Исследование сущности основных средств, их использования, износа и воспроизводства

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. На этапе становления рыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:

- около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;

- известные объективные преимущества автомобильного транспорта (обеспечение партионности, возможность организации работы «с колес», доставка «от двери до двери», скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта. За последние годы автомобильный транспорт выполняет свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, «главным перевозчиком» для растущих секторов экономики России. Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52% пассажирских перевозок страны. Маршрутными автобусами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении обеспечивается основная часть поездок населения в 1313 городах и поселках городского типа, в 1200 из них автобусы являются единственным видом городского пассажирского транспорта.

Междугородные перевозки пассажиров автобусами эффективно конкурируют с пригородными и, в отдельных случаях, дальними железнодорожными перевозками пассажиров. Общественный автобусный транспорт по существу является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей села.

Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной системы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связывает в экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырьё, продукцию.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что решение задачи воспроизводства основных фондов означает увеличение производства необходимой обществу продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала, улучшение баланса оборудования, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности деятельности, накоплений предприятия. Более полное использование основных фондов приводит к уменьшению потребностей во вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия.

В современных экономических условиях эффективное функционирование предприятия является обязательным условием его существования. Деятельность любого предприятия должна быть рентабельна и целью любой деятельности является получение прибыли. Достижение этой цели зависит от очень многих факторов и связано с общей организацией деятельности, применением технологий, финансовыми возможностями, а также с технической оснащенностью предприятия. Условия рыночной экономики побуждают руководителей предприятий к постоянному поиску резервов повышения эффективности использования всех материально-вещественных факторов производства, в том числе и основных фондов, так как главным источником прибыли любого предприятия, является умелое, разумное достаточно полное их использование, со своевременной модернизацией и обновлением.

Эффективное использование основных фондов означает решение проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа, ускорения темпов обновления основных фондов, способствует сокращению издержек деятельности предприятия.

Основная задача воспроизводственной политики заключается в создании благоприятных условий для простого и расширенного воспроизводства, приобретения новой техники, реконструкции и технического перевооружения производства.

Затраты капитала на воспроизводство основных фондов имеют долгосрочный характер и осуществляется в виде долгосрочных инвестиций на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение и на поддержку мощностей действующих предприятий.

В связи с этим, цель данной курсовой работы - исследование сущности основных средств, их использования, износа и воспроизводства.

Достижение данной цели основано на решении следующих задач:

1. Рассмотреть основные фонды и их значение в деятельности предприятия.

2. Проанализировать транспортную деятельность предприятия и состояния и использования основных фондов

3. Рассмотреть мероприятия по обновлению основных фондов и эффективность планируемых мероприятий.

Объектом исследования является МУП «Городские маршруты» - автотранспортное предприятие, основной деятельностью которого являются пассажирские перевозки.

В данной работе при расчетах экономических показателей использовались следующие методы: метод статистических группировок, экономико-математический, расчетно-конструктивный и другие.

В качестве информационной базы исследования выступает экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая возможные варианты улучшения финансового состояния предприятия, а также нормативно-правовые акты, первичные учетные документы, бухгалтерская отчетность предприятия за 2011-2013 гг., статистические сборники госкомстата и др.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех разделов и заключения, и списка использованных источников. Введение раскрывает актуальность изучаемого вопроса, цель, задачи, методы исследования, структуру данной работы.

В первом разделе курсовой работы рассмотрены сущность, значение, функции основных фондов, а также оценка состояния, износ и воспроизводство основных фондов, амортизация и ее роль в воспроизводстве основных фондов.

Во втором разделе дана общая характеристика МУП «Городские маршруты», произведен анализ хозяйственной и транспортной деятельности предприятия и анализ состояния и использования основных фондов

В третьем разделе рассмотрены мероприятия по обновлению основных фондов предприятия и эффективность проектируемых мероприятий

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

  1. Сущность, значение и функции основных фондов

Основной признак предприятия – наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно оно обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия, ни индивидуальные предприниматели. Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Основные фонды - это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям по мере износа, возмещаются только после проведения нескольких производственных циклов.

Сущность основных фондов можно охарактеризовать следующим образом:

- они вещественно воплощены в средствах труда;

- их стоимость по частям переносится на продукцию;

- они сохраняют натуральную форму длительное время по мере износа;

- возмещаются на основе амортизационных отчислений по истечении срока службы.

По функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

Основные производственные фонды – материально-техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия, уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровень общества.

Как известно, к производственным основным фондам относятся:

– здания;

- сооружения;

- машины и оборудование;

- транспортные средства;

- инструменты;

- производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды.

Любое предприятие независимо от формы образования и вида деятельности должно постоянно рассматривать движение своих основных производственных фондов, их состав и состояние, эффективность использования. Данная информация позволяет предприятию выявить пути и резервы повышения эффективности использования основных фондов, а, кроме того, вовремя обнаружить и скорректировать негативные отклонения, которые в дальнейшем могут повлечь серьезные последствия для успешной деятельности предприятия.

Именно поэтому проблема повышения эффективности использования основных фондов является столь важной для любой организации. Ведь неэффективное их использование приводит к сокращению объемов производства или реализации, что в свою очередь уменьшает доходы предприятия, а, соответственно, отражается и на прибыли.

Роль основных фондов в процессе труда определяется тем, что в своей совокупности они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

На протяжении длительного периода основные средства находятся в непрерывном движении: они поступают на предприятие, изнашиваются в результате эксплуатации, перемещаются внутри предприятия, выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования.

Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на производимый продукт по частям по мере использования. Пополняются они за счет капитальных вложений. К ним относятся машины, станки, аппараты, инструменты, здания основных и вспомогательных цехов, отделов, служб, здания для реализации продукции в виде складов, транспортные средства и тому подобное.

Непроизводственные основные фонды – жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслуживания, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных непроизводственные фонды не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создается. Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создается. Их содержание и развитие осуществляется, в основном из прибыли.

Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, их постоянное увеличение неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия, с повышением материального и культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, влияет на результаты деятельности предприятия.

От объема основных производственных фондов зависят производственная мощность предприятия, уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровень общества.

В условиях перехода к рыночной экономике основные фонды – главная предпосылка дальнейшего экономического роста за счет всех факторов интенсификации производства.

Основные производственные фонды предприятий – это огромное количество средств труда, которые, несмотря на свою экономическую однородность, отличаются целевым назначением, сроком службы. Отсюда возникает необходимость классификации основных фондов по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов.

Основные фонды предприятий, учитываемые в денежном выражении, представляют собой основные средства. Порядок отнесения объектов к основным средствам и их состав регулируется законодательными и другими нормативными актами. Для идентификации активов организации в качестве основных средств необходимо учитывать их определения, содержащиеся в нормативных актах по бухгалтерскому учету, принимая во внимание, что указанные определения имеют отдельные различия.

Основные средства признаются таковыми в момент их принятия к учету. Согласно пункту 46 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» в Российской Федерации, основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

В нормативных актах, непосредственно регламентирующих организацию бухгалтерского учета основных средств, отсутствует условие о материально-вещественном содержании актива при его признании в качестве объекта основных средств.

В этих документах под основными средствами понимаются активы, которые организация не предполагает перепродавать, которые способны приносить организации экономические выгоды (доход) и используются организацией для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд в течение длительного времени («срока полезного использования»), превышающего 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Окончательное решение о том, какие предметы и объекты учитывать в составе основных средств, принимает руководитель организации в зависимости от характера и условии ее деятельности. Обычно оно принимается не по каждому предмету в отдельности, а применительно к группе (виду) объектов и оформляется как элемент учетной политики организаций.

Денежная, или стоимостная, оценка основных фондов необходима для определения общей величины основных фондов, их динамики, структуры, планирования расширенного воспроизводства основных фондов, определения степени износа и размера амортизационных отчислений, экономической эффективности капитальных вложений, то есть того, без чего невозможно судить о состоянии экономики предприятия. Именно поэтому предприятие должно провести соответствующие расчеты и оценить состояние основных фондов.

  1. Оценка состояния, износ и воспроизводство основных фондов.

Важным показателем, характеризующим техническое состояние основных фондов, является коэффициент их износа. Коэффициент износа основных фондов представляет отношение суммы начисленного износа к стоимости основных фондов. Сравнивания этот показатель на начало и конец года, судят о состоянии изношенности основных фондов.

Коэффициент износа в значительной степени зависит от выполнения плана капитальных ремонтов. В связи с этим необходимо проанализировать затраты на капитальный ремонт (по объему, продолжительности, стоимости, качеству) по отдельным видам основных фондов, использование амортизационных отчислений, а также выяснить случаи использования этих средств не по прямому назначению.

Затраты на капитальный ремонт составляют 3-4% среднегодовой стоимости основных фондов. Важной проблемой является улучшение организации труда на ремонтных работах. На предприятиях все еще большой удельный вес составляют простои в связи с ремонтом. Удлинение межремонтных периодов, ускорение производства ремонтов, рост производительности труда строителей, повышение качества ремонтов и снижение себестоимости - это задачи первостепенной важности.

Особое внимание должно быть уделено модернизации оборудования и выполнению ее объемов в намеченные сроки. При анализе технического состояния основных фондов важное значение имеет продолжительность эксплуатации оборудования по различным его видам, оценка возрастного состава оборудования по срокам эксплуатации, качественное состояние

Различают три вида оценки основных фондов: первоначальная, восстановительная и остаточная.

Определение первоначальной стоимости зависит от способа поступления основных фондов в организацию. Первоначальной стоимостью основных фондов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных фондов складываются из:

  • суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемой организациям за осуществление работ по договору строительного подряда или иным договорам;
  • суммы, уплачиваемой организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных фондов;
  • регистрационных сборов, государственной пошлины и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением прав на объект основных фондов: таможенной пошлины и иных платежей;
  • не возмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных фондов;
  • вознаграждения, уплачиваемого посреднической организации, через которую приобретен объект основных фондов;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных фоднов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основных фондов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных фондов.

Первоначальной стоимостью основных фондов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная с учредителями организации, если иное не предусмотренное законодательством РФ.

Первоначальной стоимостью основных фондов, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.

Первоначальной стоимостью основных фондов, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.

Восстановительная стоимость – это стоимость производств в условиях сегодняшнего дня, т.е. основные фонды оценивают в связи с длительностью их функционирования для устранения искажающего влияния различных факторов (меняются цены, тарифы, сметные нормы и др.).

Остаточная стоимость – это первоначальная стоимость основных фондов, за вычетом сумм износа, определённых по величине амортизационных отчислений за весь период службы данных основных фондов. Цель анализа этой стоимости – обоснование стоимости объектов, бывших в эксплуатации; определение действительной стоимости залога и страховой премии.

Основные фонды в процессе использования теряют свои физические и технико-экономические качества, другими словами изнашиваются. Износ основных средств учитывается на счетах амортизации. Разность между балансовой стоимостью основных фондов и суммой накопленного износа называется остаточной стоимостью основных фондов. Оценка одинаковых объектов основных фондов, введенных в эксплуатацию в различное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных фондов. Поэтому возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных фондов. Под восстановительной стоимостью понимают стоимость воспроизводства основных фондов, то есть сооружения и приобретения, исходя из действующих цен на момент переоценки.

Допускается изменение первоначальной стоимости основных фондов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов с отнесением увеличения (уменьшения) первоначальной стоимости основных фондов на добавочный капитал организации.

Организация имеет также право не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать объекты основных фондов по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством РФ.

В процессе эксплуатации основные фонды постепенно утрачивают свою стоимость в результате физического и морального износа.

Физический износ – это утрата или снижение основными фондами первоначальных свойств, ухудшение эксплуатационных и других качеств в результате длительного использования в производстве или хранения. На размеры физического износа основных фондов в процессе их использования влияют многие факторы: степень загрузки оборудования, количество смен и часов работы в сутки; долговечность оборудования; качество ухода за ним, устранение вредных физических и химических воздействий, своевременность и качество ремонта; уровень квалификации рабочих, их отношение к основным средствам.

Моральный износ основных фондов заключается в том, что они утрачивают свою стоимость до окончания срока службы по причинам, не связанным с утратой потребительской стоимости. Это происходит тогда когда вновь производимые основные фонды по сравнению с ранее выпускаемыми оказываются более совершенными и экономически выгодными. Это происходит благодаря научно – техническому прогрессу. Таким образом, моральный износ связан с удешевлением производства аналогичных основных фондов или с появлением более совершенный и производственных.

В условиях рыночных отношений политика в области воспроизводства основных фондов играет исключительно важную роль, так как именно она определяет количественное и качественное состояние основных фондов.

Эта политика должна осуществляться как на макро-, так и на микроуровне. Ключевая задача воспроизводственной политики на макроуровне заключается в создании для всех хозяйственных субъектов благоприятных условий для простого и расширенного воспроизводства, приобретения новой техники, реконструкции и технического перевооружения производства. Эта задача решается путем осуществления соответствующей амортизационной, инвестиционной и налоговой политики.

Воспроизводство основных фондов – это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта.

Виды воспроизводства основных фондов:

1) капитальное строительство (процесс создания и обновления основных фондов посредством строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих);

2) техническое перевооружение (процесс непрерывного технического и организационного совершенствования производства);

3) реконструкция (переустройство производства с целью переведения его на более высокий организационный и технический уровень);

4) расширение действующего предприятия (строительство дополнительных производств).

Важнейшая цель воспроизводства основных фондов – обеспечение предприятий основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержание их в рабочем состоянии.

В процессе воспроизводства основных фондов решаются следующие задачи:

- возмещение выбывающих по различным причинам основных фондов;

- увеличение массы основных фондов с целью расширения объема производства;

- совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных фондов, т.е. повышение техническою уровня производства.

Процесс воспроизводства основных фондов может осуществляться за счет различных источников. Основные средства для воспроизводства основных фондов на предприятии могут поступать по следующим каналам:

- как вклад в уставный капитал предприятия;

- в результате капитальных вложений;

- в результате безвозмездной передачи;

- вследствие аренды.

Количественная характеристика воспроизводства основных фондов в течение года отражается в балансе основных фондов по полной первоначальной стоимости по следующей формуле:

Фк = Фн + Фв – Фл,

(1)

где Фк – стоимость основных фондов на конец года;

Фн – стоимость основных фондов на начало года;

Фв – стоимость основных фондов, вводимых в действие в течение года;

Фл – стоимость основных фондов, ликвидируемых в течение года.

Важное значение имеет анализ изучения движения и техническое состояние основных фондов, для этого рассматриваются следующие показатели:

- коэффициент поступления (ввода) (Квв) определяется по формуле:

Квв =

стоимость вновь поступивших ОС

(2)

стоимость ОС на конец года

- коэффициент обновления (Коб) определяется по формуле:

Коб =

стоимость новых ОС

(3)

стоимость ОС на конец периодна

- коэффициент выбытия основных средств (Квыб) определяется по формуле:

Квыб =

стоимость выбывших ОС

(4)

стоимость ОС на начало периода

- коэффициент замены (Кзам) определяется по формуле:

Кзам =

стоимость выбывших в результате износа ОС

(5)

стоимость вновь поступивших ОС

- коэффициент расширения парка машин и оборудования (Красш) определяется по формуле:

Красш = 1- Кзам

(6)

Для анализа состояния основных фондов рассчитываются следующие показатели:

- коэффициент годности (Кгодн) определяется по формуле:

Кгодн =

остаточная стоимость ОС

(7)

первоначальная стоимость ОС

- коэффициент износа (Кизн) определяется по формуле:

Кизн =

сумма начисленного износа ОС

(8)

первоначальная стоимость ОС

Превышение величины Кобн по сравнению с Квыб свидетельствует о том, что идет процесс обновления и снижения физического износа основных производственных фондов, и наоборот.

Выбытие объекта основных фондов может иметь место в случаях:

- продажи;

- списания в случае морального и физического износа;

- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

- передачи по договорам мены, дарения;

- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

- недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

- в иных случаях.

1.3. Амортизация и ее роль в воспроизводстве основных средств

Важное значение для работы предприятий имеет определение износа (амортизации) основных средств.

Амортизационные отчисления – это денежное возмещение износа основных средств путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Это денежное выражение физического и морального износа основных средств. Амортизационные отчисления осуществляются для накопления необходимых денежных средств с целью последующего восстановления и воспроизводства основных средств.

Под нормой амортизационных отчислений понимается установленный годовой процент возмещения стоимости основных фондов. Амортизационные отчисления проводят в течении срока полезного использования основных фондов – периода, в течении которого в результате использования основные фонды призваны приносить доход предприятию или служить для целей деятельности предприятия.

Общая сумма амортизации, переносимая на готовую продукцию, определяется как разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью основных средств.

Различают несколько способов начисления амортизации:

1. Линейный (пропорциональный) способ – это списание стоимости объекта равными суммами в течение срока его службы. Амортизация при этом начисляется равными долями в течение всего срока эксплуатации объекта ОС до полного перенесения его стоимости на стоимость производимой продукции.

Расчет производится по формулам:

На =1/ Тп.и *100 %

(9)

Аj =  Fп * На / 100 ,

(10)

где На – норма амортизации (в %);

Тп.и – срок полезного использования объекта основных средств;

Аj –сумма амортизации за j-тый год;

Fп – первоначальная стоимость объекта ОС.

Данный метод амортизации предполагает равномерную нагрузку оборудования на весь период эксплуатации и его равномерный износ.

2. Способ уменьшаемого остатка. Амортизация рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезной эксплуатации этого объекта:

Аj =  Fо* На* kу / 100

(11)

или

Аj =  (Fп – A)* На* kу / 100,

(12)

где  Fо - остаточная стоимость объекта ОС

А –сумма амортизации за предыдущие годы;

kу - коэффициент ускорения. Он  не может быть выше 3, при этом его могут применять любые организации к любым объектам ОС.

Суть применяемого метода состоит в том, что исходя из амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции, будет уменьшаться с каждым последующим годом эксплуатации указанного объекта.

Способ уменьшаемого остатка не сводит остаточную стоимость до нуля в течение срока полезного использования, т.к. норма амортизации применяется к остаточной стоимости.

3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта, и суммы чисел лет срока службы объекта. «Ликвидационная стоимость» при этом методе не используется, т.к. объект основных средств полностью переносит свою стоимость за период полезного использования.

Аj = Fп * ((Тп.и – j + 1) / i),

(13)

где i– сумма чисел лет срока службы объекта.

В числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта ОС.

4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь период полезного использования объекта основных средств:

Аj =  Qф * Fп  / Qн,,

(14)

где Qф –фактический объем продукции в натуральном выражении, выпущенной за j-тый год;

Qн – предполагаемый объем продукции в натуральном выражении за весь срок службы оборудования

Этот метод применяется в том случае, когда отдача объекта в течение срока его полезной эксплуатации может быть определен достаточно точно и может применяться только для объектов, непосредственно участвующих в производстве

5. Способ ускоренной амортизации предприятия могут применять в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов, оборудования, расширения экспорта продукции, в случаях, когда осуществляется массовая замена устаревшей техники. При ускоренной амортизации, утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более чем в два раза. Основная доля амортизационных отчислений приходится на первые годы службы.

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение об использовании сумм амортизационных отчислений, направляя их на внедрение новой техники, на техническое развитие производства, на воспроизводство и совершенствование своих основных фондов.

Часть суммы от реализации продукции, соответствующая перенесенной стоимости фондов, поступает в амортизационный фонд, в котором происходит накопление денежных средств до величины, соответствующей первоначальной стоимости основных фондов.

Амортизационный фонд – сумма накопленных денег, которая должна использоваться для приобретения новых основных фондов взамен изношенных, т. е. происходит восстановление основных фондов.

Основная функция амортизации – обеспечение воспроизводства, восстановления основных фондов. Также амортизация выполняет учетную и стимулирующую функции. Так, в карточках учета основных средств введены графы, в которых отражаются данные по амортизации и определяется величина износа основных фондов за годы их эксплуатации. Кроме того, амортизация в определенной степени выполняет и стимулирующую функцию, так как предусматривает наиболее полное использование основных фондов: чем лучше (полнее) используется оборудование, тем больше производится продукции и тем скорее будет перенесена стоимость основных фондов.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУП «ГОРОДСКИЕ МАРШРУТЫ

2.1. Общая экономическая характеристика предприятия

Фирменное наименование предприятия: Муниципальное унитарное предприятие «Городские маршруты» (далее МУП «Городские маршруты»). Предприятие находится по адресу: 670045, г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, д. 3 а.

МУП «Городские маршруты» создано и зарегистрировано 06.01.1999 г. на основании Постановления Администрации города Улан-Удэ от 06.01.1999 г. № 2, на базе Улан-Удэнского ПАТП-1.

Предприятие создано в целях комплексного обеспечения деятельности органов государственного управления, осуществления пассажирских перевозок, а так же оказания услуг связанных с коммерческой эксплуатацией зданий, помещений, транспорта находящегося в муниципальной собственности.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования;
  • перевозка пассажиров по заказам;
  • медицинские услуги (прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей);
  • комплексное облуживание автомобилей;
  • размещение рекламы внутри салона автобуса;
  • техническое обслуживание автомобилей.

Основным видом деятельности МУП «Городские маршруты» являются пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования.

В течение года предприятие осуществляет перевозки по городским регулярным маршрутам, а в летнее также осуществляет перевозку пассажиров по сезонным (дачным) маршрутам, то есть дачные перевозки, связанными с реализацией льготных проездных билетов, для граждан пенсионного возраста.

Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли путём наиболее полного удовлетворения потребностей населения в автотранспортных перевозках.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы его развития. Предприятие выполняет работы для государственных нужд на договорной основе в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим технико-экономические показатели работы МУП «Городские маршруты» за 2011-2013 гг.. в таблице 1.

Таблица 1 - Технико-экономические показатели

Наименование показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011, %

Подвижной состав, ед.

70

63

62

88,6

Выпуск подвижного состава на линию, ед.

38

36

26

68,4

Коэффициент использования подвижного состава, %

54,3

57,1

52,0

95,8

Объем транспортных услуг, маш.час.

111678,8

107122,4

98340,3

88,1

Количество обслуживаемых маршрутов, шт.

26

26

26

100

Количество перевезенных пассажиров, тыс. чел.

3855,1

3648,9

3340,3

86,6

Среднесписочная численность работников, чел.

226

197

192

85,0

Сравнительный анализ показывает, что в 2013 г. произошло сокращение подвижного состава предприятия на 12 единиц или на 11,4 %. В результате этого произошло снижение: выпуска на линию подвижного состава на 12 единиц или на 31,6 %; коэффициента использования подвижного состава на 4,2%; объема транспортных услуг на 13338,5 маш.часов или на 11,9 %; количества перевезенных пассажиров на 514,8 тыс. чел. или на 13,4 %; предприятие было вынуждено прибегнуть к сокращению среднесписочной численности предприятия в 2013 г. на 34 человека или на 15 %. Количество обслуживаемых маршрутов за 2011-2013 гг. не изменилось.

Рассмотрим состав и структуру трудовых ресурсов МУП «Городские маршруты» в таблице 2.

Таблица 2 - Среднесписочная численность работников

Наименование показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Среднесписочная численность всего, в т.ч.:

226

100,0

197

100,0

192

100,0

-34

85,0

водители

106

46,9

87

44,2

85

44,3

-21

80,2

кондукторы

52

23,0

52

26,4

55

28,6

3

105,8

ремонтно-вспомогательные рабочие

21

9,3

17

8,6

13

6,8

-8

61,9

специалисты и служащие

47

20,8

41

20,8

39

20,3

-8

83,0

По данным таблицы 2 видно, что численность работников МУП «Городские маршруты» в 2013 г. значительно сократилась и составила 192 человека. Общая численность работников за 2013 год в сравнении с 2011 г. уменьшилась на 34 человека или на 15,0 %. Численность водителей уменьшилась на 21 человек или на 19,8 %, ремонтно-вспомогательных рабочих уменьшилась на 8 человек и в 2013 г. составила 13 человек, специалистов и служащих сократилась на 8 человек или на 17,0 %. Только численность кондукторов в 2013 г. увеличилась на 3 человека или на 5,8 %.

Удельный вес основных работников предприятия: водителей – 44,3 % и кондукторов – 28,5 %. Наибольший удельный вес в структуре трудовых ресурсов занимают водители – 44,3 %.

Финансовые результаты МУП «Городские маршруты» за 2011-2013 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Финансовые результаты предприятия

Наименование показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011, %

1

2

3

4

5

Выручка

53218

53036

55122

103,4

Себестоимость

118975

124187

133006

111,8

Валовая прибыль (убыток)

-65757

-71151

-77884

118,4

Прочие доходы

51862

76074

83470

в 1,6 раз

Прочие расходы

2085

2606

8323

в 4 раза

Прибыль (убыток) до налогообложения

-15980

-683

-2737

17,1

Изменение отложенных налоговых активов

-

696

-

-

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

Прочее

116

11

15

12,9

Чистая прибыль (убыток)

-15864

-1368

-2722

17,2

Окупаемость, %

44,7

42,7

41,4

-

По данным таблицы 3 видно, что выручка увеличилась на 1904 тыс.руб. или на 3,4 %, себестоимость увеличилась и составила в 2013 году 133006 тыс. руб., что выше себестоимости за 2011 год (118975 тыс. руб.) на 11,8 %. Следовательно, за анализируемый период предприятие имело убытки. В 2013 году убыток от реализации работ и услуг составил 77884 тыс. руб., что больше, чем в 2011 г. на 12127 тыс. руб. или на 18,4 %. Прочие доходы в 2013 году в сравнении с 2011 году увеличились на 31608 тыс. руб. или на 60,9 % (за счет различного рода субсидий и дотаций), также увеличились прочие расходы на 6238 тыс. руб. или в 4 раза. На основании этого предприятие получило убыток за 2013 год в размере 2722 тыс. руб., что ниже полученного убытка в 2011 г. на 13142 тыс. руб. или на 82,8 %.

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность деятельности предприятия. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела. Важнейшими среди финансовых результатов являются показатели прибыли, которая составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятия. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности, надежности и финансового благополучия.

Анализ финансовых результатов МУП «Городские маршруты» показал, что услуги по перевозке пассажиров по маршрутам приносят убытки. Чтобы снизить затраты и улучшить финансовые результаты деятельности предприятия МУП «Городские маршруты» необходимо провести ряд организационно-технических мероприятий.

МУП «Городские маршруты» получает выручку от двух групп перевозок:

  1. Услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским автотранспортом по регулярным автобусным маршрутам;
  2. Услуги по перевозке пассажиров по сезонным (дачным) маршрутам.

Так же МУП «Городские маршруты» оказывает следующие виды услуг не связанные с основным видом деятельности, это:

  • прочая деятельность предприятия без учета НДС (сюда входят медицинские услуги, реализация сезонных (проездных) билетов);
  • прочая деятельность предприятия с учетом НДС (сюда входят автотранспортные услуги по заказу, услуги по комплексному и техническому обслуживанию автомобилей и услуги по размещению рекламы внутри салона)

На основе данных бухгалтерского учета в таблице 4 показаны состав и структура по выручке от видов деятельности МУП «Городские маршруты».

Таблица 4 – Объем реализации услуг предприятия

Наименование показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Выручка от перевозки пассажиров по регулярным маршрутам

35929

67,5

35461

66,9

37873

68,7

1944

105,4

Выручка от перевозки пассажиров по сезонным (дачным) маршрутам

9354

17,6

10316

19,5

10499

19,0

1145

112,2

Реализация проездных билетов

1414

2,7

1236

2,3

2008

3,6

594

142,0

Заказные перевозки (в т.ч. перевозка школьников)

4744

8,9

4823

9,1

3697

6,7

-1047

77,9

Комплексное обслуживание автомобилей

1420

2,7

700

1,3

718

1,3

-702

50,6

Медицинские услуги

260

0,5

163

0,3

221

0,4

-39

85,0

Техническое обслуживание транспорта

-

-

138

0,3

37

0,1

-

-

Прочие услуги

97

0,2

199

0,4

69

0,1

-28

71,1

Всего по предприятию

53218

100

53036

100

55122

100

1904

103,6

На основании данных таблицы видно, что в 2013 г. произошло увеличение выручки от услуг по перевозке пассажиров:

- по регулярным маршрутам на 1944 тыс. руб. или на 5,4 %;

- по сезонным (дачным) маршрутам на 1145 тыс. руб. или на 12,2 %.

Также в 2013 году увеличилась выручка от реализации проездных билетов на 594 тыс. руб. или на 42,0 %.

По остальным видам деятельности предприятия произошло снижение, а именно:

- заказные перевозки на 1047 тыс. руб. или на 22,1 %;

- комплексное обслуживание автомобилей на 702 тыс. руб. или на 49,4%;

- медицинские услуги на 39 тыс. руб. или на 15%;

- прочие услуги на 28 тыс.руб. или на 28,9 %.

В общем по предприятию произошло увеличение доходов на 1904 тыс. руб. или на 3,6 %

2.2. Анализ транспортной деятельности предприятия

Анализ транспортной деятельности предприятия является важной частью – основой принятия решений на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования.

Затраты, связанные с выполнением перевозок, принято группировать следующим образом:

а) переменные затраты, зависящие, главным образом, от пробега подвижного состава при выполнении перевозок и потому определяемые в расчете на один километр пробега. К переменным затратам относятся затраты на топливо, затраты на смазочные материалы, шины, затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;

б) постоянные затраты, не связанные непосредственно с выполнением конкретной перевозки и не зависящие от показателей работы подвижного состава на линии. Постоянные затраты исчисляются в расчете на один час работы подвижного состава. К постоянным затратам относятся накладные расходы и амортизационные отчисления;

в) заработная плата водителей и кондукторов, величина которой определяется в зависимости от принятой для данного вида перевозок системы оплаты труда. Размер заработной платы может зависеть от выполненной транспортной работы, отработанного времени, других факторов.

Подвижной состав предприятия представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Подвижной состав предприятия

№ п/п

Наименование показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011, %

1

Количество автобусов всего, в т.ч. по маркам:

70

63

62

88,6

1.1.

ЛИАЗ 525635

2

2

2

100

1.2.

ЛИАЗ 525626

15

15

15

100

1.3.

ЛИАЗ 525645

15

15

14

93,3

1.4.

ЛАЗ 695

9

7

6

66,7

1.5.

DAEWOO BH-115

2

2

0

0

1.6.

DAEWOO BS-106

8

5

2

25,0

1.7.

SETRA

1

1

0

0

1.8.

ГАЗ 32213

1

1

0

0

1.9.

ПАЗ 3237

6

6

6

100

1.10.

ПАЗ 3205

2

2

2

100

1.11.

ПАЗ 320402-03

0

0

12

-

1.12.

HYNDAI AC-540

9

7

3

33,3

По данным таблицы 5 видно, что количество автобусов в 2013г. уменьшилось на 8 единиц в сравнении с 2011 г. Это связано с износом транспортных средств, в соответствии с этим было списано 7 единиц в 2011 году и 13 единиц в 2012 г. так как автобусы выработали свой ресурс, морально и физически устарели и на их содержание и эксплуатацию потребовалось бы больше произвести затрат. В 2013 году по решению Комитета по управлению имуществом предприятию были переданы на праве хозяйственного ведения 12 автобусов марки ПАЗ 320402-03.

В таблице 6 представлено количество автобусов в зависимости от года ввода в эксплуатацию на предприятии по состоянию за 2013 год.

Таблица 6 - Перечень парка автобусов

Марка автобуса

Количество машин

Год введения

График работы

Примечания

Ед.

%

ЛИАЗ 525635

2

3,2

2005

Посменно, по заявкам

В процессе эксплуатации требуются постоянно затраты на запасные части, ГСМ, заработную плату рабочих.

ЛИАЗ 525626

15

24,2

2008

ЛИАЗ 525645

14

22,6

2006

ЛАЗ 695

6

9,7

2001

ПАЗ 3237

6

9,7

2008

DAEWOO BS-106

2

3,2

1997

ПАЗ 3205

2

3,2

2005

ПАЗ 320402-03

12

19,4

2009

HYINDAI AC 540

3

4,8

1998

ИТОГО:

62

100

-

-

-

Анализируя таблицу можно сделать выводы, что удельный вес подвижного состава занимают автобусы 2008 г – 24,2 %, 2006 г. – 22,6 % и 2009 г. – 19,4 %. Автобусы по числу лет эксплуатации подразделяются: 5 лет – 12 единиц; 6 лет – 21 единица; 8 лет – 14 единиц; 9 лет – 4 единицы; 13 лет – 6 единиц; 16 лет – 3 единицы; 17 лет – 2 единицы.

В таблице 7 представлена разбивка автобусов по пробегу по состоянию на конец года.

Таблица 7 – Разбивка парка автобусов по пробегу

Интервал пробега транспортных средств, тыс км.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011, %

До 250

26

13

6

23,1

251-350

17

22

27

В 1,6 раз

351-500

5

8

22

В 4,4 раза

Свыше 500

22

20

7

31,8

По данным таблицы 7 видно, что в 2013 году пробег автобусов значительно увеличился. Количество автобусов с пробегом до 250 тыс. км. уменьшились на 20 единиц или на 76,9 %; с пробегом от 251 до 350 тыс. км. увеличилось и в 2013 году составило 27 единиц, что на 10 единиц или в 1,6 раз больше, чем в 2011 году; с пробегом от 351 до 500 тыс. км. также увеличилось на 17 единиц или в 4,4 раза; с пробегом свыше 500 тыс. км. уменьшилось на 31,8 %.

На низкий уровень технической готовности влияет низкий технический уровень производственно-технической базы и увеличение оборудования, работающего сверх нормативного срока службы, практическое отсутствие необходимых узлов, агрегатов, запасных частей специальных эксплуатационных материалов.

Реализация контрольных и проездных билетов за 2011-2013 гг. приведена в таблице 8.

Таблица 8 – Реализация контрольных и проездных билетов, шт.

Вид билетов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011, %

Контрольные

3737308

3545881

3206461

85,8

Проездные

3927

3433

4462

113,6

Из таблицы 8 делаем вывод, что в 2013 году реализация контрольных билетов сократилась на 530847 шт. или на 14,2 %, а реализация проездных билетов наоборот увеличилась на 535 шт. или на 13,6 %

Количество перевезенных пассажиров за 2011-2013 гг. рассмотрим в таблице 9.

Таблица 9 – Количество перевезенных пассажиров, чел.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011

чел.

%

Перевезено пассажиров по контрольным билетам

3737308

3545881

3206461

-530847

85,8

Перевезено пассажиров по проездным билетам

117810

102990

133860

16050

113,6

Всего

3855118

3648871

3340321

-514797

86,6

По данным таблицы 9 можно отметить, что в 2013 году перевозка пассажиров уменьшилась на 514797 чел или на 13,4 %. По отдельным видам перевозок видно, что перевозка пассажиров по контрольным билетам в 2013 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 530847 чел. или на 14,2 %, а по проездным билетам увеличилась на 16050 чел. или на 13,6 %.

По данным бухгалтерского учета проведем анализ себестоимости перевозок за 2011-2013 гг. в виде таблице 10.

Таблица 10 - Анализ себестоимости перевозок за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013/2011

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Заработная плата

49253

42,9

53504

44,6

54944

42,36

5691

111,6

Отчисления от з/п

15959

13,9

15955

13,3

13490

10,4

-2469

84,5

Топливо

25947

22,6

26752

22,3

28536

22,0

2589

110,0

Смазочные материалы

1722

1,5

1680

1,4

2075

1,6

353

120,5

Износ и ремонт шин

1837

1,6

1200

1,0

1167

0,9

-670

63,5

Эксплуатационный ремонт

4248

3,7

5278

4,4

5967

4,6

1719

140,5

Амортизация транспорта

3444

3,0

3479

2,9

5059

3,9

1614

146,9

Общехозяйственные расходы

12285

10,7

11997

10,0

18419

14,2

6134

149,9

Налоги

115

0,1

120

0,1

52

0,04

-63

45,2

Всего:

114810

100

119965

100

129708

100

14898

113,0

Анализируя таблицу 10 видно, что расходы предприятия на перевозки за 2013 г. выше расходов за 2011 г. на 14898 тыс. руб. или на 11,8 %.

Как показал анализ себестоимости по отдельным статьям расходов в 2013 гг. произошло как снижение, так и увеличение, по сравнению с аналогичным периодом 2011, в том числе: расходы по оплате труда работников выросли на 5691 тыс. руб. или на 11,6 %; отчисления от заработной платы сократились на 2469 тыс. руб. или на 17,0 %; расходы по топливу возросли и в 2013 г. составили 28536 тыс. руб., что на 10,0 % выше расходов за 2011 г. (на увеличение расходов в основном повлияло увеличение цены в среднем на 23%); расходы на смазочные материалы возросли на 353 тыс. руб. или на 20,5 %; расходы на шины уменьшились на 670 тыс. руб. или на 36,5 %; расходы на эксплуатационный ремонт выросли с 4248 тыс. руб. до 5967 тыс.руб. (в связи с увеличением износа автобусов и приобретением дорогостоящих деталей автобусов); амортизация транспорта увеличилась на 1614 тыс. руб. или на 46,9%; общехозяйственные расходы в 2013 г. возросли и составили 18419 тыс. руб., что на 6134 тыс. руб. или на 49,8% выше 2011 г.; налоги уменьшились на 63 тыс. руб. или на 54,8 %.

Как видно из таблицы в структуре себестоимости наибольший удельный вес занимает заработная плата: 42,9 % в 2011 г., 44,6 % в 2012 г. и 42,36 % в 2013 г..

Анализируя структуру себестоимости перевозок предприятия за 2011-2013 гг. можно сделать вывод, что за эти годы в структуре произошли незначительные изменения.

  1. Анализ состояния и использования основных фондов

Анализ использования основных фондов начинается с изучения объема основных средств, их структуры, динамики.

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование. В таблице 11 представлен состав и структура основных средств МУП «Городские маршруты» за 2011-2013 гг.

Таблица 11 - Состав и структура основных фондов предприятия за 2011-2013гг.

Группы основных средств

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 к 2011, %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Транспортные средства

17613

99,4

17613

99,4

38607

99,5

в 2,2 раза

Производственный и хозяйственный инвентарь

103

0,6

103

0,6

206

0,5

в 2 раза

Всего

17716

100

17716

100

38813

100

в 2,2 раза

По данным таблицы 11 видно, что в 2013 г. по сравнению с 2011 г. основные средства возросли на 21097 тыс. руб. или на 119,1 %. В том числе транспортные средства возросли на 20994 тыс. руб. или на 119,0 %, а производственный и хозяйственный инвентарь на 103 тыс. руб. или в 2 раза.

Рассмотрим анализ состояния основных фондов МУП «Городские маршруты» за 2011-2013 гг. в таблице 12.

Таблица 12 - Анализ состояния основных фондов

п/п

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1

Основные фонды (тыс. руб.):

А) первоначальная стоимость

17716

17613

38813

Б) износ

10592

14089

34462

В) остаточная стоимость

7124

3524

4351

2

Коэффициент вода

-

-

4,87

3

Коэффициент обновления

-

-

-

4

Коэффициент выбытия

-

0,006

-

5

Коэффициент износа

0,59

0,79

0,89

6

Коэффициент годности

0,40

0,21

0,11

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что 2011-2013 г. коэффициент износа основных фондов увеличивался и составил соотвественно 0,59, 0,79 и 089. Коэффициент годности основных фондов наоборот уменьшался: 2011 г. – 040; 2012 г. – 0,21; 2013 г. - 011. Эти показатели говорят о довольно высокой изношенности основных фондов.

Коэффициент ввода основных фондов в 2011-2012 гг. равен нулу, а в 2013 г. – 4,87. В 2013 г. на праве хозяйственного ведения предприятию были переданы 12 транспортных средств балансовой стоимостью 18960 тыс.руб. и коэффициентом износа 0,77 % и производственный инвентарь балансовой стоимостью 206 тыс. руб.

Это свидетельствует о том, что обновление основных фондов на предприятии осуществляется в большей степени за счет ввода новых объектов основных средств, а не замены старых, изношенных фондов, что приводит к накоплению устаревших активов и сдерживает рост экономической эффективности основных фондов.

Так как износ основных фондов происходит постепенно, то и амортизация начисляется по группам основных фондов на основе амортизационных отчислений. Начисление амортизации объектов основных средств МУП «Городские маршруты» производится линейным способом. Начисление амортизации по основным средствам, осуществляется равномерно в течение календарного года.

Рассмотрим показатели эффективности использования основных фондов предприятия, а именно фондоемкость, фондоотдачу, фондовооруженность и систему показателей количественной оценки уровня эффективности использования основных средств. Показатели эффективности использования основных фондов представлены в таблице 13.

Таблица 13 – Анализ фондоемкости, фондоотдачи и фондовооруженности основных фондов МУП «Городские маршруты»

Наименование показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Выручка от реализации работ и услуг, тыс. руб.

53218

53036

55122

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

17655

17665

28213

Среднесписочная численность, чел

226

197

192

Фондоемкость основных фондов, руб.

0,33

0,33

0,51

Фондоотдача основных средств, руб.

3,01

3,00

1,95

Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

78,12

89,67

146,94

Из данных таблицы 13 видно, что фондоотдача основных средств уменьшилась на 1,06 в сравнении с 2011 г. и на 1,05 в сравнении с 2012 г. На это повлияло снижение выручки от реализации работ и услуг и увеличение среднегодовой стоимость основных средств. А показатель фондоемкости наоборот увеличился, что говорит о том, что возможности использовать меньше основных фондов, чтобы получить готовую услугу на сумму 1 рубль пока не предусматривается. Так, в 2013 г. в сравнении с 2011 и 2012 гг. он увеличился на 0,18. Фондовооруженность за счет того что численность персонала снизилась и среднегодовая стоимость основных средств только увеличивается, в связи с этим она увеличилась. Так, в 2013 г. в сравнении с 2011 г. на 68,82 и в сравнении с 2012 г. на 58,27 %.

Данные изменения происходят за счет того, что у предприятия увеличилась среднегодовая стоимость основных средств, за счет передачи на праве хозяйственного ведения 12 транспортных средств и прочего производственного инвентаря

Для выяснения влияния факторов на динамику показателей использования основных средств предприятия ниже представлен факторный анализ фондоёмкости, фондоотдачи и фондовооруженности.

Фондоотдача (Фо):

Фо 2012 г = Выручка 2012гСреднегодовая стоимость основных средств2012г= =5303617665 = 3,00 (руб.)

Фо усл. 1 = Выручка 2013гСреднегодовая стоимость основных средств2012г= =5512217665 = 3,12 (руб.)

Фо 2013 г = Выручка 2013гСреднегодовая стоимость основных средств2013г= =55122328213 = 1,95 (руб.)

Изменение фондоотдачи под влиянием фактора:

- среднегодовая стоимость основных средств (ОС):

Фо ос = Фо 2013 г - Фо усл. 1 = 1,95 – 3,12 = -1,17(руб.)

- выручка (В):

Фо тп = Фо усл. 1 - Фо 2012г = 3,12 – 3,00 = 0,12 (руб.)

Итого: 0,12 – 1,17 = -1,05 (руб.)

Проведенные расчеты показали, что отрицательное влияние на снижение показателя фондоотдачи оказала среднегодовая стоимость основных средств. Этот фактор фондоотдачи уменьшился в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 1,17 рублей.

А увеличение выручки предприятия повысил показатель фондоотдачи на 0,12 рублей.

Фондоемкость (Фе):

Фе 2012 г = Среднегодовая стоимость основных средств2012гВыручка2012г = =1766553036 = 0,33 (руб.)

Фе усл. 1 = Среднегодовая стоимость основных средств2013гВыручка 2012г = =2821353036 =0,53 (руб.)

Фе 2013 г = Среднегодовая стоимость основных средств2013гВыручка 2013г = =2821355122 = 0,51 (руб.)

Изменение фондоёмкости под влиянием фактора:

- выручка (В)

Фё ос = Фё 2013 г - Фё усл. 1 = 0,51-0,53 = -0,02 (руб.)

- среднегодовая стоимость основных средств (ОС)

Фё тп = Фё усл. 1 - Фё 2012 = 0,53-0,33= 0,2 (руб.)

Итого: -0,02+0,2= 0,18

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на увеличение фондоемкости в 2013 году на 0,18 рублей повлиял рост стоимости основных средств предприятия. Из-за этого фактора фондоотдача предприятия возросла на 0,2 рубля. Рост выручки предприятия сократил показатель фондоемкости на 0,02 рубля.

Фондовооруженность труда (Фв):

Фв2012г= Среднегодовая стоимость основных средств2012гСреднесписочная численность персонала 2012г = 17665197=89,67 (тыс. руб./чел)

Фвусл1= Среднегодовая стоимость основных средств2013гСреднесписочная численность персонала 2012г = 28213197=143,21 (тыс. руб./чел)

Фв2013г= Среднегодовая стоимость основных средств2013гСреднесписочная численность персонала 2013г = 28213192=146,94 (тыс. руб./чел)

Изменение фондовооруженности труда под влиянием фактора:

- среднесписочная численность персонала (ЧП):

ФвЧП = Фв2013г - Фвусл1= 146,94 – 143,21 = 3,73 (тыс. руб./чел.)

- среднегодовая стоимость основных средств (ОС):

ФвЧП = Фвусл1 - Фв2012г = 143,21 – 89,67 = 53,54 (тыс. руб./чел.)

Итого: 3,73+53,54=57,27

Благоприятное влияние на изменение фондовооруженности труда оказал рост стоимости основных средств предприятия. Под влиянием данного фактора увеличение фондовооруженности в 2013 году по сравнению с 2012 годом составило 53,54 тыс. руб./чел.

Уменьшение среднесписочной численности персонала также повысил показатель фондовооруженности на 3,73 тыс. руб./чел.

Самым отрицательным фактором в проведенном анализе оказалось увеличение среднегодовой стоимости основных средств. Из-за этого показатель фондоотдачи сократился на 1,17 рублей.

РАЗДЕЛ 3. ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В МУП «ГОРОДСКИЕ МАРШРУТЫ»

3.1. Мероприятия по обновлению основных фондов

В настоящее время, комплекс мероприятий по обновлению основных фондов и повышению эффективности их использования принято подразделять на три группы: технические, организационные, экономические.

К техническим путям относятся реконструкция зданий и сооружений, модернизация машин и оборудования, повышение качества их технической эксплуатации, рост квалификации персонала. Здесь же рассматривается упущенная выгода от несвоевременной замены технических средств или приобретения устаревших моделей оборудования.

Организационное направление включает: во-первых, четкую диспетчеризацию, выявление незагруженного оборудования и помещений, реализацию излишних основных фондов, расширение объема производства на имеющихся производственных мощностях и площадях; во-вторых, применение современной компьютерной техники, позволяющей вести учет движения продукции и всех инвентарных единиц основных фондов в реальном режиме времени.

Экономические пути реализуются через стимулирование субъектов хозяйствования и персонала. Основные из них: сдача: в аренду временно незагруженного оборудования; консервация основных фондов, которые в среднесрочной перспективе не будут использованы или реализованы; продажа имущества; материальное поощрение персонала, добивавшегося высокой производительности технических средств. Особое место занимает снижение остаточной стоимости основных фондов, которая является объектом налогообложения на недвижимость или на имущество.

Мероприятия экстенсивного направления повышения эффективности использования основных средств связаны с привлечением дополнительных производственных ресурсов. К ним относят:

-техническое перевооружение, позволяющее сократить трудоемкость;

-комплексную механизацию и автоматизацию производства, исключающие потери рабочего времени оборудования;

-рациональную специализацию и кооперирование цехов и участков, обеспечивающие полную загрузку оборудования,

-модернизацию оборудования;

-повышение квалификации рабочих;

-создание благоприятных экологических условий (температура, чистота воздуха, отсутствие сквозняков, нормативный уровень влажности) для работы точного оборудования, микропроцессорной техники, станков с ЧПУ, компьютеров, предохранение их от преждевременных поломок, соблюдение режимов работы.

Мероприятия интенсивного направления не требуют дополнительного привлечения ресурсов. К ним относят:

-своевременный ввод в действие основных средств;

-совершенствование технологической структуры оборудования;

-повышение коэффициента сменности его работы;

-рациональную организацию труда рабочих - многостаночное обслуживание, совмещение профессий;

-своевременное профилактическое обслуживание и качественный ремонт основных производственных средств;

-стимулирование рабочих за увеличение межремонтного периода работы оборудования.

Более полная загрузка оборудования, ликвидация ненужных основных производственных средств способствует увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Из анализа основных фондов, приведенного во втором разделе видно, что основные фонды занимают более 69% имущества МУП «Городские маршруты», поэтому от решения проблемы их рационального использования в конечном итоге зависят перспективы развития деятельности. Наибольший удельный вес в составе основных средств занимают транспортные средства: более 72%. Эффективная работа подвижного состава зависит от многих технико-эксплуатационных показателей. Улучшение каждого из этих показателей значительно влияет на себестоимость перевозок и соответственно на повышение эффективности деятельности предприятия в целом. Для улучшения показателей работы перевозок МУП «Городские маршруты» необходимо своевременное обновление основных фондов.

На МУП «Городские маршруты» есть немалые резервы повышения эффективности деятельности предприятия за счет обновления основных фондов.

Мы предлагаем реализовать на предприятии следующую систему мероприятий по обновлению основных фондов:

  1. Закупка новых пассажирских автобусов с большой вместимостью;
  2. Приобретение новейшего ремонтного и диагностического оборудования с целью снижения затрат на ремонт автобусов.

Перейдем к разработке мероприятий по вводу новых транспортных средств для МУП «Городские маршруты» взамен. В настоящее время парк транспортных средств МУП «Городские маршруты» состоит из 62 единиц 1997-2009 гг. выпуска. Срок службы автобусов 5 лет, все автобусы давно выработали свой ресурс и требуют замены. Старение оборудования включает его физический и моральный износ, в результате чего растут затраты на его эксплуатацию, затраты на ремонт и техническое обслуживание, увеличивается время простоя по техническим причинам, снижается производительность труда.

Замена транспортных средств – важная экономическая проблема. Задача состоит в определении оптимальных сроков и количества замены, в нашем случае планируется замена 3 автобусов в 2014 г.

В целом, мероприятия по вводу новых транспортных средств взамен устаревших должны снизить текущие затраты и повысить работоспособность автопарка, оптимизировать порядок проведения технического обслуживания и ремонта.

Технические характеристики предлагаемых транспортных средств для обновления автопарка МУП «Городские маршруты» в 2014 г. представлены в таблице 14.

Таблица 14 – Основные характеристики новых пассажирских автобусов, внедряемых на МУП «Городские маршруты»

Характеристика

Значение

Марка автобуса

ЛиАз 525646

Год выпуска

2014

Стоимость, тыс. руб.

2 850

Вид топлива

ДТ

Расход топлива, 100 км.

30

Пассажировместимость, чел.

110

Посадочные места, шт.

23

ЛиАЗ 525646 – это автобус городского класса, который был специально разработан для эксплуатации в условиях интенсивного пассажиропотока. Покупка автобусов ЛиАЗ 525646 избавит МУП «Городские маршруты» от проблем с транспортировкой пассажиров в часы пик по загруженным маршрутам. Это достигается благодаря внушительной вместимости – эта модель рассчитана на 110 человек, за счет наличия трех накопительных площадок и широких проходов между сиденьями. Продажа ЛиАЗ 525646 осуществляется с комплектацией салона 23-мя посадочными местами. Салон автобуса оборудован специальными поручнями округлой формы для стоящих пассажиров, что избавит их от дискомфорта при передвижении.

Также, к основным техническим характеристика автобуса относится низкий пол в салоне, который обеспечивает высокую скорость пассажирооборота и повышает рентабельность автобуса на городских маршрутах.

Надежность, безопасность, качество, усовершенствованное техническое оснащение и модернизация автобуса в целом ставят его в один ряд с существующими аналогами, однако цена данной модели существенно ниже, в результате чего, покупка МУП «Городские маршруты» именно этой модели автобусов считается оптимальной.

Общая сумма капитальных вложений при приобретении новых транспортных средств представлена в таблице 15.

Таблица 15 - Сумма необходимых капитальных вложений

Показатель

Значение

Марка автобуса

ЛиАз 525646

Цена 1 автобуса, тыс. руб.

2 850

Количество закупаемых автобусов на МУП «Городские маршруты»

3

Суммарная стоимость, тыс. руб.

8 550

Сумма капитальных вложений на реализацию данного мероприятия в размере 8 550 тыс. руб. может быть выделена за счет республиканского бюджета согласно программе «Финансового оздоровления МУП «Городские маршруты» до 2020 г.

Рассмотрим проект улучшения материально-технической базы ремонтной мастерской МУП «Городские маршруты». Единовременные затраты на реализацию предлагаемого проекта включают в себя, главным образом, расходы на приобретение необходимого оборудования.

Так как основным видом транспортных средств, ремонтируемых на МУП «Городские маршруты», являются крупные пассажирские автобусы, нами было подобрано оборудование, которое позволит оптимизировать процесс ремонта транспортных средств МУП «Городские маршруты», к нему относятся:

1. Стационарная универсальная линия технического контроля ЛТК-16У-СП-11. Стационарная универсальная линия технического контроля автобусов и автопоездов предназначена для контроля технического состояния автотранспортных средств при проведении технического осмотра, инспекционного контроля, а также может использоваться для проведения ремонтных и регулировочных работ.

Преимущества линии технического контроля ЛТК-16У-СП-11:

  • в состав тормозного стенда СТС-16-У-СП-11 входит электронный датчик замера давления воздуха в пневмоприводе;
  • возможность дальнейшего включения в состав линии системы мобильного поста ЛТК (на базе персонального карманного компьютера), дооснащения опциями для дополнительной диагностики ходовой части автобусов;
  • многопостовая технология позволяет через компьютерную сеть организовать до четырёх компьютерных «постов диагностики» в составе одной ЛТК-16У-СП-11, это обеспечит одновременную параллельную диагностику нескольких автобусов на линии и высокую пропускную способность ремонтного цеха;
  • в состав ЛТК-16У-СП-11 входит комплект беспроводной связи обеспечивающий беспроводную связь (BlueTooth) между приборами линии технического контроля и персональным компьютером ЛТК. Позволяет избежать неудобств при обращении с проводами и опасности их повреждения.

2. Станок HL-P80 для выпрессовки шкворней.

3. Стенд Р-770Е для разборки-сборки V-образных двигателей, КПП, задних мостов и различных агрегатов автобусов отечественного и импортного производства

4. Приспособление для снятия ГМП автобусов ЛИАЗ П-235М, переносное, с ручным приводом.

5. Стенд Р-174 для срезания тормозных накладок автобусов Лиаз, ПАЗ

Рассмотрим затраты МУП «Городские маршруты» на покупку нового оборудования ремонтного цеха в таблице 16.

Таблица 16 - Единовременные расходы на закупку нового оборудования ремонтного цеха МУП «Городские маршруты»

Наименование оборудования

Стоимость, тыс. руб.

Стационарная универсальная линия технического контроля ЛТК-16У-СП-11

1 200,0

Станок HL-P80 для выпрессовки шкворней

190,0

Стенд Р-770Е для сборки-разборки двигателей, КПП, задних мостов

114,0

П-235М для снятия ГМП автобусов

21,9

Стенд Р-174 для срезания тормозных накладок автобусов

257,0

Всего

1 782,9

Таким образом, суммарная потребность в инвестициях для обновления основных фондов МУП «Городские маршруты» составит тыс. руб., из которых:

- 8 550 тыс. руб. требуется на обновление парка автотранспортных средств;

- 1 782,9 тыс. руб. необходимо для внедрения в ремонтном цехе современного технологического оборудования, которое позволит существенно снизить ежемесячные затраты на ремонт транспортных средств.

3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий

Начнем расчет экономического эффекта с мероприятия по обновлению автопарка МУП «Городские маршруты».

Экономический эффект обновления автопарка МУП «Городские маршруты» заключается в устранении ущерба предприятия от использования изношенной техники, который состоит в снижении прибыли, увеличении экономического риска и суммарного размера затрат на эксплуатацию устаревших транспортных средств.

Введение в строй новых автобусов ЛиАЗ-525646 (2014 г. выпуска) позволит снять с маршрутов наиболее проблемные изношенные автобусы марки ЛАЗ-695 (3 шт.).

Сравним затраты на эксплуатацию на эксплуатацию 1 автобуса моделей ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-525646 (2014 г. выпуска) на МУП «Городские маршруты» в таблице 17.

Таблица 17 – Сравнительный анализ затрат, тыс. руб.

Показатели

ЛАЗ 695

ЛиАЗ 525646

Изменение

Топливо

733,3

622,5

-110,8

Смазочные материалы

52,2

38,6

-13,6

Износ и ремонт шин

30,2

30,2

0

Эксплуатационный ремонт

154,8

36,6

-118,2

Итого

970,5

727,9

-242,6

Таким образом, замена 1 пассажирского автобуса ЛАЗ-695 новым автобусом ЛиАЗ-525646 позволит снизить затраты МУП «Городские маршруты» на 242,6 тыс. руб. в год.