ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1 ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.............................................4

1.1Основные положения о Фонде обязательного медицинского страхования РФ…………………………………………………………………………………4

1.2Основные задачи, функции и организационная структура фондов медицинского страхования………………………………………………………7

1.3Медицинское обеспечение граждан РФ и направления его совершенствования………………………..…………………………………….11

ГЛАВА 2 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ………………………………………………………………..15

2.1Федеральный фонд обязательного медицинского страхования , его основные задачи…………………………………………………………………18

2.2 Территориальные фонды и их филиалы обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28

Список использованой литературы………………………………………….30

Приложение………………………………………..……………………………32

Введение

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания (регулируется Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития медицинские услуги становятся больше платными чем бесплатными , что негативно сказывается на здоровую жизнь населения тем что многие граждане не могут позволить себе оплачивать столь дорогое лечение .Важно сохранить Фонд обязательного медицинского страхования Р и провести реаргонизацию в данной сфере деятельности.

Объектом исследования в данной курсовой работе является общественные отношения связанные с обязательным медицинским страхованием граждан в Российской Федерации.

Предметом исследования является законодательная база которая регламентирует деятельность Фондов обязательного медицинского страхования , его задачи и функции

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования и выявление его достаточной действенности в социальной защите интересов населения в охране здоровья.

Для достижении обозначенной цели автор планирует решать следующие задачи:

1.проанализировать основные положения о Фонде обязательного медицинского страхования РФ

2. рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования; исследовать источники финансирования фондов ОМС

3. проанализировать цели и задачи фондов обязательного медицинского страхования РФ

4. исследовать источники финансирования фондов ОМС

5. дать анализ практики оказания лечебно профилактической помощи насилению при использовании медицинского страхования.

При написании курсовой работы автор планирует использовать нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы, регламентирующие деятельность ФОМС РФ), учебную ,научную и справочную литературу о деятельности фонда медицинского страхования РФ.

ГЛАВА 1 ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Фонд обязательного медицинского страхования - один из видов внебюджетных фондов; создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды - представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления. Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.

1.1Основные положения о Фонде обязательного медицинского страхования РФ

Система обязательного медицинского страхования направлена на реализацию прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях в объеме, соответствующем Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Основными вопросам организации системы обязательного медицинского страхования, призванными обеспечить выполнение Закона о медицинском страховании граждан Российской Федерации, являются:

- организация взаимодействия между субъектами обязательного медицинского страхования, в том числе организация взаимодействия со страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями, страхователями;

- координация деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- разработка нормативной правовой документации по вопросам организации ОМС, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- защита прав и законных интересов граждан в системе ОМС, в том числе контроль за объемами и качеством оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС

Основными  принципами  осуществления  обязательного     медицинского страхования являются:

1)  обеспечение  за  счет   средств   обязательного     медицинского страхования  гарантий   бесплатного   оказания  застрахованному лицу медицинской  помощи  при  наступлении  страхового   случая     в   рамках территориальной  программы  обязательного  медицинского     страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также   - программы обязательного медицинского страхования);

2)  устойчивость  финансовой  системы  обязательного    медицинского страхования,  обеспечиваемая  на  основе   эквивалентности     страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3)  обязательность  уплаты  страхователями  страховых     взносов на обязательное  медицинское   страхование   в   размерах,     установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных  лиц   на исполнение обязательств  по  обязательному  медицинскому    страхованию в рамках  базовой  программы   обязательного   медицинского     страхования независимо от финансового положения страховщика;

5)  создание  условий  для  обеспечения  доступности  и     качества медицинской  помощи,  оказываемой  в  рамках   программ     обязательного медицинского страхования;

6)   паритетность   представительства   субъектов обязательного медицинского  страхования  и  участников   обязательного     медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году[4] . Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования .

Фонд Обязательного Медицинского Страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь .

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Численность граждан, застрахованных согласно спискам к договорам обязательного медицинского страхования за 2012 год , составила 143 065, 0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом обязательного медицинского страхования — 139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек, неработающих — 82 128,5 тыс. человек. На 01.01.2009 в территориальном фонде обязательного медицинского страхования зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них 87 страхователей неработающего населения - органов исполнительной власти .

По состоянию на 01.08.2012г. в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, 120 страховых медицинских организаций (СМО) и 262 филиала СМО [13]

Федиральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ[1] , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации , а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав фонда медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта РФ и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».[14]

В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к финансированию через систему обязательного медицинского страхования.

1.2 Основные задачи, функции и организационная структура фондов медицинского страхования

Деятельность федерального фонда фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Основные роли федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции.

В целях выполнения основных задач ФОМС :

- осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;

- выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

- осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

- участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

- осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

- организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

- изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

- обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

- участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

- ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом – директором .

К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих вопросов:

- утверждение перспективных планов работы Федерального фонда;

- рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда;

- определение направлений и порядка использования доходов Федерального фонда, в том числе полученных от использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядка покрытия убытков;

- утверждение порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

- рассмотрение проектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

- рассмотрение разрабатываемых Федеральным фондом проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;

- принятие решений о внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств на содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;

- формирование ревизионной комиссии;

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия .

Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.

Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.

Правление возглавляет председатель, который имеет 1 заместителя. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда. Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

1.3Медицинское обеспечение граждан РФ и направления его совершенствования

Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи. В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья по любой причине. Этот вид страхования связан с компенсацией расходов граждан, обусловленных получением медицинской помощи, а также иных расходов, связанных с поддержанием здоровья.[12]

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. (ст. 41 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[15]

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляется использование бюджетных средств на:

1) финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;

2) закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения;

3) закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

4) финансовое обеспечение денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству;

5) финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Российской академии наук и Сибирского отделения Российской академии наук, при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи, а также федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;

6) финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации;

7) оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

8) реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

9) реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;

10) финансовое обеспечение мероприятий по развитию службы крови;

11) финансовое обеспечение проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан федеральными государственными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства;

12) финансовое обеспечение мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;

13) финансовое обеспечение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака;

14) финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении;

15) финансовое обеспечение мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактических мероприятий;

16) финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики;

17) финансовое обеспечение мероприятий, направленных на дополнительную подготовку врачей;

18) реализацию комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;

19) финансовое обеспечение создания обучающих симуляционных центров;

20) финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие неонатальной хирургии;

21) закупку медицинских иммунобиологических препаратов в рамках Национального календаря профилактических прививок.

Из анализа данной главы автор приходит к следующим выводам что,

Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ

ГЛАВА 2 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Фонды обязательного медицинского страхования создаются на федеральном и региональном уровнях для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования

Фонды, образованные в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (1991), которые определяют правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлены на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. Создаваемые для этой цели страховые медицинские организации, учредителем которых выступает местная администрация, могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. По Положению о страховых медицинских организациях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993, страховые компании обязаны заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. Обязательное медицинское страхование - составную часть государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Для проведения политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденном Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993.

Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования, финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования, осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет: взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда; нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образуемый представительской властью субъекта Федерации, осуществляет: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соотвующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования; финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования; предоставление кредитов, в т.ч. льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхования граждан.[18]

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и др. фондов и изъятию не подлежат. Они формируются из части единого социального налога (взноса), уплачиваемого хозяйствующими субъектами, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соотвующих бюджетах на обязательное медицинское страхование; доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждний и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований; добровольных взносов юридических и физических лиц; других поступлений, не запрещенных законодательством. Плательщиками единого социального налога в территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Плательщики единого социального налога в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания. Объектом платежей выступает начисленная оплата труда по всем основаниям. Налог начисляется на государственные пособия; на все виды компенсационных выплат, суммы единовременной материальной помощи, на стоимость бесплатно предоставляемых услуг и другие выплаты. Плательщик определяет сумму единого социального налога исходя из начисленные оплаты труда по всем основаниям и действующего тарифа. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Перечисление производится со счета плательщика на счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования или территориального фонда обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции. Средства фонда обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра, управляемого администрацией территории. Расчетный контрольный центр в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на налоговые органы. Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем входит как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

2.1Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) создан Верховным Советом РФ и Правительством РФ как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Федеральный фонд ОМС освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.[18]

Основными задачами Федерального фонда, согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, являются:

· финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС в целях, предусмотренных Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"

· обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС

· аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

- осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;

- выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

- осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

- участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

- осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

- организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

- изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

- обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

- участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

- ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

Основными функциями Федерального фонда являются:

· осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

· разработка предложений о размере взносов на обязательное медицинское страхование

·осуществление в соответствии с установленным порядком аккумулирования финансовых средств Федерального фонда

· выделение в установленном порядке средств территориальным фондам ОМС, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ ОМС

· осуществление совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы РФ контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС

· осуществление совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС, в том числе путем проведения соответствующих и целевых проверок

· осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования ОМС

· внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам ОМС

· участие в разработке базовой программы ОМС граждан

· осуществление сбора и анализа информации, в том числе о финансовых средствах системы ОМС, и представление соответствующих материалов в Правительство РФ

· организация подготовки специалистов для системы ОМС

· изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам ОМС

· организация научно-исследовательских работ в области ОМС

· участие в международном сотрудничестве по вопросам ОМС

· ежегодно в установленном порядке представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.[18]

Особенности установления отдельных расходных обязательств Фонда в 2012 год:

1. Установить, что средства нормированного страхового запаса Фонда в 2012 году в соответствии с решениями Фонда направляются:

1) на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда в текущем финансовом году, с последующим восстановлением средств нормированного страхового запаса Фонда;

2) на увеличение субвенций (за исключением части субвенций в размере страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) до размера субвенций, установленных настоящим Федеральным законом на 2012 год (за исключением части субвенций в размере страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения), если доходов бюджета Фонда , необходимых для формирования субвенций (за исключением части субвенций в размере страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения), недостаточно;

3) на увеличение субвенций в случае, если доходы бюджета Фонда обеспечивают формирование субвенций в размере, установленном настоящим Федеральным законом на 2012 год. Распределение средств нормированного страхового запаса Фонда на увеличение субвенций осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

4) на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов обязательного медицинского страхования единого образца в размере, устанавливаемом Фондом;

5) на предоставление территориальным фондам обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов в целях поощрения страховых медицинских организаций и медицинских организаций, достигших наилучших значений показателей деятельности, установленных территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

2. Установить, что Фонд в 2012 году вправе осуществлять в установленном им порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону по целевой статье «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов» подраздела «Социальное обеспечение населения» классификации расходов бюджетов, предоставление работникам Фонда единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. №370-ФЗ г. Москва «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

· части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах, устанавливаемых федеральным законом

· ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС

· добровольных взносов юридических и физических лиц

· доходов от использования временно свободных финансовых средств

· нормированного страхового запаса Федерального фонда

· поступлений их иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

Временно свободные финансовые средства ФФОМС в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса ФФОМС могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда.

Затраты на содержание ФФОМС, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

ФФОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом - правлением и директором фонда.

Состав правления Федерального фонда утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.

2.2 Территориальные фонды и их филиалы обязательного медицинского страхования

Порядок создания и деятельности ТФОМС регламентируется Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РФ. Это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, подотчетное органам представительной и исполнительной власти. Территориальный фонд освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекции, возглавляемой исполнительным директором.

Состав правления утверждается органами законодательной власти территорий. Председатель избирается правлением. Исполнительный директор назначается администрацией территории.

Для выполнения своих задач ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.

Основными задачами ТФОМС являются:

- обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

-обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования

- достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Для выполнения этих задач ТФОМС наделен рядом функций, наиболее значимые из которых следующие:

- аккумулирование финансовых средств на ОМС;

- осуществление финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, заключившими договоры ОМС;

- осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;

- разработка территориальных правил ОМС;

- выравнивание финансовых ресурсов городов, направляемых для проведения ОМС;

- согласование совместно с органами государственного управления, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификации стоимости медицинской помощи и территориальной программы ОМС;

- контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС.

Особенности формирования бюджета территориального фонда ОМС и его использования в настоящее время сталкивается с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами, основными из которых являются:

- недостаточный тариф страховых взносов;

- неполнота сборов страховых взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов физических и юридических лиц;

- прямые и косвенные попытки изъятия средств ОМС(включение страховых взносов в систему федеральных налогов, изъятие средств фондов в бюджет или их консолидация в бюджеты);

- низкая заинтересованность граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- нарастание безработицы, что приводит к уменьшению финансовых средств системы ОМС;

- неудовлетворительная координация деятельности государственных внебюджетных фондов;

- задержка с принятием профессиональных медицинских стандартов, порядка взаиморасчетов между субъектами Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования;

- медленный переход лечебно-профилактических учреждений в статус “самостоятельно хозяйствующего субъекта”.

Расходы бюджета территориального ФОМС включают :

- финансирование региональных программ обязательного медицинского страхования;

- формирование нормированного страхового запаса;

- финансирование целевых программ по видам помощи, входящим в программу обязательного медицинского страхования содержание Фонда и его филиалов;

- финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению;

- приобретение медицинского оборудования для лечебно- профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования прочие расходы.

Движение финансовых средств Территориального фонда ОМС:

Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

Правление территориального фонда по мере необходимости, но не реже оного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности ТФОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам исполнительной и представительной власти.

Отчет о доходах и использовании средств ТФОМС, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами представительной и исполнительной власти и публикуется в средствах массовой информации

Из анализа данной главы автор приходит к следующим выводам,что для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Заключение.

Подводя итоги своего исследования, автор пришёл к следующим выводам Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.

Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в 1991 г. в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28.06.1991г, который с течением времени претерпел значительные изменения. В законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Цель Закона – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

На современном этапе развития экономических отношений государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь, что представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования образуется за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих. В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями страхового договора.

В настоящее время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие при введении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения.

По мнению автора необходимо предусматреть реализацию следующих мероприятий:

1 ) повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;

2) обеспечение доступности и качества медицинской помощи;

3)улучшение состояния здоровья детей и матерей;

4) обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

5)предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Список литературы

I Нормативно-правовы акты

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г// Москва, 2010

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51, Москва ,2011

3. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.2000 г. № 165,-ФЗ с изм. 29.11.2010 г.

4. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 в ред. от 24.07.2009 г.

5. Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год: Федеральный закон РФ от 27.12.2009 г. № 372

6.Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

7.Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 г. Москва "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год"

II Научная и учебная литература.

9. Анисимов В.И. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС/ В.И. Анисимов// Российский Экономический журнал. 2009. - № 3.

10. Акерман С.Г., Визерс С. и др. Добровольное медицинское страхование. - М.: Российский юридический издательский дом.2007

11. Бородин А.Ф. О медицинском страховании в России/ А.Ф. Бородин// Финансы. – 2008. - № 12.

12. Гехт И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования/ И.А. Гехт // Здравоохранение РФ. – 2008. - № 4.

13. Гришин В.В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования/ В.В. Гришин // Здравоохрание РФ. – 2009. - №4

14 Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование. Первые шаги/ В.В. Гришин // Экономика и жизнь. – 2007. - № 41

15. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития/ В.В. Гришин// Экономика и жизнь. – 2009.

16. Дрошнев В.В. Обязательное медицинское страхование в России. - М.: "Анкил", 2008

17. Материалы правоприменительной практики о оказании лечебно профилактической помощи населению при использовании медицинского страхования

18. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации: http://www.ffoms.ru/oms.htm

19. Чулюков Ю.В. Обязательное медицинское страхование в России: прогноз на 2011-2012 годы/ Ю.В. Чулюков// Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – 2010. - № 6.

20 Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании. / Под ред. проф. И.В. Полякова и канд. мед. наук В.В. Гришина.- М., 2008

Приложение № 1

Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Приложение № 2

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования его структура

ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ