аргументом входа в таблицу является значение коэффициента общей полноты, который определяется по формуле:

Св=(D/1,025) / (L * B * T) (9.2)

Св = 0,67

X2 = 0,97

Величина r определяется по формуле:

r = 0,73 + 0,6(Zg - d)/d (9.3)

r = 0, 619

Коэффициент S определяется в зависимости от величины T= 2*B * (0,373 + 0,023*B/d – 0,043*L/100)/ h

T = 9,71

Следовательно, S = 0,1

Находим Q1r = 23,1

Q2r = 50

Определяем значение плеча кренящего момента от давления ветра

Lw1 = (pv * Av * Zv) / (100 * g * ) (9.4)

pv = 504 по таблице РМРС

Av= 985 м

Zv = 5 м – аппликата центра парусности

Lw1= 0,22

Lw1= 1,5 * Lw2

Lw2= 0, 33

По ДСО для судна со 100% запасов строим график, по которому будем рассчитывать площади a и b.

Таблица 8.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Lg

0

0,31

0,62

0,99

1,28

1,38

1,29

1,04

0,53

По найденным плечам строим график и откладываем на нем найденные данные.

Т.к. площадь b>a, то К=b/a > 1, следовательно, судно удовлетворяет критерию погоды.

9.3 Необходимо проверить критерий ускорения

Судно удовлетворяет критерию ускорения, если:

К* = 0,3/Арасч 1

Арасч = 0,0105*( h0/c*c*B)*K* Q1r (9.5)

K = 1,02

с = 0,373 + 0,023*B/d – 0,043*L/100 (9.6)

с = 0,381

Арасч =0,1

К*=0,3/0,1 = 3, что удовлетворяет критерию ускорения.

9.4. Выполнение проверки остойчивости при смещении зерна.

9.4.1. Необходимо проверить, удовлетворяет ли остойчивость определённым критериям при смещении зерна в трюмах № 3 и № 4.

Начальная остойчивсть судна при смещении зерна будет:

hиспр = h – (Mgz / (Dn + Dw))*(1/3 + 1/4) (9.7)

Принимая значения h = 0,9 м (порт отхода), Mgz = 224 тм (из методических указаний), 3 = 1,25, 4 = 1,30, Dn = 4500, Dw = 11570 метацентрическая высота судна:

hиспр = 1,63 – (224 / (4500 + 11570))*(1/1,25 + 1/1,30) = 1,62 м.

9.4.2. Построим диаграмму статической остойчивости (см. Рис. 3) с помощью интерполяционных кривых универсальной диаграммы остойчивости (Приложение 5).

L,м

0

0

10

0,31

20

0,62

30

0,99

40

1,28

50

1,38

60

1,29

70

1,04

80

0,53

9.4.3. Плечи кренящего момента определяются согласно формулам (9.8) и (9.9):

lg0 = (Mgy / (Dn + Dw))*(1/3 + 1/4) (9.8)

lg40 =0,8* lg0 (9.9)

Принимая значения Mgy = 963 тм (из методических указаний), 3 = 1,25,

4 = 1,30, Dn = 4500, Dw = 11570 получим:

lg0 = (963 / (4500 + 11570))*(1/1,25 + 1/1,30) = 0,09 м.

lg40 =0,8* 0,09 = 0,07 м.

Угол крена от смещения зерна вычисляется по диаграмме остойчивости:

gs = 4 < 12

Минимальная остаточная площадь ДСО определяется углом крена 40.

Расчет остаточной площади ДСО по правилу трапеций определяется согласно таблице 8.

Таблица 8 – Интегрирование остаточной площади ДСО

Ординаты диаграммы

Сумма

Поправка

Исправленная сумма

0

1

2

3

4

5

6

0

0,3

0,16

0,22

0,39

0,50

0,62

2,19

-0,32

1,87

Интервал интегрирования:

= (40 - 4,0) / 6 =6 = 0,1 рад.

Остаточная площадь диаграммы:

Lgr = 1,87 * 0,1 = 0,187 > 0,075 м рад,

что удовлетворяет критериям при смещении зерна в трюмах.


10 Вывод

Произведя все необходимые расчёты по расчётам критерия остойчивости, продольной прочности и запаса плавучести на весь период рейса, а также, выполнив все необходимые операции по креплению груза, делаем вывод, что наше судно готово к эксплуатации.

В ходе выполнения работы произведен:

  • расчет количество факультативных грузов
  • выполнено распределение грузов по трюмам с учетом физико-химических свойств и с учетом оптимального дифферента судна D = - 0,59.
  • выполнен расчет критерий погоды с учетом амплитуды качки (к = 11,74).
  • сделаны выводы о соответствии остойчивости судна для данной загрузки судна с требованиями Регистра.
  • произведен расчет количество необходимого балласта для получения оптимального дифферента судна.
  • произведен расчет остойчивости судна с учетом смещения зерна.
  • выполнен расчет прочности корпуса судна с учетом загрузки судна.
  • составлен предварительный грузовой план судна.

Вывод: В результате выполнения курсового проекта установлено:

  1. при 100% загрузки остойчивость удовлетворяет требованиям Регистра;
  2. при 10% загрузки необходимо принять балласт для получения оптимального дифферента судна;
  3. остойчивость судна при смещении зерна удовлетворяет требованиям Регистра;
  4. выгрузка зерна из 3, 4 трюмов не допустима в виду опасного перегиба корпуса судна.


Список литературы

Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. – [3-е изд.,перераб. и доп.]. – СПб. : Мир и Семья, 2001. – 560с. : ил. – ISBN 5-94365-005-9 : 607-00; 519-00: 300-00. - 382-00.

Российский морской регистр судоходства: Правила классификации и постройки морских судов. – [том 1-й, НД № 2-020101-047]. - СПб. : Российский морской регистр судоходства, 2007. – 309-311с.

Общие и специальные правила перевозки грузов: Учебник Для вузов. – [том 2-й, специальные правила]. – М. : в/о “МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА”, 1988. – 17с. : прил. 1., 17с., табл. 1.

4. Правила классификации и постройки морских судов. Том 1: Морской Регистр Судоходства РФ. – Л.: Транспорт, 1995.- 428 с.

5. Конспект лекций по дисциплине ТОМПГ.



Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ00

Разраб.

.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С ввВвВвВ.С.

Утверд.

Шадрин Ю.А.

Оглавление

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ00

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ01

Разраб.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Техническое задание

Лит.

истов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

5

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ01

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

6

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ01

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ02

Разраб.

.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Расчет чистой

грузоподъемности

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

8

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ02

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

9

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ02

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

10

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ03

Разраб.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Расчет крепления

палубного груза

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

11

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ03

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

12

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ03

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

13

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ03

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

504

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ03

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

15

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ04

Разраб.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Расчет

факультативного

груза

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

16

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ04

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

517

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ04

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

18

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ05

Разраб.

.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Расчет аппликаты центра тяжести

разнородного груза

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

19

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ05

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

20

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ05

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

21

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ06

Разраб.

.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Расчет посадки, остойчивости к составлению грузового плана.

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

22

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ06

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

23

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ06

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

24

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ06

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

25

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ06

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

26

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ06

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

27

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ07

Разраб.

.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Построение ДСО, ДДО и графика плеч кренящего момента

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

28

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ07

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

29

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ07

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

30

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ07

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

31

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ07

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

32

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ08

Разраб.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Проверка общей

продольной прочности

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

33

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ08

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

34

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ08

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

35

КП.180402.65.Д..06.ПЗ09

Разраб.

.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Построение ДДО и

проверка судна на

критерий погоды и

критерий ускорения

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

36

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ09

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

37

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ09

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

38

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ09

ДСО

0

0,2

0,4

0,6

0,8

1

1,2

1,4

1,6

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

39

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ09

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

40

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ09

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

41

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ10

Разраб.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Вывод

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

42

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ10

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

43

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ11

Разраб.

Провер.

Шадрин Ю.А.

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Список литературы

Лит.

Листов

52

МГТУ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

44

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ11

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

45

КП.180402.65.Д.033.06.ПЗ12

Разраб.

.

Провер.

Шадрин Ю.А,

Реценз.

Н. Контр.

Шершнева В.С

Утверд.

Приложение

Лит.

Листов

52

МГТУ

Составление грузового плана