И. Ф. Анненский. Материалы и исследования


В один из дней, когда шла работа над этой рецензией, гостем телепередачи «Школа злословия» стал известный деятель современного поэтического движения. В диалоге возникло и имя Иннокентия Анненского и даже состоялось оживлённое обсуждение, реализовался ли автор «Тихих песен» как творческая личность или всё же нет. Подробности позиций оппонентов здесь не так важны, любопытно, что сам по себе вопрос по-прежнему жив. Хотя, думается, в школьном преподавании литературы такой проблемы нет. Правда, Анненский не насаждается как ультра-хрестоматийный автор, но его присутствие на уроках любого хорошего учителя словесности совершенно естественно. Ведь не только творчество Анненского повлияло в русской литературе на многое и многих, в том числе определило ряд характеристических черт явления, называемого ныне “Серебряный век”. Анненский был выдающимся педагогом, и, в частности, известны его статьи «А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии» (перепечатана в томе «Книги отражений», выпущенном в серии «Литературные памятники», 1979), «Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал» (перепечатана в сборнике А. К. Толстого известной серии «Книга для ученика и учителя» издательств «Олимп» и АСТ, 1999), «Стихотворения Я. П. Полонского как педагогический материал» и т. д. Таким — учебно-педагогическим — образом Анненский тоже влияет на развитие российского гуманитарного сознания, современной российской словесности как таковой.

ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ:

1855–1909: Материалы и исследования:


По итогам международных научно-литературных

чтений, посвящённых 150-летию со дня рождения

И. Ф. Анненского / Редакторы-составители

С. Р. Федякин, С. В. Кочерина.
М.: Изд-во

Литературного института им. А. М. Горького,

2009. 672 с. (Литературный институт имени

А. М. Горького. Кафедра новейшей русской литературы)

Мы за годы существования нашей «Литературы» не раз обращались к наследию Анненского (см. недавнее: «Век “Аполлона”» //