ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

PAGE 30

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………5

1.1. Понятие, функции малого бизнеса…………………………………………….5

1.2. Типы малого бизнеса…………………………………………………………..11

1.3. Преимущества и слабости малого бизнеса…………………………………..14

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………18

2.1. Современное состояние малого предпринимательства……………………..18

2.2. Система и формы государственной поддержки предпринимательства……23

2.3. Значимость финансово-кредитной поддержки для малых предприятий…..28

2.4. Оценка и прогнозирование развития финансирования малого бизнеса Республики Татарстан со стороны государства………………………………….33

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………….37

3.1. Задачи Федеральных программ поддержки малого предпринимательства..37

3.2. Программа развития малого бизнеса в Республике Татарстан……………..42

3.3. Формы развития государственной финансовой поддержки………………..50

Заключение………………………………………………………………………….57

Список использованных источников и литературы……………………………...59

Приложения…………………………………………………………………………61

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой чертой успешного и эффективного функционирования рыночной экономики. Этим определяется внимание к организации и формам взаимодействия малых предприятий и индивидуального предпринимательства со структурами корпоративных систем и государственными органами.

Актуальность работы. В настоящее время вопросы развития форм государственной поддержки малого предпринимательства являются актуальными. Малое предпринимательство в России является не только необходимым звеном в развитии рыночной экономики, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества, так как в значительной степени служит основой создания среднего класса, обеспечивающего политическую стабильность и демократическое развитие общества. Совершенствование развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса является ключевым направлением экономического развития. Хозяйствующие субъекты малого бизнеса обязаны вести бухгалтерский учет, платить налоги. На основе полученной информации, накапливаемой на счетах бухгалтерского учета контролировать:

законность и целесообразность совершения фактов хозяйственной жизни;

правильность совершения налогов и своевременность их уплаты.

Для малого бизнеса важным является прогнозирование его стабильности финансового положения.

Цель курсовой работы – исследование перспектив развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

  • раскрыть сущность малого предпринимательства;
  • изучить преимущества и слабости малого бизнеса;
  • исследовать современное состояние малого бизнеса;
  • исследовать систему и формы государственной поддержки предпринимательства;
  • оценить значимость финансово-кредитной поддержки для малых предприятий;
  • исследовать перспективы развития финансирования малого бизнеса Республики Татарстан со стороны государства;
  • изучить задачи государственных программ поддержки малого бизнеса.

Предметом исследования являются перспективы развития малого бизнеса в России и Республике Татарстан.

Объектом исследования является малый бизнес.

Теоретико-методологическое обоснование. В отечественной экономической литературе до настоящего времени исследовались лишь отдельные аспекты данной темы. Эти вопросы рассматриваются и анализируются в работах В. Е. Платоненко, М. М. Максимцева, А. Н. Петровой, М. Г. Лапусты и др.

Практическая значимость. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. В целом для экономики деятельность малых фирм является важнейшим фактором повышения ее гибкости.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, содержащих десять параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы, 4 приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты развития малого бизнеса в России. Во второй главе дана оценка развития государственной поддержки малого бизнеса в Республике Татарстан. В третьей главе изучены формы развития государственной финансовой и Задачи Федеральных программ поддержки малого предпринимательства.

Глава 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Понятие, функции малого бизнеса

Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России на сегодняшний день составляет порядка 20%, в то время как в странах Евросоюза, США, Китае этот показатель превышает 50%. Занята в малом и среднем предпринимательства пока только четверть работающих россиян. К 2020 г. доля малого бизнеса в ВВП России должна составить 50%. В нем должно быть занято не менее половины экономически активного населения страны1.

Субъекты малого предпринимательства, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям, которые предполагают:

  • формирование гибкой рыночной экономики;
  • сочетание разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.

Малый бизнес – один из ведущих секторов современной экономики России. Он определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Субъекты малого бизнеса способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Развитие малого бизнеса несет следующие достоинства и недостатки.

К достоинствам относятся:

  • высокая мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и изменения вкусов потребителей;
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • возможность более экономичного использования ресурсов и т.д.

Недостатками являются:

  • высокая степень риска;
  • необходимость больших затрат на рекламу и поиск клиентов, поскольку такие предприятия мало известны потребителям;
  • сложность получения кредита и др.

Подробнее ознакомиться с достоинствами и недостатками развития малого бизнеса можно в приложении 12.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Функции малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса:

  • Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
    • Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, ограничивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
    • Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей). По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже.
    • Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы.
    • Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

  1. Обеспечивает рост занятости.
    1. Снижает социальную напряженность.
      1. Стабилизирует уровень доходов населения.

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы.

Экономический риск в сфере малого предпринимательства выше и «жизненный цикл» малых предприятий короче, чем крупных компаний. В благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают ряд трудностей. Малые фирмы чаще всего проигрывают крупным компаниям в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы слабее крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды. Если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно становится банкротом3.

Серьезную проблему для малых фирм представляет отсутствие планирования. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше – стратегическое. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов4.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям5:

  1. для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий;
  • среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.
  1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства6.

В соответствии со статьей 4 ФЗ № 209 Правительство РФ установило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия – 60 млн. рублей;
  • малые предприятия – 400 млн. рублей;
  • средние предприятия – 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи. Средняя численность персонала микропредприятия, малого или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого или среднего предприятия7. Комплексный экономический анализ способствует эффективному управлению деятельности (от разработки планов и программ хозяйственной деятельности до контроля над исполнением принятых решений) в любой функциональной сфере малого бизнеса8.

Таким образом, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Субъекты малого бизнеса способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

1.2. Типы малого бизнеса

Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее - малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это, как правило, мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом.
Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками. Для сравнения в США - стране с большим внутренним рынком доля традиционного бизнеса 39% а, в таких странах как Италия и Япония, мелкие средние компании доминируют в ряде отраслей, особенно, таких как обрабатывающая промышленность. Велика доля традиционного бизнеса и в странах, где рыночная экономика недостаточно развита9.

Традиционный бизнес преобладает в производственном и бытовом обслуживании, оптовой и розничной торговле (парикмахерские, небольшие кафе, зубоврачебные кабинеты, магазины.) Нишей традиционного малого бизнеса являются отрасли обслуживающие локальные потребности.

Быстрорастущее малое предприятие - это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

Для определения особого статуса, в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой выделяют количественные критерии выделения малого бизнеса и определяют основные направления поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не поддается простому определению.

Существуют различные определения малого и среднего предпринимательства (МСП), которые, как правило, закрепляются законодательно для целей налогового и статистического учета, а также для разработки и внедрения государственных программ развития малого бизнеса.

Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ от 24.07.2007) были пересмотрены границы сектора субъектов малого предпринимательства, выделена категория микропредприятий и введено понятие среднего бизнеса. Кроме того, в состав субъектов малого и среднего предпринимательства были включены и потребительские кооперативы, являющиеся некоммерческими организациями. В рамках нового закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

1) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц:

  • потребительские кооперативы;
    • коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

2) внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей:

  • физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Малое предприятие – это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин – это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли.

Микропредприятия относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро-предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес-навыками. При этом большинство таких предприятий демонстрируют жизнеспособность малого предпринимательства.

Средние предприятия проходят по границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства. Деятельность большей части малых предприятий несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых предприятий на современном этапе состоит в поддержке усилий слабозащищенных групп населения по выживанию.

Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.

Предпринимательство – это система хозяйствования, основой которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе).10

Таким образом, малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.

1.3. Преимущества и слабости малого бизнеса