Психологическая характеристика группового действия
Реферат на тему:
«Психологическая характеристика группового действия»
Содержание
1. Принципы группового совместного действия…………………………….3
2.Общность интересов…………………………………………………………4
3.Общность целей………………………………………………………………5
4.Единство действия……………………………………………………………7
5.Ассоциация и инерция………………………………………………………..9
6.Психологические характеристики группы
как субъекта действия…………………………………………………………11
1.Принципы группового совместного действия
По природе своей человек существо общественное, и групповое действие является его естественным состоянием. Многовековой опыт совместных действий породил ряд исторически сложившихся особенностей и принципов групповой деятельности.
Что же понимается под групповым действием? Групповое действие можно определить как объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, цели и единством действия. Таким образом, социально-психологической основой группового действия являются: общность интересов, общность целей, единство действий. Ни одно групповое действие не может быть названо групповым, если действия членов группы не обладают единством, основанным на единстве целей и общности интересов. Иначе говоря, группа становитсй субъектом действия, если в ее действиях прослеживаются эти «три единства», какой бы характер они ни носили: временный или постоянный, стихийный или организованный.
Между членами группы могут существовать определенные отношения, и каждый из них может действовать в соответствии со своими целями и интересами. Но если нет общих интересов, целей и действий, то такая группа еще не является субъектом действия. Общность интересов, общность цели и единство действия, характеризующие групповое действие, качественно новое явление, отличающееся от интересов, целей и действий индивида.
2.Общность интересов
Общность интересов не есть нечто среднестатистическое от общего количества интересов участников группы. В самом простом виде общность интересов состоит в том, что в структуре интересов участников группы имеются общие для всех элементы. Например, крестьянин в дореволюционной деревне так или иначе страдал от пережитков крепостничества и был заинтересован в их уничтожении. В то же время крестьянина-бедняка они давили двойным гнетом, а богатому крестьянину мешали развивать свое хозяйство. А это значит, что обобщенный интерес конкретизировался в различных интересах. Но тем не менее он существовал и четко формулировался в программе партии по аграрному вопросу. Таким образом, даже при различии конкретных интересов общность существует, и она может дать основание для возникновения общих целей, направленных на реализацию этого общего интереса.
Гамма интересов личности может состоять из интересов различной степени конкретности. Эта гамма разворачивается от общих ценностных ориентации, типа идеала, к конкретному интересу, с ним связанному. Эта связь крайне важна для понимания диалектики общности интересов участников группы, для идеологической работы в массах. В. И. Ленин говорил, что мерой успехов идеолога является распространение пропагандируемых им идеалов в определенном классе общества. А добиться этого можно, только увязывая, сливая эти идеалы с повседневными интересами трудящихся, каждого участника борьбы. «...Самым высоким идеалам цена медный грош, писал В. И. Ленин, покуда вы не сумели слить их неразрывно с интересами самих участвующих в экономической борьбе, слить с теми «узкими» и мелкими житейскими вопросами данного класса, вроде вопроса о «справедливом вознаграждении за труд», на которые с таким величественным пренебрежением смотрит широковещательный народник».
Общность интересов является тем большей, чем больше совпадает количество элементов и гаммы интересов участников группы. Она зависит от сочетания групповых и личных интересов. Чем гармоничнее сочетаются личные и групповые (вплоть до общественных) интересы, тем выше степень общности интересов участников группы, членов общества. Примером этого является гармоническое сочетание личных и общественных интересов при социализме.
Общность интересов складывается не только на базе объективных условий, сходного социального положения и образа жизни, она является также результатом идеологической деятельности. Общность интересов не всегда проявляется открыто, так же как и различие интересов, особенно в социально-политическом плане, и не всегда адекватно осознается. Часто требуется разъяснительная, воспитательная работа для показа и выяснения различия и общности интересов.
3.Общность целей
Поскольку общность интересов сочетается с их различием, крайне важно определять значения общности и различия интересов. От этого зависит и степень общности, и ее стабильность, продолжительность. Общность интересов группы представляет производное от единства и взаимодействия различных интересов участников группы, от степени социальной значимости как совпадающих, так и различающихся интересов.
Общность интересов при определенных условиях может развиваться в общность целей, произойдет переход к следующему социально-психологическому элементу группового действия. Но если единство, общность целей не может существовать без общности интересов, то общность интересов не обязательно порождает общность целей. Цель и интерес представляют собой хотя и близкие, но разноплановые социально-психологические явления. Цель занимает промежуточное положение между интересом и действием. Цель есть предполагаемое вследствие действия субъекта изменение объекта, необходимое для реализации интереса субъекта. Для того чтобы интерес превратился в действие, необходимо определить цель, т. е. выбрать конкретный объект и определить, какие изменения нужно произвести. Поэтому постановка или выбор цели требуют уже определенного волевого усилия.
Общность целей группы, так же как и общность интересов, представляет собой сложное диалектическое явление.
Прежде всего необходимо отметить раздробление целей в рамках общей, групповой цели. Автомобильный завод создается для того, чтобы изготавливать определенное количествоавтомобилей в год. Это групповая цель, и она может быть достигнута только действиями всех работников завода, только групповым действием. В рамках этой общей задачи каждый цех или другая какая-либо производственная единица имеют свои производственные цели изготовление мотора, кузова и т. д., вплоть до производства каждой отдельной детали и их сборки. Значит, групповая цель может подразделяться на вспомогательные цели отдельных участников. В рамках основной групповой цели могут возникать дополнительные цели, способствующие достижению основной: повышения производительности труда, экономии материалов, возрастания рентабельности производства и т. п.
Но наряду с функционально-групповыми целями у участников группы могут быть и другие цели, совпадающие с групповой целью или дополняющие ее. Кроме того, групповые цели могут служить для участников группы средством достижения личных целей: увеличения заработка, приобретения квалификации и других целей, связанных с реализацией личных интересов. Очевидно, что личные цели будут способствовать реализации групповых целей и единству группового действия в том случае, если они будут гармонически сочетаться с ними.
Социальная значимость групповых целей и, следовательно, их взаимосвязь с личными и общественными целями зависят от их соотношения с целями и действиями больших масс людей. Групповые цели в конечном итоге входят в рамки целей более высокого порядка классовых, или народных (трудящиеся массы), или общенациональных. Так, групповая цель производство автомобилей заводом в конечном итоге всегда подчинена какой-либо другой цели: удовлетворению потребностей людей, извлечению прибыли и, таким образом, входит в рамки какой-либо социально-классовой цели. Поэтому возникает проблема соотношения групповых целей с классовыми и общенациональными. В обществе, разделенном на антагонистические классы, эти отношения сплошь и рядом выливаются в противоречия и конфликты. В социалистическом обществе характер этого соотношения гармония групповых целей с общенародными.
4.Единство действия
Третьим элементом социально-психологической основы группового действия является единство действия.
Наряду с общностью интересов и общей групповой целвн) единство действия означает наличие общего объекта и согласование усилий, которые приводят к общему искомому результату совместного действия. Иначе говоря, мы называем действие единым, если имеются общность интересов, общность цели, общий предмет действия и достигается искомый результат, удовлетворяющий участников группы. Одна лишь общность интересов и целей в действиях людей еще не означает единства их действия. Отсутствие любого из отмеченных признаков препятствует возникновению группового действия.
Следует заметить, что общность интересов, целей и единство действия могут иметь как стихийный, спонтанный характер, так и организованный, координированный.
И в том, и в другом случае, если трехэлементная цепь существует, действие будет иметь групповой характер, т. е. группа выступит как субъект действия. Естественным принципом группового действия является разделение труда и функций между членами группы в процессе оперирования с объектом. Разделение труда и функций всегда происходит при наличии определенных объективных предпосылок. Так, общественное разделение труда (земледелие и животноводство, отделение ремесла, умственного и физического труда, управления и исполнения) требует достаточно определенного уровня развития производительных сил, необходимого для создания прибавочного продукта. Вместе с тем разделение труда и функций зависит от субъективных качеств членов группы, от их способностей, возможностей и навыков выполнения определенных функций.
Разделение труда и функций может быть как стихийным, так и организованным. Объективно разделение функций дает участникам группового действия возможность большего совершенствования и приобретения навыков в выполнении одной или группы аналогичных операций, возможность одновременного выполнения нескольких операций разными исполнителями, что ускоряет совокупную операцию, увеличивает качественную и количественную эффективность. В то же время до предела узкая специализация вызывает отрицательные психические эффекты ощущение однообразия и монотонности труда снижает оптимистическую установку и порождает апатию.
Соединение в групповом действии отдельных личностей, обладающих различными индивидуальными способностями и чертами характера, приводит к взаимному дополнению способностей и черт характера в едином групповом субъекте. Наличие в группе решительного человека может придать совместным действиям решительность, наличие упорных, последовательных людей упорство и последовательность. Необходимо отметить, что дополнительность имеет как положительную, так и отрицательную направленность, т. е. дополняться и тем самым усиливаться могут качества, как повышающие эффективность действия группы, так и снижающие их пассивность, безволие.
Совместные действия, особенно при выполнении сходных операций, могут вызвать социально-психологический эффект соревнования, т. е. стремление выполнить работу лучше, быстрее своего товарища, и тем самым подтянуть его во время выполнения группового действия. Закон соревнования действует в группах, основанных на общем интересе и ценностных ориентациях, во имя реализации этого общего интереса. Закон соревнования основан на гармоничном сочетании личных и групповых интересов членов группы.
Иногда буржуазные критики социалистического соревнования пытаются квалифицировать его как конкуренцию, что лишено какого-либо основания. Конкуренция является формой экономической борьбы частнособственнических групп, действующих по закону «человек человеку волк», когда преследуются корыстные цели и интересы.
Социалистическое соревнование, развитию которого так много внимания уделяет Коммунистическая партия Советского Союза, основано на гармоничном сочетании личных и общественных интересов и является не только важнейшим фактором повышения производительности труда, но и важнейшим средством социализации личности.
5.Ассоциация и инерция
Важное место в формировании и реализации совместного действия занимает принцип ассоциации, в основе которого лежит психическая ассоциация по аналогии и смежности или по контрасту.
Сущность этого принципа может быть изложена следующим образом: люди выступают как групповой субъект (ассоциируются), когда мотивом выступают подражание или оппозиция какому-то образу действия, мнению, вкусам, моде. Таким образом, в основе ассоциации лежит процесс подражания или оппозиции (противоречия). Процесс подражания широко используется в воспитательной работе. Роль примера для подражания выполняют жизнеописания выдающихся людей, положительные герои художественных произведений, создаваемые общественным сознанием идеалы. Подражание играет большую роль в консолидации группы как целостного субъекта действия. Нередки случаи, когда члены группы подражают или одному из членов группы, или ее руководителю, или какому-то примеру вне данной группы.
Процесс оппозиции, как вторая часть принципа ассоциации, проявляет себя в действиях, противоречащих образу действия других групп, мнениям, интересам, моде. Оппозиция как мотив требует более решительных черт характера членов группы. Оппозиция проявляется в форме вызова общественному мнению, фрондирования, с целью привлечения внимания к группе, самоутверждения группы.
Как подражание, так и оппозиция имеют один и тот же механизм они осуществляются в процессе коммуникации через систему знаков и символов и потому, как правило, являются достаточно осознанным процессом.
Значительное место в групповом действии занимает принцип инерции, т. е. действие в силу привычек и традиций. В основе проявления этого принципа находятся стереотипизированные мотивы и действия, сложившиеся или в опыте членов группы, или в опыте предшествующих поколений.
Буржуазная социальная психология часто старается представить эти принципы в качестве самостоятельных законов группового действия. Это неверно, поскольку и соревнование, и ассоциация, и оппозиция основаны прежде всего на отмеченной нами необходимой связи группового действия общности интересов, цели, единстве действия, которая и является основным законом действия группы как субъекта.
Группа как субъект действия обладает некоторыми характеристиками морально-психологического плана, которые оказывают большое влияние на эффективность группового действия. Они возникают на основе межличностных отношений участников группы и вместе с тем могут выходить за пределы непосредственного контакта. К ним относятся такие явления, как взаимоподдержка, солидарность, энтузиазм и т. п.
При анализе этих явлений мы встречаемся с диалектикой рационального и эмоционального в групповом действии и во взаимодействии различных групп. При оценке этих факторов большинство буржуазных психологов склонно отдавать приоритет области эмоциональной и даже бессознательной. Основой группового действия часто провозглашается стремление к солидарности, возникающее на базе тревоги, страха изолированного существования (М. Байон, М. Паж).
И рациональное и эмоциональное в групповом действии представляют собой диалектическое единство, отражающее реализацию «триединства» (интерес цель действие) в практическом действии группы, иначе говоря, это результат понимания и переживания как «триединства», так и его практической, совместной реализации.
6.Психологические характеристики группы как субъекта действия
Рассматриваемые нами явления можно разделить на три основные группы: 1) характеристики группы как субъекта действия, основанные на самосознании группы, 2) характеристики морально-психологических отношений в процессе группового действия, 3) характеристики психологического климата, атмосферы группы в процессе действия.
Эти характеристики по-разному проявляются в контактных и больших сложных группах, но вместе с тем они имеют и некоторые общие особенности.
Самосознание группы состоит в том, что участники группы понимают не только общность своих интересов и целей, но и отличие их от интересов и целей других групп и необходимость действий по их осуществлению. В. И. Ленин писал, что «сознание рабочих масс не может быть истинно классовым сознанием, если рабочие на конкретных и притом непременно злободневных (актуальных) политических фактах и событиях не научатся наблюдать каждый из других общественных классов во всех проявлениях умственной, нравственной и политической жизни этих классов... Самопознание рабочего класса неразрывно связано с полной отчетливостью не только теоретических... вернее даже сказать: не столько теоретических, сколько на опыте политической жизни выработанных представлений о взаимоотношении всех классов современного общества». Чтобы познать самого себя и осознать себя как класс, группу, нужно понять отношения с другими классами, с другими группами, оценить свои и их действия с точки зрения классовых интересов и целей.
Самосознание группы и его производные не просто рациональный процесс, он сопровождается и эмоциональными аспектами: «...ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д.». Таким образом, самосознание группы включает и комплекс чувств группы, а их диалектическое единство порождает ряд производных явлений и характеристик группы как субъекта действия. Одной из таких характеристик является солидарность группы, т. е. сочувствие, понимание, участие и поддержка действием как членов группы, так и других групп аналогичного класса действия. Близко к этому примыкают и такие характеристики, как гордость группы, ответственность за деятельность группы. Эти характеристики имеют большое социальное значение, особенно взятые в отношении таких социальных групп, как класс, народ, нация, когда они приобретают морально-политический характер.
Воспитание чувства классовой гордости и достоинства у представителей трудящихся масс имеет огромное значение для революционного развития общества.
Второй группой характеристик являются характеристики морально-психологических отношений, возникающих в процессе группового действия, а именно отношений дружбы, сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки. Как известно, такого рода отношения являются существенными для самой природы социалистического общества, социалистических производственных отношений. Они рождаются не только на основе общности интересов, но и в ходе совместного действия.
Отношения дружбы и сотрудничества в групповом действии порождают такое состояние группы, как сплоченность, для которой характерны не только общность цели, но и дух взаимопомощи, поддержки, «чувство локтя» в процессе ее реализации, чувство удовлетворения достигнутым сообща результатом.
И, наконец, третьей группой характеристик, возникающих на базе отношений в процессе совместного действия, являются характеристики, связанные с таким понятием, как психологический климат совместного действия. Еще К. Маркс писал: «...при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц...». Это, очевидно, находится в основе создания положительного, оптимистического климата в процессе группового действия, получающего свое наиболее полное выражение в энтузиазме.
Как психологическое явление энтузиазм оказывается тесно связанным с объективными процессами действительности. Так, высокая производительность труда на капиталистическом предприятии не может быть результатом трудового энтузиазма рабочих, деятельность которых мотивируется сочетанием материальных стимулов (заработок) и моральных стимулов негативного характера (страх потерять работу в первую очередь). В условиях социализма трудовой энтузиазм явление, закономерно проистекающее из всей системы общественных отношений. «Победа социализма в нашей стране породила невиданные ранее в истории человечества проявления массового трудового энтузиазма...» Эти проявления стали типичными для всего процесса становления нового общественного строя, начиная с первых пятилеток.
Энтузиазм это производная не только общения, но и той психологической атмосферы, в которой происходят действия группы, это проявление полного взаимопроникновения интересов группы и личности, уверенности и убежденности в высокой ценности действий группы и индивида. Психологическим контрастом энтузиазму служат различные проявления бурной активности индивидов и групп в условиях капитализма. Эта активность типа «золотых лихорадок» или «нефтяных бумов» также влечет за собой «возбуждение жизпепной энергии», но при полном взаимоотрицании интересов как соперничающих групп, так и конкурирующих индивидов внутри групп.
Чрезвычайно важной характеристикой группового действия является героизм. История советского общества дает блестящие примеры массового героизма в борьбе за социализм. В. И. Ленин писал: «Героизм трудящихся масс, сознательно приносящих жертвы делу победы социализма, вот что является основой новой, товарищеской дисциплины в Красной Армии, ее возрождения, укрепления, роста». Массовый героизм в боях за Родину, массовый героизм будничной работы существенная черта совместного действия советских людей, руководимых Коммунистической партией.
Психологическая характеристика группового действия