Конспект урока ИЗО для 4 класса на тему «Сопереживание – великая тема искусства»
Конспект урока ИЗО для 4 класса на тему «Сопереживание – великая тема искусства»
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 4
УМК: Л. А.Неменская «Каждый народ – художник» 4 класс Москва «Просвещение» 2012 год.
Тема урока: «Сопереживание – великая тема искусства»
Тип урока: комбинированный
Дата проведения урока: 10.04.2015 год.
Цель урока:
-формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;
-познакомить с картинами художников, писавших про несчастие, несправедливость нашего мира людей;
- учить анализировать картины художников.
Задачи: - дать понятие о том, что такое сопереживание;
- развивать навыки анализа, синтеза, сравнения;
- развивать умение строить композицию рисунка, использовать образный язык материалов: карандаша, угля
- воспитывать неравнодушное отношение к несправедливости.
Оборудование: Компьютер, экран, мультимедийная установка.
Зрительный ряд: презентация, рисунки детей прошлых лет на заданную тему.
Планируемый результат:
Личностные:
- понимать важность движения для своего здоровья;
- уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;
Регулятивные:
- уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и художественную деятельность одноклассников с позиции творческих задач темы урока, с точки зрения содержания и средств его выражения
- уметь формулировать тему урока;
- уметь выделять главное;
- уметь формулировать цель урока с помощью учителя;
Познавательные:
- уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;
- уметь выражать в своем рисунке свои чувства, настроение людей.
Коммуникативные:
- уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками;
- уметь слушать и слышать учителя и одноклассников;
- уметь осознанно строить устное речевое высказывание.
Ход урока
Содержание |
Формирование УУД, |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
||
Организационный этап |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. |
Приветствуют учителя |
-формирование умения организовывать свое рабочее место; -формирование умения взаимодействовать с учителем и одноклассниками. |
Постановка цели и задач урока. |
Создает эмоциональный настрой на восприятие темы урока: Показ презентации: слайд №1: Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Агнии Барто, иллюстрацию которого вы видите. Может быть кто-нибудь поможет прочитать это стихотворение. Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения:Какие чувствавызывает у вас эта иллюстрация? Что заставляет вас испытывать именно эти чувства? Подводит учащихся к формулированию темы урока: Мы все переживаем за этого медведя и это чувство называется – сопереживанием. Это переживание за кого-либо, умение чувствовать чужую боль, горе. Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке? Уточняет, озвучивает тему урока Тема нашего урока звучит: «Сопереживание – великая тема искусства» слайд №2 Какова же может быть цель нашего урока? Помогает формулировать цель урока |
Настраиваются на просмотр презентации. Вспоминают четверостишье, читают его : Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию: кто главный герой, его поза, выражение мордочки, цвета, используемые в иллюстрации. Высказывают предположения Формулируют цель урока с помощью учителя. (-рассмотреть картины художников, писавших про горе, несчастья людей; -понять, как и через что художники выражают то, о чем хотят рассказать -суметь через рисунок выразить свои чувства. |
-формирование умения строить понятную для собеседников речь; -формирование умения формулировать собственное мнение; -формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени; -формирование умения слушать и слышать учителя и одноклассников; -формирование умения формулировать тему урока; -формирование умения выделения главного; -формирование умения формулирования цели урока; - |
Актуализация знаний |
Художники, как люди особенно все остро чувствующие стремятся в своих картинах рассказать о страданиях людей. Чтобы человек – зритель задумался о том, как много несправедливости, горя, страдания в нашем мире. Один из таких художников - Василий Григорьевич Перов. Он жил в тяжелые времена для простых рабочих и крестьян. И каждый раз, встречая на улице несчастных ребятишек, очень переживал. Ему очень хотелось написать такую картину, которая бы заставила сердца зрителей сжиматься, биться чаще от переживания. И тогда он пишет картину «Тройка» (слайд №3) Побуждает к высказыванию своего мнения по поводу картины В. Перова «Тройка». Задает наводящие вопросы, помогающие анализировать картину. |
Анализируют картину В. Перова «Тройка» (с помощью учителя) |
-формирование умения синтеза и анализа; -формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме; -формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени; -формирование умения адекватно и эмоционально реагировать на картины художников; -формирование умения структурировать знания. |
Организует выполнение физкультминутки |
Выполняют упражнения |
-формирование понимания важности движения для своего здоровья. |
|
Первичная проверка понимания |
Посмотрим еще одну картину русского художника Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру» Страшное слово – война. (слайд №5) Много горя она принесла людям на земле. Много картин написаны на военную тему художниками мира. Но сегодня я хочу вам показать рисунки детей из концлагеря Терезин, который находился на территории Чехии. Предлагает посмотреть рисунки детей которые находились в концлагере фашистов во время ВОВ. Страшна была жизнь в концлагерях фашистов. Но Фридл – учительница рисования приходила, раздавала материал и дети начинали творить. (слайд №6 -7) Что же мы видим здесь, какие чувства? Как, через что эти несчастные дети выливали свои чувства? |
Самостоятельно анализируют картину В. Васнецова «С квартиры на квартиру» Анализируют рисунки детей опираясь на вопросы учителя. Делают вывод о роли композиции, линии в рисунке с помощью учителя. |
-формирование умения синтеза, анализа, сравнения; -формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме; -формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени; -формирование умения адекватно и эмоционально реагировать на картины художников; |
Проверка понимания темы урока |
Предлагаю посмотреть 2 слайда: (№8 и№9) Дает задание для анализа иллюстраций. Что мы видим на этих слайдах? Какие чувства вы видите на этих иллюстрациях и как они взаимосвязаны со смыслом четверостишья? Проанализируйте иллюстрации: какую роль играют цвет, композиция в них. Подводит учащихся к выводу о том, что все в рисунке: композиция, цвет, линии – играет роль в создании настроения |
Групповая работа (по 4 человека,) Вспоминают четверостишье по иллюстрации. Анализируют иллюстрации. Высказывают свои предположения в группе. Высказываются в классе по очереди Делают вывод о том, что все в рисунке: композиция, цвет, линии – играет роль в создании настроения |
-формирование умения слушать собеседника; -формирование умения формулировать и задавать вопросы; -формирование умения строить логические рассуждения; -формирование умения формулировать и доказывать свое мнение; -формирование умения выделять существенные и несущественные признаки |
Практическая работа |
Демонстрирует детские рисунки прошлых лет на заданную тему Сообщает задание для практической работы Напоминает обучающимся основные законы композиции. Контролирует выполнение работы |
Выполняют практическую работу: рисунок карандашом на тему:«Сопереживание» |
-формирование умения компоновать на плоскости листа задуманное; -формирование умения применять в художественно-творческой деятельности основ графической грамоты; -формирование умения обращаться за помощью, формулировать свое затруднение |
Информация о домашнем задании |
Очень много людей в нашем мире жестоки, несправедливы к природе, животным, к другим людям. Я хочу прочитать слова Л. Н.Толстого. (слайд №12) Сообщает домашнее задание Подумайте над этими словами дома. Подумайте, что вы можете сделать для того, чтобы наш жестокий мир стал чуть-чуть добрей. |
Записывают в дневник домашнее задание |
-формирование умения наблюдать за окружающей действительностью и выделять необходимое; |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Организует анализ учащимися собственных рисунков и рисунков одноклассников. |
Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке. Анализируют свой рисунок и рисунки одноклассников в соответствии с темой урока, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
-формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; -формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и художественную деятельность одноклассников с позиции творческих задач темы урока, с точки зрения содержания и средств его выражения. |