Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова (Второй вариант)


Прежде чем рассмотреть стихотворения, следует вспомнить о том, какие общественно-политические вопросы волновали прогрессивную часть русского общества в годы, последовавшие за разгромом декабристов.

Два исторических события (война 1812 года и восстание декабристов) показали, что без участия народа нельзя одержать победу над внешними врагами и совершить революцию в стране. Между тем, народ, представляющий собой огромную силу, по-прежнему оставался в неволе, не принимал участия в политической жизни страны, находился в изоляции от других слоев населения. После восстания декабристов увеличился разрыв между Россией народной и Россией официальной. Лермонтов в конце жизни воспринимал Россию как "страну рабов, страну господ". Его, как и других писателей прогрессивного лагеря, тревожила судьба народной России. Недаром он вслед за Пушкиным обращается к теме простого человека, не принадлежащего к "благородному сословию" ("Бородино", "Песня про купца Калашникова").

Рассматривая стихотворение "Как часто, пестрою толпою окружен...", мы пришли к выводу, что Лермонтову чуждо пассивное отношение к окружающей жизни. И в стихотворении "Дума" он порицает бездействие, пассивность своего поколения.

Более подробно рассмотрим стихотворение "Родина", очень сложное и важное для понимания отношения поэта к родине и народу. Проблема родины и народа всегда волновала образованное русское общество. Волновала она и Лермонтова, который в целом ряде лирических произведений, так или иначе, затрагивает этот злободневный вопрос. В стихотворениях "Родина" и "Прощай, немытая Россия" родина становится центральной темой. Россия николаевского царствования была двуликой. "Одна Россия - утонченная, придворная, военная, тяготеющая к центру, - писал Герцен, - окружает трон, презирая и эксплуатируя другую. Другая, земледельческая, разобщенная, крестьянская, находится вне закона".

В стихотворении "Прощай, немытая Россия..." Лермонтов, как и Герцен, видит отвратительный лик николаевской жандармской империи с "господами" и "рабами", с "голубыми мундирами" жандармов и "послушным им народом". А в стихотворении "Родина" поэт рисует светлый образ другой России - народной, крестьянской, могучей и страдающей. Лермонтов как-то сказал: "Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого". Это высказывание очень важно, но не все разделяли эту позицию. Так, славянофилы признавали терпение, смирение положительными качествами русского народа. А у Лермонтова смирение и "терпеливое страдание" народа вызывает горечь и досаду.

Ни у одного из поэтов, предшественников и современников Лермонтова, кроме Пушкина, патриотическое чувство не проявлялось так сильно, как в стихотворении "Родина".

Недаром Белинский назвал это стихотворение "пушкинским", имея в виду, очевидно, строчки из XVI строфы "Путешествия Онегина":

Теперь мила мне балалайка,Да пьяный топот трепакаПеред порогом кабака;Мой идеал теперь - хозяйка,Мои желания - покой,Да щей горшок,Да сам большой...

Как и для Пушкина, для зрелого Лермонтова жизнь русского народа стала источником вдохновения, радости и печали. Не случайно Добролюбов назвал патриотизм Лермонтова в "Родине" "истинным и разумным".

В "Родине", как в некоторых других произведениях последних лет жизни поэта, раскрылось демократическое сознание Лермонтова. Эти демократические тенденции развили поэты 60-х годов, прежде всего Н. А. Некрасов. Ф. М. Достоевский имел в виду именно демократизм творчества Некрасова, когда писал: "должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым".