Элективный предмет «Математические методы решения физических задач» - Скачать
Бушуева Людмила Геннадьевна, МБОУ СОШ№9, г. Ноябрьск
Элективный предмет
Математические методы решения физических задач
.Пояснительная записка.
Одна из проблем сегодняшней школы недостаточное количество учебного времени, отводимого на изучение физики в непрофильных классах. Удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах, и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне, можно с помощью элективных предметов, дополняющих базовый уровень.
Если под методом, в узком смысле, понимать
регулятивную норму или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера
, то содержание программы по физике полной общеобразовательной школы позволяет не только познакомиться с математическими способами решения задач, но и научиться применять их на практике при решении физических задач.Элективный предмет
Математические методы решения физических задач
ориентирован на учащихся универсальных (общеобразовательных) 10-11х классов, в том числе для подготовки к сдаче выпускного экзамены за курс полной школы в формате ЕГЭ. Предмет является межпредметным, интегрирующим знания из области математики и физики и ориентирующий учащихся на успешное освоение курса школьной физики. Курс предполагает изучение содержания предметной области физики с опорой на использование математического аппарата обработки информации, на умения применять математические знания при решении физических задач.Цель курса:
формирование навыков решения физических задач с опорой на математические методы, подготовка учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике.
Основные задачи курса:
рассмотреть элементы математического аппарата, используемого для решения задач физики;
Научиться представлять аналитическое условие задачи графически и наоборот;
Научиться использовать вектора и их проекции в решении задач по физике;
Научиться преобразовать физическую сущность задачи в математические зависимости, с использованием уравнений, систем уравнений, пропорций, процентных соотношений, тригонометрических функций;
Показать на примерах решения физических задач различие способов их математического оформления;
Развитие логического мышления, интуиции, воображения.
Принципы отбора содержания учебного материала:
соответствие содержания задач уровню классической физики и современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;
возможность обучения математическому анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в физической задаче;
возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы;
развитие научного мировоззрения.
Методы и организационные формы обучения.
Для реализации целей и задач элективного предмета предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подбор и составление задач на тему, подготовка к итоговому тестированию, в том числе в формате ЕГЭ. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Основной формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Предполагаемые результаты:
умение применять математический аппарат на расчетном этапе решения физической задачи;
умение определять характер зависимостей между физическими величинами;
умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, описывающими физическое явление, процесс, интерпретировать графики;
умение применять векторный способ решения физической задачи;
умение решать физическую задачу уравнением, системой уравнений;
умение выбирать оптимальный математический метод решения физической задачи.
Инструментарий для оценивания результатов:
тематическое тестирование – письменный зачет (в формате ЕГЭ)
представление одного из методов решения задачи в виде презентации, с представлением и защитой на классной аудитории (проект).
Программа курса (двухгодичный курс)
Математические методы решения физических задач
рассчитана на 70 часов, по 35 часов в год в 10 и 11 классе.Содержание программы.
10 класс (35 часов; 1 час в неделю).
Раздел, тема |
Основное содержание |
Количество часов |
|
I. |
Физика и научный метод познания (1час). |
||
1. |
Методы научного познания |
Физика, как наука о природе. Векторные и скалярные физические величины. Измерение физических величин. Системные единицы |
1 |
II. |
Основные элементы математики, используемые в решении физических задач (8 часов). |
8 |
|
Методы представления физической информации. |
Методы представления физической информации: стандартный вид числа и действия с числами, записанными в стандартном виде; вектора и действия с векторами; проекции векторов на координатные оси, действия с проекциями; функции и их графики; приближенные вычисления и погрешности. Табличный, графический и аналитический способы представления физической информации. |
8 |
|
III. |
Механика (12часов). |
12 |
|
1. |
Виды движения и их уравнения. Графическое представление текстовых задач, составление аналитического условия задачи по графику функции. Графики движения. Определение коэффициента пропорциональности зависимости физических величин через тангенс угла наклона прямой графика. Определение места и время встречи аналитически и графически. |
3 |
|
2. |
Законы Ньютона, построение графиков зависимости величин, характеризующих виды сил в динамике (сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела). Проекции на координатные оси при решении задач на движение связанных тел – наклонная плоскость, блоки, поворот. |
3 |
|
3. |
Законы сохранения |
Анализ физического явления и запись системы уравнений для нахождения искомой величины. |
2 |
4. |
Элементы статики. Гидростатика. |
Основное свойство пропорции при решении задач на условие равновесия моментов сил. Моделирование физического процесса уравнениями зависимостей физических величин. |
2 |
5. |
Колебания и волны. |
Гармонические колебания и тригонометрические функции. Производная тригонометрических функций. Графическое представление колебаний. Основные компоненты уравнения волны: амплитуда, период, частота, фаза. |
2 |
II. |
Молекулярная физика и термодинамика (8 часов). |
10 |
|
1. |
Молекулярная физика |
Макро и микропараметры, описывающие молекулярную структуру вещества. Зависимости основного уравнения МКТ, уравнения состояния, изопроцессов. Графические задачи на газовые законы. Работа газа, как площадь фигуры под графиком р(V). Различные способы моделирования задач на изопроцессы. |
8 |
2. |
Термодинамика |
Применение I закона термодинамики к изопроцессам. |
2 |
III. |
Электростатика (3 часа). |
3 |
|
1. |
Электрические взаимодействия |
Кулоновская сила – значение и направление. Сложение векторов. Коллинеарные вектора. |
2 |
2. |
Свойства электрического поля. |
Вектор напряженности – силовая характеристика поля. |
1 |
Итоговое занятие (1 час). |
1 |
||
Всего: |
35 |
||
11 класс, (35 часов, 1 час в неделю) |
|||
IV. |
Электродинамика (14 часов) |
14 |
|
1. |
Законы постоянного тока |
Закон Ома для участка и полной цепи. Чтение вольт – амперной характеристики. Физический смысл сопротивления и электроёмкости проводника. |
3 |
2. |
Магнитные взаимодействия |
Графическое представление магнитных полей. Сложение векторов. |
2 |
3. |
Электромагнитное поле |
Электромагнитные волны. Уравнение волны. |
2 |
4. |
Геометрическая оптика |
Законы геометрической оптики. Построение хода лучей при решении задач на отражение, преломление, полное отражение. Построение изображений в линзах. Пропорции тонкой линза и увеличения. Подобие треугольников в решении оптических задач. Геометрические построения для решения задач геометрической оптики. |
4 |
5. |
Волновая оптика |
Световые волны (производная). Дифракция, интерференция, дисперсия. |
3 |
V. |
Квантовая физика (7 часов) |
7 |
|
1. |
Кванты и атомы |
Фотоэффект. Атомные спектры. |
3 |
2. |
Атомное ядро и элементарные частицы |
Диаграммы энергетических преобразований при поглощении и излучении. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада (степенная функция, натуральный логорифм). |
4 |
VI. |
Решение задач в формате ЕгЭ (7 часов). |
7 |
|
Применение знаний из области математики и физики в решении физических задач. |
|||
VI. |
Повторение. Практикум решения задач (8 часов). |
7 |
|
Индивидуальная работа (подбор и решение физических задач средствами математики). Итог – проект Моя задача . |
|||
Всего: |
35 |
Учебно – тематический план элективного курса. 10 класс.
Тема |
Количество часов |
В том числе на: |
||
Практикум решения задач |
Контрольные работы |
|||
1 |
Физика и методы изучения природы |
1 |
||
2 |
Основные элементы математического аппарата, используемые в решении физических задач. |
8 |
7,5 |
0,5 |
3 |
Механика |
12 |
11,5 |
0,5 |
4 |
Молекулярная физика и термодинамика. |
10 |
9,5 |
0,5 |
5 |
Электростатика. |
3 |
3 |
Текущее тестирование |
6 |
Резерв времени |
1 |
1 |
Итоговое тестирование |
Итого: |
35 |
33,5 |
1,5 |
Учебно – тематический план элективного курса. 11 класс.
Тема |
Количество часов |
В том числе на: |
||
Практикум решения задач |
Контрольные работы |
|||
1 |
Электродинамика |
14 |
13 |
1 |
2 |
Квантовая физика |
7 |
7 |
Текущее тестирование |
3 |
Повторение. Решение задач в формате ЕГЭ. |
7 |
7 |
Текущее тестирование |
4 |
Практикум решения физических задач с опорой на математические методы. |
7 |
7 |
Проект Моя задача , презентация. |
Итого: |
35 |
11 |
6 |
Календарно – тематическое планирование курса представлено в Приложении 1.
Учебно-методическая литература для учителя:
Марон А. Е., Марон Е. А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10 класс – М.:
Просвещение
, 2007.Марон А. Е., Марон Е. А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 11 класс – М.:
Просвещение
, 2007.Черноуцан А. И. Физика. Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. –М.:
Макс - пресс
, 2015.Никифоров Г. Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. – М.:
Дрофа
, 2004.Усова А. В., Тулькибаева Н. Н., Практикум по решению физических задач. – М.:
Просвещение
, 2001.Куперштейн Ю. С., Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7-11 класс. – СПБ,
Сентябрь
, 2005.Куперштейн Ю. С., Физика. Дифференцированные контрольные работы. 10 класс. – СПБ,
Сентябрь
, 2004.Одинцова Н. И., Прояненкова Л. А.. ЕГэ. Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену. – Москва.:
Экзамен
, 2015.Литература для учащихся по данному курсу:
Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика учебник 10 в 2-х частях, Физика учебник 11 в 2-х частях. – М.:
Мнемозина
, 2015.Марон А. Е., Марон Е. А. Контрольные работы по физике. 10 - 11 класс – М.:
Просвещение
, 2005.Черноуцан А. И. Задачи и ответы с решениями. – М.:
КДУ
, 2008.Приложения к программе курса. Подборка задач.
7