Генезис свадебной обрядности на Руси
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«ОРЛОВCКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
Факультет: Народное художественное творчество
Квалификация: Руководитель любительского театра
Курс: 3
Курсовая работа:
По предмету: Теория и история НХК
Тема: Генезис свадебной обрядности на Руси.
Выполнила:
Солодухина Ю.А.
Проверил:
Ст. пр. Жиляева С.Н
Орел
2014г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Русская свадебная обрядность………………………………………………...5
1.1 Исторический обзор русских свадебных традиций………………………...5
1.2 Свадебные обряды, обычаи, суеверия……………………………………...15
1.3 Обряд венчания………………………………………………………………24
2. Практическая часть…………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………39
Введение
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.
Бракосочетание это универсальный ритуал. Он есть у всех народов африканских племен, эскимосов, американских индейцев независимо от их географического положения и степени развития общества. У всех этих народов можно проследить множество схожих черт в брачной обрядности и традициях, несмотря на то, что их территории расселения находятся за тысячи километров друг от друга.
Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских, следовательно, благодаря многочисленным региональным вариациям у славянских племен. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых действий фата у невесты, обсыпание молодоженов хмелем, зерном, обручальные кольца… Но современный человек едва ли знает, какой смысл кроется за этими обычаями и символикой. Знание истории ритуала бракосочетания помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.
Несмотря на современную свободу нравов в России, люди продолжают жениться и выходить замуж. Это не может не внушать оптимизма, особенно на фоне неослабевающей популярности гражданского брака. Поэтому тема данной работы всегда актуальна, и, пожалуй, потеряет эту актуальность, лишь когда вымрет все человечество.
Цель работы исследовать ритуал и обряд бракосочетания на Руси и в России, проследить его изменение с течением истории.
Задачи работы проследить историю развития свадебного обряда, ритуальные действия, предшествующие бракосочетанию, непосредственно само бракосочетание; исследовать взаимосвязь между свадьбой и институтом семьи.
Объект исследования бракосочетание как ритуал, знаковая система в контексте культуры.
Предмет русский свадебный обряд и его традиции.
Для написания работы использовалась различная исследовательская литература. Ее можно разделить на несколько групп: этнографические очерки (Костомаров Н.И., Бернштам Т.А., Топорков А.Л.), исследования по истории русской культуры (Лихачев Д.С., Рыбаков Б.А.), а также непосредственно литература, посвященная русским культурным традициям.
Представленная работа может быть применима на практике в области свадебной индустрии, так как дает широкое представление о русской свадебной обрядности.
1. Русская свадебная обрядность
1.1 Исторический обзор русских свадебных традиций
Свадьба это, прежде всего, ритуал. Ритуал это совокупность обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы. Последовательность и способы поведения в ходе совершения ритуала инвариантны, воспроизводятся традиционно, в соответствии с обычаем или специально разработанными «сценариями». Последние, как правило, со временем приобретают традиционный характер. Важные моменты в жизни человека переживаются и отмечаются не только им самим, но и членами его семь, родственниками друзьями и т.д. Поэтому ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективные действия. Обряды различны в разных религиях и культурах. На ранних стадиях истории ритуалы вплетены в магический комплекс (например, обряды инициации, то есть, превращение подростка во взрослого), в развитых культурах и религиях составляют компонент сложной культовой системы. Ритуалы возвышают над обыденностью, способствуют упрочению связи человека со своими близкими [6, стр. 468].
Свадебный ритуал важнейшее событие в жизни взрослого человека, его переход в новую стадию бытия самостоятельную жизнь.
У русского народа существует огромное количество свадебных традиций и обрядов, которые с течением истории только обогащались. Поэтому для полного представления о русской свадьбе представляется необходимым рассмотреть историю русского свадебного обряда.
Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв. н.э., то есть к периоду, когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии).
Материалы летописей позволяют предположить, что в древности существовало несколько архаичных форм брака. Автор «Повести временных лет» (XII в.) писал, что поляне «брачные обычаи имяху: не хожаше по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче». Иными словами, поляне пользовались формой «брака-приведения», сочетавшейся с элементами договоренности. У остальных племен брака не было и они, говорит летописец, «живяху в скотстве». Вместе с тем известно, что у древлян, радимичей, вятичей и северян бытовало «умыкание» невест по предварительному сговору. Умыканию предшествовали игрища, пляски. Похищение невест обычно происходило «у воды на праздниках в честь богини «женитьвы», Лады, которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета дня Ивана Купалы [23]. Славянам разрешалось многоженство. Что же касается «купли жен», известной многим славянским народам, то об этом до сих пор нет единой точки зрения, так как термин «вено» толкуется по-разному. Традиционно русская историко-юридическая литература рассматривает «вено» как плату (сумму выкупа) за невесту. В то же время существуют документы, позволяющие рассматривать «вено» как синоним «приданого», что исключает существование купли. Эти формы брака без сомнения сопровождались определенными обрядами и обычаями, которые отражали религиозные представления народа, социальные и юридические нормы, народное искусство.
В Древней Руси пережитки племенных брачных обычаев сохранялись довольно долго. Даже в свадебных обрядах XI-XIII вв. «на простых людях» бытовали умыкание, вено, вождение вокруг дуба или ракиты, «плескание водою» (как способы закрепления брака), многоженство [17, с. 57].
В 991 году (конец Х века) на Русь пришло христианство. Оно оказало большое влияние на формирование свадебного обряда. Христианство письменная религия, приобщившая Русь к высокоразвитой мифологии, к истории европейских и малоазийских стран. Произошло соединение с культурой Византии, наиболее передовой страны того времени. Причем это произошло, когда византийская культура переживала пик своего расцвета IXXI веков [15, с. 128].
С этого времени церковные браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный свадебный обряд как его составная часть. Правда, этот процесс занял несколько веков, и лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права. В их формировании участвовали две традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных формах.
К сожалению, не много известно о древнерусское свадебной обрядности. В русских памятниках, повествующих о событиях Х-ХIII вв., упоминаются лишь некоторые обряды, например, разувание жениха невестой (вспомним ответ Рогнеды на сватовство князя Владимира «не хочю розути робичича»). В летописях ХI-ХIII вв. сохранились известия о княжеских свадьбах. В «Повести временных лет» под 1043г. описываются отдельные этапы предсвадебного периода, например, предварительный брачный сговор, которому предшествовала своеобразная помолвка, сопровождаемая трапезой, во время которой ели пирог-каравай, кашу и сыр. Разрезание сыра символизировало закрепление помолвки. После этого отказ жениха от невесты считался позорящим невесту и с него брали штраф «за сыр гривну, а сором ей три гривны, и за что потеряно, за то ей отплатити...» Во время брачного сговора («ряды») родители договаривались («рядились») о размерах приданого и о дне свадьбы. Но прежде необходимо было получить от жениха и невесты согласие на брак. К концу ХIII в. согласие сторон на брак стало закрепляться в брачном договоре («ряде»), который составляли сваты или родственники после сговора [23].
В XIVXV вв. брачный сговор завершался уже церковным обручением, которое подтверждалось грамотой. Есть основания предполагать, что к середине XIII в. древнерусский свадебный обряд был уже достаточно развит, о чем свидетельствует встречающаяся в описаниях свадеб того времени привычная для нас свадебная терминология женитьба, замужество, венчание, свадьба, жених, невеста, сваты и т.п.
Сохранились древние миниатюры и рисунки, на которых изображены свадебные пиры и брачные обряды. Однако вплоть до XV в. нет достаточных сведений, чтобы составить целостное представление о свадебном обряде. Можно лишь предположить, что в XIV в. с образованием великорусской народности складывается и развивается национальный свадебный обряд, который постепенно становится нормой для русского народа. Вместе с тем этот обряд в разных местностях со временем приобретал свои отличия и особенности, т.е. существовал в разнообразных формах. Начиная с XV в. появляются более подробные описания княжеских свадеб, позволяющие точнее определить основные черты великорусского свадебного обряда [16, с. 218].
Дошедшие до нас описания XVI в. чинов царских и княжеских свадеб помогают составить довольно полное представление об обряде, бытовавшем на Руси в то время. Кроме того, становится очевидно, что этот обряд в основном сформировался уже к середине XIV в.
Однотипные указания на соблюдение старой традиции «как истори уряжено», «как прежде велось» постоянно встречаются и в описаниях других царских свадеб того времени. Помимо того, что эти данные помогают установить время формирования обряда, можно увидеть четко выраженное стремление русских государей строго соблюдать древний свадебный чин, которому следовали при заключении брака их предки. Ясно и то, что народный обряд продолжал оставаться обязательной частью бракосочетания, в то время как православная церковь настойчиво внедряла церковный брак, вводила в народный обряд православную символику, атрибуты и элементы ритуала [9, с. 139]. Изучение «чинов» княжеских свадеб XVI в. (дочери Ивана III c князем В. Холмским. 1500 г., великого князя Василия Ивановича и Елены Глинской, 1526 г., князя Андрея, младшего брата Василия, 1533 г.) позволяет утверждать, что к XVI в. уже сложилась терминология великорусского свадебного обряда, определилась номенклатура свадебных чинов и ид функции, были приняты особая свадебная одежда, пища и атрибутика, определились основные обрядовые этапы свадьбы, существовал свадебный фольклор.
Особый интерес для характеристики обряда XVI в. представляет «чин свадебный», обычно сопровождающий текст «Домостроя», но не включенный в него.
Домострой это, с одной стороны, оригинальный памятник древнерусской литературы, с другой исторический документ, отражающий взгляды московского правительства времени Избранной рады. Он свидетельствовал о стремлении к упорядочению различных сторон частной жизни народа, к созданию таких форм, которые соответствовали бы народным традициям и вместе с тем отвечали требованиям светской и духовной власти. Скорее всего, такие рекомендации не полностью отражали реально бытовавший свадебный обряд (о чем можно судить из сравнения с описаниями, приводимыми в воспоминаниях иностранцев, посетивших Россию в XV-XVI вв.), но они дают представление о существующих этапах брачного обряда, его атрибутике, составе свадебных чинов. Вместе с тем, они помогают понять соотношение древних традиционных элементов свадебного обряда с обрядами, предписываемыми православной церковью [12, с. 98].
Во второй половине XVI начале XVII в. народный обряд все еще оставался бытовой нормой. Он по-прежнему содержал множество разнохарактерных в разновременных элементов. С одной стороны, в нем сохранялось много обычаев с дохристианского времени, с другой в обряде явно усилились церковные элементы. Так, Михаил Романов уже не стал разбивать после венчания склянку, как это делали его предшественники, молодых чаще стали кропить «святой водой», перед расчесыванием волос и покрыванием невесты протопоп читал специальную молитву и т.п.
Со второй половины XVII в. церковь более настойчиво борется за введение церковного брака и вместе с тем усиливает противодействие народному обряду. Эта тенденция просматривается в описаниях свадебного чина, сделанного приказным посольского приказа Григорием Котошихиным. Он не упоминает некоторые древние магические элементы, известные по более ранним записям и отмечаемые в более позднее время (обсыпание хмелем, разбивание стеклянного кубка во время венчания и др). Вместе с тем, отмечает детали, ранее не встречавшиеся в обряде, но связанные с официальной религией (например, родительское благословение). То же направление ощущается в проповедях митрополита Даниила. В них о народном свадебном обряде говорится с осуждением, так как он не соответствует церковному браку [22].
Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа. Первые специальные (с научными целями) записи народного свадебного обряда и фольклора русских были сделаны лишь в 50-60 годах XIX в. Какой предстает традиционная русская (крестьянская) свадьба ХIХначала XX в. в этих записях? Прежде всего, она отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. Каждый уголок старой России имел свой неповторимый бытовой уклад («что город, то норов, что деревня, то обычай») [14, с. 302], специфические черты культуры, устного поэтического и изобразительного творчества. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В отдельных деталях свадебного обряда можно усмотреть черты группового брака, пережитки «умыкания», «купли-продажи» (особенно при сватовстве) и т.д.
В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. Вплоть до XIXначала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнести, например, множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебных сил или направленных на умиротворение предков (своих родовых и домашних духов). Эти действия должны были способствовать благополучию брачующихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота и т.д. Во время отправки свадебного поезда (или при благословении) нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный поезд, а в определенные моменты громко кричали и шумели. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях или накололась на иголки. Темные силы можно было еще и обмануть, поэтому в разговорах пользовались иносказаниями, намеками. Во время сватовства, например, с этой же целью изменяли путь, совершали объезды, ехали окольными дорогами, молодые подъезжали не с главного крыльца, а со двора, подменяли невесту и т.д. От порчи и злых духов можно было уберечься с помощью воздержания от произнесения слов (молчание жениха и невесты), от еды (пост жениха и невесты до венца, запрет есть во время общего пира), избегая «несчастных» дней и периодов при выборе времени для брака [2].
Из обрядов продуцирующей магии, прежде всего, следует указать на те, которые обеспечивали молодым многодетность и богатство. К ним относятся обсыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства и многодетства), расстилание ее под ноги, угощение яйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена, и т.д. Целая группа обрядов была направлена на укрепление связи молодых друг с другом. К ним можно отнести смешение вина из стаканов молодых, совместную еду и питье, отражение пары голубков на свадебном каравае, совместное глядение молодых в зеркало, протягивание нити от дома невесты до дома жениха, угощение жениха пирогом, лежащим за пазухой у невесты, связывание рук жениха и невесты платком, и т.п. Было бы не совсем верно полностью отождествлять содержание древних магических ритуалов и обрядов, бытовавших в XIXначале XX в., так как многие из них, сохраняя свое место в обряде, постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.
Заметное влияние на народный свадебный обряд оказало православие. С ним связаны многочисленные моления с зажиганием свечей и лампад, особое отношение к благословениям, крестам и иконам, к участию в обряде священнослужителей. Христианские сюжеты проникли и в свадебный фольклор.
Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры, игры и танцы. Многожанровый свадебный фольклор был органичной и в значительной степени организующей частью свадебного ритуала. Он представлял собой одно из наиболее ярких и красочных явлений устной народно-поэтической традиции. Многие свадебные песни по художественной выразительности можно отнести к поэтическим шедеврам. Поражает их разнообразие и количество (всего известно несколько тысяч текстов). В ряде эпизодов свадебного обряда диалоги между действующими лицами велись в форме причитаний. Невеста с причетами обращалась то к отцу, то к матери, то к братьям и сестрам, то к своим подругам, прося заступиться за нее, не отдавать «в злы-чужи люди», дать ей еще погулять на свободе «хоть одну зиму студеную, хоть одну весну красную, хоть одно лето теплое» [11, с. 313]. Так же в форме причетов невеста прощалась с родным домом, деревней, своим девичьим головным убором и девичьей косой.
Как во всяком драматическом произведении, в свадебном обряде был своя постоянный состав действующих лиц «чинов», исполнявших определенные традицией роли. Их поведение довольно четко регламентировалось, что не исключал импровизации в рамках заданной роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста. Вокруг них в разворачивалось свадебное действо, хотя сами они чаще всего вели себя пассивно. Невеста должна была выражать покорность и благодарность родителям за то. что они ее «вспоили, вскормили». С момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала свое нерасположение к жениху «чужому чужанину» и его родне «злым чужим людям». Создаваемый невестой образ в течение свадьбы менялся. Эти изменения имели реальные основания. До отъезда со свадебным поездом к венцу невеста много плакала, ее «горе» достигало эмоциональной кульминации во время девичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома невеста прекращала плакать. В Пермской губернии, например, отъезжая к венцу, она бросала через плечо платочек, которым утирала слезы, чтобы они остались дома.
Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты (особенно жениха), ближайшие родственники с обеих сторон, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) и др. Дружка (дружко) представитель жениха. Его свадебные функции обширны и разнообразны. Он был главным распорядителем на свадьбе (эту функцию он часто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости (существовало выражение: «выбирай такого дружку, чтобы загадки разгадывал»). По народным представлениям, дружка был наделен магической силой. По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкомустаршего боярина и т.д. В южнорусском обряде назначались каравайницы, готовившие обрядовый каравай. В некоторых районах (главным образом северных) обязательным персонажем свадьбы был колдун, разделявший с дружкой некоторые магические функции. Кроме того, активными участниками ритуала были родственники с обеих сторон. Они участвовали в свадебной застолье и во многих обрядах, обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей и т.п. [10, с. 39].
Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии. Жених также именовался князем молодым и затем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок, полотенце на плечах и т.д. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.
1.2 Свадебные обряды, обычаи, суеверия
Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни. Оно же во многом определяло поведение и отношения между молодежью. Тема брака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни подрастающего поколения, особенно она усиливалась по мере приближения к брачному возрасту. Мальчики приобщались к мужским работам, девочки к заботам будущей матери и хозяйки. По существу вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Отношение к дочери в крестьянской среде во многом определялось по пословице: «дочьчужая добыча, дочь отцу матери не корысть (не кормилица)», она «ключница чужому отцу, ларешница чужой матери» [26]. Но все эти соображения, конечно, не влияли на желание родителей получше выдать дочь замуж и достойно сыграть свадьбу. Поэтому буквально с рождения дочери мать начинала готовить ей приданое. Хорошее приданое обеспечивало женщине некоторую имущественную независимость и более престижное положение в семье мужа. Кроме того, размеры приданого и его качество влияли и на общественное мнение. К 16-17 годам девушка считалась невестой. Ее хозяйственные обязанности оставались прежними, но менялось ее поведение, по-другому относились к ней в семье и в деревенском обществе. Девушку-невесту «славили», т.е. старались создать и упрочить за ней лестную, похвальную репутацию. Она имела право одеваться лучше младших сестер, получала большую свободу в поведении.
К возрасту невесты девушка владела местным репертуаром хороводных и игровых песен, знала свадебный обряд. Одной из важных и необходимых обязанностей невесты было умение плакать с причетом. К плачу она начинала готовиться заранее.
Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные смотрины невест. Они помогали найти подходящую невесту не только в своем селе (деревне), но и в соседних, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать «ровню» (достоинство крестьянина нередко заставляло отказывать богатому жениху, чтобы их дочь не была в доме мужа служанкой). Смотры устраивали и в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, на которые съезжались гости из соседних деревень. Нередко смотры проходили на Крещенье.
Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку, которую облюбовала на общественных смотрах. Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. С заключением брака были связаны и дни святых, особо почитаемых девушками и женщинами как помощников в замужестве, родах и женских работах.
Итак, весь добрачный период был своеобразными университетами деревенской молодежи. За работами и увеселениями шел постоянный процесс передачи трудового и духовного опыта сельского мира. Молодежь усваивала традиционные этические представления и нормы поведения, перенимала фольклор. Незаметно, но постоянно крестьянская община формировала своих будущих членов, готовила их к взрослой семейной и общественной жизни.
По нормам обычного права женитьба сына и выдача замуж дочери были обязанностью родителей или людей, заменяющих их. Они должны были подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, позаботиться об их браке, сыграть свадьбу.
К браку сельское общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков.
Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту. Они советовались с родственниками и друзьями, узнавали у кого есть «девки на выданье», ездили наездники по окрестным деревням, посещали собрания молодежи, смотры невест, и конечно, особенно в конце XIXначале XX вв., узнавали у сына, нет ли у него самого какой-нибудь девушки на примете. Желание сына учитывалось, но не всегда оно было решающим, так как девушка должна была отвечать требованиям родителей и родственников, поскольку свадьба это, прежде всего, определенный хозяйственный акт, прием в семью, в хозяйство работника и продолжателя рода. Для крестьянина главным в браке была экономическая сторона. Мотивы для вступления в брак по важности можно расположить в такой последовательности:
- необходимость иметь больше рабочих рук в хозяйстве,
- боязнь нравственного падения молодежи
- любовь
Возраст вступления в брак в большинстве губерний был примерно одинаковым: 18-19 лет для жениха, 16-17 лет для невесты. Иногда невесты бывали старше жениха. Считалось, что жених непременно должен быть старше невесты на два или три года. Малолетних обычно не засватывали. Чаще придерживались мнения: «за старым жить только век должить, за малым жить только маяться, за ровней жить тешиться» [16]. Как уже говорилось, обычно в большинстве районов России при выдаче дочерей замуж соблюдалась очередь по старшинству, которая нарушалась, если старшая почему-либо отказывалась от брака или являлась «не способной». Засидевшихся девушек (обычно в возрасте 2325 лет) считали «перестарками», «вековухами» и женихи их избегали, думая, что они с «пороком». Такое же недоверие и презрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, «перестарки»). При всем трезвом подходе к выбору невесты и жениха в народе существовало убеждение, что «суженого и конем не объедешь», и что «всякая невеста для своего жениха родится» [13, с. 202].
Первые браки обычно заключались с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.
Воля родителей играла важную роль при выборе невесты и жениха. К концу XIX началу XX вв. с ростом в деревнях отходничества характерной и достаточно распространенной была ситуация, когда родители, не спрашивая мнения сына, находящегося на стороне, готовили к его возвращению невесту. Так же не всегда спрашивали согласия девушки на вступление в брак. В случае противодействия со стороны детей, родители нередко прибегали к принуждению и угрозам. Как правило, отказов при обряде венчания в церкви не было, так как воля родителей почиталась. Конечно, так было не всегда и не везде. Часто молодым людям предоставлялась свобода выбора, и согласие жениха и невесты играло весьма важную роль. Бывали случаи, что парни вступали в брак и не просили разрешения у родителей, но со стороны девушек такого почти не было, так как они находились в большей материальной зависимости от родителей. Случаев принуждения к браку крестьянским обществом неизвестно. Браки без разрешения родителей всегда вызывали долгие толки в среде крестьян как явление исключительное. По глубокому убеждению православных, крестьян браки, заключенные без согласия родителей, противозаконные и в большинстве случаев кончаются для сторон несчастливо.
Сироты вступали в брак с согласия большака или большухи в доме. При заключении брака круглых сирот посаженного отца и посаженную мать выбирали из родственников, а если не было родственников, то из чужих. При отсутствии крестного отца или матери, выбирали посаженного отца крестного и посаженную мать крестную. После брака между посаженными родителями и детьми никаких особых отношений не устанавливалось.
Время для свадеб у русских определялось земледельческим календарем: обычно свадьбы играли в свободный от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел и церковный календарь, так как в посты свадьбы не играли. Большинство браков приходилось на осень, а также на зиму. В эти периоды браки шли «грудно», «кучно» и были богаче. К свадьбам, праздновавшимся в весенние и летние месяцы относились с предубеждением. И все же весной и летом браки совершались, правда, гораздо реже обычно женился многодетный вдовец, чтобы получить в дом хозяйку и мать детям, или срочно выходила замуж девушка из-за нравственного падения. Такие свадьбы праздновались скромно.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный. Первый период начинался негласным семейным советом «сходом» в доме жениха. В нем участвовали родители и ближайшие родственники жениха, в отдельных случаях приглашали особо уважаемых односельчан или соседей. Жених, как правило, в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение родителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную нет ли у нее родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в родстве пьяниц или непутевых; разбирали также личные качества невесты, ее умение вести хозяйство, способность к женскому рукоделию. Особое внимание уделяли таким чертам характера, как кротость, уважительность, от которых зависели добрые отношения в семье. К помощи сходов-советов прибегали и в тех случаях, когда приходилось брать невесту из зажиточного дома или из бедного, круглую сироту, а также выдавать в чужую деревню или женить рекрута. Обычно крестьяне из чувства собственного достоинства старались взять ровню, считая, что «лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться». Нередко уже на этих советах определяли свадебные расходы, решали какую сумму денег отдать за невесту, прикидывали размер ее приданого. В конце XIX начале XX вв. семейные советы, хотя и имели уже только совещательное значение, но все же оказывали большое влияние на окончательное решение. Их деятельность красноречиво свидетельствовала о том, каким важным и ответственным событием была предстоящая свадьба не только для двух семей, но и для всех родственников жениха и невесты и для деревенского общества.
Существовало несколько способов сватовства. Например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Иногда жених сам предупреждал невесту о том, что приедет свататься, и с разрешения ее родителей ехал со своими родителями к ней в дом для смотра невесты.
Нередко сваты сначала приезжали в деревню, где жила предполагаемая невеста, останавливались у какого-нибудь знакомого или родни и ждали, когда стемнеет, в это время расспрашивали о невесте, ее родных, их материальном положении. В сумерках посылали спросить, можно ли прийти, и, получив разрешение, начинали сватовство. Бывало, что парень еще не сделал окончательного выбора, тогда он вместе с родителями приезжал в деревню, где жила невеста, расспрашивал о ней и в зависимости от собранных сведений уезжал или начинал сватовство.
После того, как невеста была одобрена, родители жениха приступали к выбору свата или свахи. Выбор сватов был ответственным делом. Обычно ими были духовные родители жениха крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.
Иногда сватом становился отец жениха или в роли сватов выступали оба родителя. Но более почетным считалось посылать кого-нибудь из односельчан, обладающих красноречием, или сватью ловкую, бойкую бабу, известную своим красноречием и умением устраивать свадебные дела.
В монастырских селах и в городах прибегали к помощи профессиональных свах. Сватовство сопровождалось особыми магическими действиями. Для сватовства выбирал легкие дни неделивоскресенье, вторник, четверг и субботу, избегая постных дней понедельника, среды и пятницы. Наиболее подходящим временем суток считались вечер и даже ночь, но сватали и днем. Обычно время выхода сватов и путь, по которому они ехали, держали в тайне. Чтобы быть незамеченными, выезжали «через зады» (задний двор и огороды) и ехали не прямо, а с объездами. Сватов редко спрашивали, куда они едут, да они бы и не ответили. В Тверской губернии перед тем как ехать в дом невесты, опутывали вожжами стол или печную трубу, чтобы удачно «опутать», то есть склонить к согласию невесту. В Рязанской губернии перед отправкой свахи связывали кушаком четыре ножки стола, чтобы лучше «вязалась» свадьба, а в спину уходящей свахи бросали специально приготовленный старый лапоть. Сваты наряжались в праздничную одежду, украшали лошадей хорошей сбруей. Свахи-женщины нередко покрывались большой шалью и независимо от времени года обували валенки, надевали шубу и подпоясывались кушаком. Во многих местах непременной принадлежностью свахи была палка, кочерга или сковородник. Эти атрибуты свидетельствовали, что она пришла с целью «выгрести девку». Иногда она брала с собой кусок рыболовной сетки, «чтобы невеста была поймана как рыбка» [11].
Приход сватов в дом невесты обставлялся множеством магических действий. Так, сваха, подъехав к дому, соскакивала с повозки и бегом направлялась в избу с тем, чтобы и родители невесты так же скоро склонились бы на ее сватовство. Войдя во двор, сваха отыскивала ступу, в которой девушка толкла лен, и трижды оборачивала ее вокруг себя, чтобы хозяйка ступы так же трижды была обведена вокруг аналоя, то есть повенчана. Широко распространен был обычаи садиться свахе на длинную лавку. В некоторых местах сваты, наоборот, не садились, а все переговоры велись стоя, чтобы невеста не засиделась в девках и быстро вышла замуж. Чтобы дело сладилось, иные свахи выбирали мох, которым были проконопачены стены в доме невесты, и приносили его в дом жениха для «привлечения сердца невесты» к его дому. В Пермской губернии сваха, войдя в дом, ударяла пятою в порог, чтобы невеста «не попятилась», а иногда, ударяя, приговаривала: «Колотим о порог, чтобы не говорили с нами поперек».
Совершив необходимые действия, помолясь Богу и поздоровавшись с хозяевами, сваты приступали к переговорам. Иногда они прямо говорили о цели своего прихода, но чаще пользовались традиционными иносказательными формулами типа: «у вас товар у нас купец» и т.п. Иногда они представлялись охотниками, которые идут по следу зверя, (куницы, лисицы), рыбаками или людьми, ищущими потерявшуюся телку. Родители невесты просили сватов садиться, благодарили за честь: «Бог вас спасет, что и нас из людей не выкинули», и угощали их чаем или вином. Сваты расхваливали жениха и старались побольше узнать о невесте. Если жених был известен родителям и устраивал их, то они давали согласие на дальнейшие переговоры. Если же жених не был известен, то сватов просили прийти еще раз, чтобы расспросить о нем. Сразу отдать дочь считалось неприличным. Если родители невесты не хотели отдавать дочь за предложенного жениха, то, стараясь не обидеть сватов, отговаривались.
Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора (это название могли носить и акт, выражающий согласие на брак, и акт, завершающий предсвадебный период), осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Каждый из этих этапов в разных местах имел свои названия.
Эти основные акты в разных уголках России прихотливо сочетались между собой и выстраивались в определенной последовательности. В соответствии с местной традицией они могли меняться местами или несколько актов объединялись в одном. Например, в один день совершались сговор, рукобитье и богомолье, а для пропойки назначали специальный день. Однако часто для каждого акта отводился особый день, хотя это требовало больших материальных затрат.
В конечном итоге все эти действия сводились к получению согласия на брак, выяснению экономических отношений между двумя семьями и так сказать обрядовому и юридическому (по обычному праву) оформлению переговоров, а многочисленные сидения (застолья) и взаимные гостевания способствовали знакомству сторон, привыканию невесты и жениха к своему новому положению.
Говоря о русской свадьбе, нельзя не упомянуть о праздничном застолье. Деревенские свадьбы гуляют по 2-3 дня, с размахом, весельем, песнями и драками. Именно особое, праздничное поведение отделяет праздники от будней. Следует отметить наличие в российской традиции связи понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно ярко отразилось в русских пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.). Характерно, что существует несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством («допраздновать до утра», «пропраздновать всю ночь») [25]. Не понимая смысла такого неумеренного потребления спиртного на праздник, некоторые этнографы пытались объяснить его просто народной тягой к пьянству. Между тем, народная традиция предписывала употребление спиртных напитков только в определенных случаях: «Пиво и вино пьют дома только в храмовые праздники, во время свадеб, поминок, при заключении сделок», то есть в будни практически не пили [7, 8]. Таким образом, именно состояние опьянения отличало праздники от будней. Для праздника было характерно не только пьянство и веселье, но и драки: «Редкий праздник обходится без крупных драк, что же касается мелких ссор, то таковые на праздник положительно обязательны» [25]. В наиболее общем случае этикетные правила и запреты образуют тот нейтральный фон, на котором ритуальное поведение воспринималось как особо отмеченное, выпадающее из нормы. Вне всякого сомнения, праздничное поведение за столом противостоит норме, то есть является ритуальным.
1.3 Обряд венчания
Кульминацией свадьбы является обряд венчания. Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры. Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней
поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается». А выражение «играть свадьбу» напоминает нам о тех древних языческих играх.
С приходом христианства народное венчание было заменено церковным церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра I.
до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами.
Итак, рассмотрев и анализировав русскую свадебную обрядность, можно прийти к следующим выводам. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизни человека. В одном из древнейших письменных документов Руси Повести временных лет, датируемой IX веком нашей эры, содержатся сведения о множестве вариантов свадебных обрядов у разных славянских племен.
В Х веке на Русь пришло христианство. Его ввел князь Владимир, чтобы сплотить раздробленное феодальное государство. Язычество было крайне разнообразным, даже у разных сословий были свои боги-покровители, не говоря уже о разных племенах. Первоначально Владимир сделал попытку государственным путем утвердить официальный языческий пантеон во главе с Перуном, но его затея особого успеха не имела. Перун был далеко не самым главным богом в языческом пантеоне, и покровительствовал он довольно малочисленному сословию воинов-дружинников. В основном, славяне почитали Рода, Велеса, Макошь и других, не воинственных богов. Владимир выбрал христианство, и сделал его государственной религией.
Разумеется, многовековые традиции язычества не могли быть мгновенно заменены на христианские. Так как князь Владимир вводил христианство мирно, оно постепенно переплеталось со старой верой, старым богам давало новые имена, но не меняло их сущность. Языческие обычаи самым причудливым образом переплелись с христианскими, и в итоге на Руси вплоть до XV-XVI веков вполне мирно сосуществовали две религии.
Что касается собственно свадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснить язычество. В городах ситуация была не такой резкой, однако языческие суеверия были все еще прочно закреплены в памяти людей. Во второй половине XVI начале XVII в. народный обряд все еще оставался бытовой нормой. Он по-прежнему содержит множество разнохарактерных в разновременных элементов. С одной стороны, в нем сохранялось много обычаев с дохристианского времени, с другой в обряде явно усилились церковные элементы. Лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права.
Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа.
Деревенская свадьба отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией.
Вплоть до XIXначала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнести, например, множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебных сил или направленных на умиротворение предков (своих родовых и домашних духов). Например, на свадьбах нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный поезд, а в определенные моменты громко кричали и шумели. Также особо следует выделить обряды, направленные на обеспечение молодых многодетством и богатством. Это обсыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства и многодетства), расстилание ее под ноги, угощение яйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена, и т.д. Целая группа обрядов была направлена на укрепление связи молодых друг с другом. К ним можно отнести смешение вина из стаканов молодых, совместную еду и питье, отражение пары голубков на свадебном каравае, совместное глядение молодых в зеркало, протягивание нити от дома невесты до дома жениха, угощение жениха пирогом, лежащим за пазухой у невесты, связывание рук жениха и невесты платком, и т.п. Было бы не совсем верно полностью отождествлять содержание древних магических ритуалов и обрядов, бытовавших в XIXначале XX в., так как многие из них, сохраняя свое место в обряде, постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.
В свадебном обряде был своя постоянный состав действующих лиц «чинов», исполнявших определенные традицией роли. Основными, центральными фигурами были жених и невеста, хотя сами они чаще всего вели себя пассивно. У невесты была своя роль - с момента сватовства до отъезда в церковь она горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала свое нерасположение к жениху (чужому человеку). Ее «горе» достигало эмоциональной кульминации во время девичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома невеста прекращала плакать, как бы смирившись со своей новой жизнью.
Языческое венчание происходило на лоне природы, молодые надевали венки и, держась за руки, обходили дуб или ракиту. С этого момента они считались мужем и женой. Православное венчание происходит в храме, молодых обручает священник (представляя в тот момент Бога), молодые трижды обмениваются освященными кольцами, затем на них надевают венцы и священник трижды обводит пару вокруг алтаря. Это символизирует их совместное «хождение» в будущей жизни.
Свадьба имела функцию не только продолжения рода. Также это было важным экономическим событием для обоих семей, так как происходило знакомство с новыми людьми, налаживание новых контактов, чему немало способствовал двух-трехдневный свадебный пир. К браку общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков.
Таким образом, русская свадьба имеет богатейшие традиции, идущие из глубины языческого прошлого, и самым причудливым способом переплетенные с православными. Как мы увидим из второго раздела, такая ситуация все еще остается актуальной.
2. Практическая часть.
Исследование свадебных традиций в г. Орле.
( сравнительная характеристика)
В настоящее время в нашем городе Орле сохранились старинные русские обряды, но не стоит и забывать о том, что были заимствованы и многие другие традиции.
В числе старых обрядов в нашем регионе можно выделить:
Сватовство
Что было: старинный русский свадебный обряд, после предварительной договоренности между родителями парами, в дом, где жила невеста приходили родители жениха и уговаривали выдать невесту за их избранника, при этом всячески нахваливая, не редко обманом своего сына.
Надо заметить, что во избежание возможного отказа (особенно в результате наведения сглаза на задуманное дело) сваты должны были ехать к дому потенциальной невесты окольными путями, дабы запутать следы, сбив с толку нечистую силу и недоброжелателей.
Что стало: старинный русский обряд с новым видением данного обряда. Родители / друзья жениха невесты встречаются на нейтральной территории, дабы обсудить все детали бракосочетания.
Смотрины
Что было: Если родители невесты отвечали согласием на предложение сватов, то через несколько дней после вышеприведенного обычая следовал черед смотрин. Данная процедура исстари проводилась с целью осмотра дома жениха и оценки состоятельности его семьи.
Особое внимание при осмотре хозяйства уделялось посуде, одежде, скотине, утвари, состоянию дома и пр. Все это служило своего рода гарантией того, что молодая жена будет жить в достатке и изобилии. Кстати, при неудовлетворительном результате оценки часто родители невесты отклоняли кандидатуру ее поклонника, добивавшегося их расположения и, соответственно, просившего руки их дочери.
Что стало: в настоящий момент, данный свадебный обряд не производится, лишь в некоторых случаях, на усмотрение сторон.
Вынесение решения о свадьбе
Что было: если после смотрин родители и родственники девушки оставались довольны имуществом потенциального жениха, они назначали день, в который должны были публично вынести свое решение о предстоящей свадьбе. С этой секунды, собственно, и начиналась сама свадьба, которую расстроить могли только форс-мажорные обстоятельства (к примеру, когда новобрачная, не согласная с решением родителей, сбегала буквально из-под венца).
К слову сказать, отказаться от предстоящего обручения мог только бесчестный и непорядочный жених, не страшащийся за свой постыдный поступок наказания как земного, так и небесного. Обещание жениться почти всегда подкреплялось определенными залогами и задатками.
О помолвке было принято объявлять за столом, в присутствии гостей. Ответственную роль за оглашение брал на себя отец невесты, после чего будущие супруги выходили к собравшимся и принимали родительское благословение и поздравления от присутствующих на столь важном событии.
Что стало: О помолвке молодые сообщают своим родителям и друзьям сидя за богатым столом, после оглашения идёт благословление родителей с двух сторон и поздравление гостей.
Действия накануне главного события
Что было: накануне дня заключения брака (или прямо утром перед свадьбой) будущая новобрачная должна была обязательно наведаться в баню, куда она отправлялась вместе с подругами или кем-то из родственников. Этот предсвадебный ритуал непременно сопровождался обрядовыми песнями и осуществлением особых ритуальных действий, направленных на защиту девушки от сглаза и порчи, на очищение ее души и укрепление ее связи с избранником.
Далее следовал черед девичника обязательной встречи невесты с подругами. Фактически, эта встреча была последним девичьим гуляньем невесты, поэтому разворачивались события по сценарию ее ритуального прощания со своим окружением. Во время девичника так же, как и во время похода в баню, пели песни и ритуальные причеты.
Что стало: сбор с подругами перед свадьбой, гуляние ещё свободной девушки перед самостоятельной семейной жизнью и по сей день называется девичником, но принял этот девичник совсем иную форму выражения.
Из каких этапов состоял первый день торжества?
Что было: первый день торжественной церемонии сопровождался такими обязательными обрядами, как подготовка невесты к приезду жениха, перевоз ее приданого, приезд молодой пары в мужнин дом, получение благословения родителей и переход к свадебному застолью. На следующий день осуществлялось венчание, завершающееся грандиозным свадебным пиром.
Главным действующим лицом, несущим ответственность за свершение обрядовых действий, являлся дружка (обычно его роль брал на себя какой-либо родственник или близкий друг будущего новобрачного). Сам жених, напротив, в течение всего дня принимал пассивное участие в разворачивающихся событиях, а на его долю не приходилось каких-либо обрядовых речей.
В обязанности дружки входил утренний визит в дом невесты для того, чтобы удостовериться: готова ли молодая к приезду избранника? К этому времени девушка уже принаряжалась в свадебное одеяние и занимала почетное место в т.н. «красном углу» избы.
Обряд выкупа невесты неотъемлемая часть сценария, по которому происходил приезд жениха в дом избранницы. В ряде региональных обычаев, кстати, было принято выкупать не только саму невесту, но и даже возможность входа в ее дом (так, к примеру, выкупались ворота, двери, ставни и т. д.)
Что стало: в первый день торжества остался лишь обряд выкупа невесты, который происходит по определенному сценарию и готовится друзьями невесты.
Дополнением и современным нововведением стали такие обряды как:
- кража невесты;
- конкурс для незамужних девушек «букет невесты»;
- конкурс для неженатых мужчин «подвязка невесты»;
- продажа молодыми первого куска праздничного торта;
- «добровольное пожертвование» денег гостями торжества на предсказание пола первенца молодожен.
Магический обряд «Подметание дороги»
Что было: колоссальное значение в осуществлении обряда обручения придавалось магическим ритуалам, одним из которых являлось подметание дороги перед молодыми. Это производилось для того, чтобы новоиспеченным супругам недоброжелатели не смогли подбросить под ноги заговоренную вещь, которая позже могла бы стать причиной порчи на семью.
Также не допускалось пересекать дорогу идущей паре в противном случае, это сулило им в дальнейшем ссоры, конфликты и даже разрыв отношений.
Что стало: в настоящий момент этот обряд практически не используется, вместо него принято осыпать жениха и невесту лепесткам цветов, конфетами и монетами, для богатой и сладкой жизни.
Обряд перед венчанием и после него
Что было: из церкви, т.е. «из-под венца» молодой супруг вез новобрачную в свой дом, где пара должна была получить родительское благословение. Непременными атрибутами данного обряда во все времена (и по сегодняшний день) являлся хлеб, икона и рушник. Также рушник использовался позже и в специальном обережном обряде, которым родственники связывали руки молодым мужу и жене, что, согласно старинным поверьям должно было укрепить между ними чувства на всю оставшуюся жизнь.
Каравай, использовавшийся в обряде благословения, новоиспеченные супруги должны были по очереди откусить. Позже эту выпечку отдавали скотине в целях увеличения приплода, как того требовали старинные поверья.
В доме молодого супруга девушку усаживали на шкуру животного или шубу, которая исполняла роль своеобразного оберега и одновременно должна была притянуть к молодой жене безбедную жизнь в благополучии и изобилии.
Что стало: обряд венчания происходит в несколько этапов. Совершение Таинства Брака (обряд венчания) начинается обручением, которое может совершаться и отдельно. В знак твердости взаимных обещаний, священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В молитвах церковный представитель просит для них совершенную любовь, единомыслие в истине, твердую веру, непорочную жизнь и чадородие. При этом вспоминается, что Бог от начала создал мужчину и женщину.
Затем следует обряд венчания. Священник у жениха и невесты спрашивает: свободно ли они вступают в брак, не связаны ли они обещаниями с другими? После, он возлагает на их головы венцы, и венчание завершается троекратным благословением иерея: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». Потом читаются Апостол и Евангелие, возносится Молитва Господня. При этом, вступившие в брак, трижды пьют вино из общей чаши и трижды, предшествуемые иереем, обходят аналой.
Венцы это знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту.
Общая чаша знак необходимости делить между собою радость и горе.
Обхождение аналоя знак прочности брака.
В молитвах венчание просится дар: дети и внуки. Есть молитва и о родителях повенчавшихся. Новой семье просится благосостояние, и не только для нее, но и «для подачи» другим в напоминание того, что семья не должна замыкаться в самой себе.
Пиршество после венчания
Что было: после совершения торжественного таинства венчания новобрачной больше не требовалось причитать, ведь отсюда и брал свое начало самый веселый и запоминающийся этап всего свадебного обряда.
Молодоженов в доме новоиспеченной супруги одаривали подарками, после чего все отправлялись в дом к жениху. Здесь же начиналось грандиозное праздничное пиршество, во время которого пели песни, плясали и совершали магические ритуалы на укрепление отношений в молодой семье, на привлечение их процветания и рождение здорового потомства.
Что стало: пиршество сейчас проходит не на территории жениха, а на нейтральной территории. Как принято затраты на данное пиршество делится между молодыми пополам.
Заключение
Институт семьи является важнейшей частью общества. Бракосочетание это то обрядовое действие, через которое создается новая семья. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизни человека. Формирование свадебной обрядности известно у славян с VI века нашей эры. В Х веке на Русь пришло христианство. Его ввел князь Владимир, чтобы сплотить раздробленное феодальное государство. Но разумеется, многовековые традиции язычества не могли быть мгновенно заменены на христианские. Так как князь Владимир вводил христианство мирно, оно постепенно переплеталось со старой верой, старым богам давало новые имена, но не меняло их сущность. Языческие обычаи самым причудливым образом переплелись с христианскими, и в итоге на Руси вплоть до XV-XVI веков вполне мирно сосуществовали две религии.
Что касается собственно свадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснить язычество. Лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права.
Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа.
Деревенская свадьба отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией.
Вплоть до XIXначала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. Это и обряды, направленные на улучшение плодовитости будущей матери, и действия на укрепление связи молодых друг с другом.
Многие из древних языческих обрядов, сохраняя свое место в ритуале, постепенно утратили первоначальные смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения.
Языческое венчание происходило на лоне природы, молодые надевали венки и, держась за руки, обходили дуб или ракиту. С этого момента они считались мужем и женой. Православное венчание происходит в храме, молодых обручает священник (представляя в тот момент Бога), молодые трижды обмениваются освященными кольцами, затем на них надевают венцы и священник трижды обводит пару вокруг алтаря. Это символизирует их совместное «хождение» в будущей жизни.
Свадьба имела функцию не только продолжения рода. Также это было важным экономическим событием для обеих семей. К браку общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков.
Институт брака и семьи сильно подкосила Октябрьская революция 1917 года. В пылу борьбы с религией большевики практически разрушили традицию церковных браков, заменив их гражданскими (государственными). Также они значительно упростили процедуру вступления в брак и его расторжения, что не могло не сказаться на мировоззрении молодых советских людей и на их моральных установках. Однако в 1944 году семейный кодекс был значительно ужесточен, так как правительство поняло, что создание новых стабильных крепких семей - в его интересах. Изменилось также и отношение комсомола к незарегистрированным отношениям.
В настоящее время в России наблюдается преобладание незарегистрированных семейных отношений. Молодежь положительно относится к такому положению вещей и не торопится связывать себя узами брака. Повышается возраст вступления в брак.
Правительство России пытается как-то исправить демографическую ситуацию, пытается поощрить молодежь жениться и рожать детей. Но из-за несовершенства правовой и экономической базы правительство пока в этом не слишком преуспело.
Несмотря на все это, люди в России продолжают жениться и выходить замуж. Существует развивающийся рынок свадебной индустрии; многовековые традиции русской свадьбы, хоть и переосмысленные и измененные, все же продолжают жить.
Список литературы
Учебная и справочная литература
- Аверинцев С. С. Христианство: Энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 863с.
- Быт великорусских крестьян-землепашцев: описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / Сост. Фирсов, Б.М., Киселева, И.Г. СПб.: 1993. 179 с.
- Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М.: РАГС, 1996. 160 с.
- Славянская мифология: энциклопедический словарь. А-Я / Отв. ред. С. М. Толстая; М., 1995. 414 с.
- Хуан Эдуардо Керлот. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994 608 с.
- Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / И.Н. Яблоков. М.: Гардарики. 2002. 536 с.
Статьи из журналов
- Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. 1985. №3.
- Топорков А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. 1985. №3.
Монографии
- Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба / Д. М. Балашов, Ю. И. Марченко. М.; Современник. 1985. 390 с.
- Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем / Г.В. Жирнова.; М.: Наука, 1980. 148 с.
- Забияко А.П. История древнерусской культуры / А.П. Забияко.; М.: 1990. 260 с.
- Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви / А.В. Карташов; М.; 1992. 328 с.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н.И. Костомаров. М.: Экономика. 1993. 400 с.
- Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа / Костомаров Н.И., Забелин И.Е. М.: Просвещение. 1996. 575 с.
- Лихачев Д.С. Русская культура: монография / Д.С. Лихачев. СПб.: - Искусство. 2003. 440 с.
- Русские. М.: РАН. 1998. 800 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. М.: Наука. 1981. 608 с.
- Токарев С.А. Религии в истории народов мира / С.А. Токарев. М.: Республика. 2005. 576 с.
- Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете / Дж. Фрезер. М.; АСТ. 2003. 650 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
- Воскресенский В.А. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губернии // Живая старина. 1905. Вып. 1. [Электронный ресурс]. / Государственный республиканский центр русского фольклора. Режим доступа: http://crf.gohome.ru/
- Домострой [Электронный ресурс]. / Хронос всемирная история в Интернете. Режим доступа: http://www.hrono.ru
- О России в царствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Котошихина [Электронный ресурс]. / Сайт исторического факультета Московского Государственного Университета. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru
- Повесть временных лет [Электронный ресурс]. / Древнерусская литература. Антология. Историко-литературный сайт. Режим доступа: http://old-rus.narod.ru/
- Праздничные трапезы [Электронный ресурс]. / Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/
- Трофименко А.А. Философия праздника: семантика и синтаксис // Феноменология социального знания: о человеке, обществе, духовности. Армавир, 2004. Вып. 2. [Электронный ресурс]. / Армавирская школа культурной антропологии. Режим доступа: http://armavirsca.narod.ru/
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. / Всероссийская перепись населения 2002 года. Режим доступа: www.perepis2002.ru
- Янович В.М. Пермяки // Живая старина. 1903. Вып. 1. [Электронный ресурс]. / Государственный республиканский центр русского фольклора. Режим доступа: http://crf.gohome.ru
PAGE \* MERGEFORMAT1
Генезис свадебной обрядности на Руси